Голосование за лучший ответ
дима малахов
Мудрец
(16185)
6 лет назад
С помощью БУМАГИ И КАРАНДАША!!!!
Можно и шариковой ручкой
Зика
Ученик
(168)
6 лет назад
сам решаййййййййййййййй пробуй
Виктор ТаракановскийУченик (111)
6 лет назад
вот я и не могу составить его. его еще надо перед публикой показать как это сделать.
Невербальное речевое воздействие —
это воздействие, осуществляемое
сопровождающими речь несловесными
сигналами (жесты, мимика, сигналы
внешности и поведения говорящего,
расстояния до собеседника и др.).
Невербальное общение — такое же средство
передачи информации от человека к
человеку, как и вербальное (словесное),
только невербальная коммуникация
пользуется другими средствами.
Невербальные средства общения
сопровождают, дополняют речь, а в
некоторых случаях и заменяют ее (в таких
случаях говорят — «понятно без слов»).
Как поется в одной старой песне: «Он
спросил меня, люблю я или нет, только
взглядом я дала ему ответ».
Невербальные сигналы выполняют следующие
функции:
-
передают информацию собеседнику;
-
воздействуют на собеседника;
-
воздействуют на говорящего
(самовоздействие).
Во всех этих трех функциях невербальные
сигналы могут использоваться говорящим
сознательно или бессознательно.
Соотношение
вербальных и невербальных сигналов в
общении
В процессе общения в целом вербальные
и невербальные факторы речевого
воздействия самым тесным образом
взаимосвязаны, однако есть и определенная
асимметрия в их роли на разных этапах
акта коммуникации.
Так, по мнению большинства лингвистов,
невербальные факторы коммуникации
играют наиболее важное значение на
этапе знакомства людей друг с другом,
на этапе первого впечатления и в процессе
осуществления категоризации (то есть
отнесения собеседника к какой-либо
категории людей —умный, хитрый,
искренний и т.д.).
По данным Е.А. Петровой, при знакомстве
в первые 12 секунд общения 92% получаемой
собеседниками информации невербально.
По ее же данным, основная информация о
взаимоотношениях людей передается
собеседниками друг другу в первые
20 минут общения.
Количество невербальных
сигналов очень велико. Существует около
1000 невербальных сигналов (А.Пиз). Некоторые
ученые полагают, что это число достигает
3-5 тысяч, причем у отдельных сигналов
есть несколько вариантов, около 1000
поз (Brosnahan,
с.40), около 20 тыс. выражений
лица (Brosnahan,
c.l
1). Их роль в процессе
общения тоже очень велика. А.Пиз приводит
мнения американских специалистов о
соотношении вербальной и невербальной
информации в общении: проф. А.Мейербиан
отводит словесной информации 7%, интонации
— 38% и невербальным сигналам —55%; проф.
Р.Бердвиссл отводит 35% словесным факторам
и 65% несловесным. Сам А.Пиз отмечает, что
словесный канал используется людьми в
основном для передачи информации о
внешнем мире, внешних событиях- то есть
предметной информации, а невербальный
канал — для обсуждения межличностных
отношений.
Женщины лучше, чем мужчины, распознают
невербальные сигналы, особенно развита
эта способность у тех, кто воспитывает
маленьких детей.
А.Пиз отмечает также (с.23), что невербальный
сигнал несет примерно в пять раз
больше информации, чем вербальный.
Конгруэнтность — соответствие смысла
вербальных и сопровождай:: щих их
невербальных сигналов, неконгруэнтность
— противоречие между ними. Установлено,
что в условиях неконгруэнтности, если
смысл невербального сигнала
противоречит смыслу вербального сигнала,
люди склонны верить невербальной
информации. Так, если человек рубит
воздух кулаком и горячо говорит, что он
за сотрудничество, за то, чтобы найти
общее согласие, то публика наверняка
ему не поверит из за агрессивного жеста,
противоречащего содержанию вербальной
информации
Невербальные сигналы многозначны, как
и слова. К примеру, невербальный
сигнал «кивок головой» в зависимости
от контекста употребления может означать
согласие, внимание, узнавание, приветствие,
признательность, благодарность,
разрешение, побуждение и т.д.
По наблюдениям Е.А.Петровой, при
официальном общении жесты приближаются
к национально-культурным нормам, при
неформальном общении проявляется
их индивидуальность (с.21). Невербальная
коммуникация наиболее активна у
человека в детском и молодом возрасте,
с увеличением возраста носителя
языка она постепенно ослабевает.
Виды
невербальных сигналов
Невербальные средства
общения состоят из невербальных
сигналов. Невербальные
сигналы — это несловесные, неязыковые
явления, которые несут информацию в
процессе общения.
Выделяют следующие виды невербальных
сигналов:
-
Сигналы внешности (одежда, прическа и
т.д.). -
Язык телодвижений:
-
взгляд,
-
мимика,
-
жесты и позы,
-
осанка,
-
стойка,
-
посадка,
-
движение,
-
походка,
-
физические контакты,
-
манипуляции с предметами.
-
Сигналы пространства:
-
дистанция,
-
горизонтальное расположение,
-
вертикальное расположение.
Невербальные
средства усиления коммуникативной
позиции говорящего
Рассмотрим невербальные сигналы,
использование которых позволяет
говорящему усилить свою коммуникативную
позицию, то есть повысить эффективность
общения.
Среди невербальных сигналов,
повышающих эффективность речевого
воздействия человека, могут быть выделены
несколько факторов. Каждый фактор
объединяет однотипные сигналы. Например,
такой фактор речевого воздействия, как
фактор
взгляда
объединяет функции различных видов
взглядов, и, изучив этот фактор, мы
научимся правильно использовать взгляд
в процессе общения. Факта,,
адресата
объединяет приемы эффективного
воздействия на разных адресатов
(собеседников): приемы воздействия на
мужчин, женщин, старшее поколение,
образованных, малообразованных людей
и т.д.
-
Фактор
внешности
Одежда
Коммуникативную позицию человека
усиливает темная традиционная одежда,
добротный материал, контраст темных и
белых тонов.
Усиливают воздействие высокие шляпки,
каблуки, очки в темной роговой оправе.
Выигрышно выглядит чистая, аккуратная
одежда.
Соиные
цвета одежды характеризуют человека
как ррдующегося жизни успешного.
Усиливает коммуникативную позицию
говорящего умеренная модность его
одежды
Прическа
Высокая прическа повышает статус ее
носителя.
Интересно, что блондинок воспринимают
обычно как более привлекательных,
но при этом поверхностных, неглубоких
в суждениях, а брюнеток воспринимают
как более серьезных, умных, компетентных.
(В.Е.Гольдин). Таким образом, коммуникативное
равновесие — это общение с позиций
вежливости, отвечающее принятым
требованиям вежливости.
Эффективное
речевое воздействие
Эффективность речевого воздействия
определяется двумя взаимосвязанными
факторами:
-
Достижение поставленный цели.
-
Сохранение коммуникативного равновесия.
Мы уже отметили выше, что у говорящего
цели в общении могут бьггь разными —
информационная, предметная, коммуникативная.
Какие же их этих целей должны быть
достигнуты говорящим, чтобы его речевое
воздействие можно было считать
эффективным?
Рассмотрим следующие коммуникативные
ситуации. Знаками + и — обозначены
достижение соответствующей цели и
недостижение ее.
1
Передайте, |
Информационная |
– |
Предметная |
2 |
Коммуникативная |
– |
Информационная |
– |
Предметная |
3 |
Коммуникативная |
— |
Информационная |
– |
Предметная |
4 |
Коммуникативная |
Передайте, |
Информационная |
-Что? |
Предметная |
5 |
Коммуникативная |
– |
Информационная |
– |
Предметная |
Коммуникативная |
В каких случаях можно считать речевое
воздействие эффективным, в каких — нет?
Разумеется, эффективно воздействие в
том случае, если достигнуты все три цели
(пример 1). Но так бывает, как мы видим,
не всегда. Возможны варианты.
Если не достигнута информационная цель
(вас не поняли), то эффективность
речевого воздействия всегда равна нулю.
Отсюда вывод: надо говорить четко и
понятно.
Если не достигнута коммуникативная
цель (отношения не сохранены, нарушены,
собеседник обиделся), то такое воздействие
также неэффективно, поскольку
сохранение коммуникативного равновесия
— одно из условий эффективности
речевого воздействия (по определению,
см. выше).
А вот если предметная цель не достигнута,
то речевое воздействие может иногда
быть эффективным: цель не достигнута
по объективным причинам (соли физически
нет на столе), но при этом коммуникативное
равновесие сохранено (пример 2).
А если мы достигли предметной
и информационной цели, но не достигли
коммуникативной (пример 5)? В таком случае
результат есть — соль мы получили,
но нормальных отношений с собеседником
не установили. Такое речевое воздействие
называют результативным (есть результат),
но неэффективным (так как второе правило
— коммуникативное равновесие — не
соблюдено). Таким образом, эффективное
и результативное речевое воздействие
— разные
вещи.
В остальных случаях недостижение
предметной цели свидетельствует о
неэффективности речевого воздействия
— значит, мы что-то сделали неправильно:
не так попросили, не те приемы использовали,
не учли какие-то законы общения и т.д.
Эффективность
и «затратность» общения
Люди, связанные с производством, считают
эффективным достижение цели с минимумом
затрат. Если цель достигнута, а затраты
невелики — значит, деятельность была
эффективной. Подобную точку зрения
высказывают и некоторые специалисты
в области делового общения: «Деловое
взаимодействие можно назвать эффективным,
если оно достигает своих целей с
минимальными затратами времени и
энергии и оставляет чувство удовлетворения»
(I I.В.Гришина. Я и другие. Общение в
трудовом коллективе. М., 1990, с. 8).
Таким образом, чем меньше затраты на
достижение цели, тем эффективнее
наша деятельность (если цель достигнута).
Это подход со стороны себестоимости
деятельности. Если в производстве такое
понимание эффективности часто
приемлемо и даже необходимо — повышение
эффективности производства достигается
за счет снижения затрат для получения
конечного результата, то в общении
подобный подход оказывается не только
неприменимым, но и неверным. Эффективное
общение — это не только такое, которое
позволило достичь результата, но такое,
при котором между участниками общения
сохранилось равновесие отношений. А
именно на достижение этого — сохранения
равновесия отношений — и затрачивается
нередко основная часть коммуникативных
усилий говорящего.
В коммуникации нельзя повышать
эффективность, снижая затраты. Надо,
наоборот, применять весь арсенал
вербальных и невербальных средств,
соблюдать законы и правила общения,
применять приемы
Сигналы
жестов и поз
Жесты
— динамические выразительные движения
тела (не только
рук!).
Позы
— фиксированные, статичные положения
тела, принимаемые человеком. Позу можно
рассматривать как застывший жест.
Жестовые сигналы делятся на следующие
типы:
-
оценочные: позитивные, негативные;
-
сигналы отношения;
-
сигналы намерений;
-
сигналы состояний;
-
риторические (усилительные, изобразительные,
указательные).
Рассмотрим эффективность некоторых
видов невербальных сигналов.
Эффективны сигналы
положительной
оценки,
расположения к собеседнику. Это такие
сигналы, как «раскрытие» грудной клетки,
движение рук в сторону собеседника,
демонстрация ладоней, любые жесты
говорящего у своего лица (если его
собеседник в закрытой позе), наклон
головы, движения кистями вверх, наклон
вперед, движения туловища вперед.
Важны правильные риторические
жесты
— прежде всего усилительные
(ритмические движения рукой, руками,
указкой в такт речи). Указательные
жесты следует делать ладонью, а не
пальцем, иначе это выглядит как проявление
агрессивности.
Позы
бывают открытыми, закрытыми и авторитарными.
Дря эффективного общения позы должны
быть открытыми, ноги и руки не должны
быть скрещены, грудная клетка должна
быть открытой, подбородок слегка
приподнят. Авторитарные позы — это
позы, которые демонстрируют высокий
статус говорящего, его превосходство
над собеседником, стремление оказать
давление на собеседника. Примеры
авторитарных поз: ноги шире плеч, руки
за спиной («поза армейского сержанта»),
поза «руки в боки» и некоторые другие.
Все они, как правило, призваны оказать
давление на собеседника, подчинить
его себе. Воспринимаются такие сигналы
негативно.
Осанка
должна быть непринужденной, спина не
должна быть сутулой (признак неуверенности),
позвоночник должен быть прямым.
Стойка,
при которой левая нога выставлена
вперед, рассматривается как агрессивная
(для замаха, удара), выставленная вперед
правая нога — сигнал готовности к
контакту, сигнал доверия. Нельзя демонстра
тивно скрещивать ноги — это негативный
сигнал. Целесообразно немного поднимать
вверх подбородок — это придает уверенности
самому говорящему и читается
собеседником как уверенность собеседника
в собственной правоте.
Посадка
— лучше всего сидеть, не скрещивая ноги,
садиться на все сиденье (передвигаться
в процессе общения на краешек сиденья
— значит демонстрировать заинтересованность),
не расставлять широко ног (это
воспринимается обычно как равнодушие,
безразличие), не класть руки на живот.
Голова чуть вперед, слегка приоткрытый
рот — признак внимания к собеседнику.
Движение
в пронессе общения надо тоже правильно
использовать. Во время выступления
перед аудиторией рекомендуется
наклоняться в сторону аудитории,
протягивать руки в сторону слушателей,
выходить к ним из- за трибуны, прохаживаться
по аудитории.
Походка
тоже выполняет знаковые функции.
Производит положительное впечатление
умеренно энергичная походка, бодрость
движений. Не следует держать на ходу
руки в карманах — это воспринимается
как проявление скрытности, неуверенности.
Манипуляции
с предметами
(очками, ручками, карандашами, сигаретами,
рисование абстрактных узоров на бумаге,
позвякивание ключами и т.д.) не рекомендуются
в процессе общения, они выдают негативный
настрой человека, его затруднения,
нерешительность, то есть то, что
демонстрировать не стоит.
-
Фактор
организации пространства общения
Этот фактор объединяет сигналы, связанные
со значимым расположением собеседников
относительно друг друга.
Дистанция
общения:
чем ближе, тем эффективней. Но подходить
ближе 40-50 см не рекомендуется, это
интимная зона человека, и он рассматривает
вторжение в нее других как покушение
на собственную свободу и неприкосновенность.
В целом замечено, что люди склонны
общаться с теми, кто ближе пространственно.
Если люди хотят общаться — подходят
друг к другу, не хотят — не подходят или
даже отходят.
Сильная коммуникативная позиция у тех,
кто легко меняет дистанцию общения:
легко подходит к разным собеседникам,
свободно отходит и вновь подходит и
т.д.
Умеренный пространственный экспансионизм
(то есть стремление сокращать дистанцию
до собеседника, занять больше пространства)
также повышает эффективность речевого
воздействия : несколько вытянуть вперед
ноги, положить руку на спинку соседнего
стула или стула, на котором сидит
собеседник, занять много места за столом,
случайно прикоснуться к вещам, окружающим
собеседника.
Пространственная близость заставляет
людей игнорировать недостатки друт
друга, быть терпимее друг к другу, идти
друг другу навстречу. С соседями в общем
обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми
или территориально более удаленными
людьми.
Горизонтальное
расположение
участников общения: люди за круглым
столом непроизвольно доброжелательны,
через стол напротив друг друга —
наоборот, склонны к спору, конфронтации.
Самая эффективная позиция для деловой
беседы — через угол стола лицом к лицу
друг с другом или вполоборота друг к
другу. Замечено также, что когда люди
сидят рядом, то убеждать слева направо
(в сторону правой руки) легче, чем справа
налево.
Вертикальное
расположение:
чем выше, тем эффективней («закон
вертикального доминирования»). Высокие
люди всегда кажутся авторитетней,
цари не случайно сидят на тронах и носят
короны — они стараются казаться как
можно выше, их и называют «ваше высочество»,
«ваше величество». По этой же причине
военные носят высокие шлемы и фуражки.
Выступать поэтому лучше стоя, а также
лучше вставать, если хотите сказать
что-либо важное. Выгодно сидеть несколько
выше собеседника, начальники любят
сидеть на стуле с высокой спинкой — она
зрительно увеличивает сидяшего. Стоящий
около стула убедительнее сидящего на
стуле собеседника, сидящий на краю
кровати — убедительнее лежащего на
кровати.
Влияет на эффективность
общения и само место
общения:
есть «закон темного угла»: в темном,
тесном помещении с низким потолком
легче убеждать, чем в большом и
светлом. Если ограничить подвижность
собеседника и разговаривать с ним,
«зажав в угол», коммуникативная позиция
собеседника будет ослаблена.
Влияет на эффективность
общения и принадлежность
территории — легче
убеждать человека, явившись на его
территорию (например, к нему домой).
Если начальник вызывает подчиненного
к себе для разговора — это демонстрация
силы, дистанции, даатение на него. Если
разговор идет на нейтральной территории
— это демонстрация равенства, так лучше
обсуждать те проблемы, которые уже
предварительно обсуждались и имеется
настрой на их решение. Разговор на
территории собеседника эффективен,
когда приход к нему является неожиданным,
без предупреждения — гостю у нас не
принято отказывать.
Вопросы
—Объясните разницу между вербальными
и невербальными сигналами.
—Какие функции выполняют невербальные
сигналы?
-
Какие виды невербальных сигналов
выделяются?
—Что такое цеконгруэнтность?
—Какую информацию мы обычно передаем
вербально, а какую невербально?
—Как соотносится информативность
вербальных и невербальных сигналов?
—Кто лучше распознает невербальные
сигналы —мужчины или женщины?
—Какая одежда усиливает коммуникативную
позицию человека?
—Влияет ли силуэт на восприятие человека
в общении?
—Влияет ли прическа, цвет волос говорящего
на доверие к этому человеку?
—Какое значение имеет расстегнутый
пиджак? Что он символизирует?
—Надо ли смотреть в глаза собеседнику?
Как? В каких случаях?
—Как можно избежать неприятного взгляда
собеседника?
—Опишите деловой и дружеский взгляд.
Чем они отличаются?
—Как отличить искреннюю улыбку от
неискренней?
—Перечислите открытые и закрытые жесты
и позы.
—Что такое риторические жесты? Почему
они гак называются? Для чего они нужны?
—Что такое авторитарная поза? Приведите
пример.
—Какая стойка считается агрессивной,
какая — контактной?
—Для чего надо поднимать вверх подбородок
при обшении?
—Что символизируют руки в карманах?
—Почему не рекомендуется совершать
манипуляции с предметами?
—Как используется дистанция для усиления
коммуникативной позиции? —Что надо
учитывать при расположении собеседников
в пространстве? —Что такое «закон
вертикального доминирования»?
—Как влияет на эффективность общения
место общения?
—Дайте определение мимики, жеста, позы.
—Перечислите функции улыбки.
Задания
-
Игра
«Невербальное общение».
Для того, чтобы установить
хороший контакт друг с другом, людям
бывает полезно научиться понимать
партнера без слов. Попробуем научиться
этому. Приглашаем двух добровольцев в
центр круга. Мы предлагаем вам побеседовать
на «тарабарском» языке. Вы можете в
разговоре использовать все, кроме
родного (или любого из известных обоим
участникам) языка, это могут быть жесты,
звуки, мимика. Ваша задача: завязать
друг с другом полноценный разговор,
может быть, даже спор о чем-нибудь. Задача
зрителей: попытаться угадать, о чем,
собственно, идет речь. (После
диалога выслушиваются сначала версии
наблюдателей, и затем каждый участник
сообщает, о чем он говорил).
-
11рочитайте
текст.
«Кто чист душою, тому хорошо здесь
молиться… — думал Кунин. — Как в Риме
у св. Петра поражает величие, так здесь
трогают эти смирение и простота»
Но молитвенное настроение его рассеялось
в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и
начал обедню. По молодости лет, попав в
священники прямо с семинарской
скамьи, отец Яков не успел еще усвоить
себе определенную манеру служить.
Читая, он как будто выбирал, на каком
голосе ему остановиться, на высоком
теноре или жидком баске; кланялся он
неумело, ходил быстро, царские врата
открывал и закрывал порывисто… Старый
дьячок, очевидно больной и глухой, плохо
слышал его возгласы, отчего не обходилось
без маленьких недоразумений».
(А.П.Чехов. «Кошмар».)
-
Чем был разочарован Кунин во время
богослужения? -
Почему быстрота и резкость движений
неуместны для священника?
В каких еще случаях от них следует
отказаться?
-
Какие невербальные средства обнаруживают
неопытность священника?
-
Прочитайте
текст.
Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед
ним склонились низко семь париков.
Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в
сторону бумаги, опростав для руки место,
забарабанил пальцами, и на присутствующих
уставились круглые его черные глаза,
словно горевшие безумием.
(Л.Н.Толстой. «День Петра».)
Перечислите жесты Петра. О чем
свидетельствует каждый из них?
-
Прочитайте
текст.
-
Служу, милый мой! Коллежским асессором
уже второй год и Станислава имею…
служил, знаешь, в департаменте, а теперь
сюда переведен столоначальником по
тому же ведомству:. Здесь буду служить.
Ну а ты как? Небось уже статский? А? -
Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал
толстый. – Я уже до тайного дослужился.
Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но
скоро лицо его искривилось во все стороны
широчайшей улыбкой; казалось, что от
лица и глаз его посыпались искры. Сам
он съежился, сгорбился, сузился…Его
чемоданы, узлы и картонки съежились,
наморщились…Длинный подбородок жены
стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся
во фрунт и застегнул все пуговки своего
мундира…
-
Я, ваше превосходительство… Очень
приятно-с! Друг, можно сказать, детства
и вдруг в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
(А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».)
-
Какие невербальные средства указывают
на резкое изменение состояния
тонкого? -
Объясните значение каждого невербального
сигнала, описанного автором.
-
Прочитайте
текст.
Королева Изабелла перевела взор на
Роджера Мортимера, барона Вигморского,
своего любовника, на того человека,
который благодаря ей, но и благодаря
самому себе единовластно правил Англией
от имени юного короля, и в ту же самую
минуту он поднял на нее глаза и, скрестив
руки на своем роскошном одеянии, сурово
взглянул на нее из-под нахмуренных
бровей.
«Догадался, о чем я думаю,
— решила про себя Изабелла. — Но что
это за человек, только на миг отвлечешься
мыслью от него, и он тут же дает вам
понять, что вы сбвершили чуть ли не
преступление».
(М.Дрюон. «Лилия
и лев».)
Какие невербальные сигналы подает барон
Изабелле? Какое значение имеют эти
сигналы?
-
Прочитайте
текст.
Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая
эти толки и пересуды стариков, ничего
не понимала из того, что она слышала;
она думала только о том, не замечают ли
все гости враждебных отношений ее отца
к ней…
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным
взглядом обратилась к Пьеру, который,
последний из гостей, с шляпой в руке и
с улыбкой на лице подошел к ней после
того, как князь вышел, и они одни оставались
в гостиной.
-
Можно еще посидеть? — сказал он, своим
толстым телом валясь в кресло подле
княжны Марьи. -
Ах, да, — сказала она. «Вы ничего не
заметили?» — сказал ее взгляд.
(Л.Н.Толстой. «Война и мир».)
Найдите места в отрывке, где описывается
информация, которая передается
невербально. Как именно она передается?
Есть ли в отрывке несоответствия между
словами и невербальными средствами
(неконгруэнтность)? Подтвердите текстом.
Чем обусловлено это несоответствие?
-
Выразите
невербальными средствами.
Выразите невербальными средствами
следующие значения (ваши товарищи
должны объяснить значение показанного
жеста):
-
Составьте
невербальный рассказ.
Составьте невербальный рассказ о каком
— либо событии и покажите его
аудитории. Для введения слушателей в
курс дела можно сначала сло-
предоставьте мне слово, я хочу подумай;
сказать; подвезите меня; молчите; позвони
мне; напиши мне; тише;
не торопись, не спеши; давай это мне,
сюда; заканчивай, закругляйся; пойдем
пешком; очень прошу; сдаюсь;
деньги нужны,
проходите;
болтун;
чуть-чуть, немного:
ненормальный;
сыт по горло;
тюрьма;
мне надо спать;
начальство; там, наверху;
он похудел;
он растолстел;
он силач;
до
свиданья!
холодно;
клянусь;
отлично;
вот
он!
(его
надо) держать в руках; надо (дайте)
поесть; который час; спички есть? привет!
вами назвать тему. Поймет ли аудитория
ваш рассказ? Пусть они расскажут словами
то, что вы показали невербально.
-
Завершите
фразы:
-
Сжатые кулаки говорят о.
-
Опушенный
подбородок
говорит о том, что… -
«Руки в боки» говорят о
-
Скрещенные на груди руки говорят о
том, что… -
Прикрывание рта ладонью говорит о том,
что … -
Отведение взгляда в сторону говорит
о том, что… -
Наклон корпуса говорящего вперед
говорит о том, что… -
Постукивание пальцами по столу говорит
о том, что . -
Поднятый вверх подбородок говорит о
том, что. . -
Протянутые вперед руки говорят о том,
что…
-
Прочитайте
текст.
Объясните значение всех невербальных
сигналов, отмеченных в тексте. Какие
функции они выполняют? Что они сообщают
нам о героях ?
На следующий день Сережа пришел в школу
пораньше. У дверей учительской он
дождался Татьяну Михайловну. Она сразу
обеспокоилась:
-
Ты меня ждешь, Сережа? Что случилось?
-
Я хочу вас попросить… Передайте,
пожалуйста, вот эти дневники Нелли
Ивановне, учительнице второго «Л». -
Так… Значит, это ты?
-
Я.
-
Зачем ты это сделал?
Сережа вздохнул
и
приготовился рассказывать. Мимо них в
учительскую прошагала
завуч
второй смены Елизавета Максимовна.
Из-за двери донесся ее трубный
голос:
-
Татьяна Михайловна! Можно вас на пять
минут? — Татьяна Михайловна досадливо
оглянулась на дверь. -
Ты меня подожди,—попросила она. — Или
нет, иди в класс. А на перемене все мне
расскажешь. Хорошо?
Сережа
кивнул.
Но дожидаться перемены не пришлось.
Едва началось занятие и
Сережа поднял
руку, чтобы
его вызвали, как в дверь заглянула тетя
Лида.
-
Кто тут Каховский? Ну вот, ты и есть… К
директору. -
Иди, — с сожалением сказал Сергей
Андреевич.—А я тебя спросить хотел.
А то ведь троечка будет за четверть.
Как будто Сережа сам напросился к
директору.
Сережа постучал
в дверь директорского
кабинета, услышал «войдите» и вошел.
Ну конечно! Желтый
тюрбан Нелли
Ивановны возвышался
у
директорского стола. Татьяна Михайловна
тоже была здесь. «Сейчас начнется», —
подумал Сережа и почувствовал противную
пустоту под сердцем.
Началось.
-
Вот он! — произнесла Нелли Ивановна.
Голос ее был твердо деревянный, как
стук каблучков.— Полюбуйтесь, Анатолий
Афанасьевич. Это и есть Каховский.
Директор
несколько секунд смотрел
на него молча. Он
вертел
в пальцах неочиненный карандаш и
постукивал им по настольному стеклу.
То
одним концом, то другим. Наконец сказал:
-
Полюбовался. Проходи,
Каховский, садись. — Он кивнул
на
свободный стул. Сережа твердо
подошел и сел.
Сказал: -
Спасибо.
У
Нелли Ивановны удивленно
шевельнулись брови
Татьяна
Михайловна сидела подальше, у
стены. Из-за
плеча Нелли Ивановны она смотрела
на Сережу, как на маленького мальчика,
разбившего банку с вареньем.
-
Объясни нам, зачем ты устроил
этот загадочный трюк с дневниками?—ровным
голосом потребовал директор и положил
карандаш. -
Из-за Грачева,—сказал Сережа.
-
Вот-вот! Я так и знала! — взвилась Нелли
Ивановна.— Он уже не первый раз выделывает
такие фокусы из-за этого хулигана! В
сентябре был такой возмутительный
факт,—гневно продолжала Нелли Ивановна.—Я
отправила этого Грачева к вам, а
он…—она ткнула острым ногтем в Сережу,—
он со своими дружками силой отбил его
у дежурной…
Сережа слегка разозлился и перестал
бояться.
-
Не силой,—возразил он.—Можно, Анатолий
Афанасьевич, мне сказать? -
Ну?
-
Это дежурная сама силой тащила Грачева,
а он так ревел, что все сбежались. Он от
рева даже заикаться начал. Мы его потом
к врачу отвели…
Директор
снял
очки и
так же, как карандашом, стал
постукивать по столу.
-
А скажите, Нелли Ивановна,—спросил
он,—зачем вы этого… Грачева…
направили ко мне с дежурной?
Глаза
у Нелли Ивановны сделались круглыми
и несчастными. Она
поднесла
к груди сжатые кулачки.
-
Да потому что сил моих нет! Я с ним воюю
второй год! Это не ученик! Это…
какое-то чудовище! Он делает все, что
вздумается! А тут находятся дружки,
которые его покрывают. -
Какой он мне дружок,—снисходительно
сказал Сережа.—Он еще маленький. -
А ты помолчи! — отрезала она — Будешь
говорить, когда тебя спросят.
Возражать было нельзя. А промолчать —
значит показать, что виноват. Сережа
секунду подумал и покладисто сказал:
-
Хорошо.
Директор и Татьяна Михайловна
переглянулись.
-
Вернемся к нашему главному вопросу,—
предложил Анатолий Афанасьевич,— Ты,
Каховский, утверждаешь, что убрал
дневники ради Грачева? Зачем? Спасал
его, так сказать, от позора и бесчестья? -
От битья,—сказал Сережа, и все внутри
у него натянулось.— Его отец излупил
бы за эту выставку, как… ну, не знаю
даже. Как зверь.
Нелли Ивановна слегка растерянно
произнесла:
-
Я этому не верю, Анатолий Афанасьевич.
У Грачева такой деликатный папа. Я,
наоборот, хотела его в родительский
комитет…
Чувствуя, как летят все
тормоза, Сережа наклонился
на стуле и,
глядя
прямо в рассерженные очи Нелли
Ивановны, отчетливо сказал:
-
Этот деликатный папа недавно так отделал
Стаську, что он в синяках от шеи до
пяток. А вы пишете: сорвал выступление. -
А зачем ты убрал другие дневники?—спросил
директор. Он опять надел очки. Лицо у
него было непонятное. То ли ему было
все равно, то ли он сердился, но скрывал
это. И если сердился, то на кого?
Сережа не ответил на вопрос. Он сам точно
объяснить не мог, зачем целиком опустошил
«двоечную» витрину.
-
Почему ты не посоветовался с Татьяной
Михайловной? Мог бы и ко мне прийти. Ты
решил, что и мы не будем тебя слушать? -
Нет…— растерянно откликнулся Сережа.
-
Так почему же?—с нажимом спросил
Анатолий Афанасьевич. -
Я не догадался.
Директор откинулся на спинку стула и
ладонями прихлопнул по столу.
-
Вот видишь! Не догадался. И что же
получается теперь? Ты хотел выглядеть
борцом за справедливость, а стал
нарушителем дисциплины. Причем грубым
нарушителем.
Если он думал, что от этих
слов Сережа раскается и заплачет, то
зря Сережа вскинул голову и посмотрел
прямо в директорские очки.
-
Я никак не хотел выглядеть! Я вообше
про это не думал. Я думал про Грачева и
больше ни про что… Ну можно, я сейчас
спрошу? -
Ну
давай,
— сказал директор, и Сереже показалось,
что за
очками мелькнули веселые искры.
Сережа хртел точно подобрать слова, но
получилось сбивчиво:
-
Вот если вы идете по улице…
А там бьют вот такого, вроде Грачева…
Ну, маленького. Вы же все равно полезете
заступаться, правда? Вы же не будете
думать, как туг выглядишь? А вчера ведь
так же было. Ну, почти так же…
Директор опять взял карандаш.
-
Логично, — сказал он вполголоса. Потом
спросил у Сережи: -
А чего ты добился своим поступком? Убрал
дневники, ладно. Однако ты же не мог
помешать Нелли Ивановне рассказать на
родительском собрании о плохом поведении
этих ребят. Нелли Ивановна, очевидно,
так и поступила,— Он повернулся к ней:
—Я прав?
Нелли Ивановна раздраженно ответила:
-
Ничего я не стала говорить и собрание
скомкала…. Ну что ж! Возможно, выставка
дневников—это была не лучшая выдумка.
Но если все хулиганы из шестых классов
будут лезть в учительские дела, как
работать?… Вы знаете, что выкинул
Каховский летом? Со мной в институте
учится Гортензия Павловна Кушкина.
она старшая вожатая в девятнадцатой
школе, а летом была вожатой влагере
«Смена». Она мне рассказала, как этот
Каховский при всех, на линейке
оскорбил начальника лагеря, а потом
самовольно отправился домой. А когда
за ним послали физрука, этот., «нехулиган»
натравил на него собаку!
Сережа вцепился в сиденье стула. Он
посчитал про себя до семи. Но полностью
сдержаться не смог.
-
Все очень похоже на правду,— сказал он
тихо, но язвительно,— Все почти так и
было. Только чуть-чуть не так. -
Нет, так! — Нелли Ивановна даже
притопнула.— И я не понимаю, почему из
лагеря не сообщили в школу. -
А я понимаю,—сказал Сережа.— Стыдно
было. Им пришлось бы объяснить, почему
я ушел… — Сережа сжал зубы.
Анатолий Афанасьевич взглянул на часы.
-
Каховский, у вас какое сейчас занятие
? -
Физика.
-
Как у тебя дела с физикой?
-
Не очень. Надо сегодня тройку исправить.
-
Ладно. Иди в класс. — Сережа встал.
«Выходит, все?» -
До свиданья,— сказал он. Директор молча
наклонил голову.
(В.Крапивин.)
Приветствую Вас, друзья!
Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.
Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.
Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.
Способы невербального общения
Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:
- Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
- Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
- Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
- Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
- Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
- Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
- Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.
Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
- Дублирование. Жестом, мимикой или интонацией человек может повторять основное сообщение, подтверждая его, делая более понятным и однозначным.
- Противоречие. Осознанно или неосознанно человек может показать, что имел в виду нечто противоположное. Например, говоря о своих намерениях он может заговорчески подмигнуть.
- Подмена смысла. Глазами и мимикой можно не только дополнить смысл, но и полностью поменять его или продемонстрировать, что фраза сказана в переносном значении.
- Дополнение к сказанному. Определенные жесты могут передавать дополнительные сообщения. К примеру, человек может сказать, что не хочет чего-то делать, а выражением лица показать, что ему это надоело.
- Усиление смысла. Добрые слова можно подчеркнуть доброжелательной улыбкой, а эмоциональное высказывание – ударом кулаком по столу.
Ошибки в невербальном общении
Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:
- Спрятанные ладони. Если человек прячет ладони, создаётся впечатление, что он чего-то опасается или говорить неискренне. Нет, не нужно демонстративно поворачивать ладони в сторону собеседника. Просто держите руки на виду, не сжимайте их в кулаки и не прячьте в карманы.
- Отведённый взгляд. Когда собеседник отводит взгляд, создаётся впечатление, будто он недостаточно искренен. Отводить взгляд можно только тогда, когда для этого есть причина. Например, если вы обедаете и общаетесь, нет ничего дурного в том, чтобы периодически смотреть в свою тарелку.
- Поникшая осанка, ссутуленные плечи. Обычно так выглядят очень уставшие или неуверенные в себе люди. Поэтому, независимо от самочувствия и настроения, следите, чтобы ваша спина всегда была прямой, а плечи – расправленными.
- Вторжение в чужое личное пространство. Ширина зоны комфорта отличается у разных людей. К примеру, у человека, выросшего в деревне, она значительно шире, чем у горожанина. Всегда учитывайте, что собеседнику может быть неприятно, если вы сильно к нему приблизитесь.
- Прикосновения к лицу, ушам, шее и волосам. Прикосновения к разным частям тела часто сигнализируют о скрытых переживаниях. Кроме того, постоянно суетящийся человек выглядит неуверенным. Старайтесь всегда сидеть ровно и спокойно, а если хотите что-то поправить, лучше делать это открыто (например, посмотрев в зеркало), а не украдкой.
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.
В статье мы расскажем:
- Что такое невербальная коммуникация
- Примеры невербальной коммуникации
- Как улучшить качества невербальной коммуникации
Как известно, человек общается не только с помощью вербальных (речевых) средств, но и невербальным образом − языком тела. Мы способны передавать таким уникальным способом 60-80 % информации, поэтому так важно уметь правильно интерпретировать телесные послания.
Что такое невербальная коммуникация
Понятие невербального общения связано с отображением внутреннего состояния человека и передачей этой информации без применения слов, а через жесты, позы, мимику, тон речи.
Приведем примеры невербальной коммуникации, отражающие ее важное значение при взаимодействии с другими людьми:
-
Возможность усилить сообщение − применяется, когда необходимо сделать акцент на каких-то словах.
-
Несоответствие в сообщении, которое проявляется, когда словами человек выражает одно, а его поза или интонация говорят о противоположном.
-
Придание дополнительного смысла произносимым словам – с помощью жеста или мимики можно дополнить свое высказывание, чтобы люди лучше вас поняли.
-
Способ подчеркнуть какие-то слова: жестами, изменением положения тела, мимическими движениями можно придать веса своей речи, выделить какие-то моменты.
-
Жесты вместо слов: довольно часто человек может выразить коротким и точным жестом или мимикой то, что хотел сказать. При этом послание абсолютно не потеряет смысла.
Согласно данным статистики при коммуникации язык тела передает до 55 % информации, интонация – 38 %, а на долю слов остается лишь 7%. Понятно, что многое будет зависеть от обстоятельств.
Примеры невербальной коммуникации
Движения экспрессивно-выразительные:
Открытость
Во время разговора человек разводит руками, свободно показывая ладони. Расправляет плечи и держит голову прямо. Смотрит в глаза собеседнику. Нет скованности в мимике, жестах, сидит или стоит естественно. От этой позы веет дружелюбием, искренним отношением, открытостью. Об этом же свидетельствует стремление пожать руку собеседника обеими руками. Мужчина может свободно откинуться на стуле, ослабить галстук и снять пиджак. Приведенные примеры невербальной коммуникации однозначно говорят о желании расположить к себе.
Использование этого приема в соединении с искренней интонацией поможет вызвать доверие значимых для вас людей.
Симпатия
Говоря о невербальной коммуникации, нельзя не упомянуть о таком понятии, как ментальный контакт, что подразумевает непроизвольное копирование позы, мимики, движений собеседника. Таким образом один человек отправляет другому сообщение, что отлично понимает его. Если присмотреться к паре, ведущей спокойный диалог, то заметим, что люди повторяют друг за другом почти все движения, сохраняют одну и ту же позу, словно следуют за своим отражением в зеркале. Хотите, чтобы другой человек убедился, что вы поддерживаете его точку зрения, при разговоре копируйте его позу и движения.
Обман
Наверняка вы обращали внимание на то, что ваш визави при общении убирает руки за спину? Чаще всего это свидетельствует о попытках обмануть. Но тело, получая импульсы от мозга, реагирует на это неосознаваемыми движениями и человек никак не найдет место рукам: трогает себя за нос, за ухо или прячет руки в карманы.
Оборонительная поза
Человек стоит (сидит), обхватив себя руками или скрестив их, перекрещивает ноги, тем самым показывая, что не готов к открытому общению. Если часто моргает, вероятно, растерян и поэтому непроизвольно защищается. С человеком в таком эмоциональном состоянии трудно договариваться о чем-либо, скорее всего он откажется. Чтобы его расшевелить, можно попробовать разные варианты открытой позы: самому шире разводить руки, показывать ладони.
Сосредоточенность
В таком состоянии человек сидит, прикрыв глаза и потирая пальцами переносицу. Если при разговоре необходимо принять решение по определенному вопросу, найти выход из ситуации, то собеседник касается подбородка, трогает и трет его.
Критичность
Одна рука расположена так, что большой палец поддерживает подбородок, указательный вытянут вдоль щеки, остальные три сложены, а другая рука обхватывает первую за локоть. Человек слегка сощурил и опустил левую бровь. Такая поза говорит о критическом отношении к вашим словам.
Позитивность
Выглядит следующим образом: собеседник корпусом и головой немного подается в вашу сторону, рукой может слегка касаться щеки. Поза свидетельствует о заинтересованности и положительном отношении к вашим сообщениям.
Недоверие
Это чувство выражается в желании человека прикрыть одной или обеими ладонями свой рот. Он как бы старается удержать себя от высказываний и замечаний по поводу услышанного. Когда в разговоре кто-то использует такой пример невербальной коммуникации, стоит «притормозить» и подумать, что послужило поводом к этому действию. По поведению руководителя во время беседы можно понять, о каких вещах не стоит говорить. Если вас слушают с недоверием, то вероятно, предложение не будет принято.
Неуверенность
Когда человек почесывает затылок или трет за ухом, это может указывать на не совсем ясное понимание того, что хочет от него собеседник. Но если он утверждает, что все понял, как тогда расшифровать эти движения? Знайте, что невербальный сигнал в данном случае имеет первостепенное значение, но товарищ стесняется признаться в недопонимании. Еще вариант, если одной рукой человек обхватил другую за локоть, это также проявление неуверенного состояния. Возможно, он пришел в незнакомую компанию и не знает, как его встретят.
Скука
Вы наблюдали, как кто-то из присутствующих сидит, подпирая рукой голову? Очевидно, что ему здесь неинтересно. Это поза безразличия и скуки. Если вам важно привлечь его внимание, рекомендуем сделать что-то неожиданное, пошутить или, например, задать ему вопрос. Это заставит его «очнуться» и слушать внимательнее.
Неодобрение
Ваш оппонент снимает несуществующие пылинки с костюма, расправляет складочки, беспокойно отряхивается? В невербальной коммуникации это означает несогласие с вашими словами. Если хотите продолжать общение, лучше всего сменить тему, обсудить нейтральный вопрос. Но не делайте поспешных выводов, когда собеседнику действительно нужно поправить что-то в одежде, снять ниточку и т.д.
Готовность уйти
Это желание подтверждается опусканием век (ему не интересно), почесыванием уха (перекрывает поток слов), потягиванием за мочку ушей (отказ говорить), началом движения в сторону выхода, переступанием с ноги на ногу. Снятие очков тоже следует расценивать, как призыв к окончанию разговора.
Раздражение
Столкнувшись с тем, что собеседник видит его попытки обмануть, дать ему ложную информацию, человек проявит свою злость, непроизвольно поправляя и расслабляя узел галстука, оттягивая воротник. Другие виды движений связаны с потиранием шеи, нервными постукиваниями по столу, пощипыванием какой-либо вещи, рисовании карандашом на листке.
Превосходство
Отражается в так называемой «директорской позе», когда человек сидит, закинув обе руки за голову, положив ногу на ногу. Усиливают позицию высокомерия и пренебрежения полуприкрытые веки или взгляд чуть сбоку вниз из-за прищуренных век. Такой пример невербальной коммуникации можно часто наблюдать у начальников, представителей власти. Они беззастенчиво демонстрируют свою значительность, статус и самоуверенность. Только не пытайтесь копировать своего руководителя, это чревато неприятностями на работе!
Равенство
Этот тип движения характерен прежде всего для мужчин, так как они обычно здороваются через рукопожатие. Интересно, что в этом жесте скрыто намерение приветствующего. Когда человек подает руку ладонью вниз, тем самым он заявляет о своем доминировании в отношениях. Если вы настаиваете на равенстве позиций, во время рукопожатия поворачивайте свою ладонь тыльной стороной вверх. Столкнулись с сопротивлением? Значит, вам предлагают подчиниться.
Сексуальные жесты
Если мужчина испытывает симпатию к какой-то женщине, он это показывает с помощью следующих жестов: держится за свой ремень, продев большие пальцы под него, сидит или стоит с широко расставленными ногами, кладет руки на бедра. Смотрит томным взором, водит глазами по избранным частям ее тела. Касается рукой своего галстука или воротника.
Если говорить о женщинах, то она привлекает к себе внимание, непроизвольно вскидывая головой, поправляя волосы или какую-то деталь в одежде. Более искушенные в этом деле обольстительницы демонстрируют свои желания, обнажая запястья, принимая свободную позу с расставленными ногами. В дополнение к интимному взгляду могут поправлять соскользнувшую с плеча бретельку, поигрывать туфелькой, держащейся только на пальцах ног. Загадочная улыбка на влажных губах явно говорит о желание пофлиртовать.
Тактильные движения:
Теперь посмотрим, как относиться к объятиям, рукопожатиям, похлопываниям по спине или плечу, прикосновениям и поцелуям, ведь это тоже примеры невербальной коммуникации.
Объятия
Какие чувства выражает человек через объятия определяется их силой, длительностью и сопутствующими жестами. Например, встреча закадычных друзей после длительной разлуки обычно начинается с крепкого объятия с похлопываниями по спине. Нежность влюбленных выражается в длительных замирающих объятиях. Дальние родственники могут приветствовать друг друга лаконичным, сдержанным или горячим жестом, тут зависит от обстановки, характера отношений. Близкие люди касаются друг друга с любовью и нежностью. Политики, общественные деятели по требованиям этикета слегка обнимают друг друга и отходят в сторону.
Рукопожатия
Распознавание смысла рукопожатия схоже с объятиями. Когда встреченный вами человек крепко, энергично потряхивает вашу ладонь, обхватывает ее двумя руками, улыбается и радостно здоровается, можно быть уверенным в его открытости, дружелюбном настрое, искреннем стремлении общаться. Партнер, который нехотя протягивает руку для пожатия, не отвечает на ваше движение, явно избегает разговора и контакта.
Пожатие холодной руки может говорить о физических особенностях ее владельца (всегда холодные руки), о том, что он замёрз, или почему-то нервничает. Волнение также проявляется в потливости ладоней. Также уже упоминалось, что, если человек подает руку тыльной стороной вверх, это говорит о доминировании и желании верховодить в партнерстве. А когда ладонь открыта, это похоже на готовность подчиниться или индифферентное отношение к лидерству.
Похлопывания по спине или плечу
Эти примеры невербальной коммуникации больше свойственны представителям сильного пола, причем, независимо от возраста, и обычно означают дружеское расположение, подбадривание, участие. Похлопывая по плечу или спине, мужчина показывает, что достаточно физически силен и может, когда надо, помочь и поддержать.
Отдельно стоит сказать о применении этого жеста медицинскими работниками. Например, процесс родовспоможения включает похлопывание младенца, появившегося на свет, по спинке для того, чтобы он активно начал дышать и известил о себе криком. Также хлопками по спине помогают подавившемуся чем-то человеку. Массажисты в своей работе используют технику похлопываний. Всегда нужно обращать внимание на соответствие действия конкретному случаю.
Прикосновения
Эти жесты являются общеупотребимыми и распространенными в невербальном общении. При взаимодействии с детьми взрослый может таким образом придержать разбаловавшегося ребенка, на улице − остановить глухого человека, врачи с помощью прикосновений к телу могут сказать о физическом состоянии, массажные техники практически все построены на комбинации прикосновений, в интимных отношениях они играют роль прелюдии к более близкому контакту. Прикосновение может раскрыть истинное отношение к партнеру. Оно может быть нежным, заботливым, легким, настойчивым, призывным, предупреждающим, дерзким и бесцеремонным.
Поцелуй также принадлежит к примерам невербальной коммуникации и сопутствует всем аспектам жизни. Характерные особенности этого жеста зависят от конкретной ситуации и «исполнителей». Поцелуй мамы наполнен нежностью, влюбленные то долго и страстно целуются, то легко касаются губами. Характер поцелуя может быть формальным, холодным, или же сближающим, искренним, любовным. Чаще всего этот жест применяют в момент встречи или проводов близкого человека, друга, родственника.
Взгляд визуально-контактный:
Зрительному контакту принадлежит особое место в процессе взаимодействия людей. Известно, что с помощью глаз воспринимается примерно 80 процентов информации, принятой всеми органами чувств. По выражению глаз мы определяем душевное состояние говорящего, с их помощью направляем ход разговора, подкрепляем смысл слов, подтверждаем или даем знать о несогласии и т.д. Благодаря соответствию слов и взгляда речь человека становится более живой и осмысленной.
Взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.
Психологи различают следующие типы взглядов, уместных в определенных ситуациях:
-
Деловой – человек держит в фокусе внимания область лба и глаза собеседника. Обычно люди смотрят так на малознакомого человека, руководителя.
-
Социальный − это взгляд, охватывающий среднюю часть лица, где находятся рот, нос и глаза. Он соответствует ситуациям, когда встречаются друзья или хорошо знакомые люди.
-
Интимный − когда взгляд «блуждает» по телу другого человека, начиная от уровня глаз и опускаясь все ниже, к другим его соблазнительным частям. Сопровождается расширением зрачков, что может быть связано с предвкушением наслаждения.
Характерно, что под пристальным взглядом человек не может долго обманывать, и начинает моргать, съеживаться, посматривать по сторонам. Все это также соответствует состояниям стыда, отвращения, печали. Глубоко страдающий человек говорит со слезами на глазах. Длительный смех, бурная радость также могут сопровождаться слезами.
Если человек задерживает взгляд на другом, это показывает его заинтересованность. Смотрит пристально, не открывая глаз? Возможно, хочет что-то понять по виду собеседника, узнать больше или пытается его таким образом «прогнуть» под себя. Влюбленный таким взглядом говорит о своих чувственных желаниях. Известно, что мирно спящий человек начинает беспокойно шевелиться и может открыть глаза, когда на него пристально смотрят.
Пространственные движения:
Теперь поговорим о дистанции, как очень важном примере невербальной коммуникации. Расстояние между людьми во время контакта зависит от социального положения участвующих в разговоре, национальной принадлежности, возраста, пола и степени близости. Этой формой невербального общения необходимо уметь грамотно пользоваться. Пространственная ориентация человека в разных ситуациях – важная тема, которую изучают и используют психологи, социологи, политологи.
Оценить характер общения можно по тому, как люди располагаются в пространстве или за столом относительно друг друга.
-
Угловое расположение – этот вариант подходит при контакте учителя с учеником, директора с сотрудником компании, так как здесь оба получают достаточно свободы для контакта глазами, использования жестов, смены положения тела. Наличие угла между общающимися помогает избежать неожиданного резкого выпада. Здесь имеется возможность не сталкиваться взглядами, отвести глаза в сторону для продумывания ответа.
-
Конкурирующе-оборонительное расположение удобно применять во время спора, острой дискуссии, обсуждений. Участники дебатов стоят за отдельными стойками или сидят за большим столом напротив друг друга. Они могут видеть все телодвижения противника, следить за изменением выражения лица, жестами, и это позволяет вовремя пресечь нарастание негатива. Стол, стойки и пространство между ними позволяет сохранять дистанцию в случае возникновения нештатной ситуации, проявления агрессии, реального нападения.
-
Независимое расположение в зоне общения – свидетельство нежелания вступать в контакт. Человек может демонстративно сесть подальше даже при необходимости быть за одним столом. Если сделать попытку передвинуться к нему, он примет закрытую позу, нахмурится или вовсе выйдет из помещения. Однозначно можно сказать, что человек не настроен общаться.
-
Позиция направленного сотрудничества – в этом случае участники беседы располагаются свободно, могут сидеть близко, не отгораживаясь друг от друга. Ведется доверительный разговор, используются мягкие спокойные интонации, дружеские жесты. В таком формате беседа носит конструктивный характер, люди приходят к соглашению.
В обычной жизни часто происходят ситуации, когда ваше личное пространство может нарушаться малознакомым или незнакомым человеком. В этот момент вы непроизвольно делаете шаг назад, преграждаете ему путь вытянутыми руками. Из-за выброса адреналина внутри появляется раздражение, учащается пульс. Если вам некуда деваться, например, сели в переполненный автобус или оказались в лифте с незнакомцем, рекомендуется успокоиться, не смотреть на окружающих, не вступать в разговор.
По мере возможности люди стремятся сохранять дистанцию в любом месте. Например, заходя в городской автобус, стараются сесть по одному на двойные сиденья. Или осматривают пассажиров, чтобы сесть рядом с тем, кто вызвал доверие. При этом стараются ни с кем не встречаться взглядом.
Как улучшить качества невербальной коммуникации
Если вам важно научиться более эффективно использовать средства невербальной коммуникации, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже:
Используйте зрительный контакт
Сохранение во время разговора хорошего зрительного контакта покажет вашу заинтересованность в общении, внимании к словам партнера и внутренней уверенности. Но не переусердствуйте в его применении. Все должно быть естественно. Вам же не нужно, чтобы собеседник почувствовал себя неуютно под вашим пристальным взглядом?
Помните о выражении лица
Мимика служит отражением слов, ее использование помогает сделать акцент на важном сообщении. Применение соответствующих жестов, интонации, мимических движений в дополнение к словам делает послание более значимым.
Развивайте свою эмоциональную осведомленность
Осознание своих внутренних ощущений также способствует более полноценному взаимодействию с другим человеком. Эта способность к различению чувств поможет понять состояние собеседника, дать ему адекватную оценку и вовремя среагировать на это изменение.
Содержание
- 1 Средства невербального общения
- 2 Язык
- 3 Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
- 4 История возникновения невербальных средств общения
- 5 Сознательное и бессознательное применение сигналов тела
- 6 Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы
- 7 Сознательное чтение невербальных сигналов
- 8 Бессознательное чтение невербальных сигналов
- 9 Основные характеристики невербальных сигналов
- 10 Деловое общение
- 11 Невербальные сигналы при личном общении
- 12 Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы
- 13 Невербальная коммуникация и ошибки
Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.
Средства невербального общения
В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.
За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.
Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.
Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.
Язык
Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.
В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.
Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.
Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:
- люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
- люди не обладают физической возможностью произносить звуки.
Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.
Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.
В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).
История возникновения невербальных средств общения
Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.
Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.
В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.
Сознательное и бессознательное применение сигналов тела
Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:
- невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
- непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.
Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.
Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы
Непроизвольное невербальное поведение — те сокращения мышц тела и лица, которые человек не способен контролировать.
Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.
Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.
Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.
Сознательное чтение невербальных сигналов
Как и применение средств невербального поведения, умение правильно читать и распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, бывает сознательным и бессознательным.
Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.
Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:
- если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
- произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой.
Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.
Бессознательное чтение невербальных сигналов
Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.
К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!
Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.
Основные характеристики невербальных сигналов
В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.
Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:
- прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
- приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
- «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
- отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.
Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:
- опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
- взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
- «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.
Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.
Деловое общение
Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.
Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.
Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.
Невербальные сигналы при личном общении
Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации.
На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.
Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.
Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.
Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов.
Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы
Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.
Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.
Невербальная коммуникация и ошибки
Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.
Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.