Как составить морфологический разбор слова

План морфологического разбора

План морфологического разбора слова зависит от части речи слова. Покажем порядок морфологического разбора для каждой части речи.

Имя существительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж)
    • Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.
    • Непостоянные признаки:падеж, число.
  2. Синтаксическая роль.

Имя прилагательное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
    • Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.
      У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.
  2. Синтаксическая роль.

Имя числительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж).
    • Постоянные признаки: простое или составное, количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Местоимение

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
    • Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Глагол

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма).
    • Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.
    • Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Причастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
    • Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
  2. Синтаксическая роль.

Деепричастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма глагола).
    • Вид.
    • Неизменяемость.
  2. Синтаксическая роль.

Наречие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Неизменяемое слово.
    • Степень сравнения.
  2. Синтаксическая роль.

Категория состояния

Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Неизменяемое слово.
  3. Синтаксическая роль.

Предлог

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Простой или составной, производный или непроизводный.

Союз

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

Частица

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Разряд.

Междометия

Для междометий морфологические разборы не делаются.

Синтаксическая роль

В конце морфологического разбора определяется синтаксическая роль слова, то есть каким членом предложения слово является. Выделяют: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие (категория состояния), глагол (причастие, деепричастие) являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения, поэтому в плане морфологического разбора либо опускается пункт 3, либо пишется с формулировкой «Не является членом предложения». Читайте подробнее про члены предложения.

Морфологический разбор

имени существительного


1. Часть речи. (вопрос)

Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:
3. Собственное или нарицательное
4. Одушевленное или неодушевленное (вопрос)
5. Род
6. Склонение.
Непостоянные признаки:
7. Падеж.
8. Число.
9. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: по реке

1. Сущ. (что?)

2. Н. ф.- река

3. Нариц.

4. Неодуш.

5. Ж. р.

6. 1 скл.

7. Д. п.

8. Ед. ч.

9. Дополн.

Морфологический разбор

имени существительного


1. Часть речи. (вопрос)

Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:
3. Собственное или нарицательное
4. Одушевленное или неодушевленное (вопрос)
5. Род
6. Склонение.
Непостоянные признаки:
7. Падеж.
8. Число.
9. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: по реке

1. Сущ. (что?)

2. Н. ф.- река

3. Нариц.

4. Неодуш.

5. Ж. р.

6. 1 скл.

7. Д. п.

8. Ед. ч.

9. Дополн.

Морфологический разбор

имени прилагательного1. Часть речи. (вопрос)
Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., м. р., ед. ч.)

Непостоянные признаки

3. Падеж

4. Число

5. Род (в ед. ч.)
6. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: на зелёной (ветке)

1. Прил.(какая?)

2. Н. ф.- зелёный

3. П. п.

4. Ед. ч.

5. Ж. р.

6. Опред.

Морфологический разбор

имени прилагательного1. Часть речи. (вопрос)
Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., м. р., ед. ч.)

Непостоянные признаки

3. Падеж

4. Число

5. Род (в ед. ч.)
6. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: на зелёной (ветке)

1. Прил.(какая?)

2. Н. ф.- зелёный

3. П. п.

4. Ед. ч.

5. Ж. р.

6. Опред.

Морфологический разбор местоимения1. Часть речи. (вопрос)
Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., ед. ч.)
Постоянные признаки
3. Лицо (у личных местоимений)

Непостоянные признаки:
4
. Число

5. Род (в 3 л. ед. ч.)
6. Падеж
7. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: у неё-

1. Мест.(кто?)

2. Н. ф. – она

3. 3 л.

4. Ед. ч.

5. Ж. р.

6. Р. п.

7. Дополн.

Морфологический разбор местоимения1. Часть речи. (вопрос)
Морфологические признаки:
2. Начальная форма (И. п., ед. ч.)
Постоянные признаки
3. Лицо (у личных местоимений)

Непостоянные признаки:
4
. Число

5. Род (в 3 л. ед. ч.)
6. Падеж
7. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: у неё-

1. Мест.(кто?)

2. Н. ф. – она

3. 3 л.

4. Ед. ч.

5. Ж. р.

6. Р. п.

7. Дополн.

Морфологический разбор глагола

1.
 Часть речи. (вопрос)

Морфологические признаки:
2. Начальная форма (неопр. ф.- что делать? что сделать?).
Постоянные признаки:
3.
 Спряжение
Непостоянные признаки:
4. Время

5. Лицо (в наст., буд. вр.)

6. Число

7. Род (в пр. вр.)
8. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: ходит –

1. Гл. (что делает?)

2. Н. ф. – ходить

3. II спр.

4. Наст. вр.

5. 3 л.

6. Ед. ч.

7.-

8. Сказ.

Морфологический разбор глагола

1.
 Часть речи. (вопрос)

Морфологические признаки:
2. Начальная форма (неопр. ф -что делать? что сделать?).
Постоянные признаки:
3
. Спряжение
Непостоянные признаки:
4. Время

5. Лицо (в наст., буд. вр.)

6. Число

7. Род (в пр. вр.)
8. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является)

Например: ходит –

1. Гл. (что делает?)

2. Н. ф. – ходить

3. II спр.

4. Наст. вр.

5. 3 л.

6. Ед. ч.

Морфологический разбор слова

Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически. 

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком — сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма — молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

Примеры морфологического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения,
которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог,
союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на
определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к
тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики
этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой
план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению)
материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям
существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является
понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются
более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода
материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой
экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки
виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или
убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких
карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и
звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные
части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на
вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п.
    мн.ч. = И.п. мн.ч.
    ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к
    ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.:
    ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е);
    3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не
изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О
    ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой
вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос
КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может
быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность
кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и
подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО
ДЕЛАТЬ?
” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им,
    ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/
    непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без
    предлога
    ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что
    сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал
    бы
    ? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?),
    настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы),
    3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков
нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и
подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?
(или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК
предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/
    порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением
каждой части
слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только
последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с
указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос
“КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на
ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест
    .-прил., мест. -числ
    .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе
    сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн.,
    кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от
главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос
“КАК?”
(КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК
ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и
    степени
    (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное,
личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное,
отрицательное.
)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает
СОСТОЯНИЕ
человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два
вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у
СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр.
“КАКОЙ?”
и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное
    (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-,
    -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и
“ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для
связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов:
    в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) /
    непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может
входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов
предложения
или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких
    слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо,
    однако…
    ) + группа по значению (соединительные: и; противительные:
    но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в
    составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по
    значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные:
    если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные:
    так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные:
    как будто)
  •  Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает
доп.оттенки
(какие именно: вопросительные, восклицательные,
указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или
служит для образования форм слов
(каких именно: наклонения, степени
сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые:
    неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может
входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к.
выражает различные чувства
или побуждение к действию/передают звуки живой
или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи;
производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

В школьной программе на уроках русского языка делают морфологический разбор слова, который будет показывать полную грамматическую характеристику текущего слова. 

Сегодня мы поговорим как делать морфологический разбор слова. В нашем уроке мы рассмотрим примеры разбора:

  • существительного;
  • прилагательного;
  • числительного;
  • местоимения;
  • глагола;
  • наречия.

Слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки и понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

Как делать морфологический разбор слова

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное – неодушевленное.

4. Определить род (женский – мужской – средний), склонение, падеж, число (единственное – множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой».

Устный разбор 

Лисята – это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) – лисята. Начальная форма – лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор

Лисята – сущ.

(Кто?) – лисята;

Н. ф. (начальная форма) – лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) – лисята – подлежащее.

Морфологический разбор существительного

Морфологический разбор прилагательного

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор

Трудолюбивая (белочка) – прилагательное. Белочка (какая?) – трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма – трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор

Трудолюбивая (белочка) – прилаг.;

Н.ф. – трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? – трудолюбивая – определение.

Морфологический разбор прилагательного

Морфологический разбор числительного

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму – в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое – составное числительное, количественное – порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор

«Пять» – числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) – пять. Начальная форма – пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор

Пять – числит.: галчат (сколько?) – пять;

Н.ф. – пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) – пять галчат – часть подлежащего.

Морфологический разбор числительного

Морфологический разбор местоимения

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) – род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор

«Мне» – местоимение. Указывает на предмет (кому?) – мне. Начальная форма – «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор

Мне – местоим.:

(Кому?) – мне;

Н.ф. – я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? – мне – дополнение.

Морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть – время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор

«Вспыхнул» – глагол. Обозначает действие (что сделал?) – вспыхнул.

Начальная форма – вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в прошедшем времени, в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор

Вспыхнул – глагол;

(что сделал?) – вспыхнул;

Н.ф. – вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

Что сделал? – вспыхнул – сказуемое.

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор наречия

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор

«Быстро» – наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) – быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

Быстро – наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? – быстро – обстоятельство.

Морфологический разбор наречия

Выводы

Как мы видим делать морфологический разбор слова совсем просто, все части речи разбираются почти одинаково.

Недавно мы писали интересную и полезную статью на тему средства выразительности в стихотворении.

Источники: fb.ru

Добавить комментарий