Многофигурная композиция – это вид композиции, которая состоит из большого количества фигур, объединенных в одну группу. Такая разновидность считается одной из самых сложных в живописи. Хотя силуэты имеют огромное значение в смысловом содержании картины, не менее важно и интерьерное пространство.
Многофигурная композиция в живописи
Интересно узнать, как же известные художники прошлого времени и мастера в настоящем справлялись с проблемами, связанными с этим художественным направлением.
Сикстинская капелла – величайшее творение Микеланджело. Для ее росписи он использовал различные библейские сюжеты, которые повествуют о сотворении мира и появлении людей на земле и др. С помощью масштабности – большого размера главных фигур – живописец достиг эффекта особой выразительности ключевых сцен.
У Микеланджело фигуры людей отличаются яркой экспрессией, каждый жест имеет свой глубокий смысл. При этом его легко найти и прочитать. Например, человек, обхвативший голову руками, передает задумчивость, отрешенность. Изображение сгорбленной фигуры выражает уныние и скорбь.
Многофигурная композиция символизирует в позах и жестах не только выразительность действия, но и раскрывает его содержание.
Занимательно, что зачастую какой-либо жест передает замысел автора, играет его роль. Обращенное внимание зрителя на какое-то явление с помощью вытянутой руки помогает расширить границы сюжета, указывает на то, что происходит за его рамками.
Не менее важен данном виде искусства взгляд, то, на что он обращен. Таким образом, можно связать отдельные фигуры или объединить их в группу, отсечь одного персонажа от всех других, тем самым выделив его.
В этом направлении искусства различают однофигурную, двухфигурную и многофигурную композиции.
Статичный групповой портрет
В течение многих веков этот вид живописи занимал главнейшее место. Многие художники зарабатывали написанием портретов. Ведь во времена, когда не было фотографии, написание портрета было единственной возможностью запечатлеть важный момент на долгую память, увековечить изображение себя и своих родственников. На позировании каждый из участников стремился выглядеть привлекательно и богато.
Новые веяния
С годами статичный портрет утратил свою актуальность, так как художники все время пытались создать что-то новое, выйти за рамки привычного.
Одним из таких творцов стал Х. Рембрандт – один из крупнейших представителей золотого века голландской живописи. Он не побоялся сломать традиции и совершил революцию в направлении рисунков многофигурной композиции, создав полотно «Ночной дозор». Персонажи на этой картине – бойцы элитной роты – были изображены не в парадной, а в обычной служебной обстановке. Портрет наполнен живыми жестами и естественными выражениями лиц.
19 век принес новое художественное направление многофигурной композиции – жанровый групповой портрет. На таких картинах люди были увлечены общей деятельностью – беседой, игрой с детьми. Фоном служили пейзажи или домашний интерьер.
Религия и мифология в живописи
В полотнах с возвышенными темами встречаются наиболее впечатляющие многофигурные силуэтные композиции. Прекрасным примером этому служат творения художников эпохи Возрождения: Микеланджело, Сандро Боттичелли, Тициана, Караваджо, Донателло, Рафаэля Санти.
Современные художники
Живописцы нашего времени далеко не так часто пользуются сложными многофигурными композициями. Применил в своем творчестве этот прием Стэнли Спенсер, написав серию полотен на тему Христа, в том числе «Тайную вечерю», «Воскресение». Британский художник трактовал данные религиозные события в обычаях новейшего времени.
Интерьерное пространство
Создание интерьера в картине имеет определенные трудности. Еще Джотто ди Бондоне, итальянский художник и основоположник Проторенессанса, писал многофигурную композицию в интерьере, который зачастую находился в открытом пространстве. Живописец добавлял в изображение наружные архитектурные формы: колонны, фронтоны и крыши. Иногда на одном полотне изображалось несколько интерьеров.
В то время этот прием в работе художника воспринимался не как замкнутое пространство, а как архитектурное оформление, которое разделяет события и делает их более глубокими по содержанию.
Эволюция трактовки многофигурной композиции в интерьере в живописи наиболее удачно изложена в трудах периода Проторенессанса. Это период в эпохе Возрождения, который длился со второй половины 13-го и в 14 веке. Внимание в них в основном сконцентрировано на выработке правил прямой перспективы, которую проще всего показать на примерах интерьера, в то время как проблема замкнутости оставалось открытой. Термин «интерьерность» всегда был равнозначен отступлению от строгих норм в прямой перспективе, имел особое образные пространственные задачи.
Замкнутость и величина интерьера стали наиболее глубоко пониматься, как только искусство достигло соответствующего этапа развития. Появились приемы, позволяющие создать впечатление, что зритель присутствует в интерьере.
Существенным компонентом образа является замкнутость обрамления, его размеры и ощущение присутствия самих зрителей в картине.
Виды построения пространства
Как следует из теории построения архитектурного пространства, возникновение прямой линейной перспективы связано с необходимостью использования изображения архитектуры.
Природные пейзажи менее зависят от нее, а в силуэтной живописи применение прямой перспективы и подавно затруднено. Ведь построение пространства напрямую зависит от пластики предметов и тел.
В таких полотнах, где фигуры людей занимают центральное место, пространство появляется только как итог синтеза, направления и передвижения форм.
Ярким примером такой картины служит произведения Эль Греко «Воскресение». Центральной осью являются изображения поверженного воина и Христа. Вокруг центрального действия можно наблюдать передвижение фигур. На третьем плане винтообразно изображены фигуры воинов.
Классическая картина включает в себя неразделимые линейные ритмы и пластическое построение группы.
В современной живописи практически полностью исчезло такое направление, как скульптурно построенный натюрморт. Использование группы фигур, связанных пластикой, также встречается крайне редко.
Гораздо чаще на картинах изображается разброс фигур, широкая расстановка предметов.
Пространственный строй
Его каждому виду соответствуют свои образные задачи и решения.
При этом классическая перспектива занимает подчиненное положение, а прямая (линейная перспектива) помогает построить открытое широкое архитектурное пространство или интерьерную сцену действия.
Предмет и пространство, характер подачи предмета и пространства и связь между ними очень важна.
Тип композиции также зависит от такого рода связи.
Заключение
Предметное пространство и система размещения (удаления) предметов создаются с помощью цветовой, тональной, линейной перспективы. В таком направлении пространство подчиняется предмету. При этом возможна и другая ситуация, когда пространство доминирует как среда, поглощающая предметы.
Например, на полотнах Рембрандта темные краски растворяют контуры предметов, а полумрак его поздних работ – это уже не просто цвет предмета, измененный окружением, а материализованное пространство.
Многофигурная композиция – это вид композиции, которая состоит из большого количества фигур, объединенных в одну группу. Такая разновидность считается одной из самых сложных в живописи. Хотя силуэты имеют огромное значение в смысловом содержании картины, не менее важно и интерьерное пространство.
Многофигурная композиция в живописи
Интересно узнать, как же известные художники прошлого времени и мастера в настоящем справлялись с проблемами, связанными с этим художественным направлением.
Вам будет интересно:Картины из металла: описание, техника исполнения, фото
Сикстинская капелла – величайшее творение Микеланджело. Для ее росписи он использовал различные библейские сюжеты, которые повествуют о сотворении мира и появлении людей на земле и др. С помощью масштабности – большого размера главных фигур – живописец достиг эффекта особой выразительности ключевых сцен.
У Микеланджело фигуры людей отличаются яркой экспрессией, каждый жест имеет свой глубокий смысл. При этом его легко найти и прочитать. Например, человек, обхвативший голову руками, передает задумчивость, отрешенность. Изображение сгорбленной фигуры выражает уныние и скорбь.
Многофигурная композиция символизирует в позах и жестах не только выразительность действия, но и раскрывает его содержание.
Занимательно, что зачастую какой-либо жест передает замысел автора, играет его роль. Обращенное внимание зрителя на какое-то явление с помощью вытянутой руки помогает расширить границы сюжета, указывает на то, что происходит за его рамками.
Вам будет интересно:Алексей Меринов, художник и карикатурист
Не менее важен данном виде искусства взгляд, то, на что он обращен. Таким образом, можно связать отдельные фигуры или объединить их в группу, отсечь одного персонажа от всех других, тем самым выделив его.
В этом направлении искусства различают однофигурную, двухфигурную и многофигурную композиции.
Статичный групповой портрет
В течение многих веков этот вид живописи занимал главнейшее место. Многие художники зарабатывали написанием портретов. Ведь во времена, когда не было фотографии, написание портрета было единственной возможностью запечатлеть важный момент на долгую память, увековечить изображение себя и своих родственников. На позировании каждый из участников стремился выглядеть привлекательно и богато.
Новые веяния
С годами статичный портрет утратил свою актуальность, так как художники все время пытались создать что-то новое, выйти за рамки привычного.
Одним из таких творцов стал Х. Рембрандт – один из крупнейших представителей золотого века голландской живописи. Он не побоялся сломать традиции и совершил революцию в направлении рисунков многофигурной композиции, создав полотно «Ночной дозор». Персонажи на этой картине – бойцы элитной роты – были изображены не в парадной, а в обычной служебной обстановке. Портрет наполнен живыми жестами и естественными выражениями лиц.
19 век принес новое художественное направление многофигурной композиции – жанровый групповой портрет. На таких картинах люди были увлечены общей деятельностью – беседой, игрой с детьми. Фоном служили пейзажи или домашний интерьер.
Религия и мифология в живописи
В полотнах с возвышенными темами встречаются наиболее впечатляющие многофигурные силуэтные композиции. Прекрасным примером этому служат творения художников эпохи Возрождения: Микеланджело, Сандро Боттичелли, Тициана, Караваджо, Донателло, Рафаэля Санти.
Современные художники
Живописцы нашего времени далеко не так часто пользуются сложными многофигурными композициями. Применил в своем творчестве этот прием Стэнли Спенсер, написав серию полотен на тему Христа, в том числе «Тайную вечерю», «Воскресение». Британский художник трактовал данные религиозные события в обычаях новейшего времени.
Интерьерное пространство
Создание интерьера в картине имеет определенные трудности. Еще Джотто ди Бондоне, итальянский художник и основоположник Проторенессанса, писал многофигурную композицию в интерьере, который зачастую находился в открытом пространстве. Живописец добавлял в изображение наружные архитектурные формы: колонны, фронтоны и крыши. Иногда на одном полотне изображалось несколько интерьеров.
В то время этот прием в работе художника воспринимался не как замкнутое пространство, а как архитектурное оформление, которое разделяет события и делает их более глубокими по содержанию.
Эволюция трактовки многофигурной композиции в интерьере в живописи наиболее удачно изложена в трудах периода Проторенессанса. Это период в эпохе Возрождения, который длился со второй половины 13-го и в 14 веке. Внимание в них в основном сконцентрировано на выработке правил прямой перспективы, которую проще всего показать на примерах интерьера, в то время как проблема замкнутости оставалось открытой. Термин «интерьерность» всегда был равнозначен отступлению от строгих норм в прямой перспективе, имел особое образные пространственные задачи.
Замкнутость и величина интерьера стали наиболее глубоко пониматься, как только искусство достигло соответствующего этапа развития. Появились приемы, позволяющие создать впечатление, что зритель присутствует в интерьере.
Существенным компонентом образа является замкнутость обрамления, его размеры и ощущение присутствия самих зрителей в картине.
Виды построения пространства
Как следует из теории построения архитектурного пространства, возникновение прямой линейной перспективы связано с необходимостью использования изображения архитектуры.
Природные пейзажи менее зависят от нее, а в силуэтной живописи применение прямой перспективы и подавно затруднено. Ведь построение пространства напрямую зависит от пластики предметов и тел.
В таких полотнах, где фигуры людей занимают центральное место, пространство появляется только как итог синтеза, направления и передвижения форм.
Ярким примером такой картины служит произведения Эль Греко «Воскресение». Центральной осью являются изображения поверженного воина и Христа. Вокруг центрального действия можно наблюдать передвижение фигур. На третьем плане винтообразно изображены фигуры воинов.
Классическая картина включает в себя неразделимые линейные ритмы и пластическое построение группы.
В современной живописи практически полностью исчезло такое направление, как скульптурно построенный натюрморт. Использование группы фигур, связанных пластикой, также встречается крайне редко.
Гораздо чаще на картинах изображается разброс фигур, широкая расстановка предметов.
Пространственный строй
Его каждому виду соответствуют свои образные задачи и решения.
При этом классическая перспектива занимает подчиненное положение, а прямая (линейная перспектива) помогает построить открытое широкое архитектурное пространство или интерьерную сцену действия.
Предмет и пространство, характер подачи предмета и пространства и связь между ними очень важна.
Тип композиции также зависит от такого рода связи.
Заключение
Предметное пространство и система размещения (удаления) предметов создаются с помощью цветовой, тональной, линейной перспективы. В таком направлении пространство подчиняется предмету. При этом возможна и другая ситуация, когда пространство доминирует как среда, поглощающая предметы.
Например, на полотнах Рембрандта темные краски растворяют контуры предметов, а полумрак его поздних работ – это уже не просто цвет предмета, измененный окружением, а материализованное пространство.
Первая неделя. Плоская композиция, формы и контрформы
Вспоминаем базовую композицию и ритмы. Работаем с плоским изображением, темой большого, среднего, формы и контрформы, пятна и детали в изображении.
Смотрим работы художников. Сосредотачиваемся на взаимодействии плоских пятен. Выполняем несколько упражнений.
- Начинаем с уплощенного многофигурного пятна в листе. Используем положение пятна, взаимодействие с краями, ритмы и движение внутри пятна. Рисуем по воображению.
- Многофигурная композиция в распор в листе. Обращаем внимание на внутренний ритм форм и контрформ. Тема — хрупкое равновесие. Пирамида из силуэтов, невозможный натюрморт, акценты: касания и детали.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.
Вторая неделя. Объемное в плоском
Используем изученную тему и добавляем к касаниям перекрытия форм и объединение нескольких форм в одно пятно. Говорим о перекрытии одного плоского объекта другим, как способ показать глубину пространства.
Рисуем с натуры и по представлению. Для опытных участников возможна любая другая натура. Работаем с темой пятна и детали. Помним о гармонии большого, среднего, малого, форм и контрформ.
- Создаем композицию с касаниями и перекрытиями, рисуем уплощенно, говорим о глубине с помощью перекрытий и планов.
- Превращаем ритмическую пятновую композицию в сюжет – фреску о битве, плакат о подвиге супергероя и т.д..
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.
Третья неделя. Многофигурность в пространстве на плоскости
Расставляем объекты в листе с учетом того, что они находятся в едином пространстве и стоят на одной плоскости. Если раньше мы не учитывали сокращение размеров в пространстве, теперь используем этот прием, чтобы подчеркнуть глубину.
Остальные принципы те же: формы, контрформы, ритмы, касания, перекрытия, работаем с большим и малым, пятном и деталями, тоном. Для разминки делаем много фотографий про скопление объектов в пространстве и на плоскости: нагромождения, предметы на столе, люди на площади.
- Моделируем ситуацию в постановке. Строим плоскость, выстраиваем фигуры на плоскости. Объединяем объекты в группы, предметы с тенями и тд..
- Выбираем самый выразительный эскиз или фотографию. Рисуем по представлению на основе полученной композиции.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов и фотографий.
Четвертая неделя. Объемная многофигурность
Показываем суперглубину и объем, масштаб, перспективу, располагаем предметы в ракурсе.
Разминаемся фотографиями. После делаем эскизы — с натуры и с фоток. Выделяем направления к точке схода, масштабы и ракурсы. Описываем ситуацию, как немую сцену. Рисуем подробно, начиная со схематичной 3Д-сетки в пространстве.
- Статичная композиция в пространстве. Городской пейзаж, нагромождение конструкций, вид изнутри кладовки, немая сцена и т.д. Цель — создать убедительное пространство.
- Стоп-кадр. Ситуация в ограниченном пространстве, перенасыщенная событиями. Цель — утрировать глубину, напряжение и движение. Используем ракурсы,искажение пропорций и гротеск.
Итог недели: пять-шесть эскизов, описание немой сцены, два рисунка и несколько фотографий