Представьте, у вас есть классная идея: в ролике 8 осьминогов танцуют вальс. Кажется, что ничего сложного, но тут приходит моушн-дизайнер и говорит: «У осьминога 8 ног. У 8 осьминогов — 64. Столько ног анимировать будет сложно и долго».
Упс, об этом никто не подумал, и теперь придется придумывать новую идею и переписывать сценарий, потому что на этих самых осьминогах и строился сюжет.
Чтобы таких ситуаций не возникало, держите инструкцию, которая поможет подогнать вашу идею под формат ролика. Енджой.
Мы рассказываем свой опыт — в других компаниях может быть по-другому. В Multiways команда сценаристов — больше, чем просто писатели. Их работа не заканчивается на придумывании историй – её ещё нужно защитить перед клиентом, подробно расписать действия для дизайнеров и отслеживать, чтобы исполнение не отходило от концепции.
В какой технике будет сделан ролик
У 2D-анимации — особенная специфика. Чтобы команда могла создать крутой ролик, при написании сценария надо понимать, чем одна техника анимации отличается от другой, и какие будут использованы в проекте. Кроме того, знание техник поможет понять, вписываемся ли мы в бюджет проекта и сроки. Например, если проект срочный и малобюджетный — значит, сложные сцены в сценарий добавлять не нужно.
Для 2D-роликов мы используем две основные техники: перекладка и покадровая техника.
Перекладка — это когда части персонажа/предмета в каждом новом кадре «перекладываются», меняют положение. Так получается движение. Например, нам надо показать, как качается неваляшка. В каждом новом кадре мы наклоняем ее влево или вправо и таким образом она качается туда-сюда.
У этой техники есть ограничение — нельзя показать объём. Персонажи получаются плоские и не могут разворачиваться в пространстве. Если в ролик нужно вставить сцены с разворотами или объемные предметы, то нужно использовать покадровую или 3D-анимацию, а это сложнее и дороже.
Покадровая техника — когда каждый новый кадр прорисовывается отдельно. Персонажи могут двигаться как хотят и куда хотят, но такая прорисовка занимает больше времени.
Когда автор пишет сценарий, он должен сразу представлять, как это можно будет реализовать в одной из техник. Если вообразить исполнение сложно, нет бюджета или мало времени на работу — сцены надо изменять.
Какие термины используют аниматоры и иллюстраторы
У аниматоров есть свои термины и правила — их надо знать, чтобы прописывать технически верное описание действия и аниматор точно понимал, что имеется в виду. Например, если в сценарии автор напишет: «Машина уезжает вдаль», аниматору будет непонятно, как это показать: машина удаляется, а сцена на месте? Или машина едет, в окнах проносятся деревья, а основной персонаж стал уменьшаться? Поэтому нужно обязательно пояснять “на аниматорском”, как сцена должна выглядеть.
Описывать надо чётко, пользоваться единой терминологией и точно знать, как композиционно будет выглядеть кадр. Если вы не можете нарисовать хотя бы примитивную раскадровку по своему сценарию, значит, сценарий недоработан.
Вот такие основные термины используем мы, в других агентствах могут быть другие или их может быть больше.
Сцена — это часть ролика, которая, как правило, состоит из одного или нескольких кадров. Действие в сцене происходит обычно с одними и теми же персонажами, в одном месте и в одно время. Бывают исключения — например, в сцене может поменяться локация, но важно, чтобы не изменялось действие и персонажи. Например, герои разговаривают на улице, продолжают разговор в кафе, а заканчивают в самолёте — разные локации, разное время, но единство действия.
Эпизод
Мы делим сценарий на эпизоды. Этот термин мы используем не совсем так, как это делается в кино. В нашем случае эпизодом становится минимальная законченная мысль – чаще всего это одно предложение в голосе за кадром и одно или несколько действий, подходящих к нему.
Это деление помогает нам соблюдать динамику, которая очень важна в анимации, и следить за тем, чтобы на одну фразу или титр не ложилось очень много или недостаточно действий.
Кр. план/ Общ. план
Указание, как показать объект в кадре: крупно отдельные части или полностью.
ГЗК/ЗК
Голос за кадром. Если сценарист предусматривает голосовое пояснение действия на экране.
Ещё у нас есть обозначения для оформления сцены, появления героя, музыкального фона, приёмов монтажа. Мы собрали это в специальный регламент, по которому работает автор-сценарист.
Клише — это посредственность
Задача ролика — зацепить внимание зрителя и удивить его чем-то новым. А клише — это шаблонные образы, которые используют примерно все и примерно везде. Выглядит устарело и низкокачественно. Например, «идея → лампочка», «время → часы», «кубок → символ победы». Если в ролике есть клише — эффект удивления теряется и человеку будет неинтересно.
Поэтому при разработке сценария нужно знать, какие клише есть, и стараться их не использовать вовсе или по-новому обыгрывать привычный образ. Например, в ролике надо показать, что предприниматель нашёл партнёра по бизнесу. Вариант на поверхности: два человека пожимают друг другу руки. Банально, скучно и уже было в тысячах других роликов. Вы можетепоказать договорённость по другому: бизнесмены вместе вышли на международный рынок, партнёр помог привлечь новых клиентов или взял на себя строительство новых заводов.
Клише не всегда плохо. Есть случаи, когда без него не обойтись, например, очень сжатые сроки и небольшой бюджет. Клише может выглядеть уместно и оригинально, если его применить в неожиданных местах или обыграть по-новому. Например, как заменить банальный таймер, чтобы показать быструю доставку пиццы мы продемонстрировали в этой статье.
Сцены должны плавно переходить одна в другую
Переходы, которые выглядят необычно, удерживают внимание зрителя. В анимации, в отличие от кино, больше свободы в плане переходов — можно играть с пространством как захочется, например, превращать одни вещи в другие или переворачивать всё с ног на голову. Чем больше таких интересных переходов — тем интереснее смотреть ролик. В идеале в анимации переход должен быть незаметным — чтобы одно действие плавно перетекало в другое.
У нас есть правило: в одном ролике — один набор переходов, каждый переход используется несколько раз. Это нужно, чтобы анимация выглядела плавной, а зритель воспринимал действие целостным. Например, если в ролике будут все переходы плавные, а один резкий — это будет плохо выглядеть, ритмичность действия нарушится. А если все переходы будут резкие — получится кино, а не анимация. Поэтому сценаристу важно правильно подобрать набор переходов и гармонично применять каждый.
Вот такие переходы мы используем в нашей работе — их можно использовать в «чистом» виде или комбинировать между собой как угодно.
Склейка. Это резкий переход от кадра к кадру — как в кино. Например, в кадре только что была мышь, а теперь — воздушный шар.
Движение камеры в плоскости — камера или персонаж двигаются вверх/вниз/вправо/влево, а само пространство остается плоским. Часто мы делаем переход именно через персонажа или объект.
Движение камеры в пространстве. Камера отъезжает или двигается вперед — зритель видит картинку как бы «глазами» камеры. Это создает иллюзию объемного пространства.
Зум — приближение или отдаление. Сцена меняется за счёт увеличения или уменьшения объекта или его деталей.
Шторка — когда предмет перекрывает одну сцену и появляется другая. Предмет должен быть не абстрактным, а каким-либо объектом. Например, деревом, занавесом или окном.
Jump Cut — прыжок. Это тоже склейка, но при этом два различных кадра связаны единым непрерывным движением, которое добавляет плавности.
Match Cut — переход-склейка между двумя различными кадрами. При этом объекты совпадают друг с другом композиционно или визуально похожи. Такой переход тоже добавляет плавности и смысла.
Поликадр/сплит — когда на одном экране происходит несколько действий в разных локациях. Например, если надо показать телефонный разговор двух людей в кафе и офисе или объяснить, как работает приложение.
Геометрия — сцены меняются через простые геометрические формы. Это самый незамысловатый способ перехода, часто его используют начинающие сценаристы. Геометрический переход легко анимировать, но сложно сделать так, чтобы он смотрелся в ролике органично.
Авторский переход — любой переход, который не относится к архетипам, а создан исключительно воображением сценариста или моушн-дизайнера.
Вещи, которые долго и сложно анимировать
Некоторые вещи в анимации показать сложно и для их реализации может потребоваться много времени. То есть, если ролик нужен «вчера», то их не стоит использовать — не успеем.
Комплексные движения. Чтобы их правильно передать, надо знать законы физики и учитывать 12 принципов анимации. Например, если персонажу по сценарию надо сесть в машину или вскочить на лошадь.
Поворот персонажа. Обычно его делают в покадровой технике — отрисовывают много-много кадров с разным положением в пространстве. Это занимает много времени.
Животные в движении. Сложно, потому что анатомия животного не похожа на человеческую и каждый зверь двигается по особенному. Можно использовать неподвижных животных или сделать антропоморфными, если время поджимает, а котика в ролике хочется.
Сложный морфинг. Собрать из частей предмет — не сложно. Сложно один предмет трансформировать в другой. Нужно продумать, какие части и как будут видоизменяться, какие части исчезнут, а какие появятся и как сделать это появление гармоничным и логичным.
Это основные правила и техники, которые должен понимать и использовать в своей работе любой человек, который пишет сценарии — будь то профессиональный сценарист или менеджер по маркетингу, который взял сценарии на себя. Если их не учитывать, скорее всего, потом придётся долго и нервно дорабатывать сценарий: вносить правки по комментариям аниматоров, переписывать сцены, чтобы их можно было правильно и быстро отрисовать или придумывать новую идею. Поверьте нашему опыту =)
Все демонстрационные кадры взяты из работ Multiways.
Программы для создания анимации превращают бездушное изображение или набор картинок в связную историю. Это благотворно сказывается на вовлечении аудитории. Ведь, если честно, мультики любят все, и дети, и взрослые. Но чтобы освоить профессиональный софт уровня AfterEffects или Maya, понадобится талант художника и 10 лет обучения.
Не спешите отчаиваться! Мы в этой игре больше 10 лет и точно знаем, чтобы “собрать недорогой короткий ролик”, “анимировать баннер или кнопку”, не обязательно посвящать анимации полжизни. Достаточно выбрать подходящий софт. А может, вы даже откроете в себе талант серьезного моушн-дизайнера?
Итак, коммерческие или личные задачи по анимации решаются с помощью:
Софт | Русский язык | Лицензия | Стоимость |
Stop Motion Studio | Нет | Пробная | От 125 руб. |
Cartoon Animator 4 | Нет | Пробная | От 6300 руб. |
Moho Anime Studio Debut | Нет | Пробная | От 6300 руб. |
DigiCel FlipBook | Нет | Пробная | От 1300 руб. |
Toon Boom Harmony | Да | Пробная | От 2800 руб. |
Adobe Animate | Да | Пробная | От 1350 руб. |
Blender | Нет | Бесплатная | Бесплатная |
Pencil2D | Нет | Бесплатная | Бесплатная |
Wideo | Нет | Пробная | От 1300 руб. |
Easy GIF animator | Да | Пробная | От 1800 руб. |
Synfig Studio | Да | Бесплатная | Бесплатная |
Animaker | Да | Пробная | От 1300 руб. |
Explaindio | Да | Пробная | От 2300 руб. |
Pivot Stickfigure Animator | Да | Бесплатная | Бесплатная |
CrazyTalk | Да | Пробная | От 3800 руб. |
Hash Animation Master | Нет | Пробная | $299 |
Moviestorm | Нет | Платная | От $60 |
Anim8or | Нет | Бесплатная | Бесплатно |
Cascadeur | Нет | Бесплатная | Бесплатно |
Poser 12 | Нет | Платная | От $250 |
Adobe After Effects | Нет | Пробная | От 1700 руб. |
KeyShot | Нет | Платная | От $995 |
LightWave 3D | Нет | Платная | От $195 |
OpenToonz | Да | Бесплатная | Бесплатная |
CelAction 2D | Нет | Платная | От $71 |
Rhinoceros 3D | Да | Пробная | От 84400 руб. |
Autodesk Maya | Нет | Пробная | От 79200 руб. |
Cinema 4D | Нет | Платная | От 60600 руб. |
Daz 3D | Нет | Бесплатная | Бесплатно |
3Ds Max | Нет | Пробная | От 9800 руб. |
Stop Motion Studio
Идеальный выбор для абсолютного новичка в видеопроизводстве. Программа неприлично проста в освоении, разберется даже пятиклассник. С ее помощью можно создавать забавные ролики в стиле стоп-моушн, когда анимация и движение объектов строится из последовательных кадров. Можно использовать как на компьютере, так и на телефоне или планшете. Умеет создавать видео не только из фото, но и из рисунков.
Чем круто:
- Интуитивно понятный интерфейс при большом количестве возможностей.
- Можно делать видео в Ultra HD 4K.
- Ручное или автоматическое управление фокусировкой, экспозицией, ISO и балансом белого.
- Возможность подключить вторую камеру в качестве удаленного устройства.
- Дружит с зеркальными камерами.
- Поддерживает Onion Skinning.
- Можно добавлять музыку и визуальные эффекты.
Сколько стоит:
- $4,99 для Mac и iOS
- $4,99 для Android
- $1,99 для Windows
Cartoon Animator 4
Программа для создания анимации подойдет как новичкам, так и опытным. Для начала выберите 2D-персонажа из огромной библиотеки, кастомизируйте его по своему усмотрению. Затем в редакторе можете “оживить” персонажа, выбрав из многочисленных шаблонов движения. Помимо простейшей анимации “человечек идет, бежит, прыгает, машет рукой”, вы контролируете его мимику, движения губ и т.д. Точек и траекторий движения великое множество.
Пожалуй, это лучший инструмент, чтобы новичок смог почувствовать себя профессиональным аниматором.
Чем круто:
- Огромная библиотека готовых персонажей и шаблонов движения.
- Конечности персонажа “эластичны”. Их можно сгибать в любой точке и под любым углом.
- Можно быстро “перегнать” PSD-изображение в шаблон персонажа.
- Можно управлять мышцами лица и губами персонажа, создавая эмоции или эффект разговора.
- Дружит с зеркальными камерами.
- Поддерживает большинство форматов видео и статичных изображений.
Сколько стоит:
- 30 дней бесплатный тестовый период
- $99 Pro Edition
- $199 Pipeline Edition
Moho Anime Studio Debut
Выходя на рынок, Moho Anime Studio Debut позиционировалась, как революционная программа, благодаря которой даже дети смогут создавать крутую анимацию. Симбиоз расширенного функционала и простого, интуитивно понятного интерфейса. И в общем, обещание свое разработчики сдержали.
В Moho Anime Studio Debut прекрасно все, кроме цены. Отдать $100, чтобы попробовать программу для создания анимации — довольно дорогое хобби. Более продвинутая версия Anime Studio Debut вовсе обойдется дороже 25 000 рублей.
Но только посмотрите на этот роскошный функционал!
Чем круто:
- Поддержка графического планшета.
- Конечности персонажа “эластичны”. Их можно сгибать в любой точке и под любым углом.
- Невиданное для любительской программы количество траекторий движения и сгибания конечностей.
- Анимированные эффекты для слоев и фигур.
- Набор инструментов и функций почти не уступает профессиональным программам.
Сколько стоит:
- 30 дней бесплатный тестовый период
- $100 Debut
- $400 Pro
DigiCel FlipBook
Победитель в номинации “просто и со вкусом”. Эта программа дает понять, как создавали покадровую 2D анимацию во времена Уолта Диснея. Интерфейс напоминает классический Paint, с той лишь разницей, что нарисованные изображения можно “оживить”. Находка для тех, кто любит рисованную мультяшную анимацию из детства.
Чем круто:
- Рисуйте прямо в проге или отсканируйте свой рисунок от руки и заставьте его двигаться.
- Поддерживает Lip sync (персонаж открывает рот в такт тексту или песне).
- Позволяет работать над несколькими кадрами одновременно.
- Подключаемые и отключаемые доп. функции за отдельную плату.
- Доступен для Mac и iOS.
- Можно пользоваться бесплатно, если не смущают ватермарки.
Сколько стоит:
- Бесплатно с ватермаркой
- $19,99 FlipBook Lite
- $69,99 FlipBook Studio
- $169,99 FlipBook Pro
- $199,99 FlipBook ProHD
Toon Boom Harmony
Канадская программа для создания анимации для хардкорных профессионалов. Один из самых мощных софтов в подборке. Формально — для любителей, фактически — не уступает профессиональным программам. Это с ее помощью создавали культовый мультфильм Space Jam, тот самый где Майкл Джордан играет в баскетбол с персонажами мультсериала “Веселые мелодии”. Toon Boom Harmony фаворит для аниматоров Disney, Warner Bros и студий поменьше.
У программы мощнейший функционал. На обработку всего одного кадра может уйти до нескольких часов, но результат того стоит. Позволяет создавать любой тип анимации, от классической рисованной до комбинации 2D и 3D. Все, что вам нужно для создания анимации по приятной цене.
Чем круто:
- Работает на Windows и MacOS.
- Продвинутая технология создания растровых и векторных изображений.
- Широкий спектр инструментов для управления текстурами и цветом.
- Несколько углов облета камеры, для контроля над композицией.
- Совместимость со всеми форматами и программами в том числе PDF и Illustrator.
- Изображения легко экспортируются в игровые движки.
Сколько стоит:
- Бесплатно с ватермаркой
- 21 день бесплатный тестовый период
- €400 или €16 в месяц (при годовой подписке): Harmony Essentials
- €1030 или €41 в месяц (при годовой подписке): Harmony Advanced
- €2085 или €78 в месяц (при годовой подписке): Harmony Premium
Adobe Animate
Как и любой продукт компании Adobe, эта программа для создания анимации стоит на принципе “широкие возможности, высокий порог вхождения”. Она не дружественна к новичкам, но опытному веб-дизайнеру позволит за несколько минут создать уникальную 2D-анимацию с чистого листа. Подойдет для создания баннеров, мультфильмов, анимации для игр и оживления инфографики. Полученный контент можно быстро загружать на любые устройства и платформы.
Чем круто:
- Работает на Windows и Mac OS.
- Позволяет рисовать оживлять картинку с нуля и обрабатывать загруженные изображения.
- Есть русский язык.
- Десятки шаблонов в комплекте.
- Настройка частоты кадров.
- Экспорт в Full HD и 4К.
- Простая синхронизация с другими продуктами Adobe.
Сколько стоит:
Для индивидуального пользователя
- 1352р в месяц только за Adobe Animate
- 1932р в месяц за весь пакет Adobe Creative cloud
Для бизнеса
- 2190р в месяц только за Adobe Animate
- 5154р в месяц за весь пакет Adobe Creative cloud
Blender
Open Source программа для создания 3D анимации с широким набором инструментов. Подойдет для аниматоров, игроделов, создателей моделей и рендеров. Возможно, профессионалам возможности Blender покажутся ограниченными, но начинающим аниматорам будет где разгуляться.
Чем круто:
- Доступно на Windows, macOS, and Linux.
- Бесплатно!
- Продвинутые инструменты для моделинга, скульптинга и UV.
- Можно смотреть превью вашего проекта в режиме реального времени.
- Можно рисовать в 2D в 3D окне.
Pencil2D
Если тяготеете к старой доброй 2D-анимации, на базе карандашных рисунков от руки, Pencil 2D имеет все шансы стать вашей самой любимой программой. Pencil 2D позволяет рисовать изображения в растре и векторе. Это удобно, легко и бесплатно!
Чем круто:
- Работает на Windows, Mac OSX и Linux.
- Все настолько просто, что разберетесь самостоятельно без обучающих курсов.
- Поддерживается экспорт и импорт гифок.
Wideo
Онлайн-сервис для создания анимации, который отлично подойдет как для энтузиастов, так и для коммерческих задач. При помощи Wideo можно создавать простую анимацию для любого типа видео: эксплейнеры, инфографика, презентации, классическая реклама и т.д.
Программа работает по принципу конструктора. Выберите объект из библиотеки, укажите траекторию движения, перетащив объект мышью и смотрите как картинка “оживает”. Добавляйте звуки, музыку и текст по своему усмотрению.
Чем круто:
- Вообще не требует умения рисовать.
- Работать можно в онлайне.
- Поддерживает HD и FullHD.
- Можно добавить музыку.
- Можно загрузить полученное видео на YouTube прямо из софта.
Сколько стоит:
- $19 в месяц (при годовой подписке): Basic
- $39 в месяц (при годовой подписке): Pro
- $79 в месяц (при годовой подписке): Enterprise
Easy GIF animator
Как следует из названия, это скачиваемая утилита, позволяющая быстро и легко создавать анимированные гифки, из картинок. С ее помощью можно делать несложные баннеры, кнопки и прочие маленькие радости интернет-маркетолога.
Разобраться в интерфейсе программы для создания анимации Easy GIF animator не сложнее, чем в Windows Paint. Даже школьнику будет достаточно беглого взгляда, чтобы понять основные принципы работы.
При этом функционал программы нельзя назвать куцым. В нее “зашит” хороший арсенал спецэффектов, возможность добавить текст и музыку, настроить интервалы смены картинки и сделать красивые плавные переходы. Результат Easy GIF animator сохраняет в AVI, GIF или Flash.
Чем круто:
- Лучший на рынке софт для создания гифок по соотношению цена/качество.
- Широкий арсенал инструментов при низком пороге вхождения.
- Позволяет создавать гифки из статичных изображений и видео.
- Доступна закачка собственных изображений и картинок из интернета.
Сколько стоит:
- Бесплатно первые 20 вхождений
- $30 единовременная выплата
Synfig Studio
Бесплатная open-source программа для создания 2D-анимации. Специалисты любят называть Synfig бесплатной альтернативой Adobe Flash. Функционала программы хватит, чтобы делать полноценные детские мультфильмы.
Здесь вам и “костная” анимация, и возможность перегонять растровое изображение в векторное, и 50+ фильтров и эффектов. Сходу разобраться в интерфейсе будет сложно, но прямо на сайте есть бесплатный обучающий курс на русском. Из минусов — не очень удобная механика экспорта видео. А еще программа требовательна к оперативной памяти.
Чем круто:
- Бесплатно.
- Работает на Windows, Mac OSX и Linux.
- Постоянно обновляется и улучшается.
- Дружит с русским языком.
Animaker
Мы уже говорили об Animaker в подборке лучших сервисов для создания инфографики. Но этот универсальный солдат хорош и для создания и 2D-анимации с персонажами. Особенно хорош, если вы не умеете рисовать и не сильны в английском.
Animaker работает, как конструктор. Вы выбираете один из более 120 шаблонов, удобно сгруппированных по тематикам “образование”, “бизнес”, “путешествия” и т.д. Затем загружаете его в интуитивно понятный “ленточный” редактор и вносите необходимые коррективы. Добавляете, текст, музыку, простые эффекты. Можно даже подтянуть картинки из интернета. Результат можно прямо из сервиса экспортировать в YouTube или Facebook.
Чтобы добавлять больше шаблонов персонажей, эффектов и прочих опций, придется подключать платные тарифы. Тариф “Бизнес” позволяет создавать видео длиной до 30 минут в Full HD.
Чем круто:
- Не нужно скачивать.
- Не обязательно уметь рисовать.
- Дружественный к новичкам интерфейс.
- Для создания простейших роликов до 2-х минут хватит и бесплатной версии.
- Есть русский язык.
Сколько стоит:
- $19 в месяц или $12 в месяц (при годовой подписке): Индивидуальный
- $35 или $19 в месяц (при годовой подписке): Стартап
- $59 или $39 в месяц (при годовой подписке): Бизнес
- Есть годовая подписка за $99
Explaindio
Еще одна программа для создания несложной анимации, которая подходит для людей без опыта в видеодизайне. Умеет создавать 2D анимацию, дудл видео и даже несложное 3D. В продвинутой версии есть возможность настраивать движение персонажей по траекториям (простые движения, поворот).
Чем круто:
- Работает на Windows и Mac OS.
- Не нужен опыт в дизайне и анимации.
- Есть русский язык.
- Умеет создавать дудл-видео.
- Более 200 пре-анимированных сцен.
- Есть подробный пошаговый обучающий курс.
- Нет ограничений по созданию и экспорту видео.
- Не нужно доплачивать за обновления и новые возможности.
Сколько стоит:
- $37 в месяц
- $67 в год
- $497 навсегда
Pivot Stickfigure Animator
Забавная и простая в освоении программа для создания анимации, которая позволяет рисовать и человечков из палочек, а затем оживлять их, указав траектории движения. При желании, можно дорисовать или подгрузить еще изображения или текст. Есть немного кривой русский перевод, но программа столь проста в освоении, что вы разберетесь с ней даже на китайском.
Чем круто:
- Оригинально.
- Увлекательно.
- Просто в освоении.
- Бесплатно.
CrazyTalk
Еще одна забавная утилита, которая позволит создать несложную 3D-анимацию, даже с собой любимым в главной роли. Не требует дизайнерских скиллов. Просто загружаете изображение лица, будь то фото или картинка, настраиваете эффекты и наблюдаете, как голова на экране двигается и разговаривает.
Чем круто:
- Поддержка 2D и 3D графики.
- Встроенный синтезатор речи.
- Наличие скриптов.
Сколько стоит:
- Бесплатный период на 15 дней
- Стандартная лицензия — 59$
- Профессиональная лицензия — 169$
- Производственная лицензия — 199$
Hash Animation Master
Программа для создания 3D-анимации, с которой даже новичок сможет за несколько месяцев освоить азы моделирования. Подходит и для простых задач, и для профессиональных целей. Например, “Историю игрушек” и “Убить Боба” нарисовали именно в этой программе.
Интерфейс удобен для большинства пользователей вне зависимости от опыта в моушн-дизайне. Все инструменты вынесены на одну страницу.
Чем круто:
- Позволяет создавать фотореалистичную анимацию.
- Включает в себя удобные инструменты для работы с поверхностями и текстурами.
- Есть линейная и нелинейная, мускульная и скелетная анимация.
- Идеально для начинающих 3D-художников — позволяет полностью самостоятельно создавать мультфильмы.
- Можно расширить функционал, установив плагины.
- Есть понятные видеоуроки по работе в программе.
- Быстрое исправление недоработок по просьбе пользователя.
Сколько стоит:
- Первые 2 недели бесплатно
- Далее от $299
Moviestorm
Несложная программа для 3D-анимации. При желании даже школьник может легко освоить её. Используется в бизнесе, в учёбе (в том числе студентами, изучающими кино), подходит для развлекательных целей.
Позволяет работать над проектами в команде.
Чем круто:
- Возможность выбрать готового анимированного персонажа (реалистичного или фантазийного — например, оборотня) и изменить его внешность на свой вкус.
- Движения рук, ног, головы и других частей тела персонажей можно настроить детально, а также — задать определённую скорость с помощью шкалы времени.
- Много спецэффектов (ночная съёмка, размытие, капли воды на камере и т. д.)
- Возможность отображать объекты с нескольких камер.
- Движения губ синхронизируются со звуками.
- Окружение для персонажей можно выбрать из предложенных и настроить.
- Можно легко и быстро подгрузить диалог, записанный на диктофон, чтобы использовать в своём видеоролике.
- Модели персонажей, созданных в других ПО, можно загрузить для дальнейшей обработки.
- Есть дополнительные платные модули.
- Много обучающих уроков.
Сколько стоит:
- от $60 ежегодно для Windows
- от $60 ежегодно для MacOS
Anim8or
Несложная программа для создания трёхмерной анимации с драйвером OpenGL. Имеет достаточно функций и инструментов для новичков, но будет тесновата для профи. В этой программе легко моделировать и воспроизводить сцены, задавать позы и движения, выделять, перемещать и вращать объекты. Отличается простым и понятным интерфейсом.
Для Windows.
Чем круто:
- Скелетная анимация.
- Можно менять скорость перемещения объектов, есть шкала времени.
- Предусмотрена возможность работы с камерой: переместить, направить на определённый объект, изменить заданное направление. Также можно добавить дополнительную камеру.
- Удобный предпросмотр анимации, созданной в программе.
- Можно задать частоту кадров.
- Легко добавить источники света вместо тех, что установлены в программе по умолчанию.
- Предусмотрено использование дополнительных скриптов и плагинов, которые добавляют другие пользователи.
Сколько стоит:
Бесплатно!
Cascadeur
Программа для создания 3D-анимации, которая подходит для новичков и профессионалов. С помощью неё можно сделать рисованных персонажей максимально живыми и реалистичными. Добиться этого помогут инструменты работы с движениями: физика в них корректируется с помощью алгоритмов, поэтому аниматор может свободно творить, минимально думая о вопросах технической реализации своих идей.
Позволяет обходиться без motion capture, при этом делать все движения персонажей физически корректными.
Подходит для Windows и Linux, планируется разработка версии для MacOS.
Чем круто:
- Впечатляющий набор функций.
- Полная инверсная кинематика тела (центр масс, точки опоры и угловой момент можно настраивать).
- Подходит для создания сцен, где важна реалистичность.
- Положение части тела персонажа можно скопировать и легко перенести на другую сцену.
- Траекторию движения объекта можно отредактировать.
- Есть фильтры, которые позволяют сделать траектории более плавными, а также задать инерцию.
- Можно объединять несколько сцен в одну.
- Анимацию можно дорабатывать сколько нужно, при этом физическая корректность и реалистичность движений не нарушится — это ускоряет работу аниматора и уменьшает количество рутины.
- Понятный интерфейс.
- Совместимость с Unreal Engine, Daz 3D, Cinema 4D, Maya, Houdini и другими популярными программами.
Сколько стоит:
- Бесплатно для личного использования
- Бесплатно для компаний с доходом до $100 000 в год
- От $41,66 за пользователя в месяц для компаний с доходом выше $100 000 в год
Poser 12
Эта программа для создания трёхмерной анимации идеально подходит любителям, но редко используется профи. Позволяет воплощать любые задумки, визуализировать персонажей для фильмов, мультфильмов и компьютерных игр, работать в разных стилях — от реализма до фэнтези.
Чем круто:
- Внутри много пост-эффектов, а также есть библиотека готовых фигур людей и животных.
- Возможность добавить аудиофайлы в сцену и синхронизировать звук с движением губ, выражением лица персонажа.
- Широкий набор функций для работы с освещением.
- Виртуальная примерочная для персонажей, в которой доступно огромное количество аксессуаров.
- Работает на SuperFly Render Engine.
- Есть шумоподавление, можно настроить экспозицию и насыщенность.
Сколько стоит:
- От $249,99 для Windows
- От $249,99 для MacOS
Adobe After Effects
Мощный многофункциональный инструмент для Windows. Подходит для работы с 2D- и немного с 3D-графикой. Позволяет добавлять визуальные эффекты, менять сцены до неузнаваемости, создавать виртуальную реальность и оживлять любые объекты. Это главная программа для создания анимации, в которой работают профи по всему миру.
Осваивают программу обычно долго (нужно 8-9 месяцев, чтобы познакомиться с базовыми инструментами и 2-3 года, чтобы минимально научиться ими пользоваться), но оно того стоит. Особенно если вы хотите профессионально заниматься моушн-дизайном.
Для тех, кто хочет быстро и легко получить результат, эта программа не будет полезна, но для новичков с серьёзными планами — то, что нужно.
Чем круто:
- Огромное количество фич.
- Анимирование лого, текста, фона, объектов.
- Анимированные маски для плавных цветовых переходов.
- Возможность удалить или добавить движущийся объект в видеоролик.
- Отслеживание движений объектов — с этой функцией можно на основе перемещений одного объекта сделать так, чтобы другой плавно двигался за ним (например, текст летел вслед за персонажем).
- Многокадровый рендеринг, возможность параллельно обрабатывать несколько кадров.
- Интеграция с другими программами для работы с анимацией.
Сколько стоит:
- Есть пробная бесплатная версия на 7 дней
- После пробного периода — от 1 622,4 руб/мес
KeyShot
Программа для создания анимации в 3D для компьютеров на Windows и MacOS. Будет полезна новичкам, разобраться в ней довольно просто благодаря интуитивно понятному интерфейсу. Используется как в любительских целях, так и в бизнесе. Подходит для визуализации идей, разработки дизайнов продуктов, видеорекламы с демонстрацией продукта.
Часто в этой программе работают проектировщики, промышленные дизайнеры.
Чем круто:
- Позволяет создавать реалистичные и хорошо детализированные изображения.
- Качественный рендеринг тканей и каустики.
- Удобное управление освещением и работа с шейдерами.
- Можно выбрать позицию камеры и направить свет.
- Система шумоподавления работает на достойном уровне.
- Драгоценные камни в программе можно изобразить с высокой точностью.
- Можно поэкспериментировать с созданием виртуальной реальности.
- 850+ шаблонов.
- Поддерживает более 35 форматов файлов.
Сколько стоит:
От $995
LightWave 3D
Один из лучших программных пакетов для создания анимации и 3D-моделинга. Работает на Windows и MacOS. Включает в себя два приложения, одно из которых разработано для анимации, а другое — для моделирования.
Используется для разных задач: визуализации сложных процессов, добавления спецэффектов в кино, создания видеорекламы и т. д.
Чем круто:
- Низкие системные требования: для работы в программе не придётся приобретать дорогую мощную технику, при этом можно добиться достойных результатов.
- Рендер очень высокого качества.
- Возможность добавить модули, чтобы расширить функционал.
- Можно работать с растровыми изображениями.
- Существует русскоязычное сообщество любителей этого программного пакета — всегда есть, с кем посоветоваться по рабочим моментам.
Сколько стоит:
- От $195 для учебных целей
- От $995 для бизнеса
OpenToonz
Open Source программа для анимации в 2D. Toonz, из которой появилась эта программа, использовалась создателями “Унесённых призраками” и “Футурамы”, а также в других известных мультфильмах и мультсериалах. Подходит для работы над видеоиграми.
Для ОС Windows, Linux и MacOS.
Чем круто:
- Есть русифицированная версия.
- При работе с растровыми кистями можно использовать множество шаблонов, настраивать их по 45+ параметрам.
- Постоянно дорабатывается, появляются новые функции.
- Позволяет даже новичку нарисовать собственный мультфильм, если есть сильная идея.
- Дружелюбный интерфейс.
Сколько стоит:
Бесплатно!
CelAction 2D
Пакет программ для создания анимации в 2D на Windows. Внутри много инструментов для работы с двухмерной графикой, при этом освоить их может даже новичок. ПО использовалось при работе над анимационным сериалом The Big Knights.
Чем круто:
- Подходит для создания мультфильмов и видеорекламы.
- Onion Skinning.
- Можно копировать анимационные данные (например, движения) и переносить с одного персонажа на другого.
- Перемещаемая камера, ускорение во время перемещения регулируется.
- Пакетный рендеринг.
- Много спецэффектов.
- Можно переносить фоны и персонажей из Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
- Доступны все популярные форматы видео и изображений.
Сколько стоит:
От $71 ежемесячно
Rhinoceros 3D
Эту мощную программу для анимации и моделирования в 3D несложно освоить, при этом разработана она была для профессиональных целей. Изначально использовалась в промышленном дизайне, а сейчас — во множестве других сфер. Хорошо зарекомендовала себя в создании рекламы ювелирных изделий. Подходит для наиболее популярных операционных систем — Windows и MacOS.
Чем круто:
- Очень высокая точность моделирования объектов.
- Позволяет создавать геометрически сложные поверхности.
- Подходит для проектирования зданий.
- Совместима с программами для проектирования, ЧПУ, инжиниринга, работы с иллюстрациями и анимацией.
- Готовая модель легко выводится через 3D-принтер.
- Много плагинов, позволяющих расширить набор инструментов с учётом сферы деятельности пользователя.
- Для ювелиров есть отдельный модуль, разработанный с учётом особенностей создания украшений в 3D.
- Даже при непредвиденных случаях остаётся резервный файл, поэтому вся работа сохраняется.
- Поддерживает много форматов импорта и экспорта.
- Обучающие материалы доступны на русском.
Сколько стоит:
- Бесплатно в первые 90 дней
- Далее от 84 400 руб. + НДС
Autodesk Maya
Мощнейшая профессиональная программа для создания анимации и 3D-моделирования. Абсолютный лидер среди ПО, использующегося при создании видеоигр, мультфильмов и кино. Подходит для Windows, Linux и MacOS.
Если вы поняли, что работа с анимацией — это ваше, и огромное количество возможностей в профессиональных программах вас вдохновляет, а не пугает, можно смело начинать с Maya.
Чем круто:
- В программе есть всё, что нужно 3D-художнику.
- Позволяет добиться невероятного уровня детализации.
- Продвинутый редактор анимационных кривых.
- Много инструментов для работы со сценой, светом, цветами, визуальными эффектами, текстурами.
- Легко связывается с Adobe After Effects.
- Много обучающих материалов на русском языке, развитое комьюнити в России.
Сколько стоит:
- Предусмотрена пробная версия (бесплатно)
- От 79 214 руб/год
Cinema 4D
Профессиональная программа для создания 3D-анимации и моделинга, в которой вы сможете рисовать высокореалистичных персонажей и просто симпатичных мультяшек. Несмотря на огромное количество возможностей, которые открывает это ПО перед моушн-дизайнером, пошагово освоить его сможет и новичок. Интерфейс интуитивно понятен, даже если раньше вы редко пользовались подобными программами.
Подходит для Windows, MacOS и Linux.
Чем круто:
- Много инструментов, которых будет достаточно для воплощения самых сложных и необычных задумок в реальность.
- Можно совмещать различные типы моделирования (модификаторы, сплайны и т. д.).
- Объекты можно клонировать.
- Быстрое переключение между объектами.
- Реалистичное освещение и много возможностей настройки.
- MoDynamics для имитации физических эффектов.
- Много шейдеров и шаблонов анимации.
- Есть дополнительные модули с инструментами для конкретных целей.
- Совместимость с популярными игровыми движками.
- Очень много понятных русскоязычных обучающих материалов.
Сколько стоит:
- От 60 602,03 руб/год для личного пользования
- От 85 895,03 руб/год за одного пользователя для команд
Daz 3D
Простая и удобная программа для моделирования и 3D-анимации на основе шаблонов. Позволяет даже новичку создавать реалистичные сцены и персонажей, анимировать их, а также дополнять готовыми аксессуарами, элементами одежды и интерьера. С этим ПО можно просто с удовольствием творить, не вникая в технические нюансы.
Подходит для Windows.
Чем круто:
- Позволяет довольно быстро получить результат.
- Много спецэффектов.
- Качественный рендеринг.
- Огромное количество шаблонов, которые можно использовать при создании персонажей.
Сколько стоит:
Бесплатно!
3Ds Max
Профессиональная программа для 3D-анимации и моделирования. Внутри множество инструментов для моушн-дизайнеров — это позволяет создавать настоящие блокбастеры со спецэффектами, делать рисованных персонажей реалистичными.
Будет полезна только тем новичкам, которые хотят серьёзно заниматься моушн-дизайном, имеют на это время и желание. Часто эту программу выбирают дизайнеры интерьеров и архитекторы.
Подходит для Windows.
Чем круто:
- Высокая степень детализации изображения.
- Можно отобразить движение жидкостей, использовать эффекты столкновения и гравитации.
- Реалистичные настройки камеры (выдержка, экспозиция, глубина резкости и т. д.).
- Настройки траектории движения объектов.
- Возможность реалистично отобразить брызги воды, снег, дым.
- Моделирование на основе сплайнов, кривых, поверхности Безье, примитивов, а также полигональное.
Сколько стоит:
- Первые 30 дней бесплатно
- 9 791 руб. в месяц
- 79 214 руб. в год
БОНУС для тех кто долистал до конца!
Xplainto.me
Отечественное приложение для iOS для создания анимированных doodle-роликов длинной не больше минуты. Придумываем текст, озвучиваем его, добавляем музыку, выбираем изображение для каждой сцены и смотрим как происходит магия.
Чем круто:
- Российская разработка.
- Подойдет как для фана, так и для коммерческого использования.
- Бесплатно.
Что еще важно понимать
Этих программ, сервисов и приложений для создания анимации должно хватить, чтобы попробовать свои силы и понять насколько это “ваше”.
Если спустя пару часов ковыряния в любой из программ, вам не захотелось плюнуть и все бросить, поздравляем, у вас есть потенциал! Практикуйтесь каждый день, смотрите обучающие видео и вскоре сможете создавать простейшую анимацию на уровне любителя.
Затем, можно переходить и к более “взрослым” программам для создания анимации, вроде Adobe After Effects, Adobe Illustrator или Cinema4D.
Второй важный момент, почти весь софт для создания анимации англоязычный. Думаю, вы уже и сами это поняли. То же самое и с самыми подробными и полезными обучающими курсами по анимации. Позаботьтесь о том, чтобы знать английский хотя бы на среднем уровне. Иначе в мире компьютерной графики, анимации и моушн дизайна вам придется сложно. Но это волшебный чарующий мир и он стоит немного усилий.
Продолжайте развиваться, заглядывайте к нам в блог и помните, ВидеоЗаяц.рф любит вас 😉
На что похож мультфильм, в котором нет действия? Во что превратится мультфильм, который не рассказывает историю? Наверняка вы видели, как художники в студии рисуют этюды с живой модели. Такие занятия очень полезны для понимания анатомии, и как себя ведут мышцы в движении. Однако специфика передачи такого движения не дает полной ясности! Она ограничена воспроизведением реальной жизни, не более. Движение и деятельность в мультипликации изображаются совершенно иначе. Поэтому знаний, как правильно прорисовать тело, недостаточно. Особенно важно освоить техники, которые позволят “оживить” форму. Именно об этом мы расскажем в этом курсе!
Что важно знать
Когда художник работает над персонажем, который оказался в определенной ситуации, ему/ей важно в первую очередь создать действие. Любая сцена, в которую вы помещаете свой персонаж, должна помочь зрителю увидеть намерение, побуждающее его к действию. Увидеть мотивы, чувства, навыки (или их отсутствие) и личность в целом. Этой цели необходимо достичь даже при полном отсутствии диалога. И здесь у рисунков есть преимущество: мы можем поиграть с языком тела и раздуть эмоции до предела. Вам не придется раскошеливаться на актеров, студию и прочие расходы. Достаточно бумаги и карандаша. Воображению нет предела!
Чтобы достичь этих результатов в анимации, нужно нацелиться на две вещи:
- Простота;
- Ритм.
Постепенно мы поймем, какую роль играет каждая из них в композиции рисованой сцены.
1. Кривая движения
“Кривая движения” – воображаемая траектория, по которой тело вашего персонажа движется. Она характеризуется простотой и интенсивностью. Эта блестящая техника поможет вам достичь желаемой цели при планировании своих рисунков. С помощью нее вам удастся создать драматический эффект. Держите это в уме в следующий раз, когда будете делать наброски персонажей в действии.
Кривая движения должна быть плавной и иметь направление, чтобы нам было очевидно, что намеревается сделать каждый персонаж.
Обратите внимание, как странно выглядит дизайн, основанный на сложных кривых движения.
В мультфильме мы видим идеальный пример простоты и ритма. Кривая движения дает художнику возможность усилить эффект своих сцен. Учитывайте кривую еще до того, как приступите к прорисовке пропорций персонажей. Уверяю вас, конечный рисунок с движением вас более чем удовлетворит.
Чтобы разобраться, какие именно техники и методы помогут вдохнуть жизнь в мультяшных персонажей, нам надо познакомиться с теоретическими принципами, на которых основаны эти техники.
2. 12 базовых принципов анимации
В 1981 году два величайших аниматора киностудии Дисней (Франк Томас и Олли Джонсон) написали книгу “Иллюзия жизни”. Они представили публике “12 базовых концепций анимации”, которые применяются студией с 1930-х годов в попытке создавать максимально реалистичную анимацию. Хотя эти концепции были разработаны для использования в традиционной анимации, они остаются неизменными и сегодня – даже в цифровых проектах.
Базовые концепции состоят в следующем:
- Сжатие и растяжение (Squash and stretch)
- Подготовка или упреждение (Anticipation)
- Постановка (Staging)
- Сквозное действие и Поза к позе (Straight ahead action and pose to pose)
- Инерция и оверлэпинг (Follow through and overlapping action)
- Медленный вход и медленный выход (Slow in and slow out)
- Арка (Arcs)
- Второстепенное действие (Secondary aciton)
- Тайминг (Timing)
- Преувеличение (Exaggeration)
- Конечная прорисовка (Solid drawing)
- Влечение (Appeal)
Я не ставлю себе цели ошеломить вас полным набором анимационных техник, поэтому сосредоточимся на самых главных и попытаемся понять, как они могут оживить “скучный” дизайн.
Сжатие и растяжение
Это основная, если не самая главная, техника, которой мы должны пользоваться в создании динамики движения персонажей. Вся концепция сводится к сжатию и растяжению пропорций персонажа или объекта в соответствии с движением. Эта техника позволяет нам добавить весомости и плавности движению. Посмотрите, как она применена к объекту:
Пример выше идеально иллюстрирует эту технику. Вряд ли в реальной жизни вы увидите, чтобы мяч так деформировался при отскакивании, но в мультипликации это прекрасно срабатывает!
Потрясающе, правда? Эта техника подводит нас к следующей теме:
Преувеличение
Здесь особо нечего говорить, так как принцип нагляден сам по себе. Преувеличенные жесты и положения тела создают драматический эффект – это обязательное правило мультипликации. Представьте, что происходит, когда мы удивлены или напуганы – от неожиданности наше тело реагирует спонтанно. То же самое должно случиться и с мультяшным рисунком, но с намного более выраженным результатом!
По правилам студии Дисней, эта техника должна правдоподобно отражать жизнь, но в более экстремальной форме. Преувеличение подразумевает изменения в физических характеристиках персонажа или в элементе сцены, в которой он находится. Однако помните, вам важно четко понимать, какое именно движение вы иллюстрируете с помощью этой техники, чтобы не ввести в заблуждение зрителя.
Подготовка или упреждение
Подготовка или упреждение – техника, которую используют для того, чтобы подготовить зрителя к действию, которое вот-вот произойдет. Ее применяют для подготовки движения или появления предмета, персонажа и т.п., так называемый предварительный набор энергии, который часто предшествует кульминации.
Теоретически подготовка создается из мгновенного движения, которому одновременно противоставляется движение в противоположном направлении. В анимации это подразумевает, по большей части, подготовку к непосредственному действию и возврат, чтобы завершить цикл.
Подготовка – техника, применяемая в мультипликации чтобы заставить зрителя ожидать эффект который произведет сцена – неважно – будет она статичной или анимационной. В качестве упражнения, попытайтесь найти другие примеры, где применена эта техника.
Нацеливание и акцент
В анимации мы называем “нацеливанием” эффект, который предшествует “акценту”. Оба необходимы для того, чтобы заметно выделить выражение удивления. Они совершаются по следующему алгоритму:
- Персонаж видит нечто удивительное;
- Возникает предвкушение (голова быстро опускается);
- Момент “акцента” имеет место, голова поднимается вверх.
- Персонаж возвращается в исходное состояние.
Давайте проследим, как работает этот алгоритм.
Шаг 1
Начинаем с рисунка персонажа с радостным или естественным выражением лица:
Шаг 2
Персонаж видит нечто удивительное и, в предвкушении момента, опускает голову вниз и зажмуривается. Это движение увеличивает впечатление того, что он видит нечто невероятное!
Шаг 3
Далее следует реакция на удивление, голова поднимается.
Шаг 4
Персонаж успокаивается и возвращается в исходное состояние.
Во время этого процесса аниматоры применяют технику, которая называется таймингом сцены, при которой добавляются промежуточные фазы, чтобы создать плавный переход между кадрами.
Чуть позже мы еще вернемся к “таймингу”.
Медленный вход и медленный выход
Совершенно естественно, что, когда мы готовимся совершить внезапное движение или совершить любое действие, требующее усилия, нашему телу необходима какая-то доля времени, чтобы сосредоточить энергию, необходимую для этого действия. В результате возникает мгновенное ускорение (или постоянно равномерное, в зависимости от движения). Благодаря этому анимационный персонаж выглядит правдоподобно, и число ключевых кадров и фаз меняется в зависимости от частоты – более преувеличенная картинка того, что происходит в реальной жизни.
Когда мы хотим сделать особый упор на каком-то движении в анимации, мы размещаем больше кадров в начале и конце этого движения – но при этом включаем меньше фаз между ними. Так создается медленный вход и медленный выход. Этот принцип широко используется в анимации, когда мы хотим прорисовать движение персонажа между удаленными положениями тела – например, прыжок вверх.
Совет: если вы веб-дизайнер и работаете с переходами в создании анимации на страницах сайтов, вы наверняка сталкивались с концепцией “тайминга”, для которой применяется функция Transition (Переход) в CSS3. В этой функции, помимо прочих параметров, используются “Плавный вход” и “Плавный выход”, чтобы описать кривую скорости в анимации. Аналогично тому, если вы работаете в After Effects, вы наверняка заметили в меню Keyframe Assistant команды “Плавно плавно”, “Плавный вход” и “Плавный выход”. В том или ином случае, если вы пользовались этими опциями, – значит, что вы уже применяете знаменитый принцип анимации в своих проектах!
Влечение
Влечение можно описать словами “харизматичность” или “личная притягательность”, которыми художник наделяет своих персонажей. Неважно – положительный это персонаж или отрицательный, герой или злодей, мужчина или женщина – самое важное в том, чтобы зритель мог себя с ними отождествить. Физические черты также влияют на поведение и личность персонажа. Поэтому когда персонаж идет на какой-то поступок или выражает свое отношение к чему-то, нам важно задуматься о том, как его/ее физические, социальные или культурные качества будут гармонировать с этим поведением/отношением.
Посмотрите, как в рисунке вверху специфически отражено влечение каждого персонажа. Чтобы подчеркнуть определенные черты, достаточно незначительных деталей, например, женский силуэт или удлиненное лицо дворецкого и зажатая, но неизменно элегантная поза. Здесь важно понимать природу каждой характеристики, когда вы добавляете их в свои сцены.
Пронаблюдайте, какие специфичные движения и действия совершает каждый персонаж, чтобы раскрыться для зрителя. Будут ли они вести себя как чувственная женщина? Как воришка? Как мошенник? Как дворецкий? Как официант? Как стилист? Какие специфические особенности отличают именно этого персонажа? В какую одежду они одеты? Мы должны постоянно наблюдать за нюансами поведения людей в реальной жизни, чтобы использовать эти детали для собственного преимущества.
Бегло пройдемся по каждому из оставшихся принципов, чтобы достичь общего понимания:
Постановка
Постановка создается, чтобы направить внимание аудитории к важному компоненту в кадре. В постановке могут исползоваться дополнительные сценарии или объекты. По сути, эта техника необходима, чтобы сосредоточить внимание на самом важном, и удалить все незначительные детали. Этой концепцией вовсю пользуются в комиксах. Цвет, свет, угол камеры используют для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на самых важных деталях.
Сквозное действие и Поза к позе
“Сквозное действие” означает подробную раскадровку анимационной сцены с начала до конца. “Поза к позе” относится только к прорисовке ключевых кадров, промежутки между которыми позже дополнятся фазами. Интересно то, что первая техника используется только в анимации 2D. Но техника “Поза к позе” все еще применяется в раскадровке фильмов и анимации 3D.
Инерция и Оверлэпинг
Инерция относится к продолжению движения отдельных частей тела персонажа вследствие движения всего тела. Например, какие-то части тела продолжают двигаться несмотря на то, что персонаж резко остановился. “Оверлэпинг” – техника, благодаря которой одни части тела движутся с определенным запозданием от основной. Например, тело, конечности или волосы движутся с другим временным интервалом по сравнению с головой. Комбинация этих двух техник позволяет создавать более реалистичные анимации.
Арка
Когда движение, совершаемое персонажем, следует по определенной траектории, мы называем его “аркой”. Представьте цикличные движения рук дирижера оркестра, или последовательность движений конькобежца, или олимпийского атлета, выполняющего прыжок в высоту. Каждый из них проделывает множество движений, которые сливаются в цепочку плавных последовательных элементов. Если в какой-то момент вы разорвете эту цепочку и заставите своего персонажа сделать что-то не вписывающееся в нее, ваша анимация будет выглядеть странно.
Фоновое действие
Фоновое действие добавляется к главному действие в кадре, чтобы усилить эффект, который вы хотите произвести. Представьте персонажа, который идет по улице и не обращает внимание на то, что происходит вокруг. В то же самое время мимо него проносятся машины, чтобы подчеркнуть опасность. Или вообразите выражение сомнения на лице канатоходца. Это примеры фоновых действий в кадре, которые подчеркивают его смысл.
Тайминг
“Тайминг” означает расчет количества рисунков, из которых состоит определенное действие. Например, объект или персонаж, который передвигается медленно или с трудом – это обычно тяжелый персонаж. Тайминг диктует количество кадров и фаз, которые вам необходимо нарисовать, чтобы правдоподобно передать сцену. То же самое вам понадобится сделать и для рисования легкого объекта.
Тайминг – исключительно важная концепция анимации, и широко используется, чтобы создавать персонажей и их действия.
Конечная прорисовка
Конечная прорисовка отностися к точности рисунков на бумаге. Рисунки должны иметь вес и объем, чтобы их правильно видели и трактовали. При этом здесь не идет речь о детальной прорисовке, чтобы сделать рисунок реалистичным. Мы говорим о том, как вы представите публике свое теоретическое знание рисунка. Художник, освоивший основы дизайна, может создать иллюзию объема в своих рисунках даже на эскизе 2D. В этом состоит искуство иллюзии правдоподобности.
Некоторые стили анимации требуют чрезвычайного реализма в изображениях объектов, одежды и других предметов, чтобы представить сцену зрителю. К примеру это могут быть определенный исторический период, который должен быть изображен до мельчайших деталей. По этой причине знание теоретических и практических основ рисунка и анатомии человека незаменимы.
На платформе Tuts+ есть несколько статей и курсов, написанных разными авторами, которые помогут вам углубиться в основы рисунка. Там вы сможете пройти разные стили рисования и станете полноценным художником.
3. Последовательные движения и циклы ходьбы
Со слов Кена Харриса, аниматора студии “Уорнер Бразерс” “Ходьба – самое первое, что нужно изучить”. Научиться заставить мультяшного персонажа ходить именно так, как это нужно вам – самая сложная задача в анимации. Есть несколько способов, и они отличаются в зависимости от объема, сложности, контекста и насыщенности сцены.
Любопытно, но ходьба – это не что иное, как попытка поддержать себя в вертикальном положении. Иными словами, мы стараемся избежать падения на землю! Представьте младенца, который пытается стоять вертикально… наклоняясь вперед, он может сделать рефлекторный шаг.
Взрослые люди ходят уверенно и, как правило, не делают резких шагов. На самом деле, мы едва отрываем ноги от земли. Наши движения сведены к необходимому минимуму, основная цель в том, чтобы переместить тело вперед.
В анимации все отличается. С помощью походки персонажа можно рассказать целую историю. Поэтому мы воспользуемся техникой преувеличения и таймингом, чтобы добиться желаемого результата.
Проанализируем упрощенный процесс на рисунке внизу:
Обратите внимание, что руки движутся противоположно ногам; а, когда тело поднимается вверх в стадии переноса, одна нога прямая.
Теперь заполняем промежутки дополнительными фазами и завершаем основной цикл ходьбы в анимации:
Разные виды ходьбы и бега
Как я упоминал, в анимации (и в жизни) есть разные походки, и ими можно пользоваться для того, чтобы передавать нужные чувства и желания персонажей. Разные шаблоны передают это:
Отличия в ходьбе четвероногих животных
Движение четвероногих животных – более сложная тема, потому что вам необходимо следить за перемещением передних и задних лап. Плавность движений усложнит вашу работу, но ее имеет смысл изучать на примерах движений в реальной жизни.
Походка мультяшного животного – упрощенная трактовка того, что происходит в реальном животном мире. Мышцы и суставы занимают разное положение в зависимости от фазы движения тела:
В анимации есть и другие виды походок животных, которые следуют собственному ритму. Ниже рассмотрим две из них:
Реалистичная передача цикла ходьбы или бега зависит от нескольких факторов, таких как вес, рост, намерение… Самое важное здесь – наблюдать за этими движениями, основываясь на реальных примерах из жизни.
Рисование ходьбы и бега – довольно сложная тема, которая заслуживает отдельного курса, посвященного только ей. Анатомия некоторых животных, таких как лошади, имеет свои отличия, из-за которых их ноги движутся по-другому. Ознакомьтесь с разделом “Копытные животные” в моем предыдущем курсе, там будет больше подробностей. Если вы хотите глубже изучить движения лошади, посмотрите этот замечательный курс, написанный Моникой Загробельной.
Соединяем все вместе
Перед тем как мы закончим, я нарисовал анимационную последовательность, в которой соединил примеры нескольких техник, обсуждаемых выше. Вы можете различить, где какая используется?
Конец!
Роль традиционной анимации в искустве 21 века сегодня активно дискутируется. Современные анимационные студии типа Пиксар или Дримворкс по прежнему пользуются как минимум 90% техник, описываемых выше. Способность оживить рисунок – неважно, с помощью ли пинапа, комиксов или мультипликации – прекрасная вещь. Если мы можем заставить ребенка поверить, что животное может разговаривать и действовать как человек, это потрясающе. Когда у зрителя пробуждаются эмоции, никакими словами не выразить чувства, которые испытывает в тот момент художник.
Сегодня компьютеры легко справляются с задачами, которые невозможно было и представить 15 лет назад. Технолонии передачи движения и другое програмное обеспечение как никогда позволяют художнику создавать искуство, приближенное к реальности. Однако, кому нужна способность детально отображать реальность, если при этом будет утрачена чудесная сила мультипликации? Если вы не согласны со мной, прошу прощения, но традиционные концепции движения, описанные почти сто лет назад, по-прежнему диктуют правила – и будут продолжать это делать еще долгие годы.
Благодарю каждого, кто был моим спутником в этом удивительном приключении. Продолжайте практиковаться, и увидимся в следующий раз!
Уроки по созданию мультфильмов для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения
Мультипликация всегда считалась трудоёмким жанром. Раньше для создания десятиминутного мультфильма нужно было нарисовать вручную более четырнадцати тысяч кадров. Несмотря на применение шаблонов, уходило много времени. Развитие технологий заметно упростило процесс. Отпала необходимость постоянной прорисовки на бумаге, появилась качественная 2D и 3D-анимация.
Широкое распространение компьютеров позволило людям исполнить детскую мечту и стать автором собственного творения. Выбор программного обеспечения и соответствующего курса зависит от поставленной цели и её сложности. Подобрали уроки, которые помогут сделать мультик самому.
Делаем мультфильм за пять минут
Автор гайда предлагает заняться своеобразным «читерством». Онлайн-приложение «Go! Animate» – идеальный помощник для людей, желающих добиться максимального результата с минимальной затратой энергии и времени. Вся рутинная работа проделана разработчиками. Пользователю достаточно выбрать из огромной библиотеки подходящего персонажа и локацию. Выполненная в стиле американских мультсериалов рисовка подходит для поздравлений, рекламных роликов, презентаций и приколов. Герой может шагать, бегать, танцевать, проявлять эмоции. Он способен говорить и петь: для этого включается соответствующий параметр и добавляется аудио-файл. Контент можно сразу опубликовать в видеохостинге, минуя сохранение на жёсткий диск.
Как легко начать
Одна из неприятных сторон мультипликации – кропотливая труд над перемещением персонажей. В уроке показано оформление движения ног, которое смотрится реалистично. Продемонстрирована и связь с рельефом «местности»: забавный герой идёт вверх и вниз, поднимается на холм. В дальнейших занятиях упор сделан на основные действия в монтажной программе, анимацию рта для озвучивания, удаление шумов. Плохие художники найдут незаменимые для себя гайды по копированию фона и срисовке.
Делаем мультик за полчаса
Самой известной платформой для создания мультфильмов с многоуровневым сценарием, значительным количеством действующих лиц и авторским подходом является Adobe Flash Pro. На основе флэш-анимации художник Олег Куваев сотворил легендарный мультсериал «Масяня», ставший символом рунета начала двухтысячных годов. Технология использовалась в проекте «Фиксики».
Проявить себя с творческой стороны может и любитель. Разобраться в навороченном функционале новичкам помогает блогер-мультипликатор Станислав Горин. В туториале внимание уделено настройке разрешения, созданию нового файла, анимированию, звуку. Автор делится лайфхаками по сглаживанию штрихов и проработке бликов и теней, перечисляет главные горячие клавиши.
Владение средой разработки будет полезно при создании небольших игр и сайтов.
Анимация в PowerPoint
Первые шаги начинающий аниматор может сделать в простейшем редакторе Paint и в знакомой со школьной скамьи программе Microsoft PowerPoint. Достаточно добавить эффект «вылет», правильно его настроить – и по нарисованной дороге проедет машина и пройдёт человечек. Знакомый интерфейс поможет справиться с заданием даже ребёнку. Возможности презентационного дополнения ограничены: пользователю доступно лишь передвижение объекта по линии или спирали с плавным переходом кадров. Для большей детализации необходимо использовать специализированные продукты.
Мультфильм в Vegas Pro
В отличие от PowerPoint, Vegas Pro включает широкий набор инструментов, позволяющих передвигать маски по обозначенной траектории, приближать и удалять изображение. Фон также может перемещаться. Для составления качественной видеооткрытки юзеру хватит начальной подготовки в рисовании. Нужно скачать понравившуюся картинку из интернета, переделать её в Photoshop, разбить на слои и вырезать определённые детали. Работа в видеоредакторе ограничивается расстановкой ключей и спецэффектов. Занятие посвящено графике и нюансам монтажа.
Анимация в стиле Лего
Lego-фильмы – самостоятельный жанр, завоевавший огромную популярность. Творить в данном направлении интересно и относительно легко. В конструкторе собраны готовые персонажи, здания и места действия. Фигурки можно передвигать, как в кукольной или пластилиновой мультипликации. Легко имитируется движение рук и поворот головы. Основу будущего ролика составляют фотографии.
Монтаж кадров происходит в Киностудии Windows Live – правопреемнике известного редактора Movie Maker. Панель управления очень проста в использовании. Видео монтируется за пару минут, включая добавление заставки, титров и фонограммы.
Анимация в Photoshop
При создании полноценного мультика профессионалы руководствуются принципами покадровой анимации. Редактирование каждого рисунка совершается по отдельности. В фотошопе есть временная шкала, предполагающая быстрое конструирование «гифки» – движущейся картинки с настраиваемой продолжительностью кадра. Рисовка осуществляется на заранее приготовленной кальке. В рамках урока блогер рисует короткую бессюжетную анимационную постановку.
Полноценный мультфильм. Три программы
В видео-руководстве выполняется параллельная работа в трёх программах. Прорисовка сцен осуществляется в SAI – растровом редакторе, сочетающем в себе простоту Paint и многофункциональность Photoshop. Порядок показан «от» и «до»: оформление контура, исправление помарок, заливка с помощью «волшебной палочки», формирование мимики и жестов, сохранение кадров в формате png.
В 2016 году произошло серьёзное обновление серии Adobe: вышла обновлённая версия с подзаголовком Animate. В новая редакции усовершенствованы инструмент «кисть» и шкала времени. Упрощён механизм калькирования. Автор использует улучшения для сглаживания переходов между картинками. Финальные штрихи по созданию видеоролика производятся в Vegas Pro.
Как сделать мультик на компьютере
Рисованная анимация уходит в прошлое. В устаревшей технике продолжают работать только мультипликаторы-ветераны с выработанным почерком. Современные постановщики предпочитают 3D. Некоторые умельцы пытаются заниматься трёхмерной графикой в Adobe. Anime Studio Pro – более подходящая площадка. Усложнённый интерфейс и высокая сложность обучения предполагает у ученика наличие базовой подготовки в анимационном направлении. Отличительной особенностью Anime Studio считается инструмент Bone, позволяющий «оживить» персонажа без регулярного копирования кадров. Лектор показывает вариант правильного наложения костяного слоя на силуэт.
Рисуем в Pivot Animator
При возникших проблемах с освоением флэш-технологии или 3D-приложений подходящим спутником станет Pivot Animation. Программа предназначена для составления незатейливых сюжетов о чёрном человечке Стикмене. Графическое обеспечение включает в себя минимальное количество рабочих средств эффектов. Недостаток компенсируется быстрым совершенствованием навыка владения скелетной анимацией.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Хотя этот вид искусства часто считают детским, некоторые из когда-либо сделанных величайших и самых любимых фильмов были анимационными. Мир анимации постоянно находится в списках нового великого режиссера, и этим человеком можете стать вы, поэтому пора начать практиковаться! Существует много типов анимации… достаточно, чтобы хватило каждому аниматору в мире! Далее вы узнаете, как самостоятельно создавать анимацию, и какие навыки вам необходимо приобрести, чтобы стать по-настоящему великим аниматором. Давайте начнем с Шага 1!
-
1
Напишите сценарий. Сначала запишите все, что должно происходить. Это не означает только диалоги, но и действия и мимику. Перед тем как начать, у вас должно быть четкое представление, что должно происходить.
-
2
Сделайте раскадровку. Раскадровка – это следующий шаг: это рисунки, которые показывают основные действия и сцены из будущего анимационного фильма. Они показывают историю в целом и очень напоминают комикс.
-
3
Нарисуйте несколько листов со своими персонажами или сделайте модели персонажей. Когда вы будете рисовать кадры, вам понадобится образец, чтобы персонаж выглядел одинаково от позы к позе. Нарисуйте своих персонажей под разным углом и с разными эмоциями. Вам также следует нарисовать, во что они будут одеты, особенно если их одежда будет меняться между сценами.
-
4
Сделайте эскиз анимации. Это один рисунок на листе бумаги, в котором показаны все основные этапы движения в кадре. Конечно, это все равно что соединить пять близнецов вместе или что-то вроде того, но предназначение этого рисунка в том, чтобы убедиться, что ключевые кадры располагаются правильно, и движения выглядят естественно.
-
5
Нарисуйте ключевые кадры. Ключевые кадры – это основные состояния выполняемого персонажем движения. Например, если вы рисуете персонаж, который должен повернуться слева направо, ключевыми кадрами будут кадр, показывающий персонажа, повернутого влево, потом персонажа, повернутого лицом в кадр, и потом персонажа, повернутого вправо.
-
6
Проверьте, как получилось. Пролистайте ключевые кадры и посмотрите, как выглядит движение.
-
7
Сделайте промежуточные кадры. Промежуточные кадры должны содержать все мельчайшие движения между ключевыми кадрами. Начните с того, что нарисуйте промежуточный кадр, который должен быть между двумя ключевыми кадрами. Затем нарисуйте картинку, которая должна быть между ключевым кадром и первым промежуточным кадром. Продолжайте в таком же духе, пока не получите количество кадров, которое полностью описывает движение (это количество зависит также и от назначения вашей анимации).
-
8
Снова проверьте, что получилось. Да, вам постоянно нужно проверять результат.
-
9
Очистите рисунки. Удалите все эскизные линии и пометки, которые отвлекают от движения персонажа. Вы даже можете выбрать чернила для кадров своей анимации, в зависимости от того, что вы хотите делать со своей работой.
-
10
Создайте анимационный фильм. Соедините все картинки вместе в компьютерной программе вроде Photoshop, чтобы получить финальное видео. Это видео вы можете добавить в свое портфолио или просто показать своим друзьям и родным!
Реклама
-
1
Сделайте кинеограф (книжку с бегущими картинками). Кинеограф также неплохое начало, когда вы хотите научиться создавать анимацию. Они настолько простые, что даже дети могут их сделать. Анимация в кинеографе по-настоящему хорошая, потому что она имитирует работу настоящей, традиционной анимации.
-
2
Создайте покадровую анимацию. Покадровая анимация – это анимация, в которой вы делаете фотографии физических объектов, а потом соединяете их вместе так же, как соединяете рисунки в традиционной анимации. Есть много способов, которыми можно создать покадровую анимацию. Обычные способы включают вырезание кусков бумаги (этот способ использовался в анимационных фильмах Монти Пайтон) или глиняную анимацию (которая была использована в знаменитых фильмах вроде “Кошмар перед Рождеством”).
-
3
Создайте анимированный gif-файл. Анимированные gif-файлы – это популярное мультимедиа, широко распространенное в Интернете в наши дни. Даже wikiHow их используют! Вы можете легко создать собственную gif-анимацию, если у вас есть компьютер и вы можете достать основное требуемое программное обеспечение. Обычно gif-файлы используются для создания коротких клипов телевизионных шоу, но вы можете использовать этот способ для соединения вместе своих нарисованных вручную картинок.
-
4
Создайте анимацию, используя компьютер. Вы можете создать стандартную компьютерную анимацию, но учтите, что это может оказаться сложным, и уйдут годы, пока вы научитесь делать это хорошо. Есть пара различных способов, которые включают:
- 2d анимация. Вы можете создавать ее дома с использованием программы вроде Anime Studio или пробовать создавать анимацию в Adobe Flash.
- 3d анимация. Ее намного сложнее сделать в домашних условиях, потому что необходимость воспроизводить 3d анимацию требует намного более мощный компьютер, чем у большинства обычных пользователей. Если же ваш компьютер может это делать, то одна из основных программ, которую вы можете использовать, – это Poser, разработанная фирмой Smith Micro.
-
5
Попробуйте создать машиниму. Машинима – это тип анимации, который использует захват существующей компьютерной модели в реальном времени. Обычно такие работы создаются с использованием видеоигр (хороший пример – это популярная в Интернете серия Red vs Blue). Машиниму легче освоить начинающим аниматорам, и она дает неплохую возможность приобрести основные навыки анимации.
Реклама
-
1
Занимайтесь изучением. Всегда лучше сделать домашнюю работу, прежде чем пытаться сделать что-то новое. Почитайте по технику анимации и про то, что делает ее хорошей, прежде чем слишком серьезно заняться чем-то самому. Неплохо начать с изучения двенадцати основных принципов анимации, представленных старыми аниматорами студии Дисней.
-
2
Узнайте, как написать хорошую историю. Даже посредственная анимация не будет иметь значение, если рассказанная вами история интересна. Напишите невероятную историю, которая просто поразит людей, и они не будут замечать ошибки анимации и отсутствие графики Дисней.
-
3
Узнайте, как рассказать хорошую историю. Сама по себе история не единственная имеющая значение часть анимации. Вам также нужно подумать о том, КАК рассказать эту историю. Как она представлена, в каком порядке идут сцены и другие факторы, например как задействованы персонажи, могут существенно влиять на то, как люди будут видеть вашу историю и анимацию.
-
4
Овладейте техникой рисования выражения лиц. Самая лучшая анимация получится в том случае, если зрители эмоционально связаны с персонажами. Это намного проще сделать, если ваши персонажи будут иметь лица, передающие реальные эмоции, а не просто статичные выражения лиц. Попрактикуйтесь рисованию эмоций на лицах. Вам также следует сфокусироваться на движениях, меняющих эмоции, а не только на самих выражениях лиц грустный-злой-смеющийся и т.д. [1]
-
5
Изучите сжатие и растяжение. Другим способом сделать даже простую анимацию более интересной и близкой к жизни – это сделать движения более динамичными и осязаемыми. Как правило, это достигается таким способом, как сжатие и растягивание. Сжатие и растягивание – это сознательное преувеличение движений, чтобы человеческий мозг воспринял их как реальные. Самый простой пример: представьте мяч. Намного интереснее видеть, как мяч немного сжимается при приземлении, чем видеть просто круглую сферу. Это помогает зрителю почувствовать совершаемое мячом движение.
-
6
Изучайте теорию цвета. Тория цвета рассказывает о том, какие цвета хорошо сочетаются, и какие цвета можно использовать вместе, чтобы передать историю и эмоцию. Понимание теории цвета совершенно необходимо, если вы хотите, чтобы ваша анимация выглядела профессионально и привлекательно. Если вы серьезно хотите заняться анимацией, то вам неплохо иметь хотя бы базовые знания теории цвета.
-
7
Изучайте композицию. Композиция – это наука о том, как должно располагаться изображение на холсте или экране, чтобы хорошо выглядеть и приковывать внимание зрителя к важным его частям. Это также очень важно, если вы хотите, чтобы ваш зритель почерпнул максимум из вашей анимации. Почитайте про теорию композиции, например про правило третей и правило золотых пропорций.
-
8
Изучайте перспективу и 3d фигуры. Когда вы видите мяч, вы видите не окружность, а сферу. Хотя 2d и 3d анимация технически плоские (наши глаза не воспринимают в них реальную глубину, если конечно это не настоящее 3Dб в котором используется специальное оборудование), но наш мозг лучше воспринимает изображение, если оно выглядит так, как будто фигуры имеют содержимое. Другими словами, если вы хотите, чтобы ваша анимация хорошо выглядела, вам следует хорошо нарисовать содержимое фигур.
-
9
Изучайте анатомию. Конечно, многие мультфильмы изображают людей и объекты совсем не так, как они выглядят в реальной жизни. Женщина считалась бы калекой, если бы у нее в реальной жизни была спина, как у Джессики Реббит из мультфильма! Но понимание того, как работают части тела и как они могут двигаться, сделает вашу анимацию более приятной и придаст ей естественности. Изучение анатомии также делает людей лучше в рисовании!
-
10
Берите уроки! И наконец, не забывайте: вы всегда можете брать уроки анимации! Часто бывают недорогие курсы в местных колледжах, или вы можете посещать занятия по анимации в местной школе искусств. Вы также легко можете найти курсы и учебники в Интернете, бесплатные или гораздо более дешевые, чем очные курсы. Если это то, что вам действительно нравится, то займитесь этим серьезно и не жалейте потратить на это какие-то средства!
Реклама
Советы
- Практикуйтесь. Серьезно. Если бы это было умение, которое можно получить за сутки или просто прочитав один учебник, все бы этим занимались. Вам придется посвятить некоторое время тому, чтобы научиться делать это по-настоящему хорошо.
Реклама
Предупреждения
- Остерегайтесь вирусных компьютерных программ и анимационных “школ”, которые являются средством просто выманить ваши деньги.
Реклама
Источники
Об этой статье
Эту страницу просматривали 46 535 раз.