- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
- склонение;
4. Непостоянные признаки:
- число;
- падеж;
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример устного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)
3. Постоянные признаки:
- существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
- существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
- существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица.
- существительное первого склонения, т.к. имеет окончание –а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
- существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
- существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу.
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
- Птицу – сущ. (кого?)
- Н. ф. – птица.
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
- птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.
Птиц
- Птиц – сущ. (кого?)
- Н. ф. – птица
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
- птиц
Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.
Шахматы
- Шахматы – сущ. (что?).
- Н. ф. – шахматы
- Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
- Мн. ч., И. п.
- Шахматы
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 75,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 255,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 140,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 59,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 109,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 81,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 185,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 91,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 676,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Повторение стр. 142 – 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 444,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 420,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 117,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 154,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.
Определение
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо или предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
- (кто?) сын, сосед, человек;
- (что?) дорога, небо, чертеж.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв во внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- отвлеченное или конкретное;
- вещественное, собирательное;
- род (мужской, средний, женский)
- склонение (первое, второе или третье).
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Начальная форма существительного — это форма именительного падежа единственного числа.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
- род
- число (у существительных только единственного или множественного числа);
- склонение
б) непостоянные признаки:
- падеж
- число
III. Синтаксическая роль
Источник изображения: http://razum.myinsales.ru
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- вещественное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- творительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — дополнение.
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- средний род
- II склонение
б) непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — определение (несогласованное).
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
синева (чья?) неба.
Синева неба = небесная синева.
На часах³ было уже полседьмого.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- множественное число
- склоняется как существительное множественного числа
б) непостоянные признаки:
- предложный падеж
III. Синтаксическая роль — обстоятельство.
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
II. Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевленное
- конкретное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- винительный падеж
- единственное число
III. Синтаксическая роль — дополнение.
Видеоурок
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 78
Морфологический разбор существительного
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1118.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1118.
Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм существительных.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое морфологический разбор имени существительного?
Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его синтаксическая роль в предложении.
Как разобрать существительное как часть речи?
Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:
- 1. Часть речи, к которой относится словоформа, грамматическое значение и грамматический вопрос.
- 2. Начальная форма, морфологические признаки:
- 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
- 2.2. Непостоянные (число, падеж).
- 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в предложении).
Примеры морфологического разбора существительных
Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:
«
Андрей
пил
кофе
из фарфоровой
чашки
».
Андрей
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
- 1. Андрей – существительное (кто?), предмет.
- 2. Начальная форма – Андрей;
- 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
- 3. Подлежащее.
Кофе
- 1. Кофе – существительное (кого? что?), предмет.
- 2. Начальная форма – кофе;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ср. р. (допустим и м.р.), несклоняемое существительное, единственное число;
- 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
- 3. Дополнение.
Из чашки
- 1. Из чашки – существительное (из чего?), предмет.
- 2. Начальная форма – чашка;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
- 3. Обстоятельство.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Лена Атобина
7/7
-
Муса Магомедтагиров
6/7
-
Виктория Поплавская
7/7
-
Марк Животовский
7/7
-
Анна Штаймец
7/7
-
Дени Абалаев
7/7
-
Айгиза Гимаева
6/7
-
Даня Малышко
4/7
-
Алёна Лобкова
3/7
-
Ольга Тарнакина
7/7
Оценка статьи
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 1118.
А какая ваша оценка?
План морфологического анализа имени существительного
1. Часть речи, общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (форма единственного числа именительного падежа).
3. Постоянные морфологические признаки:
а) нарицательное/собственное;
б) одушевлённое/неодушевлённое;
в) род;
г) склонение.
4. Непостоянные морфологические признаки:
а) число;
б) падеж.
5. Синтаксическая роль.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (И. Крылов. Волк и ягнёнок).
(К) ручью — имя существительное.
1. Зашёл (к чему?) к ручью. Общее грамматическое значение — предмет.
2. Начальная форма — ручей.
3. Постоянные морфологические признаки:
а) нарицательное;
б) неодушевлённое;
в) мужской род;
г) (2)-е склонение.
4. Непостоянные морфологические признаки:
а) единственное число;
б) дательный падеж.
5. Зашёл (куда?) к ручью — в предложении является обстоятельством.
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как часть речи.
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:
- Общее грамматическое значение;
- Морфологические признаки данной части речи (род, число, падеж, время, лицо и т.д.);
- Синтаксические признаки (роль слова в словосочетании и предложении).
Выполнить морфологический разбор — это значит охарактеризовать слово как часть речи.
В начальной школе учащиеся выполняют морфологический разбор трех основных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола.
В данной статье учимся выполнять морфологический разбор существительных.
Памятка морфологического разбора существительного
1. Часть речи. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
3. Роль в предложении (указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное).
Образец морфологического разбора существительного
Образец письменного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу – сущ., Н.ф. – птица.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл.;
Непост. пр.: ед.ч., В.п.
3. Вижу (кого?) птицу (второстепенный член предложения, дополнение).
Образец устного разбора
Я вижу птицу в небе.
птицу
1.Птицу — существительное, т.к. обозначает предмет.
Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) существительное нарицательное, т.к. называет одинаковые однородные предметы;
6) существительное одушевлённое, т.к. называет предмет живой природы;
в) существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя птица;
г) существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.
Непостоянные признаки:
а) существительное в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос: вижу (кого? что?) птицу;
6) существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
3.Вижу (кого?) птицу. Существительное птицу является в предложении второстепенный членом, дополнением.
Краткий морфологический разбор
Иногда встречается задание в котором необходимо сделать краткий морфологический разбор. Обычно он звучит, как написать морфологические признаки. В 4 классе дети должны указать 6 признаков. Тогда вариант выполнения выглядит так:
Птицу – сущ., неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., В.п.
Упражнения для тренировки
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
Ветер раскачивал деревья.
Ответ:
ветер
1.Ветер – сущ., Н.ф. – ветер.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., м.р., 2-е скл.;
Непост. пр.: ед.ч., И.п.
3. Ветер ( что делал?) раскачивал (главный член предложения, подлежащее).
деревья
1.Деревья – сущ., Н.ф. – дерево.
2. Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл.;
Непост. пр.: мн.ч., В.п.
3. Раскачивал (что?) деревья (второстепенный член предложения, дополнение).
Выполни морфологический разбор всех имен существительных в предложении.
На фоне голубого неба краснели гроздья рябин.
Напиши морфологические признаки всех имен существительных в предложении.
Гуси и утки щипали траву около сарая.
В ВПР 4 класса по русскому языку есть задание 12, в котором нужно как раз написать морфологические признаки существительного.
ВПР по русскому языку 4 класс 2 часть задание 12
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).
Учащимся необходимо найти нужное предложение, выписать все имена существительные вместе с предлогами и написать морфологические признаки одного из выписанных существительных.
Важные моменты! Иногда дети забывают выписать существительные вместе с предлогами, а за это уже снимаются баллы.
А также в данном задании не нужно выполнять полный морфологический разбор. Необходимо указать в строчку через запятую постоянные и непостоянные признаки.
Иногда в задании 12 конкретно прописываются признаки, которые необходимо указать.
Выпиши из (указан номер) предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Примеры задания 12 в ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из 13-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(13)Тут вступила в разговор сосулька, повисшая на еловой лапе.
1) формы имён существительных: (в) разговор, сосулька, (на) лапе;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
(в) разговор – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
или
сосулька – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;
или
(на) лапе – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.
Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном.
1)формы имён существительных: транспорт, специалисты, метрополитеном;
2) морфологические признаки одной из форм:
транспорт – м. р., 2-е скл., ед. ч., В.п.;
или
специалисты − м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
метрополитеном – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
Выпиши из 9-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах.
1) формы имён существительных: воду, космонавты, (в) полётах;
2) морфологические признаки одной из форм:
воду – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
или
космонавты – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
или
(в) полётах – м. р., 2-е скл., мн. ч., П. п.
Упражнения для отработки 12 задания ВПР по русскому языку 4 класс
Выпиши из предложений все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава.
Ответ:
одуванчики – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
(с) братом – м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
забава – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.
При опоре на крепкий хвост ящерицы могут даже бегать на задних лапах.
Ответ:
Хвостом — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
врага — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(в) драке — ж. р.. 1-е скл., ед. ч., П. п.;
атаку — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.
Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг.
Ответ:
птицами – ж. р., 1-е скл., мн. ч., Т. п.;
(с) родителями – м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;
(на) юг – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Лесник целый день бродил по лесу и знал каждое дерево на своём участке.
Ответ:
лесник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
день — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(по) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
дерево — ср. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
(на) участке — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон.
Ответ:
(с) ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Т. п.;
(с) кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;
(в) сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин.
Ответ:
(по) камню — м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
молотком — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
трещин — ж. р., 1-е скл., мн. ч., Р. п.
Десятилетний охотник забыл обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.
Ответ:
охотник — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
(в) воду — ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
(за) уткой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.
Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф!
Ответ:
ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
на лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., В. п.;
под шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб.
Ответ:
человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п.
царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.
ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.
Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает.
Ответ:
(к) полудню – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
(под) солнышком – ср. р., 2-е скл., ед. ч., Т. п.;
лёд – м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
Однажды на рассвете меня разбудил голос брата.
Ответ:
(на) рассвете — м. р., 2-е скл., ед. ч., П. п.;
голос — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.;
брата — м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.
Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу.
Ответ:
муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., И. п.;
личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п.;
к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п.;
листа – м.р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.
В журнал принёс свои стихотворения довольно известный поэт.
Ответ:
(в) журнал — м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п.;
стихотворения — ср. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.;
поэт — м. р., 2-е скл., ед. ч., И. п.
Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки.
Ответ:
лапы — ж. р., 1-е скл., мн.ч., И. п.;
(с) пальцами — м. р., 2-е скл., мн. ч., Т. п.;
прыжки — м. р., 2-е скл., мн. ч., В. п.
За кормой оставалась широкая полоса чистой воды.
Ответ:
(за) кормой – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Т. п.;
полоса – ж. р., 1-е скл., ед. ч., И. п.;
воды – ж. р., 1-е скл., ед. ч., Р. п
Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо.
Ответ:
(в) одежде – ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п.;
рыцаря – м. р., 2-е скл., ед. ч., Р. п.;
щелей – ж. р., 3-е скл., мн. ч., Р. п.
А лиса, не переставая кричать, повела собаку подальше от норы, да там и замолчала.
Мне известны художники, которые пытались изобразить в красках северное сияние.
Но, как мы ни вглядывались, в ветках берёзы никакую кошку не увидели.
Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья.
Подготовиться к ВПР по русскому языку в 4 классе также помогут статьи:
Ударение ВПР 4 класс
Однородные члены предложения
Диктанты 4 класс с грамматическими заданиями
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!