Как составить миниатюры

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра – это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Пример сочинения-миниатюры:

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:

  • эпитеты
  • метафоры;
  • сравнения;
  • гиперболы;
  • литоты.

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:

  • завязка 20%;
  • кульминация 60%;
  • концовка (развязка) 20%.

Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.

Шаг 5. Проверяем текст

Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.

Сочинение-миниатюра пишется за один раз, потому что по объему оно совсем небольшое, в младших классах объем может быть на половину страницы и в старщих классах объем до полуторы страницы.

Основой сочинения-миниатюры является тезис, это одно предложение, которое требуется раскрыть наиболее полно.

Тезис берется от темы сочинения.

Если в теме сочинения вопросительное предложение, то ответив одним предложением на вопрос темы , мы получаем сам тезис. А потом задача раскрыть тезис, написать почему мы так считаем, какие чувства испытываем и что это нам дает.

А если тема в повествовательном предложение, то тезисом будет являться вопрос, которые поставите к теме.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

-Irink­a-
[281K]

6 лет назад 

При написании сочинения-миниатюры, стоит понимать его особенности. Прежде всего сочинение-миниатюра – это небольшое по размеру художественное произведение, которое наполненно смыслом. Объём данного сочинения, как правило не должен превышать 1-2 страниц.

Для того, чтобы написать данное сочинение, в первую очередь нужно нарисовать данную картиину словами у себя в уме, как правило, выдолжны являться участником данных событий, чтобы сочинение получилось живым. Описывать можно что угодно, будь то картина природы, природное явление, какое-либо событие.

При написании сочинения-миниатюры, важно обращать внимание на такие мелочи, как цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Сочинение-миниатюра отличается небольшими объемами, к тому же в центре внимания должна быть не слишком широкая тема. Узкую же тему вполне реально вместить в не очень длинный текст.

Если хотите найти примеры миниатюр с русской литературе, могу посоветовать к прочтению писателя Пришвина Михаила Михайловича.

Обычно такое сочинение еще и несет определенную идею: вывести читателя на определенные эмоции. Поэтому будет отлично, если автор будет свидетелем того, о чем он пишет, или если тема будет глубоко волновать его. “Литье воды” недопустимо, каждое слово должно иметь четкий смысл и нести конкретную смысловую нагрузку.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

5 лет назад 

Сочинение-миниатюра имеет в себе содержание узкой тематики, на какую-то определённую тему. Само по себе имеет небольшой размер, но имеет отличие от рассказа или этюда, хоть и сами по себе эти произведения могут быть схожи по размеру. Сначала дадим определение каждому. Итак, сочинение-миниатюра это маленькое произведение, в котором нужно до конца раскрыть конкретную тему. И произведение должно быть безусловно законченным. Итак, после того как тема определена, ключевая мысль подобрана, можно двигаться дальше. В таком сочинении должны раскрываться все мысли автора, они должны быть свежи, лаконичны; для этого авторы используют различные метафоры, эпитеты,литоты, сравнения, гиперболы. В миниатюре не нужно использовать слишком длинные предложения. Достаточно коротко излагать мысль, не растягивая. Должно быть движение, течение времени в произведении. В следующем этапе, автор составляет структурный план по которому он пишет произведение. Есть общепринятые значения – это дальше. Проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:

Начало плавное, переходит в напряжённую идею текста, какую-нибудь загадку должен разгадать читатель по ходу сочинения, и далее развязка. А теперь рассмотрим на примере уже написанного автором текста с разбором:

Ещё одна тонкость при написании сочинения миниатюры, нужно её писать не будучи сильно нервным, напряжённым, излишние эмоции могут лишь помешать, и разрушить структуры произведения.

А теперь сравним с рассказом и этюдом.

Рассказ – это произведение небольших размеров, имеющее повествовательную форму. Рассказ, как повесть, и относится он к эпическим жанрам. В рассказе участвует небольшое количество героев, недолговременное изображение, происходящих в нём событий.

Теперь рассмотрим в чём отличие от литературного этюда. Этюд в литературе – можно сравнить с очерком, сочинением, эссе; это размышления на заданную или определённую тему. В этом произведении присутствует личная точка зрения автора, здесь как раз автор передаёт максимально все свои эмоции, переживания от произошедшего события или впечатления от какого нибудь человека, предмета.

Ладле­н
[266K]

6 лет назад 

Прежде всего нужно помнить как писал Чехов и то , что краткость это именно сестра таланта. Так что конечно чтобы написать сочинение миниатюру, нужно вкладывать все свои возможности и таланты. И это необходимо для того, чтобы не лить воду и писать по сути. Так что каждое предложение должно быть на своем месте и нести максимальную смысловую нагрузку. Ну а дальше нужно в литературной форме кратко раскрывать тему или отвечать на поставленный вопрос в названии сочинения. И еще нельзя уходить от темы, а только писать самое главное. Но для себя конечно нужно составить краткий план и четко его придерживаться.

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Под таким понятием как “сочинение-миниатюра” подразумевается очень маленькое сочинение, которое должно выразить какую-то тему посредством общих тезисов без подробного описания.

Главное в таком сочинении должна быть раскрыта тема в небольшом объёме, то есть максимально лаконично.

При написании старайтесь сильно не распространять предложения, излагайте в них только основную мысль. Главное в таком сочинении предоставить ответ по заданной тематике.

Для младших классов объём пол странички, а для старшеклассников до полутора странички.

Вот примерчик:

88Sky­Walke­r88
[428K]

8 лет назад 

Сочинением – миниатюрой называют сочинение небольшого объема. Тема такого сочинения – узкая, она должна полностью раскрыться, но не обязательно писать все подробности.

Любое сочинение-миниатюра должно иметь тезис, то есть какую-то главную идею, мысль и разъяснение или ответ на нее.

Примеры таких сочинений:

“Мой первый день в пятом классе” или “Моя осень”.

Марле­на
[16.2K]

6 лет назад 

Сочинение-миниатюра – это небольшое сочинение, где можно все описать общими словами. Для начала нужно составить план, композицию таково сочинения. Затем описать что вы хотите от каждого пункта. Писать надо кратко.

Помощ­ни к
[56.9K]

6 лет назад 

В отличии от цельного сочинения, сочинение-миниатюра – это свободная форма, размер которой не регламентируется. Если это нужно для младших классов, то полстраницы будет достаточно. Главное, чтобы в сочинении-миниатюре была идея и ваши мысли, поясняющие ее.

Вот что пишут о сочинении-миниатюре в учебнике:

что такое сочинение-миниатюра

Smile­dimas­ik
[32K]

6 лет назад 

Все очень просто, если мы знаем что такое сочинение. Сочинение миниатюра – это сочинение с сокращенным смыслом. Это обычное сочинение, которое вобрало в себя все очень важное что нужно знать о нем. Очень часто такие сочинения пишут дети в школе.

Само название “сочинение-миниатюра” говорит за себя. То есть, это сочинение в миниатюрном виде.

В данном сочинении следует кратко обосновать какое-то положение. Это что-то вроде четкого и ясного ответа на какой-то вопрос.

Знаете ответ?

    Мой сайт

Прозаическая миниатюра — это малый литературный жанр. Это не короткий рассказ, не отрывок, не зарисовка. Это отдельная форма со своими задачами и смыслом.

    Чтобы отличать миниатюру от эссе, притчи, очерка и анекдотов нужно понимать признаки миниатюры:

  1. Малый текстовый размер. От 2-3 предложений до бóльших объёмов. Редко превышает 5-10 страниц.
  2. Сюжетное начало. Сюжет в миниатюре нужен для законченности символа, а не для повествования как такового. Если в миниатюре ветер срывает с дерева последний лист, то не для того, чтобы унести его в чужие края, а для того, чтобы завершить мысль автора. К примеру, мысль о том, что каждый из нас чувствовал себя одиноким.
  3. Чёткая авторская мысль.
  4. Субъективизм. В центре миниатюры герой, глазами которого мы видим мир, или вокруг которого происходят условные события. Важно заметить, что в миниатюре восприятие внешнего мира главенствует над восприятием внутреннего.
  5. Вместо сюжетной динамики есть смысловая или эмоциональная.
  6. Миниатюра пропорциональна. Внешняя фабула закончена.
  7. Часто используется символизм. Валентина Дынник говорила, что написать миниатюру —это «показать солнце в малой капле воды».
  8. Изящество текста, яркая стилистика, ритм, структура, мелодика. 

    Очевидно, что написать хорошую миниатюру действительно трудно. Необходимо чувствовать язык, физически ощущать каждое слово, мыслить яркими и внятными образами. Но какие же шаги может соблюдать писатель, чтобы приблизить свою работу к малой форме? Как написать миниатюру? 

  • Для начала нужно читать много миниатюр. В этом жанре работали Бунин, Случевский, Тургенев, Тонино Гуэрра. 
  • Прежде чем писать миниатюру, нужно продумать «нить». Выявить, что хочешь сказать. Зачем? Чётко поставить задачу. 
  • Понять, какие события или эмоции покажут идею.
  • Выбрать выразительные средства, которые подходят идее миниатюры и её структуре. 
  • Во время написания нужно взвешивать и проверять каждое слово. Оставлять только те слова, без которых текст утратит смысл. 
  • Когда миниатюра готова, перечитай. И ещё раз. И ещё раз вслух. Проверь, есть ли ритм и мелодика.

    Тренировки и неподдельное желание создавать миниатюры приведут вас к успеху, коллеги.

Тонино Гуэрра:

«Ожидание» 

    Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?» 

    Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…

«Фотография»

    Как-то вечером он стоял в трамвае и вдруг почувствовал, что кто-то тянет его за руку. Молодой солдат уступал ему место как пожилому человеку. Он смутился и сел: такое с ним случилось впервые. Отвернувшись к окну, за которым ничего не было видно, кроме ночной темноты, он вдруг почувствовал весь груз своих лет. С той ночи он заперся в четырёх стенах, но они не могли удержать его тоски. 

    Как-то утром он получил письмо из далёкого города. Вскрыв его, он обнаружил фотографию старой обнаженной женщины. Без всякой подписи, и пояснений. Он надел очки и отыскал в морщинистом лице знакомые черты: это была единственная женщина, которую он по-настоящему любил в своей жизни. Зная великодушие своей возлюбленной, он сразу понял смысл её послания. Догадавшись о его страданиях, женщина не постеснялась показать ему свое старое тело, чтобы он убедился, что чувства сильнее плоти.

И. С. Тургенев:

«Собака»

    Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

    Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза. 

    И я тоже гляжу ей в глаза. 

    Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю. 

    Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк. 

    Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 

    И конец! 

    Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк? 

    Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… 

    Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 

    И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.

Как
написать сочинение-миниатюру

(из
опыта работы в начальной школе)

Л.А
Конакова,  учитель МКОУ «Гимназия №1» г. Нальчик

Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает
умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой
“неблагодарной работой” вынуждены именно они. Детям  кажется, что
написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это
не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно
будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими проблемами, как
написать научную работу, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи – о
воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии
часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.

Большую роль в развитии речи учащихся играют
сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно
двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный
образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как
она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.

Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр.
Например, записывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку.
Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи.
Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам
кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от
изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.

Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может
быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться
заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на
удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес
представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда
учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем
становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.

Перед составлением сочинения-миниатюры ученики
выполняют ряд заданий.

Прежде чем выполнить задание по написанию
мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра – это текст,
изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком
сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его
отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного
жанра был М.М. Пришвин.

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Шаг 5. Проверяем текст

1. Подобрать красочные определения (дана таблица со
словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий,
морозный, чистый, колючий, обжигающий.

2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как
переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.

Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие
на цветочки, звездочки.

Однажды во время урока за окном началась настоящая
сказка – снегопад. Ученики «прилипли» к окну, урок был остановлен и несколько
минут все наблюдали за происходящим. Затем ученики отвечали на вопросы:


Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)


Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)


Ветер какой? (Злой.)


Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)


Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет,
падает.)


Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)


Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)


Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)

– Какое определение подойдет больше, чтобы показать,
что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)

Затем ученики составили устный рассказ «Погода за
окном». На следующем уроке ученикам было предложено написать
сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами:
«Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было
предложено начало рассказа: «Я заметил…»

Рассказученика:

«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в
окно, а там настоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба
валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».

После проверки работ отмечаем выразительность ряда
работ (например, в работе  есть выражения «ветер злой», «снег валит»). Говорим
о необходимости проводить идею в работе. Например, у другого ученика первое
предложение: «Какое сегодня утро!» – требует доказательств неповторимости
явления, а ребенок просто перечисляет: идет густой снег, наметают сугробы,
начинает темнеть.

Очень важно настроить школьников на творческую волну:
поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.

Изучая тип речи – описание, его особенности, приношу
на урок живой цветок или игрушку. Ставлю цветок в вазу и предлагаю тему: «Ветка
гвоздики», но перед работой беседую с учениками, как приятно среди зимы увидеть
это живое, розовое чудо.

Ветка гвоздики

В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек
с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно
смотреть среди зимы на этот нежный цветок.

На уроках развития речи, когда изучается употребление
глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на
тему «Я собираюсь в школу».

Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа
и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в
своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием,
предложением.

Краткое сочинение

Рассказываем, как написать краткое сочинение (мини сочинение, сочинение миниатюру). Раскрываем порядок написания и оценивания.

Понятие и особенности краткого сочинения

Краткое сочинение (сочинение-миниатюра) и тезис

Краткое сочинение (сочинение-миниатюра) — это небольшое по размеру художественное произведение, которое наполненно смыслом, имеет в себе содержание узкой тематики, на какую-то определённую тему.

Объём данного сочинения, как правило не должен превышать 1-2 страниц.

Основой сочинения-миниатюры является тезис, это одно предложение, которое требуется раскрыть наиболее полно.

Тезис берется от темы сочинения.

  • Если в теме сочинения вопросительное предложение, то ответив одним предложением на вопрос темы, мы получаем сам тезис. А потом задача раскрыть тезис, написать почему мы так считаем, какие чувства испытываем и что это нам дает.
  • А если тема в повествовательном предложение, то тезисом будет являться вопрос, которые поставите к теме.

Сравнение краткого сочинения с рассказом и этюдом

По небольшому объему краткое сочинение схоже с рассказом и этюдом, но имеет свои особенности.

  • Краткое сочинение — это маленькое произведение, в котором нужно до конца раскрыть конкретную тему. И произведение должно быть безусловно законченным.
  • Рассказ — это произведение небольших размеров, имеющее повествовательную форму. Рассказ, как повесть, и относится он к эпическим жанрам. В рассказе участвует небольшое количество героев, недолговременное изображение, происходящих в нём событий.
  • Этюд в литературе — можно сравнить с очерком, сочинением, эссе; это размышления на заданную или определённую тему. В этом произведении присутствует личная точка зрения автора, здесь как раз автор передаёт максимально все свои эмоции, переживания от произошедшего события или впечатления от какого-нибудь человека, предмета.

Как написать краткое сочинение?

Особенности написания краткого сочинения

  1. Для того, чтобы написать данное сочинение, в первую очередь нужно нарисовать данную картину словами у себя в уме, как правило, вы должны являться участником данных событий, чтобы сочинение получилось живым. Описывать можно что угодно, будь то картина природы, природное явление, какое-либо событие.
  2. При написании сочинения-миниатюры важно обращать внимание на такие мелочи, как цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику.
  3. Обычно такое сочинение еще и несет определенную идею: вывести читателя на определенные эмоции. Поэтому будет отлично, если автор будет свидетелем того, о чем он пишет, или если тема будет глубоко волновать его.
  4. Само по себе имеет небольшой размер, но имеет отличие от рассказа или этюда, хоть и сами по себе эти произведения могут быть схожи по размеру.

План работы над кратким сочинением

  1. Определение темы, подбор ключевой мысли.
  2. Составление устного сообщения по выбранной теме.
    • В таком сочинении мысли автора должны быть свежи, лаконичны; для этого авторы используют различные метафоры, эпитеты, литоты, сравнения, гиперболы. В кратком сочинении не нужно использовать слишком длинные предложения. Достаточно коротко излагать мысль, не растягивая. Должно быть движение, течение времени в произведении.
  3. Составление структурного плана краткого сочинения, по которому он пишет произведение.
  4. Написание краткого сочинения.

Примеры краткого сочинения

Оценивание краткого сочинения

Краткое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание краткого сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления краткого сочинения учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность краткого сочинения оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Конкурс сочинений

Добавить комментарий