Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.
Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.
Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.
В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.
Натюрморт (фр. “мертвая природа” или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life “застывшая жизнь”) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.
Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.
Прежде всего, запомните,
Хороший натюрморт рождается задолго до того,
как вы возьмете в руки краски и кисть.
Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.
Идея натюрморта
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
Примеры тематики натюрморта:
– предметы искусства
– охотничий натюрморт
– цветы и фрукты
– о смысле жизни
– завтрак
– национальный
– дачный
– учебный
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
– “вещи человека” (личные, характеризующие человека, например “суета сует”)
– “вещи для человека” (например “цветы и фрукты”, “битая дичь”)
Посмотрите на пример ниже.
Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.
Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.
Подбор предметов натюрморта:
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
– Предметы подходят по смыслу
– Предметы имеют разные формы и пропорции
– Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
– Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
– Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.
композициЯ натюрморта
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.
Формат композиции натюрморта
Горизонтальный формат – наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.
Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.
Композиционные схемы постановки предметов:
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Расположение предметов:
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом – создать равновесие композиции.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Свободное расположение предметов – бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Плотное расположение предметов – стабильность, благородство, наполненность – близкое расположение предметов друг к другу.
Композиционный центр
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный центр – место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
Ритм
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью – ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Например, посмотрите на натюрморт слева.
Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.
Именно такой повтор делает картину цельной.
Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта –
движение глаза по картине.
Чего следует избегать при постановке предметов:
- одинаковых по форме объектов
- несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
- выстраивания предметов на одной линии
- отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
- совмещения осей у симметричных предметов
- соприкосновения силуэтов
- “лесенки”
- неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
- дробности
- слияния силуэтов
Примеры неудачного набора предметов:
Верхний ряд:
1) все линии силуэтов прямые – выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные – не хватает вертикалей
Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади
ВАЖНОСТЬ ФОНА
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.
ДРАПИРОВКИ
Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
ФОН С ОКНОМ
Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
ИНТЕРЬЕР
Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:
Колористическое единство
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны – повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.
Свет
В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.
Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:
Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:
Придумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
Рассортируйте все составные части по форме.
Желательно, чтобы она была разнообразна – найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.
Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.
Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.
Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции “засвеченными”.
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
Успехов вам в составлении натюрмортов!
Буду рада вашим комментариям и репостам!
ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ “НАТЮРМОРТ”
Для создания натюрморта, помимо основных инструментов, потребуется письменный стол. Освоение главных приемов рисования для начинающих в будущем облегчит занятия другими видами изобразительного искусства. Например, если поэтапно научиться рисовать коробку из-под конфет, можно справиться с любыми другими подобными прямоугольными формами.
Что такое натюрморт
Данный термин появился благодаря французскому языку и переводится на русский как «мертвая природа». Натюрмортом будет называться изображение объектов, которые не являются живыми. Как правило, на одной картине художник представляет сразу несколько предметов.
Это могут быть:
- овощи;
- фрукты;
- посуда;
- цветы;
- книги;
- предметы мебели.
Главная задача художника, рисующего натюрморт – раскрыть красоту формы или цветовое соотношение неживых объектов.
Натюрморт поэтапно для начинающих должен соответствовать следующим требованиям:
- Все объекты идеально располагаются и создают гармоничную группу.
- Цвета в постановке подчеркивают расположение предметов и расставляют акценты.
- Хороший натюрморт обладает высокой эстетической концепцией.
Как рисовать без ошибок
Перед созданием натюрморта следует знать основные секреты рисования разных фактур и поверхностей, а также главные правила живописи.
Инструменты и материалы
Перед работой необходимо подготовить инструменты и материалы для рисования.
А именно:
- Полотно. Рекомендуется использовать бумагу формата А3. Лучше всего взять ватман.
- Кисти. Их потребуется несколько штук. Преимущественно применяются плоские синтетические кисти. Рекомендуется подготовить 3 шт., отличающихся по размеру. Также потребуется 1 щетинная кисть среднего размера.
- Карандаши. Простой карандаш потребуется на начальном этапе работы. Выбирать следует мягкий тип: чем он мягче, тем проще будет делать контуры, которые должны быть едва заметными.
- Ластик и точилку.
- Краску. Приобретать рекомендуется в специализированных магазинах. Она необязательно должна быть фирменной и дорогостоящей, однако не стоит покупать ее в магазине, который не специализируется на продаже художественных принадлежностей.
Как начать натюрморт
Натюрморт поэтапно для начинающих включает в себя построение композиции.
Для этого необходимо простым мягким карандашом:
- Обозначить плоскость стола горизонтальной линией. При определении высоты лучше опираться на первый рисунок. С правой стороны чуть виден дальний угол стола. Его следует наметить, проведя диагональную линию.
- Помня о правилах построения, разместить на поверхности стола объекты.
- Легкими линиями обозначить местоположение покрывающей стол скатерти и ее основных складок.
- При определении местоположения объектов соблюдать их соотношение друг с другом и форму.
- Подумать о том, как удобнее расположить объекты на листе бумаги – в длину или в ширину. Стараться, чтобы предметы получились ровными и стояли прямо.
Как выполнить картину в цвете
Когда набросок карандашом будет выполнен, можно переходить к раскрашиванию. Начинать рекомендуется с предметов, обладающих яркой и чистой окраской. Их цвета можно брать в полную силу. Благодаря этому будет задан общий тон светового диапазона.
Тот, кто использует в работе акварельные краски, должен помнить, что это вещество при высыхании светлеет. Для правильного отображения реальности следует делать слои насыщенными.
Проложив свет, можно переходить к установке полутени, а на следующем этапе начинать работу с тенью. Свет может чуть захватывать полутень, а полутень – тень. Тени на предметах под влиянием рефлексов будут иметь разную светосилу.
Как закончить натюрморт
После определения света и тени можно начинать штриховку. Важно, чтобы светотень была распределена по форме предметов. При удалении в перспективе они должны прорисовываться мягче.
Как нарисовать ткань
Желая рисовать красивые натюрморты, необходимо учиться изображать ткани, создавая на них красивые складки. Ведь практически в каждом натюрморте присутствует скатерть, расстеленная на столе.
Основная ошибка, которую допускают новички при рисовании ткани, заключается в отсутствии формы и характера. Через ткань всегда должна просматриваться форма предмета, который ею обволакивается. Это и есть форма ткани.
Что касается характера ткани, то ее складки ниспадают в определенном направлении, которое может изменяться изгибами и изломами. Должна быть направленность, динамика, например, если ткань обволакивает стул, в первую очередь следует обозначить сам стул. Затем необходимо определить характер и направление складок, их движение, которое может быть интенсивным или вялым.
После того, как все будет намечено, можно переходить к детальной проработке складок. На ткани должна быть отчетливо видна направленность света. Необходимо выделить передний план и добавить фон, чтобы сделать объект объемным и реалистичным.
Как нарисовать натюрморт из фруктов
Натюрморт поэтапно лучше всего начинать с больших по размеру предметов. В этом случае вероятность совершения ошибки будет ниже. Например, можно изобразить груши, бананы, киви, виноград. Все эти объекты имеют явные детали строения.
Общие этапы создания натюрморта из фруктов следующие:
- Изобразить эскиз, который выполняется простым карандашом. Сначала определить местоположение каждого объекта, применяя треугольник.
- Хаотичными штрихами, не надавливая сильно на карандаш, нарисовать фрукты кругами и овалами.
- Обвести контуры четкими линиями.
- Ненужные линии, которые играли роль вспомогательных, удалить.
- Создать тени. Для этого лучше применять твердый или средний карандаш.
- Прорисовать линии строения фруктов.
- В киви, представленном на картине в разрезе, нужно сделать сердцевину. Она должна быть многослойной. Не стоит забывать о семечках.
- Растушевать линии в центре. Для этого используется ластик.
- Провести основные линии и удалить вспомогательные.
- Раскрасить фрукты.
Натюрморт гуашью
Для рисования натюрморта потребуется художественная гуашь. Плакатная краска для этих целей не годится: она быстро сохнет, а на поверхности в результате образуются многочисленные разводы.
Этапы создания картины следующие:
№ | Этап | Описание |
1 | Создание эскиза | Необходимо использовать для этого простой карандаш с мягким грифелем. Сразу нужно провести горизонтальную линию, обозначив плоскость стола.
Затем можно создавать эскизы стоящих на столе предметов. Это может быть, например, тарелка с фруктами, кувшин. |
2 | Раскрашивание эскиза | Начинать лучше с общего фона. Сначала наносится 1-й слой. Использовать следует большую плоскую кисть, а совершаемые ей мазки должны быть короткими. |
3 | Основные тона | Они набрасываются на расположенные на столе предметы. Важно при этом помнить, что переходы между оттенками должны быть постепенными.
На самых светлых участках округлых предметов должны быть блики. Стороны, на которые не падает свет, должны быть, соответственно, затенены. Для их штриховки используются более темные оттенки. |
4 | Накладывание основных цветов | Для этого следует помнить, что вертикальные плоскости должны отличаться насыщенностью света от горизонтальных.
Они (вертикальные плоскости) освещаются меньше, поэтому их следует делать более темными. |
5 | Детализация натюрморта | Первым делом выполняется проработка складок на скатерти. Лучше применять больше легких тонов. В таком случае изображение получит более натуральный вид.
От стоящих на столе предметов на скатерть падает тень. Ее следует изображать, применяя холодные оттенки. Затененным участкам не нужно придавать яркости и резкости. Они, наоборот, должны быть рассеянными |
6 | Размывание контуров, стоящих на столе объектов | Это позволит придать созданной картине глубину, сделает ее более объемной и монолитной, а линию соприкосновения со средой более мягкой |
Рисование акварелью поэтапно
Натюрморт поэтапно для начинающих можно выполнить с помощью акварельных красок.
Например, работа по изображению лежащих на столе огурца, баклажана и морковки будет следующей:
- Выполнить набросок простым карандашом. Линии должны быть едва заметными.
- Перейти к работе с акварельными красками. Сначала следует выбрать 1 предмет и провести по нему влажной кистью. Можно начать, например, с огурца. На его поверхность следует нанести светло-зеленую краску. Пока она остается влажной, можно затемнить ее.
- Раскрасить 2-й объект, например, морковь. При этом действовать нужно по тому же принципу, что и с огурцом. Изображать фигуру следует постепенно, начиная светлыми тонами и заканчивая темными.
- Раскрасить баклажан, используя оттенки фиолетового тона.
- Возвратиться к огурцу и создать темный оттенок, благодаря которому овощ станет реалистичным.
- Аналогичным методом передать черты 2-х других овощей.
- Чтобы при рассматривании рисунка не создавалось впечатление, будто объекты висят в воздухе, добавить тени на горизонтальной поверхности. Самые темные участки будут под овощами и возле них. На этом же этапе следует добавить баклажану зеленую верхушку, представленную листиками.
- Добавить натуральные цвета. Для этого на морковь нанести насыщенную оранжевую краску. На огурце нужно сделать темно-зеленые бороздки, а сторона баклажана, на которую не падает свет, должна быть более темной.
- Дождаться, когда краска высохнет и рисунок будет готов.
Рисование карандашом
Натюрморт, поднимающий настроение, можно нарисовать карандашами. Например, изображенные фрукты и ягоды на столе станут хорошим украшением кухни и будут поднимать настроение всем домочадцам и гостям.
Основные объекты:
- 2 яблока;
- 1 груша;
- 1 кружка с веточками земляники.
Все это расположено на горизонтальной поверхности.
Этапы создания натюрморта следующие:
- Провести простым карандашом горизонтальной линии в середине листа. Эта линия будет обозначать край стола.
- Перейти к очертанию фруктов и находящейся рядом с ними кружки. Все это также делается простым карандашом.
- В кружке нарисовать ветку, а фруктам придать естественный вид, четче прорисовав простым карандашом их выпуклые формы. Важно помнить, что обязательными элементами фруктов являются хвостики и высохшие чашелистики.
- Взять ластик и аккуратно провести им по нарисованному эскизу. В результате должны остаться едва заметные линии.
- Перейти к раскрашиванию фруктов, кружки и ягод цветными карандашами. При раскрашивании фруктов важно помнить, что на каждом из них должны быть блики. На белой бумаге они создаются просто. Достаточно оставить не закрашенными те участки, где они должны располагаться.
- Учитывая, что груша представлена в единственном экземпляре, наложить на нее желтые, оранжевые, коричневые, красные цвета.
- Раскрасить 1-е яблоко. Лучше всего для этого подойдет зеленый карандаш. Наносить цвет нужно штрихами. Также на поверхности яблока должны присутствовать желтые цвета. Черенок нужно сделать коричневым. Чтобы фрукт получился более выразительным и ярким, нанести второй слой штриховки.
Важно определить, где располагается тень, и передать ее коричневым карандашом. Также для передачи тени на яблоке следует использовать темно-зеленый и болотный оттенки.
- 2-е яблоко заштриховать зеленым и желтым цветами, оставляя нетронутым место, где образуется блик. Нанести на яблоко еще раз штриховку, но уже с использованием красного и коричневого карандашей.
- Раскрасить ягоды. Прежде чем браться за красный цвет, нужно коричневым карандашом нарисовать в ягодах маленькие зернышки, характерные для земляники.
- Заштриховать ягоды красным и вишневым карандашами. Не забывать о листьях. Они должны быть салатового цвета. От ягод с листьями отходят тоненькие стебельки.
- На земляничных ветках, помещенных в кружку, изобразить спелые ягоды, цветы и большие листья.
- Для раскрашивания больших листьев использовать зеленый и желтый карандаши. Зеленым цветом нужно еще раз тщательно провести по стеблям.
- Синим карандашом нанести штрихи на кружку. Ободок ее лучше сделать черным, а видимую внутреннюю поверхность – серой. Не забывать про тень, которая должна быть темно-синей. Штрихи на посуду необходимо наносить по ее форме, они должны быть закругленными на стенках кружки.
- Доработать поверхность стола, на которой располагаются кружка с ягодами и фрукты.
- Скатерть закрасить розовым, а участки, на которые падает тень от предметов, сделать более темными.
- Заштриховать вертикальные поверхности. Их можно сделать коричневыми, при этом светлые участки могут быть заштрихованы красно-коричневым, а затененные – темно-коричневым.
Натюрморт поэтапно для начинающих карандашом в виде вазы с цветами и корзиной с ягодами на столе может быть выполнен следующим образом:
- Представить предметы в виде простых форм. Так, ваза будет представлена цилиндром, а наполненная ягодами корзина – прямоугольным параллелепипедом. Важно следить, чтобы предметы правильно располагались на поверхности. Они должны стоять ровно, а не скатываться со стола.
- Визуально искривить линии для получения необходимых форм. Над корзинкой при этом следует изобразить ручку, чтобы этот предмет не оставался простейшей геометрической фигурой.
- Лежащие в корзине ягоды нарисовать кружочками и палочками. Это будут вишенки. Они должны перекрывать друг друга. Не нужно стараться придать им идеально круглую форму, ведь в природе таких ягод не существует.
- Перейти к работе с цветами, которые находятся в вазе. Необходимо кругами обозначить сами цветы и их центры. Прорисовку лепестков на данном этапе можно не выполнять, оставив эту работу на потом, а вот листья должны быть добавлены.
- Прорисовать лепестки.
- Заштриховать весь рисунок. В результате поверхность корзины должна приобрести плетеную текстуру. Лежащие в ней ягоды нужно штриховать круговыми движениями карандаша. Чтобы они выглядели сочно, следует оставлять больше бликов на их поверхности. Блик также должен быть на одной из сторон вазы. Но только в случае с этим предметом он должен быть представлен полоской.
- Штриховку основных элементов цветов в вазе – лепестков и листьев выполнить от центра к краям.
- Поскольку лучи света в данном примере падают на объекты с левой стороны, горизонтальные тени добавить с правой стороны.
Зоркость и способность замечать мелкие детали – основные качества, на которых строится классический натюрморт.
Удачной же считается та натура, которая больше других привлекает внимание и вызывает желание изобразить ее на холсте или листе бумаги. Начинать лучше рисовать поэтапно и с хорошо знакомых предметов, которые часто используются в повседневной жизни.
Видео про рисование натюрморта
Натюрморт для начинающих поэтапно:
Как собрать удачный натюрморт начинающему художнику? Поговорили об этом с акварелистом Татьяной Анисимовой и оформили советы художника вот в такую статью-памятку.
Правильный выбор натуры облегчает работу начинающему художнику.
Иногда у новичка «не получается» то, что сложно передать именно средствами живописи, поэтому важно понимать, что в натюрморте художник может сам выбирать натуру. Можно убирать предметы, которые не нравятся или не получаются в данный момент, выстраивать тот натюрморт, который вызывает у автора эмоции и кажется ему более простым по технике исполнения.
А чтобы картина получилась, стоит узнать несколько важных правил изображения натюрморта.
Всё неодинаково! Предметы должны быть разными по размеру и тону. Одинаковый размер сделает картину скучной, а одинаковый тон — плоской, предметы одного тона будут теряться рядом друг с другом. И еще расстояние между предметами тоже должно быть разным: не должен возникать “забор”, однородный рад предметов. Располагайте предметы разного размера и фактуры на разном расстоянии друг от друга и от зрителя ( то есть на разных планах в картине).
Контраст с фоном. Особенно важно, чтобы не совпадал тон предметов и фона, иначе и вам, и зрителю придется искать на картине черную кошку в чёрной комнате.
Цветовая гамма не должна напоминать светофор. В погоне за разнообразием всё же не ударяйтесь в крайности: вам будет сложно гармонизировать много предметов, слишком разных по тону и цвету. Для начала стоит взять классическое сочетание: предметы одной цветовой гаммы (но разного тона) на драпировке дополнительного (контрастного) цвета.
Или предметы и драпировка одной цветовой гаммы + контрастный предмет дополнительного цвета. Например, всегда поможет художнику натюрморт в зеленых тонах с гранатом. Или в сине-голубых, сине-фиолетовых тонах — с абрикосами или лимоном. Цветовой круг Иттена вам в помощь.
Не бойтесь глянцевых предметов! Передать объем металлического чайника или свежего блестящего яблока куда проще, чем объем матовой глиняной кружки без рефлексов. Рефлексы придают работе материальность и жизнь. Даже если вы в них поначалу путаетесь.
Да будет свет! Если нет внятного источника света, вам будет сложно передать объем. Если свет слишком яркий, или падает точно по центру, точно сверху — это тоже может мешать. Самый понятный вариант — источник света немного сбоку, не слишком высоко.
Удачных вам постановок! Помните: художник не обязан одинаково хорошо писать всё подряд. Он вправе выбрать эффектную «изобразимую» натуру, которая вызывает у него желание рисовать.
Курсы и уроки художника Татьяны Анисимовой смотрите на странице художника на сайте школы рисования ЭНТЕРКЛАСС.
_________
Если вам понравилось, ставьте лайк, пишите комментарии, жмите на стрелочку — делитесь с друзьями. Узнавайте новое об искусстве, наслаждайтесь работами художников и рисуйте вместе с нами!
#уроки рисования #натюрморт #рисование #художник #искусство #акварель #художники #живопись #культура #enterclass статьи
Вы хотите научиться рисовать? С чего следует начать? С набросков? Правильно, а что дальше? Дальше следует освоить искусство постановки натюрморта. Благодаря натюрмортам начинающий художник быстрее освоит предметный рисунок, а опытный рисовальщик сможет усовершенствовать свое мастерство. Как нужно правильно собирать натюрморты?
Натюрморт должен быть интересен художнику
Что должен испытывать творец, ставя перед собой какое-нибудь задание? Вдохновение. Человеку должно нравиться то, что он делает. Поэтому так важна качественная постановка натюрморта. Художник должен быть в восторге от композиции, которую ему нужно перенести из трехмерного пространства в двухмерное.
Но что делать, если у человека пока не хватает навыков для изображения сложных предметов? Нужно рисовать что-то простенькое. Но к кубам и шарам душа лежит не у всех. Поэтому найдите дома предметы простых форм, которые вам будут нравиться. Например, вместо шара можно взять арбуз, а вместо прямоугольника принести с улицы кирпич. Художник с особым вниманием должен подходить к выбору каждого предмета.
Почему-то многие думают, что чем причудливее вещи используются в композиции, тем натюрморт будет выглядеть симпатичнее. Поверьте, это – миф. Если вы возьмете изящную статуэтку, которая вызывает у вас отвращение, вы никогда не сможете красиво ее нарисовать. Поэтому всегда составляйте композицию из тех вещей, к которым лежит душа.
Объекты должны быть свежими
Второе правило, которому художник должен следовать, – это брать для постановки натюрморта только свежие продукты. Если вы планируете рисовать что-то скоропортящееся, то вам нужно садиться за мольберт сразу же после того, как вы соберете композицию. Если вы не планируете рисовать в ближайшие дни, то не используйте в постановке ничего быстропортящегося. Лучше взять продукты, срок хранения которых не ограничен двумя-тремя днями или же заменить настоящую еду муляжами. Если нет возможности использовать муляжи, то выбирайте те съестные припасы, которые, по вашему мнению, самые свежие.
После того как вы каждому предмету в постановке найдете место и нарисуете первые наброски, следует обвести месторасположение предметов на драпировке, а сами объекты убрать в холодильник. Благодаря контуру, который останется на ткани, будет легко восстановить не только месторасположение предметов, но и расстояние между ними.
Вещи должен объединять смысл
Как собрать качественный натюрморт? Для этого следует объединять все вещи общим смыслом. Например, если вы собираете композицию, посвященную лесной прогулке, то следует использовать корзинку, грибы, ветки и листья, а также ягоды и чучела птиц. Если вы надумали собрать натюрморт с тематикой «женские штучки», следует использовать причудливые пудреницы, духи, зеркала и кисти для макияжа. В постановке натюрморта “завтрак гурмана” могут быть использованы различные фрукты, хлеб и банка с вареньем.
Тематика каждой композиции должна хорошо прослеживаться любым смотрящим. Не нужно высасывать связь предметов из пальца. Если вы очень хотите использовать серп в композиции с завтраком, то лучше положите его под стол, но не на стол. Всю картину будут портить неуместно расставленные вещи. Они будут выбиваться из композиции. А ведь натюрморт – это не склад продуктов, хаотично накиданных на столе. Натюрморт – это грамотно выстроенная композиция, которую нарушить может любая мелочь.
Гармония между схожими и различными формами
Постановка натюрморта для живописи – это целое искусство. Человек должен найти такие предметы, которые будут хорошо гармонировать друг с другом по цветовой гамме, по размеру и по форме. Особое внимание следует уделить последнему критерию. В одну композицию не нужно нагромождать множество одинаковых предметов. Если вы используете бутылки, то они должны быть разнокалиберные. Не нужно выстраивать на заднем фоне забор из баклажек одинаковой формы и размера. Следует использовать такие предметы, форма которых визуально похожа, но размер которых отличается. Например, вы можете найти прямоугольник со скругленными краями, цилиндр и шар. В подобную композицию сложно будет вписать куб или что-то граненное.
Контуры, очертания и плавность линий должны повторяться. Тогда композиция будет смотреться цельно и гармонично. Совмещать несовместимые предметы можно, ведь в искусстве не существует правил, которые нельзя нарушать. Но прежде чем переходить границы дозволенного, человек должен выучить классические каноны.
Центр композиции должен быть один
Любой, даже начинающий художник, должен соблюдать простое правило любой хорошей композиции, – центр должен быть один. Постановка натюрморта для живописи подчиняется этому правилу. Смотря на постановку, глаз должен сразу за что-то цепляться. Проще всего центр выделить размером. Поставьте большой предмет в любой угол натюрморта, и он будет бросаться в глаза.
Если не хочется выделять центральную вещь размером, можете поэкспериментировать с цветом. В этом случае оттенок предмета должен радикально отличаться от оттенков, которые используются в композиции.
И еще один способ выбелить центр – это образовать в композиции пустоту. Но подобным образом выделять центр должны только опытные художники. При неправильной расстановке предметов пустота перестанет быть центром и сделает композицию неуравновешенной. Если вы хотите добиться наилучшего эффекта, то вам следует использовать только один из вышеперечисленных способов. Все вместе их использовать нельзя, иначе натюрморт перестанет быть сбалансированным.
Игра на контрасте и нюансе
Фото натюрморта, который собран по всем правилам, представлено выше. Если вы только начинаете постигать искусство составления композиции, то выбирайте составные части постановки, которые будут контрастировать друг с другом. Подобный натюрморт смотрится сочно и броско. Но помните, что больше трех цветов лучше не сочетать. Четвертый оттенок можно использовать в драпировке. Но в этом случае он должен быть нейтральным, черным, белым или светло-пастельным. Контрастные натюрморты просто не только собирать, но и рисовать. Разница цветов художнику будет очевидна. Все, что необходимо будет сделать, – правильно подобрать оттенки.
Если вы умеете собирать красивые композиции, то попробуйте составить постановку с акцентом на нюанс. Все составляющие натюрморта должны быть выдержаны в одной цветовой гамме. Разница будет в оттенках. Ее то и нужно будет найти художнику. Подобные постановки писать сложно, так как не у всех художников получается правильно расставить акценты и выделить центр композиции.
Соразмерность
Когда человек собирается делать постановку натюрморта для рисунка, то он должен учитывать соразмерность предметов. Рядом с большой вазой не следует класть спичечный коробок. Он будет смотреться неуместно. Большие предметы с маленькими должен соединять своеобразный мостик, образованный объектами среднего размера. Массивные предметы должны стоять на заднем фоне и не перегораживать небольшие вещицы переднего плана. Кто-то может рассмотреть градацию размеров как яркий пример контраста. Подобным образом у вас получится сделать дисгармонию композиции и внести в нее динамику. Но ваш натюрморт не будет устойчивым и в глазах зрителей. Постановка будет рассыпаться на части. Если небольшие предметы стоят рядом с большими, грамотно уравновесить их невозможно. Поэтому обратите внимание на гармонию пропорций в своей композиции.
Также следует помнить, что объемные складки следует считать частью постановки. И на большую складку класть россыпь бус будет неразумно. Если уж хочется что-то туда поставить, лучше выберите массивный кувшин.
Разноплановость
Вы видели цветографические картины? Модель многопредметной постановки натюрморта в любой продуманной композиции такая: сзади – крупные предметы с минимальной детальной проработкой, а на переднем плане – что-то небольшое и рельефное. Объекты, которые лежат ближе к художнику, должны выделяться не только по размеру, но и по цвету, и по текстуре. Задний план художники вуалируют более темными красками, в то время как предметы с переднего плана всегда хорошо прописываются яркими цветами. Композиция должна быть грамотно уравновешена, и в то же время в ней должны отсутствовать грубые ошибки с детализацией.
Кого-то могут испугать предметы с ярко выраженным рисунком. Например, небольшие керамические плитки, которые являются отличным фоном, или же гипсовые головы, которые требуют детальной проработки. Ставить такие предметы на задний план можно, если все остальные вещи в натюрморте будут маловыразительными и мало детализированными.
Детали на деталях
Хотите сделать натюрморт интересным? Тогда разнообразьте его детализированными вещами. Например, используйте не простой белый сервиз, а чашки и чайники со сложным рисунком. Узор может украшать старинный рушник или же в качестве акцентов могут выступать небольшие фигурки или статуэтки. Вещи должны быть красивыми, и художнику должно захотеться рассмотреть предметы повнимательней. Подобные детали цепляют взгляд, и зритель не остается равнодушным.
Но не перегружайте композицию. Если вы используете в натюрморте декоративную посуду, значит, драпировка должна быть однотонная. Если же вы используете принтованные ткани, выбирайте нейтральные предметы, которые на фоне броского материала не смогут потеряться. Не перегружайте натюрморт. Композиции, в которых много интересных деталей, приятно рисовать. Но с подобным заданием справится только опытный художник, а не новичок. Поэтому всегда здраво оценивайте свое мастерство.
У натюрморта должен быть характер
Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные или контрастные. В вашей работе не должно быть случайности. Используйте только те предметы, которые подходят по смыслу и по концепции. Если вы собираете натюрморт и делаете его на нюансе, то будьте внимательны к предметам, которые используете. Они должны отличаться друг от друга не только цветом, но и фактурой.
Неинтересно рисовать исключительно глянцевую посуду. Художнику приятно искать новые способы передачи поверхности вещей. Если вы собираете натюрморт с темой завтрака, то возьмите хлеб, яйцо, огурец и пирожное. Эта еда кажется самой простой, но все предметы имеют отличия в фактуре поверхности.
Фон
Собираете натюрморт? Учебная постановка требует от педагога знаний относительно специфики фона. В качестве цветовой подложки следует использовать темную материю теплого оттенка. На такой ткани все светлые предметы будут смотреться выразительно. Ученику не придется долго думать о контрастах. Фон темный, задний план средней насыщенности, а вещи на переднем плане светлые и выразительные. Именно на простых заданиях ученики познают правила композиции и все тонкости расставления акцентов.
В качестве фона можно использовать не только ткань, но и предметы из окружения. Например, в качестве бэкграунда педагоги используют угол комнаты. Подобные натюрморты помогают студенту понять, что композиция является не чем-то отдельным, а частью окружающего пространства. Если занятия проходят в режиме пленэра, то фоном может стать трава или же деревья. Предметы быта интересно писать под прямым солнечным освещением, когда задником является красивый цветущий куст розы или жасмина.
Складки
Фото постановки для натюрморта вы можете посмотреть выше. Одним из акцентов данного произведения являются складки. Их должен хорошо рисовать любой уважающий себя художник. Как выбрать материал? Для создания складок лучше использовать старую ткань, которая была в употреблении. Используется такой материал не из экономии, а по той причине, что выгоревшее полотно живописнее, чем новый отрез с принтом.
Для создания складок можно использовать как грубый материал вроде холста, так и что-то струящееся, вроде шелка. Различия будут в количестве складок и их качестве. На грубой ткани получаются массивные заломы, которые порой даже имеют острые углы. На шелке получаются мелкие складочки, которые сложно разложить по своему усмотрению.
Как правильно выбрать расцветку материала? Желательно использовать ткань тех оттенков, которые студентам придется смешивать, а не тех цветов, которые входят в стандартную палитру.
Освещение
Как рисовать натюрморт? Важную роль в любом рисунке играет освещение. Оно бывает естественное и искусственное. Начинающим художникам лучше рисовать при естественном свете. А студентам, которые уже получили начальные знания в области рисования, можно переходить на постановки, освещенные софитами. Благодаря освещению выявляется фактура и текстура предметов, а также лучше читается форма вещей.
Умение правильно рисовать натюрморт – необходимый навык любого художника, не зря этому вопросу уделяется много внимания в художественных школах и училищах. Рисуя неодушевленные предметы, вы тренируете глазомер, учитесь правильно располагать предметы и переносить их на полотно в нужном масштабе и с соблюдением пропорций.
Становление натюрморта в качестве самостоятельного жанра начинается в 16 веке, когда художники включают его в различные христианские сюжеты. Долгое время предметная живопись была либо второстепенной, либо использовалась для отработки определенных навыков. Все изменилось с приходом эпохи Импрессионизма в 19 веке, когда художники много экспериментировали с цветом, формой и техниками нанесения красок, когда визуальная эстетика стала преобладать над передачей реалистичности. Огромный вклад формирование натюрморта как независимого жанра внес великий французский художник Поль Сезанн. В своем творчестве он пытался примирить классические и современные подходы к живописи. Своими картинами Сезанн как бы напоминал всем экспериментаторам, что искусство красок и форм обязано служить природной гармонии, а не произволу живописцев, которые во главу угла ставят оригинальность.
Поль Сезанн “Натюрморт с яблоками”
Чтобы создавать реалистичные натюрморты и «живые» произведения в других жанрах, важна правильная техника. Потому как, уповая исключительно на силу красок, можно легко нарушить цветовой баланс, а передать естественную фактуру и вовсе невозможно. В этом видео вы можете увидеть, как с помощью технологии оптических просветов прорисовать мельчайшие детали, передать объем и гармонию цвета, а также какие ошибки могут возникать при создании натюрморта и как их исправлять.
Выбор идеи
Перед тем, как приступить к работе, важно продумать идею натюрморта. Подбирать нужно однотипные предметы, которые будут сочетаться и тем самым создавать целостное произведение. Все объекты должны быть подчинены единой концепции, иметь различные формы и габариты, гармонировать по цвету. Очень красиво смотрится многообразие текстур и фактур. И самое главное – выбранные предметы должны вызывать эмоциональный отклик в вашей душе и вдохновлять вас на рисование натюрморта.
Расположение объектов
Следующий шаг – размещение предметов – оно не должно быть скучным. Что это означает? Если вы расположите похожие по габаритам и форме объекты на одинаковом расстоянии друг от друга или поставите их в один ряд, как под линейку, – натюрморт будет неинтересным. Используйте принципы многоплановости и частичного перекрытия объектов – и за счет иллюзии глубины пространства композиция станет намного привлекательной.
Скучная композиция
Осмысленные композиции
В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.
Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).
Статичный натюрморт
Динамика в натюрморте
Передача пропорций и объема
Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.
Передача пропорций и объема
Объем передается правильным расположением светов, теней и полутонов. Если писать натюрморт по классической методике, объем достигается штриховкой в рисунке и градиентными переходами красок в живописи. Но если вы хотите получить «живое», реалистичное изображение, работу следует вести «от пятна», поскольку штриховка выглядит неестественно для нашего глаза, а красками передать объем крайне сложно. В технологи оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, для создания объемных произведений используется графитовый порошок в рисунке и работа наждачной бумагой в сочетании с многослойными лессировками оптическими смесями в живописи. Как это делается, рассказывается в тематических видео соответственно по рисунку и живописи.