Как составить мини проект по географии

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать
учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность
в планировании, организации и контроле своей деятельности».
(Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»)

География не может быть скучной, но чтобы пробудить у детей интерес к изучению географии, учитель должен не только владеть содержанием, но и уметь так организовать процесс обучения на уроках, чтобы каждый школьник был включен в работу и получил удовольствие от процесса познания. И именно география – это тот учебный предмет, который позволяет достичь этой цели, ведь именно она обладает широким диапазоном межпредметных связей, имеет огромное разнообразие форм и средств обучения.

На уроках географии я широко использую метод проектов, так как именно этот метод позволяет достичь многих предметных, метапредметных и личностных целей.

Учащиеся 5 и 6 класса еще часто  практически на всех этапах работы над проектом нуждаются в обучающей и стимулирующей помощи учителя. Дети данного возраста испытывают трудности при совместной деятельности на протяжении длительного периода времени. Семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать проблему и цель проекта, они обладают достаточным количеством учебных знаний и опыта. Проблемой для  учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это слабое место подростков. В связи с этими возрастными особенностями учащихся 5-7 классов я считаю целесообразным использовать краткосрочные творческие групповые проекты – длительностью 1-2 урока.

Задачами мини-проектов является обучение планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, умение анализировать, развитие творческих способностей учащихся, формирование позитивного отношения к предмету, умению оценивать свою работу.

В рамках проведения предметной декады естественных наук в 2018-2019 году на уроках географии были реализованы мини-проекты «Вулканы» (в 6 классах, продолжительностью 1 урок), «Материки» (в 7 классах, продолжительность 2 урока).

Учащиеся классов делились на группы численностью до 5-6 человек, каждой группе предлагались карта-инструкция проекта (Приложение 1, Приложение 2) и один из запечатанных конвертов (в случайном порядке).

В запечатанном конверте находятся все необходимые материалы для работы в соответствии с темой:

  • дополнительная текстовая  и графическая информация по вулканам и материкам (Приложения 3-8)
    • Приложение 3
    • Приложение 4
    • Приложение 5
    • Приложение 6
    • Приложение 7
    • Приложение 8
  • силуэты животных, растений и т.д.

На отдельном столе размещается то, что может понадобиться учащимся на уроке для выполнения моделей, макетов: ватман, цветная бумага, пластилин, краски, ножницы, клей, небольшие пластиковые емкости, сода, средство для мытья посуды, уксус.

Во время реализации проекта, в случае необходимости, оказываю помощь группам, осуществляю наблюдение за реализацией проектов, фиксирую в карте наблюдений уровень сформированности УУД, по истечении отведенного на проект времени организую подведение итогов и рефлексию.

Особое внимание при подготовке и осуществлении мини-проектов следует обратить на следующие аспекты:

  • ученик может попасть в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки, неумение распределить время);
  • могут проявиться психологические коммуникативные проблемы.

В результате практической реализации мини-проектов на уроках географии мной были выявлены следующие положительные моменты:

  • формируются навыки самообразования и самоконтроля;
  • моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
  • формируются навыки групповой деятельности;
  • осуществляется индивидуальный подход к учащимся;
  • формируются навыки само- и взаимооценки;
  • в творческом процессе задействован каждый учащийся;
  • формируется интерес к познавательной деятельности.

Использование
метода мини проектов на уроках географии.

На уроках географии
я часто использую метод мини проектов.  Считаю, это одним из эффективных
способов изучения и закрепления изучаемого материала. Использовать метод  мини
проектов можно на разных уровнях образования, так как проектная деятельность –
специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека:

·        
в
младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой
деятельности;

·        
в
подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной
среды и пробы своих сил.

«Все, что я познаю,
я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот
основной тезис современного понимания метода проектов.
В основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления.

            Метод
мини проектов носит мотивирующий характер обучения. Мотивацию обучения повышает
право выбора работы, возможность контролировать процесс в сотрудничестве с одноклассниками.
Учащиеся основной школы имеют внутреннее желание учиться, потребность в важной
работе и оценке своей деятельности.

Актуальность
методов проекта в том, что ученики активно участвуют в групповых проектах,
применяя приобретенные знания, умения и навыки. Идет осмысление содержания
материала, поскольку обучение основано на фактах из реальной жизни, и
информация подается интересным для учеников образом: большую часть информации в
процессе работы над проектом ученики должны добывать самостоятельно. В процессе
работы развивается мышление, идет закрепление навыков, социализация школьников
и все для получения новых знаний. Также метод проектов носит междисциплинарный
характер обучения. При работе над любым проектом ученики выполняют задания,
используя знания из разных дисциплин: биологии, химии, истории, литературы.
Кроме того проектирование стимулирует учеников к решению сложных реальных
задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию.
Например, при выполнении проекта «Национальный парк Танзании». В разработке
виртуальной экскурсии задействованы кроме краеведения предметы история,
география и информатика.

Метод
мини проектов способствует позитивному настрою на сотрудничество.
Сотрудничество учителя и ученика, между учениками позволяет повысить мотивацию
к обучению.

В
преподавании географии привлекается большой объем современной информации.
Эффективность преподавания во многом зависит от умения разнообразить
организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная
деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса
географии, практическому применению знаний. При этом решаются:


педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);


практические задачи (реализация компетентного подхода к результатам обучения);


социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).

«Проект
– это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности
учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор
и творческие решения» (Н. Б. Крылова).

Метод
проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для
активного освоения новых способов человеческой деятельности. Таким образом,
проект позволяет преодолеть разрыв между школьным географическим образованием и
жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской
работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в
данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.

Мини
проекты на уроках могут носить индивидуальный и групповой характер.  Примером
заданий для индивидуального проекта могут служит  задания в 6 классе при
изучении темы «Литосфера»: изготовить макет вулкана , показать особенности его
строения.

Примерами
группового проекта являются, например разработка туристического маршрута по
заданным территориям с оформлением рекламного буклета

 .
 

При
работе в группе все члены команды должны получать удовольствие от общения друг
с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен
получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять
активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых
«спящих партнеров». Ответственность за конечный результат несут все члены
команды, выполняющие проектное задание.

На
таких уроках моя роль как учителя меняется. Я выступаю в качестве наставника,
доверяю ученикам и считаю их равноправными участниками, стараюсь создать
условия для самостоятельной работы.

Перед
началом работы над проектом мы вместе обсуждаем и планируем цели и основные
этапы работы над проектом. А дальше ребята самостоятельно или в группах должны спланировать,
выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо
понимать цель проекта. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые
знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Ребятам
нравится примерять на себя роли гидрологов, картографов, почвоведов,
климатологов и география даёт им такую возможность. На уроке они выбирают кем
они будут, каждой группе даётся ряд проблем, которые они должны решить, с точки
зрения своей выбранной роли. Итогом их совместной работы является, например
программа защиты флоры и фауны  Антарктиды. Примеры возможных продуктов проектной
деятельности учащихся:

газета;

выставка;

оформления
кабинета географии;

чертеж
класса, школьного двора;

анализы
данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и
т.п.)

обоснованный
план мероприятий;

модель;

сценарий
(игры; праздника)

мультимедийный
продукт (презентация);

Естественно,
что любая работа должна быть оценена. Оценка проекта складывается из:

1.оценки
этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата);

2.оценки
результата защиты проекта;

3.оценки
результата саморефлексии

Конечно
же первые проектные работы учащихся 6 классов выполняли лишь передачу
информации, и ребята часто обращались за помощью к учителю или библиотекарю.
Уже у семиклассников мотивация и самостоятельность возрастает, появляется
интерес к изучению предмета географии, возрастает качество успеваемости
отдельных учащихся при использовании проектной технологии. Метод проектов
является эффективным способом формирования и развития личности, умеющей
ориентироваться в огромном потоке географической информации, способной
применять нестандартные решения, повышать мотивацию к учебно-познавательной
деятельности. Метод лишь компонент в комплексе системы обучения географии,
может быть использован на различных этапах обучения, дополняя другие методы
которые позволяют оптимизировать процесс обучения.

Использование мини-проектов на уроках географии.

Проекты многолики и многогранны. Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время.  Многие педагоги в недоумении, чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской, ведь элементы исследования всегда присутствуют в учебном проекте? Суть различия заключается в том, что проектную деятельность мы всегда организуем по схеме, и знаем конечный продукт, к получению которого ведем детей. А исследовательская деятельность отличается более высоким уровнем творчества учащихся, исследование не имеет схемы, и учитель не знает конечного продукта, к которому придёт ученик, исследование может остановится на уровне выдвижении гипотез.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.

Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока, т.е. можно разработать мини-проект. Использовать мини-проекты можно на разных типах урока. При работе можно использовать индивидуальную и парную работу. 

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели – 7 минут, если необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае учащимся предлагается проблема и алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение информации и её обработки – 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока.

Примеры мини-проектов:

Класс

Тема

Название проекта

Цель проекта

Продукт проекта

5

Изображение земной поверхности

«Гуси-Лебеди»

Перевод текстовой информации в графическую

План сказочной местности

6

Биосфера

«Природные зоны Земли»

Обобщение знаний о природных зонах Земли

«Визитная карточка»

7

Материки Земли

«Тур по …»

Обобщение знаний о материках

Разработка туристических маршрутов

8

Природа России

Объекты Всемирного культурного и природного наследия

Расширение знаний о природе страны

Реклама объекта

9

Хозяйство России

Электроэнергетика

Использование новых знаний в нестандартной ситуации

Создание карты электростанций

10

Глобальные проблемы человечества

Экологические проблемы

Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию

Экологическая конференция

11

Страноведение

Создание схем -связей стран мира

Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию

Демонстрационные схемы

В итоге, необходимо провести оценивание проекта.  Критерии оценки должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, если присутствовало, умение работать в группе, а не только презентация.

Использование мини-проектов имеет ряд трудностей, таких как, возрастает нагрузка на учителя при подготовке к уроку, ученик во время подготовки может попасть в стрессовую ситуацию, проблемы субъективной оценки работы. Но все же именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, повышает интерес к познавательной деятельности, видеть результаты своего труда. Таким образом, проектная деятельность востребована сегодня в школе и интересна с методической точки зрения.

Как написать проект по географии

Проектная форма обучения завоевывает все большую популярность в современном учебном процессе. Но чтобы проект ученика отвечал всем образовательным нормам, необходимо познакомить его с правилами оформления данной работы.

Как написать проект по географии

Вам понадобится

  • – справочная литература;
  • – консультации научного руководителя.

Инструкция

Проект по географии – это вид исследовательской деятельности, характеризующийся четкой структурой изложения. С одной стороны, это условие создано в помощь ученику, а с другой – часто вынуждает «подгонять» текст работы под установленные рамки.

Чтобы успешно написать проект по географии, поставьте совместно с вашим руководителем цели исследования. Правильное целеполагание – залог успешной работы.

Обсудите с преподавателем ваши творческие возможности в рамках данного проекта. Чтобы работа способствовала реализации вашего научного потенциала, была по-настоящему плодотворной и интересной, необходимы дополнительные элементы. Например, макет исследуемого географического объекта, небольшой видеоролик по данной теме, собрание предметов, имеющих отношение к исследованию (гербарий, собрание минералов и др.).

Приступайте к сбору информации. Сначала изучите материал, изложенный в учебнике. Выделите ключевые понятия из этой темы и ищите их подробное описание в других источниках. Так вы соберете максимум данных. Выписывайте на отдельный лист названия книг, журналов, статей. Эти сведения понадобятся вам при составлении списка литературы.

Затем составьте предварительный план проекта, включающий содержание, введение, главы (или разделы), заключение, приложение, список используемой литературы.

Активно используйте в своем исследовании графики, таблицы, диаграммы, схемы. Это добавит вашей работе наглядность.

Распределите собранную информацию между соответствующими частями плана. Но помните, для проекта по географии важны ваши личные наблюдения, достижения и выводы, а учебная литература лишь дополняет их.

При написании собственных заключений, изложении выявленных вами фактов не выходите за рамки научного стиля языка. Фразу: «Этот камешек блестит на солнце как новая монета» замените на «Данный минерал отличается характерным металлическим блеском».

Перед сдачей проекта еще раз проверьте его на предмет орфографических, стилевых и фактических ошибок.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

1. Русская матрёшка.

Кто её сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится её секрет.

Она – настоящая русская красавица.

Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но не лентяйка, в руках у нее может быть серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

МКОУ «Троицкая СОШ»

Проект

«Русская матрёшка»

подготовлен учащимся 9 класса :

Кострикиным Дмитрий

2017г.

План проекта.

1.Рассказ об истории зарождения народного промысла .

2.Пробдемы развития народного промысла

3.Местность , в которой развивается народный промысел по изготовлению русских матрёшек.

«Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!..

Гармошка? Нет!..

То – русская матрёшка!!!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так немного и немало

Символом России стала

1. Русская матрёшка.

Загадка о матрёшке (загадывает учитель или…)

Кто её сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится её секрет.

Она – настоящая русская красавица.

Она настоящая русская красавица . Румяная, в нарядном сарафане ,на голове яркий платочек .Но не лентяйка ,в руках у неё может быть серп и хлебные колосья ,то уточка или петушок ,то корзина с грибами –ягодами . Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в другафигурок японского мудреца Фу-ку-ру-ма – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, – эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спелёнутый младенец. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.

Изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом – опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада – в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушал

МКОУ «Троицкая СОШ»

Проект

по географии к уроку

«Народные промыслы России» «Гжель»

подготовлен учащимся 9 класса :

Касьяновым Алексеем

2017г.

План проекта:

1.Рассказать о предпосылках появления промысла.

2.История развития промысла.

3.Значение каждого цвета в хохломе

1.Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло немного времени и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли, как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили пищу и воду. Шли века.

Сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

2.Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVI веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена каптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

3. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие и большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. Создатель русского фарфора Д. И. Виноградов в 1740-х гг. дважды бывал в Гжели. Первые русские фарфоровые изделия, полученные на Порцелиновой мануфактуре близ Петербурга, были из гжельского сырья.В Гжельской волости – в деревнях Речицы, Жирово, Турыгнно, Кузяево и других – получило распространение гончарное ремесло, стали возникать мелкие мастерские по производству посуды из полуфаянса. Гжельская керамика – это изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, чайникам, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Гжель – это дивные , диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Самый излюбленный узор – гжельская роза. А иногда можно увидеть букет из нескольких роз. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей. Керамическую плитку, расписанную гжельской росписью, можно увидеть даже на каминах. Изразцы – так называли плитку, которой отделывали ( украшали) камины. Очень прочная и красивая, она была превосходным материалом и превращала обыкновенный «очаг» в произведение искусства. Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе. Традиции росписи фаянса и дешевого фарфора развивались на протяжении всех последующих веков.

МКОУ «Троицкая СОШ»

Проект по географии к уроку:

«Народные промыслы России» «Жостовские подносы»

подготовлен учащимисяся 9 класса :

Сакович Елизаветой, Анпилоговой Юлией

2017г.

План проекта:

1.Рассказать об истории появления народного промысла Центральной России.

2.Содержание промысла.

3.Развитие в современное время.

План проекта:

1.Рассказать о причинах появления народного промысла Центральной России.

2.Краткая история развития промысла.

3.Развитие в современное время.

1.Па́вловский Поса́д — город в Московской области, центр Павлово-Посадского района. Расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы в 65 км к востоку от Москвы. Образует городское поселение Павловский Посад.

Население — 65 633чел. (2016).Город известен текстильной промышленностью, прежде всего производством знаменитых во всём мире павлово-посадских платков и шалей.

Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском ПосадеМосковской области на ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства. Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук, Я. И. Лабзин, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.

Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Стилизованное изображение павловопосадской шали на гербе Павлово-Посадского района Московской области.

С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.

С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

3.Художественные особенности.

Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.

В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

МКОУ «Троицкая СОШ»

Проект по географии к уроку:

«Народные промыслы России»- «Хохлома»

Подготовлен учащимся 8 класса :

Воронкина Анастасия

2017г.

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

 Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

 Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве.

Один из видов расписной деревянной посуды – “золотая хохлома” изготавливается в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С.

Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

Кисть хохломская! Большое спасибо 
Сказывай сказку для радости жизни
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отличались друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие – братина. Был древний обычай – братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, Собирались в одной избе люди – родственники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок – цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла поговорка: “Всяк старец имей свой ставец!”

Рисунок на изделиях – ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные, кудри

  • завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.

Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет “солнце”; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

Добавить комментарий