Как составить научное сообщение 6 класс

Обновлено: 16.05.2023

Научный стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в сфе­ре нау­ки с исполь­зо­ва­ни­ем тер­ми­нов, абстракт­ных слов и слож­ных син­так­си­че­ских конструкций.

Узнаем, что такое науч­ный стиль в рус­ском язы­ке, опре­де­лим его зада­чу, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры и язы­ко­вые сред­ства. Приведем при­ме­ры тек­стов науч­но­го сти­ля речи.

Что такое научный стиль?

Нау́чный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­ро­му при­сущ ряд осо­бен­но­стей: пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние выска­зы­ва­ния, моно­ло­ги­че­ский харак­тер, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, тяго­те­ние к нор­ми­ро­ван­ной речи.

Научный стиль явля­ет­ся одной из раз­но­вид­но­стей книж­ных сти­лей рус­ско­го язы­ка. Он при­над­ле­жит сфе­ре науч­ных иссле­до­ва­ний и фор­му­ли­ро­ва­нию их резуль­та­тов. Эта раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка исполь­зу­ет­ся в тру­дах учё­ных и иссле­до­ва­те­лей в какой-либо обла­сти знаний.

Основная зада­ча науч­но­го сти­ля — сооб­щить точ­ные све­де­ния, про­ана­ли­зи­ро­вать их, объ­яс­нить причинно-следственные свя­зи, обоб­щить резуль­та­ты исследований.

Обычная фор­ма реа­ли­за­ции иссле­ду­е­мо­го сти­ля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку нау­ки харак­тер­ны сле­ду­ю­щие сти­ле­вые черты:

  • объ­ек­тив­ность изложения;
  • под­чёрк­ну­тая логичность;
  • точ­ность формулировок;
  • дока­за­тель­ность.

Пример научного стиля речи

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей спе­ци­фи­че­ской чер­той это­го сти­ля речи явля­ет­ся логич­ность изло­же­ния.

Этим каче­ством долж­но обла­дать любое связ­ное выска­зы­ва­ние. Но науч­ный текст отли­ча­ет­ся под­черк­ну­той, стро­гой логич­но­стью. Все части в нем жест­ко свя­за­ны по смыс­лу и рас­по­ла­га­ют­ся стро­го после­до­ва­тель­но; выво­ды выте­ка­ют из фак­тов, изла­га­е­мых в тек­сте. Это осу­ществ­ля­ет­ся сред­ства­ми, типич­ны­ми для науч­ной речи: связь пред­ло­же­ний при помо­щи повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных, часто в соче­та­нии с ука­за­тель­ным местоимением.

На после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли ука­зы­ва­ют и наре­чия: сна­ча­ла, преж­де все­го, потом, затем, далее; а так­же ввод­ные сло­ва: во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, наобо­рот; сою­зы: так как, пото­му что, что­бы, поэто­му. Преобладание союз­ной свя­зи под­чер­ки­ва­ет боль­шую связь меж­ду предложениями.

Другим типич­ным при­зна­ком науч­но­го сти­ля речи явля­ет­ся точ­ность.

Смысловая точ­ность (одно­знач­ность) дости­га­ет­ся тща­тель­ным под­бо­ром слов, исполь­зо­ва­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии, широ­ким упо­треб­ле­ни­ем тер­ми­нов и спе­ци­аль­ной лек­си­ки. В науч­ном сти­ле счи­та­ет­ся нор­мой повто­ре­ние клю­че­вых слов.

Отвлеченность и обоб­щен­ность непре­мен­но про­ни­зы­ва­ют каж­дый науч­ный текст.

В науч­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные поня­тия, кото­рые труд­но пред­ста­вить, уви­деть, ощу­тить. В таких текстах часто встре­ча­ют­ся сло­ва с отвле­чен­ным зна­че­ни­ем, напри­мер: пусто­та, ско­рость, вре­мя, сила, коли­че­ство, каче­ство, закон, чис­ло, пре­дел; неред­ко исполь­зу­ют­ся фор­му­лы, сим­во­лы, услов­ные обо­зна­че­ния, гра­фи­ки, таб­ли­цы, диа­грам­мы, схе­мы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реа­ли­зу­ет­ся в сле­ду­ю­щих жанрах:

  • дис­сер­та­ция
  • науч­ный доклад, статья;
  • моно­гра­фия
  • анно­та­ция
  • тези­сы
  • лек­ция ;
  • энцик­ло­пе­дия, учеб­ник, спра­воч­ник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для это­го книж­но­го сти­ля харак­тер­но пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние изла­га­е­мо­го мате­ри­а­ла, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, соблю­де­ние лек­си­че­ских, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских норм рус­ско­го язы­ка. С этой точ­ки зре­ния науч­ный стиль — это нор­ма­тив­ный язык нау­ки.

Языковые осо­бен­но­сти науч­но­го стиля

Общенаучная лек­си­ка, а так­же книж­ная (но не вы­сокая) лек­си­ка абстракт­но­го значения.

Медицина: диа­гноз, нар­коз, ото­ла­рин­го­ло­гия, рецепт.

Философия: агно­сти­цизм, ба­зис, диа­лек­ти­ка, материя.

Число, систе­ма, функ­ция, про­цесс, эле­мент, пред­став­лять, рас­смат­ри­вать, являть­ся, заключаться.

Уровень язы­ка: морфология

Уровень язы­ка: синтаксис

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подроб­нее осо­бен­но­сти средств науч­но­го сти­ля на раз­ных уров­нях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль тре­бу­ет точ­но­сти в изло­же­нии мате­ри­а­ла, поэто­му сло­ва упо­треб­ля­ют­ся в пря­мом зна­че­нии. Для науч­но­го сти­ля речи харак­тер­но исполь­зо­ва­ние мно­же­ства тер­ми­нов и одно­знач­ных слов.

В текстах пре­об­ла­да­ют абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные. В соот­вет­ствии с обла­стью при­ме­не­ния (мате­ма­ти­ка, меди­ци­на, пси­хо­ло­гия, линг­ви­сти­ка и пр.) отме­тим суще­ствен­ные отли­чия в тер­ми­но­ло­гии тек­стов науч­но­го сти­ля, но основ­ные сти­ле­вые чер­ты оста­ют­ся неизменными.

Разговорная лек­си­ка отсут­ству­ет. Эмоционально окра­шен­ные и экс­прес­сив­ные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся редко.

Уже дока­за­но, что лекар­ствен­ные свой­ства золо­то­го уса обу­слов­ле­ны содер­жа­ни­ем в нем вита­ми­нов, фла­во­но­и­дов, сте­ро­и­дов и ряда мик­ро­эле­мен­тов (желе­за, хро­ма, меди). Эти веще­ства ока­зы­ва­ют анти­бак­те­ри­аль­ное и обще­укреп­ля­ю­щее дей­ствие, поэто­му пре­па­ра­ты из золо­то­го уса полез­но при­ни­мать не толь­ко для лече­ния, но и для про­фи­лак­ти­ки забо­ле­ва­ний. Например, при­ем отва­ра кал­ли­зии в осенне-зимний пери­од помо­га­ет убе­речь­ся от про­студ­ных забо­ле­ва­ний и гриппа.

Пример научного стиля

В обла­сти мор­фо­ло­гии науч­но­го сти­ля речи отме­тим сле­ду­ю­щие харак­тер­ные черты:

  • исполь­зо­ва­ние един­ствен­но­го чис­ла имен суще­стви­тель­ных в зна­че­нии мно­же­ствен­но­го при обо­зна­че­нии цело­го клас­са пред­ме­тов с ука­за­ни­ем их харак­тер­ных признаков.

Ель евро­пей­ская — это веч­но­зе­ле­ное хвой­ное дере­во из семей­ства сос­но­вых. В бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ель вырас­та­ет в высо­ту до 50 м. Продолжительность жиз­ни ели состав­ля­ет триста-четыреста лет.

    при­об­ре­та­ют фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла (высо­ко­проч­ные ста­ли, сма­зоч­ные мас­ла);

  • упо­треб­ле­ние гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида 3 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни (счи­та­ет­ся, пола­га­ют, утвер­жда­ют); ;
  • состав­ные пред­ло­ги и сою­зы (в свя­зи с, из-за того что, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что).

Отметим такую нема­ло­важ­ную осо­бен­ность, что в науч­ной лите­ра­ту­ре пред­по­чти­те­лен выбор боль­шо­го коли­че­ства имен суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных, уточ­ня­ю­щих и рас­ши­ря­ю­щих их зна­че­ние, чем глаголов.

Для син­так­си­са науч­но­го сти­ля харак­тер­ны признаки:

  • пря­мой поря­док слов в предложении;
  • пре­об­ла­да­ние слож­ных предложений;
  • исполь­зо­ва­ние ввод­ных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зави­си­мо­сти от задач тек­ста раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти науч­но­го стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Научно-популярный стиль

Эта раз­но­вид­ность науч­но­го сти­ля исполь­зу­ет­ся для попу­ля­ри­за­ции науч­ных откры­тий и дости­же­ний. Авторы научно-популярного сти­ля в увле­ка­тель­ной и зани­ма­тель­ной фор­ме повест­ву­ют о кос­мо­се и зага­доч­ных пла­не­тах, о жиз­ни живот­ных и рас­те­ний, о тай­нах морей и оке­а­нов, то есть обо всём, что инте­ре­су­ет любо­зна­тель­ных читателей.

Научно-популярный стиль сохра­ня­ет основ­ные осо­бен­но­сти науч­но­го сти­ля. В нем исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны, отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. У гла­го­лов пре­об­ла­да­ют фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла. Но в отли­чие от дру­гих видов науч­но­го сти­ля в тек­сте упо­треб­ля­ет­ся раз­го­вор­ная и эмоционально-экспрессивная лек­си­ка. Для ожив­ле­ния повест­во­ва­ния исполь­зу­ют­ся образ­ные сред­ства (эпи­те­ты, срав­не­ния, раз­лич­ные виды повто­ров), а моно­лог ино­гда при­об­ре­та­ет чер­ты диалога.

Пример научно-популярного стиля

При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.

Сколько стоит учебная работа на заказ?

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Вещество может существовать в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. При нагревании твёрдые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

(Из учебника химии)

Амёба протей

Тело амёбы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Её форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амёбы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амёбы протей.

(Из учебника биологии)

Климатические пояса

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс “суб” обозначает “между”).

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Что это такое?

Научный доклад – это научная работа в миниатюре, где автор полноценного исследовательского проекта кратко излагает суть: проблема, действия и результат. Здесь важен акцент на практику, освещать теорию можно очень кратко и емко или вовсе опустить данный фрагмент научного изыскания.

Научный доклад

Работа над докладом

Научный доклад может быть представлен в двух формах: устной – в виде выступления автора перед коллегами или комиссией, в письменной – в виде полноценного небольшого проекта. Независимо от формы представления проведенного исследования с помощью научного доклада автора должен показать три ключевых навыка: анализ информации и систематизация данных, грамотная интерпретация полученных результатов, а также готовность к дополнительным вопросам.

Миссия научного доклада заключается в кратком и емком представлении глобального исследования, отражении его сути и мастерства автора. Он необходим в определенных случаях: по требованию организаторов научно-исследовательского мероприятия (конференция, симпозиум и пр.), для защиты проекта на публике, для знакомства экзаменаторов с исследованием и пр.

Специфика выполнения научного доклада

Приступать к формированию научного доклада целесообразно и возможно только по мере проведения исследования, получения окончательных результатов и подведения итогов. Чаще всего создание этого документа начинается сразу же по мере формирования чернового или окончательного варианта научной работы, раньше подготовить текст для выступления не удастся.

В научном докладе особое место отводится практической части исследования. Теоретические аспекты доступны и известны всем, а вот результаты экспериментально-аналитической части могут быть уникальны и неординарны.

Специфика научного доклада

Особенности выполнения научного доклада

Несмотря на небольшой объем (в среднем около 2-6 страниц печатного текста), научный доклад должен соответствовать таким требованиям как:

  • Написание текста производится строго в рамках академического письма;
  • В докладе отмечается лишь суть исследования, с акцентом на цель, мероприятия и полученный результат;
  • Краткость и емкость изложения, читабельность и понятность, последовательность и логичность мыслей автора;
  • Возможно использование вводных конструкций и клише, отсутствие личных местоимений (обезличенная форма);
  • Наличие четкой структуры: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы;
  • Ключевые тенденции и закономерности, изменения целесообразно отмечать графически, чтобы упростит процесс внимания в информацию, отслеживание перемен и их воздействия на объект исследования.

Сам текст доклада (основная часть) – носит формальный характер и выполняется строго в научном стиле, но введение и заключение должно содержать и культурно-этические элементы: приветствие коллег и членов комиссии, благодарность за проявленное внимание и пр.

Немаловажную роль в оценке научного доклада и исследования в целом играет правильное оформление. Текст должен быть без ошибок и опечаток, структурирован логически и формально (главы, подпункты, абзацы), оформлен с учетом действующих норм (поля, шрифт, номер страницы, уникальность и пр.).

При оценке научного доклада эксперты уделяют особое внимание следующим моментам:

  • Логичное повествование хода исследования;
  • Анализ полученных результатов и аргументированные выводы автора;
  • Умение работать и обрабатывать информацию, преобразовывать ее в более сжатый и емкий вид, выделять исключительно важные моменты (суть) и грамотно ее преподносить;
  • Оформление, следование четким требованиям.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

От качества научного доклада и может зависеть успех автора научной работы. Поэтому к его написанию следует подойти с особым вниманием и ответственностью.

Инструкция по выполнению научного доклада

Важно отметить, что тема научного доклада изначально предопределена. Она полностью идентична с темой полномасштабного исследования: курсовой, дипломной, научной работы и т.д.

Инструкция по выполнению научного доклада

Схема выполнения научного доклада

Прежде, чем приступать к написанию научного доклада, автору необходимо подготовиться:

  • Еще раз изучить полноценную версию исследования и выделить основные моменты: цель и задачи, объект и предмет, методология и инструментарии, информационная база, новизна и значимость. Установление этих ориентиров облегчит подготовку введения доклада;
  • Определить основные термины, методики и кратко их отметить. Достаточно выделить наиболее распространенные приемы, актуальные методики и перечислить их с кратким описанием (что делать, в какой последовательности и пр.);
  • Отметить ключевые моменты практической части: последовательность действий и полученный результат на каждом этапе. Здесь важно сразу же предоставлять результаты анализа: о чем свидетельствуют те или иные тенденции и отклонения, на чем отражаются и что провоцирует их появление;
  • Подвести итог, обозначив актуальную проблему и предложив новый способ ее решения с учетом современных возможностей объекта. Притом все мероприятия по решению проблемы должны быть реалистичными, выполнимыми и достижимыми. Если имеются результаты апробации, то автору следует сразу же отметить степень эффективности предложенных мер, пояснить возможность использования полученных и проверенных результатов в перспективе (где, как уместны и пр.).

В научном докладе не нужно подробно расписывать каждый этап или мероприятие. Достаточно пронумеровать их, отметив: что было сделано (анализ деятельности ООО), что выявлено (какая проблема), что предпринято (что предлагает автора), что получено (результат новшеств).

В основу научного доклада должны лечь только достоверные, поверенные и обоснованные сведения, подтверждающие точность и верность результатов и рекомендаций автора.

Пример формирования научного доклада

  • Введение призвано очертить ключевые моменты и заинтересовать аудиторию;
  • Основная часть – раскрыть основные моменты и решить проблему;
  • Заключение – подвести итог, подчеркнуть самостоятельность и компетентность автора, эффективность решений.

Для формирования оглавления научного доклада достаточно взглянуть на оглавление научного изыскания и преобразовать его следующим образом: введение, теоретические аспекты по теме (краткий очерк, современные тенденции), характеристика объекта исследования диагностика проблемы и ее проявления, возможности объекта, рекомендации автора и оценка их эффективности (мероприятия, анализ результатов), заключение список литературы.

Титульный лист должен быть оформлен с учетом требований ГОСТ: образовательное учреждение, вид работы (доклад, научный доклад), тема, исполнитель, руководитель (преподаватель), дата защиты.

Титульный лист доклада

Как оформить титульный лист?

Оформление содержания доклада

Создаем оглавление

Основной текст доклада представлен в виде текстовой информации, которая кратко рассказывает об истории становления этики и риторики, их взаимосвязи и важности, проблемах, важности, основных факторах и тенденциях.

Что должно быть в научном докладе? Содержание научного доклада Основная часть научного доклада

Заключение подводит итог: зачем нужна риторика и этика, как она сказывается на общении и презентации личности, чем способствует (ее значимость) и пр.

Выводы в научном докладе

Заключительная часть доклада

Список литературы подчеркивает основу исследования (научные труды, данные и пр.).

Список литературы

Оформляем список литературы по всем требованиям и стандартам

По мере формирования научного доклада обязательно перечитайте его, проверьте на ошибки, логичность и последовательность ясность и читабельность, оформление.

Написание научного доклада представляет собой тщательную переработку проведенного исследования, поэтому он всегда получается уникальным.

Научный доклад облегчает защиту любого проекта независимо от уровня сложности, направления деятельности и темы. Он поможет как студенту при защите курсовой, дипломной работы, так и ученому на защите монографии, диссертации, на конференции и пр.

Притом обратите внимание, что комиссия чаще всего задает вопросы автору по тем моментам, которые он опустил в научном докладе, но указал в полномасштабной работе (термины, определения, формулы, промежуточные результаты, причина выбора конкретного мероприятия или метода и пр.). Поэтому у него есть шанс досконально подготовиться к ним, пометив их отдельно.

Читайте также:

      

  • Виды источников информации алгоритм работы с литературой сообщение
  •   

  • Сообщение о николае минском
  •   

  • Сообщение про теннис на немецком языке с переводом
  •   

  • Сообщение о регистрации на mos ru
  •   

  • Сообщение о современной культуре

Урок №51

Тема: Структура научного сообщения.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации; учить применять полученные знания в жизненных ситуациях; создать условия для духовно – нравственных и эмоциональных переживаний; показать, что видеть мир по-новому можно благодаря единству человека и природы

Задачи:

Личностные результаты: ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД – понимают важность планирования своей деятельности, оценивают свою деятельность в соответствии с образцом

познавательные УУД – осуществляют поиск необходимой информации; – анализируют информацию, строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

коммуникативные УУД – умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к научному выступлению, какие критерии нужно соблюдать, чтобы добиться успеха

Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографическая диктовка, грамматические задания.

Байкальский заповедник

1) Байкальский заповедник – единственный из заповедников на берегах Байкала, не имеющий непосредственного выхода на берег озера. 2) Он был создан в 1969 году. 3) Протяженность заповедника вдоль береговой линии Байкала около 60 км. 4) Заповедник создавался с целью сохранения уникальной природы хребта Хамар-Дабан, с целью охраны ненарушенных кедровых лесов. 5) При заповеднике действует Музей Природы. 6) В заповеднике известны 37 видов млекопитающих и 260 видов птиц. 7) Байкальский заповедник – уникальное место на территории России.

1) Из 1 пр. выпиши сущ. имена собственные (Байкальский заповедник, Байкала)

2) Из 2,3 пр. выпиши 3 слова с орфограммой «Безударная гласная проверяемая и непроверяемая», выдели орфограммы. (протяжённость, заповедника, береговой, Байкала, шестидесяти)

3) Из 4 и 7 пр. выпиши ГО (заповедник создавался, Байкальский заповедник – место)

5) Из 5,6 пр. выпиши 3 разных по виду СЧТ

Взаимопроверка

3. Актуализация знаний, целеполагание.

-К какому стилю относится данный текст?

-Какие особенности научного стиля вы можете назвать?

-РС для научного стиля?

-Что мы называем научным сообщением?

-В каких ситуациях мы можем использовать научное сообщение?

-Поставьте цели на сегодняшний урок.

4. Первичное освоение знаний

4.1. Эвристическая беседа

-Как вы думаете, из каких частей состоит научное сообщение?

-Посмотрите на текст из задания 1. Можно ли разделить текст на 3 смысловые части? Какие?

-О чём говорится в 1 части? Во 2? 3?

Сделайте вывод о строении научного сообщения.

4.2. Задание 1. Заполните таблицу.

Вступление

Тема и цели выступления

Основная часть

Изложение всего материала

Заключение

Выводы

5. Первичное закрепление знаний

5.1. Задание 2. Карточка «Сравните текст»

*Сравните 2 текста, составленных вашими ровесниками. У кого получился научный текст, а у кого не получился, и почему? По каким признакам вы это определили?

Цели: выяснить каково количество заповедников в России и их значение

Текст 1.

Здравствуйте! Заповедники — образцы нетронутой, дикой природы — по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять, как изменяется природа под жестоким влиянием деятельности человека. Места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.

Текст 2.

Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение.

Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь такие эндемичные и реликтовые животные: как фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, и многие другие.

В Российской Федерации на 1 января 2022 года существует 102 заповедника и 42 национальных парка.

5.2. Беседа.

-Как вы думаете, почему научное сообщение у одного из ребят не получилось?

-Существуют некоторые секреты успешного выступления.

5.3. Задание 3. Составление памятки «Как подготовиться к научному сообщению»

– Перед вами карточки со словами, которые помогут вам составить памятку. Выберите те, которые вы считаете самыми необходимыми. Работаете в паре. Затем обсудим.

ПРИВЕТСТВИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕПЕТИЦИЯ, КОНСПЕКТ, ВРЕМЯ, ПАУЗЫ, ТЕМП, МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ, ВНЕШНИЙ ВИД, ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ, ПРОЩАНИЕ.

-Для чего вы составили эту памятку? Когда она пригодится?

5.4. Задание 4. Составьте из рассыпанных предложений научное сообщение.

5,2, 4,3,8, 1,7,6

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Домашнее задание: используя памятку, подготовьте научное сообщение об 1 из достопримечательностей нашей области или района.

8. Рефлексия

– Ну что ж пришла пора подвести итог нашего урока.

Какую цель мы ставили в начале уроке? Достигли мы её? Научились составлять научное сообщение? Где пригодятся на эти знания?

Закончите предложения:

– Сегодня на уроке я узнал(а)…

– На уроке я научился (лась)…

– Моё настроение на уроке…

Предмет

родной язык
(русский)

Класс: 6

Дата
проведения:

Тема
урока:

Научное
сообщение. Устный ответ. Виды ответов

Цели:

углубление
знаний о функционально-смысловых типах речи в научном стиле, изучение видов
устных ответов; отработка умения уч-ся строить устный ответ
, пользоваться алгоритмом рассуждения; формирование у уч-ся УУД;  развитие умения
анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитание нравственно-этических
представлений.

Тип урока:

урок открытия
новых знаний.

Планируемые
результаты:

личностные
результаты
: желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе;
осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества;
понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных
ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные
результаты:
 
владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и
систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный
по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых
знаний, умений и навыков в повседневной жизни;  коммуникативно-целесообразное
взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения.

предметные
результаты:
знать особенности научного стиля, устного ответа; уметь пользоваться словарем, составлять
текст научного стиля, пользоваться алгоритмом рассуждения.

Основные
понятия:

функционально-смысловые
типы речи, научное сообщение, структура устного ответа, ответ-анализ,
ответ-добавление, ответ-группировка

Методы и формы обучения:

наблюдение над
языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная,
индивидуальная, групповая, фронтальная работа;  творческая работа и др.

Ресурсы:

http://uroki.net/,    http://www.zavuch.ru/,  http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь

Автор УМК:

О.М.Александрова,
О.В.Загоровская  и др.

Организационная структура
(сценарий) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности

Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного
материала.

Задание: продолжите фразу «Подлинно разумное обучение изменяет …»

Слушают учителя,
участвуют в диалоге с учителем.

Размещают
учебные  мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавател.
деятельности;

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют с учителем, одноклассниками или
самостоятельно учебные действия

Актуализация изученного и пробное учебное
действие

Учитель
организует работу по актуализации знаний.

1) Учебный
диалог: взаимоопрос
 
уч-ся по теме «Тексты описательного типа» (работа в парах)

2)
Лингвистическая разминка: языковые разборы
(с объяснением у доски; подготовка к ВПР)

Задания:

Достоинство
стиля заключается в ясности.

×  Синтаксический разбор предложения.

×  Морфемный и словообразовательный разбор слова: ясности

×  Синоним к слову: заключается.

Выполняют
задания, анализируют.

Самостоятельно
работают.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: обосновывают свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации

1)Аналитическое
задание: наблюдение над языковым материалом
(коллективная работа )

Задание:

Вступление

Тема и цели
выступления

Основная часть

….
(Изложение всего материала)

Заключение

Выводы

=  Проанализируйте
таблицу, восстановите «пропуски».

– В чем
особенности научного сообщения?

 2) Учебный диалог (коллективная работа )

– Почему не все
выполнили задание? => не владеют лингвистической терминологией, не знают
тему

– Какая учебная
задача стоит перед нами? 

Уч-ся выполняют
задания

Л.: осознают трудности и стремятся к их
преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой
для решения проблемы информации

Целеполагание

Учитель: организует беседу с обучающимися по
определению темы урока, постановке целей урока.

1.     
Актуализировать…

2.     
Формировать…

3.     
Совершенствовать…

4.     
Воспитывать…

Формулируют цель
учебной деятельности в диалоге с учителем.

П.: формирование предметных понятий

Р.: планируют действия.

К.: составляют высказы­вания

Построение проекта выхода из затруднений

1)Аналитическое
задание: работа с текстом – упр. 185
(работа в парах с последующим обсуждением)

Задание:

= Прочитайте
текст.

Подумайте, какое значение имеет для вашего
успешного учения умение слушать и составлять научное сообщение, выступать с
сообщением на научную тему. Составьте и запишите высказывание на тему «Для
чего нужно уметь составлять научное сообщение?»

2)
Составление
алгоритма
рассуждения
(коллективная работа)

Алгоритм
рассуждения «
Устный ответ».

Выполняют
задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют
шаблон.

Задают вопросы
для уточнения

Информации.

Работают с
материалом учебника.

П.:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают
недостаточность своих знаний.

К.: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление
интереса к учению

Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи

Учитель: создает условия для коллективной и
индивидуальной работы для первичного закрепления

1)Изучение
теоретического материала
учебника:
п. 23-24, упр. 186 (самостоятельная работа в парах с последующим
обсуждением)

Беседа:

– Чем дополняет
материал учебника составленный нами алгоритм?

2)Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием
лингвистической терминологии (работа в парах).

3)Консультация
учителя по вопросам уч-ся
(по
мере необходимости)

Физкультминутка

Выполняют
задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют
шаблон.

Задают вопросы
для уточнения

информации

Работают с
материалом учебника.

Выполняют физические
упражнения

Л.: участвуют в
творческом процессе.

П.: выполняют
учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения,
осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения.

Вклю­чение в систему знаний и
повто­рение
.
Самостоятельная работа

Учитель: создает условия для коллективной и
индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

1) Дифференцированное аналитическое задание:
работа с текстом  
(коллективная
работа)

Задание:

·       
С: упр. 187

= Определите использованные в тексте функционально-смысловые типы речи.

= Выберите одну
из тем: «Эпиграфика как наука» или «Палеография как наука». На основе
прочитанных текстов данного параграфа составьте по выбранной теме
текст-описание научного стиля речи.

·       
А: упр. 188

= Прочитайте
текст и определите функционально-смысловой тип  речи, который он собой
представляет. Объясните, по каким признакам вы определили тип речи этого
текста.

= Назовите науки,
с которыми связана наука о письме. Объяс
ните, на чём основана связь истории письма с
археологией, этнографией, древней историей.

·       
Б: упр. 189

= Прочитайте
текст и объясните, почему иногда трудно выбрать
термин для обозначения новых областей знания, научных
явлений.
Приметой какого
функционального стиля речи служат термины?

– К какому
функционально-смысловому типу речи относится текст? Найдите тезис и
аргументы. Какой вывод делает автор?

2) Р.р. Дифференцированное аналитическое задание: монологическое
высказывание  
(работа
в парах с последующим обсуждением) – упр. 194, 195

3) 
Аналитическое задание: орфографический и пунктуационный практикум  – упр.
191
(сам. работа с
последующим обсуждением)

4) Аналитическое
задание: проверочное задание
(инд. работа с последующим обсуждением) – упр. 198

Задание:  выполните орфографический практикум.

Выполняют
задания

Л.: участвуют в
творческом процессе.

П.: выполняют
учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения,
осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения.

Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности
на уроке

Организует
заключительную беседу по во­просам

×   Прием «Ключевые слова»

×   Самооценивание

×   Д/з (поясняет, комментирует): п. 23-24, упр. 199

×   Подведение итогов на уроке, выставление оценок.

Самооценка: как
я работал на уроке?

Самоанализ: как
я понял тему?

Р.: оценивают свою работу;
исправляют и объясняют ошибки.

К.:
выск
азывают и
обосно­вывают свою точку зрения.

Ответ:

Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов содержащихся в еде. Кроме того, обязательно учитывается набор блюд и их количество. Зрелым и физически здоровым людям специалисты по правильному питанию рекомендуют кушать в течение суток три или четыре раза. 

При некоторых заболеваниях, связанных в основном с пищеварительной системой стоит питаться пять, шесть раз в день. Дневная норма еды распределяется таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы; плотный обед и ужин, составляющий четверть дневной нормы. Большинство диетологов сходятся во мнении, что 4-х разовое питание – самый правильный выбор. Такая система правильного питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины. 

Объяснение:

Научный стиль текста


Научный стиль текста

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 98.

Обновлено 14 Декабря, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 98.

Обновлено 14 Декабря, 2021

В курсе русского языка для 6 класса ученики знакомятся с пятью стилями речи: публицистическим, официально-деловым (канцелярским), научным, художественным и разговорным. Научный стиль наиболее легко узнаваем среди прочих книжных стилей. Он функционирует в ограниченной сфере, реализуется преимущественно в письменной форме. Даже короткие устные выступления обычно имеют бумажный вариант. Примеры небольших текстов научного стиля можно увидеть в любом школьном учебнике.

Цель и задачи

Цель научного текста — представление научной информации.

Задачи:

  • ознакомление общества с обнаруженными фактами, результатами наблюдения, выводами исследования;
  • выдвижение новой теории;
  • сообщение о технических новинках и научных достижениях.

Внутри научного стиля в зависимости от задач, выделяют:

  • собственно научный (стиль исследовательских работ учёных);
  • научно-учебный (стиль, предназначенный для учебников);
  • научно-популярный (стиль изданий и публичных выступлений, популяризирующих науку).

Основные жанры, в которых используется научный стиль, — это научные монографии, статьи, тезисы, патенты, очерки, учебники, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертации, выступления, лекции, доклады.

Признаки научного текста

Основными признаками научного текста являются:

  • Обезличенность авторского «я» или замена его на «мы».
  • Монологичность, тезисность речи.
  • Логичность структуры.
  • Точность изложенных сведений.
  • Обоснованность всех выводов.
  • Отсутствие риторики, средств художественной выразительности, эмоциональности.

Лексика

Общеупотребительная и общенаучная лексика, термины, специальные сокращения, понятные знакомым с темой людям (Например: ССП — сложносочинённое предложение, ПГС — простое глагольное сказуемое). Преобладание слов с конкретным, а не отвлечённым значением. Отсутствие слов и выражений в переносном значении.

Грамматика

Существительных, прилагательных и наречий больше, чем глаголов. Маленькое количество глагольных форм способствует статичности научного текста, увеличивает трудность его восприятия.

Научно-популярный стиль допускает использование более широкого слоя лексики, эмоционально-окрашенные слова, разговорные выражения, так как он обращён к большому кругу читателей, его цель — заинтересовать их.

Синтаксис

Для предложений в научном тексте характерен прямой порядок слов. Преобладают сложные или простые осложнённые предложения. Вводные слова способствуют созданию структурной целостности текста, выстраивают порядок изложения мысли. (Примеры таких слов: следовательно, во-первых, например, в итоге и т.д.)

Структура

  • Введение (обоснование важности темы)
  • Основная часть, состоящая из утверждений и их обоснования: фактов, аргументов, доводов, доказательств.
  • Выводы из вышеизложенного.

Анализ текста научного стиля

Анализ текста научного стиля делается для того, чтобы подтвердить его стилевую принадлежность.

  • Цель написания текста.
  • Жанровая принадлежность (статья, доклад, рецензия и пр.).
  • Анализ лексики.
  • Грамматический анализ.
  • Синтаксические особенности.
  • Структура текста.

Заключение

Что мы узнали?

Среди книжных стилей научный занимает особое место. Он ориентирован на сравнительно небольшую аудиторию по сравнению с другими стилями. С канцелярскими текстами его сближают ограничения в использовании лексики, точность, прямое значение слов и выражений, невозможность различных толкований. Научный стиль текста предполагает чёткую структуру, логичность в изложении мысли.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 98.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий