Как составить методическую разработку для учителя

Методическая разработка

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
  • разработку общей методики преподавания дисциплин;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
  • методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;

Схема методической разработки может включать:

  • название разработки;
  • сведения об авторе;
  • цель;
  • перечень используемого оборудования и материалов;
  • описание хода проведения мероприятия;
  • методические советы по его организации и подведению итогов;
  • список использованной литературы;
  • приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?». 
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

В аннотации (рецензии) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (1 страница).

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования (1-2 страницы).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Общие требования к оформлению методической разработки

  • Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  • Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методические рекомендации

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

                На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
  • название;
  • фамилия, имя, отчество автора;
  • название города;
  • год разработки.

                На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов;
  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод.рекомендации);
  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

                Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

                        Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
  • дать советы по решению:
  • организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
  • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
  • кадровому обеспечению (требования к экспертам);
  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

                Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

                Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
  • тестовые задания;
  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Общие требования к оформлению методических рекомендаций

  • Общий объем методических рекомендаций (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 Times New Roman ).
  • Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  • Количество и объем разделов не лимитируется.

Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.

Структура  методического пособия:

Общая структура:

  • Титульный лист
  • Рецензия (внешняя, внутренняя)
  • Содержание.
  • Введение (пояснительная записка)
  • Стандарт
  • Графлогические  структуры
  • Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)
  • Основная часть
  • Заключение (тесты, эталоны к тестам)
  • Список использованной литературы.
  • Приложения (дополнительный материал).

Структура пособия (разработка)

  1. Титульный лист
  2. Рецензия
  3. Содержание
  4. Пояснительная записка
  5. Стандарт
  6. Памятка для студентов

( если методическое пособие для студентов)

  1. Технологическая карта

(если методическое пособие для преподавателей)

  1. Граф-логические структуры
  2. Работа
  3. Тестовые задания
  4. Эталоны ответов
  5. Глоссарий
  6. Литература

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детско-юношеская спортивная школа»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК»

Педагог-организатор:

Дресвянина

Нина Михайловна

п.Ревда

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Общие положения………………………………………………………………..4

Требования, предъявляемые к методической разработке……………………..5

Требования к структуре и оформлению методической разработки……….…6

Общие правила оформления…………………………………………………..11

Изложение текста разработки…………………………………………………12

Оформление иллюстраций и приложений……………………………………13

Заключение……………………………………………….……………………..14

Список литературы……………………………………….…………………… 16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

ВВЕДЕНИЕ

Качество педагогической деятельности во все времена имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. В современном обществе к педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования и чтобы им соответствовать, необходимо постоянно находиться в творческом поиске новых знаний, возможностей, новых идей.

Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеет не только набрать детей, но и постоянно поддерживает их интерес, увлекает своим творчеством и заинтересовывает родителей, может организовать в учреждении результативно работающее объединение, и, как следствие, – «продвигает» своё учреждение в социуме. Современные условия требуют от педагогов не только профессиональных (педагогических и психологических) знаний, но и теоретического осмысления практических результатов, решения комплекса проблем, возникающих в процессе организационной и педагогической деятельности. Актуальность данной работы состоит в значимости презентации педагогического труда, так как современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога дополнительного образования, качество их применения являются показателем конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг.

Цель методической работы– оказание помощи педагогу в обобщении и презентации своего педагогического опыта. Ожидаемый результат – повышение качества работы педагога.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическая разработка– это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы (раздела) образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания;

разработку общей методики преподавания;

 разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

 разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

 определение форм и методов изучения содержания темы;

 раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;

 описание видов деятельности педагога и учащихся;

 описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

 осуществление связи теории с практикой на занятиях;

 использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

 характеристика темы;

 планирование изучение темы;

 рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

 Образовательные цели и задачи темы;

 Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

 Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

 Место и роль темы при изучаемой программы;

 Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

 Дидактический анализ содержания материала;

 Уровни изучения и усвоения учебного материала;

 Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

При планировании необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 1.

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы.

Пример оформления содержания приведен в Приложении 2.

Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области применения данной разработки, цель, задачи и предполагаемый конечный результат работы.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

Задачи образования подразделяются на задачи:

– обучения (формирование знаний, умений и навыков),

– воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности)

– развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.) Пример задач образования приведен в Приложении 3.

Как правило, методической разработкой педагога дополнительного образования является разработка конкретного занятия.

Рекомендуемый план-конспект занятия:

 Тема программы.

 Тема занятия.

 Тип занятия.

 Вид занятия.

 Цель методическая.

 Цели образования (обучения, воспитания, развития).

 Содержание занятия.

 Материально-техническое обеспечение занятия.

Межпредметные и внутрипредметные связи. Раздел «Содержание занятия» можно выполнить в виде таблицы. Пример таблицы приведен в Приложении 4.

Тип занятия определяется целью его проведения.

Пример типов занятий приведен в Приложении 5.

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая преобладает на занятии.

Пример видов занятий приведен в Приложении 6.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный (Подготовительный) (активизация деятельности, психологический настрой: приветствие, вступительное слово).

2. Основной (решение поставленных цели и задач, практическая деятельность).

3. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки:

 Название разработки.

 Название и форма проведения мероприятия.

 Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.

 Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

 Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).

 Сценарный план, ход проведения мероприятия.

 Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

 Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

 Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

 Список литературы.

В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки в алфавитном порядке.

Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.

Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Остальные прописные буквы пишутся в соответствии и с нормами русского языка. Название научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращение отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с ГОСТом 7.12 –77. 11

Выделяют следующие элементы библиографического описания.

Для книг

– Заголовок описания (фамилия и инициалы автора или авторов – одного, двух или трех); если авторов более трех, то описание начинается с заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно на титульном листе.

– Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия.

К ним относится:

а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится и «др.»;

б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.).

– Сведения о повторности издания (порядковый номер, кроме первого).

– Место и год издания (название города дается без сокращения, за исключением названий Москва, Санкт-Петербург, Ленинград, приводимых в сокращенном виде; соответственно М., СПб., Л.).

– Порядковый номер выпуска или части.

– Количество страниц

Для статей и частей изданий

При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано. Элементы описания даются в следующем порядке:

– заголовок описания (фамилия, инициалы автора или авторов);

– основное заглавие;

– сведения об издании, в которых помещено произведение: (для журнала – наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается). Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 7.

 Автор разработки, должность, место работы.

На квалификационное испытание можно представить методическую разработку занятия в детском творческом объединении, материалы для которой даны в Приложение8.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А4.

Количество знаков в строке должно составлять 60-70, межстрочный интервал – полуторный компьютерный. Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм, от правого края 10 мм, сверху и снизу – 20 мм от края листа. При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта TimesNewRoman, размер – 14.

Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (курсивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др.

Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание.

Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости.

Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются по центру нижнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.

Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА РАЗРАБОТКИ

В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

В тексте не допускается:

  • применять обороты разговорной речи;

  • применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

  • применять произвольные словообразования;

  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].

При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Например – Рисунок А.3.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

При ссылках на иллюстрацию следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый педагог должен осознавать важность презентации своего труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех, особенно детей и родителей, в её актуальности, нужности, доказать её эффективность.

Если педагог будет четко фиксировать свои педагогические достижения и находки, успех применяемых им методик, постоянно применять и анализировать эффективность работы своей педагогической системы, то он без труда будет управлять качеством учебного процесса – сможет видеть, с одной стороны, недочеты и возможности их исправления, а с другой стороны, – отмечать свои успехи и достижения и активнее продвигать и популяризировать их. В результате этого процесса складывается модель работы педагога, понятная и интересная детям и их родителям, а также коллегам в плане возможности обмена педагогическим опытом.

Грамотно используемые формы демонстрации профессиональной компетенции педагога позволяют показать его неравнодушное отношение к своей профессии, повысить его конкурентоспособность. Всё это позволяет педагогу получать большое удовлетворение от своей работы и стимул для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.

2. Буланова Е.В., Небахарева Э.В. Формы работы с педагогическими кадрами. Государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества, информационно-методический центр, 2001- 2002.

3. Березина В.А. Воспитание в системе ДОД.- М.:ЭСЛАН, 2005.

4.Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие.- М.: АНО «Диалог культур», 2007.

5. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.

6. Писарева С.А. Современные научные исследования в области дополнительного образования: возможности использования в практике работы педагога. СПб, 2003.

7.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

8.Дополнительное образование детей: словарь-справочник/ авт-сост. Д.Е.Яковлев. – М.: Аркти, 2002.

9.Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2008.

10. festival.september.ru

Приложение 1

Форма титульного листа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр детского творчества»

НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

Разработал должность

И.О.Фамилия

п.Ревда

2022г.

Методическая разработка рассмотрена на заседании (название) комиссии. Рекомендована к использованию в (область использования)

Протокол от «____»__________20___г. №______

Председатель комиссии И.О.Фамилия

Приложение 2

Примерный макет содержания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….4 2……………………………………………………………………………………6 2.1 ……………………………………………………………………………….11 2.2 и т.д.

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список использованных источников……………………………………….…22 Приложение 1 Название приложения………………………………………….23 Приложение 2 Название приложения…………………………………………25 и т.д.

Приложение 3

Пример задач обучения

Примеры образовательных задач:

– «Выявление и закрепление знаний по теме № …, устранение пробелов в знаниях обучающихся».

– «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»

– «Обучение чтению (пению и т.п.) на…»

– «Изучение схем включения …»

– «Расширение знаний о …»

– «Выявление знаний обучающихся по теме № …, умения их работать с …»

– «Изучение способов определения …»

– «Изучение новых схем …»

– «Расширение знаний о работе …»

– «Изучение особенностей явления, процесса, устройства…»

– «Изучение принципа действия и устройства…»

– «Изучение работы …»

– «Знакомство с порядком выполнения действий …»

– «Изучение способов изменения …»

– «Изучение последовательности действий …»

– «Проверка и закрепление знаний обучающихся по теме …»

– «Изучение режима работы …»

– «Изучение назначения различных …»

– «Изучение явлений …»

– «Обеспечить в ходе занятия усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов, приемов …»

– «Овладение обучающимися алгоритмом решения поставленных задач …»

– «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»

– «Восполнять следующие пробелы в знаниях, умениях и навыках…»

Примеры воспитательных задач:

– «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся…»

– «Воспитание творческого отношения к деятельности …»

– «Воспитание бережливости и экономии при …»

– «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»

– «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

– «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»

– «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

– «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»

– «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»

– «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

– «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

– «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности …»

– «Формирование необходимых коммуникативных качеств …»

Примеры развивающих задач:

– «Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»

– «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

– «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное …»

– «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»

– «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»

– «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»

– «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

– «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»

Приложение 4

Содержание занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия детей

Примечания

Приложение 5

Примеры типов занятий

 Занятие по изучению нового учебного материала.

 Занятие по первоначальному формированию умений и навыков.

 Занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

 Занятие обобщения и систематизации знаний.

 Занятие контроля знаний, умений и навыков.

 Комбинированное занятие.

Приложение 6

Примеры видов занятий

 Лекция.

 Беседа.

 Самостоятельная работа.

 Практическая работа.

 Конференция.

 Семинар.

 Контрольная работа.

 Зачет.

 Деловая игра.

 Экскурсия.

 Деловые или ролевые игры.

 Соревнования и конкурсы.

 Занятия-аукционы.

 Творческие отчеты.

 Занятия-игры: «Суд», «Поле чудес» и др.

 Концерт.

 Выставка работ.

 Турнир.

 Занятие-путешествие и т.д.

Приложение 7

Примеры оформления источников

Список литературы должен быть свежим, источники 5-7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;

  • основная и периодическая;

  • интернет-источники, если есть.

Пример оформления списка литературы:

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. – 2002. – №22. – Ст. 2031.

Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. – М.: Проспект, 2010. – с. 55-56

Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – №4. – с. 3-4.

Остапов А. И. Компрессоры и их устройство // Интернет ресурс: compresium.ru

Макаров. В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. – № 12. – С. 2 – 5.

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив, учеб.]. – Электрон, дан.ипрогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон, опт.диск (СОКОМ) +

Приложение8

Материалы для методической разработки

«Занятие в детском творческом объединении учреждения дополнительного образования детей»

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.

Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.

Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:

 добиться максимальной активности детей,

 включить в творческий процесс всех воспитанников,

 сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,

 побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им. Занятие – праздник для детей, родителей и педагогов.

При методической разработке занятияпедагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:

 знание преподаваемого предмета;

 умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;

 коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;

 способность к импровизации;

 умение слушать учащихся, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;

 способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

– определить тему занятия;

– поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

– отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям детского коллектива содержание обучения и способы работы;

– четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;

– правильно решить методическое и техническое обеспечение;

– создать благоприятный микроклимат на занятии;

– пробудить активность каждого воспитанника.

Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников. В плане указываются:

– название объединения, в котором проводится занятие

– Ф.И.О. педагога,

– дата и время проведения,

– возраст учащихся,

– тема занятия,

– цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие),

– тип занятия,

– форма проведения занятия,

– формы организации занятия,

– методы обучения,

– средства обучения,

– оснащение занятия,

– литература,

– ход проведения занятия,

Рассмотрим более подробно некоторые моменты плана занятия.

Цель занятия и задачи

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат).

Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать, формировать и т.д. (например – в образовательной программе).

Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.

Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

Цель занятия достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных.

Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.

Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей. Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели и задачи приходит с опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.

Нет необходимости на одном занятии ставить и решать как можно больше проблем, стремясь за короткое время показать всё своё профессиональное мастерство. Умение поставить конкретную цель, определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого занятия.

Тип занятия

Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа. В современной педагогике выделяются следующие типы занятий:

– занятия усвоения нового материала,

– занятия по закреплению изучаемого материала,

– занятия повторения, занятия систематизации и обобщения,

– занятия проверки и оценки знаний комбинированные.

В зависимости от типа ход проведения занятия будет включать в себя следующие этапы:

Занятие усвоения нового материала

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап усвоения новых знаний, умений и навыков,

– этап закрепления новых знаний,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия по закреплению изучаемого материала

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап закрепления изучаемого материала,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия повторения

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап повторения,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия систематизации и обобщения

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап систематизации и обобщения изученного материала,

-этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Занятия проверки и оценки знаний

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Комбинированное занятие

– организационный этап,

– этап всесторонней проверки знаний или домашнего задания,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний,

– этап усвоения новых знаний, умений и навыков,

– этап закрепления новых ЗУН,

– этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его выполнению,

– подведение итогов,

– рефлексия.

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и решением конкретных задач.

Наиболее сложная работа на занятии – организация обратной связи, то есть обращение к воспитанникам, выяснение понимания ими учебного материала. Опыт показывает, что при отсутствии такой обратной связи дети расхолаживаются, теряют интерес к происходящему.

Формы проведения занятия

Формы проведения занятия могут быть следующими:

– традиционная,

– беседа,

– экскурсия,

– лекция,

– консультация,

– семинар,

– дидактическая сказка,

– игра,

– встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.

Формы организации занятия

От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса:

 коллективная (фронтальная),

групповая (более 2-х человек),

 парная,

индивидуальная (ребенок работает самостоятельно).

Методы обучения

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много.

Выделяем наиболее традиционные для дополнительного образования:

 Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)

Наглядный (картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные опыты и т.п.)

Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)

Работа под руководством педагога

Дозированная помощь педагога

 Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)

 Самостоятельная работа

 Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция, письменные работы)

Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему)

 Проектные методы (разработка проектов и программ, моделирование ситуаций, создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников).

Средства обучения

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования:

 Простые:

– учебники, книги

– раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.)

– визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)

 Сложные:

– механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)

– аудиальные (проигрыватель, магнитофон)

– аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.)

– средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы).

Оснащение занятия

Имеются в виду оснащение кабинета и рабочего места воспитанников на занятии, а также материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической работы.

Литература

План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для воспитанников.

Ход занятия

Структура занятия зависит от типа занятия. В ходе занятия расписывается содержательная часть каждого этапа. Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.

Вспомним, что при описании хода проведения занятия обязательны для любого типа занятий:

– организационный этап,

– этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению знаний,

– этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха,

– рефлексия – анализ воспитанниками собственного состояния, чувств, переживаний по завершении какой-либо деятельности. Может проводиться между любыми этапами занятия или внутри них.

Рефлексия является одним из главных условий современного обучения и воспитания.

По определению рефлексия – это способность человека к самопознанию, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал?, что чувствовал?, что приобрел?, что меня удивило?, что я понял и как оценил свою деятельность? В содержание рефлексии входят размышлении по поводу того, что значило для меня быть с другими людьми, как я воспринимал и реагировал на поведение окружающих меня людей.

Рефлексия может быть проведена:

 в форме опроса,

с использованием подручных средств или специальных карточек, в письменной форме (воспитанникам может быть предложена недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например «на протяжении занятия я чувствовал себя …, потому что …», «Если бы я был педагогом, то включил бы в занятие …», «Считаю, что занятие удалось (не удалось) потому, что…». Так же в рефлексивных целях возможно проведение различных диагностик, анкетирований, тестирований.)

в устной форме индивидуально (проводиться в случае, когда между педагогом и воспитанником достигнут определенный уровень доверия.Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило: нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка, спрашивать о сокровенном, выуживать его тайны и секреты, провоцировать распахнутость души. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение. Он также имеет право на молчание или сознательное умолчание.)

Суть рефлексии не в организации духовного стриптиза, а в приучении к самоконтролю, к самооценке и формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни.

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и учащихся в душе каждого остался праздник творчества.

https://ria.ru/edu_news/20100706/252525410.html
фото с сайте ria.ru

Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Аннотация

Этот материал поможет читателю-педагогу  написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

1. Введение

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

2. Состав и содержание методической разработки

Тема

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Примеры:

Использование модели  «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А  вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы  не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, anniv1975@server.ru

Условия применения

В этом разделе укажите

—       Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

—       Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

—       Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

Пример:

—       Начальные классы (1-2).

—       Курс развития речи в рамках курса русского языка

—       Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить.  Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они  описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1.     Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО:  дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2.  Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру.  – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3.  Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример: используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

Рисунок 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 2

На примере (рис. 2)  показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия»  должна предваряться эмпатией и  системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения  используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.

Таблица 1. Состав методики

Задание, упражнение, процедура Что делает учитель Что делают дети Время, порядок работы Рекомендации, установки Что получается в результате
Сравниваем объект с любыми другими объектами Предлагает объекты, задает вопросы Отвечают на вопросы 3-5 минут в начале урока. Тренинг проводится до достижения результата Вначале выбирайте известные детям объекты, имеющие интересную форму.

Настраивайте детей на оригинальные ответы: («Вася сравнил сапог с трубой, Маша – с каналом. А волшебник Д-Д сгруппировал ответы Васи и Маши (как?). Кто даст ответ, который Д-Д трудно было бы объединить с предыдущими?»)

Дети находят множество сравнений, стремятся найти оригинальное, нешаблонное сравнение.

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Это приводит порой совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал автор. Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда учитель, прочитавший методический материал,  искренне уверен, что использовать этот материал можно только с теми примерами, которые в нем описаны. Чтобы использовать «Картинку без запинки» ему нужна та же самая картинка с уточками, а упражнение «на что похоже?» необходимо производить исключительно с ключом от класса и очками.  Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не  копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.

Пример. Играем в игру «На что похоже?» На начальном этапе используйте знакомые детям объекты с интересной формой (например, ключик, очки, ветку дерева, зонт и т.п.).  Затем переходите к объектам с другими яркими признаками (кран с капающей водой — звучание, горящая лампочка – температура и т.п.).

Диагностика

Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело.

Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии. При публикации вашей разработки мы решим, каким образом ее  проиллюстрировать детскими работами.

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть

—       наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

—       продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

—       результаты выполнения специальных заданий и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

Это могут быть

—  наличие определенных  высказываний учащихся в процессе работы,

— определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку, практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);

— количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Выводы

Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось решить? Поставьте себе задачи на будущее.

Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.

Библиографический список и ссылки

В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.

—  Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);

—  Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. [WWW-документ] URL http://trizminsk.org/e/2312.htm )

—  Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. – Вып. 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 9,72 Мб.)

В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц [1, стр. 34-35], а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).

Если вы используете идеи коллег, которые были сообщены в частной беседе, вместо ссылки в скобочках можно написать (Иванов И.И., частное сообщение)

3. Список литературы

1. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133;  Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88-108.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, 240 с.

Как написать методическую разработку

Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.

Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.

блокнот для записи

Содержание

  1. Методическая разработка – что это?
  2. Инструкция написания методической разработки
  3. План методической разработки
  4. Оформление методической разработки

Методическая разработка – что это?

Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.

.
Это может быть разработка

  • конкретного урока
  • комплекса уроков по определенной теме
  • авторская методика преподавания конкретной дисциплины
  • разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
  • выработка общего подхода к обучению и воспитанию
  • разработка инновационных и интерактивных методов обучения

Для написания методической разработки автору необходимо иметь:

конспекты
— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям

.

Инструкция написания методической разработки

1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.

2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.

3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.

4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.

5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.

План методической разработки

После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.

Структура методической разработки:

  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Список использованных источников.
  • Приложения.

Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.

Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.

Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.

.
Возможные разделы основной части: 

  • описание темы
  • планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,     рекомендации по изучению темы
  • навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы
  • взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей
  • анализ методики, представленной в методической разработке

Планируя изучение темы, следует

  • определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
  • продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
  • проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы

В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.

Оформление методической разработки

следует помнить

Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.

.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.

.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.

.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.

.

4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.

.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.

Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.

.
Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!

Прочтите о подготовке лекции и реферата

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Добавить комментарий