Как составить номинативный план к тексту

По материалам сайта http://www.gramota.ru 

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). 

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением. 

Принципы рубрикации текста

Рубрикация – это:

1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой; 

2) использование заголовков, нумерации и т. д.

В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.

Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией – числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

Наиболее употребимы две системы нумерации.

1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов. 

При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

А… Б… В… – I… II… III… – 1… 2… 3… – 1)… 2)… 3)… – а)… б)… в)…

При этом соблюдается следующий порядок:

а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая); 

б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А); 

в) номера глав – римскими цифрами (глава I); 

г) номера параграфов – арабскими цифрами (§ 1).

Например: 

Часть первая. Общие положения 
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык 
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей – из двух цифр, третья ступень деления текста – из трех цифр. Например:

1. 2. 3. (1 – номер раздела, 2 – номер главы, 3 – номер параграфа).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

Важное замечание: 

в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь; 

строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

Третье важное средство рубрикации текста – использование заголовков и подзаголовков. Заглавие – это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок – это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

Стили и жанры

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
 

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением



Скачать материал

В.Осеева «Сыновья»   Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья....



Скачать материал

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов

  • Сейчас обучается 175 человек из 51 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • В.Осеева «Сыновья»   Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья....

    1 слайд

    В.Осеева «Сыновья»
    Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
    Вот говорит одна женщина другой:
    – Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
    – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
    А третья молчит.
    – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
    – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
    Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
    Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
    Спрашивают женщины старичка:
    – Ну что? Каковы наши сыновья?
    – А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

  • В. Осеева «Сыновья»О чём этот рассказ?
О каком неписаном правиле говорит нам...

    2 слайд

    В. Осеева «Сыновья»

    О чём этот рассказ?
    О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

  • Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне н...

    3 слайд

    Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?
    Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

  • Определимся с темой урокаНи строительство дома, ни путь капитана
Не получатся...

    4 слайд

    Определимся с темой урока
    Ни строительство дома, ни путь капитана
    Не получатся, если их делать без … .
    Будь, как строитель, как капитан:
    Готовишься к делу – обдумывай …. .
    плана
    план

  • Что такое план текста?Тема урока:

    5 слайд

    Что такое план текста?
    Тема урока:

  • Что такое план?Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, соор...

    6 слайд

    Что такое план?
    Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
    Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
    Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
    Взаимное расположение частей.
    (словарь С.И. Ожегова)

  • Где в жизни человек сталкивается с планом?

    7 слайд

    Где в жизни человек сталкивается с планом?

  • Что такое план текста? План - это последовательное представление частей содер...

    8 слайд

    Что такое план текста?
    План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

    Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
    Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме.

  • Зачем человеку нужен план?Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по масл...

    9 слайд

    Зачем человеку нужен план?
    Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу…
    Ф.М. Достоевский

  • Для чего нужно уметь составлять план текста?«...Работать над планом – это зна...

    10 слайд

    Для чего нужно уметь составлять план текста?
    «…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы»
    М.А. Рыбникова

  • Планы бываютсложные.простые

    12 слайд

    Планы бывают
    сложные.
    простые

  • Простой планПростой план - это план, включающий название значительных частей...

    13 слайд

    Простой план
    Простой план – это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

     1.
    2.
    3. и т.д.

  • Сложный планСложный план - это план, включающий название значительных частей...

    14 слайд

    Сложный план
    Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
    1.
    1.1.
    1.2.
    2. и т.д.

  • Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая  достаточн...

    15 слайд

    Сложный план
    представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

  • Рекомендуем Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь опреде...

    16 слайд

    Рекомендуем

    Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен “поворот” содержания, уточните формулировки.
    Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
    Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
    Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

  • Работа над планом  предполагает следующие этапы:осмысление темы;
наброски ос...

    17 слайд

    Работа над планом предполагает следующие этапы:

    осмысление темы;
    наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
    составление простого плана (перечень тем );
    составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
    редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
    окончательное оформление плана.

  • Как составить план текста 1. Прочитай текст целиком. 
2. Раздели текст на см...

    18 слайд

    Как составить план текста

    1. Прочитай текст целиком.
    2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
    3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
    4. Таким образом, поработай над другими частями.
    5. Запиши заголовки к каждой части (план).
    6. Проверь себя:
    – отражает ли заголовок главное в части текста:
    -не повторяются ли заголовки;
    -не пропущено ли что-либо важное;
    -помогут ли твои заголовки.

  • Как составить план к тексту?Форма записи в виде плана помогает восстановить в...

    19 слайд

    Как составить план к тексту?
    Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
    Планы бывают нескольких типов:
    вопросный,
    назывной,
    тезисный (цитатный),
    план – опорная схема. 

  • Как составить план к тексту?Вопросный план. Записывается в форме вопросов к т...

    20 слайд

    Как составить план к тексту?
    Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

  • Как составить план к тексту?Тезисный план – план из тезисов глагольного стро...

    21 слайд

    Как составить план к тексту?

    Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

     Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

  • Как составить план к тексту?Назывной план – план из тезисов номинативного стр...

    22 слайд

    Как составить план к тексту?
    Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
    План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

  • Цитата - дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

    23 слайд

    Цитата –
    дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

  • Правила составления цитатного плана.Цитата должна быть заключена в кавычки....

    24 слайд

    Правила составления цитатного плана.

    Цитата должна быть заключена в кавычки.
    Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием.
    Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

  • Задание:работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья»,
представь...

    25 слайд

    Задание:
    работая в парах, составьте план текста В. Осеева «Сыновья»,
    представьте алгоритм своей работы по составлению плана.

  • В.Осеева «Сыновья»   Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья....

    26 слайд

    В.Осеева «Сыновья»
    Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
    Вот говорит одна женщина другой:
    – Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
    – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
    А третья молчит.
    – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
    – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
    Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
    Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
    Спрашивают женщины старичка:
    – Ну что? Каковы наши сыновья?
    – А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

  • Цитатный план текста «Сыновья»«...женщины брали воду из колодца».
«Мой сынок...

    27 слайд

    Цитатный план текста «Сыновья»
    «…женщины брали воду из колодца».
    «Мой сынок ловок да силён».
    «А мой поёт , как соловей».
    «Ничего в нём особенного нет».
    «Идут женщины, останавливаются».
    «Один… кувыркается».
    «Другой… соловьём заливается».
    «А третий…».
    «Я только одного сына и вижу».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 251 343 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

Другие материалы

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Текст. Работа с текстом. 5-6 класс

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: § 14. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
  • 03.10.2022
  • 370
  • 5

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст – важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

Форма
записи в виде плана помогает восстановить
в памяти содержание прочитанного.

Планы
бывают нескольких типов: вопросный,
назывной, тезисный, план – опорная
схема

Вопросный
план.
 Записывается
в форме вопросов к тексту; каждому
информативному центру текста соответствует
один вопрос. При составлении вопросного
плана желательно использовать
вопросительные слова, а не словосочетания
с частицей ли (например: Как..,
Сколько.., Когда.., Почему…
 и т. д.,
но не Есть
ли…, Пришел ли…
 и т. п.). 

Тезисный
план
 –
план из тезисов глагольного строя
(например: Многие
животные и птицы пользуются звуками,
которые мы не слышим
).
 

Тезис —
это кратко сформулированное основное
положение абзаца, текста лекции,
доклада и т. п. Тезисы обычно
совпадают с информативным центром
абзаца. Тезисы
бываютвторичными и оригинальнымиВторичные тезисы
используются с целью выделения главной
информации какого-то источника
(например, учебника, научной статьи
или монографии).Оригинальные тезисы
пишутся как первичный текст к
предстоящему выступлению на семинаре,
конференции или конгрессе.

Назывной
план
 –
план из тезисов номинативного строя
(например: Использование
животными и птицами неслышимых звуков
).

План –
опорная схема
 состоит
из опор – слов и отрывков предложений,
несущих наибольшую смысловую нагрузку.
По опорам можно легко восстановить
текст выступления или доклада. Выбор
опор может зависеть от особенностей
памяти пишущего, его целей и задач.

Что
такое развернутый и сжатый план научного
текста?

План
развернутого содержания
 составляется
к диссертациям, дипломным работам,
различным исследованиям.

Развернутый
план реализуется в разбивке текста на
композиционные блоки: введение,
основная часть, заключение
.
Развернутый план формально выражает
развитие логики мысли.

Введение —
это формулирование проблемы исследования,
изложение необходимых для читателя
исходных данных о предмете речи, задаче
исследования, авторской оценке путей
ее решения.

Основная
часть
 посвящена
раскрытию, детализации, доказательству
основных положений работы. Вначале
дается информация обзорного характера,
затем — новая информация. Приводятся
и объясняются сведения о результатах
исследования.

Заключение (выводы) —
это итоговое изложение основного
концептуального содержания работы, а
также краткая формулировка главных
выводов.

План
свернутого (сжатого)
содержания
 представлен заглавием работы,
аннотацией
 иоглавлением

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»

Оценка 4.9

Смысловое чтение. Методический прием «Составление плана текста»

Для того, чтобы успешно осуществить этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо решить следующие задачи:
Определить общую композицию текста (вступление – основная часть -заключение);
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а так же ход развития каждой отдельной мысли;
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;
Определить детализирующую информацию;
Лаконично сформулировать основную информацию,
не перенося на письмо все целиком дословно.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Добавить комментарий