Как составить методический семинар

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «КАЛЕЙДОСКОП»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

«Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху»».

Автор-составитель: Сочнева Т.П.,

методист МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»

ст. Медведовская

2022 год

Сценарий проведения

методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху».

Цель: способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний,
практических умений и навыков в вопросе развития профессиональной компетенции.
2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.

3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов дополнительного образования.

Время проведения: 40 мин.

Форма проведения: семинар-практикум.

Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, методический материал, презентация.

Слушатели: педагоги дополнительного образования.

Методы проведения: объяснение, беседа, частично-поисковые методы, методы проблемного изложения материала, игровые методы, метод «Рефлексия», педагогический прием «Кластер», метод «Перевернутый класс».

Планируемые результаты:

Педагоги приобретут знания и умения:

– умение воспринимать и переосмысливать методический материал, умение преподнести свою работу в доступном и увлекательном виде; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с коллегами.

Педагоги закрепят навыки: уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с коллегами.

Подготовительная работа к проведению семинара.

При подготовке к методическому семинару педагоги получают на свои электронные почты задание, предварительно познакомиться с теоретическими аспектами темы методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху». Таким образом, используется технология «перевернутый класс». Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно -подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном семинаре. Согласно этой концепции, педагоги изучают теорию дома, перед семинаром. А на самом семинаре отрабатывают её на практике под руководством методиста. Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Методисты Центра творчества «Калейдоскоп» также используют технологию «перевернутый класс». Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: каждый методический семинар посвящается практике. Итог — педагоги способны применять знания на практике.  Теория подается в форме изучения монографии, презентации, знакомство с разработкой мастер-класса. Задача педагога — самостоятельно найти теоретический материал и прийти на семинар перевёрнутого класса. Практика проходит в форме игры-путешествия по станциям.

План проведения методического семинара:

1. Организационный момент. Упражнение «Ассоциации».

2. Основная часть:

– станция 1. «Целеполагание».

– станция 2. «Рекламное объявление».

– станция 3. «Пути развития профессиональной компетентности».

– станция 4. «Модель профессиональной компетентности педагога».

– станция 5. «Народная мудрость».

– итоговый продукт «Лестница успеха».

3. Рефлексия. Подведение итогов методического семинара.

Ход методического семинара:

1.Организационный момент. Слайд 1.

Методист: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Деление на группы «Цветной конверт»:

Выберите понравившейся Вам конверт красного или желтого цвета и соберите праздничный букет из конвертов цветов одного цвета. Таким образом мы с Вами распределимся на группы. Те, кто выбрал:

  • Конверт красного цвета — желают общаться;

  • Конверт желтого цвета — проявят активность;

Я предлагаю Вам, принять участие в методическом семинаре в форме в квест-игры «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху».

Упражнение «Ассоциации»

– На каждую букву слова придумайте слова – ассоциации понятия «успех» (Работа в группах – 3 мин. Затем каждая группа участников зачитывает свои ассоциации).

У

удача, упорство, удовлетворение, уверенность, увлечённость…

С

способность, самореализация, самосовершенствование, самодостаточность, счастье, сознательность…

П

потребность, потенциал, прогресс, познание, признание, победа…

Е

единство (цели, постоянство или единство взглядов) …

Х

харизма…

Итак, квест-игра «Путь к успеху» начинается:

 – Мы пройдем с вами пять станций. За каждое выполненное задание на станции Вы будете получать конверт. На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога. Готовы? Тогда в путь…

Правила для участников команд:

Для того чтобы наша работа была эффективной, надо принять правила работы наших команд.

Я озвучиваю фразы, а вы определяете правила-синонимы:

Знание делает жизнь красивой

Быть открытым для новых знаний.

Как тут говорить, коль не дают и рта раскрыть

Не перебивать

Надо знать, что и где сказать

Придерживаться темы семинара

В труде быстро время бежит 

Соблюдать регламент.

 Станция 1. «Целеполагание». Слайд 2.

Предлагаю Вам, вспомнить сказку «Колобок».

– «Испекла бабка колобок и положила его на окошко студиться. Колобок спрыгнул и покатился…»  А куда же он покатился и зачем?

Слушаем варианты ответов.

– Была ли у Колобка цель в его путешествии? (возможные варианты ответов: погулять, найти друзей, посмотреть мир, спастись от бабки с дедом – они его съесть хотели, стать личностью и т.д.)

– То есть конкретной цели он перед собой не ставил. И ведь его съела лиса. Давайте пофантазируем и попробуем исправить печальный конец сказки.   Выберите для Колобка цель и придумайте новый финал – позитивный – для нашего Колобка.

Вывод:

Как в сказке, так и в жизни – если нет цели, непредсказуем финал. А если цель перед нами четкая есть – то и на финише будет достойный результат.

Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели мы формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому мы стремимся.

Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.

– Молодцы, Вы славно справились с этим заданием.

И получаете в знак благодарности конверт. Держите. Но пока не открывайте его.

Станция 2. «Рекламное объявление». Слайд 3.

А теперь мы движемся по нашему маршруту и делаем остановку на этапе «Рекламное объявление».

Задания:

Сейчас 1 команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога (выбираете сами) на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для педагога.

Слайд 4. Задание для 2 команды:

Представьте, что вы – родители, которые выбирают педагога для своего любимого ребенка. И вам нужно составить резюме с точки зрения «Только к этому педагогу!».

Правила остаются прежними. Время выполнения задания– 3-5 мин.

Представители команд, пожалуйста, зачитайте резюме. Сделайте краткий вывод из сказанного, написанного, сжато изложите основные положения.

Вот мы и нашли значимые качества педагога: современный педагог должен быть компетентным профессионалом.

– Вот за этот правильный ответ, я отдаю Вам еще один конверт.
– Дальше нам пора идти.

 Вывод: Современное дополнительное образование требует от специалистов особой подготовки. Готовить обучающихся к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

 Станция 3. «Пути развития профессиональной компетентности». Слайд 5.

 На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».

Слайд 6. Задание: Составьте кластер «Пути развития профессиональной компетентности педагога», указав, через какие виды деятельности происходит повышение профессиональной компетентности педагога.

Время выполнения задания-3-5 минут.

Представители от каждой команды представляют кластеры «Пути развития профессиональной компетентности педагога».

Слайд 7.

Пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях и творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах и др.

И с этим заданием Вы успешно справились. Вот Вам еще один конверт.

Станция 4. «Модель профессиональной компетентности педагога».

Слайд 8. Последняя остановка на нашем путиэто станция «Модель профессиональной компетентности педагога».

На данной станции Вам необходимо разработать модель профессиональной компетентности педагога. Вы должны определить наиболее важные, по Вашему мнению, качества, которые составляют профессиональную компетентность педагога.

– Вам нужно выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, которые составляют профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные («мозговой штурм»).

– Сейчас каждая команда на листе бумаги должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого определить и записать десять его наиболее значимых качеств педагога дополнительного образования, которые вы выбрали после обсуждения.

Творческий подход к заданию приветствуется.

Время работы – 5 минут.

Демонстрационный этап.

Попрошу Вас представить модель профессиональной компетентности педагога и обосновать представленные профессиональные и личностные качества.

Личностные качества

Профессиональные качества

Доброжелательность, общительность, ответственность, уверенность, толерантность (уважение, доброта, вежливость), способность к сотрудничеству (честность, взаимопонимание), самоконтроль (управление эмоциями, самоконтроль, стрессоустойчивость), самостоятельность (вера в себя, целеустремленность, инициативность) и другие личностные качества.

Креативный, владеющий современными образовательными технологиями, способный к профессиональному развитию, педагогическая эрудиция, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

Задание выполнено, получите конверт.

Станция 5. «Народная мудрость». Слайд 9.

Используя код древнегреческого историка, государственного деятеля и военачальника Полибия, замените букву кодируемого текста комбинацией номера строки и номера столбца, на пересечении которых она расположена. Расшифруйте закодированный текст.

Слайд 10. Текст шифровки: «Настойчивость и стремление к победе – два главных фактора успеха».

 Итоговый продукт «Лестница успеха». Слайд 11.

Настал важный момент, теперь возьмите все конверты, которые Вы собрали на протяжении всего квеста-путешествия, и составьте «Лестницу успеха». Для этого Вам необходимо разместить на ступенях лестницы слова в соответствие   со значимостью при достижении какой-либо цели.

Слова для справок (из конвертов): учусь, творю, могу, расту, желаю.

Вот мы с Вами и добрались до вершины педагогического мастерства. Чтобы быть мастером своего дела и добиться успеха, необходимо иметь цель и желание. Вот тогда все непременно получится!!!

Рефлексия. Метод «Рефлексивный экран». Слайд 12.

Уважаемые, коллеги! Прошу Вас, продолжить фразы, которые я буду говорить:

«Среди этапов работы на семинаре мне особенно понравился…»; «Во время работы на семинаре я приобрел…»; «Работа на семинаре заставила меня задуматься о…».

С какими трудностями при выполнении заданий Вы столкнулись?

Оцените степень эффективности методического семинара для Вас с точки зрения получения новых знаний

  новых знаний                                                             узнал (а) много нового

 не получил (а)     0   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10          полезного для работы.                                                   

 Подведение итогов семинара.                                                                            

«Свободный микрофон» (Если Вам есть ещё что сказать…).    

Уважаемые, коллеги, по всем канонам сценария, я бы хотела закончить наш семинар притчей: Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала, а
Только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала…Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу.
Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой. В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни.

Уважаемые коллеги, мне хочется сказать, что все, кто здесь присутствует выбрали нелегкий путь орла… Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Благодарю всех за работу! Слайд 13.

Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

Список использованной литературы

  1. Горина В.С. Мастер-класс «Путь к успеху». https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/05/01/master-klass-put-k-uspekhu-dlya

  2. Нефедова Е.М. Методический квест. Развитие профессиональной компетентности педагога, или как добиться успеха. https://www.1urok.ru/categories/1/articles/18731

Приложение 1

Итоговый продукт «Лестница успеха»

Обоснование методов и технологий проведения методического семинара

При планировании методического семинара учтены основные принципы планирования и проведения методического семинара: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность, а также фазы проведения методического семинара: инициация (начало методического семинара); вхождение или погружение в тему (сообщение или выявление целей семинара); формирование ожиданий участников методического семинара (планирование эффектов); интерактивная лекция (передача и объяснение информации); проработка содержания темы (групповая работа с участниками методического семинара); подведение итогов (рефлексия, оценка методического семинара); эмоциональная разрядка (притча, слова В.А Сухомлинского об успехе).

В процессе совместной работы будут осуществляться различные интеракции: методист – участник семинара (обучающийся), обучающийся – обучающийся, методист – малая группа, методист – все участники семинара.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в виде мультимедийной презентации помогают в создании, передаче и распространении, визуализации учебной информации для каждого участника методического семинара.

При планировании данного методического семинара были использованы интерактивные формы работы с участниками методического семинара: метод «Ассоциаций», метод «Кластер», использовались элементы квест-технологии (прохождение станций, ребусы, зашифрованное кодовое слово), технология «Перевернутый класс».

Анализ и оценка процесса и результатов методического семинара, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся на рефлексивном этапе занятия (метод «Рефлексивный экран», «Закончите фразу») позволяют методисту получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса в течение методического семинара, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям участников семинара.

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, переносное – школа) – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам исследований.

В научных коллективах это традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Методический семинар — это устное представление своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных организаций разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.

Основная идея методического семинара — раскрытие профессионального и методического потенциала конкурсанта посредством общения с аудиторией, умения применять инновационные технологии в своей практике. Можно использовать один из представленных алгоритмов для подготовки и проведения методического семинара.

Алгоритм 1

    • выявить педагогическую проблему;
    • дать обоснование актуальности её решения, его практической значимости;
    • отразить теоретическую базу опыта при решении данной проблемы (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе);
    • раскрыть технологию реализации решения педагогической проблемы;
    • показать инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействий учителя и учащегося и т.д.;
  • провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.

Алгоритм 2

    • вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий;
    • сформулировать концепцию педагогической деятельности;
    • определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею;
  • выделить составные части опыта и выстроить их в логической последовательности:

— сущность опыта;

— результативность;

— трудоёмкость осуществления (для учителя и учащихся);

— возможность и условия освоения

    • описать каждую составную часть своей концепции, факторы успешности;
  • факторы успешности представить в следующей последовательности:

— название фактора успешности (что?);

— с какой целью и в какой последовательности его применяете (для чего?);

    • какова структура, состав, последовательность операций (как?);
    • что даёт применение этого фактора (результат).
  • описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых «неизбежным» становится формирование ЗУН и способов деятельности в заданных параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.)

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Регламент — до 20 минут, включая ответы на вопросы.

Критерии оценивания:

  • умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;
  • общая и профессиональная эрудиция;
  • культура публичного выступления;
  • умение взаимодействовать с аудиторией.

Методические рекомендации по проведению учебного занятия (конкурсного урока)

Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок», который рассматривается как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Учебное занятие ограничено во времени (45 мин.). Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в инновационном проекте. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление инновационного проекта — учебное занятие — самоанализ учебного занятия или защита дополнительной образовательной программы – учебное занятие – самоанализ. Е.М. Пахомова рекомендует избегать повторов, как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией, «каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно-профессиональный образ».

Требования к конкурсному учебному занятию

    1. Важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!
    1. Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.
  1. Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

— глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

— грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

— коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

— умение получить результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента, так же как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен».

Учебное занятие отличается и своим содержанием, рассчитанным на незнакомых детей. Надо умело поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства, что станет залогом успешности на уроке.

Учебное занятие проходит в школе, в классе, определённом заявкой, направленной участником конкурса в Оргкомитет. Тема должна соответствовать календарному плану изучения материала.

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ проводится непосредственно после учебного занятия. Он представляет собой разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон.

Самоанализ учебного занятия как конкурсное мероприятие – это выступление педагога, проводившего занятие, и его беседа с членами жюри (что предполагает ответы на вопросы, необходимые для получения дополнительной информации о ходе и результатах деятельности учителя и учащихся на учебном занятии, об оценке успешности этой деятельности).

В ходе пятиминутного выступления педагог может высказать свои соображения по поводу уровня подготовки детей, с которыми пришлось работать, сравнить условия проведения конкурсного занятия с теми, в которых педагог работает на своём рабочем месте, поделиться своими неиспользованными находками (запасными методическими ходами). Кроме того, не нужно бояться указать на собственные ошибки – жюри воспримет это положительно. Следует помнить, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей и другие «недостатки» класса некорректна.

Оценивается способность участника конкурса к рефлексии, умение увидеть ошибки и недочёты, определить уровень собственной успешности.

Педагогу важно, как говорят психологи, иметь «внутренний локус контроля», то есть искать причины эффективности или неэффективности своей деятельности в своих действиях.

Для конкурсанта важно логически выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта работы – представление инновационного проекта – учебное занятие – самоанализ учебного занятия.

Ознакомиться с учебными занятиями участников конкурса «Учитель года России» вы можете здесь, здесь и здесь.

Учебное-занятие-и-классный-час

Сочинение-эссе

Опубликовано сайте http://www.prodlenka.org/ 

Сертификат СЕРИЯ № 73693-62482 от 24.09.2014 года.

В последнее время все большую популярность приобретает такая форма профессионального обучения учителей, как мастер-класс. О том, кто участвует в работе мастер- класса, каковы его цели и задачи, какие требования предъявляются к программе, а также как организовать и провести интересный и содержательный мастер-класс, идет речь в материалах рубрики.        

Как подготовить и провести мастер-класс

(методический семинар с получением коллективного информационного продукта)

Цель и особенности проведения семинара        

Цель семинара: обобщить представления участников семинара о характерных особенностях мастер-класса, роли методиста в подготовке мастер-класса педагогом и об экспертизе мастер-классов.

Особенности проведения семинара:

  1. Деятельностный подход.
  2. Электронные презентации выступлений докладчиков и ведущих мастер-классов.
  3. Обзор технологических подходов к проведению мастер-класса в виде стендовых докладов.
  4. Сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности.
  5. Аналитическая работа в группах с использованием технологии развивающей кооперации. Результат — получение коллективного информационного продукта.
  6. Знакомство с опытом проведения конкурса мастер- классов в учреждении (документация, трудности, находки и др.).
  7. Педагоги представляют три мини-мастер-класса (продолжительностью 15-20 мин.). Все присутствующие становятся не только активными участниками мастер-класса, но и выступают в роли экспертов.
  8. Для участников семинара готовятся оценочные листы и листы для проведения рефлексии.
  9. В конце семинара участники получают пакет материалов, которые можно использовать при подготовке мастер-классов.

Комментарии к сценарию семинара

  1. До начала семинара во время регистрации участники получают не только программу семинара-практикума, но и карточки с номером (от 1 до 5). Это позволяет сразу же разбить участников на 5 групп для выполнения творческих заданий в течение семинара.
  2. Методист не просто выступает с докладом, а включает всех участников в обсуждение, создание коллективного информационного продукта. При этом используется работа в группах. Участники отвечают на поставленные вопросы, выполняют различные задания.
  3. Докладчик, освещающий опыт проведения конкурса мастер-классов в учреждении и критерии оценки эффективности мастер-классов, акцентирует внимание участников на том, что они выступят в роли экспертов и сами оценят мастер-классы, на которых побывают.

Готовятся мастер-классы разных видов. На одном презентуется технология, на других — отдельные элементы технологий.

5. На каждом из мастер-классов могут даваться задания, имеющие к нему отношение: например на мастер-классе, посвященном использованию элементов игровых технологий при знакомстве школьников с буквами, цифрами ,геометрическими фигурами, участникам предлагается изобразить (с помощью счетных палочек, шнурков и -.п.) символ мастер-класса и объяснить его значение. 3 результате могут получиться, например, такие рисунки:

  • ломаная линия (на мастер-классах ломаются стереотипы);
  • зигзаг (ассоциация с зигзагом удачи; настрой на положительный результат);
  • кирпич (добротный вклад в фундамент педагогических знаний);
  • лестница (путь к успеху);
  • солнце (озарение);
  • восклицательный знак (находка, открытие);
  • стрела (устремленность к новым вершинам).

Ход семинара

Что такое мастер-класс?

Ведущий приветствует участников семинара и задает первый вопрос: «Что такое мастер-класс?».

Этот же вопрос выводится на экран. Участники семинара отвечают.

Возможные ответы:

  • мастер-класс — это особая форма передачи педагогического опыта;
  • мастер-класс — это территория активного обучения;
  • мастер-класс — это эффективная форма обмена опытом;
  • мастер-класс — это интересное педагогическое мероприятие;
  • мастер-класс — это перспективное звено повышения квалификации;
  • мастер-класс — это педагогическая кухня, на которой учат готовить педагогические «блюда»

и т.д.

После того как участники ответят на поставленный вопрос, ведущий предлагает обратиться к словарям и педагогической литературе. На экран выводятся 2-3 наиболее распространенных определения:

  1. Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.
  2. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.
  3. Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Сравнив определения участников с определениями в различных источниках, можно сделать вывод о том, что все присутствующие с понятием мастер-класса знакомы. < Еще раз отмечается, что мастер-класс — это форма распространения педагогического опыта.

Формы распространения педагогического опыта

Ведущий предлагает участникам назвать другие формы распространения педагогического опыта. Участники семинара называют известные им формы:

  • открытый урок;
  • публикация;
  • творческий отчет;
  • выступление на педсовете, конференции;
  • академический концерт и др.

Условно формы распространения педагогического опыта по степени взаимодействия с учениками можно разделить на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся те, которые не требуют личного присутствия мастера. Активные формы можно разделить на две подгруппы, условно называемые «актер на экране» и «актер в зале». В первом случае можно наблюдать за мастером, задавать вопросы по ходу действия, но нельзя вмешаться в процесс, можно быть только зрителем. Во втором случае — живое общение с мастером на протяжении всего действия.

На экран выводится рисунок, представленный ниже.

Рис. 1. Классификация форм распространения педагогического опыта по степени взаимодействия мастера с участниками

C:Users8C74~1AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpeg

К пассивным относятся, например, публикации: автор написал статью, статья опубликована и дальше опыт распространяется уже без

непосредственного участия автора. Он может крепко спать в Москве, а в это время во Владивостоке его опыт изучается, используется, распространяется…

A, например, открытый урок, выступление на конференции относятся к активной форме распространения педагогического опыта, к подгруппе «актер на экране» (вопросы мастеру можно задать только после урока или выступления). Мастер-класс тоже относится к активной форме распространения опыта, но уже к подгруппе «актер в зале» (вопросы мастеру задаются по ходу всего действия).

«Словесный портрет» мастер-класса

Продолжая «раскладывать по полочкам» представления участников о мастер-классе, ведущий предлагает составить «словесный портрет» мастер-класса, т.е. указать его характерные особенности. На эту работу отводится 5 минут.

Каждая группа составляет свой «портрет», затем одна из групп его представляет, а другие дополняют. В результате получается коллективный «портрет» мастер-класса. После обсуждения и представления «портрета» ведущий отмечает, что каждый в общих чертах представляет, каким должен быть мастер-класс, но перед педагогом, который готовится к его проведению, встают конкретные вопросы: что и как показать?

А если мастер-класс — это еще и конкурсная работа, то добавляется вопрос: чем удивить? Мини-мастер-классы стали очень распространенным заданием на различных конкурсах педагогического мастерства, и педагогу нужно сверкнуть перед жюри какой-то интересной гранью, показать «изюминку».

Представить можно как целую технологию, так и ее отдельные элементы. Если нет большого опыта в проведении мастер-классов, то лучше показать один прием в рамках какой-либо технологии, чем замахнуться на представление целой технологии, но не суметь этого сделать или не уложиться во временные рамки.

Роль методиста в подготовке

Педагоги при подготовке мастер-класса, как правило, обращаются за помощью к методисту. И ему вольно или невольно приходится выступать не только в роли методиста, но и по совместительству психолога и эксперта. Эти роли можно назвать по-другому: «вдохновитель» «тяни-толкай» и «критик и хвалитель» (см. рис. 2)

C:Users8C74~1AppDataLocalTempFineReader11mediaimage3.jpeg

Схема 2. Роль методиста в подготовке мастер-класса педагогом

В качестве «вдохновителя» методисту нужно настроить педагога на положительный результат. Хорошо, если дополнительную помощь окажет психолог, например проведет психологический тренинг. Еще один вариант — проведение для педагогов мини-мастер-класса самим психологом. Здесь мы получим результат «два в одном»: педагоги и посмотрят образец мастер-класса, и приобретут нужный настрой.

В качестве «тяни-толкая» методист оказывает необходимую консультативную помощь в подготовке и построении модели мастер-класса.

Для того чтобы успешно помогать педагогу в качестве «критика-хвалителя», методист должен уметь анализировать мастер-классы, знать критерии оценки мастер- классов и типичные ошибки при их проведении.

Далее другой докладчик освещает опыт проведения конкурса мастер-классов в учреждении, озвучивает критерии оценки эффективности мастер-классов.

Модель мастер-класса

Самую простую модель мастер-класса можно представить так: начало, теория, практика, итог. При составлении модели удобно пользоваться таблицей и расписывать деятельность мастера и деятельность участников на каждом этапе с указанием временных периодов.

  1. Начало мастер-класса

На этом этапе мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему и анонсирует план действий, т.е. дает «карту мастер-класса». Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса. Участники на этом этапе включаются в процесс, проявляют активность.

  1. Теория

На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

  1. Практика

Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

  1. Итог

После выполнения практических заданий участники афишируют выполненные работы, а мастер организует обмен мнениями, дает оценку происходящему, благодарит участников. Затем проводится рефлексия.

После прозаического описания простейшей модели мастер-класса вполне уместно «лирическое отступление»: представление заранее подготовленной кем-то из педагогов модели мастер-класса в стихах или комиксах. По окончании ведущий возвращает участников к обсуждаемой теме.

«Что делать?»        

Вопрос «Что делать?» встает перед педагогом на всех этапах подготовки мастер-класса. Какая часть речи отвечает на вопрос: «Что делать?» (участники отвечают, что это глагол).

Задание для групп: каждой из них достается по одному этапу мастер-класса. Необходимо за 3 минуты подобрать как можно больше глаголов, которые характеризуют деятельность мастера на том или ином этапе.

Результат может быть таким:

Этап

мастер-

класса

Глаголы

1

2

Подготовка,

организация

Поприветствовать, представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать, вдохновить, настроить, наметить

Теория

Показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить, определить, направить, озадачить, подчеркнуть

Практика

Попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить

Заключительная

часть

Проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить

Рефлексия

Проанализировать, выявить, оценить, учесть, принять

При подготовке к мастер-классу уместно ознакомить педагогов с правилом «Бегунка». Всем хорошо известно понятие «мозговой штурм». Оно довольно прочно обосновалось уже и в педагогической практике, но мало кто знает, что ввел это понятие специалист в области рекламы Алекс Осборн. Недавно он предложил список «Бегунок», а писатель Боб Эберль мнемонически оформил его.

Пока этот список используют в дизайне и рекламе, но он может пригодиться и в обучении проведению мастер- классов (и не только!).

Итак, к чему нужно быть готовым?

Список «Бегунок»

Будьте готовы к заменам.

Единство: сочетайте разные компоненты.

Готовьтесь приспосабливаться.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте.

Новаторски используйте старое.

Откажитесь от лишнего.

Крутите и трансформируйте.

Будьте готовы к заменам: когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. В «рукаве» у мастера должны быть запасные варианты.

Единство: сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться: при подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации, участников мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень подготовки участников может отличаться от предполагаемого…

Пословица народная гласит: «Знал бы, где упадешь, — соломки подстелил». Запаситесь «пучками соломки», т.е. заранее рассмотрите возможные ситуации из группы «не так».

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте: какие-то части мастер-класса, возможно, стоит увеличить, уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные рамки.

Новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда можно использовать по-новому. Откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что «искусство — это исключение ненужного», так пусть ваш мастер-класс будет шедевром!

Крутите и трансформируйте: крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся модель мастер-класса коллеге — свежий взгляд всегда полезен.

Ценные советы от великих

Любой мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не надо.

Методист сопровождает подготовку мастер-класса педагогом, давая ценные советы. «Есть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в них каждый найти» (Феокрит).

Ведущий предлагает участникам семинара заняться поиском полезных советов для тех, кто готовит мастер-класс.

Задание «Ценный совет»

На эту работу отводится 5 минут. Каждая группа получает «пакет с премудростями» (см. приложение). За 3-4 минуты каждая группа путем обсуждения выбирает самый ценный совет из представленных в пакете и аргументирует свой выбор. Если ни один из представленных советов не понравился,™ группа может предложить свой совет или скомбинировать новый совет из нескольких представленных.

Во время обсуждения звучит легкая музыка.

По истечении времени, отведенного на обсуждение, представитель каждой группы презентует ценный совет.

Очередность выступающих определяется по желанию или по жребию.

После выступления представителей всех групп докладчик подводит итог семинара. Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как провести мастер-класс, но это будут только слова, пока не будет самостоятельно подготовлен и проведен свой первый мастер-класс.

Сегодня вы получили порцию вдохновения — теперь работайте! Ведь и эпиграф семинара: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».

Спасибо за внимание и активное участие!

Приложение

Афоризмы для выполнения задания «Ценный совет»

  • Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют. (Роберт Брингхерст)
  • Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи можно было взглянуть по-новому. (Эдвард де Боно)
  • Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила архитектуры никогда сами не строили лома. (Томас Рейд)
  • Мне всегда было интересно, почему кто-нибудь этого не сделает. Потом я поняла, что этот кто-то — я сама. (Лили Томлин)
  • Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)
  • Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. (М.В. Ломоносов)
  • Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо… выйти за нее. (Б. Вербер)
  • Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного характера. (Энтони Роббинс)
  • Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. (Антуан де Сент- Экзюпери)
  • Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. (Карлейль)
  • Опыт — самый лучший наставник. (Овидий)
  • В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)
  • Упражнения рождают мастерство. (Тацит)
  • Источник нашей мудрости — наш жизненный опыт. Источник нашего опыта — наша глупость. (С. Гитри)
  • Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)
  • Самое полезное в жизни — это собственный жизненный опыт. Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник». (Пеле)
  • Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация. (Б. Вербер)
  • Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)
  • Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)
  • Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать — очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)
  • Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали. (Лонгфелло)
  • Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний. (С. Джонсон )
  • Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал).
  • Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности. (Конфуций)
  • Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу — понравиться всем. (Бинг Кросби)
  • Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! (Иоганн Гете)
  • Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)
  • Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)
  • Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу. (Коносукэ Мацушита)

 • Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон Черчилль)

  • Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам  наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам  принесли именно наши неудачи. (Амос Бронсон  Олкотт)
  • «К черту все! Берись и делай! (Ричард  Брэнсон)

• Не бойся идти не туда — бойся никуда не идти. (Дмитрий Емец)

Список использованной литературы

  1. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. — М.: ООО «Издательство» ACT, 2003.
  2. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3 т. Т. 2. От Средневековья до Просвещения. / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондратов. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.
  3. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Изд. 2-е, испр. и доп./Сост. Е.С. Лихтенштейн.— М.: Знание, 1978.
  4. Шервин Д. Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера / пер. с англ.: С. Силинский. — СПб.: 2013.

Организация и подготовка семинара

Информационный бум, появление новых
педагогических технологий в условиях перегрузки
и нарастающего дефицита времени преподавателей
и мастеров производственного обучения ставит их
в сложное положение. Сегодня нужно не просто
информировать педагога о новейших
образовательных технологиях. Необходимо создать
систему научно-методической помощи для развития
индивидуального стиля деятельности. Систему,
которая смогла бы помочь ИПР эффективно решать
проблемы, возникающие в повседневной
педагогической деятельности, своевременно
вскрывать противоречия, формировать новые
потребности и мотивы в получении актуальных
знаний, повышать уровень профессиональной
компетентности.

Одной из форм методической работы
профессионального училища № 42, направленной на
развитие профессиональной компетентности
преподавателей и мастеров производственного
обучения, активизацию педагогических
исследований являются обучающие методические
семинары.

По продолжительности, семинары длятся
один или два дня и проводятся в то время, когда
занятия в училище идут только у учащихся первого
или второго курса, а учащиеся остальных курсов
находятся на производственной практике. В этот
период все педагоги имеют возможность принять
участие в работе семинара.

При организации семинаров по
проблемам обучения важным условием является
четкое распределение обязанностей между
руководителями учебного заведения. Вопросы
планирования и материально-технического
обеспечения семинара относятся к компетенции
директора и соответствующих служб. Организация
подготовительных работ и проведение семинара
осуществляется методической службой, под
непосредственным руководством заместителя
директора по научно-методической работе.

Первоначальным этапом подготовки
семинара, по нашему мнению, должно стать изучение
запросов преподавателей и мастеров
производственного обучения в новых знаниях и
умениях. Такое изучение мы организовали через
анкетирование, индивидуальные беседы, заявки по
существующим проблемам в самообразовании. На
основе анализа и обсуждения материалов
исследования была сформулирована тема семинара.
По нашему мнению, работа семинара должна быть
направлена на решение проблем, с которыми
сталкивается преподаватель или мастер
производственного обучения. Главная задача
состоит в том, чтобы помочь педагогам осознать
круг проблем в рамках тематики семинара и
оценить возможности рассматриваемых технологий
по их разрешению. Задача организаторов на данном
этапе сводится к тому, чтобы определить, кто из
членов коллектива работает над этими проблемами
и на каком уровне. Создается команда из
инициативных, творческих педагогов, у которых
имеются наработки по данной теме или она
представляет для них интерес.

После того как сформирована команда,
сформулирована тематика, определены цель и
задачи семинара, обсуждается оптимальная форма
его проведения. Форма проведения занимает важное
место в планировании семинара, так как от
правильного выбора формы во многом зависит его
результативность. Необходимо найти такую форму
работы, которая обеспечит комфортность всем
участникам семинара, предоставит возможность
свободного обмена мнениями и опытом работы.
Выбранная нами основная форма работы
“мастер-класс” предоставляет каждому участнику
возможность побывать в роли ученика, учителя и
эксперта.

Необходимо также создавать условия,
при которых у слушателей появляется желание
отрефлексировать свою педагогическую
деятельность и стремление что-то изменить в ней.
Это в конечном итоге и обеспечивает развитие
индивидуального стиля. Мы исходим из того, что
каждый человек – это индивидуальность, уважая
которую, можно многого достичь как в воспитании
учащихся, так и в развитии собственного стиля
педагогической деятельности.

Наряду с главной целью – повышения
образовательного уровня участников, семинар
позволил решить ряд не менее важных задач:

  • Обмен опытом организации системы методической
    работы, направленной на развитие
    профессиональной компетентности ИПР, с
    образовательными учреждениями (школы, ПУ, ПЛ)
    Иркутской области.
  • Создание условий для выбора слушателями
    подходящих для них способов педагогической
    деятельности через изучение инновационных
    технологий.
  • Презентация педагогами-исследователями
    индивидуальных программ экспериментов. Цель
    презентаций – поиск и привлечение коллег к
    совместной деятельности над данной проблемой.
  • Подведение предварительных итогов по первому
    этапу эксперимента “Исследовательская
    деятельность как фактор повышения уровня
    профессиональной компетентности ИПР”.
  • Экспертная оценка формы и результатов работы
    “мастер-классов”.

В некотором смысле неожиданным
результатом этапа подготовки семинара явилось
изменение системы взаимоотношений внутри
авторского коллектива. Целенаправленная
совместная деятельность позволила педагогам
раскрыться с совершенно новой, до этого времени
ни кому не знакомой стороны. Произошло сплочение
авторского коллектива, повысилась
ответственность друг перед другом,
взаимовыручка.

Проведение семинара

Семинар “Психолого-педагогические
условия развития индивидуального стиля
деятельности участников образовательного
процесса” проходил в профессиональном училище
№ 42 два дня. Программа семинара (Приложение 1)
предоставляла возможность общаться,
обмениваться мнениями, знакомиться с опытом
работы ИПР училища.

При регистрации, каждому участнику был
выдан бейдж с указанием его фамилии, имени,
отчества, должности, учебного заведения и папка,
в которой находилась программа семинара, блокнот
для записей, ручка, а также тезисы предстоящих
выступлений.

Семинар начался с просмотра
видеофильма, посвященного 30-й годовщине города
Усть-Илимска и 25-ти летнему юбилею
профессионального училища № 42, что позволило
создать необходимый
эмоционально-психологический фон для дальнейшей
работы.

Открыл семинар проректор ИПКРО г. Иркутска,
заслуженный учитель РФ В.Н. Зимин, который в своем
выступлении отметил актуальность
рассматриваемых проблем, значимость тематики,
необходимость внедрения эффективных
педагогических технологий в учебный процесс.

Эстафета выступлений была передана
директору, которая познакомила слушателей с
историей и перспективами развития
профессионального училища № 42.

Семинар проходил в два этапа: первый
день работы был посвящен обсуждению
психолого-педагогических условий развития
индивидуального стиля учащихся, а второй –
проблемам развития индивидуального стиля
деятельности педагогов.

Аудитория, в которой проходила
теоретическая часть семинара, была оснащена
кафедрой, видеодвойкой и компьютерным
проектором. Художник-оформитель училища делала
зарисовки выступающих и слушателей. Проводилась
фото- и видео- съемка.

После доклада заместителя директора (Приложение
2
), по научно-методической работе
посвященного теории вопроса, рассмотрение
проблемы развития индивидуального стиля
продолжалось в малых группах. Группы
формировались по следующему принципу: каждый
участник при входе в аудиторию получал жетон
определенного цвета (красный, синий, желтый,
зеленый) и занимал место за столом,
соответствующим цвету жетона.

Команде поручалась одна из следующих
ролей: Родители, Администрация, Учащиеся, Молодые
педагоги. Было выдано практическое задание: разработать
критерии и показатели индивидуального стиля
деятельности.
При этом необходимо было
придерживаться ролевой установки. Дальнейшее
обсуждение результатов работы команд позволило
участникам рассмотреть вышеозначенную проблему
с различных точек зрения.

Изучение теоретических аспектов
развития индивидуального стиля завершалось
презентациями “мастер-классов”. Время на одну
презентацию – до 5 минут. Целью презентаций было
ориентирование участников в поле проблем
применения конкретной образовательной
технологии и разделение участников семинара на
две группы по интересам. Необходимость такого
деления была обусловлена одновременным
проведением “мастер-классов” (по 2 в день).

В программе семинара были
представлены следующие “мастер-классы”:

“Метод проектов”, “Учебное
сотрудничество”, “Игровые технологии”,
“Технология блочно – модульного обучения”.

Содержание “мастер-класса” включало
в себя три основных раздела:

1. Изучение, анализ и обсуждение
эффективности рассматриваемой технологии с
точки зрения развития индивидуального стиля
деятельности учащихся.
2. Проведение урока с использованием данной
технологии.
3. Самоанализ урока учителем и анализ его
эффективности участниками семинара.

Работа каждого дня семинара
завершалась “Панелью”. “Панель” – рефлексия в
форме публичного выражения участниками своих
чувств, впечатлений и мыслей, возникших в ходе
работы семинара. Начинали “Панель”
организаторы. Они выходили перед аудиторией,
вынося с собой стул, садились и делились своими
впечатлениями. К ним подключались остальные
участники.

Как показал опыт, важным
психологическим моментом явилась необходимость
выхода и выступления перед малознакомой
аудиторией. Тот, кто преодолел указанный барьер,
получил дополнительную уверенность в своих
силах, сделал еще один шаг на пути личного
самосовершенствования и развития
индивидуального стиля.

Так как семинар проходил в рамках
опытно-экспериментальной работы по теме
“Исследовательская деятельность как фактор
повышения уровня профессиональной
компетентности ИПР”, то педагоги–исследователи
провели презентацию экспериментальных программ
с целью публичного обсуждения и обмена опытом.

Закрывая семинар, В.Н. Зимин
поблагодарил участников и организаторов
семинара за хорошую работу, пожелал им здоровья и
творческих успехов.

Опросы слушателей и их выступления на
заключительной части семинара показали, что
проведение обучающего семинара в виде
“мастер-классов”, когда теоретические сведения
подкрепляются практической работой в группах и
наблюдениями открытых уроков по заданной
технологии является весьма интересной и
продуктивной формой его работы.

Приложение 1

Программа семинара
“Психолого-педагогические условия развития
индивидуального стиля участников
образовательного процесса”

Методический семинар
(для методистов, преподавателей, мастеров п/о)
г. Усть-Илимск, 22-23 декабря 2003 г.

21 декабря, воскресенье.

с 18.00 – Заезд участников семинара.
Размещение

22 декабря, понедельник (день первый)

10.00 – 10.25 Открытие работы семинара (к.513) –  Зимин
В.Н.
, проректор ПО ИПКРО
10.25 – 10.35 Профессиональное училище №42. История.
Перспективы развития –
Лучко Т.Т., директор
10.35 – 11.00 Психолого-педагогические условия
развития индивидуального стиля учащихся –
Арганы Н.Ф., зам директора по НМР
11.00 – 11.15 Презентация “мастер-классов”:

  • “Учебное сотрудничество” – Черняева Л.А.,
    мастер п/о,
    Макарова Е.А., мастер п/о
  • “Метод проектов” – Трускова Н.В., мастер
    п/о
11.15 – 14.20 “Мастер-классы”:

  • “Учебное сотрудничество” – Черняева Л.А.
    (к. 507)
  • “Метод проектов” – Трускова Н.В. (к. 516)
12.00 – 12.10 Перерыв
12.10 – 12.20 Обмен мнениями
12.20 – 13.00 Открытые уроки:

  • “Построение лекал воротников пиджачного типа
    по фотографиям из журналов мод” –
    Черняева Л.А.
  • “Имидж делового человека” – Трускова Н.В.
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.20 Самоанализ уроков. Обмен мнениями
14.20 – 15.20 Методическое сопровождение уроков в ПУ
№42:

  • производственные мастерские – Пеленова Н.Б.
  • кабинеты теоретического обучения – Арганы
    Н.Ф.
15.20 – 15.35 “Панель” (рефлексия участников
семинара) (к. 514)
15.35 – 15.45 Подведение итогов первого дня работы – Зимин
В.Н.
(к. 513)
15.45 – 17.00 Знакомство с городом (автобусная
экскурсия)
17.00 – 19.00 Ужин (вечер знакомств) – Бородина И.Л. (актовый
зал)

23 декабря, вторник (день второй)

9.00 – 9.30 Завтрак
9.30 – 10.00 Развитие индивидуального стиля
педагогической деятельности – Арганы Н.Ф. (к.513)
10.00 – 10.10 Презентация “мастер-классов”:

  • “Игровые технологии” – Белькова О.Л., мастер
    п/о
  • “Технология блочно-модульного обучения” – Шашкеева
    И.А.
    , преподаватель
10.10 – 12.20

10.10 – 10.50

“Мастер-классы”:

  • “Игровые технологии” – Белькова О.Л. (к.
    416)
  • “Технология блочно-модульного обучения” – Шашкеева
    И.А.
    (к. 402)
10.50 – 11.00 Перерыв
11.00 – 11.10 Обмен мнениями
11.10 – 11.50 Открытые уроки:

  • “Грамматика этикета” – Белькова О.Л.
  • “Феодальная война на Руси в XV веке” – Шашкеева
    И.А.
11.50 – 12.00 Кофе-брейк
12.00 – 12.20 Самоанализ уроков. Обмен мнениями
12.20 – 12.30 Перерыв
12.30 – 13.00 Презентация индивидуальных программ
экспериментов Авторская группа (к. 513)
13.00 – 14.00 Обед
14.00 – 14.30 Выставка методических материалов
(методический кабинет)
14.30 – 14.45 Панель” (рефлексия участников
семинара) (к. 514)
14.45 – 15.45

“Круглый стол” – Добрынин
В.И.

Подведение итогов
работы и закрытие семинара – Зимин В.Н.
(методический кабинет)

Приложение 2

Психолого-педагогические условия
развития индивидуального стиля учащихся

Управлять или подавлять? Есть ли между
этими понятиями нечто общее или они из разных
систем морально-психологических координат? В
процессе работы семинара мы попытаемся вместе с
Вами ответить на ряд вопросов:

  • Как добиться успеха в своей профессии и при этом
    сохранить и улучшить свое здоровье?
  • Что мешает человеку получать удовольствие от
    жизни и работы?
  • Как стать нужным и полезным, интересным и
    любимым своими близкими, коллегами, учениками?
  • Что нужно делать, чтобы оставить добрый след в
    их жизни и памяти?

Для начала проведем небольшой экскурс
в историю.

В 1801 г. вышла в свет знаменитая книга
Песталоцци “Как Гертруда учит своих детей”,
где он сформулировал основные принципы обучения.
Песталоцци считал, что главная цель обучения –
не столько накопление знаний, сколько развитие
умственных, душевных и физических сил ребенка.
Процесс обучения должен быть нацелен не столько
на запоминание и усвоение знаний, сколько на
развитие способности к самостоятельному
мышлению и позитивному переживанию.
Преподаватель должен любить своего ученика,
более того, личность учащегося должна быть для
учителя священной.

Одна за другой стали возникать школы, в
которых преподавание велось в соответствии с
принципами Песталоцци. В 1802 г. открылась такая
школа в Аарау, неподалеку от Бургдорфа (в
Бургдорфе работал сам создатель новой системы).

После провала на экзаменах в Цюрихский
политехникум летом 1895 г. в школу Аарау поступил
шестнадцатилетний Эйнштейн и пробыл в ней всего
лишь год. Но этот год не пропал даром. В
автобиографии, написанной перед вручением ему
Нобелевской премии и рекордно сжатой –  всего
14 строк, немногословный автор упоминает о школе
Аарау, как важном этапе духовного становления [2].

Перед педагогической наукой и
практикой встает проблема: каковы должны быть
условия школьной жизни, чтобы каждый мог развить
свои творческие задатки и превратить их в
творческие достижения, не потеряв психического и
физического здоровья?

Работа нашего семинара посвящена
изучению условий развития индивидуального стиля
участников образовательного процесса.

Одним из таких условий, мы считаем,
является переход от субъект-объектных отношений
в системе ученик-учитель – к отношениям субъект-субъектным.
Сложность перехода к субъект-субъектным
отношениям заключается в том, что невозможно
внешними, по отношению к учащемуся, средствами и
методами придать ему статус субъекта. В основе
субъективности воспитанника – его внутренняя,
сознательно принятая позиция, субъекта своего
собственного развития, автора себя и своей
собственной жизни.

Не менее важным условием мы считаем
личностно-ориентированный характер процесса
обучения. Личностно-ориентированный подход
включает создание ситуации выбора, ситуации
успеха.

Прежде, чем мы приступим к выявлению
системы педагогических условий развития
индивидуального стиля учащегося, введем понятия
индивидуального стиля, его сущности, факторов,
функций.

Категория “индивидуальный стиль”
широко используется в различных сферах
деятельности человека (философия, биология,
психология, педагогика и т.д.). Поэтому можно
определить это понятие как междисциплинарное,
общенаучное. С одной стороны, это повышает
значимость понятия “индивидуальный стиль”, а с
другой – порождает вариативность подходов и
интерпретаций:

  • Особенностью продуктов деятельности субъекта
    (И. Тэн)
  • Направленностью личности (Б.Я. Ливер)
  • Способностями (Л.Я. Дорфман)
  • Методом (П.Г. Понов, И. Тэн).

Основу любых стилей (как коллективных,
так и индивидуальных субъектов) составляют
дифференцирующие признаки, являющиеся
следствием предпочтением людей (А.В. Либин, И.
Тэн).

В области психологии 20-го столетия
проблемы стилевого разнообразия и
стилеобразования исследовались в русле трех
основных направлений:

  • Личностных изменений;
  • Познавательной активности;
  • Поведения и деятельности.

Проблемам развития индивидуального
стиля человека посвящены работы А. Адлера, Г.
Олпорта, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина,
А.В. Либина.

В настоящее время выделены четыре
принципа единой концепции стиля человека:

  • иерархичности;
  • инвариантности;
  • кросситуативности;
  • стилевого единства

На основе выделенных принципов в
контексте единой концепции стиля человека,
разработана, исследована и экспериментально
обоснована иерархическая структура целостного
индивидуального стиля субъекта, обозначаемая у
разных авторов как “стиль жизни” (К.А.
Абульханова-Славская), “стиль
жизнедеятельности” (Б.Б. Коссов), “стиль
человека” (А.В. Либин).

Пятиуровневая структура
индивидуального стиля представлена на схеме:

Стиль человека
(жизни, жизнедеятельности)

Стиль поведения и
деятельности

Когнитивный стиль

        

Стили регуляции

     
           

Система предпочтений

        
                       
                       
                          
                          

Система предпочтений – основа
индивидуального стиля субъекта играет ведущую
роль в становлении и развитии стиля учащегося.

Стили регуляции: особенности
психологических установок и систем контроля.
Индивидуальный стиль регуляции и саморегуляции,
планирование и прогнозирование деятельности.

Когнитивный стиль: особенности
оперирования информацией, мышление, память и др.

Стиль поведения и деятельности. Высший
уровень индивидуального стиля представляет
собой индивидуальный стиль учащегося (стиль
человека, стиль жизни, стиль жизнедеятельности).

Основные функции индивидуального
стиля выделены А.В. Либиным:

Компенсаторность – сохранение
баланса личностных свойств субъекта при
взаимодействии со средой.

Оптимальность – достижение
субъектом максимально приемлемого результата
при минимальных энергетических и временных
затратах.

Адаптация – синхронная
перестройка индивидуальности в соответствии с
требованиями изменяющейся среды.

На основе сочетания функций
индивидуального стиля (компенсаторность – К,
оптимальность – О, адаптивность – А) и
структурных параметров (устойчивость –
изменчивость, интенсивность – умеренность,
включенность – отстраненность, широта – узость)
А.В. Либиным составлена следующая типология
индивидуальных стилей:

К О А Стиль жизни Социальный характер
1

“идущий ко дну” Неудачник
2

+

“плывет по течению” Безропотный исполнитель
3

+

“покачивающийся на волне” Себялюбец
4

+

“любитель теплого течения” Деятель
5

+

+

“соревнуется с течением” Соперничающий
6

+

+

“вовлекающийся в водоворот” Работяга
7

+

+

“наперекор течению” Непризнанный гений
8

+

+

+

“плывущий вольным стилем” Самоактуализирующийся

“+” достаточное, “–” слабое
проявление соответствующей функции стиля.

Условия, способствующие эффективному
развитию индивидуального стиля субъекта, были
сформулированы в психологии В.С. Мерлиным. Им
выделено четыре группы условий: социальные,
личностные, психолого-педагогические,
валеологические.

Первым педагогическим условием
развития индивидуального стиля является наличие
зоны неопределенности деятельности
(традиционная школа этого не дает), возникающей в
результате того, что одна и та же конечная цель
может быть достигнута при помощи различных
движений, операций, промежуточных целей, что
позволяет субъекту проявить индивидуальность в
выборе методов, приемов деятельности, постановке
промежуточных целей (один человек видит
множество решений, а другой только одно).

Вторым условием эффективного
стилеобразования является мотивация стремления
субъекта выбрать такую индивидуальную систему
действий, операций, промежуточных целей,
благодаря которой достигается наибольшая для
него успешность деятельности. Это условие
непосредственно связано с проблемами учебной
мотивации школьника.

Необходимо организовать процесс
учения на примере сложных деятельностей (учебных
проектов) с преимущественным использованием
методов обучения с повышенной зоной
неопределенности (модельных, проблемных,
исследовательских) и исключения из системы
критериев результативности учебной
деятельности времени выполнения задания. В
межличностном аспекте необходимо обеспечить
механизм самоформирования референтных учебных
групп, обеспечивающих для учащегося понимающее и
поддерживающее психологическое производство в
учебной группе [1].

Развитие индивидуального стиля
педагога

Современная психология уделяет много
внимания изучению отдельных подструктур
личности, которые определяют индивидуальность
человека. Именно особенности структуры личности
и её индивидуальных свойств, преломлённых через
социальные условия, определяют индивидуальные
различия и, как более частый аспект,
индивидуальный стиль деятельности.

К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры
личности, определяющих поведение человека:

Как и в любой иерархии, особенности
низшего уровня влияют на поведение человека
прежде, чем подструктуры высших уровней. В любой
ситуации, особенно требующей быстрой реакции или
решения, действия педагога импульсивно будут
отражать особенности его темперамента и
биологически обусловленные черты. И лишь по мере
анализа или размышления он будет
руководствоваться подструктурами высших
уровней, вспомнит, как действовал в аналогичных
ситуациях в прошлом, перепроверит свои действия,
будет использовать накопленные знания и опыт,
анализировать ситуацию. Исходить из
направленности и т. д. Так обычно происходит у
педагогов, не достигших высокого уровня
профессионального развития.

Опытные и профессионально грамотные
педагоги, знающие и использующие особенности
индивидуального стиля деятельности, не
находятся в столь полной зависимости от
особенностей своего темперамента.

Например, они могу проанализировать
возможный исход события задолго до его
возникновения или спрогнозировать направления
развития какой-либо ситуации. В результате их
реакции становятся менее спонтанными, и они
больше опираются в работе на высшие
подструктуры.

Понимание своих особенностей дает
педагогам возможность компенсировать
нежелательные личностные особенности за счет
использования других свойств личности. Например,
учитель знает, что он – натура увлекающаяся и
стремится все дела выполнять сам. Эти качества
мешают ему формировать у детей
самостоятельность и ответственность. Зная за
собой такую особенность, он может компенсировать
её за счет развития конструктивных и
организаторских способностей, коллективистской
и воспитательной направленности.

Обобщая работы других отечественных
психологов, можно выделить следующие основные
моменты, имеющие значение для описания
индивидуальных различий человека:

  1. В общей структуре личности выделяется группа
    природных свойств, прижизненно сформированных.
  2. Отдельные свойства, входящие в структуру
    личности, образуют сложные динамические
    образования.
  3. Благодаря наличию этих интегральных структур
    деятельность и поведение могут регулироваться в
    соответствии с требованиями ситуации и
    предметов труда.

Каждый человек обладает глубоко
индивидуальной личностной структурой, что
проявляется и в поведении, и в деятельности.
Следовательно, говоря об индивидуальном стиле
педагогической деятельности важно понимать, что
человек – это индивидуальность, учитывая и
уважая которую, можно многого достичь как в
воспитании детей, так и в совершенствовании
индивидуального стиля учителя.

Практические советы педагогу для
организации самостоятельной работы по выработке
индивидуального стиля деятельности

  • При анализе профессионального развития следует
    фокусироваться на глубоком осмыслении двух
    процессов – передачи знаний и осмысления их
    детьми и понимании детей, которых обучает
    педагог.
  • В профессиональном развитии учитель всегда
    выступает в двух ролях – обучающего и ученика. В
    своем развитии не останавливается только тот
    учитель, который постоянно учится сам. Важно
    прочувствовать обе роли, только тогда развитие
    будет эффективным.
  • В основе развития лежит собственная активность
    учителей, их самостоятельность в приобретении
    нового опыта и знаний и включении их в свою
    практику.
  • Эффективнее развивается учитель, имеющий не
    одну, а несколько возможностей для развития
    (например, совершенствование в нескольких
    методических приёмах, различных дидактических и
    воспитательных технологиях и др.). С одной
    стороны, не найдя в какой-то момент источников
    информации или коллег-единомышленников для
    развития в одном направлении, педагог может
    переключиться на другое. С другой стороны,
    развитие в одной области поможет быстрейшему
    развитию в другой.
  • Огромную роль оказывает кооперирование с
    коллегами при приобретении нового опыта. Только
    при объединении с другими учителями возможно
    быстрое и эффективное приобретение новых знаний
    и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно
    возникающая при обсуждении дел с коллегами,
    наиболее эффективна именно в группе, и она
    быстрее способствует изменению
    “педагогического мировоззрения”.
  • Немедленная “тренировка” или опробование
    на практике новых знаний и приёмов. Прежде, чем
    опробовать новое в классе, следует провести
    “тренировку” в группе коллег. Побывав на такой
    “тренировке” в роли ученика, педагог сможет
    лучше понять реакцию детей на изменения в
    методах или содержании обучения [3].

Литература

1. Глазков А.В. Педагогические условия
развития индивидуального стиля школьника в
образовательном процессе. – Иркутск, 2002 – 118с.

2. Митина Л.М. Управлять или подавлять. – М.:
Флинта: Московский психолого-социальный
институт, 1998 – 205с.

3. Чернявская А.П. Педагогическая техника в
работе учителя. – М.: Центр “Педагогический
поиск”, 2001 – 176с.

Как провести методический семинар

Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть различен. Методический семинар подразумевает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той или иной задачи.

Как провести методический семинар

Инструкция

Подготовительный этап.Четко сформулируйте тему методического семинара и преследуемую цель: например, знакомство с предлагаемыми методиками, изучение алгоритма перехода на их использование, развитие методических навыков и умений применять знания на практике. Исходя из поставленных целей, пропишите шаги, которые необходимо предпринять, чтобы их достигнуть.

Соберите необходимый материал, текстовый, наглядный, оформите его необходимым образом, доступным для восприятия. Разбейте на блоки, подтемы, подготовьте презентации, раздаточный и стимульный материал.

Продумайте, какие задания для закрепления формируемых навыков вы будете использовать. Используйте активные формы обучения, предполагающие не просто слушание участников семинара, но и живое участие. Это может быть постановка проблемных вопросов, кейс-методы, мозговой штурм, заполнение таблиц, анкет, коллективный анализ, игра и т.д.

Четко пропишите ход семинара, т.е. какой материал и в какой последовательности вы будете предлагать. Следите, чтобы чередовалась активность и пассивность присутствующих на семинаре.

Пропишите, какие результаты должны быть получены по окончанию семинара, по каким критериям вы и участники семинара поймете, что цель достигнута. Используйте все возможности: анкетирование, опрос, отзывы, сбор предложенных решений, выводов, результатов коллективного творчества.

Организационный этап. Найдите помещение для проведения семинара – это может быть помещение вашей организации, сторонней или заинтересованной организации. Договоритесь об условиях его использования.

Запланируйте семинар так, чтобы вы могли заблаговременно оповестить заинтересованных в нем участников. Используйте доступные вам методы оповещения участников семинара, заранее оговаривайте условия участия в нем, сроки и условия проведения методического семинара.

Проверьте, сколько времени занимает семинар, если нужно, включите в него перерывы. Четко обозначьте время выступления приглашенных специалистов, если вы их приглашаете, а также, кратко ознакомьте их с ходом проведения семинара.

Подготовьте помещение так, чтобы все, что вам нужно, было «под рукой», в зоне досягаемости. Продумайте расположение участников семинара. Проверьте работу всех мультимедийных средств, необходимых для работы. Глубоко вдохните, приосаньтесь и с доброжелательной улыбкой встречайте приглашенных!

Видео по теме

Источники:

  • темы методических семинаров

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий