1. Передо мной интересная фотография.
2. Её тема (прочитать тему, указанную над фотографией).
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами большая (маленькая) комната / кабинет / спортивный зал / спортивная площадка, картинная галерея / зал музея / школьный стадион и т.п.
5. В центре фотографии – (кто?) дети / взрослые / мальчик(и) / девочка (и) / школьник(и) / спортсмен(ы, ки) / выпускник (и) и т.п.
6. Он (она, они) увлечённо (радостно) (что делает? что делают?) играют в шахматы (волейбол, баскетбол) / катаются на коньках (лыжах, велосипеде), рассматривают картины (предметы старины) / смотрят телевизор / празднуют день рождения / отмечают праздник Последнего звонка и т.п.
7. Видно, что ему (ей, им) нравится это / что? / что делать?
8. На (ком?) детях / взрослых / мальчик(е,ах) / девочк(е,ах) / школьник(е,ах) / спортсмен(е, ках) / выпускниках школьная (спортивная)/ форма / праздничная одежда / праздничная школьная форма / спортивный костюм / зимняя одежда и т.п.
9. Я тоже люблю … (что делать? – взять из темы фотографии)
10. Мне нравится эта фотография, потому что она точно передаёт настроение (кого? – детей, школьников, спортсменов, взрослых, мальчиков, девочек и т.п.)
Устное собеседование
Описание фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Рассуждение на заданную тему
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
Пересказ и включение высказывания в текст:
1.Способы включения высказывания в текст
Предложения с прямой речью.
Сергей Павлович Королёв сказал оГагарине: «Он дал людям веру в ихсобственные силы, в их возможности, далсилу идти увереннее, смелее к своей мечте…Это – Прометеево деяние…»
2.Способы включения высказывания в текст
Предложения с косвенной речью
Сергей Павлович Королёв сказал, чтоГагарин дал людям веру в их собственные
силы и возможности, сделал людей болеесмелыми.
3.Способы включения высказывания в текст
Предложения с вводными конструкциями
По словам Сергея Павловича Королёва,Юрий Гагарин «дал людям веру в ихсобственные силы, в их возможности».
Подготовка к монологу
На собеседовании вам предстоит создатьнебольшое монологическое высказывание
одного из типов:
• описание запечатлённого на фотографии(тема 1);
• повествование на основе своегожизненного опыта (тема 2);
• рассуждение по заданному вопросу (тема3).
Описание
1.Определитетемумонологическоговысказывания(праздник, чтение, спорт, отдых и др.).
2.Рассмотрите фотографию очень внимательно.Какправило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видомдеятельности). Выделите на снимке главное и ответьте навопросы: кто изображён на фотографии и чем онзанят? о чём, возможно, думает? какие чувства скореевсего испытывает? Обязательно связывайте свои ответыс темой описания!
3.Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточкеучастникасобеседования.Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.
4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10фраз.
Описание
Опишите фотографию.
Не забудьте описать,
• какая ситуацияизображена наснимке;
• какие чувстваиспытывают герои;
• какое впечатлениепроизвело на Васувиденное.
Пример описания
Какая ситуация изображена на снимке?
На фото изображена ситуация, вкоторой может оказаться каждый. Мывидим пожилого мужчину, которому сталоплохо. Он держится за сердце. Видимо, у
него сердечный приступ.Главное, чтовокруг него собрались неравнодушные
люди, готовые прийти на помощь.
Какие чувства испытывают герои?
Мужчине больно, поэтому собравшиесялюди хотят ему помочь. Думаю, чувства,
которые они испытывают, – это тревога исострадание.Тревога, потому что жизни
человека угрожает опасность. А сострадание,потому что незнакомые прохожие не прошлимимо, не оставили человека в беде,сочувствуют ему и помогают.
Какое впечатление произвело на Васувиденное?
Эта фотография напоминает о том, чтолюбой человек может оказаться в беде.
И очень важно, чтобы рядом в этот моментбыли добрые, неравнодушные люди,
готовые помочь.
Повествование
1.Определите тему монологического высказывания (праздник, поход,загородная поездка, учебное мероприятие и др.).
2.Выберите из событий своей жизни то, о котором будетерассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошлособытие? кто его участники? как событие планировалось,подготавливалось(начиналось)?Затемвосстановите
последовательность развития события (рассказывая о нём, выможете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.)Обязательно поразмышляйте об отношении участников события кпроисходившему.
3.Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.Постройте повествование, пользуясь примерным планом,предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.
4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Пример повествования
Тема 2. Летние каникулы
Расскажите, как вы провели летние каникулы.
Не забудьте рассказать,
• где вы побывали во время летних каникул;
• с кем вы проводили на каникулах своёсвободное время (с родителями, друзьями,
одноклассниками);
• что интересного произошло с вами наканикулах;
• что нового вы узнали за время летних каникул.
Пример повествования
Я всегда с нетерпением жду летних каникул.Учеба закончена, и можно отправиться впутешествие. Мои родители всегда тщательнопланируют летний отдых, чтобы провести еговместе и побывать в новых интересных местах.
Прошлое лето запомнилось мне двумяпоездками. Сначала мы отправились к нашимродственникам в Дагестан: гуляли поМахачкале, ездили на экскурсии в Гуниб истаринную крепость Дербент, купались вКаспийском море.
Потом мы поехали в Петербург. Я ужебывал там и раньше. Но в этот раз мы
хотели показать наш любимый город моеймладшей сестре. Конечно, за десять дней
всего не увидишь, но мы успели побыватьвЭрмитаже,Русскоммузее,Петропавловской крепости. Ездили вПетергоф, Пушкин и Павловск. Катались на
речном трамвайчике и просто гуляли поНевскому проспекту.
Домамыпоказывалидрузьямфотографии из Дагестана и Петербурга,вспоминали разные смешные случаи.Каждому было что рассказать интересногоо летнем отдыхе.Лето уже давно прошло, но мы частовспоминаемнашипоездкии
договариваемся, куда отправимся вследующий раз.
Рассуждение
1.Определите тему монологического высказывания и главный вопрос,
на который вам предстоит ответить (они сформулированы в
карточке участника собеседования).
2.Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис
(мысль,которуювыбудетеобосновывать),подберите
доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис),сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения,которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия идр. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным(достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мнепредставляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)
3.Постройтерассуждение,пользуясьпримернымпланом,предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.
4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.
Примерный
шаблон описания фотографии
1.Передо мной интересная (удачная,
занимательная и т.п.) фотография.
2.На ней изображен(а,ы) ……(поход ,рыбалка,
прогулка, игра и т.д.).
3.Давайте рассмотрим изображение
внимательнее.
4.Перед нами …..(летний лес, зал музея,
комната и т.д.)
5.Мне кажется, фотографию сделал (учитель,
родитель, друг, сын и т.д.)
6.На фотографии мы видим….(двух девочек,
семью, класс и т.д.)
7.Они ( как выглядят, какая одежда, чем
заняты)
8.Их лица (печальны, веселы, грустны,
оживленны и т.д.)
9.Я считаю, что снимок получился (смешным,
занимательным, удачным, завораживающим и т.д.)
10.Мне понравилась фотография, потому что
она (четко передает чувства, эмоции, атмосферу и т.д.) .
В задании 3 устного собеседования по русскому языку выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления монологического высказывания. Как правило, многие выбирают либо описание фотографии, либо повествование на основе жизненного опыта, ведь на подготовку дается лишь минута, за которую необходимо продумать структуру своего ответа с учетом критериев оценивания.
Может, кому-то покажется это простым заданием. Собеседник же выдает карточку-помощницу, а на ней записаны и вспомогательные вопросы, и подсказки, помогающие выпускнику построить высказывание, соответствующее теме. Но я так не считаю, так как вижу, что на деле все выходит иначе. Учащийся волнуется, теряет нить размышлений, сбивается с мысли, что естественным образом приводит к отсутствию логичности и последовательности, связности высказывания. Как же избежать такой ситуации? Конечно же, как в любом деле, нужны практикумы, знакомство с примерными ответами, составление своих карточек-помощниц.
При подготовке детей к такому виду деятельности разрабатываю шаблоны ответов по фотографиям, которые объединяю в тематические блоки. Например, хобби и увлечения, поездки и экскурсии, мир профессий, праздники и знаменательные события, спорт, природа, человек-человек (снимки, посвященные взаимоотношениям между людьми, семье, семейным ценностям), человек – природа(животные). По сути, схема подготовки выглядит следующим образом:
1) Изучение критериев оценивания
Напоминаю, что монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:
1 КРИТЕРИЙ
Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Помните, что минимальный объем монолога – 10 фраз. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные.
2 КРИТЕРИЙ
Учет речевой ситуации. Проще говоря, это понимание учащимся того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником.
3 КРИТЕРИЙ
Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.
2) Разработка совместно с учащимися примерных ответов по блокам.
В рамках данного этапа школьникам предлагается самостоятельно подобрать синонимы к словам, которые дает учитель, составить предложения, отличающиеся разным построением. Согласитесь, что однотипность построения синтаксических конструкций(предложений), обилие речевых повторов (следствие плохой ил некачественной работы детей с синонимами) – одна из ключевых проблем, которую пытается решить филолог, чтобы помочь своим ученикам.
3) Составление учащимися ответов по другим снимкам из блока.
Сначала, конечно же, этот тип работы имеет письменную форму, затем – устную (с учетом 1 минуты на подготовку). Важно, чтобы учащийся научился слышать, что он говорит и как он это говорит.
В конце статьи привожу типовые конструкции, которые можно использовать при описании фотографии, а также пример описания снимка из блока “Профессии”.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Что можно использовать?
1) Посещение музея (библиотеки, картинной галереи, выставки, музея-усадьбы) – прекрасная возможность узнать что-то новое, интересное, расширить кругозор, соприкоснуться с прекрасным, увидеть предметы старины, относящиеся к определённой эпохе.
2) Фотография помогает запечатлеть самые яркие и счастливые моменты, которые хочется воспоминать снова и снова.
3) День Победы (День знаний, ВМФ и т.д.) – это тот праздник, (событие), который отмечает вся наша страна, так как ….
4) Передо мною фотография, сделанная во время…
Избегаем речевых повторов! Фотография – снимок, кадр, фотокарточка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Перед(о) нами (мною) …большая (маленькая)комната / кабинет /спортивный зал / спортивная площадка, картинная галерея / зал музея / школьный стадион и т.п.
2) В центре фотографии – … (кто?) дети / взрослые / мальчик(и) / девочка (и) / школьник(и) / спортсмен(ы, ки) / выпускник (и) и т.п.
3) Он (она, они) увлечённо (радостно) … (что делает? что делают?) играют в шахматы (волейбол, баскетбол) / катаются на коньках (лыжах, велосипеде), рассматривают картины (предметы старины) / смотрят телевизор / празднуют день рождения / отмечают День Победы и т.п.
4) Видно, что ему (ей, им) нравится это…/ что? / что делать?
5) На (ком?) … детях / взрослых / мальчик(е,ах) / девочк(е,ах) / школьник(е,ах) / спортсмен(е, ках) / выпускниках школьная (спортивная)/форма / праздничная одежда / праздничная школьная форма / спортивный костюм / зимняя одежда и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Глядя на фотографию, вспоминаю (думаю, ощущаю)
2) Данный снимок мне понравился, потому что…
1) На данной фотографии мы видим воспитателя детского сада и детей.
2) Они находятся в столовой и заняты приемом пищи.
3) На переднем плане снимка изображен небольшой детский стол, за которым сидит воспитательница и двое малышей.
4) На столе лежат приборы: тарелки с едой, кружки, тарелочка с хлебом.
5) Видно, что девочка, сидящая справа от воспитателя, самостоятельно ест ложкой суп, а мальчик балуется и не хочет есть.
6) Малыш наклонил голову вниз и улыбается, а педагог, улыбаясь мальчику в ответ, протягивает ему ложку с супом.
7) На заднем плане – столик, за которым сидят несколько ребят, один из которых пристально смотрит на автора данного снимка.
8) В столовой царит дружелюбная атмосфера.
9) Воспитатель улыбается, сразу видно, что она хорошо ладит с детьми и умеет найти к ним подход.
10) Я думаю, что люди, выбравшие профессию воспитателя детского сада, должны обладать терпением, добротой, любить детей и находить с ними общий язык.
Дорогие подписчики, если Вам интересны примеры ответов, составленные мною с учащимися, то жду ваших отзывов, пожеланий, комментариев, лайков.
Задание 3 итогового собеседования – тематическое монологическое высказывание.
Предлагаем фотографии к итоговому собеседованию для подготовки к устному экзамену в 9 классе.
→ скачать фотографии
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.
КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…
ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то
описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции
присутствующих (присутствующего) на ней.
→ варианты итогового собеседования
Связанные страницы: