Клише для
сочинения-рассуждения (С15.3 – на свободную тему)
1. Вступление (тезис)
Первый абзац
Люди очень часто задумываются над
тем, что такое ________________ ? Существует много мнений, но я считаю, что
_______________ – это ___________________________________________________ .
2. Доказательства + примеры.
Второй абзац (пример из текста)
Попробую
доказать своё мнение с помощью примера из текста известного писателя ( Ф.И.
автора текста). В предложении _______ говорится, что
____________________________________________.
Или:
Эту мысль очень убедительно подтверждает пример из текста известного автора
________________ (предложение № ___ , _____ )
Третий абзац (пример из Вашего
жизненного опыта)
В
моей жизни тоже были подобные случаи. Один из них я хочу привести в качестве
примера для доказательства своего мнения.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Вывод
Четвёртый абзац
Приведённые
примеры из текста ___________ и моего жизненного опыта ярко и убедительно
доказывают справедливость моего мнения.
Или:
таким образом, мы убедились в том, что _______(повторить тезис из первого
абзаца)
Способы введения цитаты.
1. С помощью прямой речи.
Известный __________(прочитать
информацию об авторе высказывания). утверждал (писал, говорил): «Цитата» .
2. С помощью косвенной речи.
Известный __________(прочитать
информацию об авторе высказывания). утверждал (писал, говорил), что (прочитать
цитату, на письме без кавычек)
3. С помощью вводного предложения.
Как утверждал известный
__________(прочитать информацию об авторе высказывания Ф.И.О., _(зачитать
цитату)
Данный текст подтверждает
(иллюстрирует, является подтверждением) высказывание _(Ф.И. автора цитаты в
родит.падеже)
Шаблоны монологического
ответа
Описание фотографии
1.
Предо
мной лежит интересная фотография.
2.
На ней
изображено ____________
3.
Давайте
рассмотрим это изображение внимательнее.
4.
Перед
нами ____________
5.
На
снимке запечатлен момент, когда _________
6.
На
переднем плане фотографии мы видим __________
7.
Их лица
( радостные, оживленные, сосредоточенные, печальные, грустные), потому что
________________
8.
На
заднем плане мы видим _____________
9.
Мне
понравилась эта фотография.
10.
Фотографу
удалось передать настроение присутствующих на ней людей.
Рассказ
1.
Я хочу
рассказать об одном интересном событии
2.
Это ______________
3.
Там я
был вместе с (родителями, классом, друзьями)
4.
Наша
поездка, поход, экскурсия состоялась ___________
5.
К этому
мероприятию мы готовились заранее:
6.
Во
время похода мы побывали _________
7.
Кроме
того, мы увидели ____________
8.
Самым
интересным оказалось _______________
9.
Мне
понравилась наша _______________, потому что ___
10.
При
возможности я хотел бы побывать в этом мете ещё раз.
Рассуждение
1.
Я
выбрал тему 3.
2.
Это рассуждение
на тему ____(назвать 3 тему)____
3.
Попробую
изложить свою точку зрения .
4.
Люди
часто задумываются о том, что такое ___(прочитать 1 вопрос)___
5.
Существует
много мнений, но я считаю, что ____________
6.
Довольно
часто возникает вопрос ( зачитать 2 вопрос)
7.
Мне
кажется, что __(ответить н этот вопрос)
8.
Для
того чтобы (зачитать 3 вопрос), нужно _____________
9.
Можно
привести множество примеров для подтверждения моего мнения. Например,
________________
10.
Таким
образом, я высказал свое мнение по этому вопросу.
В предыдущей статье, посвящённой итоговому собеседованию – 2023, мы с вами ответили на самые важные вопросы. Когда состоится итоговое собеседование для 9-классников выпуска 2023 года? Какие задания включены в устный экзамен по русскому языку? По каким критериям будет оцениваться работа? О каких правах и обязанностях нужно помнить экзаменуемому и организаторам?
Сегодняшняя публикация посвящена одному из самых сложных заданий итогового собеседования – монологу.
Монолог, в привычном понимании этого слова, – развёрнутое высказывание одного человека. Совсем другое дело – монолог как одно из заданий собеседования. На устном экзамене монолог – это не просто развёрнутое высказывание. Я бы назвала его небольшим по объёму, полноценным сочинением, представленным в устной форме. Почему? Посмотрите на критерии оценивания этого задания.
Соответствие теме, смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения, отсутствие фактических, логических ошибок – это требования, предъявляемые к сочинению.
Но как за одну минуту, только взглянув на тему, выстроить такую работу? Именно законы сочинения нам и помогут.
Перед вами – один из вариантов итогового собеседования.
Шаг 1: ориентируемся на тему, а не на тип речи
Выбирайте близкую и понятную вам тему из трёх предложенных: «Семейные традиции», «Поход в театр (музей)», «Модно ли быть патриотом?». Во всех вариантах заданий первая тема – описание, вторая – повествование, третья – рассуждение. Это совсем не значит, что вы должны создать текст, построенный строго по законам одного из типов речи. Мало того, я бы вообще не рекомендовала особо зацикливаться на типах речи.
Шаг 2: строим вступление, отталкиваясь от ключевого слова
Одним из требований, предъявляемых к монологу, является объём – не менее 10 фраз. Кроме того, экспертами оценивается умение создать логически выстроенное, связное высказывание. Поэтому не игнорируем вступление. Оно делает текст цельным, стройным, гармоничным.
Посмотрите на ключевое слово темы, начните монолог с 2-3 вступительных предложения.
Семейные традиции
Каждая семья имеет свои привычки, обычаи, ритуалы – традиции. Именно традиции создают особую атмосферу семейного счастья.
Поход в театр (музей)
Выход в театр – особый вид досуга. Это настоящий праздник.
Модно ли быть патриотом?
Сейчас много говорят о патриотизме. Что такое патриотизм? Существует ли мода на патриотизм? На эти вопросы я отвечу в своём выступлении.
Шаг 3: работаем с подсказками
К каждому заданию прилагается карточка – подсказка. Построив вступление, создайте предложение – мостик и конструируйте основную часть.
В описании уделите внимание эмоциональной составляющей. Опишите, что вы видите на фотографии, передайте настроение, поделитесь своими впечатлениями от увиденного, собственными воспоминаниями.
В повествовании (рассказе о событии) передайте последовательность происходящего. Восстановите детали, которые особенно запомнились. Расскажите о своих чувствах, душевном состоянии.
В рассуждении стройте ответ на поставленный вопрос, приводите примеры из жизни, литературы, они сделают текст более наполненным, ярким, интересным.
Шаг 4: формулируем вывод
Вывод – важнейший композиционный элемент любого сочинения, устного или письменного. Без него высказывание выглядит незавершённым. Вернитесь к тому, с чего начали, “закольцуйте” работу, но не повторяйте те же фразы. Вы подводите итог всему высказыванию.
Семейные традиции
Создавайте семейные традиции. Они помогут вам стать ближе друг к другу.
Поход в театр (музей)
Ходите чаще в театр. Он сделает вас духовно, нравственно, интеллектуально богаче.
Модно ли быть патриотом?
Настоящий патриот не тот, кто подстраивается под конъюнктуру, примеряя на себя модное имя. Это человек, преданный своему Отечеству, болеющий за него всей душой.
В подборке «Итоговое собеседование» представлен разбор 13 вариантов с рекомендациями по построению монолога. Буду рада, если они вам помогут.
На следующем занятии, посвящённом итоговому собеседованию, я поделюсь с вами готовыми речевыми клише для монолога.
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.
Как правильно составить монологичесское высказывание в усной части ОГЭ по английскому языку
В этой статье вы детально познакомитесь с 3м заданием секции говорения, узнаете каких типичных ошибок следует избегать, как построить свой ответ так, чтобы получить за него максимум баллов.
Вам предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).
На подготовку к ответу выделяется 1,5 минуты, а на само высказывание — 2 минуты. Если вы не успеваете ответить за отведенное время запись все равно прекращается/
Рекомендованный объём монологического высказывания — 10—12 фраз. Именно фраз. В одном сложном предложении их может быть 2 и более. За успешное выполнение данного задания можно получить максимум 7 баллов. При этом если ученик сказал 5 или менее фраз он получает ноль баллов.
За время подготовки необходимо в первую очередь внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на вопросы, которые необходимо раскрыть. Затем нужно продумать само монологическое высказывание.
В идеале во время ответа вам необходимо:
• начать со вступительной фразы;
• раскрыть содержание всех аспектов задания, давая развёрнутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть пункт why;
• стараться не давать информацию, которая не обозначена в пунктах плана;
• правильно использовать лексические единицы и грамматические формы и конструкции, соответствующие коммуникативной задаче и уровню сложности задания;
• сказать заключительную фразу.
Давайте более подробно рассмотрим, как выполнить это задание.
Eсли разбить монолог на небольшие задачи всё становится гораздо проще.
Мы начинаем ответ с введения. Как эксперт, который уже несколько лет проверяет устную часть я советую выбирать стандартные введение и заключение.
Без сомнения умные и правильно составленные, не шаблонные начало и окончание звучат выигрышно и оставляют хорошее впечатление. С другой стороны баллы они вам не добавят а сдаёте вы экзамен не ради того чтобы впечатлить неизвестного вам человека. Можете ли вы в 10 случаях из 10 правильно всё сформулировать так, чтобы посторонние люди поняли, что данные отрывки является именно вступлением или заключением. Экспертам гораздо проще отреагировать и поставить плюс за организацию высказывания если они слышат шаблон к которому привыкли и который легко однозначно интерпретировать. Сама Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Валерьевна Вербицкая приводит в качестве образца именно стандартизированные предложения.
Для введения используйте такие фразы как:
Let me give a talk about…
I’d like to give a talk about…
Now I would like to speak about…
Тема монолога всегда указана в самом начале задании после слов You are going to give a talk about…
В качестве заключения.
That’s all. Thank you for your attention.
That’s all I wanted to tell you about… I hope you liked my answer).
Объем высказывания важен и напрямую влияет на итоговые баллы. Можно попытаться увеличить его с помощью растягивание введения и заключения. Однако ключевое здесь слово «попытаться».
I’d like to give a talk about (тема монолога). Some people think this topic is worth discussing. Others that it’s unimportant and doesn’t deserve a conversation. I join the latter opinion and want to express my view.
Слишком большие по сравнению с основной частью начало и конец могут не засчитать или даже поставить минус за организацию высказывания. Если вы все-таки решите это сделать, то следует говорить всё время в одном темпе. Лично я советую ограничиться по одному предложению на начало и конец.
Если вы отвечаете на тот или иной пункт плана заранее заученными фразами, то они должны соответствовать ему и не выглядеть чем-то инородным. Полностью ответить монолог с помощью топика, шаблона у вас не получится.
Пункты плана — это не просто вопросы, на которые можно ответить одной фразой. Старайтесь комментировать каждый пункт плана не менее чем двумя-тремя. Так вы гарантированно наберёте необходимый объём высказывания, а ваш ответ будет достаточно распространённым, полным и точным. Надо также помнить о том, что за недостаточный объем даже если вы и ответили на всё вам снизят балл.
В задании часто встречается пункт Why. Он особенный и требует развёрнутой аргументации. Можно использовать шаблоны типа
Because it is useful/convenient/comfortable/interesting/healty/easy и т. д. ,но если вы скажете только это эксперт может посчитать ваш ответ неполным. Используйте его только в случае, если потом планируете более полно раскрыть свою позицию. Или если вам совсем нечего сказать.
Для, чтобы увеличить объем высказывания, не отходя при этом от темы начните с общей фразы о том, что есть несколько причин того или иного.
There are several reasons why… (сам пункт плана).
Либо
To my mind, there are 234 reasons why…(сам пункт плана).
Затем перечисляйте эти причины. В приведённом примере мы можно построить ответ так:
- why it is important to learn foreign languages
1.People learn foreign languages because it’s useful for them. – аспект раскрыт не полностью.
2. I think there are many reasons why it is important to learn foreign languages. People want to know languages, to write to their pen-friends or to communicate with people from different countries, to meet more people and make new friends. Also, they want to read books of famous writers in original, to read newspapers and magazines.
I’m not completely sure…
Ваша речь должна быть естественной и спонтанной без заученных наизусть длинных предложений из топиков. Во всяком случае такие предложения лучше говорить в вашем обычном темпе речи.
В качестве союзов, средств логически связать свой рассказ в единое целое, чтобы выиграть время на раздумья во время ответа можно воспользоваться следующими словами и выражениями:
- Well, … — Ну …
- To tell the truth, … — Честно говоря …
- To be honest, … — Если быть честным …
- You know, … — Знаете …
- As far as I know, … — Насколько я знаю …
- As far as I can see, … — Насколько я могу судить …
- Actually, … — На самом деле …
- The thing is that … — Дело в том, что …
- I am sure that … — Я уверен, что …
- I believe that … — Я полагаю, что …
- I think that … — Я думаю, что …
- In my opinion … / To my mind … — По моему мнению …
- Let me see. — Дайте-ка подумать.
- I am not quite sure I know the right answer, … — Я не совсем уверен, что знаю правильный ответ …
- Without any doubt, … — Вне всякого сомнения …
- Firstly, … — Во-первых, …
- Secondly, … — Во-вторых, …
- Thirdly, … — В-третьих, …
- Besides, … — Кроме того …
- Moreover, … — Более того …
- Last but not least, … — Последнее, но не менее важное …
- I should say / I admit that … — Хочу сказать / отметить, что …
- By the way, … — Кстати, …
- All in all, … — В целом/в общем …
- In conclusion, … — В заключение …
- First of all, … — прежде всего
- Besides,… — кроме того
- In addition,… — в добавок
- Moreover,… /What is more,… — более/кроме того
- Finally,… – наконец.
Самые на мой взгляд полезные простые, универсальные союзы это also, besides, in addition, moreover. Напомню, что на каждый пункт плана хорошо бы сказать хотя бы пару предложений и эти слова прекрасно служат для соединения этих предложений в связный текст. В четвёртом пункте плана часто просят выразить свое отношение к теме задания. Такие вводные конструкции как In my opinion, To my mind, I consider будут при этом полезны. Можно сказать прямо my attitude to smth is positive/negative.
Используйте слова и выражения из самого задания (за это не снижаются баллы). Это позволит вам ответить на пункты плана правильно, не прилагая дополнительных усилий. Экзамен — это стресс и как правило участники справляются хуже, чем на тренировках. При переформулировке Вы можете пропустить ключевую информацию и ответ возможно не зачтут.
Для примера посмотрим на 3 ответа на пункт плана – what sports activities are popular with teenagers in your region;
Отсутствие таких фраз как «in my region», «among teenagers» если в плане они есть, может привести к тому, что ответ вам не засчитают, или засчитают как неполный.
I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью так как не уточнено, что данные виды спорта популярны среди подростков.
I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities with teenagers in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт полностью
В среднем у вас должно получиться по две-три фразы на каждый пункт плана. Что же делать если у вас низкий темп речи, вы не знаете как расширить свой ответ до требуемого объема (минимум 6 предложений), не успеваете за отведенное время и в результате ваш ответ получает 0 баллов. В таких случаях вам поможет только тренировка. Не пытайтесь сразу сказать все 10-12 предложений. Для начала хватит и 4 на основную часть и 2 на шаблон начала и конца. Это задача намного проще и времени вам точно хватит. По сути вы просто отвечаете на пункты плана, воспринимая их как вопросы. После «краткого» монолога подумайте, что ещё можно сказать и увеличьте объем до нужного. Постепенно тренируясь в таком ключе ваш навык устной речи будет расти и если вы начали готовиться к экзамену заранее вы скорее всего сможете сказать нужное количество предложений. Если же у вас всего несколько дней в запасе и вы не справляетесь с коммуникативной задачей на максимум, вам нужно помнить, что отсутствия заключения снимает вам балл, отсутствии ответа на вопрос ещё два, а если вы не успели с тремя пунктами плана то за всё задание получите 0. С другой стороны при более кратком ответе, к примеру в 7 предложений скорее всего и количество ошибок будет меньше (а они у вас скорее всего будут, т. к. медленный темп речи свидетельствуют о посредственном или плохом знании языка). В целом такой краткий ответ по баллам скорее всего будет более выгоден.
При оценивании ответа эксперт учитывает полноту раскрытия темы, объём высказывания, его организацию и языковое оформление. Давайте более подробно рассмотрим критерии оценивания.
3 балла можно получить за коммуникативную задачу. Здесь оценивается насколько полно и точно вы ответили на пункты плана (которые здесь называются аспектами), а также объем высказывания.
3 балла.
Коммуникативная задача выполнена полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме(полно, точно и развёрнуто); раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании. Объём высказывания: 10—12 фраз.
2 балла.
Коммуникативная задача выполнена: цель общения достигнута; НО тема раскрыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью). Объём высказывания:8—9 фраз.
1 балл .
Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один-два аспекта не раскрыты ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6—7 фраз.
0 баллов.
Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута; три аспекта содержания не раскрыты.
Объём высказывания:5 и менее фраз.
Очень важным моментом является то, что при получении 0 баллов по этому критерию, за все задание ставится 0 баллов. Мы видим, что минимальный объем монолога это 6 фраз. В них входит и введение с заключением.
Полным и точным ответом считается ответ, детально раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. В развёрнутом ответе содержится несколько предложений на каждый пункт плана, эти предложения являются распространёнными.
Неточный ответ характеризуется:
- несоответствием содержания коммуникативной задаче и предложенному плану;
- отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами «топика», фактическими ошибками;
- непонятными из-за языковых ошибок фразами.
Помните: и содержание и форма в данном задании важны, однако, если вам не удастся раскрыть аспекты содержания, вы рискуете получить 0 баллов за всё задание даже при идеальном языковом оформлении вашего высказывания.
Следующий критерий – Организация высказывания. Здесь рассматривается насколько ваш монолог логически правилен, есть ли в нем введение и заключение.
2 балла.
Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме; средства логической связи используются правильно
1 балл.
Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.
0 баллов.
Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершённого характера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются или имеются многочисленные ошибки в их использовании.
Средства логической связи – это союзы и вводные фразы. Не следует менять последовательность предложенных пунктов плана. В предложенном вам плане всегда есть внутренняя логика развития монологического высказывания, которая, однако, может быть неочевидна на первый взгляд. Говоря проще, вам могут снизить балл по критерию «организация высказывания». Обратите внимание, что если вы не говорите вступительную и заключительную фразу, то по этому критерию у вас будет 0 баллов.
Под языковым оформлением понимается точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, запас слов и разнообразие используемой лексики; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Здесь от вас не требуется демонстрации всех грамматических явлений изучаемых в курсе основной школы.
2 балла.
Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)
1 балл.
Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)
0 баллов.
Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок.
Под грубыми ошибками понимаются ошибки элементарного уровня (то, что проходят еще в начальной школе) либо ошибки, меняющие смысл высказывания. Так, например, отсутствие окончания -s/-es в глаголах 3-го лица ед. числа (she read9, he go* вместо she reads, he goes) или неправильная форма сравнительной степени прилагательного bad (badder вместо worse) являются ошибками элементарного уровня, так как данные формы изучаются в начальной школе. Если вместо слова house используется слово home в предложении I go house after school или слово IT произносит как it, то это считается грубыми ошибками. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.
Тренироваться прежде всего стоит с заданиями из открытого банка ФИПИ так как они могут встретиться Вам на экзамене. Каждый год определенное количество заданий берется оттуда. Дополнительные пособия для подготовки к ОГЭ государством на правильность никак не проверяются и там вполне могут быть (и есть) различные ошибки и неточности. Если вы хотите более полно ознакомиться с оцениванием, на сайте ФИПИ в разделе для предметных комиссий субъектов РФ вы найдете методические рекомендации по проверке устной части экзамена. Здесь разбираются работы участников экзамена.
На чтение 7 мин Просмотров 125к.
Обновлено 23 января, 2022
Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог).
Содержание
- Что такое монолог?
- Формулировка задания
- Критерии оценивания
- Тема 1 — описание фотографии.
- Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
- Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Что такое монолог?
Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.
Формулировка задания
В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.
После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.
Критерии оценивания
Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:
- Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше.
- Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы.
- Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.
Тема 1 — описание фотографии.
На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.
Пример описания фотографии из демонстрационного варианта
В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок.
После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:
Место и время проведения праздника
Посвященные празднику события
Изображенных на фотографии людей
Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.
Примерный ответ:
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.
Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.
Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:
Когда и где состоялся поход или экскурсия
Кто был участником или участниками мероприятия
Как проходила подготовка к походу или экскурсии
Чем запомнилось мероприятие.
Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.
Примерный ответ:
В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой отдохнувшие и счастливые.
Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?
На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:
Что значит следовать моде?
Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?
Следование моде заключается только в подборе одежды?
Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Примерный ответ:
По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.
Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету.
Методические рекомендации к составлению монологического высказывания
Задание 3 – это монологическое высказывание.
Спонтанная речь – это любая, заранее не продуманная и не подготовленная речь.
Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Цель описания состоит в том, чтобы слушатель смог увидеть и представить предмет описания.
Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.
Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.
Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.
Можно использовать такие речевые стандарты:
На фотографии я вижу…
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
Алгоритм выполнения задания 3.1
Внимательно рассмотрите фотографию.
Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии.
Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось монологическое высказывание.
Примерный план монологического высказывания – описания
Время высказывания – не более 3 минут.
Вводные фразы по теме фотографии.
Описание фотографии с учётом задания:
– время действия (когда? в какое время?)
– место действия (где? в каком месте?)
– внешний вид участников (кто? как выглядит?)
– занятие участников (что делают? чем заняты? как?)
– настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
Обучающая работа.
Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание.
Вводная фраза
Перед нами фотография, тема которой «На футбольном поле».
Место действия
Автор снимка запечатлел юных футболистов на стадионе.
Время действия
Можно предположить, что ребята после уроков или во время каникул увлеченно играют со своими ровесниками.
Внешний вид участников
На спортсменах разноцветные футболки и шорты, а на ногах удобные кроссовки.
Занятие и настроение участников
Фотограф запечатлел самый интересный момент матча. Один спортсмен находится с мячом недалеко от ворот. К нему бегут другие футболисты. Вратарь сосредоточенно смотрит на нападающего. Он готов отразить мяч.
Завершающие фразы
Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что фотограф передал своё отношение к этому виду спорта. Я тоже увлекаюсь футболом. ( 12 фраз)
Обязательно в монологе должно быть не менее 10 фраз. Да еще ученик должен учитывать речевую ситуацию, что отражается при начислении баллов. При помощи заготовленных предложений даже слабый ученик может справиться с заданием.