Как составить морфологический разбор сущ

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы – сущ. (что?).
  2. Н. ф. – шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 105,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 132,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 235,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 167,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 187,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 152,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 246,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 444,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 587,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 316,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 117,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.

Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.

Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.

Определение

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

  • (кто?) сын, сосед, человек;
  • (что?) дорога, небо, чертеж.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв во внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.

Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.

Затем выявим постоянные признаки имени существительного:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • отвлеченное или конкретное;
  • вещественное, собирательное;
  • род (мужской, средний, женский)
  • склонение (первое, второе или третье).

У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют  форму только единственного или множественного числа.

Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.

Начальная форма существительного — это форма именительного падежа единственного числа.

Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).

Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.

План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
  • род
  • число (у существительных только единственного или множественного числа);
  • склонение

б) непостоянные признаки:

  • падеж
  • число

III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор существительного

Источник изображения: http://razum.myinsales.ru

В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

I.  Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • вещественное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • творительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.


У меня над головой яркая синева неба³.

I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • средний род
  • II склонение

б) непостоянные признаки:

  • родительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).

Слово «неба» поясняет  существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:

синева (чья?) неба.

Синева неба = небесная синева.


 На часах³  было уже полседьмого.

I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевленное
  • конкретное
  • множественное число
  • склоняется как существительное множественного числа

б) непостоянные признаки:

  • предложный падеж

III. Синтаксическая роль — обстоятельство.


Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.

I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • нарицательное
  • одушевленное
  • конкретное
  • женский род
  • I склонение

б) непостоянные признаки:

  • винительный падеж
  • единственное число

III. Синтаксическая роль — дополнение.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 78

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, который изучает части речи. Часть речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

  • по лексическим значениям;

  • по морфологическим признакам и грамматическим категориям;

  • по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи Служебные части речи Междометия
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество или указывают на них. Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Существительное
Прилагательное
Числительное
Глагол
Наречие
Местоимение
Причастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Деепричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Предлог
Союз
Частица

По поводу причастий и деепричастий лингвисты не договорились:

  • в одних учебниках их рассматривают как особые формы глагола, поскольку и причастия, и деепричастия образованы от глаголов, наследуют часть глагольных грамматических признаков и их значение тесно связано с действием;

  • в других учебниках причастия и деепричастия считают самостоятельными частями речи, поскольку у тех и у других есть свои уникальные грамматические признаки и в предложении они выполняют иные синтаксические роли, чем глаголы.

Что значит «морфологический разбор слова», мы уже сформулировали выше: это его грамматическая характеристика. А теперь узнаем, как именно его делать. В статье мы собрали алгоритмы и примеры, которые помогут разобраться, как выполняется морфологический разбор слов разных частей речи:

  • существительного;

  • прилагательного;

  • числительного;

  • местоимения;

  • глагола;

  • наречия;

  • причастия;

  • деепричастия.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Морфологический разбор существительного

План разбора имени существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма существительного (И. п., ед. ч.).

    Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

    Непостоянные морфологические признаки: в каком падеже и числе употреблено существительное.

  3. Синтаксическая роль существительного.

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

    Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  3. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?

Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то

Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте

Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н

е

и

когда крупный т

о

а

рговый центр края со временем начал пустеть и прих

о

а

дить в упадок. Потеряв сн

о

а

чала статус города, а потом большую часть ж

ы

и

телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод

а

о

провода, прож

ы

и

вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн

е

и

г

о

а

х

о

а

де по озеру Воже.

Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.

Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?

Мы нашли волшебное перо!

Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →

Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте

апельсин
ов

ый

ноздр

и

живот
н
о
вод

Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →

Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт

Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.

Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.

Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.

Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это

мечта

надежда

Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →

Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте

Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.

Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!

Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →

Морфологический разбор прилагательного

План разбора имени прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма прилагательного (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд (относительное, качественное, притяжательное).

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для качественных прилагательных), степень сравнения (для качественных прилагательных), падеж, число, род (в ед. ч.).

  3. Синтаксическая роль прилагательного.

Образец разбора прилагательного

Меня окружают высокие люди.

  1. Высокие (какие?) — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): высокий.

    Постоянные признаки: качественное.

    Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, положительной степени сравнения, именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: люди (какие?) высокие.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора имени числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. для порядкового, И. п. для остальных разрядов).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); разряд по составу (простое, сложное, составное).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж; род и число (для порядкового).

  3. Синтаксическая роль числительного.

Образцы разбора числительных

Пролетело четыре дня.

  1. Четыре (сколько?) — имя числительное, обозначает количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): четыре.

    Постоянные признаки: количественное, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (сколько?) четыре дня.

В первой комнате никого не было.

  1. В первой (которой?) — имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): первый.

    Постоянные признаки: порядковое, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в предложном падеже, женском роде, единственном числе.

  3. В предложении является определением: в комнате (которой?) первой.

Морфологический разбор местоимения

План разбора местоимения-существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п. или Р. п. для местоимений, у которых нет формы И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению, лицо (для личных местоимений), число (для личных местоимений, а также то, это, всё, все), род (для личных местоимений третьего лица).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-существительного

У неё сегодня такой грустный взгляд.

  1. У неё (у кого?) — местоимение, указывает на лицо.

  2. Начальная форма (И. п.): она.

    Постоянные признаки: личное, 3-е лицо, женский род, единственное число.

    Непостоянные признаки: употреблено в родительном падеже.

  3. В предложении является дополнением: (у кого?) у неё.

План разбора местоимения-прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.; для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж, род (в ед. ч.), число (для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — только род и число).

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-прилагательного

Её глаза были полны слёз.

  1. Её (чьи?) — местоимение, указывает на признак предмета по его принадлежности к кому-либо или чему-либо.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): её.

    Постоянные признаки: притяжательное.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: глаза (чьи?) её.

План разбора местоимения-числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-числительного

Осталось ещё несколько кусочков рафинада.

  1. Несколько (сколько?) — местоимение, указывает на количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): несколько.

    Постоянные признаки: неопределённое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (что?) несколько кусочков.

Морфологический разбор глагола

План морфологического разбора глагола

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив).

    Постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

    Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).

  3. Синтаксическая роль глагола.

Образец разбора глагола

Речь мы произнесли громко и выразительно.

  1. Произнесли (что сделали?) — глагол, обозначает действие предмета.

  2. Начальная форма: произнести.

    Постоянные признаки: глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения.

    Непостоянные признаки: употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, первом лице.

  3. В предложении является сказуемым: (что сделали?) произнесли.

Морфологический разбор наречия

Порядок разбора наречия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Морфологические признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть), неизменяемость.

  3. Синтаксическая роль наречия.

Образец разбора наречия

Цветы вкусно пахли.

  1. Вкусно (как?) — наречие, обозначает признак действия.

  2. Морфологические признаки: определительное, неизменяемое.

  3. В предложении является обстоятельством: пахли (как?) вкусно.

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора причастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, вид, время.

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род (в ед. ч.), падеж (для причастий в полной форме).

  3. Синтаксическая роль причастия.

Образец разбора причастия

Выпишите все слова, соответствующие условиям.

  1. Соответствующие (какие?) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

  2. Начальная форма: соответствующий.

    Постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида.

    Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.

  3. В предложении является определением: слова (какие? что делающие?) соответствующие.

Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора деепричастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив глагола).

    Постоянные морфологические признаки глагола: вид, возвратность, переходность.

    Непостоянные морфологические признаки: неизменяемая форма.

  3. Синтаксическая роль деепричастия.

Образец разбора деепричастия

Задумавшись, я проехала свою остановку.

  1. Задумавшись (что сделав?) — деепричастие, обозначает добавочное действие к основному действию.

  2. Начальная форма глагола: задуматься.

    Постоянные признаки глагола: совершенного вида, возвратный, непереходный.

    Непостоянные признаки: неизменяемая форма.

  3. В предложении является обстоятельством: проехала (как?) задумавшись.

Морфологический разбор существительного


Морфологический разбор существительного

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1114.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1114.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм существительных.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его синтаксическая роль в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи, к которой относится словоформа, грамматическое значение и грамматический вопрос.
  • 2. Начальная форма, морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«

Андрей

пил

кофе

из фарфоровой

чашки

».

Андрей

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • 1. Андрей – существительное (кто?), предмет.
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (кого? что?), предмет.
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ср. р. (допустим и м.р.), несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Из чашки – существительное (из чего?), предмет.
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Лена Атобина

    7/7

  • Муса Магомедтагиров

    6/7

  • Виктория Поплавская

    7/7

  • Марк Животовский

    7/7

  • Анна Штаймец

    7/7

  • Дени Абалаев

    7/7

  • Айгиза Гимаева

    6/7

  • Даня Малышко

    4/7

  • Алёна Лобкова

    3/7

  • Ольга Тарнакина

    7/7

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1114.


А какая ваша оценка?

План морфологического анализа имени существительного

1. Часть речи, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (форма единственного числа именительного падежа).

3. Постоянные морфологические признаки:

а) нарицательное/собственное;

б) одушевлённое/неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.

4. Непостоянные морфологические признаки:

а) число;

б) падеж.

5. Синтаксическая роль.

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (И. Крылов. Волк и ягнёнок).

(К) ручью — имя существительное.

1. Зашёл (к чему?) к ручью. Общее грамматическое значение — предмет.

2. Начальная форма — ручей.

3. Постоянные морфологические признаки:

а) нарицательное;

б) неодушевлённое;

в) мужской род;

г) (2)-е склонение.

4. Непостоянные морфологические признаки:

а) единственное число;

б) дательный падеж.

5. Зашёл (куда?) к ручью — в предложении является обстоятельством.

Добавить комментарий