Как составить музыкальное сопровождение

Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии

Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.

Что такое мелодия?

Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.

как написать музыку к песн

Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию

Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.

Мелодия состоит из двух основных компонентов: высоты звука и длительности. В теории музыки каждая нота вибрирует на своей собственной частоте, которая определяет ее высоту – насколько «высоко» или «низко» она звучит. Продолжительность относится к тому, как долго она удерживается. Например, четвертная нота длится одну четверть продолжительности такта, написанного за 4/4 времени.

Ликбез по основным музыкальным терминам

Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.

  • Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
  • Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
  • Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
  • Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
  • Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.

8 способов написания запоминающейся мелодии

Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.

№1. Создайте план

Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.

графический контур песни

Составьте примерный план будущей мелодии

Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.

Попробуйте создать отрывки, комбинируя ноты мажорной или минорной гаммы. Они составляют основу большинства поп-мелодий и подходят для песни, которая легко «застрянет» в голове.

Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.

№2. Найдите вдохновение

Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.

Еще один вариант – максимально измените готовую песню максимально измените готовую песню. Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.

№3. Подберите аккорды

Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.

Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.

Лучше всего использовать эту стратегию для мелодии с 4 или 8 барами. Следуйте личному вкусу – иногда может сработать и более длинные, и короткие вариации.

№4. Добавьте ритмические вариации

При написании мелодий важно уделить внимание ритму. Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.

создание своей музыки

Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии

Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.

№5. Используйте MIDI-клавиатуру

Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.

сочинение музыки на синтезаторе

По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии

Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.

Поиграйтесь с мелодическими идеями. Когда закончите, прослушайте запись. Вы можете обнаружить в нагромождении звуков идеи, которые подойдут для новой песни.

№6. Используйте MIDI-паки

Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.

Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.

№7. Отложите инструменты

Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.

как придумать вокальную партию к песне

Уделите особое внимание вокальной партии в песне

Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.

Напев на диктофон – отличный способ создавать песни, если вы не в ладах с нотами или совсем не знаете нотной грамоты. Многие известные хиты создавались таким способом.

№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом

Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.

программа для создания музыки

АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить

В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.

Дополнительные подсказки для новичков

Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы:

  • работайте в полной тишине;
  • попробуйте другой инструмент;
  • переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
  • удалите каждую вторую ноту.

При создании песни способом подбора аккордов:

  • работайте с ритмом аккордовой последовательности;
  • обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.

Чего следует избегать:

  1. Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
  2. Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.

Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.

Вас также может заинтересовать

ОРГАНИЗАЦИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ

СПЕКТАКЛЯ

Замысел музыкального оформления режиссер
начи
нает практически воплощать в заключительный
период
работы над спектаклем. Но не редко еще на репетициях, в выгородке, он обращается к музыке. Ритмически
орга­
низуя действие, она существенно
может помочь актеру
в работе над
ролью, в нахождении выразительных и оп
равданных
движений, в поисках соответствующей сце
нической
атмосферы. В этот период музыкальное
сопровождение
проводится под фортепиано концертмей
стером
или с магнитной фонограммы.

Уже в
этот период могут быть назначены специаль
ные
репетиции для разучивания актерами танцев, пан
томимических сцен (бой, драка и пр.), а также вокаль­ных произведений с соответствующим музыкальным со­провождением.

Основная работа по вводу
музыки в сценическое действие начинается в
репетициях на сцене.

Введение
музыки в репетиционную работу актеров на
сцене
дает им новый эмоциональный толчок в творчест­
ве. Ведь то, с чем так освоились и сжились исполнители при фортепианном сопровождении, в оркестровой музыке звучит совсем иначе. Часто даже содержание музыки для исполнителей становится ясным только на этой ста­дии работы. Кроме того, вступление различных инстру­ментов, смена одних групп другими, звучание новых тембров не может не воздействовать по-новому на рит­мику
движения актеров, на их общее эмоциональное
состояние.

На
репетициях режиссер вместе с руководителем ор­
кестра уточняет место размещения музыкантов, опреде­ляет уровень звучания ансамбля в отдельных сценах, выверяет моменты начала и конца звучания каждого номера.

Особенно много
внимания уделяется тому, чтобы ор­
кестр «не
вылезал» из действия, то есть чтобы музыка
не заглушала текста, не мешала бы в дальнейшем пря­мой связи актера со зрителем, а, наоборот, помогла под­держивать эту связь. Поэтому нередко ради сценической выразительности приходится заглушать звучность от­дельных инструментов или всего оркестра.

Если музыкальное сопровождение спектакля
предпо­
лагается вести с магнитофона, после
соответствующего
монтажа музыкальной фонограммы, на репетициях
начи­
нается ввод музыки в сценическое действие и
ее даль­
нейшее обсуждение и уточнение.

Подготовленную фонограмму музыки лучше не склеивать в один ролик, а разбить на сцены и акты. Это удобнее потому, что эпизоды часто репетируют не один раз
и не подряд и в этом случае не придется задержи­ваться для перематывания ленты.

Вообще реализация художественного оформления, в том числе и музыкального, всегда связана с экспери­ментами
на сцене, неожиданными находками, пробами.
Поэтому в этот период работы звукорежиссер обязатель­но присутствует на репетициях и совместно с режиссе­ром «примеряет» к действию отобранные музыкальные
номера.

Именно в репетициях на сцене из отдельных
музы­
кальных и шумовых номеров, определенных
режиссером в замысле, начинает создаваться целостный звукохудо
жественный образ спектакля.

Исходя из общего художественного замысла
постанов­ки и конкретных сценических задач для каждого музы­
кального фрагмента, звукорежиссер должен найти логи­чески оправданные моменты начала звучания и выключе­ния
фонограммы и определить соответствующие команд­
ные реплики, найти наиболее выразительный звуковой план воспроизведения на сцене или в зрительном зале. Кроме того, для каждого фрагмента необходимо устано­вить оптимальный уровень звучания и определить усло­вия регулирования в процессе воспроизведения.

Художественный эффект, действенность музыки
в от­
дельных эпизодах в большой мере зависит от
того,
насколько правильно будет выбран момент ее
включения
и выключения. Если это сюжетная музыка, то
момент ее
включения определяется, как правило,
действием персо­
нажа, с которым она связана: например, герой
подошел
к приемнику и включил его — начинает звучать
музыка,
выключил, и музыка прекращается, и т. п.

Выбрать момент для начала звучания условной му­зыки несколько
труднее, даже если заранее было точно
определено место ее включения в сценическое действие.
В одном случае музыка может как бы продолжать
раз­
вивать настроение героя после диалога или
монолога,
в другом — момент ее включения может быть
подобран
на стыке эпизодов для того, чтобы
подготовить к смене
настроения действующих лиц. Чаще всего
музыку вклю­чают в паузах развития действия. Если музыка и речь начинаются одновременно, то они дублируют и потому
как бы «выталкивают» друг друга из слухового
восприя­
тия зрителя. Музыка, включенная хотя бы с небольшим «зазором» с текстом (в том или ином порядке),
воспри­
нимается более действенно. В этом случае речь и музыка дополняют друг друга и «отыгрывают», как партнеры в
диалоге, и в этом проявляется своего рода элемент контрапункта звукового оформления.

Если музыка в данном сценическом эпизоде выра­жает самую суть человеческого чувства, его предельную глубину, то не только момент включения, но и характер ее «возникновения» имеет важное значение для настрое­ния героев, сценического образа, атмосферы действия. В лирических местах, там, где музыка должна возник­нуть как бы из «мыслей», от внутреннего состояния пер­сонажа, ее вводят мягко, почти незаметно. Резкое вклю­чение
музыкального отрывка может прозвучать диссо­
нансом и разрушить всю атмосферу сценического дей­ствия. Резко включают музыку только тогда, когда она
служит акцентом, выражает какой-то кульминационный
момент
в происходящем на сцене.

Установив момент и характер включения музыки, зву­корежиссер продумывает также, где она должна окон­читься. Если это произойдет не логично, раньше
времени,
действие неожиданно как бы оголится. Обычно музыка завершается в месте, где начинается новый
сценический
кусок, новое настроение,
на стыке эпизодов. Если в фи
нале акта
или спектакля после закрытия занавеса оста­
лась музыка, ей дают обязательно прозвучать до конца. В противном
случае пропадает ощущение законченности действия.

Важно также правильно
найти характер завершения
звучания
музыки. В одних случаях ее надо плавно уве­
сти, а в других резко оборвать в нужный момент на
громкой звучности. Такой внезапный обрыв тоже воспринимается
как акцент, так как неожиданно насту­
пает
тишина. И если при этом на музыке произносится
текст, то попавшие на тишину слова выделяются, как
разительный контраст. Это, в частности, используется как
прием, дающий смысловой и динамический акцент всей сцены.

Иногда
бывает оправданным включение музыкально­го номера с середины — плавное или
резкое и выключе­ние на полуфразе, особенно если это сюжетная музыка (включение
трансляционного

громкоговорителя,
радио­приемника, магнитофона и пр.).

Если
драматургически не безразлично, в какой мо­мент включать и выключать и как
вводить и выводить музыку, то немаловажно также правильно выбрать зву­ковой
план звучания для каждого музыкального фраг­мента.

Под
звуковым планом воспроизведения в театре при­нято понимать один или несколько
громкоговорителей, размещенных в определенной зоне на сцене и в зритель­ном
зале и предназначенных для воспроизведения музы­ки, шумов и звуковых эффектов в
спектакле.

Как
правило, одни звуковые планы преимущественно используются для воспроизведения
музыки, другие для воспроизведения шумов, звуковых эффектов и речевых
фонограмм. Наличие тех или иных звуковых планов зави­сит от звукотехнического
оснащения театра, тем не менее можно выделить несколько основных звуковых
планов. В сценической коробке это арьер, а также боковые по­верхности, иногда
громкоговорители устанавливают на колосниках и в трюме под сценой.

В
зрительном зале для воспроизведения музыки обычно используются
громкоговорители, установленные на правом и левом порталах или обрамляющие
зеркало сцены. Кроме этого основного звукового плана громкого­ворители часто
размещают по сторонам зрительного за­ла, а также в оркестровой яме для
имитирования зву­чания оркестра и воспроизведения различных шумов.

Выбирая
тот или иной звуковой план для воспроиз­ведения музыки, звукорежиссер
одновременно устанав­ливает оптимальные уровни громкости звучания для каждого
номера.

В бестекстовых кусках нередко требуется,
чтобы зву­чание было максимально допустимым, например в куль­минационных
моментах, и здесь неуместны «полумеры». В других случаях необходимо, чтобы
звучание было про­зрачным, отдаленным, скажем, в некоторых монологах, нуждающихся
в «акварельной» атмосфере.
И даже
при воспроизведении отдельного музыкаль­
ного
фрагмента нередко требуется изменять уровень зву­чания, например, в паузах
между репликами громкость
несколько увеличивается, а на
тексте уменьшается.

Выбирая
уровень воспроизведения для того или ино­
го
номера, нельзя не учитывать также условия прослушивания этого номера зрителями,
находящимися в раз­личных местах зала. Так, например, если уровень для
музыкального номера, воспроизводимого с порталов зри­тельного зала, окажется благоприятным для зрителей первых рядов партера, то для зрителей последних рядов тихие звуки могут пропасть. С другой стороны, если уста­новить уровень так, чтобы в последних рядах были слышны самые тихие звуки, то зрители первых рядов могут быть оглушены в момент громкого звучания. По­этому
при воспроизведении различных фонограмм, осо­
бенно музыкальных, вместе с основным звуковым пла­ном иногда включают громкоговорители, размещенные, например, в конце зрительного зала или в барьере балкона.
Но такое включение дополнительных звуковых планов
допускается, если оно не противоречит характеру сценического действия.

В
сложном процессе органического соединения музы­
ки со сценическим действием нет и не может быть фор­мального разделения звукового материала на главные и второстепенные номера. Что на первый взгляд кажется несущественным, впоследствии на спектакле может при­обрести
значение сильнейшего звукового акцента или
определяющей эмоционально-смысловой характеристи­ки
действия.

«Хорошо, всё будет хорошо!» – пропели голосом Сердючки? Если не хотите подобного репертуара на вашей свадьбе, то придётся как следует поработать над составлением собственного плей-листа. Пустите дело на диджейский самотёк или отдадите на откуп кому-то из родственников – рискуете получить микс из дискотеки в сельском клубе и сборника свадебных песен за все года с 1980-х по 2020-й.

Выделите вечер, когда вы с будущим мужем/женой сможете записать все музыкальные предпочтения гостей, при этом не забыв про собственные. Перетряхните свои музыкальные архивы, плейлисты в телефоне, ВКонтакте и подкасты в ITunes. Наверняка там найдётся множество милых сердцу композиций, которые пробуждают забытые эмоции и приятные воспоминания. Чтобы превратить эту сборную солянку в хороший свадебный плейлист, воспользуйтесь нашими советами. И тогда всё точно будет хо-ро-шо!


1

Ищите разноплановую музыку

Свадебный день полон разных моментов: трогательных, весёлых, романтичных, задорных, спокойных, торжественных… И под каждый из них нужна особенная мелодия. Не превращайте вашу свадьбу в день прослушивания любимых треков одной направленности, стиля или исполнителя. Ищите подходящие композиции различных жанров: быстрые и медленные, танцевальные и фоновые, знаковые для вашей пары и нейтральные, с вокалом и инструментальные. Уместность музыкального сопровождения так же важна, как соответствие всех деталей декора общей стилистике свадьбы. Звуки – это важная часть восприятия происходящего вокруг. Музыка помогает сложить идеальный пазл праздника или, наоборот, сводит на нет все старания создать совершенную картинку.


2

Подберите композиции для самых важных моментов

В течение свадебного дня будет несколько ключевых моментов, когда музыка станет вашим лучшим другом в деле создания особенной атмосферы. Уделите чуть больше внимания тем трекам, которые послужат фоном для важных слов и церемоний:

  • выход жениха к алтарю
  • выход невесты
  • обмен клятвами и кольцами
  • первый поцелуй в новом статусе
  • поздравления гостей после того, как вы официально стали мужем и женой
  • встреча молодожёнов в ресторане или на другой площадке, где будет проходить банкет
  • первый танец молодожёнов
  • обряд зажжения семейного очага
  • танец невесты с отцом, жениха с мамой
  • вынос или разрезание свадебного торта
  • завершение вечера

3

Не забывайте про гостей в возрасте

Музыкальные вкусы молодёжи и старшего поколения в большинстве случае не совпадают. Вы же не хотите, чтобы у любимой бабули разболелась голова от непрерывного унц-унц, а дедушка из деревни так и не вышел на танцпол, потому что не знает, как танцевать под хаус. Послушайте звёзд советской эстрады и 90-х годов: Примадонну, Софию Ротару, Эдиту Пьеху, Ирину Аллегрову, Филиппа Киркорова, Валерия Меладзе. Наверняка вы найдёте что-то подходящее из их репертуара. Хорошая альтернатива – песни из советских кинофильмов о любви. С помощью музыки сделать акцент на связи поколений – это очень символично и уважительно по отношению к старшим родственникам.


4

Пригласите кавер-группу

Что делать, если некоторые любимые всеми свадебные песни не совсем вписываются в тематику вашего праздника? Решить проблему и выйти из ситуации, никого не обидев, поможет кавер-группа. Пригласите на банкет музыкантов и вокалистов, которые зажгут танцпол своим живым исполнением. А необычные аранжировки помогут «подружить» с концепцией праздника даже не самые подходящие по стилю композиции. Если же кавер-бэнд по какой-то причине не входит в ваши планы, то поищиты каверы на хиты прошлых лет самостоятельно или попросите об этом вашего диджея.


5

Изучите свадебные плей-листы

Google в помощь! Вбивайте в строку поиска запросы типа «свадебные мелодии», «музыка для свадьбы» или «песня для первого танца молодожёнов», и всезнающий Интернет выдаст вам массу музыкальных подборок с разнообразными композициями всех времён и жанров. Можно искать идеальные треки для вашего праздника, исходя из его тематики. Например, свадебные песни в стиле ретро или хиты определённого временного периода.


6

Поддержите отечественных исполнителей

Русскоязычные песни зачастую несправедливо отходят на второй план при составлении свадебных плей-листов, а ведь среди отечественной музыки можно найти очень лиричные и красивые композиции. Их преимущество в том, что слова поймут все гости, а именно слова способны многократно усилить эмоции, которые вызывает музыка.


7

Обратитесь за помощью к профи

Если у вас нет времени самостоятельно заниматься составлением плей-листа или эта задача кажется вам слишком сложной, попросите помощи у профессионалов. Опытный диджей подберёт список композиций для вашего праздника, опираясь на ваш музыкальный вкус и предпочтения гостей. Опишите возрастные категории приглашённых и перечислите, какие исполнители и стили точно «зайдут» вашим гостям. Поверьте, хороший диджей знает толк в веселье и танцах.


Прямо сейчас вы можете выбрать музыку по душе из подборок, которые есть на The-Wedding.ru:

  • /108775-20-luchshikh-pesen-dlya-pervogo-tantsa/
  • /top-10-kompozitcii-dlia-pervogo-tantca-molodykh/
  • /108175-20-pesen-dlya-pervogo-tantsa/
  • /110648-potantsuem-20-idealnykh-trekov-dlya-pervogo-tantsa-zhenikha-i-nevesty/
  • /106575-tantsevalnaya-svadebnaya-muzyka/
  • /108152-fonovaya-muzyka-dlya-svadby/
  • /107043-baby-it-s-cold-outside-25-melodiy-dlya-zimney-svadby/
  • /104355-muzyka-dlya-svadby-30-luchshih-kompoziciy/

Кавер-группу, вокалистов и музыкантов ищите в нашем каталоге в разделе «Шоу-программа и артисты»

Хотя кино и было немым искусством, теперь уже сложно представить фильм без музыкального сопровождения. Разбираемся, как это устроено.

Музыка в фильме, это не просто звуки, музыка – это средство, которое задаёт тон повествованию и создаёт нужную атмосферу. Именно музыка берёт на себя иммерсивность фильма. Иногда, музыкальное сопровождение не уходит за пределы фильма, но по-настоящему выдающиеся работы композиторов перешагивают через экран и переходят в разряд шедевров. Всем известны имена: Ханс Циммер, Джон Уильямс, Джеймс Ньютон Ховард, Александр Деспла, Йохан Йоханнссон. Эти мастера композиторства прославились, прежде всего, благодаря написанию музыки к фильмам.

Искусство создания саундтрека для кино

Нет одной общепринятой стратегии работы режиссёра и композитора, в одном случае уже для снятого и смонтированного фильма пишется музыка, в другом – в процессе создания фильма, композитор видит лишь некоторые кадры и отрывки сценария. Последний вариант наиболее предпочтителен, так как даёт больше возможности для экспериментов, больше времени.

В непростом положении оказываются те композиторы, которым предстоит «накидать» музыку ещё до того, как начались съёмки. Возможно, для режиссёра важна мелодия, которая красной нитью пройдёт через фильм. А если герои фильма поют или играют на музыкальных инструментах, тогда заранее написанная песня/музыка просто необходима! Режиссёр и композитор обязательно обсуждают, в каких моментах должна звучать музыка, её динамику и настроение согласно происходящему на экране, громкость и ритм, инструменты. Расстановка границ будущих мелодий называется «споттингом».

После чего, композитор начинает творить и предлагает свои варианты будущего саундтрека.

Когда мелодия придумана, приступают к аранжировке, чтобы разложить на отдельные партии для оркестровых инструментов. Такие мэтры, как Эннио Морриконе, берут эту задачу на себя и самостоятельно расписывают партии. Так, у каждого инструмента появляется своя мелодия.

Искусство создания саундтрека для кино

Изначально, музыки, написанной специально для фильма, даже не существовало. В немом кино музыка ещё не была частью фильма. Она звучала уже в процессе показа. Профессия тапёр, была в то время очень популярна. Для разнообразия просмотров и лучшей передачи зрителю кинозамысла, музыканты или бэнд, играли «музыкальные шаблоны». В мелодраме звучали романсы, в комедии – скерцо, приключенческие фильмы сопровождала ритмичная и обрывистая мелодия.

Сейчас уже сложно доподлинно установить, как братьям Люмьер, пришла в голову идея использовать музыку во время киносеанса. Впервые, в 1896 году показ немых фильмов прошёл под аккомпанемент фортепиано. Но создание оригинальной музыки к фильму, не заставило зрителей долго ждать. В 1908 году Камиль Сен-Санс впервые написал музыку специально для фильма «Убийство герцога Гиза». Это была сюита для струнных инструментов, рояля и фисгармонии в 5 частях.

За более чем 100 лет, было создано огромное количество фильмов с запоминающимися саундтреками. Многие из нас сходу могут напеть «I just called to say I love you» Стиви Уандера, но вряд ли кто-то помнит сам фильм «Женщина в красном». Или «Moon river» в исполнении Одри Хэпбёрн из «Завтрак у Тиффани». Фильм на слуху, осталось лишь посмотреть.

Лучшим саундтреком в истории кино, который был удостоен «Оскара» и двух «Грэмми», была признана работа Джона Уильямса в фильме «Звёздные войны». Исследователи заметили, что большое влияние на композитора оказали Штраус и Стравинский, Корнгольд и Штайнер. Уникальность музыки в «Звёздных войнах» заключается в том, что даже без контекста фильма понятно, на какие события указывает та или иная музыкальная тема. «Имперский марш» тому подтверждение.

Кинокомпозитор – одна из самых сложных профессий в мире кинопроизводства. Многие выдающиеся мастера этого дела, уже с детства начали писать музыку и примерно понимали, чем именно хотят заниматься. Без серьёзного образования, в этом деле никуда. Считается, что лучшая школа кинокомпозиторства находится в колледже Беркли. Но некоторых композиторов находят через Ютуб или в джазовых клубах, как это было с Джоном Уильямс. Поэтому талант, упорство и мечта, обязательно приведут и Вашу музыку в фильмы!

Полное руководство по созданию музыки на домашнем компьютере – всё, что нужно знать, перед записью своего первого трека

автор

Автор статьи:

Игорь Горчилин

календарь

Дата публикации:

14.09.2021

время

Время прочтения:

10 минут

Наконец-то это произошло и вы совершили первый шаг к написанию собственного трека – нашли статью, в которой представлен полноценный гайд начинающему таланту. Рассмотрим, как создавать свою музыку – какое оборудование, программное обеспечение и какие первоначальные знания нам понадобятся для составления качественной профессиональной композиции.

Содержание

  1. Что потребуется для того, чтобы начать писать музыку на компьютере
    • Компьютер, как инструмент для создания мелодий не выходя из дома
    • Звуковая карта/аудиоинтерфейс
    • Микрофоны и наушники
  2. Виртуальные студии звукозаписи – программы для новичков и профи
    • Steinberg Cubase
    • FL Studio
    • АудиоМАСТЕР
    • Magix Music Maker
    • GarageBand (для Mac)
  3. Как придумать мелодию или песню с нуля: советы для начинающих
    • Сочинение мелодии на текст песни
    • Создание электронной музыки
  4. Итог

Что потребуется для того, чтобы начать
писать музыку на компьютере

В самом начале музыкальной карьеры многие оказываются во власти различных стереотипов. Например, что невозможно записывать качественную музыку вне стен профессиональной студии. Перед глазами сразу же всплывает образ помещения, забитого самыми разными инструментами, пультами, микшерами и колонками. Кажется, что все это доступно только для избранных, ну или, как минимум, для людей с толстым кошельком.

Среди новичков популярно еще одно заблуждение – для того, чтобы стать музыкантом, необходимо закончить консерваторию, ну или, как минимум, 7 классов музыкалки. Из-за этих и других предупреждений многие даже не решаются сделать первый шаг! А тем временем в музыкальной индустрии тысячи исполнителей пришли к успеху, не имея ни образования, ни баснословных бюджетов. За примерами далеко ходить не надо – Daft Punk, Hurts и The Black Keys начинали записывать свои треки в домашних условиях, и игру Курта Кобейна на гитаре очень сложно было назвать академической!

как создавать свою музыку

Музыкальный дуэт Daft Punk добился значительного успеха к концу 90-х

Увлеченность и горячее желание творить и самовыражаться – пожалуй, единственный фундамент, необходимый, чтобы начать писать музыку. Конечно, вам понадобятся и такие прозаические вещи, как компьютер, наушники, инструменты и т.д. И, если научить мотивации и творческому порыву невозможно, то освоить все остальное вполне реально. О технической стороне того, как писать музыку на компьютере для новичков и поговорим далее.

Компьютер, как инструмент для создания
мелодий не выходя из дома

Многие ресурсы запугивают новичков, утверждая, что для записи музыки критически необходим такой мощный компьютер, что на нем впору ферму для майнинга кибервалюты ставить, а не песенки сочинять. Конечно, чем мощнее производительность ПК – тем удобнее и быстрее работать. Но не стоит возводить это в абсолют. Для начала вам будет вполне достаточно средних характеристик:

  • 2-4-х ядерный процессор. Конечно, лучше, если ядер будет 4, но на начальном этапе подойдут и 2. ПО для обработки музыки, как правило, сильно грузит систему, поэтому советуем перед началом работы не запускать лишних приложений и закрыть в диспетчере задач ненужные процессы. Так вы сможете со своей двоечкой добиться большей продуктивности. Если бюджет неограничен — однозначно, покупайте более мощный ПК.
  • Минимум 4 Гб ОЗУ. С таким объемом оперативки можно установить практически любой аудиоредактор или виртуальную звуковую студию. Однако некоторые из них могут начать виснуть из-за того, что софт будет создавать временные файлы на жестком диске. Рецепт решения проблемы тот же: работаете над треком — выключайте все лишнее. В идеале для полноценной работы с профессиональными DAW без подвисаний нужны ОЗУ от 8 Гб.
  • HDD или SSD винт. Лучше, если будет SSD – он работает намного быстрее, чем HHD. Объем – на ваше усмотрение, хотя не следует забывать, что операционка съедает довольно немало (для начала достаточно от 120 Гб, а вообще: больше — лучше).

как писать музыку на компьютере для новичков

Домашний компьютер становится персональной аудиостудией

Вывод из этого достаточно прост – любое современное устройство доступное вам вполне подойдет для того, чтобы создавать музыку на компьютере в домашних условиях.

Если вы не знаете характеристики вашего компьютера, откройте «Параметры» и найдите вкладку «О системе» (в каких-то версиях Windows «О программе»). Там собрана основная информация о процессоре и памяти. Больше данных можно получить вторым способом – через командную строку. Нажмите сочетание клавиш Win+R, в маленьком окошке слева введите команду «msinfo32» и кликните ОК. В появившейся таблице можно будет узнать тип записывающего устройства, объем ОЗУ, количество ядер и т.д.

Звуковая карта / аудиоинтерфейс

Если вы работаете с ноутбуком, в нем, скорее всего, встроенная звуковая карта. Для создания музыки – не самый лучший вариант. Чтобы улучшить качество звукозаписи, вам нужно будет во время работы подключать внешнюю звуковую карту (IRIG). Если же вы работаете на ПК, можете и вовсе заменить исходное устройство на специальное. Лучшими на рынке внешних звуковых карт считаются Creative X7, Sound BlasterX G6, Native Instruments Komplete Audio 6.

как написать мелодию без инструментов

Внешняя звуковая карта Creative Sound BLASTERX G6

Владельцы стареньких ПК могут поставить звуковую карту из серии PCE-карт Creative Sound Blaster — их можно поискать на Авито или Юле. Более предпочтительным вариантом будет приобрести аудиоинтерфейс, который подключается к компьютеру через порт USB. Причем нет необходимости покупать самую новую и дорогую модель. Для начала вполне подойдет недорогой б/у интерфейс с двумя входами и выходами – он обеспечит всем необходимым. На Авито такой можно найти за 2 тысячи рублей.

Микрофоны и наушники

Для качественной звукозаписи вам потребуются микрофон и наушники для мониторинга. Чтобы вы лучше понимали, какое оборудование подойдет для работы, а какое – нет, мы подготовили для вас небольшую памятку.

Характеристики для микрофона

Следует помнить о том, что некоторые ноутбуки оснащены довольно качественными микрофонами. В частности, это относится к ноутбукам Apple. Но все-таки лучше обзавестись внешним микрофоном. В идеале нужно будет приобрести конденсаторный микрофон. При сильно ограниченном бюджете можно взять его в аренду. Если такой возможности нет совсем — ищем обычный микрофон, максимально приближенный к следующим характеристикам:

  • Тип — двунаправленный (он наиболее универсальный и дает хорошее качество записи), можно взять и обычный, но в этом случае более вероятно, что потребуется обработка звука соответствующими приложениями;
  • Частотный диапазон микрофона должен соответствовать параметрам вашего голоса;
  • Чувствительность микрофона должна быть как можно более высокой;
  • Максимальный уровень звукового давления (УЗД). Данный параметр показывает максимально допустимую громкость звука, с которой может работать, подключенный к устройству микрофон;
  • Низкий уровень шума.

как записать звук без комнатного шума

Качественный микрофон поможет записать музыку без лишнего шума

Характеристики для наушников:

Требования Минимальные Желаемые
Частотный диапазон H9 D10
Нормальное Если бюджет ограничен — любые, наиболее приближенные к желаемым характеристикам 5-30 000 кГц
Чувствительность > 100 дБ
Тип подключения провод
Акустическое оформление закрытые

Для новичков есть еще один неплохой лайфхак – многие профессиональные приложения для звукозаписи позволяют довольно качественно имитировать известные марки микрофонов (эмуляторы микрофонов). Например, такой плагин как Antares Microphone Modeler 1.32.

Виртуальные студии звукозаписи – программы
для новичков и профи

Для того, чтобы создавать музыку в домашних условиях, нужна хорошая программа для записи и обработки звука. Профессионалы, как правило, работают в виртуальных студиях или, другими словами, в аудио-миди секвенсорах. Эти программы включают полный набор инструментов для каждого этапа работы над музыкальным треком – от записи инструментов и голоса до сведения.

Для новичков же подобные программы могут оказаться «неподъемными» как в плане стоимости, так и в плане освоения. На начальном этапе рекомендуем выбрать аудиоредакторы попроще. Ниже вы найдете подборку из 5 программ, в которой мы объединили сложные профессиональные DAW с более простыми звукозаписывающими редакторами. Познакомьтесь с их функционалом и выберите подходящуюю. Также предлагаем оценить большой рейтинг программ для создания музыки.

Steinberg Cubase

Steinberg Cubase – одна из мощнейших профессиональных цифровых рабочих станций (то, что чаще всего называют DAW). Данная платформа особенно широко применяется в Европе, и, в частности, в Германии, являясь, по сути, немецкой разработкой, хотя и принадлежит корпорации Yamaha. Широкий функционал этой программы позволяет полностью заменить студийное «железо» и сочинять треки дома. Софт поддерживает запись через MIDI, кроме того вы сможете написать мелодию без инструментов, используя встроенные эмуляторы.

Steinberg Cubase

Steinberg Cubase мощная программа для создания музыки

Главные преимущества Cubase:

  • подходит для любых целей – запись, микширование, обработка вокала и т.д.;
  • поддерживает многоканальную запись звука;
  • легко конфигурируется под индивидуальные потребности пользователей с помощью шаблонов для музыкальных проектов, ключевых команд и команд макро;
  • поддержка самых популярных форматов файлов;
  • полностью поддерживает виртуальное оборудование (VSTi);
  • большая библиотека нот, сэмплов и лупов;
  • встроенный редактор ударных.

FL Studio

FruityLoops Studio – еще одна DAW, полюбившаяся профессиональным музыкантам. Первоначально, данная платформа использовалась для создания ритмических рисунков, но за последнее время превратилась в серьезную альтернативу другим цифровым секвенсорам. Эта программа особенно популярна среди исполнителей в жанрах электронной музыки и хип-хопа.

Захват звука можно проводить как с помощью микрофона, так и через аудиоинтерфейс. Как и Cubase, FL Studio позволяет создавать мелодии с помощью виртуальных инструментов – ударные, бас, фортепиано – в библиотеке представлены почти все известные варианты. Вы сможете начать писать биты с нуля, а также создавать сложные цепочки эффектов, добиваясь уникального звучания, что идеально для создания электронной музыки.

Главные преимущества FL:

  • обновления происходят бесплатно и лицензия сохраняется навсегда;
  • каталог звуковых петель и паттернов для создания мелодии;
  • 80+ встроенных плагинов;
  • возможность записи вокальной партии под минусовку;
  • балансировка каналов в автоматическом режиме;
  • встроенный синтезатор.

FruityLoops Studio

Программа для профессионального аудиомонтажа — FruityLoops Studio

АудиоМАСТЕР

АудиоМАСТЕР – отечественный аудиоредактор (наконец-то софт на русском!), который идеально подойдет для тех, кто делает первые шаги в музыкальной сфере. Для профи функционал будет маловат, зато для новичков – найдется все необходимое для записи, редактирования и конвертации аудио. Рабочая среда АудиоМАСТЕРА остается предельно простой.

Звук можно записывать через внешний микрофон или подключенную звуковую карту. Кроме того, вы сможете смешивать треки, корректировать звучание эквалайзером, очищать звук от шумов, изменять голос с помощью встроенных эффектов и т.д. Софт предлагает небольшую коллекцию треков, которые можно наложить поверх основной записи, создав этим звуковую атмосферу.

АудиоМАСТЕР

АудиоМАСТЕР — удобный редактор, подходящий новичкам и профессионалам

Основные преимущества АудиоМАСТЕРА:

  • доступная цена (от 690 рублей);
  • простой и понятный интерфейс на русском языке;
  • встроенный 10-ти полосный эквалайзер;
  • возможность создания звуковых атмосфер;
  • автоматическое шумоподавление;
  • инструменты для базового аудиомонтажа.

Пропробуйте программу АудиоМАСТЕР бесплатно —

Cамый простой способ записать свою музыку и сохранить в любом популярном формате!

Скачать сейчасAlt

Magix Music Maker

Music Maker — ещё одна неплохая платформа для создания музыки, специально нацеленная на композиторов-энтузиастов со среднем уровнем опыта. В составе программы вы найдете множество функций с элементами искусственного интеллекта, которые, в свою очередь, нацелены на создание ритмических последовательностей. Для новичков может показаться достаточно сложной, поэтому советуем софт для тех, у кого уже есть некоторый опыт по взаимодействию с DAW.

В Мьюзик Мейкер большой выбор лупов и сэмплов, в том числе и вокальных, а также наболь отдельных звуков и даже готовых частей песен – все эти элементы вы можете задействовать в работе. Есть функции автоподбора тона и темпа. Несмотря на не -высокую стоимость, программа позволяет записывать музыку на высоком профессиональном уровне.

Magix Music Maker

Magix Music Maker обладает разнообразным функционалом для сочинения мелодий

Основные преимущества MM:

  • 400+ встроенных звуков и возможность пополнять библиотеку, докупая нужные эффекты;
  • запись звука в режиме мультитрекинга;
  • встроенный пульт для микширования;
  • возможность редактировать MIDI;
  • создание звуковых дорожек на основе пулов.

GarageBand (для Mac)

GarageBand — ПО под «яблочные» девайсы для создания музыки и подкастов. С 2017 года эта виртуальная студия стала бесплатной для пользователей macOS и iOS. В программе вы найдете огромную фонотеку готовых лупов и сэмплов, а также сможете создавать свои собственные. Записывать звук можно, напрямую подключив инструменты к аудиоинтерфейсу. Кроме того, вы найдете инструменты для сведения и мастеринга.

Встроенный виртуальный ударник помогает легко создавать и редактировать ритмические рисунки, система интеллектуального управления обеспечивает облегченное редактирование звуков, а если у вас есть iPad, то его можно использовать для дистанционного управления процессом звукозаписи.

GarageBand

Бесплатная виртуальная студия GarageBand доступна пользователям девайсов от Apple

Основные преимущества GarageBand:

  • удобный интерфейс — все под рукой;
  • встроенный виртуальный барабанщик с поддержкой разных стилей;
  • компрессор и визуальный эквалайзер;
  • запись и сведение до 255 дорожек одновременно;
  • интеграция с iOS-устройствами.

Как придумать мелодию или песню с нуля:
советы для начинающих

С технической стороной того, как сочинять музыку на компьютере с нуля мы разобрались. Теперь попробуем хотя бы немного разобраться в творческой части процесса.

Сочинение мелодии на текст песни

Написать музыку к песне – задача непростая, но интересная! В какой-то степени это проще, чем сочинять мелодию с нуля. Ведь готовый текст уже подразумевает некий набросок композиции, которая имеет форму и структуру. Форма песни обозначается в таком виде: ААВА — это наиболее распространенный вариант, где А – это куплет, а В – припев. Разумеется, последовательность музыкальных элементов может меняться, а состав песни усложняться, например засчет вступления, отступления, бриджа и т.д.

Ритмический рисунок мелодии должен совпадать с ритмикой вашего текста. В идеале, нужно стремиться к тому, чтобы у куплета был один мелодический/ритмический рисунок, а у припева – другой (как правило, более сильный). Причем, мелодику и ритм следует немного менять для последующих куплетов, также как и для повторных припевов.

создание ритмического рисунка

Понимать ритмические рисунки должен каждый музыкант, ведь это одна из ключевых основ любой мелодии

На следующем этапе нужно попробовать спеть песню со словами и записать голос на отдельную дорожку (надев наушники, чтобы слышать запись ударных на дорожке для ритма). Записанные голос и ритм должны звучать в полной синхронизации, после чего можно переходить к последующей аранжировке вашей песни, добавляя линии баса, гитару или клавишные.

Если вы придумываете музыку к песне в домашних условиях, постоянные эксперименты с разными звуковыми паттернами могут разозлить даже самых миролюбивых соседей. Старайтесь работать над треком в урочное время или оборудуйте комнату минимальной звукоизоляцией. Акустический поролон можно приобрести в любом маркетплейсе, стоит он не очень дорого.

Если все сделано правильно, то основная работа сделана и теперь остается отполировать записанные партии до совершенства с последующей обработкой эффектами (реверберацией, компрессией, делаем, и т.д.).

Создание электронной музыки

Для начала стоит определиться с жанром, в котором вы хотите работать. Это может быть Classic House, Techno, Progressive, Drum&Base или просто Pop. Затем вам нужно будет подобрать sample-паки и shots (отдельные звуки с эффектами) соответствующие выбранному стилю. Следует помнить о том, что каждый жанр имеет свой характерный темп и общее настроение. Поэтому, если вы не знаете, с чего начать писать песню и у вас нет каких-то конкретных идей, начните с самого общего представления о будущем треке – подумайте, какую мелодию вы хотите сотворить, какие ощущения она будет вызывать у слушателя. Оттолкнитесь от базовой идеи и приступайте к более детальной проработке.

Обобщенный пример написания трека:

  1. Задайте ритм. Для этого нужны барабаны (kick, hat, snare). Выберите подходящие на свой вкус ритмические рисунки (patterns) и затем расположите их в желаемой последовательности и с таким шагом в зависимости от выбранного вами жанра (можете импровизировать, главное, чтобы вам нравилось, как звучит).
  2. Затем можно начать добавлять семплы, звуковые петли и инструментальные партии. Последние можно записать самостоятельно с помощью микрофона или же воспользоваться заготовками виртуальных студий. В них, как правило, представлен каталог с предзаписанными инструментами – гитарами, ударными, клавишными. Миксуя различные паттерны, вы сможете добиться уникального звучания, которое будет попадать в настроение вашего трека.
  3. написание мелодии подготовый текст песни

    Написание мелодии под текст — важная часть процесса создания музыки

  4. С помощью эффектов (реверберации, делая) добавляете атмосферу, затем вокал или другие инструменты.
  5. Придаем нашей мелодии более совершенное звучание посредством применения компрессоров для выравнивания громкости; делаем плавные переходы, обрезая компрессором или нойзгейтом (noise gate) все ненужные звуки (компрессор снижает динамику трека, делая его более ровным).
  6. Оттачиваем до идеала нашу мелодию посредством неоднократного прослушивания. Вы поймете, когда ваша композиция готова. Если не нравится, то оставляем ее на время, и занимаемся другой композицией, и затем снова возвращаемся к ней чуть позже после перерыва для переделки.

Итог

Научиться писать музыку на компьютере без знания нот – вполне реально. Главное – не бояться сделать первый шаг и пробовать, пробовать, пробовать! Выберите оборудование по карману, программу по уровню опыта и ловите вдохновение!

Вопрос-ответ

Что нужно для создания музыки?

Для того, чтобы создать свой первый трек (мелодию) с нуля, совсем не обязательно иметь музыкальное образование и в совершенстве владеть нотной грамотой. Самое важное при старте – энтузиазм и желание творить. Также потребуются: хороший компьютер, внешняя звуковая карта или аудиоинтерфейс, мониторные наушники, микрофон и программа для записи и редактирования звука. Новичкам советуем начать с простых аудиоредакторов на русском, вроде АудиоМАСТЕРА или Аудасити. Для продвинутых – FL Studio или Cubase.

Где искать звуки для написания музыки?

Можно ли писать музыку на телефоне?

Можно, но это неудобно, лучше пользоваться версиями DAW для ПК. Если в наличии только один гаджет, то можно попробовать установить следующие мобильные аудиоредакторы:

  1. GarageBand (iOS)
  2. FL Studio Mobile (Android / iOS)
  3. Groovebox (iOS)
  4. Caustic 3 (Android / iOS)
  5. BandLab (Android / iOS)

Эти мобильные приложения помогут вам создать треки при помощи телефонов или планшетов. На ПК результат получается более качественным. Но эти приложения удобно использовать для создания луп и семплов или же различных набросков, когда вы находитесь вдали от дома.

Добавить комментарий