Как составить модуль фгос

Примите локальный акт о разработке программ, например, положение о рабочей программе. Зафиксируйте в нем требования к рабочим программам предметов, курсов модулей: примерный объем, структуру, на основе чего разрабатывать, как оформлять. Определите, в какие сроки педагоги должны составлять и изменять рабочие программы, на какие периоды их разрабатывать.

Поручите ответственным разработать или обновить положение на основе новых ФГОС начального и основного общего образования. В стандартах установили требования к структуре рабочих программ учебных предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности. Каждая рабочая программа должна включать минимум три раздела: содержание предмета, модуля, курса, планируемые результаты его освоения и тематическое планирование (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Видеоинструкция, как составить положение о рабочей программе по ФГОС-2021

 

Что включить в раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

Поручите педагогу изложить в рабочей программе содержание учебного предмета, модуля или курса. Обычно этот раздел составляют на основе содержательного раздела примерной ООП и программ по предметам, предложенных авторами учебников из федерального перечня.

Попросите педагога при разработке программы опираться на концепции преподавания учебных предметов. На сегодняшний день их утвердили больше десяти: по истории России, химии, физики, астрономии, обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, искусству и технологии и др.

ПРИМЕР

Включение раздела «Физика» в содержание «Окружающего мира» на основе концепции преподавания

В рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» включите темы, которые позволят детям познакомиться с наиболее яркими физическими явлениями, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Например добавьте темы:

  • источники энергии;
  • тепловые явления;
  • световые и звуковые явления;
  • электрические и магнитные явления;
  • силы и движение.

Акцент в обучении сделайте на наглядном знакомстве учеников с физическими явлениями. Включите наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.

ПРИМЕР
Применение концепции преподавания «Астрономии» при составлении рабочей программы предмета

Изучение предмета «Астрономия» следует начинать с описательной части, создающей представление о наиболее значимых и интересных открытиях последних лет, космических объектах с экстремальными значениями физических параметров и т. д.

В содержании предмета:

  • отведите часть на описание связи астрономии с другими науками;
  • включите разделы, посвященные способам практических астрономических наблюдений, которые могут проводить ученики;
  • добавьте практические работы в аудитории и под открытым небом.
  • В качестве обучающих материалов используйте видеоролики с трехмерными изображениями вместо плоских изображений.

Содержание предмета, курса и модуля должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения ООП, которые изложены в целевом разделе (подп. 2 п. 30.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 31.2 ФГОС ООО).

  • Проверьте в содержании рабочей программы, чтобы педагог:
  • использовал системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию детей;
    организовал проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, перечислил темы проектов;
  • указал перечень предлагаемых внеурочных мероприятий по своему предмету, курсу, модулю.

Раздел можно начать с общей характеристики программы: какие темы изучают на конкретном уровне общего образования или по годам обучения (классам), как темы взаимосвязаны, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности школы.

Проверьте, чтобы в структуре раздела выделили тематические блоки, описали каждую тему. Можно добавить количество часов для изучения каждого блока. Так проще будет соотнести темы и часы с таблицей тематического планирования в третьем разделе рабочей программы.

Проконтролируйте объем домашнего задания для учеников. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочей программе, но это важно предусмотреть, чтобы учитель не перегружал школьников и помог им достичь образовательных результатов по ФГОС. При проверке руководствуйтесь таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:

  • в 1-х классах выполнение домашних заданий не должно превышать часа;
  • во 2–3-х – 1,5 часа;
  • в 4–5-х – 2 часа;
  • в 6–8-х – 2,5 часа;
  • в 9–11-х – 3,5 часа.

Когда проверяете рабочую программу курса внеурочной деятельности, убедитесь, что в ней указали формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое сделали в новых ФГОС.

К рабочей программе педагог может приложить перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планирует использовать в работе. ФГОС не требуют этого, но с перечнем будет удобнее контролировать педагога – содержание его рабочей программы и как он ее реализует на уроках.

Что включить в раздел «Планируемые результаты»

Планируемые результаты освоения рабочей программы должны соответствовать планируемым результатам ООП, которые изложены в ее целевом разделе (п. 30.2 ФГОС НОО, п. 31.2 ФГОС ООО).

Проверьте, чтобы каждая рабочая программа содержала требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочим программам, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно. Будет удобнее, если сначала педагоги сформулируют требования к трем видам результатов в рабочих программах, а затем на их основе оформят целевой раздел ООП.

Попросите педагогов сформулировать планируемые результаты на основе требований стандартов. Они изложены в четвертых разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Личностные результаты освоения предмета, курса и модуля должны быть такими, чтобы после его освоения ученики:

  • сформировали основы российской гражданской идентичности в начальной школе, а в старших классах осознали российскую гражданскую идентичность;
  • были готовы к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • сформировали в начальной школе ценностные установки и социально значимые качества личности, в старших классах осознали ценность самостоятельности и инициативы;
  • принимали активное участие в социально значимой деятельности в начальной школе, а в старших классах развили мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформировали внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом – на уровне основного общего образования.
  • Метапредметные результаты должны основываться на возрасте учеников. Подробнее смотрите в таблице.

Требования к метапредметным результатам

1

Предметные результаты освоения рабочей программы должны соответствовать общим требованиям для ООП и для конкретного предмета. Общее требование на уровне начальной школы: ученики должны освоить опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Общие требования к предметным результатам для основного уровня общего образования:

  • освоение учениками научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
  • предпосылки научного типа мышления;
  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
  • Если включили в ООП предмет, курс или модуль, требований к предметным результатам которого нет во ФГОС, поручите педагогу разработать требования самостоятельно.

Посмотрите, подготовил ли педагог систему оценки результатов учеников и указал ли оценочные материалы. Каждый планируемый результат должен быть зафиксирован. Для этого учитель может предусмотреть, чтобы школьники выполнили контрольную работу, диктант, изложение, тест, заполнили анкету или опросник.

Проверьте, чтобы оценка достижения планируемых результатов:

  • отражала содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
  • обеспечивала комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей программы, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
  • предусматривала оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием
  • цифровых технологий;
  • предусматривала оценку динамики учебных достижений учеников;
  • обеспечивала возможность получения объективной информации о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений

Что включить в раздел «Тематическое планирование»

Поручите педагогу в третьем разделе рабочей программы отразить три обязательных элемента:

1) перечень тем, планируемых для освоения учениками;

2) количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;

3) информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).

Тематическое планирование должно соответствовать первому разделу рабочей программы и отражать содержание предмета, курса или модуля.

Проверьте, чтобы педагог помимо тематических часов предусмотрел еще часы на проведение контрольных, практических, лабораторных работ, проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по предмету, курсу или модулю должно соответствовать расчасовке в учебном плане. А объем часов по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Предложите педагогу в качестве электронных учебно-методических материалов использовать:

  • мультимедийные программы;
  • электронные учебники и задачники;
  • электронные библиотеки;
  • виртуальные лаборатории;
  • игровые программы;
  • коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Проконтролируйте, чтобы электронные учебно-методические материалы позволяли использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание соответствовало законодательству об образовании.

Предложите педагогу оформить тематическое планирование в виде таблицы. По желанию можно добавить другие графы. Например, каких личностных, метапредметных и предметных результатов достигнет ученик после изучения темы, как работа по теме связана с рабочей программой воспитания и т. д.

Как учесть рабочую программу воспитания в программах предметов, курсов, модулей

Проверьте, чтобы педагог включил в рабочую программу предмета, курса или модуля информацию о том, как он учел содержание рабочей программы воспитания школы. Законодательство не регламентирует, как это надо сделать. Лишь закрепляет, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Если это выделите отдельным блоком, при проверках будет легче доказать, что учёт произведен.

Обсудите с педагогом вариант оформления учета рабочей программы воспитания и выберите тот, который ему удобен. Можете закрепить единые требования для всех учителей в положении о рабочей программе, например потребуйте:

добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы предмета, курса или модуля – если оформляете ее;
– оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса или модуля рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета;

– указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком;
– включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.

Примерная рабочая программа воспитания содержит инвариантный модуль «Школьный урок». Специалисты РАО рекомендуют школам использовать воспитательный потенциал каждого урока. Конкретные действия надо отразить в модуле рабочей программы воспитания. Их можно продублировать в рабочей программе предмета, курса или модуля. Так, педагог может:

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
    инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

Как утвердить рабочую программу

Рассмотрите рабочую программу на педсовете или на заседании предметного методического объединения педагогов. При необходимости поручите доработать документ.

Включите рабочую программу в содержательный раздел ООП и утвердите ее приказом или грифом «УТВЕРЖДАЮ».

Отдельно утверждать рабочую программу не надо.

Если нужно изменить рабочую программу, издайте приказ о внесении изменений в ООП. Укажите в приказе части ООП, которые меняете, и опишите новшества. Если они объемны, то оформите новые рабочие программы приложением к приказу об изменениях.

Образцы

Приказ об утверждении ООП по ФГОС-2021

Приказ о внесении изменений в ООП ООО по ФГОС-2021

Источник:  vip.1obraz.ru

 Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

  Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НООп. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Инфоурок


Другое

ПрезентацииМодульное построение учебного плана

Модульное построение учебного плана



Скачать материал

Модульное построение учебного планаПо материалам дополнительной профессиональ...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 391 человек из 62 регионов

  • Сейчас обучается 270 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Модульное построение учебного планаПо материалам дополнительной профессиональ...

    1 слайд

    Модульное построение учебного плана
    По материалам дополнительной профессиональной образовательной программы краткосрочного повышения квалификации

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП НА ОСНОВЕ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

    на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

  • Модуль –   совокупность (частей учебной дисциплины или) учебных дисциплин, им...

    2 слайд

    Модуль –
    совокупность (частей учебной дисциплины или) учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения

  • Основания для понимания модуля как фрагмента образовательной программыРассмот...

    3 слайд

    Основания для понимания модуля как фрагмента образовательной программы
    Рассмотрение модуля как завершенного фрагмента образовательной программы (возможность выдачи сертификата при успешной аттестации по модулю).
    Возможность соединения модуля с другими модулями.

  • Модульная образовательная программа –   программа, которая имеет формат сопос...

    4 слайд

    Модульная образовательная программа –
    программа, которая имеет формат сопоставляемых модулей.

    Студент имеет возможность изучать любое число вариативных модулей и получать соответствующий сертификат о полученной квалификации после успешного освоения программ модулей.
    При условии успешного освоения необходимого числа модулей и защиты ВКР или магистерской диссертации студент получает соответствующий диплом.

  • Модульный учебный план –   план, в котором программы учебных дисциплин и курс...

    5 слайд

    Модульный учебный план –
    план, в котором программы учебных дисциплин и курсов объединены в содержательные блоки – модули

  • ФГОС ВПО 050100 Педагогическое образование (бакалавр)Термин «модуль» в тексте...

    6 слайд

    ФГОС ВПО 050100 Педагогическое образование (бакалавр)
    Термин «модуль» в тексте стандарта используется как альтернатива дисциплине:
    дисциплины (модули) основной образовательной программы

  • Рекомендации разработчикам ООП для реализации ФГОС ВПОВопрос: Должна ли ООП н...

    7 слайд

    Рекомендации разработчикам ООП для реализации ФГОС ВПО
    Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?

    Ответ: …Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных ОП, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате. Т.о., вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

  • Предметно-модульный принцип построения учебного планаРекомендации УМО РГПУ им...

    8 слайд

    Предметно-модульный принцип построения учебного плана
    Рекомендации УМО РГПУ им. А.И. Герцена
    по направлению «Педагогическое образование»

    Базовая часть учебного плана – дисциплины
    Вариативная часть – модули и дисциплины по выбору

  • Структура вариативной части профессионального циклаМодуль 1Модуль 3Модуль 2Мо...

    9 слайд

    Структура вариативной части профессионального цикла
    Модуль 1
    Модуль 3
    Модуль 2
    Модуль 4
    Модуль 5

  • Рекомендации по разработке модулейНазвание модуля не должно совпадать с назва...

    10 слайд

    Рекомендации по разработке модулей
    Название модуля не должно совпадать с названием дисциплины из базовой части циклов

    Нецелесообразно выделение меньше пяти модулей в ООП

  • Рекомендации по разработке модулей – видологияИнвариантный или вариативный
Те...

    11 слайд

    Рекомендации по разработке модулей – видология
    Инвариантный или вариативный
    Теоретический или методологический
    Практико-ориентированный или технологический
    Профессиональный или специализированный
    Интегративный
    Вводный, поддерживающий, актуальный

  • Рекомендации по разработке модулей – этапы созданияФормирование команды разра...

    12 слайд

    Рекомендации по разработке модулей – этапы создания
    Формирование команды разработчиков (сбор и анализ предложений, распределение задач)
    Определение концептуальных подходов
    Разработка структурной оболочки модуля
    Разработка содержания
    Взаимоэкспертиза
    Корректировка модуля

  • Рекомендации по разработке модулей – сложные вопросыКоличество модулей в ООП...

    13 слайд

    Рекомендации по разработке модулей – сложные вопросы
    Количество модулей в ООП
    Назначение и содержание модулей
    Количество кредитов в модуле
    Содержание и формы проведения текущей и промежуточной аттестации
    Отсутствие зачетов и экзаменов по дисциплинам модуля
    Создание единой программы и отчетности по модулю

  • Рекомендации по разработке модулей – междисциплинарная интеграцияСогласование...

    14 слайд

    Рекомендации по разработке модулей – междисциплинарная интеграция
    Согласование требований к курсам модуля
    Создание интегрированных укрупненных заданий
    Определение единого подхода к оценке сформированности компетенций
    Создание УМК модуля

  • Рекомендации по разработке модулей – распределение в учебном планеПланировать...

    15 слайд

    Рекомендации по разработке модулей – распределение в учебном плане
    Планировать модуль не более двух семестров (без перехода на следующий учебный год)
    Желательно планировать модуль на один семестр
    Курсы по выбору могут быть тоже объединены в модули

  • Преимущества модульной системыУменьшение количества форм отчетности
Укрупнени...

    16 слайд

    Преимущества модульной системы
    Уменьшение количества форм отчетности
    Укрупнение содержания образования
    Оптимизация учебно-методического обеспечения (одна рабочая программа, один фонд оценочных заданий)
    Усиление междисциплинарной интеграции между курсами
    Использование разработанных модулей в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования
    Возможность повышения квалификации преподавателей в процессе работы над модулем и обеспечение их взаимозаменяемости

  • Перспективы модульной системыВозможности проектирования индивидуальных образо...

    17 слайд

    Перспективы модульной системы
    Возможности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
    Мобильное и гибкое содержание образования и привлечение «актуальных» специалистов
    Возможности создания программ разного уровня для разных целевых групп

  • Построение ООП по направлению «Педагогическое образование» Рекомендации УМО Р...

    18 слайд

    Построение ООП по направлению «Педагогическое образование»
    Рекомендации УМО РГПУ им. А.И. Герцена
    Выбор одной области профессиональной деятельности бакалавров – образование, социальная сфера, культура (п. 4.1. ФГОС).
    Выбор объектов профессиональной деятельности бакалавров (п. 4.2. ФГОС).
    Выбор вида профессиональной деятельности бакалавров – педагогическая, культурно-просветительская (п. 4.3. ФГОС).

  • Построение ООП по направлению «Педагогическое образование»Выбор задач в соотв...

    19 слайд

    Построение ООП по направлению «Педагогическое образование»
    Выбор задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 4.4. ФГОС).
    Выбор профессиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 5.2. ФГОС):
    В области педагогической деятельности – ПК – 1-7
    В области культурно-просветительской – ПК – 8-11

  • Пример определения системы модулей по принципу отражения  ПК – профиль «Дошк...

    20 слайд

    Пример определения системы модулей по принципу отражения ПК –
    профиль «Дошкольное образование»
    Модуль 1. Психология дошкольного образования – ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях)
    Модуль 2. Медико-биологические основы дошкольного образования – ПК-7 (готов к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в учебно-воспитательном процессе)
    Модуль 3. Культурологические основы дошкольного образования – ПК-1
    Модуль 4. Дошкольная педагогика – ПК-1

  • Пример определения системы модулей по принципу отражения  ПК – профиль «Дошк...

    21 слайд

    Пример определения системы модулей по принципу отражения ПК –
    профиль «Дошкольное образование»
    Модуль 5. Методики дошкольного образования –
    ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения)
    Модуль 6. Педагогическая диагностика в дошкольном образовании – ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии)

  • Пример определения системы модулей по принципу отражения  ПК – профиль «Дошк...

    22 слайд

    Пример определения системы модулей по принципу отражения ПК –
    профиль «Дошкольное образование»
    Модуль 7. Технологии взаимодействия с субъектами дошкольного образования – ПК-5 (готов включаться во взаимодействии с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса) и ПК-6 (способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников)
    Модуль 8. Проектирование образовательной среды в дошкольном образовании – ПК-5 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса)
    Модуль 9. Технологии развития педагогического коллектива ДОУ – ПК-5

  • Рабочие материалы для разработчиков новых ООПhttp://herzen.spb.ru/main/struc...

    23 слайд

    Рабочие материалы для разработчиков новых ООП
    http://herzen.spb.ru/main/structure/
    others/umu/OSIP/
    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 258 109 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Тест по Новой истории Латинской Америки

  • Учебник: «Всеобщая история. Новейшая история», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А.
  • Тема: Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале ХХ в.
  • 11.01.2021
  • 6317
  • 138

«Всеобщая история. Новейшая история», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А.

Отчет работы кружка “Дари добро”

  • Учебник: «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», Липсиц И.В.
  • Тема: Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества
  • 11.01.2021
  • 2893
  • 1

«Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», Липсиц И.В.

  • 11.01.2021
  • 2680
  • 0
  • 11.01.2021
  • 2711
  • 0
  • 11.01.2021
  • 2962
  • 3

«Право (углублённый уровень)», Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.

  • 11.01.2021
  • 2995
  • 1
  • 11.01.2021
  • 2709
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»



  • Скачать материал


    • 08.06.2020


      1230
    • PPTX
      707.5 кбайт
    • 19
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Тюленева Елена Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Тюленева Елена Михайловна

    • На сайте: 2 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 50797
    • Всего материалов:

      234

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 93»

Статья на тему:

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения.

Разработала: Чирьева Наталья Александровна,

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2021 г.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов начального образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной программе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. Таким образом, введение технологии модульного обучения, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Основной целью модульного обучения, является создание условий для усвоения учебного материала учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.

Попробуем представить модель обучения, которая бы обеспечивала для каждого учащегося работу в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для этого несколько поменяем позиции учащегося и учителя на уроке: учащийся учится сам, выполняет конкретные задания, а учитель осуществляет наблюдение за его учением, т.е. «активно стоит в стороне»: организовывает, консультирует, контролирует.

Модульное обучение базируется на принципе деятельности: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учащегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и определенной помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах).

Определимся с основными понятиями технологии модульного обучения.

Модульная программа – совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей учитель может вносить корректировки в структуру модуля и его содержание, выстраивать систему целей и контроля в зависимости от своего личного методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д.

Модуль – это информационный блок, в который входит план действий учащегося, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Иными словами, модуль – это план урока с позиции ученика.

Учебный элемент – структурный элемент модуля, имеющий свою цель, соответствующее задание, указание по его выполнению.

Построение модульных программ базируется на следующих принципах:

Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – цель, т.е. для чего необходимо выполнить конкретный пункт плана. Содержание – как это сделать.

Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.

Принцип модульности. В соответствии с данным принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый модуль представляет собой тему отдельного урока, который занимает свое место в изучении какой-то «большой» темы.

Принцип реализации обратной связи предполагает:

    • входной контроль, необходим для того, чтобы убедиться, готовы ли учащиеся к изучению предлагаемого материала;

    • текущий контроль (чаще всего это самоконтроль), необходим, чтобы определить успешность освоения материала и, в случае необходимости, получить индивидуальную помощь, консультацию;

    • обобщающий контроль (итоговый), показывает уровень усвоения учебного материала учащимся, а также эффективность и правильность составления модуля учителем.

Принцип разносторонности получения информации обеспечивается следующим образом:

    • учебный материал может быть получен из учебника (на странице … прочитай …);

    • могут использоваться технические средства обучения, в том числе интернет (просмотри фрагмент фильма …, ознакомься с презентацией …, на сайте … рассмотри предлагаемые варианты решения);

    • может быть предложен готовый алгоритм (например, решения задачи, или разбора предложения), по которому надо выполнить аналогичное задание.

Модуль может быть оформлен в виде таблицы, в столбцах которой указаны: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по усвоению учебного материала. Строки таблицы – этапы урока, пункты рабочего плана, учебные элементы, последовательно выполняя которые, учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.

Алгоритм составления модуля:

  1. Определение места модульного урока в теме.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

  8. Составление модуля данного урока.

  9. Подготовка необходимого количества копий текста урока.

Показателями «грамотно» составленного модуля можно считать четко сформулированные цели, соответствие учебного материала этим целям, набор заданий с постепенным усложнением. Основной ориентир – развитие учащегося, поэтому каждый модуль заставляет отвечать на вопросы – зачем, для чего, как это сделать, где и как применить полученные знания и умения. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся работает с заданиями, выполнение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для учителя.

Общие правила составления модуля:

  1. Для составления модульной программы по изучению конкретной темы целесообразно воспользоваться примерным календарно – тематическим планированием: здесь уже указано рекомендованное количество часов на изучение того или иного материала (один модуль – один урок). Конечно, исходя из особенностей классного коллектива, допустимы корректировки на усмотрение учителя.

  2. Формулируем цели – общую для всей темы, конкретную для каждого модуля, «узкую» для каждого учебного элемента внутри модуля.

  3. Планируем входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. Возможно, потребуется провести коррекцию знаний путем дополнительного объяснения.

  4. Подбираем учебный материал для каждого учебного элемента модуля.

  5. Определяем методы и формы изучения материала для каждого учебного элемента модуля.

  6. Планируем текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сравнение с образцами и т.п. Цель промежуточного контроля – своевременно выявить уровень пробелов в усвоении материала и устранить их.

  7. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Мы должны выявить уровень усвоения материала с последующей доработкой.

  8. Планируем проведение рефлексии и дифференцированное домашнее задание.

Для успешной работы учащихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, настраивал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

  • учебный процесс сконцентрирован на учащемся, а не на учителе.

Преимущества для учителя:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах учащихся;

  • учитель своевременно видит проблемы в обучении и может их исправить;

  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Таким образом, можно сделать вывод, что модульная технология ориентирована на использование естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация урока с использованием модульной технологии развивает познавательный интерес.

Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять учебной деятельностью. Применение модульной технологии на уроках дает учителю профессиональный рост, а учащимся возможность саморазвития и самореализации. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989;

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /под общей редакцией Кукушина В.С/. – М.ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004;

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.:Наука, 1997;

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – с.14 -15.;

6. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995;

7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико -ориентированная монография. Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997

8. Современные педагогические технологии/ https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html, 2017.

9. Технология модульного обучения в образовательном процессе школы/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/02/17/tehnologiya-modulnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom, 2020.

10. Современные образовательные технологии в реализациях ФГОС: Технология модульного обучения/ https://medianar.ru/medianar/pedagog-tehnolog/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-realizatsii-fgos-tehnologiya-modulnogo-obucheniya, 2019.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Н И.И. Борисова

Аннотация. В статье представлен поэтапный механизм планирования и реализации образовательного процесса в рамках технологии модульного обучения. Модульная технология представлена как необходимый элемент в системе инновационного подхода при создании педагогических условий, становлении ключевых ком-петентностей учащихся. Предлагается к рассмотрению опыт реализации экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий, начатой в 2004 г. и представляющей особый интерес в связи с переходом к стандартам второго поколения.

Ключевые слова: педагогические условия, модульная технология, карта-проект, технологическая карта, учебный элемент, дидактический модуль, универсальные учебные действия, компетентность.

Summary. The article presents the step by step method of planning and implementing the educational process in the framework of modular training technologies. Modular technology is presented as an essential element in the system of innovational approach in creation of key student competences .It also proposes to review the implementation experience of experimental studies on forming universal training techniques, launched in 2004, which are of special interest in transferring to the standards of the second generation.

Keywords: pedagogical conditions, modular technology, flow-process diagram, flow sheet, training element, didactic module, universal training techniques, competence.

61

Для успешного формирования мировоззрения школьника, по утверждению Л.С. Выготского, следует «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [1].

Педагогические условия – это создаваемые педагогом обстоятельства, способствующие образованию у обучаемого внутренних психологических условий, побуждающих его к самораз-

витию. Стандарт основного общего образования предусматривает для становления ключевых компетентностей (универсальных учебных действий (УДД) – терминология ФГОС) российских старшеклассников создание следующих педагогических условий: гуманизация всей школьной деятельности; обеспечения сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования; учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая школьников с ограни-

62

ченными возможностями здоровья; конструирования развивающей образовательной среды; организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся [2].

Система отечественного школьного образования, представляющая каждой личности достаточно высокий уровень базовых знаний во всех областях науки, далеко не всегда формирует у учащихся умение эффективно их применять в непредвиденных обстоятельствах.

При таком взгляде на проблему учащийся выступает субъектом обучения, а педагог не воспитывает его, не учит, но активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность и создает условия для самодвижения.

Именно поэтому одним из важнейших педагогических условий формирования ключевых компетентностей выпускников школ является обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования [3].

С 1 сентября 2013 г. начнется переход на стандарты второго поколения для основной школы, предусматривающий планирование учителями не только предметных, но и метапред-метных и личностных результатов. А это предусматривает определение номенклатуры и содержания универсальных учебных действий: сочетание репродуктивной и исследовательской, поисковой и творческой деятельности обучаемого; переход к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, поиска, исследования.

Сегодня в арсенале педагогической науки существует множество об-

разовательных технологий, основной целью которых является развитие учащихся и позволяющих оптимизировать процесс обучения. Одной из наиболее эффективных и распространенных современных технологий является технология модульного обучения, в которую входят: целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»), а также инструментарий текущего, рубежного (промежуточного) и итогового контроля.

Именно технологию модульного обучения мы положили в основу экспериментальной работы по модернизации учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ № 17 г. Липецка, начатой в 2004 г. За шесть лет экспериментальной работы педагогическим коллективом школы было разработано учебно-методическое обеспечение реализации модульного обучения как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту.

Модульная программа, разработанная в процессе эксперимента, предназначена для всех педагогов-предметников школы. Технологический подход при ее создании представляет собой конструирование и реализацию поэтапного, пошагового продвижения учащихся к определенному результату. В основе программы лежит совокупность целей образования, имеющая динамический характер и направленная на формирование ключевых компетенций. Составление модульной программы всегда начинается с осознания учителем требований государственного стандарта, вы-

Преподаватель XX

1 / 2013

деления основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки.

Первый шаг – создание карты-проекта, где учитель разбивает материал курса на тематические модули, согласно учебно-годового графика по пяти периодам и формулирует комплексную дидактическую цель. Здесь необходимо помнить о том, что каникулы не должны разрывать тему, так как это создает неудобство в освоении материала учащимися, а также в контроле усвоения данного материала. Единицей планирования учебно-познавательной деятельности является не отдельный урок, а система уроков по усвоению содержания, выделенного и структурированного в рамках крупной темы курсы (тематический модуль). И.Б. Сен-новский предлагает взять за временную единицу учебную неделю, только не традиционную, содержащую один или два урока по предмету, а модульную, длительностью не менее четырех уроков. При таком подходе нет необходимости предъявлять ученикам новый материал малыми порциями, следовательно, нет необходимости брать в качестве единицы содержания параграф, а лучше использовать учебную тему как единицу содержания учебного материала. При подобной организации учебно-воспитательного процесса всегда найдется время для перевода знаний и умений – в навыки. Формирование УУД к концу учебной темы станет фундаментом для развития способностей учащихся в следующей учебной теме.

В начале обучения каждому учащемуся представляется карта-проект, разработанная на длительный этап обучения (учебный год, весь период обучения предмету и т.п.). Учитель знакомит учащихся с комплексной дидактической целью, которую учащийся должен понять и принять как лично значимый и ожидаемый результат. Комплексная дидактическая цель реализуется через содержание всей модульной программы. Для достижения эффективной реализации модульного обучения в области преподавания предметных дисциплин дидактические цели формулируются в виде требований к деятельности, которой должен овладеть учащийся в результате обучения, то есть в форме компетенций.

В стандарты второго поколения включено более 100 универсальных учебных действий. Корректно оценить уровень сформированности такого числа компетенций у учащихся невозможно, поэтому мы отобрали основные и наиболее значимые по результатам констатирующего эксперимента. При отборе мы руководствовались следующими правилами исключения некоторых УУД:

• частично пересекающие УУД, которые незначительно отличаются по формулировкам, а по признакам проявления пересекают друг друга, создавая избыточность в постановке целей;

• излишне многословные расплывчатые формулировки УУД, не позволяющие корректно перейти к наблюдаемым признакам их проявления и выявить уровни освоения;

• противоречивые УУД, которые, пусть и частично, исключают одновременное освоение обучаемыми.

63

64

Второй шаг – создание технологической карты. За основу мы взяли структуру технологической карты, разработанную В.М. Монаховым. Технологическая карта (ТК), по мнению В.М. Монахова – это «паспорт проекта учебного процесса по теме. Единицей планирования в технологической карте является не отдельный урок, а система уроков. Учебная тема позволяет провести многоаспектное и многовариантное структурирование учебного процесса и представить результаты этого структурирования в виде технологической карты. Границы учебной темы могут включать от 6-8 уроков до 22-24 уроков» [4].

Применительно к модульной технологии ТК, разработанная В.В. Монаховым и доработанная нами в ходе эксперимента, представлена следующими компонентами:

• комплексная дидактическая цель (в которой мы выделяем предметные знания и универсальные учебные действия, так как каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредмет-ных), сформированных не в виде перечня знаний и умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Детализация целей позволяет педагогу получать четкие критерии для выставления оценок при проверке УУД, и каждый учащийся получает определенные ориентиры своего продвижения к более высоким результатам освоения предмета);

• логическая структура;

• диагностика;

• коррекция;

• внеаудиторная деятельность.

Все компоненты органично взаимосвязаны на технологической карте:

– содержание цели определяет содержание диагностики;

– содержание диагностики проверяет полноту представления цели и сформированные УУД на трех уровнях;

– содержание диагностики задает содержание, объем, трудность и сложность компонента дозирования домашних заданий;

– логическая структура-это органичное и динамичное единство содержательного, процессуального и моти-вационного в проекте учебного процесса;

– компонент коррекции – это фактическая программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику.

Технологическая карта включает в себя основные узловые компоненты учебного процесса. Более детальное представление содержательного компонента раскрывается в информационной карте урока (ИКУ).

Третий шаг – это создание учебного модуля, который представляет собой информационную карту урока (ИКУ). ИКУ имеет следующую струк туру:

• учебный элемент;

• учебный материал с указанием заданий;

• руководство по усвоению материала.

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более восьми), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

Преподаватель

1 / 2013

УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели и включает в себя: а) учебные цели по данному модулю; б) четко определенные результаты учения; в) нормативы оценки усвоения и сформированности УУД; г) форму итогового контроля и основные вопросы, выносимые на него.

УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;

УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;

Завершающий УЭ включает итоговый контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока и сформированности УУД), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

ИКУ позволяют учителю осмыслить все стадии проектировочной деятельности, способствуют лучшему пониманию особенностей и закономерностей обучения в данной теме. На уровне урока проявляются методические особенности реализации программ развития, что в дальнейшем приводит к их встраиванию в методическую систему обучения. Более того, и технологическая карта, и информационная карты урока выполняют новые функции в методической жизни школы: они являются продуктами обмена между учителями и объектами тиражирования учительского опыта.

Система информационных карт уроков (ИКУ) составляет дидактический модуль (ДМ = ИКУ1 + ИКУ2 + ИКУ3 + ИКУ4 + …)

Итак, программа модульного обучения включает следующие компоненты: создание карты-проекта, создание технологических карт по темам, создание дидактических модулей, создание информационных карт уроков. С помощью данной программы достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

Продумывается система уроков в модуле:

– образовательный модуль-теория;

– операционный модуль-формирование, совершенствование умений, навыков;

– смешанный модуль, который предложен авторами П.И. Третьяковым, И.Б. Сенновским [5] и доработан нами в ходе эксперимента.

Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

Модульную программу обучения мы отнесем к инновационным подходам в конструировании процесса учителем. Концентрация учебного материала предметов и уплотнения времени, варьирования пространственно-временных форм обучения обеспечивает формирование у учащихся системы целостных знаний, качеств личности, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Модульная программа является одним из условий по формированию УУД, так как она создает единое методическое поле в рамках всех предметов. Во-первых, преодолевается ло-

65

66

скутное образовательное пространство, существование, которого проявляется в резком падении эффективности учебной работы при смене учителя. Во-вторых, формируется целенаправленное системное воздействие на учащегося всего педагогического коллектива, когда ребенку приходится приспосабливаться не только личности каждого преподавателя, но и к его установкам на учебный процесс, требованиям к скорости и качеству выполнения учебных заданий и т.д.

Основными принципами формирования ключевых компетенций школьников в модульной технологии являются: приоритет развивающих целей обучения перед познавательными; проблемное построение содержание образования; деятельностный подход в обучении как непременное условие овладение школьниками содержанием образования; рефлексивная направленность-один из основных механизмов, превращающих действие учащегося в условие формирования компетентности; высокая мотивация, наличие трудных, но реалистичных, привлекательных и значимых для учащихся целей.

Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 355 с.

2. Проект Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. – URL: http://fgos.Isiorao.ru/ upload/: FGOS/ FGOS_SPO.pdf (дата доступа: декабрь 2011 г.).

3. Шпакин Д.А. Педагогические условия как фактор внедрения новых образовательных стандартов в России // Начальная школа. Плюс до и после. – 2012. – № 1. -С. 6-10.

4. Монахов В.М. Технологическая карта-паспорт учебного процесса. – М.; Новокузнецк: ИПК, 1997.

5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 352 с. ■

Преподаватель ^

1 / 2013

Добавить комментарий