Инфоурок
›
Музыка
›Видеоуроки›Видео урок по музыке на тему “Скрипка”(“Портрет в музыке” (5 класс))
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Богомазова Ольга Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 18908
-
Всего материалов:
14
Музыкальный инструмент: Скрипка
Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».
Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.
Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.
Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.
Фото:
Интересные факты
- Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
- Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
- Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.
- В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
- Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
- До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
- Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
- Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.
- В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
- При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
- Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
- Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются “Каприсы” Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение – «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
- Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери “Вьетан” в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается “Леди Блант”, и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
- В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
- На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
- Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
- Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
- Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал “Discovery” считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.
Популярные произведения для скрипки
Камиль Сен-Санс – Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)
Антонио Вивальди: “Времена года” – Летняя гроза (слушать)
Антонио Баццини – “Хоровод гномов” (слушать)
П.И. Чайковский – “Вальс-Скерцо” (слушать)
Жюль Масне – “Размышление” (слушать)
Морис Равель – “Цыганка” (слушать)
И.С. Бах – “Чакона” из партиты d-moll (слушать)
Применение и репертуар скрипки
Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.
Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт. Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.
Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс, Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха – это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.
В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 – го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.
Конструкция скрипки
Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:
- Верхнюю деку из резонансной ели.
- Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
- Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
- Клоцы из хвойных.
- Гриф из чёрного дерева.
- Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.
Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.
Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».
Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент “проживёт” и останется ли неизменным его звучание.
А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.
На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.
В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.
Размеры
Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка “растет” вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.
Размеры полной скрипки: длинна – 60 см. длинна корпуса – 35.5 см, вес около 300 – 400 грамм.
Приёмы игры на скрипке
Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.
Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.
Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:
- Col Legno – удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в “Пляске смерти” Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
- Sul ponticello – игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
- Sul tasto – игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
- Ricochet – исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.
Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.
На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.
История создания скрипки
До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу, однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.
Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.
Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».
Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.
В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Скрипка
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ГБОУ СОШ № 276 Красносельского района СПБ Автор проекта: Рассказова Татьяна ученица 7 А класса Руководитель: учитель музыки Киреева Т. И.
v. Скрипка удивительный музыкальный инструмент, который способен выражать человеческие чувства. Только скрипку называют искуснейшей. Ее нежный высокий голос знает любой. Скрипку можно услышать везде: в концертных залах , консерваториях , театрах…
v. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поет!
v. Мне было безумно интересно познакомиться с картинами разных художников, изображающих скрипку, игру на этом инструменте. Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача.
ПАБЛО ПИКАССОКЛАРНЕТ И СКРИПКА О этой картине можно долго говорить. Она выражает те непередаваемые чувства, которые испытывал художник к скрипке. Каждый, взглянув на эту картину, сможет услышать и ощутить те ноты скрипки, которые мелодично отображают его душу.
ЖАН БАТИСТ-ЮНОША СО СКРИПКОЙ По этой картине можно сказать, что юноша действительно влюблен в скрипку. Это можно увидеть в его глазах, в его лице.
МАТИСС-СКРИПАЧ У ОКНА По этой картине мы можем сказать, что скрипач сочиняет очередную музыкальную пьесу. Кажется что, ноты сами наполняют его душу музыкой, издаваемой струнами скрипки.
v. Создавая свой проект, я старалась подобрать музыку, созвучную живописным полотнам художников разных эпох.
v. Так же, скрипка является образом поэзии. Множество стихотворений и рассказов посвящено этому мелодично-прекрасному инструменту!
Звуки пели, дрожали так звонко Замирали и пели сначала… Звуки скрипки так дивно звучали, Разливались в безмолвии ночи. . А. Толстой
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1.Музыка в произведениях изобразительного искусства
Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…
Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер.
Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.
Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, – а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери.
Посмотри натюрморты со скрипкой – своеобразные портреты скрипок.
Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы
Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист
Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка
Согласись, у каждого от этих картин человека возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.
Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времен:
1. «Чакона»И.-С. Баха (XVIII в.).Слушать ЗДЕСЬ.
2. «Мелодия» П. Чайковского (XIX в.).Слушать ЗДЕСЬ.
3.фрагмент Концерта № 1для скрипки с оркестром А. Шнитке (XX в.).Слушать ЗДЕСЬ.
Ответь на вопрос:
О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.
Задание 1.
Послушай ещё раз:
1. «Чакона» И.-С. Бах.
2. «Мелодия» П. Чайковский
3. Сопсегtо gгоssо № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.
Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкальный язык сочинений, прослушав их ещё раз.
Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знаменитую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркестрового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) сравнил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.
Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочетается с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент – скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.
Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появляются различные оттенки чувств — скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интонаций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении — варьирование.
Чакона — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вводится в финалы сценических произведений. В XVII—XVIII вв. включается в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах — концерты с оркестром, сонаты, партиты.
«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского — пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).
Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.
Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (высокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные подголоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрипки. В кульминации пьесы — выразительной трели скрипки — фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.
Определённое выразительное значение имеет и неизменный на протяжении всей пьесы мажорный лад.
Почему композитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?
«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».
• Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?
• Что различает эти два художественных образа?
2. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке
Сопсегtо gгоssо № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке – музыка современного композитора.
Послушай ЗДЕСЬ Сопсегtо gгоssо № 1.
Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы похожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же речитативный склад мелодики.
Послушай ЗДЕСЬ ещё раз рондо из концерта Шнитке. Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) композитор противопоставляет другой мир — злобный, враждебный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплывы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
3. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре
Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 – 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)
• Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?
Вероятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства — концерта и живописного полотна — различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, контраст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) тонов. Статика, неподвижность картины отличается от динамичной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.
и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция
Необычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры — увлечённостью игрой на любимом музыкальном инструменте.
Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».
Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Выразительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.
Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз Каприс №24 Н.Паганини Слушать ЗДЕСЬ.
Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.
В «Вариациях на тему Паганини» или “Рапсодия на тему Паганини”, С. Рахманинова (произведение написано в 1934 г., ), ты услышишь черты такого жанра, как концерт для фортепиано с оркестром. Послушай «Вариации на тему Паганини» С.Рахманинова. Слушать ЗДЕСЬ. Во-первых, здесь явно выделяются два образа. Первый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде – то легко и грациозно, то напористо и грозно. Во-вторых, исполнение этой темы переходит от оркестра, его отдельных групп (скрипки) к фортепиано. Второй образ – лирический построен на подлинно русской, песенной, рахманиновской теме. Эта тема — образ вдохновенной светлой лирики — начинается спокойно и безмятежно.Ты сможешь самостоятельно услышать её развитие. Постепенно она набирает силу, звучит страстно и торжественно, как светлый гимн Красоте, Человеку. В конце звучание темы словно истаивает, замирая образуя трёхчастность построения. Именно контрастность образов, их симфоническое развитие послужили поводом для создания балета на эту музыку.
Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова “Рапсодия на тему Паганини”
Ответь на вопрос:
1. В какой форме написана интерпретация каприса?
Послушай ЗДЕСЬ “Вариации” польского композитора Витольда Лютославского (р. в 1913 г.)
Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Каприса № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).
В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых красок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, композитор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.
Ответь на вопросы:
2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?
3. Что вносит нового в её звучание?
Послушай ЗДЕСЬ Каприс №24 Паганини Виктора Зинчука в рок-обработке современного исполнителя и композитора. Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом сопровождения, с выделением функции ударных инструментов.
Что же остается без изменения по сравнению с
Каприсом Паганини? Форма вариаций. Обрати внимание на заключительный разделу пьесы — коду. В ней обработчик несколько
раз подчеркнуто повторяет звучание тоники, точки. Такое завершение, возможно, имеет определённый смысл: классическая музыка понятна современным слушателям!
Не случайно Зинчуком выпущены несколько компакт-дисков под названием
«Неоклассика». Нео – значит «новая», класссика — «образцовая».
В итоге мы пришли к понятию – интерпретация.
Ведь она есть творческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, когда пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.
Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, представляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы — и соединяют в себе триединство «композитор— исполнитель — слушатель». Фактически они являются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и исполнителями.
5.Задание 2
Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.
Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.
Ответь на вопросы:
1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?
2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?
6. Выполни задание 3
Послушай музыкальную викторину. Она составлена по произведениям данного урока. Ссылка ЗДЕСЬ
Ответы на муз.викторину записать. Ссылка ЗДЕСЬ
7.Задание 4
Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского “Струна”.
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные атаки немцев.
Война застала в Эзеле нескольких актеров — мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
– Хорошо, — скажете вы, — конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? …Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое…
На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
– А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.
…В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце. И последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула.
Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похоронили в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы передали летчику, улетавшему в Ленинград. …Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
— Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.
Где теперь эта скрипка — я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гейне. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за гений своей страны, за гений человека.
Ответь на вопросы:
1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайковского могла звучать на ночном концерте?
2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?
4. Вспомни литературные произведения, в которых музыка — одно из главных действующих лиц.