По материалам сайта http://www.gramota.ru
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Принципы рубрикации текста
Рубрикация – это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее употребимы две системы нумерации.
1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… – I… II… III… – 1… 2… 3… – 1)… 2)… 3)… – а)… б)… в)…
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав – римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов – арабскими цифрами (§ 1).
Например:
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….
2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.
При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр, третья ступень деления текста – из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 – номер раздела, 2 – номер главы, 3 – номер параграфа).
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.
Важное замечание:
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста – использование заголовков и подзаголовков. Заглавие – это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок – это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.
Стили и жанры
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
- Сейчас обучается 175 человек из 51 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
В.Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! -
2 слайд
В. Осеева «Сыновья»
О чём этот рассказ?
О каком неписаном правиле говорит нам его автор? -
3 слайд
Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?
Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему? -
4 слайд
Определимся с темой урока
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без … .
Будь, как строитель, как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай …. .
плана
план -
5 слайд
Что такое план текста?
Тема урока: -
6 слайд
Что такое план?
Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
Взаимное расположение частей.
(словарь С.И. Ожегова) -
7 слайд
Где в жизни человек сталкивается с планом?
-
8 слайд
Что такое план текста?
План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме. -
9 слайд
Зачем человеку нужен план?
Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу…
Ф.М. Достоевский -
10 слайд
Для чего нужно уметь составлять план текста?
«…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы»
М.А. Рыбникова -
-
12 слайд
Планы бывают
сложные.
простые -
13 слайд
Простой план
Простой план – это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:1.
2.
3. и т.д. -
14 слайд
Сложный план
Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т.д. -
15 слайд
Сложный план
представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально. -
16 слайд
Рекомендуем
Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен “поворот” содержания, уточните формулировки.
Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. -
17 слайд
Работа над планом предполагает следующие этапы:
осмысление темы;
наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
составление простого плана (перечень тем );
составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
окончательное оформление плана. -
18 слайд
Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план).
6. Проверь себя:
– отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки. -
19 слайд
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов:
вопросный,
назывной,
тезисный (цитатный),
план – опорная схема. -
20 слайд
Как составить план к тексту?
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). -
21 слайд
Как составить план к тексту?
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
-
22 слайд
Как составить план к тексту?
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. -
23 слайд
Цитата –
дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо. -
24 слайд
Правила составления цитатного плана.
Цитата должна быть заключена в кавычки.
Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием.
Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста. -
25 слайд
Задание:
работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья»,
представьте алгоритм своей работы по составлению плана. -
26 слайд
В.Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! -
27 слайд
Цитатный план текста «Сыновья»
«…женщины брали воду из колодца».
«Мой сынок ловок да силён».
«А мой поёт , как соловей».
«Ничего в нём особенного нет».
«Идут женщины, останавливаются».
«Один… кувыркается».
«Другой… соловьём заливается».
«А третий…».
«Я только одного сына и вижу».
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 251 343 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Текст. Работа с текстом. 5-6 класс
- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: § 14. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
- 03.10.2022
- 370
- 5
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст – важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
Форма
записи в виде плана помогает восстановить
в памяти содержание прочитанного.
Планы
бывают нескольких типов: вопросный,
назывной, тезисный, план – опорная
схема.
Вопросный
план. Записывается
в форме вопросов к тексту; каждому
информативному центру текста соответствует
один вопрос. При составлении вопросного
плана желательно использовать
вопросительные слова, а не словосочетания
с частицей ли (например: Как..,
Сколько.., Когда.., Почему… и т. д.,
но не Есть
ли…, Пришел ли… и т. п.).
Тезисный
план –
план из тезисов глагольного строя
(например: Многие
животные и птицы пользуются звуками,
которые мы не слышим).
Тезис — |
Назывной
план –
план из тезисов номинативного строя
(например: Использование
животными и птицами неслышимых звуков).
План –
опорная схема состоит
из опор – слов и отрывков предложений,
несущих наибольшую смысловую нагрузку.
По опорам можно легко восстановить
текст выступления или доклада. Выбор
опор может зависеть от особенностей
памяти пишущего, его целей и задач.
Что
такое развернутый и сжатый план научного
текста?
План
развернутого содержания составляется
к диссертациям, дипломным работам,
различным исследованиям.
Развернутый
план реализуется в разбивке текста на
композиционные блоки: введение,
основная часть, заключение.
Развернутый план формально выражает
развитие логики мысли.
Введение —
это формулирование проблемы исследования,
изложение необходимых для читателя
исходных данных о предмете речи, задаче
исследования, авторской оценке путей
ее решения.
Основная
часть посвящена
раскрытию, детализации, доказательству
основных положений работы. Вначале
дается информация обзорного характера,
затем — новая информация. Приводятся
и объясняются сведения о результатах
исследования.
Заключение (выводы) —
это итоговое изложение основного
концептуального содержания работы, а
также краткая формулировка главных
выводов.
План
свернутого (сжатого)
содержания представлен заглавием работы,
аннотацией иоглавлением.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»
Оценка 4.9
Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо решить следующие задачи:
Определить общую композицию текста (вступление – основная часть -заключение);
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а так же ход развития каждой отдельной мысли;
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
Определить детализирующую информацию;
Лаконично сформулировать основную информацию,
не перенося на письмо все целиком дословно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.