Как составить научный опрос

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное – проводится с одним участником;
  • групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Что такое анкетирование в курсовой работе

Анкетирование – это эмпирический метод получения информации о состоянии изучаемого объекта. Анкетирование реализуется при помощи опросных листов – анкет. Как метод получения информации анкетирование актуально для курсовых работ по социально-экономическому и гуманитарному профилю. Во введении к курсовой работе достаточно обозначить анкетирование как метод сбора информации. Обоснование и реализация данного метода должны быть аргументированно описаны в главе, посвящённой эмпирическому исследованию изучаемого предмета.

Зачем нужно анкетирование

Метод анкетирования эффективен при сборе массива информации об общественном мнении по поводу того или иного социального процесса, явления. При сборе информации именно анкетирование позволяет проанализировать динамику социально-экономических процессов.

Как провести анкетирование в курсовой работе

При использовании анкетирования в курсовой работе нужно провести подготовительную работу:

  • сформулировать цель (цель в анкете не совпадает с целью курсовой работе: цель анкетирования более локальна и конкретна);
  • сформулировать мотивационное обращение к респондентам, чтобы побудить их к участию в анкетировании;
  • продумать и сформулировать перечень вопросов.

Вопросы в анкете должны быть сформулированы с учетом ряда следующих требований:

  • вопросы должны быть логично связаны общей тематикой;
  • формулировки должны исключать двусмысленность, некорректность и навязывание вариантов ответов;
  • количество вопросов анкеты должно быть оптимальным (не более 20);
  • по возможности анкета должна быть автоматизирована посредством сервисов онлайн-анкетирования (самый простой Google Forms).

Нужно понимать, что такой инструмент как анкета не является простым списком вопросов по теме. Для использования анкеты как целостного инструмента нужно обращать внимание на построение гипотез и проверку этих гипотез при помощи вопросов.

Анкета обычно состоит из трех блоков:

  1. введения, или преамбулы;
  2. основной части, состоящей из перечня вопросов;
  3. заключительной части.

Структура анкеты

Рисунок 1. Структура анкеты

Общая схема разработки анкеты представлена на рисунке.

Схема разработки анкеты

Рисунок 2. Схема разработки анкеты

Для каждого элемента структуры анкеты есть свои требования.

Во введении указывается цель проведения анкетирования. Важно сформулировать цель таким образом, чтобы для респондента была очевидна важность проводимого исследования. Также во введении нужно разместить общую инструкцию к заполнению анкеты и способам ее возврата исследователю. При наличии сложных вопросов дополнительную инструкцию по работе с ними нужно разместить непосредственно в месте их нахождения.

Пример формулирования вводной части в анкете

Рисунок 3. Пример формулирования вводной части в анкете

В основной части анкеты размещаются упорядоченные по определенным принципам вопросы. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали проблему, которую необходимо изучить в ходе исследования. Для этого используют комбинацию открытых и закрытых вопросов.

Открытые вопросы предполагают свободный ответ респондента с самостоятельным формулированием ответов. Открытые вопросы применяются для выяснения мнений и мотивов респондентов. Закрытые вопросы предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда представленных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к изучаемому объекту.

По закрытым вопросам при обработке можно создавать аналитические таблицы, графики, диаграммы, которые наглядно будут показывать неявные тенденции поведения и выбора респондентов.

Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор обширной качественной информации, закрытые – и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. В одной анкете они должны дополнять друг друга.

Примеры закрытых вопросов

В анкете можно применять разветвленные закрытые вопросы. При положительном ответе на довольно широкий вопрос, снабженный дихотомической шкалой ответов (да, нет), респонденту предлагается перейти к ответу на следующий вопрос, при отрицательном же ответе-на другой вопрос, расположенный несколько ниже. Такой подход к расположению вопросов в анкете делает ее более рациональной, ибо может потребоваться меньшее число альтернатив для отдельных вопросов, но при сохранении возможностей получения ответов от тех респондентов, которые могут предоставить необходимые сведения (которым есть что сказать). При проектировании разветвленных вопросов следует точно указывать алгоритм перехода на отдельные группы вопросов.

Пример дихотомического вопроса

Рисунок 4. Пример дихотомического вопроса

После использования дихотомического вопроса хорошо будет задать вопрос, уточняющий, предлагающий набор альтернативных ответов

Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Рисунок 5. Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных особенностей объектов.

Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

Рисунок 6. Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

В анкете можно использовать ранжирование вариантов ответов по шкалам.

Пример шкальных вопросов

Рисунок 7. Пример шкальных вопросов

В целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Для этого нужно повторить наиболее значимый для исследования вопрос в другой формулировке. Если анкета заполнена с ошибками или в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в заблуждение, то такую анкету следует изымать из дальнейшего анализа.

Порядок размещения вопросов в основной части также должен подчиняться правилам. Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Если вопрос будет сложным для понимания, то возрастет вероятность того, что респондент не закончит работу с анкетой. Таким образом, возврат анкет будет далеко не полным и, возможно, недостаточным для взвешенных, обоснованных выводов.

В заключительной части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Как оформить опрос в курсовой работе

Для курсовой работы важно оформлять определенным образом как саму анкету, так и результаты анкетирования, представленные графическим способом.

Анкету целесообразнее оформить отдельным приложением, с обязательным развернутым описанием методики проведения опроса, расчетом выборочной совокупности. Также в основном тексте должны быть ссылки на приложение с анкетой. Сама анкета должна быть оформлена таким образом, чтобы ее функциональные блоки легко идентифицировались респондентами. Допустимо использовать при оформлении анкеты разные шрифты для разных блоков, обозначать визуально переходы от одного блока к другому.

При оформлении бланка с анкетой важно придерживаться общего правила: поля и интервалы между вопросами внутри анкеты должны быть достаточными, чтобы не затруднять чтение и отметки в них. Стремление сжать вопросник до одной страницы (или до двух, трех и т.д.), сделать его компактным на практике приводит к очень сложной по восприятию форме опросного листа.

Вопросы должны располагаться только на одной стороне листа. Поля должны быть не менее 2,5 см. Альтернативные варианты ответов предпочтительнее размещать по вертикали, а не в строчку. Когда ответы расположены в строчку, респонденты чаще пропускают нужные варианты ответов.

Пример неудачного оформления закрытого вопроса

Рисунок 8. Пример неудачного оформления закрытого вопроса

В основном тексте (как правило, это вторая глава курсовой работы) размещают итоги проведенного опроса и анализ полученных результатов. Итоги опроса сопровождают диаграммами и графиками, иллюстрирующими распределение ответов респондентам по группам. Все графические объекты с результатами анкетирования оформляются как рисунки с соответствующими подписями. В оформлении диаграмм допустимо использовать цвет. Все графические объекты должны быть одного размера и в одной стилевой и цветовой гамме.

Выбор вида графических объектов при оформлении результатов анкетирования

Если вопросы предлагают два варианта ответов (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Пример диаграммы

Рисунок 9. Пример диаграммы

Пример линейной гистограммы

Рисунок 10. Пример линейной гистограммы

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм.

Столбчатая диаграмма

Рисунок 11. Столбчатая диаграмма

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

Пример сложной гистограммы

Рисунок 12. Пример сложной гистограммы

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы. Для систематизации ответов выделяются категории ключевых слов, тогда ответы на открытые вопросы также можно визуализировать с помощью графических инструментов.

Где располагаются итоги анкетирования

Анализ и графические объекты с итогами анкетирования располагаются во второй главе. Если диаграммы и графики представляют собой масштабные объекты с большим количеством элементов, то их выносят в приложения.

Типичные ошибки при оформлении анкетирования

1. Отсутствие выраженной структуры в анкете.

Если отдельные элементы не оформлены графически отличающимся шрифтом (или другими способами) то респондент может не обратить внимания на отдельные инструкции, вопросы или особенности возврата анкеты. Все это может привести к потере информации или ее искажению.

2. Отсутствие необходимых элементов в анкете.

Если в анкете отсутствует введение, то у респондентов может не хватить личной мотивации заполнить анкету до конца.

3. Использование вопросов одного типа: только открытых или только закрытых.

Однотипные вопросы существенно снижают качество анкеты и затрудняют анализ полученных ответов.

5. Отсутствие выделенных мест для ответов респондентов.

Даже при наличии хорошо структурированных вопросов иногда исследователь забывает предусмотреть место для написания респондентом ответа на открытый вопрос. В этом случае информация теряется.

6. Неполный перечень ответов на закрытый вопрос.

Если не предусмотреть все варианты типичных ответов на вопрос, может сложиться ситуация невозможного выбора: когда нужного ответа нет и не предусмотрено добавление своего варианта ответа.

Избежать этой ошибки можно, добавив вариант «Другое» в перечень ответов.

Пример смешанного вопроса

Рисунок 13. Пример смешанного вопроса

Примеры анкет в курсовой работе

Если студенту в работе над анкетированием помогают, то важно давать правильные инструкции по особенностям работы с анкетой. Например, на рисунке 14 представлен образец опросного листа для анкетирования с инструкцией. Это пример опросного листа для очного анкетирования.

Пример анкеты с инструкцией для распространителя

Рисунок 14. Пример анкеты с инструкцией для распространителя

На рисунке 15 представлен пример анкеты для курсовой по товароведению. В данном опросном листе не очень удачно выбран формат маркеров для ответов на закрытые вопросы. Проставленные знаки ответов респондентов могут сливаться с данным видом маркеров. Также мало места оставлено на листе для ответов. такую анкету не удобно заполнять и впоследствии обрабатывать.

Пример анкеты для курсовой по товароведению

Рисунок 15. Пример анкеты для курсовой по товароведению

Ответы на вопросы

Сколько вопросов должно быть в анкете?

Оптимальное количество вопросов для анкеты – 20, из них 5 должно быть биографических (о поле, возрасте, социальном положении респондентов).

Нужно ли оформлять в приложения заполненные бланки анкет?

Заполненные бланки оформляются отдельным приложением. Их наличие свидетельствует о том, что анкетирование действительно проводилось. Если Анкетирование проводилось в автоматизированном формате с использованием специальных сервисов, то необходимо оформить ссылку на онлайн-анкету.

Обязательно ли оформлять диаграммы и графики?

Графически оформить результаты очень важно, это наглядно покажет выявленные зависимости внутри исследуемого объекта.

Один из способов собрать материал для собственного исследования — это провести опрос или исследовательское интервью. Но не всегда получается сделать это с первого раза, так как могут быть сложности с составлением вопросов: непонятно, какие именно вопросы задать, чтобы извлечь из респондентов именно ту информацию, которая необходима для исследования.

Есть смежная область, где также задают вопросы респондентам — опросы населения. Перед Вами выжимка из трёх книг, посвящённых тому, как проводить массовые опросы:

  • «Исследовательское интервью» С. Квале;
  • «Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях» С. Садмен, Н. Брэдбери, Н. Шварц;
  • «Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований» С. Садмен, Н. Брэдбери.

Материал будет полезен тем, кто собирает примеры для собственных исследований с помощью опросов и интервью.

Благодарю:

  • И. Л. Викентьева за предложенную тему реферата;
  • Коллег с проект VIKENT.RU за вычитку материала и внесение дополнений.

Часть I. Какие ошибки можно допустить при составлении вопросов для исследовательского интервью?

Ошибка № 1. Помещать в вопрос оценочные суждения.

Отличительная черта оценочных суждений — в них выражается эмоция или личное мнение. Они построены на субъективной точке зрения. Что же будет, если вопрос будет содержать оценочное суждение? Такая формулировка вопроса негативно влияет на беспристрастность ответа. Отвечая на Ваш вопрос, респонденты могут невольно склоняться к точке зрения автора вопроса. Рассмотрим пример явно предвзятого опросника, где авторы были заинтересованы получить одобрение их позиции.

«Считаете ли Вы, что в руках профсоюзных лидеров сконцентрировано слишком много власти?

Выступаете ли Вы за то, чтобы для сохранения мест профсоюзных лидеров в правительстве принуждать государственных, окружных и муниципальных служащих платить профсоюзные взносы?

Выступаете ли Вы за то, чтобы разрешить профсоюзным боссам своей властью прекращать все работы на строительной площадке из-за спора с одним из подрядчиков, тем самым принуждая большее число рабочих подчиниться требованиям профсоюзов?

Хотите ли Вы, чтобы руководство профсоюзов действительно решало, сколько муниципальных служащих Вы, налогоплательщик, должны финансировать?

Следует ли принуждать всех строительных рабочих к вступлению в профсоюзы путем открытого пикетирования, взвинчивая тем самым цены на строительство Ваших школ, больниц и домов?

Будете ли Вы голосовать за того, кто принудил государственных служащих вступить в профсоюз под угрозой увольнения?

Даже неискушенный читатель видит, что опросный лист перегружен оценочными выражениями: „принуждать“, „профсоюзные боссы“, „подчиняться“ и т.д. Очевидно, что группа лоббирования заинтересована не в беспристрастном анкетировании, а в одобрении тех, кто поддерживает её позицию. Кроме того, вопросник сопровождается просьбой о внесении взноса на возмещение расходов по проведению опроса и публикации его результатов. Опросы такого типа проводятся скорее для сбора денежных средств, чем для получения объективной информации. Американская ассоциация по исследованию общественного мнения квалифицировала их как не заслуживающие доверия и неэтичные. Тем не менее подобные опросы не запрещены».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 16-17

Также ошибкой будет задать оценку с помощью интонации — как-то эмоционально выделить слово или сформулировать вопрос с определённой эмоцией. Зачастую такие ошибки допускаются специально, т.е. являются манипуляцией, например, когда интервьюер ставит перед собой задачу спровоцировать гостя или получить желаемый ответ.

Но даже если у Вас нет такой цели, стоит проверить, нет ли в Ваших вопросах предвзятости и оценочных суждений.

Ошибка № 2. Задавать широкие вопросы, которые респонденты могут истолковать двусмысленно.

Часто бывает так, что только во время интервью приходит понимание, что респондент понял вопрос не совсем так, как планировалось. Так может происходить, если вопрос содержит размытое понятие, которое до конца не определено. Например, временной промежуток «обычно». Какие последствия это вызывает? Респондент будут искажать смысл вопросов в соответствии со своим опытом, знаниями, положением или с тем, как они поняли вопрос.

«В книге Белсона приводятся данные о распространенном недопонимании респондентами вопросов и отдельных слов, например, „обычно“, „иметь“, „рабочий день“, „дети“, „молодежь“, „в общем“, „регулярно“ и „пропорция“. Автор выдвигает гипотезу, что респонденты интерпретируют широкие понятия и концепции уже, чем планировал исследователь. Он также полагает, что респонденты искажают смысл вопросов в соответствии с собственным положением или опытом. Никто не может быть уверен, что все респонденты поймут все вопросы так, как они были составлены. Однако использование конкретных вопросов поможет снизить различия в интерпретации. Белсон подчеркивает, что при использовании общих вопросов необходимо проверить, как респонденты понимают их значение».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 54

Другой пример: представим, что Вы проводите опрос на тему мифов у школьников. Вас интересует именно мифы, которые транслировались от учителей и одноклассников, но чётко в вопросе Вы это не указали, а, например, написали просто «мифы в школьные годы». Некоторые респонденты попытаются вспомнить мифы не только из школы, а в принципе любые мифы, с которыми они сталкивались, когда были школьниками.

Конечно, всегда можно уточнить вопрос во время интервью, но это отнимет время у Вас и у респондента, который готовился и вспоминал примеры именно к тому вопросу, который Вы составили изначально.

Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться, задавая широкие вопросы — контекстуальные эффекты. Это значит, что респондент будет искать контекст для вопроса, чтобы его конкретизировать. Например, использовать в ответе на следующие вопросы ту информацию, которую он вспомнил, отвечая на предыдущие вопросы. Или если в вопросе не задан контекст, отвечающий может его додумать, опираясь на предыдущие вопросы.

«Из этого следует, что респонденты сознательно ищут контекст неясного для них вопроса. Чтобы понять его, они могут снова вернуться к вопросу, ответ на который вначале казался вполне обдуманным. Как часто во время заполнения анкеты происходит такой возврат, неизвестно. Мы предполагаем, что это происходит чаще тогда, когда респонденту попадается непонятный вопрос, а следующие за ним могут прояснить его значение.

Контекст может оказывать влияние на интерпретацию вопроса, даже если последний лексически однозначен. Приведем два примера. Н. Шварц, Ф. Стрэк и Г. Маи спрашивали респондентов об их удовлетворенности жизнью, что не вызывало каких-либо проблем в восприятии вопроса [Schwarz, Strack, Mai, 1991]. В одном случае перед этим был поставлен вопрос об удовлетворенности браком, и оба предварялись введением: „Нам хотелось бы спросить вас о двух аспектах вашей жизни, которые обычно связывают с благополучием“. В этом случае респонденты интерпретировали вопрос об удовлетворенности жизнью, как если бы он был сформулирован следующим образом: „Оставляя в стороне все, что вы уже рассказали нам, насколько вы удовлетворены другими аспектами вашей жизни?“. Такое смещение в понимании вопроса свидетельствует о влиянии „соглашения об известном и новом“ [Haviland, Clark, 1974], которое „предписывает“ сообщать новую для интервьюера информацию, а не повторять уже сказанное» [с. 78-79].

«… информация, которая остается в памяти после ответа на предшествующие вопросы, может быть использована при формировании последующих суждений. В результате контекстуальные эффекты возникают на стадии вынесения суждений. Зачастую вспомнившаяся информация задает направление ответов на последующие вопросы» [с. 92].

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 304

Чтобы снять контекстуальные эффекты, можно использовать следующие решения:

  • Сделать вопрос более конкретным, далее будут описаны приёмы, как именно это можно сделать;
  • Отсечь контекст предыдущих вопросов, отделив темы вопросов друг от друга:«До этого мы поговорили про тему X… Теперь хотелось бы перейти к следующей теме Y».

Ещё один простой пример из повседневной жизни. Представьте, компания хочет узнать, насколько Клиенты удовлетворены обслуживанием. Если будет сформулирован широкий вопрос «Вам понравилось работать с нами?», скорее всего, никаких ценных данных не удастся извлечь.

Ошибка № 3. Поместить в вопрос сложный термин и не проверить, как его понял респондент.

Может сложиться такая ситуация, что отвечающий имеет туманное представление о каком-либо термине / понятии в вопросе или вообще не знает, что он значит. Соответственно, если респондент отвечает на вопрос, который он не понимает, ответы будут бесполезными — скорее всего, он не сможет привести необходимые примеры, и будет непонятно, что именно он имел в виду.

Рассмотрим пример, в котором говорится о политических терминах, но и на другие исследования этот принцип также переносим.

«Анализируя значения распространенных политических понятий, Д. Фи обнаружил по крайней мере девять разных значений выражения „энергетический кризис“. Аналогичным образом выражение „влиятельное правительство“ (big government) приводит, как минимум, к четырем разным толкованиям. Одно имеет отношение к благосостоянию и растратам, другое — к большому бизнесу и правительству для богатых, следующее — к федеральному контролю и ущемлению прав отдельных штатов и последнее — к бюрократии и отсутствию демократических процессов. Стоит ли говорить, что практически невозможно проинтерпретировать ответы на вопрос о „влиятельном правительстве“, не зная, что имел в виду респондент!»

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 73

Поэтому перед тем, как выслушать ответ респондента, рекомендуется проверить, как он понял вопрос. Для этого можно попросить его пересказать вопрос своими словами. И, конечно, сам интервьюер должен понимать, что именно он хочет узнать, чтобы он смог объяснить вопрос отвечающему. Если же интервьюер сам не понимает, что хочет узнать, то бесполезно спрашивать респондента о его понимании вопроса.

«Поэтому серьезное предварительное тестирование полезно и для тех вопросов, которые использовались ранее, особенно когда они адаптированы к новой выборке. Так, при предварительном тестировании группы подростков интервьюер из НЦИОМ попросил интерпретировать высказывание: „Лучше не пытаться планировать появление детей, а принимать их, когда они появляются“. Один респондент объяснил смысл высказывания следующим образом: „Конечно, детей принимают, когда они появляются, нельзя же оставить их в больнице“.

Нечеткое понимание смысла вопроса нередко связано с объектами установок, которые часто обсуждаются средствами массовой информации: „социальное обеспечение“, „большой бизнес“, „гражданские права“, „прибыль“. Например, в одном из исследований Пейн [65] установил, что больше трети населения не знала, что означает слово „прибыль“. Большинство понимали под прибылью нечто, совершенно отличное от того, о чем говорится в финансовых отчетах компаний. […]

Короче говоря, фиксируется неоднозначность интерпретаций. Предварительное тестирование и эксперименты с формулировками могут снизить неопределенность в понимании респондентами вопроса. Но добиться этого можно лишь в том случае, если вы четко представляете, что пытаетесь выяснить. И если вы этого не знаете, никакой респондент не сможет вам помочь».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 129

Чтобы избежать ошибок или недопониманий, сложные термины можно либо пояснить в самом вопросе, либо заменить на более простые слова, понятные каждому респонденту.

Ошибка № 4. Задавать вопросы с иллюзией выбора или двусмысленные вопросы, которые не приведут к честному ответу от респондента.

Иллюзия выбора — это одна из техник манипуляции, соответственно, такие вопросы будут ловушками для респондента.

Ошибкой, во-первых, будет включать в вопрос альтернативы, одна из которых очевидно предпочтительнее. Представим, что мы хотим проверить, какой процент Зрителей интервью может реально оценить уровень вопросов на популярных интервью. Задавать вопрос «Вы обычно смотрите развивающий контент или слабые интервью, где задают попсовые вопросы?» будет ошибкой, так как, скорее всего, небольшое количество людей честно признаются, что потребляют информацию, которая не способствует их развитию.

Во-вторых, не стоит задавать вопросы, которые содержат два разнородных предмета обсуждения / альтернативы. Пример: «Вы выбрали научиться задавать развивающие вопросы или продолжать смотреть интервью Дудя и деградировать?» Тоже ошибочный вопрос, так как может быть, человек понимает, что такое неразвивающий вопрос, но он не хочет учиться задавать вопросы. Либо же он смотрит интервью не Дудя, а другого попсового интервьюера. В общем, две части вопроса явно нельзя сравнивать, так как они не равнозначны.

«При разработке анкеты исследователь должен избегать „двуствольных“ вопросов, т. е. вопросов, содержащих два разнородных предмета обсуждения. В таких случаях респондент вынужден отвечать сразу на два вопроса, даже если его мнения по ним расходятся. Любой будет обескуражен вопросом типа: „На предстоящих президентских выборах Вы поддержите сенатора Пейса и мир или губернатора Гуэрра и войну?“. Не столь вызывающим примером может служить следующий вопрос: „Вы одобряете строительство большего числа ядерных электростанций, чтобы обеспечить рост потребностей страны, или Вы против строительства новых ядерных электростанций, хотя это снизит прирост производства электроэнергии?“. В этом вопросе объединены два разных объекта установок — ядерные электростанции и производство электроэнергии, причем он поставлен так, будто нет иного способа увеличить производство электроэнергии, кроме строительства ядерных электростанций.

Этот вопрос построен так, что одна альтернатива заведомо вызывает одобрение большей части респондентов, чем другая. Мнения по поводу строительства новых ядерных электростанций разделятся поровну, и в то же время увеличение производства электроэнергии могут поддержать 90% опрошенных. Поэтому очевидно, что преимущественную поддержку получит строительство ядерных электростанций. Та часть вопроса, по которой у респондентов сложились более устойчивые представления, будет привлекать их особое внимание, что может привести к полному игнорированию другой части. Запомните: чтобы правильно оценить мнение респондентов по интересующей вас проблеме, не включайте два разнородных объекта установок в один вопрос».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 139-140

«Наконец, лучше избегать включения в списки ответов суждений или персон, которые получают максимальные позитивные или негативные оценки, что влияет на следующие за ними суждения. Так, если включить в список политических персонажей Адольфа Гитлера или мать Терезу, их позиция в списке будет сильно влиять на оценку действующего президента или премьер-министра».

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 169

Ошибка № 5. Задавать вопросы о стереотипах в лоб.

Например, будет ошибкой напрямую спрашивать, есть ли у респондентов какие-то установки, подвержены ли они каким-то стереотипам или мифам и т.п. Потому что человек может не осознавать, что он следует стереотипу. Если напрямую спросить: «Вы подвержены стереотипу X?», скорее всего, человек ответит отрицательно.

«Наш вывод из этих предположений заключается не в том, что публикации, посвященные вопросам силы или доступности установок, содержат принципиальные ошибки. В данный момент у нас нет надежных данных, подтверждающих выдвинутые гипотезы. Мы лишь отмечаем, что если в модель конструирования установок ввести несколько дополнительных ограничений, то существующие данные не будут ей противоречить. Это означает, что, если речь заходит об измерении установок в массовых опросах, бессмысленно спрашивать людей о том, есть ли они у них».

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 137

Другой пример из исследования А. А. Каримова: «Было ошибкой спрашивать:

  • Как Вам мешает окружение?
  • Как Вы полезно взаимодействуйте с окружением?

Это очень абстрактно и, насколько помню, люди сходу не отвечали, всегда нужно было конкретизировать, детализировать вопросы и приводить примеры».

Чтобы выявить какой-то стереотип или установку, задающую поведение человека, зачастую необходима цепочка вопросов. Пример цепочки вопросов в исследовании А. Н. Мещеряковой, посвящённому стереотипам родителей об успехе:

  • Что такое для Вас успех? По каким критериям Вы бы его определили?
  • Приведите пример успешной личности.
  • Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок стал успешным?
  • Как Вы считаете, что для этого нужно делать?
  • Что Вы делаете для этого, какие шаги совершаете?

Источник: Стереотипы родителей об успехе или сбитые творческие ориентиры для детей // YouTube. POZNYAKOVA FORUM. 4 августа 2022. URL: https://youtu.be/1qDU8gDVo3A (Дата обращения: 23.03.2023)

Здесь ключевое не только формулировки вопросов, но и их последовательность: сначала родитель определяет, по каким критериям он выделяет успешность личности и что нужно делать, чтобы ребёнок стал успешным, а потом уже говорит, следует ли он сам этим шагам. Также не спрашивается напрямую: «Считаете ли Вы главным критерием оценки эталона популярность?» Иначе большинство бы ответили, что нет. Однако как раз такой вывод следовал после опроса родителей.

Продолжение — Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 1/3 — выйдет 27 апреля 2023 года.

Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Дополнительные материалы для увеличения возможностей читателей

Полезные материалы по задаванию вопросов и проведению интервью:

  • Доклад Т. В. Кыркаловой «15 приёмов: как задать сильный вопрос»: https://youtu.be/9cJRQ3U1tUc
  • Доклад Т. В. Кыркаловой «Этический Кодекс при интервью Эксперта»: https://youtu.be/GwphH3pZv30
  • Доклад Д. А. Матвеева «Как правильно задать вопрос Эксперту»: https://youtu.be/NRk1dRTMAK0
  • Доклад С. А. Резникова «Извлечение профессиональных знаний из Экспертов» https://youtu.be/x1J8gAXWGuc
  • Доклад Ю. В. Максимкиной «Развитие мышления: как задавать сильные вопросы» https://youtu.be/QQCNUtVi2ss
  • Доклад И. М. Лебедева «Опыт проведения «табличных интервью» с Экспертами для выявления их знаний https://youtu.be/l8qKH4WrCcw

Новые исследовательские темы

  • Как проиллюстрировать вопрос? Приёмы введения визуальной информации
  • Как выбирать респондентов для опроса: по каким признакам выбрать качественного интервьюируемого ДО интервью?
  • Варианты подсказок в исследовательских интервью
  • Цепочки / последовательности вопросов на исследовательских интервью под разные задачи

Автор реферата приглашает к разработке новых исследовательских тем под личным руководством. Если Вас заинтересовала какая-либо тема, Вы можете написать мне в личные сообщения: https://vk.com/tkyrkalova

Анкетирование как метод исследования

Содержание:

  • Что такое анкетирование

    • Что дает такой способ исследования
  • Основные задачи
  • Разновидности
  • Формы анкетирования
  • Как составлять анкету, план

    • Типы вопросов в анкете
    • Какие вопросы нельзя использовать
  • Примеры методики анкетирования в современных условиях

В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.

Что такое анкетирование

Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

Что дает такой способ исследования

Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

  • возможность проведения действительно массовых исследований;
  • оперативность в получении результатов;
  • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
  • беспристрастность к личности опрашиваемого;
  • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
  • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос. 

Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных. 

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Разновидности

По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

  • индивидуальные;
  • групповые. 

Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

По полноте охвата анкетирование может быть:

  • сплошное;
  • выборочное. 

Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

Формы анкетирования

По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

  • очным;
  • заочным.

Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

К заочным типам анкетирования относятся:

  • компьютерное;
  • телефонное;
  • почтовое;
  • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

Как составлять анкету, план

Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

  • вводной;
  • «паспортной»;
  • основной.

Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.

Простые правила составления анкеты:

  1. Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
  2. Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
  3. В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.

Типы вопросов в анкете

По содержанию вопросы в анкете бывают:

  • о событиях;
  • об оценках этих событий.

По функциям вопросы делятся на:

  1. Основные, ради которых и проводится исследование.
  2. Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
  3. Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
  4. Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
  5. Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.

В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:

  1. Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
  2. Вопросы с выбором ответа.
  3. Дихотомические (да, нет).
  4. Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
  5. Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
  6. Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).

По форме вопросы могут быть:

  • прямыми;
  • косвенными.

Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.

Какие вопросы нельзя использовать

Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:

  1. Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
  2. Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
  3. Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.

Примеры методики анкетирования в современных условиях

Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.

Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала. 

Составили подробную инструкцию по составлению опросов, после прочтения которой кто мечтает хоть в раз в жизни отправить друзьям массовое сообщение с текстом: «Помоги, пожалуйста, заполни анкету для курсовой!»

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 1. Определение типа опроса и респондентов

Подготовка опроса — этап, определяющий качество исследования, помогающий избежать ошибок в будущем. Опросы бывают почтовые, онлайн, квартирные, телефонные и раздаточные. Сегодня наибольшей популярностью пользуется анкетирование с применением информационных технологий, однако в зависимости от вашего исследовательского вопроса вам могут понадобиться и другие типы.

Второй критерий деления — это количество и качество респондентов. Опросы могут быть массовыми и экспертными. У них разный жизненный срок — мнение большого количества людей чаще меняется.

Шаг 2. Определение выборки

Выборка — процесс определения единиц анализа, часть генеральной совокупности, то есть всего массива единиц данных, которые относятся к проблеме исследования. Соответственно, выборочная совокупность — сумма всех единиц анализа, которые предстоит включить в исследование.

Объем выборки определяется тематикой и методологией исследования. Выборка бывает двух типов: вероятностная и целенаправленная, которые в свою очередь делятся на несколько подвидов:

  • Случайная выборка — вероятностная, когда у всех единиц генеральной совокупности есть одинаковая возможность попасть в выборочную. Случайная выборка может быть повторной и бесповторной, в зависимости от того, может ли респондент попасть в выборку больше одного раза.
  • Механическая выборка — тоже вероятностная. Все единицы генеральной совокупности записываются в один список, а выборочная определяется через равные интервалы.
  • Стихийная выборка является целенаправленной. Полезна в том случае, если вы не знаете весь свой массив данных. Поэтому респонденты, которым вы отправляете анкету, советуют вам свои контакты. Этот метод называется «снежный ком».
  • Еще один из методов — квотный. Его плюс в том, что он очень точен. Выборка выделяется на основе квот — различных признаков респондентов: пол, возраст, занятость.
Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 3. Создание вопросов

Чтобы получить максимально объективные данные необходимо строго соблюдать структуру опроса. Среди других факторов еще можно выделить качество выборочной совокупности и интервьюера/исследователя.

Чтобы данные были максимально точными, можно применить несколько техник:

  • сопоставить данные с уже полученными до этого достоверными данными,
  • сравнить результаты одних респондентов с другими, если речь идет об описании одного события;
  • сравнить результаты своего исследования с другими,
  • вставлять в свою анкету проверочные вопросы для респондентов.

Также не стоит спрашивать у респондента о событиях, которые произошли более 5 лет назад: воспоминания стираются или становятся неточными. События вспоминаются легче, чем эмоции: негативное забывается быстрее, чем положительное. Эти особенности человеческого сознания влияют на ответы.

Анкета не должна быть длинной и скучной: вы сами вряд ли захотите заполнять опрос, в котором 50–100 вопросов. Чем конкретнее и четче вопросы, тем точнее на них ответят респонденты, не имея возможности отвечать абстрактно и уходить от ответа. Если вам все-таки необходимо задать общий вопрос, используйте «метод воронки» — составьте анкету с вопросами от частных к общим. В противном случае используйте блочную систему — разделите анкету тематически.

Больше правил составления анкет:

  • Если можете найти ответ в интернет — не включайте вопрос в анкету. То есть если вы можете узнать информацию без помощи респондента, не стоит тратить на это вопрос.
  • Нельзя использовать двойное отрицание: «Не думаете ли вы…»
  • Вопросы лучше формулировать обезличено.
  • Если предполагается ответ «да» или «нет», то вопрос не может начинаться с «нравится ли вам». Не должны использоваться любые формулировки, склоняющие респондента на одну или другую сторону.
  • Если вы используете вопрос со шкалой, обязательно включите нейтральную позицию, а также «затрудняюсь ответить».
  • Вопросы и предлагаемые варианты ответа должны быть логически связаны. Ответы тоже должны быть построены по единому критерию. Например, если у вас вопрос «Какие инициативы студенческого совета вас заинтересовали?», нельзя предлагать такие варианты ответа, как «работа столовых», «ПГАС», «жираф», «четыре».
  • В вопросах, где можно отметить несколько вариантов ответа, соответствующая пояснительная информация должна быть указана.
  • Вопрос не должен требовать от респондента особых знаний.
  • Текст анкеты должен быть понятен тому, кто на нее отвечает, а также не быть оскорбительным.
  • Необходимо составлять вопросы так, чтобы респондент не отвечал определенными образом, думая, что вы от него этого хотите.
Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Анкета всегда состоит из трех частей: вводной, основной и паспортички.

  • Вводная часть — описание исследовательского проекта, благодарность за прохождение, упоминание анонимности опроса и другие важные данные.
  • В основной части — вопросы анкеты.
  • Паспортичка — вопросы о социальных и демографических данных респондента.

Вопросы могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми.

  • Закрытые — с перечнем вариантов ответа.
  • Открытые — когда респондент имеет возможность ответить на вопрос в свободной форме.
  • Полузакрытый вопрос имеет вариант ответа «другое» с возможностью ответить подробнее.

Есть и другое деление: содержательные вопросы и функциональные.

  • Содержательные — это те вопросы, которые направлены на получение конкретной информации.
  • В то время как функциональные — это вводные вопросы для установления коммуникации с респондентом, фильтрующие вопросы и вопросы-ловушки, которые позволяют увеличить качество полученной информации.

Существует несколько техник составления анкеты:

  • Прямая воронка. Расположение вопросов от общих к частным. Полезен, так как нет необходимости задавать наводящие вопросы.
  • Обратная воронка. Позволяет получить информацию от незаинтересованных людей.
  • Проблема — решение. Подходит для опросов о конфликтах и сложных ситуациях. Вопросы располагаются в порядке от описания проблемы к ее решению.
  • Воронка Гэллапа. Вопросы располагаются от изучения осведомленности о проблеме у респондента к причинам его взглядов.

Для получения некоторых типов информации можно использовать нестандартные вопросы: ассоциации, рисуночные тесты и так далее.

Еще один пункт, которому необходимо уделить внимание — это шкалы. Они позволяют определить силу мнения респондента. Шкалы бывают:

  • Номинальные — порядок наименований, качественных данных, мнений и т.д.
  • Порядковые — шкала со строгим порядком от наиболее значимого к менее значимому явлению, или наоборот. К таким шкалам можно отнести баллы и оценки.
  • Интервальные — шкалы с промежутками между значениями, равными или неравными.

Шкалы влияют на качество ответа респондента. Они должны быть полными, с чувствительной градацией.

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 4. Распространение

Распространение опросов зависит от его типа. Если это личный опрос-интервью, то необходимо заранее договориться о его проведении. Массовое анкетирование чаще всего проводится в одной аудитории на работе или учебе, но тогда оно не должно занимать по времени больше 30 минут. Почтовые опросы позволяют получить мнение в труднодоступных регионах, однако сам метод несколько устарел. Мы часто становимся участниками уличных опросов, однако такие включают в себя много статистических погрешностей. Телефонные опросы — еще один вид, они должны включать в себя много вводных вопросов, чтобы респондент чувствовал себя комфортно. И, наконец, есть интернет опросы — один из современных видов и наиболее точных, так как респондент имеет возможность корректировать ответы, возвращаясь к предыдущим вопросам. Возможность «репоста» также облегчает применение метода «снежного кома», однако есть возможность искажения выборки за счет особенностей социальных сетей.

Как мы видим, у всех техник есть свои плюсы и минусы. Выбор остается за исследователем — для каждой темы есть свой подходящий метод.

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 5. Обработка данных

Обработка данных — следующий важный шаг для анализа полученной информации.

Существует два варианта статистического анализа: дескриптивный, когда мы анализируем исключительно выборочную совокупность, и индуктивный, когда по результатам анализа выборки делаем выводы про всю генеральную совокупность.

Перед тем, как производить анализ, необходимо проверить анкеты на достоверность: полноту информации, заполненность всех ответов. Анкеты, в которых не заполнены вопросы паспортички или 10% основной части — убираются из массива. В зависимости от количества брака проводится дополнительный этап опроса. После этого можно приступать к обработке. Элементарную обработку данных можно провести в Excel, более качественную — в SPSS или R.

Первый этап — группировка информации по определенному признаку. Это можно сделать с помощью матриц, таблиц корреляции.

Следующий — описательная статистика: выделение средних значений и построение диаграмм, графиков.

Последний этап — это выявление скрытой информации. Ее можно получить с помощью более комплексных методов анализа: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование и другие методы оценки наличия и плотности связей между переменными.

Литература:

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования

Боришполец К.П. Методы политических исследований

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование

Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование

Савельев В. Статистика и котики

А. О. Крыштановский. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS

Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях

Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента

Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках : современные методы (учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений)

Прокачиваем курсовую,

Ваша The Вышка

Автор: София Фремер

Добавить комментарий