6.1. Разработка модели проблемы
Проведем постановку
проблемы, связанной с объектом
исследования.
Для интернет-кафе
проблемой является уменьшение потока
клиентов и соответственно прибыли. Для
решения проблемы необходимо выявить
основные причины её возникновения.
Основной причиной является то, что
подключение к сети интернет для населения
становится более доступным. Также к
причинам можно отнести бесплатный wi-fi
доступ в крупных библиотеках, торговых
центрах и кафе. Исходя из причин
возникновения проблемы, можно выдвинуть
варианты её решения (альтернативы).
-
Переориентация
интернет-кафе в кафе с бесплатным
доступом wi-fi -
Переориентация
интернет-кафе в компьютерный клуб с
возможностью доступа в интернет -
Проведение
различных акций и внедрение дисконтной
программы для привлечения клиентов.
Имея ввиду выбранные
нами альтернативы сформируем критерии,
по которым альтернативы будут сравниваться
между собой.
Z1
– средства, затраченные на реализацию
альтернативы;
Z2
– время, затраченное на внедрение
альтернативы;
Z3
– наличие альтернатив внедряемых
конкурентами;
6.2. Решение проблемы
Реализуем метод
анализа иерархий для выбора альтернативы
решения проблемы.
Цель
Критерии
Альтернативы
Рис. 6.1. – метод
анализа иерархий
Используя шкалу,
выполним попарные сравнения элементов
каждого уровня.
В таблице 6.1.
проведено попарное сравнение критериев
Z1, Z2,
Z3
Таблица 6.1. –
сравнение критериев Z1,
Z2, Z3
Z1 |
Z2 |
Z3 |
|
Z1 |
1 |
5 |
5 |
Z2 |
1/5 |
1 |
3 |
Z3 |
1/5 |
1/3 |
1 |
Для проверки
высчитаем ОС (отношение согласованности)
экспертной оценки по формуле:
;
Проведя
расчеты получим:
3.135611
0,067805
0.116906
Так как ОС<0.3 , то
в экспертной оценки нет противоречий.
Теперь высчитаем
собственные и весовые вектора для
критериев оценки альтернатив (таблица
6.2.). Собственный вектор высчитывается
по формуле:
Таблица 6.2. – весовые
вектора
Собственный |
Весовой |
(Vi) |
(Pi) |
2.924 |
0.7 |
0.843 |
0.202 |
0.405 |
0.0097 |
Выполним попарное
сравнение альтернатив
Таблица 6.3. –
Попарное сравнение альтернативы z1
z1 |
x1 |
x2 |
x3 |
Vi |
Pi |
x1 |
1 |
1/5 |
1/7 |
0.305 |
0.066 |
x2 |
5 |
1 |
1/5 |
1 |
0.21 |
x3 |
7 |
5 |
1 |
3.271 |
0.71 |
Т
Рассчитаем ОС для
таблицы 6.3.:
3.182767
0.091383
0.157558
Так как ОС<0.3 , то
нет противоречия.
Таблица 6.4. –
Попарное сравнение альтернативы z2
z2 |
x1 |
x2 |
x3 |
Vi |
Pi |
x1 |
1 |
1/3 |
1/7 |
0.362 |
0.08 |
x2 |
3 |
1 |
1/5 |
0.84 |
0.19 |
x3 |
7 |
5 |
1 |
3.27 |
0.73 |
Рассчитаем ОС для
таблицы 6.4.:
3.064
0.03
0.055
Так как ОС<0.3 , то
нет противоречия.
Таблица 6.5. –
Попарное сравнение альтернативы z3
z3 |
x1 |
x2 |
x3 |
Vi |
Pi |
x1 |
1 |
1/5 |
1/7 |
0.305 |
0.066 |
x2 |
5 |
1 |
1/5 |
1 |
0.21 |
x3 |
7 |
5 |
1 |
3.27 |
0.71 |
Рассчитаем ОС для
таблицы 6.5.:
3.182767
0.091383
0.157558
Так как ОС<0.3 , то
нет противоречия.
Количественная
оценка качества альтернатив:
0.7*0.066 + 0.202*0.08+0.0097*0.066 = 0.069
Результаты анализа
и сравнения альтернатив выбора
оптимального решения проблемы приведены
ниже:
-
Переориентация
интернет-кафе в кафе с бесплатным
доступом wi-fi:
0.069 -
Переориентация
интернет-кафе в компьютерный клуб с
возможностью доступа в интернет:
-
Проведение
различных акций и внедрение дисконтной
программы для привлечения клиентов:
Вывод:
Согласно расчетам
по методу аналитической иерархии для
выбора наилучшей альтернативы, с точки
зрения совместного учета всех выбранных
выше критериев, предпочтение будет
отдано альтернативе №3. Так как после
всех проведенных расчетов у этой
альтернативы будет наибольший показатель:
0,65126.
ВЫВОДЫ
Итак, в результате
проведенного анализа различных свойств
и качеств системы интернет-кафе мы
получили подробную, но, в то же время,
простую и понятную модель этой системы.
Были составлены морфологическая,
функциональная и информационная модели
системы. Эти модель помогли наилучшим
образом в понимании системы, что, в свою
очередь, играет важную роль в поиске
решения возникшей проблемы. Этой
проблемой был маленький поток клиентов.
В последней части работы был произведен
поиск и непосредственно сам выбор
наилучшего решения. В ходе различных
расчетов (таких как синтез локальных
приоритетов, расчет веса каждой
альтернативы и т.п.) было выяснено, что
в данной системе наилучшим решением
возникшей проблемы будет проведение
различных акций и внедрение дисконтной
программы для привлечения клиентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Спицнадель В. Н.
«Основы системного анализа», С-П,
2000.
2.Лямец, Тевяшев А.Д. «Системный
анализ».
3.Згуровский, Панкратов Н.Д.
«Системный анализ».
4.Саати Т., Керис
К. Аналитическое планирование и
организация систем. – М.: Радио и связь,
1991.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подобное психологическое затруднение, в котором оказывается ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние творческого поиска, обусловленное необходимостью отыскания ответов на столь разные и все же тесно переплетающиеся вопросы, будем называть проблемной ситуацией. Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. В качестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели — выбору наилучшей альтернативы, “наилучшего решения”. Термин “наилучшее решение” будет обозначать для нас следующее понятие. Это такое решение, которое в наилучшей степени обеспечивает удовлетворение потребностей ЛПР при заданной (сложившейся) проблемной ситуации наилучшее решение всегда считается ЛПР не менее предпочтительным, чем любая из альтернатив. При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачей будем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее из двух частей. Первая часть — это то, что известно, или “Дано”. Вторая — то, что не известно, но “Требуется” (“Найти”). Соответственно в зависимости от формы описания будем различать вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи можно получить только на основе вербальной. Для рацио- [c.68]
Характеристики частных задач модели проблемной ситуации представлены в табл. 1.1.3, а ее графическая модель, визуально представляющая основные связи между задачами, — на рис. 1.1.6. [c.69]
Характеристики частных задач модели проблемной ситуации [c.70]
Будем также использовать термин “принятие решений”, так сказать, в узком смысле. При этом будем принятие решения расценивать как однократное осуществление ЛПР какого-то частного при решении какой-то частной задачи или вопроса на любом из этапов процесса разработки решений. В укрупненном виде такие частные задачи обоснования решений были описаны при рассмотрении модели проблемной ситуации (см. п. 1.1.5). [c.79]
После того, как вне зависимости от числа игроков мы сформировали матричную игру и оценили личные стратегические возможности ЛПР как первого игрока при полном антагонизме сторон, целесообразно продолжить исследование проблемной ситуации на основе дополнительной информации о предпочтениях субъектов операции. Здесь прежде всего следует проверить адекватность одного из наиболее жестких ограничений модели проблемной ситуации — антагонизм интересов сторон. Для этого следует установить, не является ли истинным хотя бы одно из следующих утверждений [c.244]
Если хотя бы одно из перечисленных утверждений истинно, то следует усложнить модель проблемной ситуации и сформировать биматричную игру, чтобы оценить стратегические возможности и перспективы применения равновесных стратегий и стратегий угроз. [c.245]
Таким образом, в ходе стратегического планирования деловой беседы Мы должны найти ответ на главный вопрос “Без непосредственного участия какого лица, без кого я не смогу решить свою проблему С кем я обязательно должен о чем-то договориться “. Пока не установлено, кто этот Ваш будущий собеседник, или ответ на этот стратегический вопрос получен неверно, решать остальные задачи бесперспективно. В этом смысле данную задачу можно отождествить с первой из задач модели проблемной ситуации — задачей анализа проблемы (см. п. 1.1.5). [c.270]
Вряд ли можно предложить некий универсальный алгоритм выбора метода для построения модели проблемной ситуации, ее исследования и принятия решения, но есть одно общее соображение, а именно лучше разработать детальную модель и осуществлять с ее помощью прикидочные расчеты, чем применить грубую , весьма приближенную модель, с помощью которой осуществлять точные расчеты. [c.71]
III этап. Построение когнитивной (графовой) модели проблемной ситуации. 1. Выделение факторов, характеризующих проблемную ситуацию, работа экспертов [c.214]
Наиболее полный обзор направлений теории игр в ее современном состоянии дан в работе. Наибольшее распространение в технических приложениях имеют парные стратегические бескоалиционные конечные некооперативные игры. Модель проблемной ситуации в этом случае имеет вид [c.25]
Последний разработанный вариант модели предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо. Делая это, он сталкивается с десятью проблемными ситуациями. Оценка ситуаций делается им по восьми аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа высокий/высокая или низкий/низкая. Эти ответы выводят менеджера в конце концов на конкретную проблемную ситуацию и рекомендуемый для нее стиль принятия решения (рис. 11.17). [c.512]
Формирование целей (мотивация) и информационных потребностей Получение информации Анализ информации Выявление проблемной ситуации Построение модели Составление задания на проектирование и запроса на выявление аналога Прием и анализ запроса на выявление аналога. Поиск аналога в базе данных Определение аналога и анализ возможности его использования Формирование стратегии проектирования доработка аналога или проведение оригинального проектирования Выбор и анализ моделей, входящих в состав САПР, из числа существующих или их построение. Пополнение базы моделей САПР Формирование ТЗ на проектирование объекта [c.54]
В случае проблемной ситуации лицо, принимающее решение, сначала должно составить представление о проблеме, или создать ее модель, а затем попытаться найти решение этой смоделированной проблемы. Если его представление о проблеме (или ее модель) окажется неверным, то решение может не дать желаемых результатов, т. е. существующая проблема не,будет разрешена. Типичным примером является формулировка проблемы, способствующая подавлению симптомов, а не устранению причин, порождающих ее. Вследствие таких ошибок гораздо труднее правильно сформулировать, чем разрешить, проблему. [c.17]
Напомним, что в принципе любую проблемную ситуацию можно представить в виде следующей символической модели [c.211]
Решение проблемы состоит в нахождении такой совокупности значений управляемых переменных, которая при окружающих условиях, определяемых значениями неуправляемых переменных и соответствующими ограничениями, обеспечивает удовлетворительный уровень эффективности функционирования. Уже имеются модели некоторых проблемных ситуаций в ряде случаев они могут быть построены специально. В некоторых моделях можно задать процедуру манипулирования символами для получения решения. Такая процедура называется алгоритмом. [c.211]
Во-вторых, большинство руководителей начало понимать, что модели не охватывают всех аспектов той проблемной ситуации, к которой они относятся. В настоящее время по тем или иным причинам еще не удается получить количественное описа–ние многих важных переменных. Поэтому решения, получаемые с помощью большинства моделей, являются лишь частичными и требуют доработки со стороны руководителя. Они дают исходный материал для его решений, но не заменяют их. [c.213]
Не менее важен и тот аспект, который НЛП уделяет метафоре. Вот как пишет о роли этого инструментария Дэвид Гордон в работе “Терапевтические метафоры” “Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются терапевтами в целях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или отсутствие альтернатив. В этом случае терапевт может рассказать ему анекдот из своей собственной жизни, из жизни другого клиента, или придумать новый”8. И далее “Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. “Встретить клиента в его собственной модели мира” означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации”9. [c.513]
Возможности более полного отражения реального мира в модели проблемной среды, более широкого введения семантических связей между понятиями и учета прагматики среды открываются в рамках подхода, известного под названием ситуационного управления [16—19]. В этом подходе для описания модели применяется специальный модельный язык, а в качестве процедур решения используется аппарат формальных трансформационных грамматик. В основе данного подхода лежит автоматический анализ решающей системой некоторого множества решений задач требуемого класса. На основе формализованного аппарата обобщения система формирует модель проблемной среды в виде некоторого множества описаний классов ситуаций и соответствующих им решений. Собственно процесс решения задачи сводится тогда к отнесению текущей конкретной ситуации к одному из априорно сформированных классов и применению к ней решения, соответствующего этому классу. [c.371]
Это означает также, что решение различных задач по управлению одним и тем же объектом предполагает в общем случае составление различных моделей принятия решений. Модель прогнозирования динамики трудового вклада отличается от модели планирования изменений в его уровне, а также от модели комплексной оценки уровня трудового вклада. В первую очередь важно, чтобы в модели отражались те свойства (аспекты, стороны) проблемной ситуации, которые необходимы для решения поставленной задачи управления. [c.50]
Модель принятия решений является основой формализованного анализа управленческой задачи, но она никогда не может исчерпать этот анализ. Значимость моделей зависит от уровня познания сущности и структуры управленческой проблемы (проблемной ситуации). [c.62]
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели для прогнозирования, планирования, контроля, анализа и управления и тем самым провести какие-либо расчеты по обоснованию решений. Общей направленностью этих процедур является использование человека как измерительного прибора для получения количественных оценок качественных суждений, не поддающихся непосредственному измерению. Для этого эксперты проводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. [c.60]
Научный подход к принятию решений в экономике был в значительной мере обусловлен развитием методов экономико-математического моделирования и применением в управлении фирмами электронно-вычислительной техники. При наличии множества вариантов решений в каждой конкретной ситуации экономико-математические модели позволяют без перебора всех возможных вариантов находить при заданных условиях самый лучший, то есть оптимальный вариант. Компьютеры, в свою очередь, ускоряют вычислительный процесс, быстро производят все необходимые преобразования экономической информации и выполняют такие расчеты, которые вручную произвести невозможно. Широкой мировой и отечественной общественностью признано, что бурное развитие информационных технологий и экономико-математических методов анализа проблемных ситуаций и принятия решений при грамотном их использовании способствуют совершенствованию внутрифирменного управления маркетингом, снабжением, производством, финансами, сбытом товаров и другими управляющими подсистемами фирмы, существенно повышая эффективность управленческой деятельности. [c.7]
В приведенной формуле показатель стоимость означает потерянное из-за решения время, которое в другом случае могло принести больше пользы. Показатель развитие отражает тот выигрыш, который получен за пределами единолично принятого решения. Последний разработанный вариант модели предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо. Делая это, он сталкивается с десятью проблемными ситуациями. Оценка ситуаций делается им по восьми аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа высокий/высокая или низкий/низкая, ответы выводят менеджера, в конце концов, на конкретную проблемную ситуацию и рекомендуемый для нее стиль принятия решения (рис. 12.17). [c.496]
В процессе реализации рационального подхода к принятию решений решаются задачи поиска, распознавания, классификации, упорядочения и выбора. Для этого могут применяться различные математические методы и модели с целью рационализации (оптимизации) выходных результатов. В целях оказания помощи при подготовке решений могут привлекаться эксперты. В процессе принятия рационального решения необходимо учитывать влияние таких факторов, как личностные оценки ЛПР, среду принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения, социально-психологические аспекты и ряд других. В зависимости от сложности проблемной ситуации в процессе принятия решений указанным методом варьируются затраты необходимых ресурсов трудовых, материальных, финансовых, а также затраты времени на разработку и принятие решения. [c.118]
Многообразие конкретных схем разрешения проблемных ситуаций, требующих разработки, принятия и реализации управленческих решений обуславливается большим разнообразием сочетания интуиции и логики, неформальных методов разработки решений, множеством особенностей конкретных условий принятия и реализации решений, порождаемых средой, присутствием человеческого фактора со специфическими поведенческими и психофизиологическими аспектами, а также располагаемым информационным ресурсом. Эти схемы могут иметь множество сходных общих элементов, а могут и существенно отличаться друг от друга. Например, схема принятия интуитивного и высоко логичного рационального решения. В литературных источниках по вопросу принятия и реализации решений существует определенное разнообразие конкретных специфических инструментов (моделей, схем, подходов, способов, описаний процессов и прочих), позволяющих отображать взгляды авторов на указанную проблематику. Однако, существенным для понимания сущности рассматриваемой предметной области, с нашей точки зрения, является представление указанной проблематики с позиций универсальных инструментов. Например, общей постановки задачи принятия управленческих решений, общей схемы получения, хранения и преобразования информации в 124 принятии решений. Рассмотрим общую модель процес- [c.124]
Условия определенности имеют место при наличии полной и достоверной информации о проблемной ситуации, целях, критериях, ограничениях, результатах реализации каждого альтернативного варианта решения. На практике такие условия встречаются не часто при принятии управленческих решений. Для этих условий возможна формализация на основе применения математических моделей и методов нахождения оптимального решения задачи принятия решения. [c.128]
Задача анализа проблемы. Это наиболее ответственная часть модели проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы с целью проверки ее “на истинность”, чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное описание выбранной проблемы и вербаль-но формулируют цель предстоящих действий. Окончатель- [c.71]
Синектика. Метод примеляется как для выявления проблемных ситуаций, так и для решения возникающих проблем. Процедура состоит из трех этапов. На первом этапе анализируются проблемы, сформулированные лидером группы. Затем каждый участник обсуждения выдвигает свои проблемы, и они также тщательно обсуждаются. По завершении этих двух этапов выявляется какая-то общая модель решения. На третьем этапе все обобщения, а также выявленная модель подвергаются интенсивному исследованию. В обсуждении принимают участие не только члены группы, защищающие свою коллективную идею, но и приглашенные эксперты. Задача экспертов состоит в том, чтобы помочь членам группы качества принять правильное решение. [c.145]
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА — человекома-шинная система, предназначенная для автоматизации поддержки процессов принятия решений в той или иной предметной области. Функционирование Э.с. имитирует деятельность группы специалистов, опираясь на их знания и практический опыт. Основное назначение Э.о. — помощь конкретному пользователю в процессах принятия решений на базе автоматизации вычислительных и логических процедур, отвечающих проблемной ситуации. Данная ситуация моделируется с использованием данных, содержащихся в запросе пользователя. Исполнительная часть Э.с. анализирует постановку задачи, используя при этом конкретные знания из базы данных. Если для разработки модели задачи в базе данных оказываются доступными соответствующие знания, то решение задачи достигается с помощью активизации соответствующих вычислительных и логических процедур. Отличительная особенность Э.с. — наличие механизма построения объяснения найденного решения проблемной ситуации. Такие объяснения основаны на Комментариях к сформулированному алгоритму решения поставленной задачи лийо базируются на комментариях последствий, к которым приведет предлагаемое Э.с. решение. Э.с. является индивидуальным вычислительным ресурсом, т.к. конкретное содержание базы знаний отвечает потребностям и возможностям пользователя. Для этого в составе системы предусмотрены [c.439]
В хорошо структурированных проблемных ситуациях связи между элементами выражаются количеств разрабатываемых решений используются методы исследования операций (моделирования, оптимизап оптимальных решений). В моделях исследования операций цели и условия имеют четкую количестве цели, как правило, выражаются через критерии оптимизации и математически описываются че] Последние включают и ограничения в выборе способа действий. Ключевой вопрос составления моделе во-первых, адекватно описать проблемную ситуацию, во-вторых, найти количественное решение проб обосновать принятое решение. [c.106]
Ш. Хант и С. Вителл (Hunt and Vitell, 1993) предложили общую теорию этики маркетинга, которая пытается объяснить процесс принятия решений в проблемных ситуациях с этическим содержанием. Модель, изображенная на рис. 2, описывает, как индивидуум может прийти к де-онтологической или телеологической оценке, которая, в свою очередь, приведет к этическим суждениям, намерениям и поступкам. [c.364]
Второй вариант постановки задачи может показаться частным случаем первого. Действительно, информация, по которой строится управление движением, всегда представляет собой некоторое целевое описание среды. Однако при формулировании приведенных выше вариантов постановки задачи восприятия мы имели в виду следующие различия между этими двумя вариантами. В первом случае строится описание, ориентированное на поведенческие цели системы, т. е. на цели планирования и принятия решений. В процессе восприятия это описание должно строиться на основе имеющейся у робота модели проблемной среды путем соотнесения реальных ситуаций с обобщенными ситуациями модели и определения нефиксированных частных параметров этих ситуаций. Во втором же случае должно строиться специфическое описание, в котором главным является определение пространственных и временных параметров. Кроме того, для эффективного управления движениями в этом случае необходимо непрерывное отслеживание в реальном масштабе времени изменяющихся пространственных положений объектов и их взаимных пространственных отношений. Наконец, в восприятии во втором случае должны участвовать модели другого, более низкого уровня абстракции, поскольку сенсомоторное взаимодействие частично протекает на подсознательном, допонятийном уровне, а частично на промежуточном уровне познания (Беккер [4]). [c.29]
Можно предполагать, что дальнейшее развитие решающих систем будет связано с обогащением языка представления модели проблемной среды и приближением его к естественному, а также с разработкой методов организации модели проблемной среды и алгоритмов решающей системы, всесторонне учитывающих широкое применение различных операций при учете смыслового содержания понятий, что, как указывается в работах, посвященных психолингвистическим проблемам мышления (см., например, [6—8]), может считаться основным содержанием мыслительной деятельности человека. В результате построения субъектом мысленной модели мира каждое понятие, включенное в эту модель, получает свое смысловое содержание, определяемое его отношениями с другими понятиями. Постоянный анализ и преобразование этой семантической системы и составляет основное содержание человеческого мышления. Смысл в таком случае представляется результатом осуществления определенной группы поисковых и преобразующих операций в мысленной модели, причем развитие смысла осуществляется путем включения одного и того же элемента в разные системы взаимодействий. Механизм сокращения поиска определяется перебором только осмысленных связей, поиском только тех элементов, которые обладают нужными в данной ситуации свойствами. [c.372]
Как решать проблемы? Есть эффективный подход, позволяющий разложить проблему на части во времени и отыскать самую лучшую альтернативу для ее решения. Речь о модели проблемного пространства SCORE Роберта Дилтса. В чем ее суть – будем разбираться.
Проблема – это несоответствие текущего положения желаемому. Сама проблема появляется в момент, когда человек начинает о чем-то мечтать и понимает, что его не устраивает текущее положение вещей. При одной и той же ситуации у одного человека может быть проблема, а у другого нет. Даже один и тот же человек может не считать проблемой текущую ситуацию, пока не начинает размышлять о желаемом положении.
Таким образом, само понятие «проблема» представляет собой субъективное отношение человека к текущей ситуации. Отношение к ситуации как к проблеме формируется на основе представлений человека о жизни и о знании существующих моделей. Ситуация, воспринимаемая одним человеком как проблема, другому покажется возможностью.
Проблема – это процесс
Все меняется. Мнение о ситуации тоже меняется. Автор теории считает проблему процессом, который невозможно отобразить в одном объекте или в одном времени. Дилтс считает, что более точно было бы называть проблему проблемным пространством. Пространство можно выразить с помощью различных элементов, которые оказывают влияние на проблему.
Проблемное пространство состоит из прошлого, настоящего и будущего.
Решение тоже не можно считать одномоментным, поэтому решение имеет свою протяженность во времени и представляет собой пространство решения. Для решения понадобится выяснение причин, определение симптомов, определение результата и получение эффекта.
В ходе анализа проблемы рассматриваются различные альтернативные решения, поэтому для решений нужно больше пространства, чем для проблемы, к тому же решение не может быть на том же уровне мышления, которое породило проблему, иначе решить ее будет невозможно.
Существуют корпоративные деловые игры на решение проблем, которые позволяют поучаствовать в поиске решения по модели SCORE. Модель также используется в тренингах для бизнеса, как в очном, так и в онлайн-формате. В частности, модель рассматривалась на онлайн бизнес тренинге компании ManGO! Games «Как мотивировать удаленных сотрудников».
В зависимости от сложности, для решения понадобится определенный запас времени. В качестве решений будут этапы, которые потребуется предпринимать на пути к достижению желаемого результата.
При переходе из состояния в состояние будет необходим творческий подход, важно также учитывать отношение человека к переменам и сопротивление изменениям.
Работа с проблемным пространством требует сбора данных и разработки альтернатив. Информация часто объединяется в группы, рассматриваются отдельные параметры проблемы, проблему изучают с разных позиций, включая непривычные, создают альтернативные картины.
Рассматривать проблему таким образом – полезный навык для ключевых людей компании, от которых зависит курс бизнеса, поэтому на эту тему тренинги для руководителей высшего звена особенно полезны.
Суть модели SCORE
Как все происходит? Проблему начинают рассматривать в виде перечня симптомов. Иначе как описать наличие проблемы? Однако «лечить» нужно не симптомы, а причины, которые часто неочевидны.
К примеру, если упала прибыль, неочевидно, в чем причина. Это может быть активность конкурентов, падение репутации, конкуренция, изменения в организационной структуре компании, проблемы лидерства в компании, изменение в коммуникациях, ряд других внутренних или внешних обстоятельств.
То, что в процессе обсуждения будет определено как причина, будет определять область, в которой будет вестись поиск решения.
Результат, к которому мы стремимся, не является конечной целью. Он способен дать больше и приведет к долгосрочному эффекту, так называемой цели после цели. Важно убедиться, что цель и последующий эффект не противоречат друг другу, чтобы не получилось так, что вы «выиграли битву, но проиграли войну».
Представляем себе проблемное пространство как набор взаимосвязанных во времени элементов, которые составляют модель SCORE. Процесс их определения непрерывен:
- Определение симптомов (Symptoms)
- Выявление причин симптомов (Cause)
- Формулирование желаемого результата (Outcomes)
- Поиск и внедрение ресурсов (Resources)
- Оценка эффекта после достижения результата (Effects)
Работать можно самостоятельно или в группе. Идеально работать над подобными задачами в мини-группах из 5-10 человек.
Симптомы
Обычно это самое простое, ведь приходится просто описать то, что на поверхности. Но когда начинаешь анализировать, все оказывается не всегда однозначно. Задача – описать именно то, как проявляется проблема, которую вы описываете. Учитывайте информацию об условиях возникновения, назовите исключения из правил, если такие есть.
Работа над определением симптомов может вывести обсуждение на неожиданные повороты, например, привести к осознанию, что проблема отсутствует. Возможно окажется, что есть жалоба, не требующая решения, а самой проблемы нет.
Результат
Какого результата мы хотим? Это то желаемое состояние, к которому мы стремимся. Его нужно описать в виде симптомов состояния, которого мы ожидаем вместо того, чем располагаем на данный момент.
Формулируя результат, важно сосредоточиться на ясном и четком описании желаемого будущего.
Чтобы выполнить эту задачу качественно, можно каждый раз задавать себе вопрос: «По каким признакам мы узнаем, что достигли цели».
Можно также использовать следующий психологический прием: представить, что проблема уже решена, и рассказать, что изменилось в вас самих, в компании, в мире.
Эффект
Любые изменения приводят к дальнейшим изменениям и позволяют достичь чего-то большего. Эффект наступает не сразу, но должен быть таким, которого все ожидают.
«Эффект» – это сильный мотивационный элемент. Эффект помогает понять, стоит ли цель усилий. Выясняя, что произойдет, когда будет достигнут результат, мы мотивируем себя на достижение цели.
Причины симптомов
Определение причин – это поиск тех явлений или характеристик, которые следует изменить, поскольку именно они являются источником той ситуации, которую мы наблюдаем сейчас, и которая нас не устраивает.
Упростить поиск причин помогает выяснение, когда проблема появилась впервые, каковы исключения из правил, были ли попытки решить проблему, почему не получилось и что этому помешало.
Ресурсы
Для решения проблем всегда нужны ресурсы. Это усилия, инструменты, время, люди. Ресурсы будут задействованы для устранения причин, трансформации симптомов и результатов. Важно разобраться не только в ресурсах, необходимых для реализации планов, но и ресурсов, необходимых при достижении результатов. Ресурсы также нужны, чтобы разбираться в проблемном поле на каждом этапе временной шкалы.
Почему модель SCORE популярна
Модель универсальна: подходит для решения индивидуальных и организационных программ. Это современная модель, позволяющая учитывать постоянные изменения мира, смотреть на проблемы в разрезе движения от прошлого к будущему. При этом в прошлом модель ищет объективную причину классическим образом.
Модель позволяет фокусироваться на определенных точках и собирать информацию пошагово. Она отлично подходит для быстрого погружения в проект.
Универсальность модели еще раз доказывается тем фактом, что ее начальное применение – психотерапия, но в бизнес-переговорах она оказалась не менее эффективной.
Практика применения модели
Для упрощения применения модели практикуют 5 вопросов. Их можно задавать в любой последовательности, иногда они требуют дополнительных и наводящих вопросов. Главное – найти ответы на вопросы.
Вопросы:
- С какими трудностями мы сталкиваемся?
- Как думаете, в чем причина?
- К каким результатам мы стремимся?
- Какие ресурсы необходимы, чтобы достичь ожидаемых результатов?
- Каким будет эффект, если мы получим желаемые результаты?
Эту методику можно применять для глубинных интервью с клиентами, в ходе анализа текущего состояния внутри компании, при возникновении проблем в компании.
Для проведения переговоров или глубинных интервью выбирают спокойное место. Это может быть переговорка, отдельная комната, чтобы никто не отвлекал от процесса.
Важно правильно задавать вопросы. Это зависит от того, с каким человеком мы имеем дело. Если это интроверт, то ему требуется время, чтобы продумать системно и последовательно. Интровертам удобнее будет отвечать на вопросы, двигаясь от симптомов к эффектам.
Если перед нами экстраверт, которому свойственно забегать наперед и генерировать идеи прямо в ходе разговора, можно говорить сразу об эффектах и ожиданиях, а уже после этого заняться симптомами.
Формулировку вопросов можно корректировать по ходу. Скажем, если на вопрос «С какими проблемами вы сталкиваетесь» мы слышим ответ «У нас нет проблем», то можно перефразировать: «По-вашему, в работе есть какие-либо неудобства или трудности?» Иногда более мягкая формулировка помогает людям не воспринимать себя как инсайдера, который «сливает» внутренние проблемы своей компании или своего отдела. Важно, чтобы вопросы помогали участниками чувствовать себя открыто и в безопасности.
Важно также уметь выявлять неочевидное. Людям свойственно субъективно относиться к продуктам и процессам по принципу «Мне нравится продукт, потому что я его создал», или «Это верно, потому что всегда так было». Это создает определенные барьеры для дальнейшего выяснения деталей. Есть еще одна проблема – использование трех распространенных приемов в разговоре: опущение, искажение, обобщение. Примеры: «ну вы понимаете, о чем я», «все мужики – …», «всем известно, что…». Выйти за пределы этого заколдованного круга помогает переключение разговора на что-то другое. Собеседника можно отвлечь, а потом вернуться к теме, подступив к ней не обобщенно, а в подробностях. Результаты разговоров тщательно анализируются инициатором обсуждения, после чего на обсуждение выносятся предложения по решению проблем.
12.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации
Описание системы на любом языке отражает лишь некоторые стороны явлений и никогда не является абсолютно полным.
Моделирование условно можно разделить на следующие виды:
• образное;
• логическое;
• физическое;
• экономико-математическое;
• ассоциативное.
Образная модель возникает в сознании человека и представляет собой зрительный, слуховой, осязательный или обонятельный отпечаток, некий образ явления действительности. Образная модель – фрагмент действительности (то, что Дж. Миллер назвал чанком, имея в виду «отрезок запоминаемой человеком информации»[43]).
Следует отметить, что образ – это еще не информация. Приближенно образную модель можно считать кучей атрибутов сущности. Сама же сущность объективируется в некоторой своей части в процессе возникновения ассоциативных связей между образом и человеческой системой переработки информации (в части ее долговременной памяти) в процессе мышления и дальнейшего распознавания элементов и компонент, а также систематизации образной модели. Систематизация при этом характеризуется возникновением и генерированием основных связей между элементами и компонентами системы.
Приведем пример. Исследователь видит станки (1), слышит шум работающих машин и механизмов (2), видит поступательное движение трансформирующихся и приобретающих различную форму (например, усложняющихся) металлических объектов (3), видит как минимум две категории персонала (рабочие (4) и управляющие (5)), слышит их голоса (6), чувствует запах смазки и окисляющегося металла (7).
Таким образом, попытаемся ответить на возникающие в связи с этим вопросы:
1. Почему «видит» и «слышит» чередуются? – Потому что внимание человека носит избирательный характер.
2. Почему именно в такой последовательности? – Потому что после получения некоторой зрительной информации в случае, когда идентификация объекта невозможна только по зрительному образу, внимание человека переключается на поиск дополнительных идентификаторов (слуховых, обонятельных, осязательных).
3. Почему наблюдатель остановился на запоминании лишь семи атрибутов сущности? – Потому что количество ячеек кратковременной памяти (чанков) равно 7±2, что означает, что человек может удерживать в кратковременной памяти от пяти до девяти информационных отрезков.[44]
Далее происходит процесс идентификации элементов, определение связей между ними и синтез модели системы: функции системы, ее элементов, подсистем, а также структуры.
В итоге в сознании формируется образная модель системы промышленного производства. В процессе ее синтеза может потребоваться дополнительная информация – в зависимости от цели наблюдения. Если, например, исследователь задался целью сформировать модель системы управления производством, то по форме одежды, действиям и поведению работников он сможет классифицировать их на управленческий персонал, рабочих и служащих. Далее в процессе интервью (вербальной коммуникации) он получает возможность определить их функции, возрастной состав, уровень профессионализма, степень удовлетворенности условиями труда и т. п.
Вербальная модель системы выражена в языковой знаковой системе (или проще – словами). Особенность таких моделей заключается в том, что они уже не являются образами мышления, а становятся информацией или – точнее – информационной моделью исследуемой сущности. Такая модель может существовать в речевой или письменной форме. В первом случае эти модели представляют собой временной последовательный информационный поток, кодированный в звуковых колебаниях определенных тембров, пауз и интонаций. Во втором – массив символов, последовательное воспроизведение которых (вслух или мысленно) приводит к восстановлению образной модели в сознании человека.
Необходимо отметить, что вообще процесс принятия решения – это происходящая в сознании ЛПР мыслительная работа над образной моделью проблемной ситуации, с применением средств, лишь помогающих ему принять оптимальное решение (т. е. так изменить модель реального объекта, процесса, явления, чтобы решилась проблема – была достигнута поставленная цель).
Перенос изменений из модели на реальный объект осуществляется уже в процессе реализации решения, а контроль его исполнения подразумевает сравнение разработанной модели с реальным объектом и выявление отклонения реальных показателей от запланированных.
Для передачи, хранения, исследования, совершенствования и практического использования многоаспектных образных моделей используют их различные «разрезы», или виды.
Например, при разработке стратегических решений требуется построение как вербальной модели решения (кто, что, когда и с использованием каких средств должен делать), так и модели математической (для того чтобы можно было отслеживать процесс изменений в организации и вовремя производить корректировку стратегии).
Оперативные проблемы (например, замена производственной линии) требуют формализации до математической модели в процессе их решения и трансформации (интерпретации математических вычислений) в вербальные модели (например, трансформации в указания работникам о том, какое оборудование, куда и в какие сроки необходимо установить).
Примером логического моделирования может служить процесс составления дерева решений, изображенного на рис. 12.2.
Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные натуральные объекты. Их изготавливают из различных материалов (пластилина, дерева, пластмассы, пенопласта и т. п.). Физические модели позволяют исследовать параметры натуральных объектов, не прибегая к дорогостоящему процессу их создания в натуральную величину. Например, обдув в аэродинамической трубе модели нового самолета позволяет экономить время и ресурсы организации.
Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс создания экономико-математической модели. Экономико-математическая модель – абстрактное представление экономического явления, процесса или объекта с использованием научной абстракции и числовых величин, отражающих (показывающих) необходимые свойства объекта и позволяющих производить математические операции с различными свойствами явлений, процессов или объектов.
Абстрактное моделирование предполагает создание модели процесса, объекта, явления в форме, содержащей интересующие исследователя свойства, например, сохраняющие состав, структуру, отношения между элементами, принципы функционирования.
Так, например, когда исследуют эффективность решения, то не принимают во внимание, из каких этапов состоит его реализация, кто его будет реализовывать и контролировать процесс реализации. Принимаются во внимание лишь показатели эффективности решения.
Ассоциативное моделирование предполагает изображение трудно представимых категорий в категориях легко представимых или представимых в тех категориях, которые необходимы исследователю для исследования объекта процесса или явления в данном проблемном контексте.
Например, механические часы – это механическая циклическая модель времени, электронные – электронная модель, песочные – физическая модель.
К моделям предъявляется ряд требований. Они должны:
• быть адекватным отражением тех аспектов объектов, явлений и процессов, которые необходимы исследователю;
• обладать достаточностью и одновременно неизбыточностью необходимых для исследования параметров;
• по форме соответствовать тем методам, которые предполагается применять в процессе исследования, операциям, проводимым с моделью (испытаниям, сравнениям, выявлениям свойств, зависимостей между ними, значений параметров при определенных условиях и т. п.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
3.2. Моделирование проблемной ситуации
3.2. Моделирование проблемной ситуации
Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Плиний Старший
Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия.
4.1. Анализ проблемной ситуации
4.1. Анализ проблемной ситуации
В практике управления традиционно считается, что цель почти всегда очевидна и усилия надо сосредоточивать на поисках средств и путей ее достижения.
В. Ш. Рапопорт
Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития
Глава 5. От проблемной ситуации к проблеме
Глава 5. От проблемной ситуации к проблеме
…когда мы приступаем к решению проблемы, нужно четко разложить все по полочкам, систематизировать данные, определив начальную точку и желательную цель, а также рассмотреть все препятствия или трудности, усложняющие дело, и
3.7. Социальные и психологические эффекты формализации деятельности
3.7. Социальные и психологические эффекты формализации деятельности
Рис. 3.7.1. Влияние регулярного менеджмента на организационное поведение Персонал переводит спроектированную архитектуру структур и процессов из статического в динамическое состояние, что
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
Межличностные методы разрешения конфликтов были предложены К. У. Томасом и Р. Х. Киллменом в 1972 г. Они выделили пять методов разрешения конфликтов, представленных в виде матрицы, которая строится на основе двух переменных:
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
Если силы сопротивления не могут быть достаточно сокращены или движущие силы достаточно увеличены, проводить изменения не следует, они не достигнут желаемой цели. Однако если данные силы управляемы, следующей проблемой
Картина мира менеджера: инструменты формализации
Картина мира менеджера: инструменты формализации
Опишем несколько понятий и инструментов, необходимых нам для рассмотрения главной темы этой части книги. Ключевое как для темы личного стратегического планирования, так и для темы личной эффективности вообще — понятие
Степень формализации действий
Степень формализации действий
Всю управленческую деятельность можно поделить на три крупных пласта. Уровень целей, задач и действий.Цель: подготовить пакет документов.Задачи: оформить счет, подготовить договор, сделать акт.Действия: открываем файл с шаблоном счета,
8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации
8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации
Описание системы (будь то проблемная ситуация, подсистема маркетинга, учета или организация как система в целом) на любом языке отражает лишь некоторые стороны явлений и никогда не бывает абсолютно полным.Под
9.2. Моделирование проблемной ситуации
9.2. Моделирование проблемной ситуации
Если представить проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядро проблемной ситуации – противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне
47. Методы разрешения конфликтной ситуации
47. Методы разрешения конфликтной ситуации
Межличностные методы разрешения конфликтов были предложены К. У. Томасом и Р. Х. Киллме-ном в 1972 г. Они выделили пять методов разрешения конфликтов, представленных в виде матрицы, которая строится на основе двух переменных:
1.2. Моделирование проблемной ситуации
1.2. Моделирование проблемной ситуации
Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только
1.3. Анализ проблемной ситуации
1.3. Анализ проблемной ситуации
Методы выявления проблем разнообразны и выбираются исходя из целей исследования проблем и характера источников информации. Основные методы исследования проблем приведены в табл. 1.3.1[1].Структуризация проблемного поля позволяет выделить
Схемы мотивации персонала, помогающие снизить уровень проблемной задолженности
Схемы мотивации персонала, помогающие снизить уровень проблемной задолженности
Как правило, менеджеры по продажам помимо оклада получают определенный процент. Несколько доработав эту схему, можно мотивировать сотрудников играть на вашей стороне в борьбе с
Работа с текущей и проблемной задолженностью
Работа с текущей и проблемной задолженностью
Когда мы переходим от подготовительного этапа к работе с уже существующей задолженностью, на первый план выходит тщательный учет всех типов задолженности. Естественно, ключевую роль уже начинает играть работа по уменьшению
Технологии моделирования
Технологии моделирования
Пока еще не очень популярные технологии моделирования представляют собой сложное программное обеспечение, которое позволяет менеджерам создавать модели систем для их исследования и анализа, а также их модификации — для изучения