Готовы поспорить, что вы не дадите сходу определение для научного аппарата исследования, даже если не раз писали курсовую работу. Не обижайтесь, это не потому что с вами что-то не так, а потому что даже некоторые преподаватели не знают, что это.
Итак, научный аппарат курсовой работы. Что это? Поговорим о нём в сегодняшней статье.
Ищете полезные материалы для учебы? Подпишитесь на нас в телеграме! А если хотите скидку на любой вид работы (курсовую, дипломную, контрольную, доклад), тогда идите за ней на наш канал со специальными скидками.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Методологический (научный) аппарат курсовой работы
Научный аппарат (или как его еще называют, понятийный аппарат курсовой работы) – это то, что раскрывает замысел исследования.
Совокупность научно обоснованных терминов и понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой.
Научный аппарат определяет стратегию исследования и научное направление работы.
Структурирование научного аппарата курсовой работы
Можно сказать, что научным аппаратом курсовой работы является совокупность следующих тесно связанных элементов:
- тема;
- актуальность темы исследования;
- объект исследования, предмет исследования;
- проблема;
- цель и задачи;
- методика (методы) исследования.
Поговорим про каждый компонент в отдельности.
Тема
Тут главное лаконично и четко выделить все аспекты исследуемой области. Вообще, правильный выбор и грамотная формулировка темы курсовой – это 50% успеха. О том, как выбрать тему, читайте в нашей отдельной статье.
Лайфхак! Для формулировки темы рекомендуется в первой части формулировки указывать цель или проблему исследования, во второй – предмет, а в третьей – объект. Пример сформулированной темы: «Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в начальной школе».
При выборе темы обязательно консультируйтесь с преподавателем, но в первую очередь старайтесь выбирать такую тему, которая будет интересна вам.
Актуальность
Здесь нужно показать, что вы не занимаетесь напрасной работой. Актуальность определяет, насколько тема важна в данный момент, и нужно ли вообще решать поставленные в работе задачи.
Сформулировать актуальность помогут такие клише:
- все это свидетельствует об актуальности настоящего исследования;
- актуальность настоящей темы связана с …;
- тема исследования является актуальной, поскольку …;
- актуальность данного исследования определяется тем, что… Предыдущие исследования оставили открытыми многие проблемы, такие как.. и т.д.
Объект и предмет исследования
Важно не путать одно с другим. Если говорить кратко:
Объект – область, в которой происходит изучение предмета.
Предмет – то, что находится в границах объекта.
Приведем конкретный пример:
Объект исследования: процесс нравственно-правового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: формы, методы и средства нравственно-правового воспитания младших школьников.
Проблема
Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.
Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.
Цель и задачи
Цель напрямую вытекает из проблемы и обозначает то, что мы хотим получить в итоге.
Примеры целей:
- разработка теоретической модели Вселенной;
- выявление, обоснование и экспериментальная проверка чего-либо
- разработка какой-либо технологии и т.д.
Задачи – действия, которые приводят к цели. И если цель в работе одна, то задач как правило может быть несколько. Как сформулировать задачи работы? Просто продумайте, какие шаги необходимо сделать для достижения поставленной цели, и выпишите их по порядку.
Подробнее о методах исследования вы можете почитать в нашей отдельной статье.
Грамотная формулировка темы, актуальности, целей, задач и прочего научного аппарата очень важна в курсовой. Но не менее важно и грамотное оформление работы! На всякий случай напоминаем, что любая курсовая должна быть оформлена по ГОСТу.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Нужна помощь в учебе или остались вопросы по методологическому аппарату курсовой работы? Обращайтесь за ответами в профессиональный сервис для студентов в любое время суток!
Написание курсовой или дипломной работы предполагает наличие определенного «кастета». Он не обязательно подчеркивает жесткую структурированность текста. Данный термин позволяет кратко описать последовательность действий автора и получаемый результат с разных ракурсов. Его также называют научным аппаратом.
Что это такое?
Научный аппарат исследования подчеркивает замысел проекта, его миссию, позицию автора. Под данным термином понимают ключевые моменты, захватывающие следующие аспекты: актуальность, объект и предмет, проблема, цель и задачи, гипотеза.
Методологический аппарат курсовой или дипломной работы предопределяет стратегию и тактику исследования: что, как и в какой последовательности будет делать автор, для чего, важность результатов и пр. Каждый шаг исследователя должен быть обоснован и аргументирован, приводить к определённому (промежуточному или конечному) результату, свидетельствовать о необходимости перемен.
Из чего состоит научный аппарат курсовой или дипломной работы?
Методологический аппарат исследования подчёркивает его ключевые моменты. Он находит прямое отражение в вводной части проекта, а затем постепенно раскрывается в основной части. В заключении научный аппарат констатируется фактами путем сопоставления намеченной цели и полученного результата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Стандартный состав научного аппарата курсовой или дипломной работы включает в себя такие категории, как: тема проекта, актуальность, цель и задачи, объект и предмет, проблема и гипотеза, методология, новизна и значимость. Все эти параметры кратко описываются во введении, позволяя читателю понять ход мыслей автора: что и ради чего он делает, какую проблему решает, степень ее актуальности и значимости, достоверность и точность результатов и возможность их применения в перспективе.
Предлагаем рассмотреть каждый элемент научного аппарата подробнее.
Краткая характеристика составляющих компонентов методологического аппарата курсовой или дипломной работы
Тема
Основой научного аппарата любого исследования является тема, которая предопределяет научную область и ключевой ориентир работы: что будет изучать автор, проблематика и ее разработанность.
Тема курсовой или дипломной работы может быть утверждена одним из следующих способов:
- Выбрана из списка готовых вариантов. Он находится на кафедре. Здесь достаточно ознакомиться с перечнем уже сформулированных и утвержденных заглавий и подобрать наиболее интересный и подходящий для себя вариант;
- Самостоятельно сформулировать тему будущего исследования согласовать ее с руководителем и утвердить на кафедре.
Тема курсовой или дипломной работы должна соответствовать следующим критериям:
- Четкость. В данном параметре подчеркивается цель и значимость проекта: что изучается, почему и пр.;
- Краткость. Формулировка должна быть понятной и простой одновременно, емкой. Заглавие создается в виде простого предложения с минимумом профессионализмов, но включение нескольких ключевых слов обязательно. В среднем тема состоит из 7-10 слов, объединенных в простую конструкцию;
- Целенаправленность. Тема исследования подчеркивает ход мыслей автора: проблема, цель и результат.
Актуальность
Под данным термином подразумевается «современная оценка темы и проблемы». Определение ее роли в отрасли и науки, анализ разработанности и решенности. Целесообразно изучать ту тему, которая не нашла своего окончательного решения или была модифицирована ввиду изменившихся условий и пр.
Писать проект по устаревшей теме бессмысленно: все уже сделано и решено до вас, реальной проблемы нет. В этом случае курсовая или дипломный проект превратится в банальный реферат.
Формулировка данного критерия укладывается в отдельный пункт или абзац. Притом существуют клише, призванные обратить внимание читателя на данный пункт:
- Актуальность выбранной темы проявляется (обусловлена, подчеркивается)…
- Тема проекта является актуальной благодаря (потому что)…
- И пр.
Актуальность темы подчеркивает нерешенность проблем и необходимость перемен.
Цель и задачи
Данная часть научного аппарата – это своего рода план мероприятий и этапы их реализации. Цель формулируется на основе темы и проблемы: конкретизируется что именно будет делать автор: изучать и решать, раскрыть и анализировать и пр. Задачи призваны разбить одну масштабную цель на более мелкие составляющие, которые подчеркнут логику и последовать исследования в целом, стремление к результату.
Не менее важно, чтобы данные части научного аппарата звучали в качестве призыва к действиям. Поэтому принято выделять их в глагольной форме»: анализировать, определять, изучать, исследовать и пр.
Цель выделяется в качестве отдельного предложения, а все намеченные задачи целесообразно нумеровать или выделять в виде отдельного списка. Притом постановка и описание задач должно быть последовательным и соответствовать содержанию курсовой работы или ВКР. То есть «хронология событий и действий» должна быть единой.
Проблема и гипотеза
Данные составляющие методологического аппарата подчеркивают конкретную область или момент, который автор намерен тотально изучать и раскрыть, а также символизирует позицию исследователя, предлагаемый им метод решения проблемы.
В курсовых и дипломных работах можно опустить выделение непосредственно проблемы в отдельный абзац или предложение, но наличие гипотезы и ее четкая формулировка обязательна. Гипотеза – это предполагаемый результат или потенциальное решение. Притом важно, чтобы гипотеза и цель исследования совпадали.
Объект и предмет исследования, как «ограничители»
Тема исследования может быть слишком объемной или пространственной, пересекаться или исследоваться со смежных сторон (разных дисциплин) и пр. Поэтому важно предопределить «ракурс и ориентир» на начальном этапе, при планировании: какая именно научная область или среда будет исследоваться и на каком примере реализовываться.
Предмет – это та часть науки, которая будет изучаться. Объект – это реальный или теоретический компонент, на базе которого будет проводиться проверка выдвинутой гипотезы.
Такой подход позволяет сузить «круг действий» автора, отточить его профессиональные качества и навыки и самореализоваться.
Формулировка данных параметров должна быть краткой и емкой укладываться в с1-2 предложения. Притом в курсовых и дипломных работах принято конкретизировать: объектом исследования является (организация группа лиц, выборка и пр.), предметом исследования выступают теоретические и научные факты по теме (научной области) и пр.
Методы исследования
Данная часть научного аппарата призвана подчеркнуть навыки и логику автора: как он исследует проблему, какими приемами пользуется при выработке решения, чем аргументирует свой выбор, насколько эффективны предлагаемые мероприятия (можно ли найти более короткий и грамотный путь) и пр.
Методы исследования – это те приемы и действия, которыми пользуется автор для раскрытия темы и поиска решения.
Новизна и значимость полученных результатов
Данный критерий подчеркивает инновации, предлагаемые автором, что именно нового он привнес в уже ране выдвигаемые решения, приметы и варианты решений), а также каких результатов (эффективность и обоснованность, оптимальность и достаточность) достиг.
Отражение научного аппарата в курсовой и дипломной работе
Методологический аппарат исследования всегда формируется полностью. В нем обязательно должны присутствовать следующие компоненты: актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет, методология. Без этих компонентов ни один проект не будет допущен к защите.
В дипломных и диссертационных исследованиях важно присутствие таких критериев, как новизна и значимость, подчеркивает инновации и полученные результаты, их роль в развитии науки или отрасли (объекта).
В качестве дополнительного составляющего элемента научного аппарата проекта выступают: информационная база, описание разделов проекта (краткая характеристика: главы подпункты, наличие графических материалов и пр.).
Притом важно, чтобы каждый описанный постулат научного аппарата был не просто указан во введении, но и использован в основной части и констатирован (подчеркнут) в заключении, списке библиографии и пр.
Научный аппарат должен быть отражен полностью. Частичное описание отдельных моментов или отсутствие обязательных критериев недопустимо. В этом случае работа н пройдет нормоконтроль и не получит допуск к защите, потребуются доработки.
Для облегчения формирования методологического аппарата курсовой или дипломной работы можно опираться на утвержденный научным руководителем план, готовые работы по данной или смежной теме, методические рекомендации, советы наставника, клише и пр. В случае возникновения трудностей при подготовке и описании научного аппарата исследования можете обратиться за помощью к специалистам ОЦ Disshelp.
Наука как процесс познания основывается на исследовательской деятельности. Она направлена на достоверное и всестороннее изучение явления или объекта, их структуры, взаимосвязей на базе определенных методов и принципов, на получение результатов и реализацию их на практике. На начальном этапе определяется научный аппарат научного исследования. Рассмотрим его особенности.
Специфика деятельности
Ключевыми особенностями научных исследований считаются:
- Вероятностный характер получаемых результатов.
- Уникальность деятельности, в связи с чем использование типовых приемов и методов существенно ограничивается.
- Комплексность и сложность.
- Трудоемкость, масштабность, связанные с необходимостью изучить большое количество объектов и проверить полученные результаты экспериментальными способами.
- Наличие связи исследования и практики.
Характеристика научного аппарата исследования
Любая исследовательская деятельность имеет объект и предмет. Они считаются основными компонентами научного аппарата исследования. Объектом выступает виртуальная или материальная система. Предметом называют структуру системы, закономерности взаимосвязей как внутренних, так и внешних элементов, их развития, свойств, качеств и пр.
Научный аппарат научного исследования также включает в себя:
- Замысел.
- Актуальность темы.
- Проблему.
- Цель.
- Гипотезу.
- Задачи.
- Методику изучения.
- Новизну, практическую значимость результатов.
Замысел
Он представляет собой идею, посредством которой связываются все элементы научного аппарата научного исследования. Замысел определяет порядок и этапы деятельности.
Как правило, он связан с обнаружением противоречия в какой-либо сфере, порождающего проблему. Формирование замысла – важнейший этап научного исследования. Научный аппарат деятельности выстраивается вокруг идеи. Субъект, изучающий объект или явление, должен четко представлять проблему и важность ее разрешения. От этого во многом будет зависеть строгость и логика научного аппарата исследования и, следовательно, успешность всей деятельности.
Формулировать противоречие необходимо четко и научно. В противном случае будет выбрано неверное направление деятельности.
Проблема исследования
Научный аппарат исследования формируется при выявлении противоречия, которое должно быть разрешено в процессе познавательной деятельности. При формулировании проблемы, однако нужно учесть важный нюанс.
Надо понимать, что далеко не каждое противоречие может разрешиться исключительно средствами научного аппарата исследования. К примеру, могут возникнуть кадровые, материальные сложности. Более того, познание не разрешает практические противоречия. Оно формирует предпосылки, показывает способы решения проблем. Примером можно считать научно-педагогическое исследование. Аппарат такой деятельности может включать в себя все необходимые компоненты, однако разрешить проблему можно только при сочетании научной и практической деятельности.
Как правило, проблему формулируют в виде вопроса. К примеру, “какие условия необходимы для формирования компетентности специалиста туристической сферы?”.
Противоречия, сложившиеся в той или другой области человеческой деятельности, порождают проблему и во многом обуславливают актуальность научного исследования.
Тема
Она является обязательным элементом научного аппарата. Тема должна быть актуальной. Необходимость разрешения той или иной проблемы необходимо обосновать.
На начальном этапе субъект намечает цель, определяет объект, предмет изучения, выдвигает гипотезу, ставит задачи, решение которых позволит ее подтвердить или опровергнуть.
Нецелесообразно начинать исследование издалека, неуместными будут и лирические отступления. Актуальность темы должна быть обоснована лаконично.
Цель
Она представляет собой своего рода спрогнозированный результат исследования. Соответственно, цель должна быть отражена в формулировке темы. Она, в свою очередь, характеризует основные черты поставленной перед исследователем проблемы.
Правильно сформулированные цель и тема уточняют проблему, конкретизируют, очерчивают рамки деятельности, позволяют правильно выбрать и понятийный аппарат научного исследования.
Особенности разграничения предмета и объекта
Чаще всего эти элементы соотносятся как целое и часть целого или общее и частное. При таком подходе объект охватывает предмет исследования. К примеру, объект научной деятельности – обучение как осознанная потребность, а предмет – комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование потребности в обучении.
Определение предмета имеет ключевое значение при формировании понятийного аппарата научного исследования. Ведь именно на его основе формулируется тема, цель деятельности, решаются задачи. В зависимости от направленности исследования субъект познания будет использовать те или иные термины, категории, определения.
Гипотеза
Она представляет собой предположение, которое выдвигается для объяснения конкретного явления или свойства объекта. Гипотеза – неподтвержденная и неопровергнутая формулировка. Она может быть:
- Описательной. В этом случае исследователь предполагает существование определенного явления.
- Объяснительной. Такая гипотеза объясняет причины существования феномена.
- Описательно-объяснительной.
Гипотеза должна:
- Включать в себя обычно одно (реже больше) основное положение.
- Соответствовать фактам, быть проверяемой с помощью существующих методов и приспособленной для большого числа явлений.
- Включать в себя однозначные понятия. В ней не должно быть неуточненных терминов, ценностных суждений.
- Быть логически простой, стилистически правильно оформленной.
Выбор методики
Методологический аппарат научного исследования формируется совокупностью приемов, способов познания. Исследователь должен правильно определить порядок их применения. Выбор зависит от цели исследования, профессионализма самого субъекта познания.
В научных изданиях предлагается множество разных классификаций методов по самым различным основаниям. К основным группам можно отнести:
- Экспериментальные методы, способы обработки эмпирических исследований, построения и проверки теорий, изложения результатов.
- Философские, специальные, общенаучные приемы.
- Методы количественного и качественного исследования.
Эмпирические и теоретические приемы
Эмпирическая научная деятельность направлена непосредственно на объект. Методы, которые используются в ней, основываются на данных, полученных при наблюдении и экспериментах. В ходе эмпирического исследования собирается, накапливается и обрабатывается информация, фиксируются факты, внешние общие признаки изучаемых объектов.
При теоретическом исследовании ключевым направлением является совершенствование понятийного аппарата. В ходе него субъект познания работает с разными концепциями и моделями.
Теоретическое и эмпирическое исследование тесно взаимосвязаны.
Этапы исследования
На начальном этапе деятельности выбирается тема. От того, насколько удачно она выбрана и сформулирована, будет зависеть возможность исследования.
Как правило, тема выбирается из перечня актуальных, но недостаточно изученных вопросов. Между тем исследователь может предложить и свою тему. Обычно проблема выбирается на основании фактического материала, собранного в процессе практической деятельности. Новизна и актуальность темы проверяется посредством всестороннего библиографического поиска.
Работа с источниками
На особенности библиографического поиска обращает внимание А. Ф. Ануфриев. По его мнению, на начальной стадии работы с источниками нужно получить ответы на ряд вопросов:
- Что искать?
- Где искать?
- Как искать?
- Где записывать?
- Как записывать?
Необходимо понимать, что сведения могут быть представлены и в виде библиографических данных (указание на источники, в которых содержится информация), представленных в виде перечня в документе или его части, и в виде содержания непосредственно самой научной информации (в форме монографий, сборников, статей и пр.). В обоих случаях поиск можно проводить посредством просмотра специальных изданий, справочных систем, тематических указателей, каталогов, словарей, рефератов, компьютерных систем и пр.
Составление программы исследования
Несмотря на то, что этот этап обладает ярко выраженным индивидуальным характером, есть несколько принципиальных нюансов, которые нужно учесть.
В программе исследования необходимо отразить:
- Явление, которое исследуется.
- Показатели изучения.
- Используемые критерии исследования.
- Правила применения методов.
При реализации этой программы исследователь получит предварительные теоретические и практические результаты. В них будут содержаться ответы на задачи, решаемые в ходе исследования. Выводы, которые будут получены, должны:
- Быть аргументированными, обобщающими итоги исследовательской деятельности.
- Вытекать из материала, накопленного в ходе практики, являться логическим следствием анализа и обобщения сведений.
При формулировании выводов наиболее распространенными считаются следующие ошибки:
- Своего рода “топтание на месте”. Речь о ситуациях, когда из большого, емкого объема эмпирической информации исследователь делает поверхностные и ограниченные выводы.
- Чрезмерно широкое обобщение. В этом случае на основании незначительного объема информации исследователь делает слишком общие выводы.
Литературное оформление
Этот этап считается заключительным.
Литературное оформление информации тесно связано с доработкой положений, уточнением аргументов, логики и устранением пробелов в мотивировке сформулированных выводов. Особое значение на этом этапе имеет уровень индивидуального развития исследователя, его литературные способности, умение правильно оформлять мысли.
Между тем существует несколько общих, в некоторой степени даже формальных, правил.
В первую очередь, наименование и содержание глав и разделов должно согласовываться с темой исследования, не выходить за ее пределы. Суть глав должна исчерпывающе раскрывать тему, а содержание разделов – в целом главу.
Материал может излагаться в спокойном или полемическом стиле. Но в любом случае выводы должны быть аргументированы.
Важный момент
Обязательным требованием при литературном оформлении научного исследования является соблюдение так называемой авторской скромности. Субъект, осуществляющий научную деятельность, должен учесть и зафиксировать все, что было сделано его предшественниками при работе над изучаемой проблемой. Безусловно, необходимо отметить и собственный вклад в науку. Однако оценивать свои достижения необходимо объективно.
В ходе литературного оформления исследовательских материалов нужно стремиться к корректным формулировкам, конкретизации положений, идей, выводов, рекомендаций. Они должны доступно, полно и точно отражать результаты, полученные в ходе научной деятельности.
Заключение
Научное исследование – сложная, трудоемкая деятельность. Она предполагает наличие углубленных знаний по самым разным предметам. Существуют темы, исследование которых особенно сложно. В ходе них используются специфические приемы, особое оборудование. К примеру, специально создаются космические аппараты для научных исследований других планет Солнечной системы.
Следует, однако, сказать, что любая научная деятельность требует тщательной подготовки. Субъект познания должен правильно поставить цель и сформулировать задачи исследования. На их основании он будет выбирать приемы, методы, средства работы.
Особое внимание необходимо уделить источникам информации. В работе над проблемой целесообразно использовать материалы современных исследователей, поскольку в своих трудах они уже обобщили весь предшествующий опыт.
Не следует забывать и о практическом подтверждении своих доводов. Во всех случаях, когда это возможно, необходимо проводить эксперименты. Их результаты позволят усилить аргументацию и скорректировать дальнейший ход исследовательской работы.
Научный аппарат
курсовых работ
Научный аппарат
исследования составляют: актуальность,
противоречие, проблема исследования,
цель исследования, объект, предмет,
гипотеза, задачи исследования,
методологическая база исследования,
методы исследования, этапы исследования,
научная новизна, практическая значимость
исследования.
Состав научного
аппарата различных форм исследования
Компоненты |
Курсовая |
Выпускная |
Актуальность |
+ |
+ |
Противоречие |
+ (обязательный |
+ |
Проблема |
+ (обязательный |
+ |
Цель |
+ |
+ |
Объект |
+ |
+ |
Предмет |
+ |
+ |
Гипотеза |
– |
+ |
Задачи |
+ |
+ |
Методологическая |
+ |
+ |
Методы исследования |
+ |
+ |
Этапы исследования |
– |
+ |
Научная новизна |
– |
+ |
Практическая |
– |
+ |
Рассмотрим подробнее
каждый элемент научного аппарата.
Актуальность
темы
исследования определяется и описывается
на основании: соответствия ее
государственному и региональному
заказу, т.е. тем идеям и положениям,
которые заложены в законах, указах,
постановлениях и рекомендациях,
разрабатываемых органами власти. Кроме
того актуальность темы исследования
описывается на основании степени ее
разработанности в науке, прежде всего
в отечественной, в т.ч. учеными ВУЗа.
Также, важно проанализировать актуальность
исследования с точки зрения необходимости
ее практического решения. По сути,
актуальность предполагает рассмотрение
следующих вопросов: Почему данную
проблему организации и (или) управления
организацией нужно в настоящее время
решать (изучать)? В чём заключается
значимость выделенной проблемы и
необходимость ее разрешения в настоящее
время?
Противоречие
является
обязательным элементом третьей курсовой
работы. Оно выявляется при анализе
актуальности темы. Любое явление в науке
складывается из неравномерно развивающихся
компонентов. Студент может увидеть
несоответствие между государственным
заказом и научной разработанностью
темы, практической востребованностью
и слабой научной изученностью данной
проблемы и т.д. Любое противоречие
возникает при наличии «сильного» и
«слабого» звеньев. Формулируется оно
с помощью предлога «между». Например,
для темы «Разработка критериев
эффективности деятельности менеджера
по управлению персоналом» противоречие
может звучать следующим образом: «…между
необходимостью в оценке качества
деятельности менеджера по управлению
персоналом и отсутствием критериев
оценки эффективности его труда».
Проблема
исследования – представляет
собой попытку осмыслить одну из сторон
противоречия. В процессе формулировки
проблемы требуются вопросительные
слова «какой», «какая», «какова»,
«сколько», «что», «почему» и др.
Например, в
приведенном выше примере, проблема
исследования звучит следующим образом:
Какие критерии могут быть использованы
для оценки эффективности деятельности
менеджера по персоналу?
Как отмечает В.И.
Загвязинский, «проблема понимается или
как синоним практической задачи или
как нечто неизвестное в науке. В
приведенном выше примере проблема
исследования может звучать следующим
образом: проблема
разработки критериев оценки эффективности
деятельности менеджера по персоналу)
Цель – это
обоснованное представление об общих
конечных или промежуточных результатах
исследования. Цель всегда формулируется
в позитивной форме повествовательного
предложения, обычно с помощью глагольных
форм – «изучить», «разработать»,
«обосновать», «усовершенствовать», и
т.д.
Например, цель
– проанализировать подходы к организации
процесса управления мотивацией персонала
организации.
Цель конкретизируется
в исследовательских задачах. Задачи
– это
«ступени» на пути достижения цели. Они
конкретизируют цель и подразделяют ее
достижение на определенные этапы. Задач
должно быть не более 5-6. Однако обязательно
должно быть выделено три группы задач.
Первая из основных
групп задач – историко-диагностическая
– связана
с изучением истории и современного
состояния проблемы, определением и
уточнением понятий, научных оснований
исследования (например, задача «изучить
теоретические подходы к пониманию
процесса мотивации персонала»). Вторая
группа задач – теоретико-моделирующая
– связана
с раскрытием структуры, функций, сущности
изучаемого явления, факторов и способов
его преобразования (например, задача
«систематизировать
теоретические подходы к изучению
нематериальных факторов – мотиваторов»).
Третья группа задач –
практически-преобразовательная
– связана
с разработкой и использованием методов,
приемов, средств рациональной организации
процесса управления персоналом (например,
задача «разработка
рекомендаций по совершенствованию
системы мотивации персонала»).
Объект – это
фрагмент управленческой реальности,
который будет изучаться студентом. В
качестве объекта может выступить
какая-либо система (например, система
мотивации персонала), процесс (например,
процесс найма персонала) или какой-то
феномен (например, имидж руководителя).
Например, объект
– мотивация персонала.
Предмет – это
часть объекта, которая подлежит
исследованию, определенный аспект
объекта. В качестве предмета исследования
могут выступать: элементы системы,
подсистемы (например,
факторы нематериального стимулирования
персонала), функции,
механизмы, структура и др. Например,
предмет исследования – управление
мотивацией персонала. По
сути, предмет исследования отражается
в теме работы и цели исследования.
Во введении
описываются основные методы,
которыми
пользовался автор для решения поставленных
в работе задач. Очевидно, что методы
должны соответствовать задачам, поэтому
методы носят теоретический
(связаны с анализом, синтезом, моделированием
и абстрагированием), эмпирический
(связаны с
получением практических знаний,
эмпирических данных) характер. В качестве
эмпирических методов исследования
могут использоваться такие методы как:
изучение литературы, беседа, опрос,
наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Теоретические методы, используемые в
ходе работы такие: метод теоретического
анализа и синтеза, абстрагирование и
конкретизация, моделирование, мысленный
эксперимент.
Теоретическая
база исследования – это
подходы, взгляды, концепции конкретных
авторов, которые связаны с предметом
исследования и объясняют его и только
его. Необходимо отметить, что в качестве
теоретической основы исследования
используются концепции, теории, которые
хорошо проверены и доказаны научным
сообществом.
Например,
теоретической основой работы являются
содержательные теории мотивации: теория
иерархии потребностей А. Маслоу, Д.
МакКлелланда, двухфакторная теория Ф.
Герцеберга и ERG-теория
К. Алдерфера.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»
Луи ПаскальНугуманова К.А.,
зам.директора по НМР,
учитель химииКак правильно написать научный аппарат научно – исследовательской работы?
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Дарынды балаларға арналған «Озат» мектеп-интернаты» КММ
КГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области -
2 слайд
Определение объекта
и предмета исследования
Объект исследования
это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию.
Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования
это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.
Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования. -
3 слайд
«Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание»
И. Гете1
Неопределенность истинного значения;2
Направленность на раскрытие данного явления;3
Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4
Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.Основные свойства гипотезы:
-
4 слайд
! Цель соответствует теме исследования.
! Можно поставить целью: выявить…установить… обосновать… уточнить…разработать…исследовать…сравнить….изучить….Краткость
ТочностьРезультативность
-
5 слайд
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
выявление, уточнение, углубление природы, структуры изучаемого объекта
реальное, современное состояние предмета исследования, динамика внутренних противоречий развития
способы преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки
практические аспекты работы, проблема управления исследуемым объектом
1
3
2
4 -
6 слайд
Проявляющая лидерские качества
Способная к саморазвитию
и самообразованию
Способная к самооцениваниюКритически мыслящая
Конкурентоспособная личность
Обладающая разносторонним интеллектом,
высоким уровнем культуры
Готовая к осознанному выбору и освоению
профессиональных образовательных программ
Способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации