Как составить облако мыслей

Два приёма для актуализации знаний на уроке

Очень важный этап урока – актуализация знаний. Прежде чем приступить к изучению новой темы, ученикам надо вспомнить то, что они уже знают и что им понадобится для восприятия нового материала. Для актуализации есть много разных приемов. Вот два из них.

Приём “Шкатулка”

Делим класс на группы. Для каждой группы ставим на стол шкатулку (коробку). Объявляем тему урока и просим учеников вспомнить всю уже имеющуюся у них информацию по данной теме, коротко записать на листочках и сложить в шкатулки. Затем каждая группа достает листочки из своей коробки, удаляет повторяющиеся факты, а из оставшихся составляет небольшое сообщение. Затем каждая группа представляет свое сообщение. Таким образом, вся необходимая для изучения нового материала информация будет исчерпывающей.

Приём “Облака мыслей”

Этот прием чем-то напоминает предыдущий, однако у него есть отличия.

Этот приём можно использовать для актуализации знаний не только для изучения новой темы, но и для написания сочинений или подготовки каких-нибудь сообщений.

Получив тему урока (сочинения, доклада, сообщения), ученики воспроизводят первые пришедшие им в голову мысли по этой теме и записывают их очень коротко (в виде ключевых слов, словосочетаний или тезисов) на отдельных “облаках”. Облака можно вырезать из обычной писчей или тетрадной бумаги.

Затем, когда основные характеристики будут перечислены и записаны на облака, нужно систематизировать полученный материал. Например, распределить по группам в зависимости от заданных учителем критериев. Облака легко перемещать, группировать, составлять из них наглядные кластеры, рассортировывать по иерархии. В процессе моделирования какие-то облака (с не очень важной информацией) можно удалять, другие, наоборот, добавлять.

Это замечательный интерактивный инструмент не только для актуализации знаний, но и для приведения этих знаний в определенный порядок. Особенно хорошо проходит работа с облаками в группах.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Приемы, направленные на формирование
коммуникативных УУД на уроках
филологического цикла

Автор: Ладугина Анна Павловна

Организация: МБОУ средняя школа № 4

Населенный пункт: Нижегородская область, город Выкса

В педагогической практике существует много приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД, остановимся на некоторых.

  1. Слово-магнит.

На уроках литературы прием «Слово-магнит» незаменим при анализе лирического произведения, в частности, при характеристике ключевого образа или лирического героя. Также этот прием помогает составить и характеристику героя прозаического произведения.

Например, использую «Слово-магнит» при анализе стихотворения С.Есенина «Я покинул родимый дом…» в 5 классе. Данный прием помогает ученикам дать характеристику ключевого образа «Русь», и почти самостоятельно выйти на идею стихотворения («Русь у лирического героя сливается с образом дома, с самим героем. Он грустит по дому, Руси, но грусть эта светлая, потому что его там ждут»), что в 5 классе особенно ценно.

Данный прием использую также и на уроках развития речи по русскому языку, например, перед изложением или при подготовке к сочинению-описанию или рассуждению.

Поясню данный прием на примере слова-магнита «Дорога».

Детям предлагается поочередно подобрать к слову синонимы (важным считаю еще и графическое оформление «магнита» на доске, антонимы, однокоренные слова, определения или прилагательные (можно с акцентом на эпитетах), глаголы или сказуемые. В ходе работы по накоплению материала учитель акцентирует внимание на нужном ему материале, например, можно актуализировать орфограммы, можно выделить приставки (бездорожье) или вспомнить на примере однокоренных слов способы словообразования, следует также напомнить о различии словоформ и однокоренных слов, уместными будут замечания по стилистике, если дети приведут книжные или просторечные слова).

Важным считаю еще и графическое оформление «магнита» на доске. Ключевое слово помещаю в центр, и от него в процессе работы расходятся, как лучи, «притягиваемые» слова. Задания при этом я не произношу в открытую, а «маскирую» их под знаками, играющими на доске еще и роль стрелок к подбираемым словам. Например, вместо задания «Подберите глаголы» я рисую две линии (графическое обозначение сказуемого), для прилагательных – волнистую линию, для однокоренных слов – корень (дугу), для синонимов – знак «приблизительное равенство» (можно попросить детей объяснить, почему удачнее использовать такой знак, а не знак равенства) и т.д.

Подытожить работу со словом-магнитом можно с помощью проблемных вопросов, например, «Чем отличается дорога от пути? В каких контексте уместнее использовать слово «путь, а не дорога».

После разноаспектной работы со словом «Дорога» ребятам предлагается выслушать сказку Василия Александровича Сухомлинского «Дуб на дороге» (Приложение 1) без конечной фразы и написать изложение с продолжением (с элементами сочинения). Эта работа играет еще и роль диагностики морально-нравственных качеств детей.

Вместо изложения можно предложить написать сочинение на тему «Дорога, о которой ты мечтаешь» или «Дорога, которая тебя манит».

  1. Облако мыслей.

При подготовке к сочинению также можно использовать прием «Облако мыслей». Данный прием позволяет собрать языковой материал для сочинения и структурировать его.

Кратко покажу «Облако мыслей» на примере подготовки к сочинению на тему «Звуки весны». Ребятам предлагается перечислить все свои ассоциации по теме сочинения. Получается своего рода «облако мыслей», а затем предлагается все перечисленное структурировать, разобрать по группам при помощи значков-символов (вода, небо, солнце, птицы, настроение). Получается несколько микротем будущего сочинения. И теперь предстоит эти части расставить в нужной последовательности, таким образом, получается план сочинения.

Данный прием помогает решить проблему логических ошибок, и конечно обогащает речь учеников. Облако мыслей можно использовать и при подготовке к сочинению по картине.

  1. Создание стихотворения по «словарю рифм».

Такое задание ученики выполняют после изучения стихотворения, когда они уже прониклись его идейно-тематическим содержанием. Я использую такой прием в 5 классе после анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Ребятам предлагаю сначала выписать интересные, на их взгляд, рифмы-слова, а потом с ними сочинить свое стихотворение про Бородинское сражение.

Данный вид работы целесообразнее проводить в группах или задать на дом.

  1. Цифровой диктант.

Прием контроля знаний «Цифровой диктант», знакомый многим,

можно тоже использовать в целях формирования коммуникативных умений, если ученики будут составлять его сами. При этом они учатся грамотно, корректно формулировать вопросы. Подобное задание можно дать на дом, а можно предложить составить цифровой диктант параллельно лекции или опросу. У ребят это задание особых затруднений не вызывает. Они с удовольствием играют роль учителя, а также быстро замечают ошибки в вопросах одноклассников и корректируют их.

  1. Сочинение по цепочке.

Данный прием я использую на русском языке. Ребятам предлагается

сочинить устно текст, на пример, по картинкам. По цепочке каждый формулирует только одно предложение, продолжая начатый текст. В ходе работы ученикам приходится внимательно следить за предшественниками, чтобы не допустить речевую или грамматическую ошибку (например, лексический повтор, тафтологию или нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм).

Кроме коммуникативных умений подобный прием хорошо развивает память, а также позволяет привлечь к совместной работе даже пассивных учеников. Следует отметить, что после достижения общей цели успешность чувствуют даже низкомотивованные дети.

В итоге хочется посоветовать всем смелее использовать на практике подобные приемы. Такая работа продуктивна и интересна и учителю, и детям.

Приложение 1

В.А. Сухомлинский

Дуб на дороге

С севера на юг, между двумя большими городами, люди начали строить дорогу. Задумали люди построить дорогу широкую и ровную, прочную и красивую.

Началось строительство дороги. Рабочие насыпали высокую земляную насыпь, обложили ее камнями, залили асфальтом. Дорога шла степями и лугами, берегами рек.

Однажды пришли строители в поле. Тут рос небольшой кустарник. Инженер показывал, где прокладывать будущую дорогу, а рабочие забивали в землю небольшие колышки.

Вдруг рабочие остановились, положили на землю колышки. Там, где должна пролечь дорога, стоял высокий дуб. Толстый, крепкий, могучий — будто степной часовой.

К рабочим подошел инженер. Он ни слова не сказал рабочим.

Рабочие тоже молчали.

Инженер долго смотрел на план дороги, потом перевел взгляд на дуб и вздохнул.

Рабочие тоже тяжело вздохнули.

— План изменять нельзя,— сказал инженер.

— Дуб тоже рубить нельзя,— сказали рабочие.

Инженер вытащил колышек, отошел метров на сто от дуба и забил его в землю.

— Теперь нас никто не осудит,— сказал он.

Прошло несколько лет. С севера на юг пролегла широкая асфальтированная дорога. Ровная, как стрела. Но в одном месте она изогнулась подковой. Едущие автобусом люди радостно улыбаются, говорят:

— Благородное сердце у тех людей, кто строил эту дорогу.

Приложения:

  1. file0.doc.. 42,0 КБ

Опубликовано: 12.11.2019

Привет, меня зовут Илья и я помимо того, что виду свой блог ONLife, также успеваю вести активную жизнь во всех направлениях. Одним из таких направлений является сетевая жизнь. И вот в данный момент моя активность проявляется в написании гостевого поста в рамках акции семи блоггеров.

Облако мыслей

Практически все блоггеры, и не только они, знаю что такое Облако тегов — это совокупность всех или большинства меток, оставляемых к записи, собранная в виде отдельного блока и варьирующая теги по размеру шрифта в зависимости от частоты их употребления.

С Облаком мыслей внешне все аналогично, а вот внутренняя суть отличается кардинально. Прежде всего тем, что выполняется такое Облако вручную и как правило на бумаге, в отличии от облака тегов, которое строится движками в электронном виде.

Принцип построения Облака мыслей: у каждого человека бывают такие моменты в повседневной рутине, когда над головой появляется лампочка, а внутри звучит слово «Идея!». Идея не приходит одна и как правило между первой и второй, а также третьей имеется слишком мало времени для ее реализации.

Дабы сохранить все полезные мысли и поэтапно их реализовать необходимо прибегнуть к помощи стикера и ручки. Произвольно располагая на листочке все приходящие в голову идеи мы в итоге получим подборку из самых свежих идей, что и является Облаком мыслей.

Далее стикер необходимо приклеить на видное место и планомерно двигаться по списку, выполняя написанное и вычеркивая. Причем это движение может и скорее даже должно быть хаотичным. Посмотрели на листок, выбрали ту мысль, которая вам наиболее близка сейчас, написали про нее или реализовали в другом виде, вычеркнули.

Такой прием в сортировке мыслей позволяет не только сохранить идеи, но и реализовывать их в наиболее подходящее для этого время. Почему? Все очень просто — процесс реализации идей в большей степени творчество, нежели труд и следовательно им лучше заниматься во время творческого подъема, который не всегда одинаково направлен. Исходя из этого направления вами выбирается тема и реализуется максимально эффективно.

Такими простыми средствами, как ручка и стикер, можно добиться многого. Необходимо просто разглядеть суть. И создавать станет на много легче.

Облако тегов или облако слов — популярный способ визуализации текста с помощью наиболее частотных в нем слов.

Столкнулась с тем, что большинство обзоров уже устарели, поэтому предлагаю свой ТОП-5 лучших бесплатных сервисов, с помощью которых можно создать облако слов онлайн. Для чистоты эксперимента тестировать будем на одном и том же тексте по журналистике.

Этот сервис умнее всего анализирует текст: он позволяет создать облако частотных слов текста, при этом приводя все слова к начальной форме. Это значит, вы не получите, например, в облаке кот, коту, кота и т.д., а посчитаются сразу все формы слова кот. Полученный набор слов можно настроить, например, убрать фамилии или цифры. Красивые цветовые палитры, минимум функций, отсутствие регистрации. Кроме русского поддерживаются другие языки. Главный минус — отсутствие более сложных форм облака.

Огромный плюс этого простого сервиса — настройка формы облака и возможность задать любой цвет. Из минусов — отсутствие нормализации текста и стоп-слов, из-за этого могут вылезать ненужности типа огромных местоимений и предлогов, а также отсутсвие возможности задать цветовую палитру, потому что в одном и том же оттенке облако смотрится скучновато.

Международный бесплатный сервис, много трафаретов и возможностей кастомизации шрифтов, цветов. Приятные палитры и стили. Из минусов — тоже не хватает приведения слов к начальной форме, далеко не все шрифты красивы для русского языка.

Обязательная регистрация и плата за базовые функции типа изменения цвета — сразу жирный минус. С другой стороны, встроенные трафареты и палитры неплохие. Возможности выбирать слова из текста я не нашла, поэтому довольно долго колдовала с разными формами, чтобы местоимения и особенно слово «это» не были такими огромными.

Старый добрый WordArt (в прошлом Тагул). Изменять можно вообще все: шрифт и размер каждого слова, формы, цвета, вообще все. Но готовьтесь к долгому и кропотливому труду в англоязычном и абсолютно не интуитивном интерфейсе. Главные плюсы: собственно обилие функций. Минусы — обязательная регистрация, если хочешь скачать результат, и на мой вкус устаревшие трафареты, как из 2000х.

Итоги: первые два сервсиса я бы однозначно рекомендовала для быстрой и симпатичной визуализации текста, например для занятий или презентации. Остальные сервисы с более сложным интерфейсом и обилием функций стоит рассмотреть, если вы создаете облако слов более основательно, например, для постера или кружки.

Облака мыслей

Представьте мысли в виде атомов, висящих на крючках по бокам вашего разума. Когда вы думаете о каком-то предмете, некоторые думы высвобождаются и начинают двигаться в подсознании. Чем дольше вы размышляете над проблемой, тем больше мыслей и обрывков информации приводите в хаотичное движение. Подсознание никогда не спит. Когда вы перестаете думать о предмете и решаете его забыть, мозг не прекращает работу. Мысли продолжают сталкиваться, объединяться и создавать ассоциации.

Факториал в математике определяет, сколько способов можно комбинировать. Если у вас три предмета, то вы имеете шесть комбинаций: один умножить на два и умножить на три. Математики подсчитали, что десять битов информации можно объединять и перегруппировывать тремя миллионами разных способов. Таким образом, вы можете представить облако мыслей, объединяющее и создающее ассоциации, когда вы отодвигаете от себя проблемы.

Попробуйте выполнить следующий мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент

Попросите кого-нибудь медленно прочитать вслух этот список. (Если никого нет поблизости, прочтите сами, затем закройте книгу.) Засеките три минуты и записывайте все слова, какие вспомните.

• кислый приятный конфета

• мед сахар газировка

• горький пирог хороший

• сердце вкус торт

• зуб терпкий шоколад

Сравните записанные слова с исходным списком.

Большинство людей ошибочно упоминают слово «сладкий». Такого слова нет, но оно связано со словами из списка. Мышление ассоциативно, и мысль об одном предмете может заставить вас подумать о другом, близком ему.

Я наткнулся на интересную параллель этому процессу, прочитав комментарий Руперта Шелдрейка о физиологии растений: «Однолетние растения, умирающие после плодоношения, не нуждаются в запасах. Они отдают все, что у них есть, формируя плоды, пока не исчерпают свои ресурсы. В результате чем позже образуется и созревает плод, тем он меньше. Напротив, на многолетних растениях, которым необходимо сохранить какие-то вещества на следующий год, плоды начала и конца сезона более или менее одинакового размера. Многолетники отдают меньше своего максимума, потому что сохраняют резервы на новый сезон»{7}. В некотором роде мы похожи на них: работая над проблемой, достигаем точки, когда мозг отключается. Возможно, таким способом природа помогает сохранить что-то в резерве для будущих размышлений, после того как информация на какое-то время инкубируется.

Ниже описана процедура, чрезвычайно эффективная при попытках задействовать подсознание.

Мысленный эксперимент

Работайте над проблемой до тех пор, пока не обдумаете всю актуальную информацию. Поговорите об этом с другими людьми, задайте вопросы и изучите ситуацию как можно подробнее, пока не будете уверены, что напрягли сознательный ум до предела.

Напишите письмо о проблеме своему бессознательному. Рассказывайте как можно подробнее, со множеством деталей. Дайте определение моменту, опишите атрибуты, какие шаги вы предприняли, трудности, пробелы, что нужно, чего хотите и т. д. Запись поможет яснее определить задачу, выявить сложности, указать, где требуется больше информации, и подготовить свое бессознательное к работе над решением. Письмо должно выглядеть так, будто оно адресовано реальному человеку. Представьте, что ваше бессознательное все знает и способно решить любую проблему, если та должным образом сформулирована.

Поручите своему бессознательному отыскать выход. Напишите: «Твоя задача — найти решение проблемы. Я хотел бы получить его через два дня». Запечатайте письмо и уберите. Можете даже отправить его себе почтой.

Отпустите проблему. Не думайте о ней. Забудьте. Займитесь чем-нибудь другим. Это этап инкубации, когда многое происходит вне вашего осознания, в бессознательном. Откройте конверт через два дня. Если задача еще не решена, припишите внизу: «Дай мне знать сразу же, как только справишься» — и отложите. Рано или поздно, когда вы будете расслаблены и мыслями далеки от проблемы, ответ волшебным образом появится в голове.

Берт, креативный директор рекламного агентства, рассказал, как написал письмо своему подсознанию, называемому «тайным экспертом».

Как твои дела, Тайный Эксперт?

Давно не получал от тебя вестей, поэтому решил отправить письмо. Нужна твоя помощь. Мне необходимо придумать необычную маркетинговую программу для презентации нового сезона телешоу. В числе этих шоу — передачи о расследовании уголовных преступлений, конкурсы на призы, судебные шоу и комедии. Я хотел бы придумать кампанию, которая привлечет внимание аудитории не один раз. Подход должен быть уникальным и неожиданным.

У нас было несколько совещаний, но в голову приходили только банальные идеи традиционной рекламной кампании. Что нужно людям и что они запоминают? Есть ли что-то важное, что можно рекламировать? О каких товарах и услугах стоит особо задуматься? Какие производители, дистрибьюторы и розничные сети изучить? Можем ли мы объединить свои услуги с другой компанией? Придется ли делиться доходом? Мне необходим свежий подход к рекламе. Твоя задача — дать идею о том, как рекламировать телевизионные шоу. Она нужна мне через два дня. Помоги!

Спасибо,

Берт

Он отправил письмо самому себе почтой и через два дня его получил. Прочитав, стал интенсивно обдумывать идею с рекламой яиц. Откуда взялась такая ассоциация? Может быть, сочетание «свежие яйца» подсказало связь между «продуктами питания», «потребностью», «производителями» и «новым подходом»?

Берт организовал размещение лазерных отпечатков логотипа телекомпании и названий некоторых своих шоу на яйцах — на 35 миллионах штук. Вот названия отдельных программ{8} и их запланированные слоганы, о которых писала New York Times: CSI («Расколи его на CBS»), The Amazing Race («Крутой замес на CBS») и Shark («Драма вкрутую»). Среди рекламных лозунгов для комедийных шоу в понедельник вечером встречались и такие, как «Желтки оставьте нам»[20].

Как отмечалось в статье, большинство покупателей видят яйца более одного раза: в магазине — когда смотрят, не повреждены ли они; дома — когда вынимают из коробки и кладут в холодильник, а затем когда достают их для приготовления. Яйца отличаются от любого другого рекламного носителя, потому что на них вы смотрите, когда пользуетесь. Как только производители, дистрибьюторы и розничные продавцы яиц обнаружили, что все получат часть прибыли от рекламы, им очень полюбилась эта концепция.

Вот еще один мысленный эксперимент. Попробуйте выполнить его, когда попытаетесь пробудить свое подсознание.

Мысленный эксперимент

1. Сначала нарисуйте три абстрактные композиции из фигур любой формы. Работайте быстро, прислушиваясь к интуиции.

2. Выберите один рисунок. Определите, какие особенности этого варианта в наибольшей степени отражают его суть. Например, какая-нибудь абстрактная фигура может предполагать что-то гладкое и быстрое, медленное и короткое, густое, отрывистое или гибкое и т. д.

3. Нарисуйте другое изображение, передающее важную особенность линий и форм первого. Не воспроизводите его один в один. Смысл в том, чтобы зафиксировать суть.

4. Изучите рисунок и пофантазируйте, что он означает. Что это может быть? Облако, океан, кошка, лицо ребенка, солдат, автомобиль и т. д.

5. Наконец, смешайте концепцию того, что видите на рисунке, с вашей задачей.

Один дизайнер вообразил, будто на его последнем рисунке — жужжащая пчела. Это заставило задуматься о взаимосвязи дизайна с природой. Он думал о пчелах и тех продуктах, которые они дают, — например, о воске и прополисе. Специалист решил сделать вазы из пчелиного воска. Он обнаружил, что в них — из-за содержания прополиса, антибактериального вещества, защищающего от гниения, — цветы стояли дольше, чем в стеклянных.

У всех есть ощущение, что мы знаем больше, чем можем сказать. Если я помещу фотографию вашего лучшего друга среди миллиона других лиц, вы сможете его найти. Однако не сумеете объяснить, каким образом.

Американский поэт Уолт Уитмен в книге «Листья травы» писал: «Мне кажется, одна травинка ничуть не меньше полета звезд»[21]. Как ему это пришло в голову? Как он мог знать, что у всей Вселенной единый набор элементов? Понятие о нуклеосинтезе в сверхновых звездах было дано ему с рождения? Откуда он узнал, что элементы были созданы далеко в космосе в результате взрыва звезд? Как он мог догадаться, что звезды извергают большую часть своей массы, рождая элементы, которые, соединяясь, однажды создали абсолютно все на Земле, даже траву? Он обладал каким-то глубинным воспоминанием о том, что произошел от звезд? Именно поэтому мы считаем его поэзию понятной и красивой?

Следующий эксперимент замечательно помогает организовать нестройные мысли, их обрывки и комбинации из вашего подсознания. К тому же это излюбленный способ писателей преодолевать творческий кризис.

Мысленный эксперимент

Засеките десять минут. Перечислите все, что приходит на ум (слова, фразы, обрывки мыслей). Сейчас вы пытаетесь уловить мысли и чувства в подсознании. Когда закончите, не пересматривайте то, что написали. Важно делать это по десять минут в день в течение пяти суток и не перечитывать.

На шестой день изучите записи, начиная с первого дня. Обведите те фразы, мысли и метафоры, которые представляют для вас наибольший интерес. Перепишите в отдельный перечень то, что выделили. Затем ищите закономерности, взаимосвязи и идеи, касающиеся проблемы, над которой работаете.

Вы обнаружите проблески соединений между мыслями, фактами и переживаниями, которые хранились в вашем сознании отдельно друг от друга. Так подсознание выявляет интуитивные связи.

Джек — школьный учитель. Для всех желающих учеников он ведет семинары об охране и устойчивости окружающей среды. В течение пяти дней Джек перечислял все, что приходило ему в голову, затем пересматривал список в поисках фрагментов и узоров мыслей. Вот то, что встречалось не единожды: «нищие в Африке», «мыло и вода», «чистота — сестра благочестия», «Красный Крест», «способы повторного использования воды в отелях».

Пересматривая записи, он объединил «мыло», «повторное использование» и «отели» в идею. Учитель подумал о порционном мыле, которое подают в отелях. Посетители пользуются им всего раз-два, а затем выбрасывают. Он создал волонтерскую организацию, чтобы собирать все оставшееся мыло примерно из двухсот городских гостиниц. Эти заведения стали получать налоговую льготу за пожертвование обмылков на благотворительность. Группа под руководством учителя санирует и перерабатывает эти кусочки, а затем раздает приютам для бездомных в США, Сальвадоре, Гондурасе и Никарагуа, где моющие средства в дефиците.

Добавить комментарий