Как составить монолог рассуждение

В третьем задании тебе нужно выбрать одну из предложенных тем и составить монологическое высказывание.

Монолог — это развёрнутое высказывание одного человека. 

Объём высказывания на собеседовании — не менее (10) фраз, но нужно всё рассказать не дольше, чем за (3) минуты. 

Для обдумывания будущего высказывания у тебя будет (1) минута.

Разновидности высказываний

Общее направление монолога предлагается на выбор.

Тема (тип текста)

Описание

Повествование

Рассуждение

Главная особенность Высказывание по предложенному изображению Рассказ на основе жизненного опыта Ответ на поставленный вопрос
Вопросы, которые помогают составить высказывание

Что изображено?

Какой это предмет?

Как выглядит?

Что произошло? Что было вначале, потом?

Как, где и с кем происходили события?

Что я думаю по этому поводу?

Почему у меня такое мнение?

Как я могу доказать свою точку зрения?

Как начать?

На фотографии мы видим…

На картинке изображён…

Что говорить?

Если изображены люди: Если людей нет:
  • внешний вид, занятие;
  • настроение;
  • время, место;
  • оценка: правильно/неправильно так делать, полезно/вредно;
    весело/скучно и т. д.;
  • отношение к фотографии, какие эмоции вызывает. 
  • обстановка, что в центре внимания; место;
  • время года, время суток;
  • какие мысли и эмоции возникают при просмотре изображения.

Языковые особенности монолога

Подойдут формы глаголов настоящего времени (видим, находится, идёт, делают и т. д.).

Для описания характерно использование большого количества существительных и прилагательных — для создания образности и детализации.

Пример

wade-lambert-_PyDYwQwu9U-unsplash.jpg

На фотографии изображён ретро-автомобиль, который едет по дороге. Судя по свету, сейчас вторая половина дня и, скорее всего, осень. Деревья вдоль дороги не сочно-зелёные, а скорее жёлтые. Автомобиль едет по левой полосе, я думаю, фотография сделана не в России, потому что у нас правостороннее движение. Машина мне очень нравится: красивый зелёный цвет, вся блестит! Видно, что за ней ухаживали. Хотя она и не современная, но выглядит как новая. Если приглядеться, то в машине можно увидеть молодых парня и девушку. Куда они едут, из фотографии мы понять не можем, но думаю, что эта поездка — очень приятная.

Как начать?

Я хочу рассказать о…

Однажды со мной случилось…

Что говорить?

Расскажи:

  • где и когда произошло событие;
  • кто был с тобой;
  • как начиналось, продолжалось и закончилось это событие или этот день;
  • что тебе больше всего запомнилось и понравилось.

Языковые особенности монолога

Для повествования больше подходят глаголы прошедшего времени (был, ходил, видели, посмотрели).

Чтобы не нарушать логику рассказа, используй наречия сначала, потом, затем, позднее, в конце концов и т. д.

Пример

Тема «Мой любимый праздник».

Мой любимый праздник — это Новый год! В эти дни вся семья собирается дома, никому не надо ни на работу, ни на учёбу. Мы готовим наши любимые блюда, вместе смотрим фильмы, играем, поём песни. Мы часто ходим с семьёй на горку или кататься на коньках или лыжах, когда наступают новогодние каникулы. Но самая волшебная ночь, конечно же, новогодняя. Мы говорим друг другу добрые слова, загадываем желания во время боя курантов. И они обязательно сбываются.

Новый год для меня — это подарки, нарядная ёлка, яркие гирлянды, увешанные по всему дому. Я очень жду этого праздника каждый год.

Как начать?

Я считаю, что…

Мне кажется, что…

Что говорить?

Три части:
1) тезис (та мысль, которую будешь доказывать; твой ответ на вопрос);
2) аргументы (доказательства; те факты и та информация, которая подтверждает твою точку зрения);
3) вывод (заключение из вышесказанного).

Языковые особенности высказывания

Построить рассуждение помогают вводные слова, передающие уверенность/неуверенность (конечно, разумеется, наверное и т. д.), указывающие на источник информации (мне кажется, по мнению кого-либо и т. д.), участвующие в построении размышления (во-первых, во-вторых; итак, таким образом и т. д.).

Пример

Тема «Почему важно читать книги?»

Я считаю, что читать книги — одно из самых интересных занятий человека. Читать книги очень важно!

Во-первых, из книг мы узнаём много нового, они хранят все знания, которые доступны человеку. Без книг мы бы никогда не построили машины, не полетели бы в космос и не сделали массу других открытий.

Во-вторых, благодаря книгам мы знакомимся с несуществующими мирами, погружаемся в сказку. Писатели придумывают другую реальность, но проблемы и заботы их героев так похожи на наши и поэтому интересны.

В-третьих, книги учат нас жизни. Они рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Они воспитывают, дают советы.

Человек, который не читает, очень скучно живёт, а также он беден духовно.

  1. Монолог из (10) фраз (минимум) состоялся, фактических ошибок нет.
  2. Речевая ситуация учтена.
    Не забывай, что ты находишься на экзамене, избегай употребления разговорных и грубых слов; формулируй полные и понятные предложения, следи за интонацией.
  3. Логичность.
    Высказывание должно иметь начало и окончание. Не перескакивай с темы на тему, не обрывай мысль на полуслове.
  4. Правильное речевое оформление.
    Проверяется соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм. Учитывается богатый словарный запас, точное употребление слов и разнообразие синтаксических конструкций в твоём высказывании.

Содержание монолога оценивается (3) баллами (по критериям (1)–(3), перечисленным выше). Правильность речи оценивается вместе с четвёртым заданием (максимум (4) балла).

Общее количество баллов за выполнение всей работы — (20).

Ты получишь «зачёт» в случае, если за выполнение всей работы наберёшь (10) или более баллов.

Продолжительность итогового собеседования — примерно (15) минут. 

Обрати внимание!

Для повторения темы посмотри дополнительно видео.

Источники:

Ретро-автомобиль; https://unsplash.com/photos/_PyDYwQwu9U.

Модель написания сочинения-рассуждения

Вспомним структуру текста-рассуждения:

Тезис – аргумент -вывод

Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода», задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий «модный» и «стильный».

Не забывайте о примерном плане вашего ответа. Попробуйте привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей.

Возможно, вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более аргументированным.

Придумайте финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно завершить свой монолог.

Составьте монологическое высказывание:

Что такое подвиг?

Кого можно назвать героем?

Какими качествами должен обладать человек, совершающий подвиг?

Приведите пример подвига.

Пункт плана

Действие

Пример фразы

Вступление

Используйте клише.

Мне предложили порассуждать на интересную тему. Попробую изложить свою точку зрения.

ТЕЗИС (утверждение):

1)Дайте определение ключевому понятию в теме.

2)Прокомментируйте сформулированное определение.

1)Что же такое подвиг? Подвиг – это героический поступок,проявление самоотверженности.

2)Я считаю, что понятие подвиг актуально и в наше мирное время.

АРГУМЕНТ (доказательство):

1)Подберите примеры, которыми подтверждается тезис.

2)Используйте опорные вопросы в карточке задания.

Итак, ….

Думаю, что … потому что… Я считаю, что ……, потому что… Кроме того, ….

ВЫВОД:

Сделайте вывод.

Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

  • Мне предложили порассуждать на интересную тему.
  1. Попробую изложить свою точку зрения.
  2. Что же такое подвиг?
  3. Подвиг – это героический поступок,проявление самоотверженности.
  4. Я считаю, что совершить подвиг возможно и в наше мирное время.
  5. Но, по моему мнению, на это способен не каждый.
  6. Только в меру сильный, смелый и добрый человек может совершить подвиг.
  7. Я считаю, что героем можно назвать человека, совершившего отважный поступок, спасшего жизнь другому, того, кто рискует своим здоровьем и благополучием, он бескорыстно помогает нуждающемуся в помощи.
  8. Напримр, работники МЧС ежедневно совершают подвиги, спасая простых людей от пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.
  9. Таким образом, мы видим, что и в современном мире есть герои, способные на подвиги.

Как ответить на проблемный вопрос? То есть выстроить монолог на третью тему, данную в итоговом собеседовании? Довольно просто, если использовать шаблон и подсказки, данные в виде вопросов. Сегодня я предлагаю вашему вниманию универсальный и совсем простой шаблон для рассуждения и готовый ответ на тему, указанную в демонстрационном варианте итогового собеседования 2023.

Итоговое собеседование: простой шаблон и пример для монолога-рассуждения

Рассуждаем, опираясь на план

Монолог должен содержать не менее 10 фраз. Проще считать предложения, поэтому определимся с тем, что его минимальный объём равен 10 предложениям.

1. Начать можно так:

Мне предложили порассуждать на интересную и важную тему.

Я хотел/а бы порассуждать о теме, которая многих волнует.

Для рассуждения я выбрала тему, которую считаю важной/интересной/значимой.

2. Это (озвучить заданную для монолога тему).

После первых двух предложений, которые являются вступительной частью, мы переходим к тезисно-доказательной части.

3. Даём определение понятию, о котором вы рассуждаете.

Обычно первый вопрос к этому подталкивает. Желательно определение не делать слишком длинным, чтобы не допустить речевых или логических ошибок. Если вы совсем не можете сформулировать определение, воспользуйтесь фразой:

Постараюсь, опираясь на вопросы, раскрыть эту тему.

4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).

5. Думаю, что… / Я считаю, что…/ На мой взгляд, … (ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что / так как …

7. Я считаю, что / Я уверена, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8. Кроме того, /Кстати / Хотелось бы добавить, что… (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, /Подводя итог, хочется сказать, что (сделать общий вывод). Спасибо за внимание.

Обычно вопросы всегда вписываются в этот план. А для того, чтобы это проверить и показать, как работает шаблон на практике, я выбрала не слишком легкую тему, которая была дана в демоверсии этого года. Данный монолог можно расширить и украсить стилистическими приёмами по вашему желанию.

Пример монолога-рассуждения. Тема «Мода»

1. Для рассуждения я выбрала тему, которую считаю весьма интересной.

2. Это мода.

3. На мой взгляд, это понятие изменчивое, зависящее от времени.

4. Итак, что же значит следовать моде?

5. Думаю, что прежде всего это стремиться к постоянному обновлению, уметь следить за трендами.

6. Для меня не важно следовать моде, потому что она может быть глупой или чуждой, слишком претенциозной.

7. Я считаю, что быть модным можно во всём: в одежде, увлечениях, спорте, но важнее всего суметь выработать собственный стиль и правильно преподносить себя окружающим.

8. Кроме того, есть такое понятие, как «хороший вкус».

9. Это умение сочетать цвета, быть гармоничным в выборе костюма, украшений, аксессуаров.

10. Подводя итог, хочется сказать, что погоня за модой не должна становится смыслом жизни человека, ведь внешность вторична. Всегда надо уметь быть собой. Спасибо за внимание.

Подготовила Анна Терехова

Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом “Дар”: 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.

Методы и приемы обучения
составлению монолога-рассуждению
(в рамках подготовки к итоговому собеседованию)

Автор: Вуколова Александра Сергеевна

Организация: МБОУ «Школа-лицей №2» г.Армянска

Населенный пункт: Республика Крым, г.Армянск

Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать.

Р. Декарт.

Один из советов, которые я увидела в интернете: «НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!!» Однако я в своей работе как раз-таки нацеливаю ребят на подготовку к монологу этого типа речи.

Почему именно рассуждение?

Темы монолога-рассуждения направлены на освещение вопросов морали и нравственности.

  • 9-классники примеряют на себя разные роли и выбирают жизненные цели.
  • Учащиеся в этом возрасте стремятся к выражению собственного мнения, поэтому такие ответы наиболее интересно слушать.
  • Все это способствует раскрытию личности учащегося.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

  1. Мнемотехника .

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания – этому способствует мнемотехника.

Слово «мнемотехника» переводится с греческого как искусство запоминания.

Для школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений.

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Упражнение

Посмотрите на картинку в этом упражнении, здесь изображены разные предметы и силуэты. По этим предметам можно составить интересное маленькое стихотворение. Сначала читайте под каждой картинкой, что написано и получится стихотворение, при этом не забывайте смотреть на картинку и запоминать, что нарисовано для каждого слова. Потом попробуйте закрыть слова и прочитать стихотворение по картинкам.

Это очень простое упражнение его можно запомнить с первого раза. Самое главное не учить стихотворение, а уметь прочитать его по картинкам.

  1. Приём «Суперзвезда»

Рассказать о себе, ответив на 4 вопроса.

– Как тебя зовут?

– Чем ты увлекаешься?

– Назови свои положительные качества или сильные стороны.

– Назови свои отрицательные качества или слабые стороны.

Задание по выбору.

1.Составление монолога по картинке.

2. Составление монолога по опорным вопросам.

На эту работу отводится 1 минута.

Пример монолог (по опорным вопросам).

Чего нельзя купить за деньги?

1. Насколько значимы в нашей жизни деньги?

2. Всё ли можно купить за деньги?

3. Богатый человек — это обязательно счастливый человек?

Деньги в нашей жизни играют большую роль. Несмотря на это, я считаю, что не все возможно за них купить.

Одно из самых важных чувств – это счастье. Сколько бы денег ни было у человека, его он купить не сможет. То, насколько ты счастлив, не зависит от размера твоего кошелька.

Богатый человек не значит счастливый. Самый счастливый человек на земле может быть самым бедным.

Пример монолога (по картинке ).

Что такое воспитание детей? Это обучение, подготовка ко взрослой жизни.

Я считаю, очень важно научить ребенка соблюдать чистоту и наводить порядок в доме. Он должен с самого детства делать уборку в своей комнате, помогать родителям в домашних делах.

Это развивает в ребенке самодисциплину, которая поможет ему во взрослой жизни достичь успеха.

Монолог учащегося 7 класса.

Почему люди ссорятся?

1. На каких принципах должны строиться отношения между людьми?

2. Когда возникают ссоры?

3. Кого можно считать конфликтным человеком?

4. Как можно избежать ссоры?

Отношения между людьми должны строиться на двух опорах – взаимной поддержке и любви. Ссоры обычно возникают, когда структура отношений нарушена, когда затронуты интересы и желания одного из пары.

Иногда бывает так, что человек не хочет признавать вины, не понимает своей ошибки и настаивает на своей правоте. Такого человека можно назвать конфликтным.

Чтобы ссора не переросла в конфликт, каждому в паре нужно подумать о том, что он сделал неправильно. Людям всегда нужно находить общий язык.

Необходимо настроить школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.

Приложения:

  1. file0.doc.. 65,5 КБ

Опубликовано: 18.02.2023

Представьте себе задачу, которую нужно выполнить и порассуждайте об этом с самим собой. По примеру казахского “песняра”, который едет на осле или лошади по степи и поет о том, что видит.

Тема может быть самой разной. Сходить проведать свою бабулю и по дороге купить ей, что она любит. Или сходить к зубному врачу. Давно собирался. Или просто прогулка с девушкой. Это может быть все, что угодно.

После того, как вы себе это представили, что вы думаете? Человек всегда что-нибудь думает. Это уж совершенно глупые люди не задумываются ни о чем.

Первое – что одеть к бабуле? Выглянул в окно. Какая погода? Дождь, снег, мороз или солнце. В чем люди ходят? Оделся вышел, ветерок, продрог! Брррр! Вернулся переоделся. Возвращаться плохая примета. Посмотрел в зеркало. Причёска плохая. Надо бы в парикмахерскую! Опять вышел. Трамвай идет. Почему-то грязный, хотя вокруг сухо. Девочка мимо прошла милая и симпатичная. Вот бы познакомится! Нет, не захочет знакомится. О чем я думаю? Иду дальше. Магазин. А там мегера продавец. нет. Пойду в Сетевой магазин. Там товары лежат неудобно. То, что любит бабуля, нет. Пошел дальше…

Таким образом можно разговор с самим собой на полную 12 листовую тетрадку написать, а не 10 предложений. И все это будет монолог. Человек сам с собой разговаривает (мысленно, вслух не говорят, окружающие не поймут).

У меня так дочь очень трудно слушать. Если она начала рассказ, как куда-то сходила (самая простая беседа) по времени занимает больше времени, чем сам ее поход. Настолько подробно она всё рассказывает. Но это характер такой. А у вас сочинение. Такое редко случается.

Пример монолога – это любое рассуждение от первого лица. В любом произведении. Особенно такое место, где главный герой рассуждает, как ему поступить. Самый известный классический монолог это, безусловно, Чацкий из “Горе от ума”. Начинается: “Не образумлюсь… виноват, И слушаю, не понимаю…” А заканчивается: “Карету мне карету!”.

Источник: http://www.literatur­us.ru/2015/08/posled­nij-monolog-chackogo-ne-obrazumljus.html

© Literaturus.ru : Мир русской литературы

Добавить комментарий