Как составить монологическое высказывание по английскому языку

Как правильно составить монологичесское высказывание в усной части ОГЭ по английскому языку

В этой статье вы детально познакомитесь с 3м заданием секции говорения,  узнаете каких типичных ошибок следует избегать, как построить свой ответ так, чтобы получить за него максимум баллов.

Вам  предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).

 На подготовку к ответу выделяется 1,5 минуты, а на само высказывание — 2 минуты. Если вы не успеваете ответить за отведенное время запись все равно прекращается/

Рекомендованный объём монологического высказывания — 10—12 фраз. Именно фраз. В одном сложном предложении их может быть 2 и более. За успешное выполнение данного задания можно получить максимум 7 баллов. При этом если ученик сказал 5 или менее фраз он получает ноль баллов.

За время подготовки необходимо в первую очередь внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на вопросы, которые необходимо раскрыть. Затем нужно продумать само монологическое высказывание.

В идеале во время ответа вам необходимо:

•           начать со вступительной фразы;

•           раскрыть содержание всех аспектов задания, давая развёрнутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть пункт why;

•           стараться не давать информацию, которая не обозначена в пунктах плана;

•           правильно использовать лексические единицы и грамматические формы и конструкции, соответствующие коммуникативной задаче и уровню сложности задания;

•           сказать заключительную фразу.

Давайте более подробно рассмотрим, как выполнить это задание.

Eсли разбить монолог на небольшие задачи всё становится гораздо проще.

Мы начинаем ответ с введения. Как эксперт, который уже несколько лет проверяет устную часть я советую выбирать стандартные введение и заключение.

Без сомнения умные и правильно составленные,  не шаблонные начало и окончание звучат выигрышно  и оставляют хорошее впечатление.  С другой стороны баллы  они вам не добавят а сдаёте вы экзамен не ради того чтобы впечатлить неизвестного вам человека. Можете ли вы в 10 случаях из 10 правильно всё сформулировать так,  чтобы посторонние люди поняли, что данные отрывки является именно вступлением или заключением.  Экспертам гораздо проще отреагировать и поставить плюс за организацию высказывания если они слышат шаблон к которому привыкли и который легко однозначно интерпретировать. Сама  Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Валерьевна Вербицкая приводит в качестве образца именно стандартизированные предложения.

Для введения используйте такие фразы как:

Let me give a talk about…

I’d like to give a talk about…

Now I would like to speak about…

Тема монолога всегда указана в самом начале задании после слов You are going to give a talk about

В качестве заключения.

That’s all. Thank you for your attention.

That’s all I wanted to tell you about… I hope you liked my answer).

Объем высказывания важен и напрямую влияет на итоговые баллы. Можно попытаться увеличить его с помощью растягивание введения и заключения. Однако ключевое здесь слово «попытаться». 

I’d like to give a talk about (тема монолога). Some people think this topic is worth discussing. Others that it’s unimportant and doesn’t deserve a conversation.  I join the latter opinion and want to express my view.

Слишком большие по сравнению с основной частью начало и конец могут не засчитать или даже поставить минус за организацию высказывания. Если вы все-таки решите это сделать,  то следует говорить всё время в одном темпе. Лично я советую ограничиться  по одному предложению на начало и конец.

Если вы отвечаете на тот или иной пункт плана заранее заученными фразами, то они должны соответствовать ему и не выглядеть чем-то инородным. Полностью ответить монолог с помощью топика, шаблона у вас не получится.

Пункты плана — это не просто вопросы, на кото­рые можно ответить одной фразой. Ста­райтесь комментировать каждый пункт плана не менее чем двумя-тремя. Так вы гарантированно наберёте необходи­мый объём высказывания, а ваш ответ будет достаточно распространённым, полным и точным. Надо также помнить о том, что за недостаточный объем даже если вы и ответили на всё вам снизят балл.

В задании часто встречается пункт Why. Он особенный и требует раз­вёрнутой аргументации. Можно использовать шаблоны типа

Because it is useful/convenient/comfortable/interesting/healty/easy  и т. д. ,но если вы скажете только это эксперт может посчитать ваш ответ неполным. Используйте его только в случае, если потом планируете более полно раскрыть свою позицию. Или если вам совсем нечего сказать.

Для, чтобы увеличить объем высказывания, не отходя при этом от темы начните с об­щей фразы о том, что есть несколько причин того или иного.

There are several reasons why… (сам пункт плана).

Либо

To my mind, there are 234 reasons why…(сам пункт плана).   

Затем перечис­ляйте эти причины. В приведённом примере мы можно построить ответ так:

  • why it is important to learn foreign languages

1.People learn foreign languages because it’s useful for them. – аспект раскрыт не полностью.

2. I think there are many reasons why it is important to learn foreign languages. People want to know languages, to write to their pen-friends or to communicate with people from different countries, to meet more people and make new friends. Also, they want to read books of famous writers in original, to read newspapers and magazines.

I’m not completely sure…

Ваша речь должна быть естественной и спонтанной без заученных наизусть длинных предложений из топиков. Во всяком случае такие предложения лучше говорить в вашем обычном темпе речи.

В качестве союзов, средств логически связать свой рассказ в единое целое, чтобы выиграть время на раздумья во время ответа можно воспользоваться следующими словами и выражениями:

  • Well, … — Ну …
  • To tell the truth, … — Честно говоря …
  • To be honest, … — Если быть честным …
  • You know, … — Знаете …
  • As far as I know, … — Насколько я знаю …
  • As far as I can see, … — Насколько я могу судить …
  • Actually, … — На самом деле …
  • The thing is that … — Дело в том, что …
  • I am sure that … — Я уверен, что …
  • I believe that … — Я полагаю, что …
  • I think that … — Я думаю, что …
  • In my opinion … / To my mind … — По моему мнению …
  • Let me see. — Дайте-ка подумать.
  • I am not quite sure I know the right answer, … — Я не совсем уверен, что знаю правильный ответ …
  • Without any doubt, … — Вне всякого сомнения …
  • Firstly, … — Во-первых, …
  • Secondly, … — Во-вторых, …
  • Thirdly, … — В-третьих, …
  • Besides, … — Кроме того …
  • Moreover, … — Более того …
  • Last but not least, … — Последнее, но не менее важное …
  • I should say / I admit that … — Хочу сказать / отметить, что …
  • By the way, … — Кстати, …
  • All in all, … — В целом/в общем …
  • In conclusion, … — В заключение …
  • First of all, … — прежде всего
  • Besides,…  — кроме того
  • In addition,… — в добавок
  • Moreover,… /What is more,… — более/кроме того
  • Finally,… – наконец.

Самые на мой взгляд полезные простые, универсальные союзы это also, besides, in addition, moreover. Напомню, что на каждый пункт плана хорошо бы сказать хотя бы пару предложений и эти слова прекрасно служат для соединения этих предложений в связный текст. В  четвёртом пункте плана часто просят выразить свое отношение к теме задания. Такие вводные конструкции как In my opinion, To my mind, I consider будут при этом полезны. Можно сказать прямо my attitude to smth is positive/negative.

Используйте слова и выражения из самого задания (за это не снижаются баллы). Это позволит вам ответить на пункты плана правильно, не прилагая дополнительных усилий. Экзамен — это стресс и как правило участники справляются хуже, чем на тренировках.  При переформулировке Вы можете пропустить ключевую информацию и ответ возможно не зачтут.

Для примера посмотрим  на 3 ответа на пункт плана –  what sports activities are popular with teenagers in your region;

 Отсутствие таких фраз как «in my region», «among teenagers» если в плане они есть,  может привести к тому, что ответ вам не засчитают, или засчитают как неполный.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities among teenagers. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью, так как не уточнено, что данные виды спорта популярны в регионе отвечающего.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт не полностью так как не уточнено, что данные виды спорта популярны среди подростков.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities with teenagers in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. – Пункт плана раскрыт полностью

В среднем у вас должно получиться по две-три фразы на каждый пункт плана. Что же делать если у вас низкий темп речи, вы не знаете как расширить свой ответ до требуемого объема (минимум 6 предложений),  не успеваете за отведенное время и в результате ваш ответ получает 0 баллов.  В таких случаях вам поможет только тренировка.  Не пытайтесь сразу сказать все 10-12 предложений. Для начала хватит и 4 на основную часть и 2 на шаблон начала и конца. Это задача намного проще и времени вам точно хватит. По сути вы просто отвечаете на пункты плана, воспринимая их как вопросы. После «краткого» монолога подумайте, что ещё можно сказать и увеличьте объем до нужного.  Постепенно тренируясь в таком ключе ваш навык устной речи будет расти и если вы начали готовиться к экзамену заранее вы скорее всего сможете сказать нужное количество предложений. Если же у вас всего несколько дней в запасе и вы не справляетесь с  коммуникативной задачей на максимум, вам нужно помнить, что отсутствия заключения снимает вам балл, отсутствии ответа на вопрос ещё два, а если вы не успели с тремя пунктами плана то за всё задание получите 0.  С другой стороны при более кратком ответе, к примеру в  7 предложений скорее всего и количество ошибок будет меньше (а они у вас скорее всего будут, т. к.  медленный темп речи свидетельствуют о посредственном или плохом знании языка).  В целом такой краткий ответ по баллам скорее всего будет более выгоден.

При оценивании ответа эксперт учитывает полноту раскрытия темы, объём высказывания, его организацию и языковое оформление. Давайте более подробно рассмотрим критерии оценивания.

3 балла можно получить  за коммуникативную задачу. Здесь оценивается насколько полно и точно вы ответили на пункты плана (которые здесь называются аспектами), а также объем высказывания.

3 балла.

Коммуникативная задача выполнена полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме(полно, точно и развёрнуто); раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании. Объём высказывания: 10—12 фраз.

 2 балла.

Коммуникативная задача выполнена: цель общения достигнута; НО тема раскрыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью). Объём высказывания:8—9 фраз.

1 балл .

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один-два аспекта не раскрыты ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6—7 фраз.

0 баллов.

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута; три аспекта содержания не раскрыты.

Объём высказывания:5 и менее фраз.

Очень важным моментом является то, что при получении 0 баллов по этому критерию, за все задание ставится 0 баллов. Мы видим, что минимальный объем монолога это 6 фраз. В них входит и введение с заключением.

Полным и точным ответом считается ответ, детально раскрываю­щий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. В развёрнутом ответе содержится несколько предложений на каждый пункт плана, эти предложения являются распространёнными.

Неточный ответ характеризуется:

  • несоответствием содержания коммуникативной задаче и предло­женному плану;
  • отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами «топика», фактическими ошибками;
  • непонятными из-за языковых ошибок фразами.

Помните: и содержание и форма в данном задании важны, однако, если вам не удастся раскрыть аспекты содержания, вы рискуете получить 0 баллов за всё зада­ние даже при идеальном языковом оформ­лении вашего высказывания.

Следующий критерий – Организация высказывания. Здесь рассматривается насколько ваш монолог логически правилен, есть ли в нем введение и заключение.

2 балла.

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заклю­чительная фразы, соот­ветствующие теме; средства логической связи используются правильно

1 балл.

Высказывание в основ­ном логично и имеет достаточно завершён­ный характер, НО от­сутствует вступитель­ная ИЛИ заключитель­ная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.

0 баллов.

Высказывание нело­гично И/ИЛИ не имеет завершённого харак­тера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи прак­тически не используют­ся или имеются много­численные ошибки в их использовании.

Средства логической связи – это союзы и вводные фразы.  Не следует менять последовательность предложенных пунктов плана. В предло­женном вам плане всегда есть внутренняя логика развития монологического выска­зывания, которая, однако, может быть неочевидна на первый взгляд. Говоря проще, вам могут снизить балл по критерию «организация высказывания». Обратите внимание, что если вы не говорите вступительную и заключительную фразу, то по этому критерию у вас будет 0 баллов.

Под языковым оформлением понимается  точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, запас слов и разнообразие используемой лексики; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Здесь от вас не требуется демонстрации всех грамматических явлений изучаемых в курсе основной школы.

2 балла.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетиче­ских ошибок)

1 балл.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставлен­ной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонети­ческих ошибок)

0 баллов.

Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-граммати­ческих и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и бо­лее фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок.

Под грубыми ошибками понимаются ошибки элементарного уровня (то, что проходят еще в начальной школе) либо ошибки, меняющие смысл высказывания. Так, например, отсут­ствие окончания -s/-es в глаголах 3-го лица ед. числа (she read9, he go* вместо she reads, he goes) или неправильная форма сравнительной сте­пени прилагательного bad  (badder вместо worse) являются ошибками элементарного уровня, так как данные формы изучаются в начальной школе. Если вместо слова house используется слово home в предложении I go house after school или слово IT произносит как it, то это считается грубыми ошибками. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

Тренироваться прежде всего стоит с заданиями из открытого банка ФИПИ так как они могут встретиться Вам на экзамене. Каждый год определенное количество заданий берется оттуда. Дополнительные пособия для подготовки к ОГЭ государством на правильность никак не проверяются и там вполне могут быть (и есть) различные ошибки и неточности. Если вы хотите более полно ознакомиться с оцениванием, на сайте ФИПИ в разделе для предметных комиссий субъектов РФ вы найдете методические рекомендации по проверке устной части экзамена. Здесь разбираются работы участников экзамена.

В этом посте я расскажу вам о шаблонах, клише и примерах высказываний, которые вы можете использовать, чтобы рассказать монолог на ОГЭ по английскому языку.

📢 Узнайте больше о подготовке к ОГЭ по английскому языку. Запишитесь на бесплатное пробное индивидуальное занятие к хорошему репетитору по английскому. Наши ученики делают существенный прогресс в изучении языка уже после первого урока. Убедитесь в этом сами!

Как оформить ваше монологическое высказывание

Неплохой практикой считается дробление монолога на три условные части: вступление, основная часть и заключение. Давайте подробно их рассмотрим.

Вступление

Здесь вы привлекаете внимание слушателя к вашему монологу. Стоит использовать следующее клише:

  • I would like to tell you a few words about travelling / sports in Russia / national food in RussiaЯ хотел бы рассказать несколько слов о путешествиях / видах спорта в России / национальной еде в России.

Жирным шрифтом отмечены реальные темы монологов на ОГЭ.

Вступительному высказыванию необязательно быть одним и тем же. Есть еще шаблоны:

  • May I have a moment of your time to talk about choosing a career / education / learning foreign languages? – Можно я расскажу вам о выборе карьеры / образовании / изучении иностранных языков?

  • Can I draw your attention to the topic of household duties / pollution / science? – Можно я привлеку ваше внимание к теме домашних обязанностей / загрязнения / науки?

  • Would you like to listen to what I have to say about Olympic Games / shopping / school? – Хотите услышать о том, что я думаю об олимпийских играх / шопинге / школе?

На самом деле, вариантов вступлений довольно много, но мы можем считать эти самыми основными. Переходим к следующей части монолога.

Основная часть

Здесь мы описываем то, что от нас хотят в самой теме. Вот несколько примеров, которые можно использовать, чтобы перейти от вступления к основной части:

  • I believe that – Я считаю, что.
  • In my opinion – На мой взгляд.
  • I’m inclined to think that – Я склонен верить, что.
  • I deem – Я полагаю.

Используя такие фразы, вы можете начинать отвечать на первый предложенный вопрос. Например:

  • I believe that the mass media are very important in our lives, and that Russians tend to believe what they say – Я считаю, что средства массовой информации очень важны в нашей жизни, и что россияне склонны верить тому, что они говорят.

  • In my opinion, holidays are the best days ever and I enjoy all of them – На мой взгляд, праздники – это самые лучшие дни в жизни, и я наслаждаюсь всеми ими.

  • I’m inclined to think that every person should have a hobby because it will help their personal growth – Я склонен верить, что у каждого человека должно быть хобби, потому что оно поможет его личностному росту.

  • I deem that people have to visit theatre and cinema from time to time. It’s a great pastime – Я полагаю, что люди должны время от времени посещать театр и кино. Это отличное времяпрепровождение.

Теперь нам нужно продолжить высказывание. Для этого мы можем использовать следующие шаблоны:

  • What is more – Кроме этого
  • Moreover – В добавлении к этому
  • Besides – Помимо этого
  • In addition to that – В дополнении к этому

Давайте составим примеры предложений на основе этих клише:

  • What is more, protection of the environment is critical nowadays – Кроме этого, защита окружающей среды имеет решающее значение в наши дни.

  • Moreover, every teenager knows that it’s very hard to live when you have a lot of youth problemsВ добавлении к этому, каждый подросток знает, что очень трудно жить, когда у тебя много юношеских проблем.

  • Besides, I know a lot of people who are trying their best to have a healthy lifestyleПомимо этого, я знаю многих людей, которые изо всех сил стараются вести здоровый образ жизни.

  • In addition to that, it’s fair to say that a lot of people are addicted to the InternetВ дополнении к этому, справедливо будет сказать, что многие люди зависимы от интернета.

Наш монолог продолжается, и мы плавно переходим к следующему вопросу. Это можно сделать при помощи нескольких примеров высказываний:

  • Let’s discuss – Давайте обсудим.
  • Now, let’s talk about – Теперь давайте поговорим о.
  • I would like to turn your attention to – Хотелось бы обратить ваше внимание на.
  • Now I will be talking about – Сейчас я буду говорить о.

Давайте составим предложения на основе этих шаблонов:

  • Let’s discuss what book I have read recently, and what it was about – Давайте обсудим, какую книгу я недавно прочитал и о чем она была.

  • Now, let’s talk about how I get ready for my most difficult exams – А теперь давайте поговорим о том, как я готовлюсь к самым сложным экзаменам.

  • I would like to turn your attention to what unhealthy eating habits people should avoid and why – Хотелось бы обратить ваше внимание на то, каких нездоровых привычек в питании следует избегать и почему.

  • Now I will be talking about what young people can do to improve the ecological situation – Сейчас я буду говорить о том, что может сделать молодежь для улучшения экологической ситуации.

С основной частью мы закончили. Можем переходить к заключительной.

Заключение

В этой части мы подводим монолог к его логическому завершению. Соответственно, будет целесообразно использовать следующие конструкции:

  • I would like to draw my monologue to a conclusion and talk about – Я хочу подвести монолог к завершению и поговорить о.

  • I want to end the monologue by telling you – Я хочу завершить монолог сказав вам о том, что.

  • My monologue is coming to an end, so I want to talk about – Мой монолог подходит к концу, и мне бы хотелось поговорить о.

  • I’m about to end the monologue and I want to talk about – Я скоро завершу монолог, и мне бы хотелось поговорить о.

Давайте подставим фразы в реальные примеры:

  • I would like to draw my monologue to a conclusion and talk about what my attitude to travelling is – Я хочу подвести монолог к завершению и поговорить о том, какое у меня отношение к путешествиям.

  • I want to end the monologue by telling you what my choice of future profession is – Я хочу завершить монолог сказав вам о том, какую будущую профессию я выбрал.

  • My monologue is coming to an end, so I want to talk about what methods I use to learn foreign languages – Мой монолог подходит к концу, и мне бы хотелось поговорить о том, какие методы я использую в изучении языков.

  • I’m about to end the monologue and I want to talk about what type of shopping you prefer – скоро завершу монолог, и мне бы хотелось поговорить о том, какой тип шопинга я предпочитаю.

И на этом все. Теперь у вас есть представление о структуре монолога для ОГЭ по английскому языку. Конечно же, я построю для вас образец монолога по заданной структуре.

📢 Узнайте больше о подготовке к ОГЭ по английскому языку. Запишитесь на бесплатное пробное индивидуальное занятие к хорошему репетитору по английскому. Наши ученики делают существенный прогресс в изучении языка уже после первого урока. Убедитесь в этом сами!

Образец монолога по заданной структуре для ОГЭ по английскому языку

Условные части выделены жирным, структурные элементы подчеркнуты, а задания даны в скобках.

Вступление.

I would like to tell you a few words about travelling.

Я хотел бы рассказать вам несколько слов о путешествиях.

Основная часть.

(— what people travel for;)

I believe that people travel for fun and to get unforgettable emotions. My friends travel a lot, and they say that it gives them a lot of joy. As for me, travelling gives me a sense of freedom.

Я считаю, что люди путешествуют ради удовольствия и получения незабываемых эмоций. Мои друзья много путешествуют, и они говорят, что это доставляет им много радости. Что касается меня, то путешествия дают мне чувство свободы.

(— why people choose different means of transport;)

What is more, people choose different means of transport because some can’t travel by plane, for example. I know people who hate travelling by train, too. Speaking of me, I like to travel by car, but I don’t know why.

Более того, люди выбирают разные виды транспорта, потому что некоторые, например, не могут путешествовать на самолете. Я знаю людей, которые ненавидят путешествовать на поезде. Что касается меня, то мне нравится путешествовать на машине, но я не знаю, почему.

(— why some people are afraid to fly;)

Now, let’s talk about why some people are afraid to fly. I don’t actually know. Travelling by plane is the safest way of travelling. Maybe people are afraid that the plane will fall. I, for example, have never had such thoughts.

Теперь давайте поговорим о том, почему некоторые люди боятся летать. На самом деле я не знаю. Путешествие на самолете – самый безопасный способ передвижения. Может быть, люди боятся, что самолет упадет. У меня, например, таких мыслей никогда не было.

Заключение.

(— what your attitude to travelling is.)

I would like to draw my monologue to a conclusion and talk about what my attitude to travelling is. I love to travel. My family enjoys travelling, too. We’ve been in many places. I adore travelling because it’s a great way to relax.

Я хотел бы завершить свой монолог и рассказать о том, как я отношусь к путешествиям. Я люблю путешествовать. Моя семья тоже любит путешествовать. Мы побывали во многих местах. Я обожаю путешествовать, потому что это отличный способ расслабиться.

Монолог в ОГЭ по английскому языку
Монолог в ОГЭ по английскому языку

Сегодня разбираем последнее задание устной части ОГЭ: тематическое монологическое высказывание. Про первое задание – чтение вслух можно почитать в этой статье, а про диалог-расспрос в этой. Эти данные актуальны для учебного года 2022-23.

Официальное название задания 3 звучит так: “создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию (базовый уровень сложности)”. Это задание проверяет способность участника ОГЭ создать логичное, связное законченное высказывание определенного объема на предложенную тему с опорой на план.

Так оно выглядит:

Пример задания 3 в ОГЭ - монолог по теме
Пример задания 3 в ОГЭ – монолог по теме

На подготовку дают 1,5 минуты, на ответ 2 минуты.

Давайте сразу посмотрим на оценивание. Задание “дорогое”, целых 7 баллов, оценивается сразу по нескольким пунктам:

  • Решение коммуникативной задачи (максимальный балл – 3): здесь нужно полностью и точно раскрыть содержание, т.е. ответить на все пункты плана – их 4. Нужно уметь аргументировать свое мнение, выразить отношение к теме высказывания. На каждый пункт плана нужно дать ответ в нескольких предложениях. По объему требуется 10-12 фраз (фраза — это не полноценное предложение, а относительно законченный отрезок речи, где есть подлежащее и сказуемое). Критерий РКЗ является самым важным, если по нему 0 баллов – то дальше работа не проверяется.

3 балла получают, когда полно (развернуто) и точно даны все 4 аспекта / 10-12 фраз

2 балла получают, когда 1 аспект – не полностью раскрыт/ 8 – 9 фраз

1 балл получают, когда 1-2 аспекта – не раскрыты; 2 аспекта полно и точно 2) 2 аспекта раскрыты не в полном объеме, 2 аспекта полно и точно /6 – 7 фраз

0 баллов дают, когда 3 аспекта не раскрыты / 5 фраз и менее

  • Организация высказывания (максимальный балл – 2): здесь оценивается логичность и связность. Правильное использование союзов, вводных слов, местоимений, т.е. языковых средств для логической связи. Также важно наличие вступления и заключения.

2 балла: есть вступление + заключение + логичное высказывание + средства логической связи.

1 балл: вступление/ (или) заключение + логичное высказывание + нарушение в использовании средств логической связи

0 баллов: нет вступления + заключения, средства логической связи практически не используются (или многочисленные ошибки в их использовании)

  • Языковое оформление речи (максимальный балл – 2): лексика и грамматика подходят коммуникативной задаче, слова правильно сочетаются, лексика и грамматика разнообразна и соответствует уровню А2, лексика и грамматика используется правильно, без ошибок. Сюда же относится соблюдение норм произношения: звуки в потоке речи, соблюдение ударения, интонации.

2 балла: не более 4-х лексико – грамматических ошибок И/ИЛИ не более 3 негрубых ошибок фонетических ошибок

1 балл: не более 5-ти лексико – грамматических ошибок И/ИЛИ не более 4-х негрубых фонетических ошибок

0 баллов: 6 и более лексико – грамматических ошибок И/ИЛИ 5 и более негрубых фонетических ошибок ИЛИ более 3 грубых ошибок.

Грубые ошибки – это те, которые меняют смысл высказывания.

Как выполнять задание 3: монолог?

За 1,5 минуты подготовки важно внимательно прочитать задание, продумать свои ответы, чтобы они отражали все пункты плана.

Начинаем монолог с вступительной фразы, которая отражаем тему:

Let me give a talk about …

– Now I would like to speak about….

– Today I am going to tell you about ….

Далее раскрываем аспекты-пункты плана. Можно в ответе использовать часть формулировки плана из задания. Нужно стараться давать на каждый пункт плана по 3 предложения, так точно будет набран нужный объём высказывания.

Сравните эти два ответа:

– why people like walking

  • People like walking because it’s useful for their health.
  • I think there are many reasons why people like walking. Some people enjoy walking because it’s useful for their health. Others love looking at the beautiful nature around.

Заключительная фраза:

– That’s all I wanted to tell you.

Для связи пунктов плана необходимо использовать вводные слова, вот некоторые из них:

Выражаем свое мнение: I think, I believe, in my view, in my opinion, to my mind, I’m absolutely sure, it’s obvious that …etc.

Для построения логики высказывания: however; first(ly), second(ly), third(ly); on one hand … on the other hand; one shouldn’t forget that …; …but at the same time; (and) besides; what’s more (moreover)…; finally

Для заключения: In general …, To sum up …, In conclusion …

Примеры готовых ответов в ОГЭ

Давайте посмотрим на готовый вариант из пособия, это не единственный верный вариант, а просто пример того, что ожидается на экзамене.

Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?

Ответ на него:

Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?

Вот еще один вариант задания и ответа, который зачли:

Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?
Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?

Но, здесь идет потеря балла по Организации высказывания, т.к. нет заключения. Есть ошибки, но они в пределах нормы, т.е. 2 балла за языковое оформление.

Как готовиться к этой части ОГЭ?

Для подготовки берем открытый банка заданий ФИПИ, откуда берутся монологи для самого экзамена. Отдельно хочется сказать про заучивание тем-топиков – делать этого не стоит, так как такие заученные отрывки всегда будут выделяться на фоне спонтанной речи. И часто они могут отходить от темы и быть избыточно. Лучше учиться отвечать спонтанно, но заранее проработать лексику и ответы на вопросы. Также для отработки подойдут пособия, о которых я писала в прошлой части, дублирую и здесь.

Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?

На сегодня всё. Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Полный гайд по написанию электронного письма другу в ОГЭ.

Всё, что нужно знать о грамматике в ОГЭ, разбор заданий и учебников для подготовки.

Задание 3 – монолог в ОГЭ по английскому языку. Что говорить на высший балл? Как оценивают эксперты?



Как подготовиться к Монологу из ОГЭ по английскому языку?



Опубликовано Май 16, 2017 в Подготовка к ОГЭ | 9 комментариев

Уже совсем скоро 9 класс ждет первый в их жизни экзамен – ОГЭ – основной государственный экзамен. В этом году честь быть первым выпала именно иностранным языкам. 26 мая девятиклассники сдадут письменную часть, которая включит в себя задания по аудированию, чтению, грамматике, словообразованию и письму, а 27 их будет ждать устная часть: чтение вслух, ответы на вопросы электронного ассистента и, наконец, устное монологическое высказывание, которому и посвящена эта статья.

Топики для подготовки к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку можно скачать тут, – ред.)

Как же набрать максимальное количество баллов за монолог?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Чтобы грамотно составить устное монологическое высказывание, нужно хорошо знать и понимать критерии, по которым оно оценивается. Критериев всего три: решение коммуникативной задачи (К5), организация высказывания (К6), языковое оформление высказывания (К7). Что стоит за каждым из этих пунктов читайте ниже.

(Узнайте больше о том, как сдать Задание №12, полезные советы и решения, – ред.).

Нужно помнить, что на подготовку дается всего 1,5 минуты, а на ответ – 2 минуты, значит, времени подумать будет немного, а потому следует выработать определенные стратегии ответа, иметь так называемые «заготовки».

(Официальный документ с критериями оценки называется «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку», он выложен в открытом доступе здесь, – ред.)

 К5 – РЕШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ

Итак, решение коммуникативной задачи предполагает полное, точное и развернутое освещение указанных в задании трех аспектов основной темы. Кроме того, нужно соблюсти необходимый объем – 11-12 предложений.

Для того, чтобы получить максимальное количество баллов по критерию (всего 3), на каждый аспект нужно сказать по три, а лучше даже четыре предложения. В ход идет простая арифметика: 3 предложения на 3 аспекта (трижды три равно 9) плюс вступительное и заключительное предложения (всего 2), итого получаем 11 – то, что доктор прописал. Но чтобы обезопасить себя от снижения балла по этому критерию из-за недостаточного объема, лучше, действительно, где-то сказать побольше.

(Скачать топики к ОГЭ-2020 можно в нашей новой статье, – ред.).

За что снижаются баллы по критерию К6? За недостаточный объем: 8-9 предложений оцениваются в 2 балла, а за 6-7 Вы получите всего 1.

Кроме того, балл снижается, если тема раскрыта не в полном объеме: за не полностью раскрытый один аспект Вы получите 2 балла, если же неполно осветили все аспекты темы или не раскрыли два из них, при этом третий раскрыт полностью, Вы получите 1 балл.

Если Вы не раскрыли два аспекта содержания, при этом третий аспект тоже не раскрыт, к сожалению, Вы получите 0. Ноль баллов выставляется и при недостаточном объеме высказывания: менее 5-ти предложений.

Если выпускник получает 0 баллов по этому критерию, все задание оценивается в 0 баллов.

К6 – ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Чтобы получить максимум (2 балла) за организацию высказывания, нужно помнить о вступительной и заключительной фразах, правильно использовать средства логической связи (то есть слова-связки).

Вступительная фраза уже готова: ее мы строим, исходя из задания. Например, в задании написано: «You are going to give a talk about films». Вступительная фраза такая же: «I’m going to give a talk about films». Только не полагайтесь на то, что Вы прочтете ее с экрана: первая фраза исчезнет, как только начнется запись.

Заключительная фраза тоже очень проста и она не изменится. Можно сказать: «I’ve come to the end of my talk. Thank you for listening», либо «This is the end of my talk. Thank you for listening». Если Вы видите, что отведенные Вам на рассказ секунды стремительно исчезают, и Вы не успеваете сказать приведенные выше фразы, хотя бы скажите: «That’s all for now», и да будет Вам счастье (балл сохранится).

Слова-связки в речи автоматизировать уже не так легко, как вступительную и заключительную фразы, но и не сказать, чтобы сложно.

Ваш монолог на экзамене состоит из 5-ти частей:
1)    вступительная фраза;
2)    1 аспект;
3)    2 аспект;
4)    3 аспект;
5)    заключительная фраза.

Просто возьмите за правило каждую часть начинать со слова-связки. Для этого они и нужны. Без них Ваша речь станет похожей на небезызвестную пословицу: «В огороде бузина, в Киеве – дядька».

Например, освещая первый аспект темы «Фильмы», который может быть сформулирован как «what kinds of films modern teenagers enjoy», можно вставить ни к чему не обязывающее «actually», или скажем, «in fact», «to tell the truth». Например: «To tell the truth, modern teenagers enjoy different kinds of films. Thrillers, comedies, adventures, science fiction films and even horrors are among teenagers’ favourite films. Besides, some of teens prefer watching action films and, unfortunately, crime films».

Переходя к тому аспекту темы, который подразумевает высказывание собственного мнения, не забудьте сказать «In my opinion», «As for me», «To my mind». Если перечисляете что-либо, можно прибегнуть к таким словам-связкам, как «Firstly», «Secondly», «Lastly», «Besides», «More than that», «Moreover».

Например, освещая второй аспект темы «Фильмы», который может быть сформулирован, как «where you prefer watching films: on TV, on the Internet or in the cinema, and why», можно сказать следующее: «In my opinion, watching films on the Internet is more convenient because I can always pause the film when I really need it. For example, if I have to answer the phone call. More than that, watching films on the Internet is free, that’s why I can do it every day if I want to». В этом коротком абзаце эксперт насчитает 4 слова-связки.

Если Вы хотите выразить отношения противопоставления между идеями, то используйте слова-связки «Although», «However» и т.д.

(Подготовка к ОГЭ. Сертифицированный преподаватель. +7 (905) 772 89 09)

Только ни в коем случае не начинайте предложения с BUT и c AND. За это снимут балл.

К7 ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Здесь все просто: оценивается Ваш словарный запас, грамматические структуры, фонетика.

Вы получите 2 балла (это максимум), если не сделаете более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок и/или более 3-х фонетических.

1 балл – не более 5-ти негрубых языковых ошибок и/или не более 4-х негрубых фонетических.

0 баллов – 6 и более языковых ошибок и/или 5 и более фонетических ошибок. Или более трех грубых ошибок.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить выпускник 9-го класса за это задание, составляет 7 баллов.

Теперь попробуем сложить все, что было сделано выше в единое связное монологическое высказывание:

I’m going to give a talk about films.
To tell the truth, modern teenagers enjoy different kinds of films. Thrillers, comedies, adventures, science fiction films and even horrors are among teenagers’ favourite films. Besides, some of teens prefer watching action films and, unfortunately, crime films. I can always meet a lot of peers in the cinema.
However, in my opinion, watching films on the Internet is more convenient because I can always pause the film when I really need it. For example, if I have to answer the phone call. More than that, watching films on the Internet is free, that’s why I can do it every day if I want to.
Personally, I watch films online very often. I have seen «Titanic» recently. In fact, that film was about love on board the famous British passenger liner which sank in the North Atlantic Ocean in 1912. Although, the film is rather old I liked it a lot.
This is the end of my talk. Thank you for listening.

Последний абзац приведенного выше монолога посвящен аспекту, который может быть сформулирован, как «what film you have seen recently, what  it was about». Этот монолог может быть рассказан в быстром темпе чуть более, чем за 1 минуту, а в медленном – Вы вполне уложитесь в 2 минуты.

На нашем сайте Вы также сможете найти полезные для Вас материалы для подготовки к устной части ОГЭ.

Узнайте больше об английском языке.

Автор: Гульнара Касимова.

На чтение 3 мин Просмотров 46.2к. Обновлено 09.12.2022

В сентябре 2020 года нас всех удивили новостью о том, что огэ по английскому языку изменится. Изменения коснулись аудирования и  письменной части.  В 2019 году изменения были в первом чтении и в 3 задании устной части.

Сегодня я разберу третье задание устной части огэ и приведу пример готового монолога. Далеко ходить не будем и возьмем задания Демо версии 2021.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2021 г.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2021 г.

Именно в таком виде ученик получает задание на экзамене. Перед нами 4 пункта, которые нужно осветить в своем монологе. У нас есть 1.5 минуты на подготовку и 2 минуты, чтобы рассказать монолог вслух. Не забываем, что нужно сделать вступление и заключение. Это входит в оценку Вашего ответа. Количество предложений — 10-12

Шаблон ответа:

Reading books

Вступление: 1. I am going to give a talk about reading books. 2. Reading is an intellectual activity that people enjoy. 3. Reading improves brains and broadens the horizon.

Аспект 1: ответ на вопрос какие книги современные подростки любят читать:

4. I think that modern teenagers do not read a lot but still they have some favourite ones. 5. For example, they like reading love stories and science fiction.

Аспект 2: ответ на вопрос нужны ли библиотеки или нет и почему: 6. We must admit the fact that libraries are not so popular as they used to be. 7. I consider they are not necessary because we can find the book online and read it. 8. Moreover, we can order any book online and buy it. 9. I usually do like this. 10. I don’t go to the library to borrow the book.

Аспект 3: ответ на  вопрос какую книгу ты недавно прочитал и о чем она: 11. Recently, I have read a book called Sapiens, a brief history of humankind. 12. It is about people and how they evolve during the time. 13. It is really interesting and thought-provoking.

Аспект 4: ответ на вопрос какое у тебя отношение к чтению. 14. My attitude to reading is positive because nothing can develop you like books. 15. Reading opens new doors and new worlds.

Заключение: 16. In conclusion, I want to say that reading is an important part of everyone’s life.

Вот такой ответ получился. Всё вместе — 16 предложений. Если у Вас получаются большие предложения, но их мало. Разделите их на 2 и тогда получится нужное количество.

Ниже даю схему дополнительного оценивания монолога в огэ 2021. По ней вы можете проверять любой монолог, который готовите. Также, смотрите монологи на ФИПИ. Проработайте их все. Один из них может попасться на экзамене, потому что экзамен формируется из открытого банка ФИПИ.

Дополнительная схема оценивания задания 3

Дополнительная схема оценивания задания 3 .

Урусова Татьяна

Учитель высшей категории. Индивидуальный и групповой онлайн репетитор. Эксперт ОГЭ по английскому языку.

Оцените автора

( 11 оценок, среднее 3.55 из 5 )

Добавить комментарий