Как составить методическую разработку урока по фгос

Краткое описание методических приемов

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»

         Преподаватель дополняет реальную  ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»

        Преподаватель начинает урок с “настройки”. Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”. Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»

        Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.

«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»

        Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»

        Преподаватель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

«ЭПИГРАФ»

        Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

        Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»

        В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.                        

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТЕМА-ВОПРОС»

        Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.                   

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

        Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в “Толковом словаре”.

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»

        Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.                                                                                          

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

        На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«ГРУППИРОВКА»

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: “Почему имеют такие признаки?” будет задачей урока.                                                                                        

«ИСКЛЮЧЕНИЕ»

        Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема “Яркое пятно”, но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

«ДОМЫСЛИВАНИЕ»         Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим.  С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.                         

«ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»

        Преподаватель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»

        Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример: Задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

«НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА»

        Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.

Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

«ЗИГЗАГ»

Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

 • доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

  • Что лишнее?
  • Обобщить – что это …
  • Что пропущено – логическая цепочка
  • Какое слово скрывается и так далее.

        Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

        Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»

        Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, – там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.

«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

        Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.

«ЛОВИ ОШИБКУ!»

        Объясняя  материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.        Поощряйте внимание и готовность вмешаться!                Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

        Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК) Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
     Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.

«КРОССВОРД»

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

        Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«УДИВЛЯЙ!»

        Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»

        Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»

        Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

«МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Мультимедийная презентация – это представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

        К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов – суждений:

– Почему?

– Как доказать?

– Чем объяснить?

– Вследствие чего?

– В каком случае?

– Каким образом?

        Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

        Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3

Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Вариант 4

Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

«ВОПРС К ТЕКСТУ»

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

Совет:

Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

«СВОЯ ОПОРА»

        Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

        Замечательно,  если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«ДА-НЕТКА»

        Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”.

        “Да-нетка” учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать товарищей.

«СОРБОНКА»
         Прием предназначен  для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и  т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

        Группы получают одно и то же задание.         В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ИГРА – ТРЕНИНГ»

Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия…

1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»»

         Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»

        Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “-“. На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

«ТЕСТЫ»

Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»

        Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»

Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно ―густой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных областей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих ―четвертинок‖ делится пополам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой ответчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу докладчика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитанное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы ―доложить партнерам прочитанное своими словами

«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности ( * – легкое, ** – сложное)
  • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из  6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

«МИНИ-ПРОЕКТЫ»

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся  осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

«МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»

        Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь?  О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

– фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
– экспериментальной;
– изобретательской;
– теоретической.

«РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ»

          Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.

«В СВОЁМ ТЕМПЕ»

          При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

«ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»»

          Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

«РЕСТАВРАТОР»

          Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

«РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на .усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.

«СОЗДАЙ ПАСПОРТ»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

«ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример:

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Информация

Преступления

Закон

Статья

Безопасность

Категории

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” ( количество “ветвей” не ограничено), и, наконец, “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. ” Дерево предсказаний может выглядеть так:

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000628/obshestv/imgs/203.gif

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

«ТЕСТ»

        Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«СВОЯ ОПОРА»

        Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

        Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры – плакаты на  стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

«КЛАСТЕР»

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ»

Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  • Каждая ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветки должны быть изогнутыми.
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.

«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

        Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.         Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»

        Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ»

        Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

«СИЛОВОЙ АНАЛИЗ»

Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

Сегодняшняя ситуация

Желательная ситуация

Противодействующие факторы

Действия по уничтожению или ослаблению

Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться)

Действия по усилению

«ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА»

Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: “Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?” Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение. В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, сам процесс поиска шаг за шагом ведет к решению проблемы.

«ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ»

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Пример: Лабораторная работа «Сравнение  февральской  и октябрьской  революций 1917 года»  

Линии сравнения

Февральская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года

1. Причины  и задачи

2. Повод (если есть)

3. Движущие силы

4. Ход революции

5.Характер революции

6. Итоги и значение.

«ПЛЮС – МИНУС»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»

        Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС»

        Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

«ТИХИЙ ОПРОС»

        Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

        Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

«БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»

        Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание. Технология проведения:

до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.

во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде учащиеся приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

после: работы сдаются преподавателю или применяется   вариант самопроверки:

а) преподаватель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Учащиеся отмечают знаками “+” и “—” свои результаты;

б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;

в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плюсиков” — отметка “5”, 5 “плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”;

«РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»

        Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач   нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.

«ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ»

        Преподаватель проверяет работы учащихся выборочно.

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.

Устный «Круглый стол» — метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

«ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

«ТРОЙКА»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

        Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

«ТАБЛИЧКА»

        Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал,        «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»

        Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …т.е. различные виды рефлексии.

                    Я                                           П

Л                       И 

    МЫ                       ДЕЛ

                                                                      Ак.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

        Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

         Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?

«ХОЧУ СПРОСИТЬ»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

«РЮКЗАК»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил

 РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»    В.А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Что мне интересно в этой теме?   Что я не знаю и хочу узнать?

Что мне интересно в этой теме? Что я не знаю и хочу узнать?

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Ф Ф актические знания Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение Г О О пора на проблемное обучение С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний) С

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Ф

Ф актические знания

Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение

Г

О

О пора на проблемное обучение

С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний)

С

 Базовые технологии стандартов второго поколения   Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)  Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности   Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения  Информационные технологии

Базовые технологии стандартов второго поколения

  • Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
  • Информационные технологии

ФГОС   Результаты освоения основных образовательных программ  Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные  установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира  Метапредметные освоенные универсальные  учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметные понятия

ФГОС

Результаты освоения основных образовательных программ

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные

установки обучающихся, социальные компетенции,

личностные качества

Предметные

освоенный опыт

специфической для данной

предметной области

деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и

применению, система основополагающих

элементов научного знания, лежащая

в основе научной

картины мира

Метапредметные

освоенные универсальные

учебные действия,

обеспечивающие овладение

ключевыми компетенциями,

составляющими основу

умения учиться,

и межпредметные

понятия

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя  Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка уроку Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.   Учитель пользуется сценарным планом урока . Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала.  Самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя на уроке Большое количество времени занимает речь учителя.  Организовать деятельность детей: Успеть выполнить все, что запланировано  по поиску и обработке информации;  обобщению способов действия;  постановке учебной задач.

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка уроку

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока .

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Главная цель учителя на уроке

Большое количество времени занимает речь учителя.

Организовать деятельность детей:

Успеть выполнить все, что запланировано

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задач.

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Формулировка заданий для обучающихся Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.  Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте. Форма урока Преимущественно фронтальная Взаимодействие с родителями обучающихся Преимущественно групповая и /или индивидуальная Родители не включены в образовательный процесс.  Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулировка заданий для обучающихся

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Предмет изменений Образовательная среда Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Создается учителем.  предметные результаты; Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися.   не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;  Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.   нет портфолио обучающегося;  Результаты обучения   создание портфолио;  основная оценка- оценка учителя;    ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ.  Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Предмет изменений

Образовательная среда

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Создается учителем.

  • предметные результаты;

Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися.

  • не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.

  • нет портфолио обучающегося;

Результаты обучения

  • создание портфолио;
  • основная оценка- оценка учителя;
  • ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
  • важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ.
  • Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Что такое современный урок? эмоции + и – признаки, характеристики, особенности

Что такое современный урок?

эмоции

+ и –

признаки, характеристики, особенности

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:    - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;   - на уроке реализуется  личностно – ориентированный подход к обучению;   - на уроке реализуется системно-деятельностный подход;   - организация урока динамична и вариативна;   - на уроке используются современные педагогические технологии (в частности ИКТ).

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; – на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; – на уроке реализуется системно-деятельностный подход; – организация урока динамична и вариативна; – на уроке используются современные педагогические технологии (в частности ИКТ).

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Осуществление коррекции

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Оценивание учащихся

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Зачем УУД??

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Зачем УУД??

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

  • Уроки «открытия» нового знания
  • Уроки отработки умений и рефлексии
  • Уроки общеметодологической направленности
  • Уроки развивающего контроля

Структура урока в рамках деятельностного подхода

Структура урока в рамках деятельностного подхода

I.Организационный момент  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.  «Хочу, потому что могу».   II. Актуализация знаний  Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.   III. Постановка учебной задачи  Цель : обсуждение затруднений  («Почему возникли затруднения?»,  «Чего мы ещё не знаем?»);  проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

I.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. III. Постановка учебной задачи Цель : обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

IV. «Открытие нового знания»   (построение проекта выхода из затруднения).  Этап изучения новых знаний и способов действий.   V. Первичное закрепление .   Этап закрепления знаний и способов действий   Цель: проговаривание нового знания,  запись в виде опорного сигнала.   VI. Самоанализ и самоконтроль  Этап применения знаний и способов действий   Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

VII. Включение нового знания  в систему знаний и повторение.  Цель: установление межпредметных связей через осознания своего опыта и нового знания.   VIII. Рефлексия.  Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: установление межпредметных связей через осознания своего опыта и нового знания. VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Дидактическая структура урока Технологическая карта План - конспект УРОК  Мотивирование к учебной деятельности Постановка проблемы Актуализация опорных знаний Открытие нового знания Первичное закрепление Включение нового знания в систему знаний и повторение Рефлексия

Дидактическая структура урока

Технологическая карта

План – конспект

УРОК

Мотивирование к учебной деятельности

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Рефлексия

Последовательность действий учителя Моделирование урока  – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока  Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля вид урока  - отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя

Моделирование урокаопределение основных параметров урока, включающее:

  • уточнение концепции или технологической идеи обучения;
  • соотнесение цели урока с целями учебной темы,
  • определение типа и вида урока

Учитывая требования к уроку по ФГОС

тип урока

Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

вид урока

– отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя Проектирование –  разработка основных компонентов педагогического процесса : задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока , т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает  документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому  будет работать, решая поставленные задачи  и добиваясь получения основного результата  образования

Последовательность действий учителя

Проектированиеразработка основных

компонентов педагогического процесса :

  • задач,
  • содержания,
  • методов,
  • средств,
  • форм учебной деятельности.

Конструированиесоздание технологии урока , т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся.

На этапе конструирования учитель создает

документы – конспект урока и (или)

технологическую карту , по которому

будет работать, решая поставленные задачи

и добиваясь получения основного результата

образования

Документация урока План-конспект урока Технологическая карта урока

Документация урока

План-конспект урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока –  это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию универсальных учебных действий соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока

это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет

  • организовать эффективный учебный процесс ,
  • обеспечить реализацию универсальных учебных действий соответствии с требованиями ФГОС,
  • существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

 Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта урока с методической структурой  Дидактическая структура урока Методическая структура урока Организационный момент Актуализация знаний Методы   обучения Форма Сообщение нового материала деятельности   Закрепление изученного материала   Методические приемы и их     Подведение итогов   Средства Домашнее задание   Признаки решения дидактических задач   Способы обучения     содержание     организации                 деятельности                    

Технологическая карта урока с методической структурой

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Методы

обучения

Форма

Сообщение нового материала

деятельности

Закрепление изученного материала

Методические

приемы и их

Подведение итогов

Средства

Домашнее задание

Признаки решения дидактических задач

Способы

обучения

содержание

организации

деятельности

Технологическая карта урока с дидактической структурой  Раздел, тема Цель темы Задачи Предметные Планируемый результат Метапредметные УУД Личностные Основные понятия Тип урока Метод обучения Метапредметные связи Ресурсы: - основные; - дополнительные Наглядные пособия Организация пространства

Технологическая карта урока с дидактической структурой

Раздел, тема

Цель темы

Задачи

Предметные

Планируемый результат

Метапредметные

УУД

Личностные

Основные понятия

Тип урока

Метод обучения

Метапредметные связи

Ресурсы:

– основные; – дополнительные

Наглядные пособия

Организация пространства

Технологическая карта урока технологии

Раздел, тема

Цель темы

Кулинария, «Здоровое питание» , 2 часа

Задачи

  • Формировать умения обучающихся оценивать структуру пищевой пирамиды как основы здорового ( рационального) питания;

Предметные

  • Продолжить формирование представлений обучающихся о здоровом питании и питательных веществах, основ экологической культуры на примере рационального питания;
  • Научить оценивать качества питьевой воды в своем городе;
  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Развивать умения сотрудничать и дискутировать;
  • Формировать умения обосновывать свой выбор, оценивать результаты своих действий с помощью самооценочных таблиц

Планируемый результат

Метапредметные

  • Уметь обосновывать свой выбор, оценивать результаты своих действий с помощью самооценочных таблиц
  • Уметь сотрудничать и дискутировать в группе
  • Уметь оценивать состав пищи и структуру пищевой пирамиды
  • Уметь составлять дневной рацион на основе пищевой пирамиды;
  • Уметь оценивать качества питьевой воды в своем городе;

УУД : Личностные

Личностные

Самопознание и смыслоопределение

Основные понятия

Регулятивные

  • Целеполагание, прогнозирование, планирование, оценивание, контроль
  • Общеучебные, познавательные, постановка и решение проблем
  • Планирование учебного процесса, постановка вопросов, построение речевых высказываний

Общепознавательные

Пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания

Тип урока

Коммуникативные

Метод обучения

комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение материала, частично-поисковый

Метапредметные связи

информатика, биология, ОБЖ

Ресурсы: основные

Учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс

Наглядные пособия

Печатные пособие «Питательные вещества», проекционный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

План – конспект урока Технология проведения Деятельность педагога Мотивационно-целевой этап Деятельность обучающихся Изучение нового материала Планируемые результаты Изучение новых способов действия Рефлексивно-оценочный этап

План – конспект урока

Технология проведения

Деятельность педагога

Мотивационно-целевой этап

Деятельность обучающихся

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Изучение новых способов действия

Рефлексивно-оценочный этап

План-конспект урока по технологии

Тема: Здоровое питание

Технология проведения

Деятельность учителя

Мотивационно-целевой этап

Деятельность учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1.Организационный момент

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классного журнала

Планируемые результаты

Цель– активизация учащихся, настрой на урок

проверка готовности учащихся к уроку

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их;

Предметные

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Составить самооценочную таблицу работы на уроке

Составление самооценочной таблицы ( учащиеся предлагают свои варианты названия колонок таблицы, выбираем оптимальный результат – в тетради)

-Тихо сели.

Познакомить с критериями оценивания деятельности на уроке.

УУД

У: Вы пришли сюда …

  Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Д: Учиться.

У: Не лениться, а …

Д: Трудиться.

У: Работать как?..

Д: Старательно.

У: А слушать как?..

Д: Внимательно.

У: Если хочешь отвечать …

Д: Руку не забудь поднять!

У: Если спросят?..

Д: Надо встать, громко, чётко отвечать.

  У: Согласны ли вы с этими словами? Почему?

Д: …..

-Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

У.: Прежде, чем начнем урок, составим самооценочную таблицу для выполнения работы. Как вы думаете, по каким критериям мы будем оценивать свою работу

II этап. Актуализация знаний.

  Организовать обсуждение проблемных вопросов для определения темы и целей урока

Цель –

1.Способствовать развитию речи учащихся 2.актуализировать мыслительные операции, через обсуждение проблемных вопросов;

  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

3.зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний -4.формулирование темы и целей урока

  У.: Вы утром все завтракали? Скажите для чего человеку нужно питаться?

  Определение темы урока:

Д.: Человек питается чтобы жить, двигаться и т.д.

У.: Вся пища потребляемая вами полезна организму? Почему?

Здоровое питание

  Личностные УУД Познавательные УУД

Д.: Нет, не вся … Организму требуется натуральное, здоровое питание.

Целей урока:

Регулятивные УУД

У.: Как вы думаете, какое питание является здоровым? Почему?

1. оценивать состав пищи;

2. составлять дневной рацион питания

Д.: ….

У.: Какова же будет тема нашего урока?

Д.: Здоровое питание (слайд1)

У.: (Слайд2) Посмотрите на экран: можно ли предложенные ситуации отнести к здоровому питанию?

Д.: Нет..

У.: Что же мы сегодня с вами должны рассмотреть?

Д:..

III этап Изучение нового материала

  объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся , с использованием таблицы «Питательные вещества»

Цель – – познакомить учащихся с питательными веществами, пищевой пирамидой;

-Организовать работу в парах по поиску материала в тексте учебника по предложенной теме

  Слушать учителя и взаимодействовать с учителем в ходе беседы;

-развивать умения анализировать изучаемый материал;

Работа с текстом по плану (извлечение материала из текста);

  У.: В состав нашей пищи входят питательные вещества растительного и животного происхождения.(Слайд3) Как вы думаете, что значит растительное и животное происхождение?

обеспечить

  Уметь оценивать состав пищи и пищевой пирамиды

контроль

Д.: первые – дают нам растения, вторые – животные.

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ( работать в парах );

  Личностные УУД Познавательные УУД

за выполнением

Уметь анализировать проделанную работу

Оценивать правильность выполнения заданий.

У.: Питательные вещества делятся на группы: белки, жиры, углеводы. Кроме того, в пище имеются необходимые человеку витамины, минеральные вещества. (слайд4)

задания.

Регулятивные УУД

Анализировать пищевую пирамиду на предмет содержания и распределения питательных веществ

Давайте разделимся на 5 групп (работа с учебником стр.37-38) и поработаем с текстом по плану:

-Заслушать сообщения учащихся

1. определение веществ,

Коммуникативные УУД

Анализировать проделанную работу

2. в каких веществах содержатся,

Организовать индивидуальную работу по анализу пищевой пирамиды

3. зачем они нужны. – сообщения .

Организовать индивидуальную работу по анализу своей работы на данном этапе работы

У.: Проанализируйте свою работу на данном этапе урока

У.: Для того, чтобы наша пища приносила нам пользу нужно знать правила здорового питания, которые отображаются в пищевой пирамиде. (Слайд 5)

Продуктов, изображенных в основании пирамиды, нужно употреблять в пищу больше, а изображенных на самой вершине пирамиды – употреблять ограниченно или избегать их.

Задание в тетради: Рассмотрите пищевую пирамиду и, пользуясь таблицей «Питательные вещества», определите распределение питательных веществ в пирамиде. (5 мин)

Сделайте вывод (устно): Почему продукты, расположенные в основании пирамиды более полезны для организма, чем расположенные на верху?

Д. …

У.: Проанализируйте свою работу на данном этапе урока

Физкультминутка

IV этап

Проведение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз

  • разъяснить учащимся задачи лабораторной работы;

Выполнение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз

Изучение новых способов действия

Слушать учителя и взаимодействовать с учителем в ходе беседы;

– ознакомить учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание

Лабораторная работа « Определение качества питьевой воды »

Цель этапа:

У.: (Слайд 6)

Воспроизвести и корректировать способы действия при выполнении самостоятельной работы

Вода является важным компонентом питания, как и все перечисленные питательные вещества. Она жизненно необходима организму для переваривания пищи, выделения вредных веществ и поддержания нормальной температуры. Но вся ли вода полезна человеку? (Слайд7)

Определение качества питьевой воды

Тренировать

Д.: Необходима только чистая вода У.: Как получить чистую воду?

Личностные УУД Познавательные УУД

способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

Д.: Очистить.

организовать самостоятельную работу учащихся

Регулятивные УУД

У.: Устройство, которое очищает воду называется фильтром.

организовать самопроверку самостоятельной работы

Сегодня мы попытаемся с вами подобрать фильтр для очистки водопроводной воды в нашем городе. (Слайд 8)

Организовать по результатам выполнения лабораторной работы выявление и исправление допущенных ошибок

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения лабораторной работы

Все данные представлены на слайде, вам требуется внимательно его изучить и определить – какой фильтр подойдет для очистки воды.

У.: Проанализируйте свою работу на данном этапе урока

V этап

  закрепить первоначальные умения и навыки..

Учебно-тренировочный Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения пищевой пирамиды
  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально)

закрепить знания, акцентировав внимание на вопросах, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала с помощью составления

  Слушать учителя и взаимодействовать с учителем в ходе беседы;

  У.: Составим свою пищевую пирамиду

своей пищевой пирамиды

Воспроизвести и корректировать способы действия при выполнении самостоятельной работы

( Самостоятельная работа учащихся)

Составить свою пищевую пирамиду и дневной рацион питания

  Уметь оценивать состав пищевой пирамиды и дневной рацион питания

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с изученными понятиями

У.: Проанализируйте свою работу на данном этапе урока

Уметь анализировать проделанную работу

  Личностные УУД Познавательные УУД

У.:(Слайд6)

Регулятивные УУД

В книге «Голод и изобилие: история питания есть такая фраза: «… в Риме … Максимин Фракийец, первый император-солдат, выпивал в день по амфоре вина (что примерно соответствует двадцати литрам) и «умудрялся съедать около сорока, а то и шестидесяти фунтов мяса»;…говорят, «что он никогда не пробовал овощей».

Коммуникативные УУД

У.: Как вы думаете, можно назвать такое питание правильным? Почему?

Д.: Нет. Он слишком много ел. Не употреблял в пищу овощей.

У.: А, как нужно есть, чтобы питание приносило пользу?

Д.: Питаться нужно небольшими порциями и в определенное время.

У.: Сколько должно быть приемов пищи в день? Как мы их назовем?

Д.: 3 (5) приемов: завтрак, обед, ужин (второй завтрак, полдник)

У.:(Слайд7) Верно. Такой прием пищи называется «Режим питания» или «Дневной рацион»

У.: завтрак, обед, ужин – это основные приемы пищи. Для перекусов – второй завтрак, полдник – нужно выбирать полезную и питательную, но легкую пищу(фрукты, овощи, йогурт, творог, хлеб, сок)

У.: завтрак один из важнейших приемов пищи. Он снабжает организм энергией для успешной учебы и занятия спортом.

У.: Что вы кушаете на завтрак? Какие питательные вещества вы получаете при этом? (проанализируйте ответ с помощь своей пищевой пирамиды)

Д.:…

У.: Что вы думаете о пище на обед и ужин?

Д.:

У.: Составим дневной режим питания, основываясь на данных пищевой пирамиды

( Самостоятельная работа учащихся в парах) – анализ проделанной работы.

Физкультминутка Проведение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз Рефлексивно-оценочный этап Выполнение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз VI этап Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:   Записать и разобрать способы выполнения домашнего задания; задание учащимся на подготовку к следующему уроку   1. стр.37-42 (учить) с ообщение о теме следующего урока включить новые знания в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации 2. Витамин – Сообщение по теме (упр. 1стр.42)   3. «Пищевые отравления» - сообщения по теме.   Познавательные УУД Приступаем к изучению технологии приготовления бутербродов. 1. Откуда произошло слово «Бутерброд» 2. найти пословицы о хлебе.

Физкультминутка

Проведение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз

Рефлексивно-оценочный этап

Выполнение упражнений на коррекцию осанки, усталость пальцев рук и глаз

VI этап Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  Записать и разобрать способы выполнения домашнего задания;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  1. стр.37-42 (учить)

с ообщение о теме следующего урока

включить новые знания в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

2. Витамин – Сообщение по теме (упр. 1стр.42)

3. «Пищевые отравления» – сообщения по теме.

  Познавательные УУД

Приступаем к изучению технологии приготовления бутербродов.

1. Откуда произошло слово «Бутерброд»

2. найти пословицы о хлебе.

VII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке  рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся   рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке Цель этапа:    –  Чему вы научились?  – Понравилось ли вам на уроке?  – Что больше всего понравилось? организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока   Расскажите по схеме: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке   Коммуникативные УУД  знаю  Я запомнил  смог

VII этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

  •   рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Цель этапа:

  – Чему вы научились? – Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось?

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

Расскажите по схеме:

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  Коммуникативные УУД

знаю

Я запомнил

смог

Вывод Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.  Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.

Вывод

  • Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока.
  • При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах.
  • Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.
  • Именно в этом случае происходит развитие личности.
  • Именно это является одной из основных задач современного урока.

На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.

В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.

Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.

Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.

Подробнее о том, как создать дружную атмосферу между учениками и решить конфликт, читайте в статье «Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям».

Добавить комментарий