Как составить модель нарушителя

Что делать?

Составляем модель нарушителей: на что обратить внимание


Оператору персональных данных для корректной работы в правовом поле необходимо выполнить ряд требований законодательства. Одно из них – составление моделей угроз и нарушителей информационной системы. В этой статье мы рассмотрим модели нарушителей, а в следующей поговорим о модели угроз. (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА ТЕКСТ ПРО МОДЕЛЬ УГРОЗ).

Правильно построенные модели угроз позволяют построить эффективную систему обеспечения ИБ. Система информационной защиты строится с опорой на них. Модель нарушителя – составная часть модели угроз.

Что такое модель нарушителя?

Модель нарушителя – это перечень вариантов действий одного или нескольких возможных нарушителей ИБ, их квалификации, рабочей техники и пр.

Рекомендации по составлению модели нарушителя дают ФСТЭК и ФСБ. Каждое из ведомств контролирует свою область: ФСБ отвечает за правильное использование средств криптографической защиты, ФСТЭК описывает виды и возможности нарушителей и их мотивацию.

Учреждения разработали свои рекомендации:

— Федеральная служба безопасности России составила «Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности»,

— Федеральная служба по техническому и экспортному контролю написала «Методику определения угроз безопасности информации в информационных системах»,

собрала банк данных угроз безопасности информации.

Также полезными для оставления модели нарушителей будут эти документы:

 — базовая модель угроз безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн;

методика определения актуальных угроз безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн

Учитывая, что подходы у ведомств различаются, разработчики моделей угроз обычно составляют два документа: под требования обеих служб.

Модель нарушителя по ФСБ

В соответствии с требованиями ведомства по контролю использования средств криптографической защиты и среде их использования, выделяются шесть категорий возможностей, которыми могут обладать нарушители. Согласно им нарушители могут атаковать:

  1. только за пределами криптографической защиты (КЗ);
  2. в пределах КЗ без доступа к вычислительной технике (СВТ);
  3. в пределах КЗ с доступом к СВТ;
  4. с привлечением специалистов в области анализа сигналов линейной передачи и ПЭМИН (Побочных ЭлектроМагнитных Излучений и Наводки);
  5. с привлечением специалистов в области использования недекларированных возможностей (НДВ) прикладного ПО;
  6. с привлечением специалистов в области использования НДВ аппаратного и программного компонентов среды функционирования средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Каждая возможность соответствует определенному классу СКЗИ. В приказе ФСБ №378 сказано, что средства криптозащиты необходимо выбирать и использовать, опираясь на актуальную для информационной системы возможность.

Модель нарушителя по ФСТЭК

Как было сказано выше, ФСТЭК рассматривает различные виды нарушителей, их возможности и потенциал. Потенциал может быть низким, средним и высоким.

Нарушители с высоким потенциалом вносят закладки в программно-техническое обеспечение системы, применяют особые средства проникновения в систему и проводят специальные исследования. Эта категория выделена под иностранные спецслужбы;

Нарушители со средним потенциалом могут проводить анализ кода прикладного ПО, сопоставлять данные, находить уязвимости и использовать их. В эту категорию попадают конкуренты, системные администраторы и разработчики программного обеспечения, криминальные и террористические группы;

Нарушители с низким потенциалом используют для осуществления атак только доступные источники. К ним причисляются рядовые сотрудники организации, пользователи системы и люди, не имеющие отношение к компании.

Отсеять лишнее

После анализа данных необходимо определить, какие нарушители представляют для информационной системы угрозу и как их нейтрализовать. Для этого необходимо хотя бы предварительно классифицировать ИС. (поставить ссылку на Что на счет защиты: определяем необходимый уровень защищенности персональных данных)

Если информационная система государственная (ГИС), ответ дает пункт 25 приказа ФСТЭК №17. Там сказано, что для:

— ИС 1 класса система защиты должна нейтрализовать угрозы нарушителей высокого потенциала;

— ИС 2 класса – угрозы от нарушителей среднего потенциала;

— ИС 3 и 4 классов – угрозы от нарушителей низкого потенциала.

Для систем, которые к ГИС не относятся, типы угроз регламентирует постановление правительства 1119. В нем указано, что:

— угрозы 1 типа связаны с наличием недекларированных возможностей в системно ПО;

— угрозы 2 типа связаны с наличием недекларированных возможностей в прикладном ПО;

— угрозы 3 типа не связаны с наличием недекларированных возможностей в ПО.

После определения ИС нужно составить описание нарушителей, подходящих под модель, исключив нарушителей с более высоким потенциалом.

Объединение нарушителей

Зачастую, как было сказано ранее, сотрудники безопасность создают две модели нарушителей, по ФСБ и ФСТЭК. Дело в том, что объединение чаще всего представляется сложным или невозможным. Но если есть желание составить общую модель, портал Securitylab.ru, опираясь на описания возможных нарушителей, предлагает объединить нарушителей по ФСТЭК и ФСБ по следующему принципу:

— Нарушители с низким потенциалом по классификации ФСТЭК – это нарушители 1, 2, 3 типов по ФСБ;

— Нарушители со средним потенциалом у ФСТЭК – это нарушители 4,5 типов по классификации ФСБ;

— Нарушители с высоким потенциалом по ФСТЭК – это нарушители 6 типа у ФСБ.

Всем привет, мы продолжаем свой цикл статей по «бумажной безопасности». Сегодня поговорим о разработке модели угроз. Если цель прочтения этой статьи в получении практических навыков, то лучше сразу скачать наши шаблоны документов, в котором есть и шаблон модели угроз. Но и без шаблона под рукой со статьей тоже можно ознакомиться в общеобразовательных целях.

Зачем нужна модель угроз?

Необходимость разработки модели угроз регламентирована рядом нормативных документов. Вот некоторые из них.

Часть 2 статьи 19 закона №152-ФЗ «О персональных данных»:

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждены приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013г. №21):

4. Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.

Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (утверждены ФСТЭК России от 11 февраля 2013г. №17)

Формирование требований к защите информации… в том числе включает:

определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в информационной системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;

Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды (утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014г. №31):

Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления… в том числе включает:

определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;

Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утверждены приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017г. №239):

11. Разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляется субъектом критической информационной инфраструктуры… и должна включать:

а) анализ угроз безопасности информации и разработку модели угроз безопасности информации или ее уточнение (при ее наличии);

Итак, вывод отсюда простой: для любых информационных систем, так или иначе подлежащих защите в соответствии с законодательством необходимо разработать модель угроз.

Содержание модели угроз

С необходимостью создания документа разобрались, давайте же посмотрим, что предписывает нам законодательство по его содержанию. Здесь, как ни странно, все довольно скудно.

В качестве хрестоматийного примера описания содержания модели угроз можно привести 17 приказ ФСТЭК:

Модель угроз безопасности информации должна содержать описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей (модель нарушителя), возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации.

Вы не поверите, но это все. Но с другой стороны, хоть текста и не много, но он довольно содержательный. Давайте еще раз перечитаем и выпишем, что должно быть в нашей модели угроз:

  • описание информационной системы;
  • структурно-функциональные характеристики;
  • описание угроз безопасности;
  • модель нарушителя;
  • возможные уязвимости;
  • способы реализации угроз;
  • последствия от нарушения свойств безопасности информации.

Это по законодательству, что требует ФСТЭК. Так же дополнительно есть требования ФСБ (о них чуть позже) и некоторые неофициальные требования-пожелания от ФСТЭК, с которыми мы столкнулись в процессе согласования моделей угроз государственных информационных систем.

Вступительная часть модели угроз

Хорошо, давайте уже перейдем к содержанию документа.

Думаю про титульный лист, список сокращений, терминов и определений все понятно. Хотя, пожалуй, стоит поподробнее остановиться на… внезапно титульном листе.

В шаблоне его подписывает именно руководитель владельца информационной системы. Это не просто так.

Постановление Правительства РФ от 11 мая 2017г. №555:

4. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа исполнительной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.

Естественно, если информационная система не государственная и оператор системы не является органом исполнительной власти, то подписывать модель угроз может кто угодно. Просто мы не раз сталкивались, когда при выполнении вышеуказанных условий (государственная информационная система органа исполнительной власти) заказчик нас просил изменить титульный лист, чтобы там были подписи только представителей компании-лицензиата (то есть – наши). Приходилось объяснять, почему такую модель угроз ФСТЭК вернет на доработку.

Раздел «Нормативно-методическое обеспечение»

Здесь хотелось бы вспомнить, о том, что модель угроз может разрабатываться для очень разных систем – от ИСПДн до КИИ. Поэтому и список нормативной документации может отличаться. Например, если мы разрабатываем модель угроз для АСУ ТП, то из шаблона нужно убрать 21 и 17 приказы ФСТЭК и добавить 31-й.

Документы, помеченные аббревиатурой «СКЗИ» это нормативные документы ФСБ, регламентирующие обращение с шифровальными средствами. Если криптосредства в информационной системе не используется (сейчас это редкость, но все же), то эти нормативные документы из списка необходимо удалить.

Частой ошибкой здесь бывает добавление различных ГОСТ и прочих нормативных документов (очень любят сюда вписывать СТР-К), никак не связанных с моделированием угроз. Либо отмененных документов. Например, часто в моделях угроз можно встретить в списке нормативных документов ФСБшные так называемые «Методические рекомендации…» и «Типовые требования…», которые давно не актуальны.

Общие положения

Здесь в шаблоне представлена стандартная вода – зачем нужна модель угроз и т. д. То, на чем нужно здесь заострить внимание это комментарий по поводу вида рассматриваемой информации. По умолчанию в шаблоне представлен наиболее часто встречаемый вариант – персональные данные (ПДн). Но в системе может не быть персональных данных, но может быть другая конфиденциальная информация (КИ), а еще информация может быть не конфиденциальной, но защищаемой (ЗИ) по другим характеристикам – целостность и доступность.

Описание информационной системы

Здесь указываются общие сведения об информационной системе – где находится, как называется, какие данные и какого класса (уровня защищенности, категории) обрабатываются. Здесь конечно многих интересует – насколько подробно нужно описывать информационную систему.

В процессе многократных согласований моделей угроз для государственных информационных систем нами выработано решение относительно этого – должна быть золотая середина. Это не должна быть копипаста из технического паспорта с указанием серийных номеров технических средств. Но с другой стороны, человек не знакомый с системой, почитавший ее описание в модели угроз должен примерно понять, как эта самая система работает.

Пример:

Серверная часть информационной системы «Нипель» представляет собой кластер физических серверов, на которых развернут гипервизор ESXi 6.x. Работа серверной части основных сервисов информационной системы обеспечивается виртуальными серверами (имена серверов) под управлением операционных систем (список ОС). Основным программным обеспечением, реализующим технологические процессы обработки является (название ПО). Прикладное программное обеспечение является клиент-серверным приложением. Клиентская часть работает как толстый клиент на рабочих станциях пользователей под управлением операционных систем (список ОС). Пользователи получают доступ к информационной системе, как из локальной сети, так и через сеть интернет с использованием защищенных каналов связи. В целом информационная система функционирует как показано на схеме.

Прикладывается функциональная (не топологическая!) схема информационной системы.

Вот примерно так оно обычно выглядит. Стиль и другие детали, конечно, могут сильно отличаться, главное – информация, которую можно подчерпнуть из описания.

Здесь же есть раздел «Охрана помещений». Тут описываем, как охраняются помещения в рабочее и в нерабочее время – видеонаблюдение, СКУД, охранник, вахтер, сигнализация и вот это все.

Сюда же в шаблоне модели угроз отнесены чисто ФСБшные разделы «Определение актуальности использования СКЗИ для обеспечения безопасности персональных данных» и «Дополнительные объекты защиты». Если криптография не используется, то эти разделы просто убираем, если используется, то там особо менять ничего, в общем-то, и не нужно, кроме как вписать название информационной системы.

Раздел «Принципы модели угроз» тоже можно не менять. Просто обратите внимание, что есть вариант для случаев, когда в системе используются криптосредства, и когда нет. Выбираем нужный и едем дальше.

Модель нарушителя

Здесь можно разделить эту часть на классическую и новую. Классическая это та самая, где описаны потенциальные нарушители 1, 2 и далее категорий. На самом деле эта часть модели нарушителя оставлена в шаблоне только потому, что регуляторам нравится, когда она есть. Практическую же ценность представляет раздел «Нарушители согласно банку данных угроз ФСТЭК России».

Практическую ценность этот раздел представляет потому, что сами угрозы из банка данных угроз ФСТЭК (далее – БДУ) привязаны к нарушителям с низким, средним и высоким потенциалом. Сам раздел представляет из себя копипасту описаний характеристик нарушителей с низким, средним и высоким потенциалами. Далее делается вывод нашим любимым «экспертным» путем — какой нарушитель для нас актуален. То есть, по сути, составитель выбирает нарушителя «на глаз», потому что каких-либо методик выбора нарушителя просто нет.
Не будем здесь приводить эти описания полностью, постараемся коротко сформулировать, чем отличаются потенциалы нарушителей. Кроме разграничения по потенциалу нарушители еще бывают внешние и внутренние.

Самый талантливый хакер в мире, который в совершенстве пользуется уже имеющимися инструментами и может создавать свои инструменты это внезапно нарушитель с низким потенциалом. Нарушитель с теми же возможностями, но имеющий некую инсайдерскую информацию о системе это уже средний потенциал. Основная фраза, отличающая средний потенциал от низкого: «Имеют доступ к сведениям о структурно-функциональных характеристиках и особенностях функционирования информационной системы». Вот здесь нужно хорошо подумать, насколько вероятна утечка такой информации. Нарушители с высоким потенциалом, если коротко, то это в основном спецслужбы. Тут у нас и возможность привлекать специализированные научные организации и съем информации с физических полей и вот это все.

В реалистичных ситуациях потенциал нарушителя либо низкий, либо средний.

«ФСБшные» разделы

Далее идут разделы «Обобщенные возможности источников атак» и «Реализация угроз безопасности информации, определяемых по возможностям источников атак». Эти разделы не нужны, если не используются криптосредства. Если они все же используются, то исходные данные, да и в целом таблицы для этих разделов выдумывать не нужно, они берутся из нормативного документа ФСБ «Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности» (утверждены руководством 8 Центра ФСБ России 31 марта 2015 года, № 149/7/2/6-432).

У нас правда в шаблоне результат несколько отличается от дефолтного, приведенного в указанном выше, документе ФСБ.

Конечная цель этих разделов – установить класс средств криптографической защиты информации (СКЗИ), который можно использовать в рассматриваемой системе. Класс этот напрямую зависит от возможностей нарушителя и устанавливается в соответствии с 378 приказом ФСБ (для персональных данных, а для других видов информации таких требований просто нет).

Чаще всего применимый класс криптосредств – КС3. Сейчас расскажем почему.

Вообще в документе «Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности» (утверждены приказом ФСБ России от 10 июля 2014 года № 378) класс СКЗИ для рассматриваемой системы устанавливается, во-первых исходя из типа угроз, а во-вторых исходя из возможностей нарушителя.

Про типы угроз подробно не будем останавливаться, информации много в интернете. Остановимся на том, что есть 3 типа угроз и нам всеми правдами и неправдами, если планируется применение криптографии нужно делать именно 3-й тип угроз (неактуальные угрозы, связанные с недекларированными возможностями в прикладном и общесистемном ПО). Почему?

Потому что 378 приказ ФСБ:

  • СКЗИ класса КА в случаях, когда для информационной системы актуальны угрозы 1 типа;
  • СКЗИ класса КВ и выше в случаях, когда для информационной системы актуальны угрозы 2 типа;
  • СКЗИ класса КС1 и выше в случаях, когда для информационной системы актуальны угрозы 3 типа.

Вроде понятно, а в чем проблема? Проблема в том, что СКЗИ классов КА1, КВ1 и КВ2 вы не сможете купить просто так, даже если у вас есть куча денег, которых они стоят.

Проведем небольшое «расследование». Качаем свежий реестр СКЗИ, ищем СКЗИ класса КА1. Поиском первым попался «Аппаратно-программный шифратор М-543К». Идем в гугл, пишем «Аппаратно-программный шифратор М-543К купить» — провал. Пытаемся «купить» следующее криптосредство – опять провал. Вбиваем просто «криптосредство КА1 купить» — провал. Получаем только ссылки на другие криптосредства классов КС1-КС3 или на форумы, где обсуждают криптографию. А дело в том, что, как уже было сказано, просто так купить СКЗИ классов КА и КВ вы не сможете, только через специализированные воинские части. Зачем было эти криптосредства вообще упоминать в документе по персональным данным – до сих пор не ясно. Поэтому в обычной ИСПДн — только третий тип угроз.

С КА и КВ разобрались, но почему именно КС3, а не КС2 и КС1? Тут уже виновато второе условие – нарушитель.

378 приказ ФСБ:

12. СКЗИ класса КС3 применяются для нейтрализации атак, при создании способов, подготовке и проведении которых используются возможности из числа перечисленных в пунктах 10 и 11 настоящего документа и не менее одной из следующих дополнительных возможностей:

а) физический доступ к СВТ, на которых реализованы СКЗИ и СФ;
б) возможность располагать аппаратными компонентами СКЗИ и СФ, ограниченная мерами, реализованными в информационной системе, в которой используется СКЗИ, и направленными на предотвращение и пресечение несанкционированных действий.

Тут логика такая:

  • такие распространенные СКЗИ, как, например ViPNet Client или КриптоПРО CSP реализованы на рабочих станциях пользователей;
  • пользователи – потенциальные нарушители;
  • потенциальный нарушитель имеет физический доступ к средствам вычислительной техники, на которых реализованы их СКЗИ и среда функционирования.

Таким образом, обосновать более низкий класс СКЗИ можно только обосновав, что наши пользователи не являются потенциальными нарушителями (сложно), или использовать только криптошлюзы, которые расположены в серверных помещениях, в которые, в свою очередь, имеют доступ только привилегированные пользователи, которых мы исключили из списка потенциальных нарушителей.

Уязвимости

Как мы помним, в модели угроз должны быть указаны возможные уязвимости. В скачиваемом шаблоне модели угроз этого раздела пока что нет, поэтому коротко опишем, как стоит с этим поступать.

У составителя модели угроз сразу должен появиться вопрос: а что нужно прям список выявленных сканером уязвимостей к документу прикладывать? Вопрос хороший и ответ не однозначный. Знаем мы коллег, которые делают именно так, но мы считаем такой подход неправильным и вот почему.

Во-первых, модель угроз безопасности информации документ, хоть и подлежащий изменениям, но все-таки более-менее статичный. Разработали один раз и забыли до существенных инфраструктурных изменений в системе.

Список уязвимостей, который формируется сканерами – информация очень динамичная. Сегодня мы выявили уязвимости, завтра их устранили и просканировали заново – получили новый отчет. Послезавтра появились новые сигнатуры, сканер обновился и нашел новые уязвимости и так по кругу. Какой смысл прикладывать отчет сканера уязвимостей, сделанный на момент разработки модели угроз? Никакого.

Во-вторых, модель угроз может создаваться для еще физически не существующей (спроектированной, но не построенной) информационной системы. В таком случае мы даже просканировать ничего не можем.

Выход из этой ситуации простой. Указывать в модели угроз не конкретные уязвимости с указанием идентификатора CVE и рейтинга CVSS, а перечислить возможные классы уязвимостей для конкретной информационной системы. А чтобы придать этому списку солидности, возьмем этот список не из головы, а из ГОСТ Р 56546-2015 «Защита информации. Уязвимости информационных систем. Классификация уязвимостей информационных систем». Перечень под спойлером. Берем его и убираем лишние, не совместимые со структурно-функциональными характеристиками нашей системы. Раздел готов!

Классы уязвимостей по ГОСТ

Уязвимости по области происхождения:

  • уязвимости кода;
  • уязвимости конфигурации;
  • организационные уязвимости;
  • многофакторные уязвимости.

Уязвимости по типу недостатков информационной системы:

  • уязвимости, связанные с неправильной настройкой параметров ПО;
  • уязвимости, связанные с неполнотой проверки входных данных;
  • уязвимости, связанные с возможностью перехода по ссылкам;
  • уязвимости, связанные с возможностью внедрения команд ОС;
  • уязвимости, связанные с межсайтовым скриптингом (выполнением сценариев);
  • уязвимости, связанные с внедрением произвольного кода;
  • уязвимости, связанные с переполнением буфера памяти;
  • уязвимости, связанные с недостатками, приводящими к утечке/раскрытию информации ограниченного доступа;
  • уязвимости, связанные с управлением полномочиями (учетными данными);
  • уязвимости, связанные с управлением разрешениями, привилегиями и доступом;
  • уязвимости, связанные с аутентификацией;
  • уязвимости, связанные с криптографическими преобразованиями;
  • уязвимости, связанные с подменой межсайтовых запросов;
  • уязвимости, связанные с управлением ресурсами.

Уязвимости по месту возникновения (проявления):

  • уязвимости в общесистемном (общем) программном обеспечении;
  • уязвимости в прикладном программном обеспечении;
  • уязвимости в специальном программном обеспечении;
  • уязвимости в технических средствах;
  • уязвимости в портативных технических средствах;
  • уязвимости в сетевом (коммуникационном, телекоммуникационном) оборудовании;
  • уязвимости в средствах защиты информации.

Частная модель угроз безопасности

И вот только здесь мы приступаем непосредственно к определению актуальных угроз.
Методика определения актуальных угроз от ФСТЭК 2008 года слегка попахивает и о ней мы уже писали здесь. Но здесь ничего не поделаешь, как в той же статье отмечено – что есть, с тем и работаем. Давайте же посмотрим, что конкретно нам нужно сделать, чтобы получить список актуальных угроз.

Свежие документы от ФСТЭК предписывают в качестве исходных данных для угроз безопасности информации использовать БДУ. Сейчас там 213 угроз и список может пополняться.

Здесь сразу же хотелось бы рассказать о плюсах и минусах БДУ. Несомненный плюс – это то, что теперь нет необходимости придумывать и формулировать угрозы самостоятельно, хотя дополнить модель угроз своими угрозами тоже ничего не запрещает. Еще один плюс это прописанный потенциал нарушителя и определенные нарушаемые характеристики безопасности информации для каждой угрозы – не нужно ничего выдумывать.

Минусы. Первый минус это до ужаса скудные возможности по сортировке угроз. Когда вы первый раз начинаете делать модель угроз по БДУ, то естественное желание это отсеять угрозы, которые не могут быть актуальны в вашей системе по структурно-функциональным характеристикам. Например, убрать угрозы для виртуальных контейнеров и гипервизоров, потому что в системе не применяется виртуализация или отобрать угрозы для BIOS/UEFI нужно по какой-то причине, а такой возможности нет. Не говоря уже о том, что в БДУ целый ряд достаточно экзотических угроз, связанных, например, с суперкомпьютерами или грид-системами.

Поскольку мы, как организация-лицензиат, разрабатываем много моделей угроз для разных систем, нам пришлось вручную разбить на группы 213 угроз, иначе работа очень затрудняется, особенно учитывая то, что угрозы даже по порядку никак не сгруппированы.

Второй минус – описание самих угроз. Нет, где-то все четко и понятно. Но бывает угроза так сформулирована, что нужно голову поломать, чтобы разобраться о чем вообще речь.

Вернемся определению списка актуальных угроз.

Уровень исходной защищенности

Первое, что нужно определить это глобальный параметр – уровень исходной защищенности. Глобальный он потому, что определяется один раз и не меняется от угрозы к угрозе.

Чтобы определить уровень исходной защищенности (он же коэффициент исходной защищенности Y1) нужно для семи показателей выбрать одно из значений, которое больше всего подходит для вашей системы.

Список характеристик под спойлером.

Список характеристик и их значений

Каждому значению соответствует высокий, средний или низкий уровень защищенности. Считаем какой процент у нас получился для показателей с разными значениями. Про высокий уровень исходной защищенности – забудьте, его не бывает. Если «высокий» и «средний» набрали 70% и выше, то определяем средний уровень исходной защищенности (Y1 = 5), если нет, то – низкий (Y1 = 10).

Опасность угроз

Этот раздел в шаблоне называется «Определение последствий от нарушения свойств безопасности информации (опасность угроз)». Назвали его именно так, потому что, по сути, по определению опасности угроз это является определением последствий, но при согласовании модели угроз, проверяющие могут и не провести эту параллель, а поскольку «определение последствий» должно быть в модели угроз – пишут замечание.

Итак, опасность угроз может быть низкой, средней или высокой, в зависимости от того незначительные негативные, просто негативные или же значительные негативные последствия наступают при реализации угрозы соответственно.

Специалисты здесь часто спорят — должна ли опасность угроз определяться один раз и быть константой для всех угроз – или же нет. Методикой это не оговорено, поэтому можно и так и так. Наш подход промежуточный – мы определяем опасность угроз в зависимости от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности при реализации конкретной угрозы.

По нашей логике негативные последствия не зависят от способа нарушения конфиденциальности, целостности и доступности. Например, если ваши персональные данные утекут в какой-то базе, то вам скорее всего будет неважно каким образом это произошло – с помощью SQL-инъекции или с помощью физического доступа нарушителя к серверу (профессиональный интерес ИБ-шника не в счет!). Поэтому определяем так сказать три «опасности угроз», для нарушения конфиденциальности, целостности и доступности. Часто они могут совпадать, но все равно в модели угроз лучше отдельно проанализировать. К счастью, в БДУ для каждой угрозы нарушаемые характеристики тоже прописаны.

Исключение «лишних» угроз

Далее, чтобы сразу отсечь лишние угрозы делаем табличку со списком исключаемых угроз и обоснование – почему мы их выкидываем.

В шаблоне в качестве примера представлены:

  • исключение угроз, связанных с грид-системами, суперкомпьютерами и большими данными;
  • исключение угроз, связанных с виртуализацией;
  • исключение угроз, связанных с использованием беспроводных сетей связи;
  • исключение угроз, связанных с использованием облачных сервисов;
  • исключение угроз для АСУ ТП;
  • исключение угроз, связанных с использованием мобильных устройств;
  • исключение угроз, реализация которых возможна только нарушителем с высоким потенциалом.

По последнему пункту нужно уточнить пару моментов:

  • если вы определили нарушителя с низким потенциалом, то здесь исключаются угроз, которые может осуществить нарушители со средним и высоким потенциалом;
  • исключаются только оставшиеся угрозы, которые не были исключены в предыдущих пунктах;
  • обращайте внимание на то, что в БДУ для некоторых угроз для внутренних и внешних нарушителей может быть определен разный потенциал.

Описание угроз

Далее идет таблица с описанием угроз, которые не были исключены. Да, здесь нужно именно копипастить текст из БДУ, потому что в модели угроз должно быть «описание угроз», отделаться идентификаторами не получится. Давайте посмотрим, что у нас в этой таблице есть.

Номер по порядку и идентификатор угроз из БДУ – тут все понятно. Столбцы «описание угрозы» и «способ реализации угрозы» — текстовый блок из БДУ. В первый столбик вставляем текст до слов «Реализация угрозы возможна…». Во второй – все остальное. Разделение опять же связано с требованием нормативных документов о том, что в модели угроз должны быть описаны «Способы реализации угрозы». При согласовании это поможет избежать лишних вопросов.

Следующие столбцы таблиц это потенциалы внутреннего и внешнего нарушителей. Для того чтобы сделать таблицу боле компактной и дать больше места текстовым блокам мы предварительно сопоставили высокому, среднему и низкому потенциалам соответственно цифры 1, 2 и 3. Если потенциал в БДУ не указан, ставим прочерк.

Столбец «Объекты воздействия» — также берем данные из БДУ.

Столбец «Нарушаемые свойства» — К, Ц и Д, конфиденциальность, целостность и доступность – заменили на буквы с той же целью, что и в случае с нарушителями.

И последние столбцы – «Предпосылки» и «Обоснование отсутствия предпосылок». Первый – это начало определения коэффициента Y2, он же вероятность реализации угрозы, который в свою очередь определяется из наличия предпосылок к реализации угрозы и принятия мер по нейтрализации угрозы.

Определение вероятности угрозы

Под частотой (вероятностью) реализации угрозы понимается определяемый экспертным путем показатель, характеризующий, насколько вероятным является реализация конкретной угрозы безопасности ПДн для данной ИСПДн в складывающихся условиях обстановки. Вводятся четыре вербальных градации этого показателя:

маловероятно – отсутствуют объективные предпосылки для осуществления угрозы (например, угроза хищения носителей информации лицами, не имеющими легального доступа в помещение, где последние хранятся);

низкая вероятность – объективные предпосылки для реализации угрозы существуют, но принятые меры существенно затрудняют ее реализацию (например, использованы соответствующие средства защиты информации);

средняя вероятность — объективные предпосылки для реализации угрозы существуют, но принятые меры обеспечения безопасности ПДн недостаточны;

высокая вероятность — объективные предпосылки для реализации угрозы существуют и меры по обеспечению безопасности ПДн не приняты.

При составлении перечня актуальных угроз безопасности ПДн каждой градации вероятности возникновения угрозы ставится в соответствие числовой коэффициент, а именно:

0 – для маловероятной угрозы;
2 – для низкой вероятности угрозы;
5 – для средней вероятности угрозы;
10 – для высокой вероятности угрозы.

Здесь важно сказать, что последний столбец это чисто наша инициатива и законодательством не предусмотрена. Поэтому можете его спокойно убирать. Но мы считаем важным, что если специалист дополнительно исключает угрозы, потому что для их реализации нет предпосылок, важно чтобы он описал, почему он так решил.

С этим моментом также связано то, что мы здесь в каком-то смысле отходим от методики моделирования угроз. По методике для угроз, не имеющих предпосылок необходимо далее просчитывать их актуальность. И в ряде случаев угрозы, не имеющие предпосылок, могут стать актуальными. Считаем это недоработкой законодательства и из итоговой таблицы все-таки исключаем угрозы, не имеющие предпосылок.

Список актуальных угроз

Если точнее, то последняя таблица это список актуальных и неактуальных угроз и свод оставшихся параметров для определения их актуальности. Здесь нет уже угроз, для которых нет предпосылок, но и из оставшихся угроз, исходя из вычислений коэффициентов, некоторые угрозы могут быть признаны неактуальными.

В последней таблице мы умышленно не стали включать некоторые параметры:

  • Y1 – этот параметр у нас глобальный, поэтому просто держим его в голове;
  • предпосылки – в финальной таблице у нас только угрозы, имеющие предпосылки, поэтому смысла в этом столбце нет.

Коротко пройдемся по столбцам. Номер по порядку и угроза уже только в виде идентификатора – тут все понятно.

«Меры приняты» — «экспертным» путем определяем, приняты ли меры для нейтрализации данной угрозы (кстати, еще один прикол методики — если меры «приняты», то угроза все равно может остаться актуальной). Может быть три варианта: приняты; приняты, но недостаточны; не приняты (+, +-, — соответственно).

Исходя из принятых мер и учитывая, что для угрозы есть предпосылки определяется коэффициент вероятности (Y2), как его определить – выше под спойлером.

Следующий столбец – коэффициент реализуемости угрозы Y. Вычисляется по простой формуле Y = (Y1+Y2)/20.

Возможность реализации – это вербальный аналог коэффициента Y. Определяется в зависимости от числового значения следующим образом:

Опасность – выше мы определили опасность угрозы, исходя из нарушаемого свойства безопасности. Здесь уже вписываем нужное значение опасности исходя из того какие свойства безопасности данная конкретная угроза нарушает.

Ну и последнее – актуальность угрозы. Определяется по таблице:

image

Ура! Наша модель угроз готова.

Что такое базовая модель угроз ФСТЭК?

Содержание данной статьи проверено и подтверждено:

Что такое модель угроз

Модель угроз (безопасности информации) — это физическое, математическое, описательное представление свойств или характеристик угроз безопасности информации.
Угроза безопасности информации — это совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.

Законодательство, в частности Федеральный закон №152 и 17 приказ, предъявляют требования по защите к обширному перечню информационных систем, одно из них – определение вероятных угроз.

Соответственно, модель угроз — это документ, назначение которого— определить угрозы, актуальные для конкретной системы. Только по факту наличия у организации подобного документа законодательные требования по моделированию будут выполнены.

Процесс разработки модели угроз

Содержимое модели угроз полностью описано новой методикой оценки ФСТЭК, выпущенной 5 февраля 2021, она пришла на смену полностью устаревшей базовой модели угроз 2008 года. Новая методика диктует следующие требования к содержанию модели:

  • определить все последствия, которые могут возникнуть в случае использования угроз (ущерб рядовым гражданам или компаниям, ущерб государству);
  • определить все возможные объекты для атак, перечислить функционирующие в ИС системы и сети, каналы связи;
  • оценить возможности вероятных злоумышленников, иными словами – определить источники атак;
  • оценить способы атак, вероятные для исследуемой системы;
  • оценить возможности по выполнению атак и определить актуальность угроз;
  • оценить вероятные сценарии атак в Ваших сетях.

Это обобщённое наполнение реальной модели угроз, но всё же дословно следовать этому списку не следует. При разработке собственного документа можно и нужно опираться на приложение 3 новой методики ФСТЭК, на его основе можно сразу составить оглавление:

  1. Введение.
  2. Описание систем и сетей. Должен включать в себя наименования, классы защищённости, задачи, бизнес-процессы, архитектуру, описание групп пользователей, интерфейсов нормативно-правовую базу функционирования конкретных систем, в общем, исчерпывающую информацию о всех функционирующих системах и сетях.
  3. Возможные последствия. Должен содержать описание видов ущерба, актуальных для владельца ИС, а также негативных последствий, которые повлекут за собой описанный ущерб.
  4. Возможные объекты воздействия. Требуется наличие наименований и назначения компонентов систем и сетей, воздействие на которые может привести к нежелательным последствиям.
  5. Источники. Должен включать категории возможных нарушителей, их характеристику и возможности.
  6. Способы. Здесь необходимо описать способы реализации угроз, которые могут быть использованы возможными нарушителями, а также описать интерфейсы, через которые наиболее вероятные нарушители могут реализовать атаки.
  7. Актуальные угрозы. Финальный список всех возможных угроз, составленный на основе всех предыдущих глав. Также должен включать описание вероятных сценариев реализации и выводы об актуальности угроз. Главы 2–5 методики ФСТЭК дают исчерпывающие рекомендации по разработке каждого элемента модели угроз. Приложения 4–11 дают примеры таблиц, которые должны быть приведены в документе, опираясь на них, вполне возможно создать собственную модель угроз.

Модель угроз: основные моменты

Подводя итоги: модель угроз — это один из главных элементов всего пакета внутренних документов ИБ, который должен содержать выявление вероятных угроз для Вашей информационной системы. Требования к структуре и содержанию предъявляет новая методика оценки угроз безопасности информации ФСТЭК, она же даёт подробные рекомендации по разработке частной модели угроз.

Задать вопрос эксперту

Связанные услуги

Сегодня, наш системный аналитик Алина поделится опытом применения требований информационной безопасности в рамках проектирования коммерческой системы. В статье разберемся, что это такое и зачем нужно.

«Что такое модель угроз и нарушителя?»

Первый и самый логичный вопрос, который возникает, когда видишь этот документ в списке требований от Заказчика.

Сначала пойдем простым путем и поищем определение на просторах интернета. Как итог – определение Роскомнадзора используется практически везде. Звучит оно так:

Модель угроз и нарушителя – это «совокупность предположений о возможных угрозах и возможностях нарушителя, которые он может использовать для разработки и проведения атак в рамках разрабатываемой системы».

Теперь разберёмся с основной целью написания документа (оставлю небольшую ремарку: в целом, модель нарушителя – это больше описание «бумажной безопасности»).

Для более точного понимания обратимся к нормативной документации, а именно – методике Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Получим следующее определение:

«Целью моделирования угроз безопасности информации является выявление совокупности условий и факторов, которые приводят или могут привести к нарушению безопасности обрабатываемой в системах и сетях информации (нарушению конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации и т.д., а также к нарушению или прекращению функционирования систем и сетей)»

Если вы впервые сталкиваетесь с требованиями информационной безопасности, то скорее всего вам будет «очень интересно, но ничего непонятно».

Будем проще – данная модель содержит перечень возможных нарушителей, которые могут скомпрометировать/навязать/испортить информацию в разрабатываемой системе; список угроз в соответствии с классом вашей системы и описание некоторых последствий, которые могут появиться, если нарушитель все-таки украдет вашу информацию.

Нормативно-методическая база

С моей точки зрения, необходимо сделать небольшое формальное отступление и перечислить ФЗ, которые, как раз-таки, регламентируют написание данного документа:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 09.03.2021);
  • Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г. № 1119;
  • Требования к защите автоматизированных систем управления субъектов критической информационной инфраструктуры – в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

Итак, я думаю, что со списком ФЗ тоже все понятно.

Вывод: если вы взялись за разработку государственной информационной системы, которая содержит коммерчески значимую информацию или персональные данные, которые, как ни крути, подлежат защите в соответствии с законодательством, от разработки модели угроз вам никуда не деться.

Содержание модели угроз

Рассмотрение вопроса о необходимости написания документа позади, теперь давайте посмотрим, что предписывает нам законодательство по его содержанию. Здесь, как ни странно, все довольно скромно.

Для того, чтобы понять, что конкретно должно содержаться в модели, обратимся снова к нормативным документам ФСТЭКа, а именно к 17 приказу.

«Модель угроз безопасности информации должна содержать описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей (модель нарушителя), возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации».

Вы не поверите, но это все. С другой стороны, хоть требование и небольшое, оно довольно содержательное.

Давайте еще раз перечитаем и выделим основные моменты, которые должны быть:

  • описание информационной системы;
  • структурно-функциональные характеристики;
  • описание угроз безопасности;
  • модель нарушителя;
  • возможные уязвимости;
  • способы реализации угроз;
  • последствия от нарушения свойств безопасности информации.

Это по законодательству, что требует ФСТЭК. Также, дополнительно есть требования Федеральной службы безопасности (ФСБ). Их в рамках нашей статьи мы не будем рассматривать, так как в нашей системе не предусмотрено применение средств криптографической защиты (СКЗИ), по крайней мере, пока что.

Давайте чуть подробнее пробежимся по содержанию требования для создания «общей картины» документа:

  • описание информационной системы – тут все достаточно тривиально – необходимо привести назначение, цели создания системы, предполагаемую структуру/архитектуру. Также здесь есть раздел «Охрана помещений». Тут описываем, как охраняются помещения в рабочее и внерабочее время и т.д.;
  • описание угроз безопасности – если коротко, то здесь нужно именно копипастить текст из БДУ (база угроз ФСТЭК), потому что в модели угроз должно быть «описание угроз», отделаться идентификаторами не получится;
  • модель нарушителя – здесь можно разделить эту часть на классическую и новую. Классическая – это та самая, где описаны потенциальные нарушители 1, 2 и далее категорий. Практическую же ценность представляет раздел «Нарушители согласно банку данных угроз ФСТЭК России». Раздел представляет ценность так как сами угрозы из банка данных угроз ФСТЭК привязаны к нарушителям с низким, средним и высоким потенциалом;
  • возможные уязвимости – в данном разделе необходимо перечислить возможные классы уязвимостей для конкретной информационной системы. А чтобы придать этому списку солидности, возьмем этот список не из головы, а из ГОСТ Р 56546-2015 «Защита информации. Уязвимости информационных систем. Классификация уязвимостей информационных систем»;
  • способы реализации угроз – в этом разделе необходимо описать возможные способы, как программные, так и аппаратные;
  • последствия от нарушения свойств безопасности информации – назвали этот раздел именно так, потому что, по сути, по определению опасности угроз, это является определением последствий. Итак, опасность угроз может быть низкой, средней или высокой, в зависимости от этого, незначительные негативные, просто негативные или же значительные негативные последствия наступают при реализации угрозы соответственно. Специалисты здесь часто спорят – должна ли опасность угроз определяться один раз и быть константой для всех угроз или же нет. Методикой это не оговорено, поэтому можно и так, и так. Наш подход промежуточный – мы определяем опасность угроз в зависимости от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности при реализации конкретной угрозы.

В списке выше данный пункт не указан, но упомянуть его все же необходимо. Определение вероятности угрозы – здесь важно сказать, что заполнение данной информации – чисто наша инициатива и законодательством не предусмотрена. Поэтому можете его спокойно убирать. Но я считаю важным, что если специалист дополнительно исключает угрозы, потому что для их реализации нет предпосылок, важно чтобы он описал, почему он так решил.

Выводы

  • определяем классы защищаемой информации в разрабатываемой системе;
  • корректируем требования для дальнейшей разработки с учетом «хотелок» ФСТЭК;
  • составляем перечень нарушителей, которые могут нанести ущерб вашей системе (как внутренние, так и внешние);
  • не забываем про перечень возможных угроз в рамках вашей системы;
  • проводим оценку найденных уязвимостей (придется задуматься, как защититься);
  • получаем (бесценный!) опыт работы с 17-м приказом ФСТЭК.

Было полезно? Будем рады получить обратную связь и узнать о вашем опыте в этом вопросе ✌

Построение систем защиты информации начинается с создания модели угроз. Для предприятий риски зависят от сферы деятельности и готовности информационной системы к отражению атак. Модель необходимо строить, с учетом результатов анализа угроз информационной безопасности и после классификации типов нарушителей.

Понятие и источники рисков

Под угрозой ИБ понимается совокупность условий и факторов, реализация которых приводит к ситуации, в которой информационная безопасность организации оказывается в зоне риска. Результатом реализации риска оказывается событие, наступление которого имеет экономические или иные неблагоприятные последствия для человека, организации или государства. Формат ущерба для информации может быть трояким – утечка, изменение или нарушение уровня доступности. Но последствия оказываются разнообразными – от техногенных аварий до потери средств с карточных счетов или разглашения компрометирующей информации.

В процессе анализа угроз информации необходимо оценить:

  • источник риска;
  • зону риска;
  • гипотетическую фигуру злоумышленника;
  • вероятность реализации риска;
  • степень ущерба от его реализации;
  • соотношение расходов, необходимых для минимизации риска, и убытка, причиняемого в случае его реализации.

Анализировать позиции можно качественными и количественными методами.

Источники

Традиционно основным источником угроз считаются международные или национальные хакерские группировки. Однако на практике ситуация иная, все чаще на первый план выходят криминальные группировки или иностранные технические разведки. Эксперты выделяют называют три группы источников:

  • антропогенные (внутренние и внешние);
  • техногенные;
  • стихийные.

Антропогенные источники угроз информационной безопасности – это граждане или организации, случайные или намеренные действия или бездействие которых приводят к реализации рисков ИБ, с ними можно связать до 95% инцидентов. По данным исследований, до 80 % утечек имеют внутреннее, инсайдерское, происхождение. 

Если риски, инициируемые сотрудниками, прогнозируемы и могут быть устранены очевидными программными и техническими средствами, внешние источники непредсказуемы, к ним относятся:

  • хакеры;
  • конкуренты;
  • криминальные структуры;
  • недобросовестные поставщики и подрядчики;
  • консалтинговые, оценочные компании, иные бизнес-структуры, оказывающие услуги на аутсорсинге;
  • провайдеры облачных услуг, при этом атака хакеров на их инфраструктуру одновременно окажется атакой на клиентов;
  • проверяющие организации, ФНС и силовые структуры.

Чем более квалифицирован специалист и чем выше его позиция в табели о рангах организации, тем больше возможностей он имеет для причинения ущерба предприятию, на страницах СМИ часто появляются ситуации, когда топ-менеджер похищает доверенную ему информацию, как произошло в конфликте Google, чьи разработки беспилотных автомобилей были переданы Uber.

Техногенные угрозы сложнее спрогнозировать, но проще предотвратить. К ним относятся технические средства, внутренние и внешние. 

К внутренним относятся:

  • несертифицированное и нелицензионное ПО;
  • лицензионное ПО, имеющее известные хакерам изъяны или незадекларированные возможности;
  • средства контроля за работоспособностью информационных сетей со слабыми возможностями мониторинга, отказ от своевременного и четкого реагирования на их сигналы;
  • некачественные средства наблюдения за помещениями и сотрудниками;
  • неисправное или некачественное оборудование.

Внешние источники:

  • каналы связи;
  • инженерно-технические сети;
  • провайдеры интернет-услуг и облачных технологий.

Чтобы нивелировать риски, связанные с техническими источниками угроз, следует обращать внимание на рекомендации ФСТЭК и ФСБ при выборе программных и технических средств.


Для контроля событий в программных и аппаратных источниках удобно использовать SIEM-систему. «СёрчИнформ SIEM» обрабатывает поток событий, выявляет угрозы и собирает результаты в едином интерфейсе, что ускоряет внутренние расследования.  


Стихийные источники угроз наименее прогнозируемы, к ним относятся стихийные бедствия и иные форс-мажорные обстоятельства.

Зона риска

При анализе зоны риска нужно установить объект, на который направлена гипотетическая угроза. С технической точки зрения объектами становятся информация, оборудование, программы, каналы связи, системы управления и контроля. 

Классическими «жертвами» злоумышленников становятся признаки доброкачественности информации:

  • конфиденциальность. Этот риск реализуется при неправомерном доступе к данным и их последующей утечке;
  • целостность. В результате реализации риска данные могут быть утрачены, модифицированы, искажены, и принимаемые на их основе решения, управленческие или технические, окажутся неверными;
  • доступность. Доступ к данным и услуге блокируется или утрачивается.

При определении сектора реализации угрозы требуется дополнительно оценить степень важности данных, их стоимость. Это позволит провести более точный анализ угроз информационной безопасности. 

При анализе зон риска нужно также принимать во внимание:

  • объем текущей зоны контроля за информационной безопасностью и перспективы ее расширения в случае увеличения организации, появления новых предприятий или сфер деятельности;
  • особенности функционирования программно-технических средств и их совместимость, перспективы возникновения новых угроз, новых требований регуляторов, направлений развития рынка информационных технологий;
  • возникновение зон информационного периметра, вне защитных мер;
  • непредсказуемость точек атаки, их количество и рост;
  • особенности управления сложными, многообъектными сетями.

Факторы реализации риска изменчивы, поэтому их анализ должен происходить с установленной в компании регулярностью.

Классификация нарушителей

Провести анализ угроз информационной безопасности невозможно, если не опираться на понимание типов и роли нарушителей ИБ. В России существует две классификации нарушителей, они предложены регуляторами – ФСТЭК РФ и ФСБ. Объединение классификаций позволит создать оптимальную модель, учитывающую большинство рисков, и поможет разработать методику устранения большинства угроз. Если компания работает с криптографическими средствами, сертифицируемыми ФСБ РФ, ей придется учитывать в своей модели угроз характеристики нарушителя, предложенные этим ведомством. В большинстве случаев при защите персональных данных или коммерческой тайны, при анализе угроз конфиденциальности информации модель ФСТЭК окажется исчерпывающей.

Ведомство классифицирует нарушителей по их потенциалу (низкий, средний, высокий). Он влияет на набор возможностей, перечень используемых технических, программных и интеллектуальных средств.

Большинство угроз генерируется нарушителями с низким потенциалом. Они связаны с возможностью получения ресурсов для неправомерного доступа к информации только из общедоступных источников. Это инсайдеры и взломщики, использующие интернет-ресурсы, для мониторинга работоспособности системы, распространяющие вредоносные программы.

Нарушители со средним потенциалом способны проводить анализ кода прикладного программного обеспечения, кода сайта, самостоятельно находить в нем ошибки и уязвимости и использовать их для организации утечек. К этим группам ФСТЭК относит хакерские группировки, конкурентов, применяющих незаконные методы добычи информации, системных администраторов, компании, по заказу разрабатывающие программное обеспечение.

Высокий потенциал характеризуется способностью вносить «закладки» в программно-техническое обеспечение системы, организовывать научные исследования, направленные на сознательное создание уязвимостей, применять специальные средства проникновения в информационные сети для добычи информации. 

Ведомство считает, что к категории нарушителей с высоким потенциалом могут относятся только иностранные разведки. Практика добавляет к ним еще и военные ведомства зарубежных стран, по чьему заказу иногда действуют хакеры.

ФСБ классифицирует нарушителей информационной безопасности по возможностям и степени нарастания угроз:

1. Атаки на данные могут проводиться только вне зоны криптозащиты.

2. Атаки организовываются без физического доступа к средствам вычислительной техники (СВТ), но в пределах зоны криптозащиты, например, при передаче данных по каналам связи.

3. Атаки реализуются при доступе к СВТ и в зоне работы криптозащиты.

4. Нарушители обладают перечисленными возможностями и могут прибегать к помощи экспертов, имеющих опыт в области анализа сигналов линейной передачи и ПЭМИН (побочных электромагнитных излучений и наводок).

5. Нарушители также могут привлечь специалистов, способных находить и использовать незадекларированные возможности (НДВ) прикладного ПО.

6. Злоумышленники работают с экспертами, способными находить и применять НДВ аппаратного и программного компонентов среды функционирования средств криптографической защиты.

Исходя из предполагаемого класса нарушителя, необходимо выбрать класс применяемых СКЗИ, они также классифицируются по уровню злоумышленников. При анализе угроз информационной безопасности и формировании модели угроз параметры ФСТЭК и ФСБ могут быть объединены. 

В большинстве случаев компании не угрожают злоумышленники с высоким потенциалом по классификации ФСТЭК и из 4-6 групп по классификации ФСБ. Поэтому, анализ производится исходя из низкого или среднего потенциала инсайдеров или хакеров. Для государственных информационных систем уровень рисков окажется выше.

Иногда при анализе вероятности реализации угрозы требуется еще несколько категорий угроз конфиденциальности информации:

  • по степени воздействия на ИС. При реализации пассивных угроз архитектура и наполнение системы не меняются, при активных они частично уничтожаются или модифицируются;
  • по природе возникновения – естественные и искусственные. Первые крайне редки, вторые наиболее вероятны, при этом ущерб от реализации первых оказывается выше, часто проявляясь в полной гибели данных и оборудования. Такие угрозы при их вероятности, например, в сейсмоопасных районах создают необходимость постоянного резервного копирования;
  • непреднамеренные и преднамеренные.

Целесообразно опираться на статистику, показывающую вероятность реализации того или иного риска.

Анализ вероятности реализации угрозы и ущерба от ее возникновения

На первых этапах анализа используются качественные методы, исследование, сравнение, обращение к собранным экспертами данным позволит оценить реальные риски для бизнеса.

Количественные методы анализа помогут в ситуации, когда нужно определить:

  • какова вероятность возникновения угрозы того или иного типа;
  • какой ущерб может быть причинен компании, если риск окажется серьезным.

Для решения первой задачи потребуется статистика. В отчетах компаний, оказывающих информационные услуги, приводится квартальная или полугодовая статистика по тем рискам, которые наиболее часто реализовывались в истекшем периоде и прогнозируются на будущий. Часто такая статистика предоставляется по отраслям. В этих отчетах могут быть представлены цифры ущерба, причиненного экономике, отрасли или отдельному предприятию при реализации угрозы. Эти цифры далеко не всегда верны, многие компании утаивают реальные данные, опасаясь репутационных рисков. Но даже в усеченном виде открытые цифры помогут оценить реальный риск утечки данных. 

В случае утраты доступности информации можно посчитать убытки или неполученную прибыль и понять, какая сумма может быть потеряна, если меры обеспечения информационной безопасности не будут приняты своевременно. Также анализ поможет понять, насколько экономически эффективно применять более сложные системы защиты, 

При анализе угроз информационной безопасности, необходимо опираться на рекомендации регуляторов и реальную ситуацию в бизнесе или в государственной организации. Это сделает результат исследования релевантным и позволит избежать ненужных или незапланированных расходов. Бюджет, потраченный на анализ рисков, возвратится, позволив сократить расходы на оборудование или программы, которые не будут необходимыми в реальных условиях.


Проверить, все ли в порядке с защитой данных в компании, можно во время 30-дневного бесплатного теста «СёрчИнформ КИБ».   


01.06.2020

Добавить комментарий