Разработка модели выпускника как компетентной личности,
готовой к жизненному самоопределению, к самореализации в разных
сферах жизнедеятельности в быстроизменяемых социально-
экономических условиях.
Цель: объединить жизненно необходимую модель выпускника с
современным психолого-педагогическим запросом общества.
Задачи: наполнить компетентности современными компонентами,
актуальными сегодня.
Ход работы
Модель выпускника – это обозначение уровня движения ученика в
рамках основных направлений деятельности школы. Прежде всего, – это
определение составляющих компетентности выпускника, за уровень которой
школа отвечает вместе с родителями. Личностно ориентированный
образовательный процесс способствует формированию у выпускника черт,
необходимых для жизненного и профессионального самоопределения.
Вопросы для самоконтроля:
– В чем актуальность подготовки компетентного выпускника школы?
– Почему школа работает над созданием модели выпускника?
В сегодняшней ситуации выпускник школы одновременно является неким итогом деятельности для самой школы, началом деятельности для вуза и готовым к деятельности работником для работодателя. При этом взгляд всех участников ситуации, система необходимых требований к выпускнику вовсе не является единой.
Заинтересованность всех сторон в высоком уровне выпускника является общей и делает школу и вуз союзниками в решении этих проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему.
Факт окончания школы для самих выпускников – начало нового этапа жизни, обучения или работы, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому особенно важно, чтобы опыт, полученный им в школе, мог обеспечить успешную и эффективную работу выпускника, в том числе и в вузе. А для этого он должен иметь доминантой практический аспект деятельности.
Сегодня государство ставит перед школой те же цели.
Упражнение «Распределение на компетентности»
Компоненты (составляющие) развития |
Компетентность |
Сформированные качества личности выпускника (для заполнения) |
Общественно-правовой |
Познавательная |
Знание основных положений Конституции ДНР, политической структуры современного государства и государственной работы. Владение информацией об основных политических партиях, международные социально-политические организации. Представление о родительских функции, сущность семьи. Владение определенными хозяйственно-экономическими навыками. |
Профессионально- трудовой |
Личностная |
Высокий уровень самообслуживания с целью создания условий для полноценной жизни. Бережное отношение к продуктам человеческой деятельности. Знание своих интересов для дальнейшей профессионально-трудовой деятельности, основных положений законодательства о труде. Представление о современных профессиях и ситуацию на рынке труда. |
Семейно-бытовой |
Забота, милосердие и терпимость к родным и близким. Соблюдение этических, правовых, физиологических, гигиенических норм половых отношений. Соблюдение норм и правил человеческого общежития. Знание прав и обязанностей гражданина: патриотизм; правосознание; национальное самосознание; бережное отношение к природе; культура межэтнических отношений. |
|
Культурно- развлекательный |
Социальная |
Представление о сути свободного времени и умения использовать его. Наличие любимых занятий. Направленность личности на восприятие мировых культурных достижений. Умение вести диалог, дискуссию, коммуникабельность. |
Коммуникативный |
Обладает лингвистическими умениями, соблюдает специфические социально-культурные нормы речевого поведения и психологические законы взаимодействия между людьми, умение поддерживать благоприятную атмосферу. |
|
Психофизиологический |
Здоровьесберегающая |
Представление о своем темперамент, характер, состояние здоровья. Соблюдение правил личной гигиены, негативное отношение к вредным привычкам. Соблюдение режима. Регулярность занятий физкультурой, правильное питание. Наличие навыков бесконфликтного поведения. |
Готовность к непрерывному обучению |
Самообразовательная |
Готовность к непрерывному обучению Высокий уровень интеллектуального развития. Глубокие знания в области науки и практики. Умение использовать теоретические знания на практике, способность к творческому преобразованию знаний. Культура речи, умение обосновывать свои суждения. Сформованность устойчивой потребности в обучении. Способность к самообразованию, умение вести научно-исследовательскую |
1. Познавательная компетентность дополняется социально-правовым
компонентом. Социально-политическая, правовая компетентность
выпускника является основой его активной гражданской позиции,
способности к сознательной гражданской самореализации в
общественно-политической жизни.
2. Личностная компетентность дополняется профессионально-трудовым и
семейно-бытовым компонентами. Благополучная самостоятельная
жизнь выпускника после выхода из стен школы базируется на
правильном выборе будущей профессии, раскрытии своих
возможностей, карьерного роста и первых шагах в построении личной
семейно-бытовой жизни.
3. Социальная компетентность дополняется культурно-развлекательными
и коммуникативными компонентами. Умение строить отношения с
учетом особенностей других людей и распределять свое время на
рабочее и развлекательное способствует высшему уровню развития
личности.
4. Компетентное отношение к своему здоровью дополняется
психофизиологическим компонентом. Научиться правильно вести
себя, чтобы сохранить свое здоровье, сформировать мировоззрение и
представление о себе в перспективе как о здоровом, интересном
человеке, помогает найти свою нишу в обществе.
5. Самообразовательная компетентность – компонентом готовности к
непрерывному образованию. Чтобы быть готовым к дальнейшему
продолжению образования и самообразованию, выпускник должен
иметь определенный набор навыков и средств.
Упражнение «Анализ и обобщение»
Выводы:
Идеальная модель выпускника школы – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувств патриотизма, любви к родине, высоких моральных ценностей. Выпускник – человек, для которого ценностями являются Доброта (умение сочувствовать, желание помочь людям), Истина (умение объективно оценить полученную информацию, доказать свою точку зрения, что сделает его свободным в выборе пути), Чувство долга к своим корням ( домой, школе, своей стране).
Выпускник школы – это образовательная, интеллектуально развитый человек, ему присуща широкая эрудиция, высокое качество знаний и понимания жизни, ее ход, его потребности, он в любой момент может проявить себя, действительным, выразительным, чутким к чужой беде. Это толерантный человек.
Выпускник – это социально зрелая, активная и демократическая личность, свободная в выборе, ответственная за свои действия, ей свойственно чувство чести и достоинства, это законопослушный гражданин, патриот своей Родины, уважающий и ценит свои традиции, обычаи, культуру. Он в достаточной степени подготовлен к будущей супружеской жизни, знает обвязки отца и мать.
Школа ставит целью не просто идти в ногу со временем, а стремится опережать время. Сегодняшний выпускник – это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации.
По условиям школы модель выпускника должна включать следующие составляющие и характеризуется широким спектром воздействий личности:
1. Выпускник должен покинуть школу профессионально определенным.
2. Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.
3. Он должен стремиться к самообразованию и совершенствованию.
4. Его творческий поиск должен быть прерогативных жизненного и профессионального пути.
5. Выпускник школы должен принимать активное участие в общественно-политической и культурной жизни страны.
6. Выпускник должно быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.
7. Выпускник должен быть готов к осознанномуродительству.
8. Он должен сознательно относиться к своему здоровью и окружающей среды.
Для более глубокого понимания сути отдельных компонентов модели выпускника, коротко рассмотрим каждого из них.
Вопросы профессиональной определенности выпускника очень актуален сегодня. Заканчивая школу, выпускник должен иметь допрофессиональной подготовки по одному из профильных направлений, поможет ему правильно выбрать место дальнейшего обучения и успешно осуществлять учебную и профессиональную деятельность.
Умение самостоятельно работать – один из самых ценных достижений человека. Навыки методично грамотной самостоятельной работы, становятся залогом своевременного, продуктивного усвоения информации, необходимой для решения жизненных задач и преодоления трудностей, а главное – станет признанным профессионалом.
Процесс обучения, как и любой другой процесс совершенствования не имеет границ. Это определяет самообразование как динамическую составляющую личностного развития, не останавливает никогда, иначе полученные знания можно потерять, если их не пополнять согласно требованиям времени. Школа учит своих выпускников стремиться к постоянному самосовершенствованию, использовать приобретенные знания, умения и навыки для освоения новых.
Выпускник должен мыслить креативно, используя весь свой творческий потенциал. Ведь в современном мире человека ценят прежде всего за его индивидуальность, уникальность идей и профессиональных решений, ведь именно творчество движет прогресс и помогает невинно совершенствовать мир.
Общественно-политическую и культурную жизнь страны не может оставить без внимания каждого сознательного гражданина. Поэтому в школе активно формулируют гражданскую позицию у каждого ученика, так как мы убеждены, что это положительно скажется не только на развитии индивида, а станет залогом высоких моральных, культурных и гражданских показателей нового поколения в целом.
Учителя школы формируют у учащихся толерантное отношение и уважение к противоположному полу, учат, что создание крепкой семьи, рождение ребенка – это те жизненно важные шаги каждого человека, которые надо делать осознанно, взвешенно, понимая всю тяжесть ответственности.
Школа, объективно оценивая ситуацию, учит детей делать свой вклад в сохранение и восстановление окружающей среды. Осуществляется пропаганда здорового образа жизни, организуются просветительские мероприятия для предотвращения всем аспектам рискованного поведения среди молодежи, привлекаем школьников к природоохранной деятельности.
Таким должен быть выпускник современной школы. И это только необходимая основа для смелых и успешных шагов в свое будущее. Все остальные достижения в сфере компетентности может принести человеку только настойчивая целенаправленная работа, желание учиться и делиться опытом с другими.
модель выпускника – ориентир школьной деятельности,
обозначение уровня движения учеников в рамках основных
направлений деятельности;
личностно ориентированный образовательный процесс
способствует формированию у выпускника черт, необходимых
для жизненного и профессионального самоопределения;
школа вместе с родителями отвечает за уровень компетентности
выпускника;
представленная модель не является совершенной. Ее главное
предназначение – указать путь, которым можно значительно
повысить эффективность работы учебного заведения, который
устанавливает главное содержание стратегического управления.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ЦЕЛЯМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ВПО
- Авторы
- Файлы
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современного высшего образования – построение модели будущего специалиста. Проведенный анализ представленных в научной литературе подходов к определению образовательных конструктов современного профессионального образования позволил нам определить основные положения исследования.
- Модель – система объектов и знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойств системы – оригинала. Модели характеризуются приближенностью, ограниченностью представления структуры и функционирования объекта, тенденциозностью, допущением идеализаций и отвлечений. Моделирование как метод научного познания осуществляется в несколько этапов: стадия структуризации(формирования состава основных базовых элементов модели, стадия композиции (формирование общей структурной схемы), стадия регламентации (проектирование управляющих воздействий).
- Модель выпускника – это система качеств личности специалиста- выпускника высшего профессионального учебного заведения, это цель, идеальное представление результата деятельности образовательной системы. Целеполагание в педагогике – это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь. Построение модели выпускника вуза является одним из этапов педагогического целеполагания.
- В своем исследовании основным системообразующим элементом модели выпускника современного вуза мы рассматриваем компетентность будущего специалиста. В современной педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетентность» используются такие категории, как «компетенции», «ключевые компетенции», «квалификации», «ключевые квалификации», «профессионально важные качества». Огромное разнообразие определений этих понятий объединяет активность, действенность имеющихся знаний и опыта. Активность- это деятельностное состояние субъекта. Активность определяет качество деятельности (результаты, процессуальные особенности) через отношение субъекта к деятельности (комплекса внутренних побуждений, установок, мотивов, направленности интересов).
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- потенциальная активность- состояние готовности и стремления к деятельности; это мотивационно- личностная основа активности, включает потребности, мотивы, цели,а также инструментальную основу активности(знания, умения, опыт);
- механизмы саморегуляции, которые переводят потенциальную активность в реальную (выбор мотивов и целей, принятие решения, достижение цели, самооценка);
- реальная активность – психическая и (или) предметная деятельность субъекта.
Исходя из структуры активности личности понятие «компетентность», как мы полагаем, оказывается синонимичным понятию «потенциальная активность» -готовность и стремление к деятельности – включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивацию деятельности. Поэтому мы в своем исследовании будем рассматривать компетентность как общую готовность, стремление к деятельности, т.е. потенциальную активность субъекта, которая включает в себя различные в зависимости от сферы жизнедеятельности компетенции.
4. Компетентность выпускника, на наш взгляд, должна включать компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально – психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).
В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетенции, общие для всех выпускников всех вузов и специальные компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде. Таким образом, в нашей модели выпускника отчетливо различаются четыре блока компетентностей:
- общая профессиональная компетентность,
- специальная профессиональная компетентность,
- общая социально – психологическая компетентность,
- специальная социально – психологическая компетентность.
В состав общей профессиональной компетентности входят компетенции в сфере научно- исследовательской, проектно- конструктивной, административно- управленческой, производственной, педагогической деятельности. Специальная профессиональная компетентность (квалификация) – степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание определяется государственными квалификационными характеристиками.
Социально – психологическая компетентность представляется нам динамичным интегративным личностным образованием, состоящим из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей – перцептивной, коммуникативной и инерактивной. Общая социально – психологическая компетентность – готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Специальная социально – психологическая компетентность – включает социальные и психологические компетенции, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.
6. Модель выпускника, имеющая в качестве основного образовательного конструкта компетентность будущего специалиста, определяет в качестве стратегической задачи вуза проблему формирования и развития компетенций – готовности и стремления к деятельности. Тактической задачей педагогической системы вуза в таком аспекте становится проблема развития познавательной активности студента в каждом из представленных блоков модели компетентности выпускника. Такая модель служит основой для разработки и реализации модели подготовки специалиста. Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант № 05-06-31603 А Ю).
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования», 15-20 января 2006г. Поступила в редакцию 04.02.2006г.
Библиографическая ссылка
Ильязова М.Д. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ЦЕЛЯМ И РЕЗУЛЬТАТАМ ВПО // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3.
– С. 77-78;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22585 (дата обращения: 19.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
№ 130 г. Липецка
Выпускник со всех сторон
`
Модель выпускника ДОУ (скачать)
«Модель выпускника ДОУ»
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
и ФГОС начального общего образования».
Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально – личностной (произвольность поведения, учебно – познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).
Для выстраивания предполагаемого результата образовательной деятельности детского сада, определения важных качеств личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник – выпускник, при подготовке образовательной программы составляется так называемая «модель выпускника», т.е. тот желаемый образ ребенка – дошкольника на выпуске из детского сада, который педагогический коллектив хочет видеть перед поступлением в школу. Однако, построение такой модели, которая бы удовлетворяла и педагогов детского сада и учителей разных школ, куда поступают выпускники ДОУ, на протяжении последних лет было проблематично в связи с использованием в образовательных учреждениях разных вариативных программ и технологий, о чем уже было сказано выше.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определенным образом стандартизируют содержание дошкольного образования и позволяют определить (спрогнозировать) образ выпускника – интегральные результаты освоения основной образовательной программы, которые он может приобрести в процессе освоения программного материала по любой образовательной программе, в каком бы образовательном учреждении, ребенок его не получал, для обеспечения ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание основной образовательной программы дошкольного образования реализуется по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Определение результата освоения основной образовательной программы в дошкольном возрасте осуществляется через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка – дошкольника.
Качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
В процессе освоения программного содержания у детей развиваются физические, интеллектуальные и личностные качества:
личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально – нравственное развитие;
физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо – и физиометрические показатели;
интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Классификация качеств на физические, личностные и интеллектуальные условна, т.к. для формирования любого вида требуется системное развитие ребенка, т.е. в процессе освоения образовательной программы у детей развиваются интегративные качества.
ФГОС дошкольного образования задают нам определенный набор целевых ориентиров, которые должны формироваться у ребенка в процессе освоения программы на каждом возрастном этапе. В каждой возрастной группе содержание целевых ориентиров конкретизируется и усложняется.
Реализация основной образовательной программы в группах дошкольного возраста, направлена на формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих подготовку детей к обучению в школе, их социальную успешность. В представляемую нами модель выпускника универсальные предпосылки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования также интегрированы.
В основе построения «модели выпускника» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования лежат принципы системно – деятельностного и компетентностного подхода. Данные принципы предполагают в процессе реализации основной общеобразовательной программы формировать у воспитанников ключевые компетенции (личностные, коммуникативные, интеллектуальные, социальные, общекультурные, здоровьесберегающие), т.е. способность использовать усвоенные знания по образовательным областям в реальных жизненных ситуациях. При этом педагогами, в ходе образовательной деятельности, создаются условия для того, чтобы ребенок осваивал содержание реализуемой в ДОУ программы в процессе собственной активной деятельности с учетом ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах позволяют выработать единые подходы преемственности детского сада и школы, обеспечить непрерывность образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит школам, как преемникам дошкольной ступени образования строить свою работу на достижениях ребенка – дошкольника и осуществлять свою образовательную деятельность, используя и развивая его потенциал.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
старшего дошкольного возраста ДОУ № 130
(в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО)
Линия развития |
Показатели развития (интегративные качества) |
Физическое развитие |
Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: v проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям); v владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту; v достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); Сформированы ценности здорового образа жизни: v имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним; v имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня; v проявляет желание заботиться о своем здоровье |
Познавательное развитие |
Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей Проявляет любознательность, познавательную активность: v интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); v задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; v способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому; v проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого); v принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту: v владеет логическими операциями – анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации; v применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; v способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его. Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом |
Речевое развитие |
Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). v использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); v способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут; |
Социально— коммуникативное развитие |
Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; v имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; v имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.) Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей). Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера). Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом: v имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо); v способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали; v принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения (работать в коллективе, не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу), v соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах; v может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения; v проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру. Проявляет положительное отношение к разным видам труда Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены |
Художественно – эстетическое развитие |
Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства. Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента. Сформированы основы художественно – творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его; Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально – двигательные, исполнительские умения). Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности. |
Универсальные предпосылки учебной деятельности
(в соответствии с ФГОС НОО)
Универсальные предпосылки учебной деятельности: |
Личностные УПУД: v Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения. Познавательные УПУД: v Проявляет любознательность и познавательную активность; v Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УПУД: v Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци. v Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). v Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Коммуникативные УПУД: v Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
- 10 заповедей для родителей будущего первоклассника.
- А вот и школа как первокласснику адаптироваться к новой жизни.
- Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
- Особенности адаптации к школьной жизни.
- Трудности адаптации первоклассников к школе.
- Что должен знать ребёнок 6-ти лет.