Как составить методическое пособие для студентов

Методическое пособие — это своеобразная студенческая «библия», передаваемая поколениями учащихся из руки в руки. Несмотря на свой простой внешний вид, методичка значительно облегчает студенту жизнь.

Методическое пособие

Источник: tipografiya-tver.ru

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения. 

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.  

Методические разработки

Источник: litportal.ru

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

Источник: geokniga.org

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров. 

Комплекс учебно-методических материалов

Источник: ozon.ru

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Разновидности методической продукции определяются в соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Методические указания не определены ГОСТом как вид продукции, поэтому его относят к варианту методических рекомендаций.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура каждого вида методических пособий имеет свой ряд особенностей и определяется ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка.  Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами. 

6. Приложения. В данный раздел входят материалы, которые не были включены в «Содержание», но необходимы для освоения вида деятельности согласно с данным методическим пособием. К приложениям могут относиться:

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Оформление методического пособия, как и его структура, должно соответствовать государственным стандартам. Рациональнее будет приступить к правильному оформлению методической работы с первых страниц текста. Основные требования указаны в ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». 

  1. Работа выполняется на персональном компьютере.
  2. Все страницы должны быть в одном формате — А4 или А5.
  3. Для формата А4 необходимо установить следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое — 30 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 15 мм. Для формата А5: правое — 10 мм, левое- 15 мм, нижнее — 15 мм, верхнее — 10 мм.
  4. Рекомендуемый шрифт — Times New Roman, 12-14 пт. Для заголовков рекомендуется шрифт Arial.
  5. Отступ абзаца составляет 1-1,5 см. Выравнивание текста — по ширине, кроме заголовков.
  6. Страницы нумеровать допускается только арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа, но на нем не проставляется. Номер страницы следует начинать ставить с «Введения» (3-4стр.).
  7. Обозначать параграфы, главы необходимо арабскими цифрами. Для нумерации подпунктов допускается использование точки. Например: 1.2, 2.2.
  8. Введение, разделы основной части, заключение, перечень литературы, приложение оформляется, как и курсовая работа — каждый этот пункт работы начинается с нового листа и должен содержать заголовок из прописных букв.
  9. Для заголовков установлены следующие правила: располагаться должны в середине строки, без точки или подчеркивания; перенос заголовков недопустим; между заголовком и текстом необходимо 2-3 интервала.
  10. Иллюстрации должны располагаться сразу после текста, в котором они упоминались. Допускается размещение на следующей странице. Обязательно рисунки должны быть подписаны. Подпись имеет следующий формат: наименование (рисунок), порядковый номер (1, 1.2) и через тире указывается индивидуальное название рисунка.
  11. Особое внимание следует обратить на оформление библиографических ссылок. Если в тексте работы необходима цитата, то обязательно должна быть отсылка к номеру источника из списка литературы, откуда взят материал для цитирования.
  12. Скрупулезной работой является оформление списка литературы. Правила его оформления указаны в ГОСТе 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”. Разные источники — учебники, словари, публикации, журналы — отличаются в оформлении. 

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий. 

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и сведения» выделяет два вида электронных пособий:

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Источник: miro.medium.com

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

Как написать учебно-методическое пособие

Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования.

Как написать учебно-методическое пособие

Инструкция

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.

Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов.

Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.




В научной статье автор делится своим опытом в разработке методического пособия для студентов СПО.



Ключевые слова:



образование, интерес, информация, занятия, методика.

У каждого преподавателя своя методика и подача информации, но всех педагогов объединяет одно — желание научить.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

Рис. 1. Методический конспект по дисциплине «Динамика полета»

В данной методической разработке предлагается механизм обучения для неуспевающих студентов.


Наименование дисциплины

: «Динамика полета»


Основы авиации.

Часть I основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В. В., Ефимова М. Г.

«История авиации и космонавтики пособие по изучению дисциплины для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения Москва-2015, филос. наук, доц. И. А. Ламбаева Карпова Л. И.

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2006, доктор экономических наук, профессор кафедры управления СПбГУП А. С. Большаков, Берденникова Н. Г., Меденцев В. И.

Для начинающих преподавателей, аспирантов и магистров высших учебных заведений выдаются советы по организационной и методической деятельности, подготовке и проведению основных видов учебных занятий, применению технических средств обучения, осуществлению контроля успеваемости и качества подготовки студентов.


Цель методической разработки:

выявить пробелы в знаниях у студента и восполнить их нестандартным путем, через графики, схемы, рисунки и т. д.


Конкретные цели:

1. Закрепить:

– основные понятия;

– различие основных схем и описание к ним;

– написание формул с последующей расшифровкой.

2. Научиться:

– применять полученные знания на практике;

– умение выражаться техническим языком.


Задание:

  1. Найти нестандартный подход к сокурснику и научить его разбираться в технической дисциплине «Динамика полета» по специальности «Производство летательных аппаратов».
  2. Провести несколько индивидуальных занятий и выяснить, какая проблема преобладает в освоении/понимании материала.
  3. Помочь разобраться и освоить материал с помощью собственной методики преподавания.
  4. Подготовить сокурсника к пересдаче экзамена и проанализировать динамику его развития.

Образование — это развитие человека не только от полученных специальных знаний и умений, но и самостоятельного познания с последующим применение в профессиональной деятельности и на практике.

Под термином «техническое образование» понимается совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решить производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности.


Целью технического образования

является дать студентам средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры.

Значение технического образования возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и техники (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.).

Приказ Минобрнауки России от 21.04.2014 № 362 (ред. от 09.04.2015)

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2014 № 33128)

Техник готовится к следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технологической документации;

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

Специалист производства летательных аппаратов готовится следующим видам деятельности:

1) Техническое сопровождение производства летательных аппаратов и разработка технической документации (в рамках структурного подразделения организации отрасли);

2) Проектирование несложной детали и узлов технологического оборудования и оснастки;

3) Организация и управление работой структурного подразделения;

4) Эксплуатация и ремонт летательных аппаратов (планера его систем и оборудования).

Данная тема была выбрана на основе реальных событий. Из личного наблюдения могу отметить, что у большинства студентов существует проблема, которая заключается в сдаче или пересдаче экзамена. Она основывается на большом объеме понимания, переработки, освоения и запоминания информации.

Причинами, по которым студенты не могут сдать или пересдать экзамен, служат следующие факторы:

1) Отсутствие мотивации;

2) Подготовка «спустя рукава», т. е. пролистывание материала, без особого интереса и вникания;

3) Механическое запоминание информации, которое не даёт возможности применять полученные знания и умения на практике;

4) Неумение слушать и слышать преподавателя в момент объяснения, так происходит, когда студент занят своими делами (


например:



прослушивание музыки в наушниках, игра в телефоне, нахождение в социальных сетях и т. д.

);

5) Отсутствие заинтересованности в предмете;

6) У некоторых студентов недостаточно сформировано произвольное внимание, что мешает им усваивать информацию в полном объеме.

Самой распространенной проблемой в образовании среди молодого поколения является нарушение восприятия, отсутствие интереса к предмету.

С моей точки зрения, подача информации тоже играет немаловажную роль, а именно как преподавателю удается при помощи различных методов и приемов, с привлечением наглядного материала и технических средств обучения заинтересовать и увлечь студента в освоении дисциплины.

Свой первый опыт в преподавательской деятельности я получила на 4 курсе, при подготовке сокурсника к пересдаче экзамена по дисциплине «Динамика полета».

Для меня было важно:

– Понять, на каком уровне освоения учебного материала находится сокурсник, определить пробелы в знаниях;

– восполнить недостающие знания путем различного рода объяснений (например: нужно было написать в правильном порядке этапы снижения самолета).

При объяснении я использовала приём «От простого к сложному»:

  1. Схематически обозначала этапы, с последующей расшифровкой каждого определения;
  2. Используя графический рисунок, выстраивала ответ в хронологическом порядке;
  3. Применяла вербальные и невербальные техники (мимика, жесты).



Пример:



на доске записывались этапы снижения самолёта. При помощи жестов показывала элемент пикирования; движение самолёта вниз с уменьшением угла атаки.

Я считаю, что самым действенным способом понимания и освоения материала, является демонстрация наглядного пособия — уменьшенной модели самолёта.

– после индивидуальных занятий провела промежуточное тестирование, с целью выявить, разбирается ли студент в пройденном материале.

Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Рис. 2. Динамика продвижения развития знаний сокурсника

Количество освоенного материала

Рис. 3. Количество освоенного материала

Во время работы с сокурсником возникали небольшие проблемы в сопоставлении материала, а также с записью и расшифровкой формул.

Он путал определения и формулы, которые были схожи по написанию, но разные по смыслу.

Мои последующие действия были направлены на разъяснение материала. После многочисленного повтора материала, я предлагала сокурснику проверку на внимание. Он должен был на доске воспроизвести ответы на вопросы с последующим объяснением.

Отработав теоретические вопросы, которые включали в себя определения с применением схем и графиков, мы плавно перешли к формулам. Сложность запоминания формул возникала от непонимания их предназначения.



Пример:



уравнение Бернулли



для сжимаемости


,


где



несжимаемости


где, p — плотность давления

Символы в формулах практически похожи, но где-то одна буква фигурирует в нескольких подряд формулах с разной расшифровкой.

С помощью своей разработки предлагаю отследить полученные результаты в ходе проделанной работы.

Пути достижения поставленных задач:

  1. Разработать план действий с последующим разбором каждого элемента;
  2. Завести специальный журнал занятий, в котором расписать динамику достижений с помощью различных методик;
  3. В процессе совместной работы исключить разговоры на отвлечённые темы;
  4. На завершающем этапе, провести финальный опрос, и понять получилось ли достигнуть заданной цели.


«Для чего?»

Этим вопрос мы задаёмся в самом начале нашего пути, что мы ожидаем получить в конечном итоге от проделанной работы. Какую мы преследуем цель, и какие задачи нам необходимо решить для осуществления нашей деятельности.

Основная направленность концентрируется на понимании, освоении и подачи информации, таким образом, чтобы сокурсник смог применять свои знания на практике. Научился владеть профессиональной/специальной терминологией и техническим языком.


«Как?»

Всвоей работе я использовала методику

«

Лестница». С помощью, которой можно было зафиксировать/отследить переход от простого этапа к более сложному.

По моему мнению, важную роль играет комфортная, доверительная обстановка. Место проведения занятий, которое будет в дальнейшем ассоциироваться у сокурсника с полезным приобретением нового материала и приятными воспоминаниями.


Основной принцип

— личностно-ориентированный и индивидуальный подход к объяснению материала;

Методика позволит студентам овладеть организационно-практической деятельностью и изучить свою проблему изнутри;

Методика учитывает уровень подготовки и заинтересованность студентов, а также способности и индивидуальные особенности;

Использование современных технологий, с помощью которых можно выявлять существующие проблемы и пути их решения;

Методика предполагает саморазвитие студентов в процессе обмена информацией.

Составляя данную методическую рекомендацию, мне бы хотелось поделиться своим первым опытом в преподавательской деятельности. Для меня было важно подать информацию так, чтобы сокурсник заинтересовался и начал работу над собой.

В самом начале работы, мне необходимо было подготовиться к занятиям, чтобы свободно владеть материалом, который собираюсь объяснять.

Для комфортного выстраивания работы, разрабатывался план действий, в котором указывались конкретные вопросы и имеющиеся пробелы в знаниях у сокурсника, а также пути их решения.

Чтобы сокурсник был уверен в своих силах и возможностях, его нужно мотивировать, подбадривать и поддерживать его желание довести начатое до конца.

При пересдаче экзамена сокурсником, я предварительно попросила преподавателя разрешить мне присутствовать при его ответе.

Подводя итог, отмечаю, что у меня получилось подготовить сокурсника и научить его разбираться в дисциплине

«

Динамика полета

»

.

Я получила удовлетворение от проделанной работы и от результата в целом.

Литература:

  1. Л. Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений» — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  2. Н. Ф. Гребень «Психологические тесты» — М.: «Современная школа», 2007.
  3. Глаголев А. Н., Гольдинов М. Я., Григоренко С. М. «Конструкция самолетов» — М.: «Машиностроение», 1975.
  4. Ж. А. Пащенко «Обеспечение взаимозаменяемости в самолетостроении» (учебное пособие); издательство ТРТУ; 2000.
  5. Стариков Ю. Н., Коврижных Е. Н. Основы аэродинамики летательного аппарата: Учеб. пособие. — Ульяновск: УВАУ ГА, 2004–151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): пересдача экзамена, сокурсник, аппарат, знание, подача информации, проделанная работа, студент, техническое средство обучения, методическая разработка, несложная деталь.

Слайд 1

Технология создания учебно-методического пособия Шепелева А.Н. ГБОУ №579

Слайд 2

Виды пособий Методическое пособие . Документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий

Слайд 3

Учебно-методическое пособие Содержит в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Слайд 4

Учебное пособие . Частичное и полное дополнение к учебнику. (Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам.) Данное издание обычно рекомендуется в помощь обучающимся для более качественного усвоения темы. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования

Слайд 5

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. в противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом

Слайд 6

Инструкция по созданию пособия 1.Выбрать тему . Структурировать накопленные знания. Изучить историю проблемы. 2.Определить цели и задачи пособия Пособие должно соответствовать существующей учебной программе курса, для которого создается пособие. Цели и задачи должны быть впоследстви и отражены во «Введении» 3. Определить целевую группу . Стиль изложения будет зависеть от целевой аудитории

Слайд 7

4. Составить план (всего пособия/каждой главы.) Составить логическую схему перехода от одной темы к другой. Изложение материала в пособии должно соответствовать последовательности темам курса/программы. 5 . Продумать иллюстративный материал . Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить

Слайд 8

6 . Составить список литературы. – дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. – дайте к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. 7 . Редактировать готовый материал .

Слайд 9

План работы над пособием: Изучить материалы по теме пособия. Связать теорию с собственной практикой. Составить план. Продумать контрольные вопросы по поднятой теме. Текст дополнить иллюстрациями, диаграммами и фотографиями. Излагать материал простым и понятным языком. Указать список использованной литературы.

Слайд 10

Примеры учебных пособий Альбом представляет собой сборник обучающих упражнений, составленных опытными преподавателями. Каждое упражнение включает в себя фотографию модели, объяснение цели упражнения, перечисление необходимых материалов и еще целую серию фотографий с поэтапным описанием работы над картиной. Информативное предисловие к альбому и практические советы по его тематике окажут несомненную помощь человеку, который хочет овладеть искусством и техникой живописи.

Слайд 11

Примеры учебных пособий Упражнения по обучению чтению . Пособие включает в себя большое количество упражнений, направленных на обучению чтению на начальном этапе. Материал вводится постепенно и отрабатывается многократно. Пособие состоит из двух частей.

Слайд 12

Структура пособия Первая часть – чтение слов в закрытом типе слога; Вторая – чтение слов в открытом типе слога. Каждый урок первой части состоит из 4-6 заданий: 1.написать заглавную букву, 2.написать строчную, 3.написать звук, который обозначает буква в слоге, 4. прочитать слова с уже знакомыми буквами, 5.прочитать слова с буквосочетаниями, 6.прочитать слова повышенной степени трудности

Слайд 13

Урок 2: B b [ b ] Напиши заглавную букву. а – ___ b – ____ Напиши маленькую букву. А – ___ B – ____ 3. Напиши звуки, которые обозначает эта буква. А а [ ] B b [ ] 4. Прочитай. Запиши звуками. Запиши большими буквами. Bab [ ] ______

Слайд 14

2 ЧАСТЬ. Урок 28: A a 1.Напиши звуки, которые обозначает эта буква. A a [ ]- в закрытом слоге [ ]- в открытом слоге 2.Подчеркни слова, в которых А а стоит в открытом слоге. am fate gate lad hat ham late cake state mane pan 3. Прочитай . Kate bake cake date fate gate Jane Jake late lake mate make mane made plate same tame pale take name male state take lame rave base cape case fade taste wade wake waste wave save sale 4. Прочитай . Подчеркни букву Aa Man – mane gap – gape hat – hate Sam – same Bab – babe bat – bate mad – made pan – pane plan – plane

«Методические рекомендации по написанию учебно-методического пособия»

Как вполне определившийся в общей типо­логической системе изданий тип учебная лите­ратура имеет свое четко определенное читатель­ское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изда­ний. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспече­ние самостоятельной работы студентов по овла­дению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные по­собия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассма­тривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие мо­жет включать не только апробированные, обще­признанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально органи­зуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного по­собия.

Методическое пособие – это документ, в кото­ром подробно излагается оптимальная последо­вательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследо­ваниях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре зна­чительно отличаются от традиционных учебни­ков и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить уча­щимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней де­лать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических по­собий всегда предъявляются особые требования. Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Главная задача учебно-методического посо­бия – осветить основные разделы научной дис­циплины с точки зрения методики их препода­вания. Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недо­статки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-ме­тодическое пособие. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:

  • – опыт преподавательской деятельности;

  • –  информационная база.

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предме­ту, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обуче­ние. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на суще­ствующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое по­собие должно использовать достоинства учебни­ков и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит осно­вой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помни­те, что большее значение здесь имеет не коли­чество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия. Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического посо­бия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интере­сующий его раздел.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех эта­пов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизне­способность, но и может вскрыть некоторые не­точности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную про­грамму. Старайтесь не писать сложными, длин­ными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках рас­шифровку используемых понятий.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматрива­емых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диа­граммами и фото. Приведите конкретные при­меры грамотного использования изложенной методики. Для лучшего усвоения материала до­полните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление инфор­мации намного облегчает ее восприятие и дела­ет книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегод­няшний день накопилось достаточно. А вот каче­ственных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает. Включите в каждую тему, кроме теоре­тической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком исполь­зованной литературы. Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступ­ных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебни­ки, но и оригинальные труды исследователей. В качестве источников выбирайте не только при­вычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, го­сударственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес. Укажите как можно больше источ­ников информации, к которым может обратить­ся специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и про­демонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач. Обязательно выделите в отдельную главу методические при­емы, позволяющие проводить междисциплинар­ные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением мате­риала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Общий порядок разработки учебного изда­ния:

  • Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе за­дач обучения и воспитания, решаемых в процес­се преподавания курса.

  • Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.

  • Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисци­плин, и использование результатов этого выявле­ния при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.

  • Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информа­ции для приобретения знаний, выработки уме­ний и навыков, воспроизведение и использова­ние предшествующих знаний при изучении каж­дого вопроса темы, каждой темы и всего курса.

  • Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного матери­ала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методиче­ского уровня изложения материала главным яв­ляется его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно перво­му первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем да­ется их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводя­щие студента к общим выводам и определениям.

Различают несколько видов и способов вы­полнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учеб­но-методическое указание, методическое руко­водство (указание) или руководство к практиче­ским (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Основные требования к содержанию учебно­го пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

  • тесная связь с содержанием учебных мате­риалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

  • реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными из­даниями по одной дисциплине;

  • междисциплинарные связи;

  • обеспечение непрерывности отдельных ви­дов подготовки специалистов;

  • использование общего понятийного аппара­та, унификация в использовании терминологии в обозначении.

В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить научный анализ;

  • делать выводы и применять научно обосно­ванные решения в условиях неопределенности;

  • видеть перспективы развития соответству­ющей области науки;

  • пользоваться современной научной инфор­мацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного по­собия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие во­просов программы учебной дисциплины;

  • текст доступен для успешного усвоения сту­дентами, способствует мотивации учения, фор­мированию умений и навыков, а также творче­ских способностей будущих специалистов;

  • обеспечивает преемственность знаний, по­лученных при изучении предшествующих дис­циплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;

  • учитывает психолого-педагогические фак­торы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

  • использует возможности поясняющих и до­полнительных текстов.

Добавить комментарий