Облако тегов или облако слов — популярный способ визуализации текста с помощью наиболее частотных в нем слов.
Столкнулась с тем, что большинство обзоров уже устарели, поэтому предлагаю свой ТОП-5 лучших бесплатных сервисов, с помощью которых можно создать облако слов онлайн. Для чистоты эксперимента тестировать будем на одном и том же тексте по журналистике.
Этот сервис умнее всего анализирует текст: он позволяет создать облако частотных слов текста, при этом приводя все слова к начальной форме. Это значит, вы не получите, например, в облаке кот, коту, кота и т.д., а посчитаются сразу все формы слова кот. Полученный набор слов можно настроить, например, убрать фамилии или цифры. Красивые цветовые палитры, минимум функций, отсутствие регистрации. Кроме русского поддерживаются другие языки. Главный минус — отсутствие более сложных форм облака.
Огромный плюс этого простого сервиса — настройка формы облака и возможность задать любой цвет. Из минусов — отсутствие нормализации текста и стоп-слов, из-за этого могут вылезать ненужности типа огромных местоимений и предлогов, а также отсутсвие возможности задать цветовую палитру, потому что в одном и том же оттенке облако смотрится скучновато.
Международный бесплатный сервис, много трафаретов и возможностей кастомизации шрифтов, цветов. Приятные палитры и стили. Из минусов — тоже не хватает приведения слов к начальной форме, далеко не все шрифты красивы для русского языка.
Обязательная регистрация и плата за базовые функции типа изменения цвета — сразу жирный минус. С другой стороны, встроенные трафареты и палитры неплохие. Возможности выбирать слова из текста я не нашла, поэтому довольно долго колдовала с разными формами, чтобы местоимения и особенно слово «это» не были такими огромными.
Старый добрый WordArt (в прошлом Тагул). Изменять можно вообще все: шрифт и размер каждого слова, формы, цвета, вообще все. Но готовьтесь к долгому и кропотливому труду в англоязычном и абсолютно не интуитивном интерфейсе. Главные плюсы: собственно обилие функций. Минусы — обязательная регистрация, если хочешь скачать результат, и на мой вкус устаревшие трафареты, как из 2000х.
Итоги: первые два сервсиса я бы однозначно рекомендовала для быстрой и симпатичной визуализации текста, например для занятий или презентации. Остальные сервисы с более сложным интерфейсом и обилием функций стоит рассмотреть, если вы создаете облако слов более основательно, например, для постера или кружки.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОБЛАКО СЛОВ»
«Облако
слов»- один из приемов
совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка. С
помощью компьютерных программ в режиме он- лайн можно быстро сгруппировать
ключевые слова и словосочетания, наиболее часто встречающиеся в рамках
изучаемой темы или в текстах для чтения, и создать визуальные опоры для
учащихся в виде привлекательных картинок. «Облака» можно использовать при
систематизации лексики, на этапе повторения введенного на предыдущих уроках
языкового материала, для облегчения запоминания иноязычных слов, для
реконструкции связанных текстов.
Рассмотрим несколько групп упражнений с
«облаками слов».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУХО – ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
имитационные
упражнения
– повторение трудно – произносимых слов и запоминание их правописания (
например, названия стран, входящих в состав Великобритании или понятия по теме
«Защита окружающей среды».
упражнения на
дифференциацию, например
a.
Облако
создается из слов с определенным звуком; глядя на него учащиеся должны угадать
звук и составить предложения с этими словами (возможна работа в парах). С
одной стороны, это своего рода фонетическая зарядка ( отработка звука – того,
который отсутствует в родном языке учащихся, например [w] или [ᴂ] и
т.д. или частично совпадает с похожим звуком в русском языке). С другой
стороны, это упражнений репродуктивно – продуктивного характера – на
совершенствование не только слухо – произносительных навыков говорения (умения
употреблять слова в контексте). Так, прочитав все слова в облаке самостоятельно
или вместе с учителем (рис.2), учащиеся догадаются, что в них есть долгий звук
[ɔ:]: ball, draw, tall, score, horse, autumn , warm up. Возможные предложения. I
have got a big blue ball. It’s autumn. We can see a red horse. He is very tall.
Etc.
b.
В
облаке представлены правильные глаголы. Учитель делит учащихся на три команды и
предлагает провести игру «аукцион» – каждая команда «покупает» только те
глаголы, где окончание – ed читается как [t], [d], [id]. По истечении времени
представители каждой команды воспроизводят свою группу глаголов.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Упражнения на
соотнесение.
a.
Фразовые
глаголы.
Задача учащихся – подобрать правильный предлог или английский эквивалент,
соответствующий русскому выражению; далее можно попросить учащихся вставить
полученные глаголы в предложения с пропусками или составить собственные фразы с
ними.
Например:
·
to talk into (
something/ doing something) – уговорить ( кого-то что-то сделать)
·
to
talk back – дерзить, огрызаться
·
to talk over – обсудить (проблему
или план)
·
to
talk out of ( something/ doing something) – отговорить ( кого– то что– то сделать)
Use back, into, over, out to
complete the sentences:
1.
I
tried to talk him ____ of this dangerous decision but I failed (мне не удалось), it
didn’t work.
2.
No
one likes the situation when people talk ____ to them.
3.
I
was really tired and she easily talked me ____ taking a week’s holiday.
4.
His
parents talked it ____ and decided to allow him to join the group.
b.
Синонимы/ антонимы. Выделение разным цветом пар слов в облаке помогает обучающимся быстро найти пару: fast-
quick, full – empty, hard – difficult, safe – dangerous, wet- dry, slow- fast,tall
– short, thick- fat, etc.
Упражнения на
группировку
a.
Неправильные
глаголы–
даются инфинитив и вторая форма, инфинитив и третья форма или все три формы.
Задача учащихся- назвать три формы неправильных глаголов, составить
предложения в разных временах с использование всех форм изученных глаголов.
Упражнению можно придать соревновательный характер и определить, у кого
получилось самое длинное предложение, или кто составит всех больше предложений.
b.
Лексические
единицы, относящиеся к разным изученным темам. Учащиеся должны сгруппировать
слова по темам “School”, “ Clothes”, “ (работа в группах
или фронтально).
Упражнения на
трансформацию и расширение речевого образца.
Учитель
создает облако, содержащее грамматическую структуру, которую надо закрепить или
повторить . Например, в настоящем совершенном времени (The present
perfect tense): I have never been in London. He has seen Big Ben.
Учитель просит
выполнить ряд упражнений от репродуктивного уровня ( узнавания изученной структуры)
до продуктивного уровня ( составление собственных предложений по образцу). Это
могут быть следующие формулировки заданий: восстановить порядок слов в
предложении, определить какая грамматическая структура использована, составить
вопросы к этому предложению ( Have you ever been to London? , Has he
seen Big Ben?), составить подобные предложения (
I have never been to Paris. Max has never seen this film.)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА
ЧТЕНИЯ /АУДИРОВАНИЯ
Это
могут быть как вновь предъявленные тексты, так и хорошо известные учащимся ( с
которыми работали ранее – в классе или дома)
Упражнение на
антиципацию ( предвосхищение событий)
Перед
аудированием или чтением какого либо текста учащиеся пытаются сформулировать
тему урока или его общее содержание
a. по форме
самого облака
Учащиеся пытаются сформулировать тему
урока или общее содержание текста, с которым будут работать на уроке. Так,
можно использовать в качестве облаков символы праздников: елка, Санта- Клаус,
сани (Новый год и Рождество), Купидон и сердечки (День Святого Валентина),
Ведьмы, тыквы и летучие мыши (Хэллоуин) и т.д.; музыкальные инструменты, ноты,
скрипичный ключ – речь пойдет о музыке, музыкальных инструментах; облака в виде
животных и птиц предвосхищают разговор по темам “Animals” и “Birds”, портрет Уильяма
Шекспира укажет на разговор об известных писателях или разных направлениях
литературы, т.д.
b. по ключевым словам
Глядя на этот рисунок, учащиеся дадут
однозначный ответ- тема урока “My house/ my flat”. Далее работа в
мини группах. Каждая команда выбирает один цвет и выписывает из «облака»
только слова этого цвета. Выигрывает команда, которая быстрее назовет
все слова с переводом или составит предложения с ними. Например: There
is a sofa in the living room. There are some chairs near the table. Etc.
Прием
ранжирования
Так, при обучении чтению и аудированию
«снизу вверх» (до предъявления текста-образца) обучающиеся распределяют
лексические единицы одного смешанного «облака» на два «облака» – шаблона,
например, учитель предлагает учащимся положительные и отрицательные события в жизни
человека, которые как-то могут изменить его жизнь, повлиять на перемены к
лучшему / худшему.
«Смешанное облако»
Ранжирование –
положительные и отрицательные события
в жизни человека
Используя
методический прием «мозаика» (jig-saw activity), далее можно предложить
обучающимся два разных текста о том, как какие-то события круто изменили жизнь
двух людей (работа в группах).
Поиск эквивалентов
Если
учащиеся учили слова дома, то на уроке они подбирают к русским эквивалентам соответствующие
им английские варианты из слов и словосочетаний, генерализованных в «облаке слов»,
или пытаются дать дефиниции.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПОНТАННОЙ,
НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ
При работе с некоторыми текстами
для чтения/ аудирования можно использовать два методических приема.
a. «сверху вниз»
словарное облако
создается на основе недавно изученных учебных текстов, учащиеся
вспоминают, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте
использовались слова; учитель может задавать наводящие вопросы школьникам
в качестве стимула для использования всех слов, включенных в облако.
b. При обучении
«снизу вверх»
Учитель показывает
облако, составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и просит обучающихся
догадаться о его содержании, или ответить на предваряющие вопросы; Так, при
работе с текстом о Дэвиде Бэкхеме для усвоения фактической информации о спортсмене
можно предложить учащимся 5-го класса облако из ключевых слов, глядя на которые
они могут, с одной стороны, предвосхитить содержание текста по форме облака (футбольный
мяч) и сказать, что он – футболист, а ключевые слова (Beckham, sportsman, football, superstar, cars, Mercedes, Victoria, four children) помогут составить простые
предложения,
указывающие
на его профессию, увлечения, личную жизнь. С другой стороны, слова, объединенные в
данном облаке, могут стать визуальной опорой для ответов на вопросы учителя по
содержанию прочитанного текста или пересказа его своими словами.
Примерные вопросы учителя: 1.
What is his full name? 2. What is he by profession? 3. What kind of sport is he
famous for? 4. Why do journalists in many countries write about him? 5. What
are his hobbies? 6. What is his favourite car? Is he married? 7. What is his
wife name? How many children have they got?
Можно
ввести в «облако слов» прилагательные для описания внешности или черт характера
человека– учащиеся описывают свою семью, ее членов, друзей и одноклассников, картинки
или героев прослушанных / прочитанных текстов, используя как можно больше
описательных прилагательных;
Например:
a) My
family
My family is not very big. I’ve got a
father, a mother and sister. My father is brave and strong. He is very smart.
My mother is clever and kind. She is very beautiful. My sister is a little
girl. She is unique. She is very funny.
b) Harry
Potter
The book about Harry Potter was written by
J. K. Rowling. He was a wizard. His hear is black. His eyes are big. He has the
glasses. He is brave and clever. He is kind and very friendly.
Таким
образом, прием «облако слов» является визуальной опорой для развития мышления
обучающихся, помогающий формировать лингвистическую и дискурсивную компетенции.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Если
научить учащихся создавать свои «облака слов», то можно давать им
индивидуальные домашние задания, а позднее организовать конкурс на лучшую
работу во время проведения недели иностранного языка в школе.
Примеры творческих
заданий:
a) составить
«облако слов» с ключевыми словами, описывающими, например, их
летние каникулы. На уроке школьники обмениваются рисунками, их задача –
составить рассказ по картинке одноклассника, потом обсудить, что было угадано и
сказано верно о проведенных каникулах.
b) придумать загадки (на отработку
изученной лексики), а все правильные варианты внести в «облако слов», напоминающее
по форме тему урока “School subjects”
Ø We listen to
different pieces of music and sometimes sing. The name of subject is …
Ø We spell Russian
words, write dictations, do exercises. The name of the subject is …
Ø We talk about
books and writers. The name of the subject is …
Ø We draw, paint and
talk about paintings. The name of the subject is …
Ø We look at maps
and talk about different countries. The name of the subject is…
Ø We talk about
living things and plants. The name of the subject is …
Ø We talk about how
people lived long ago. The name of the subject is …
c) Составить тексты
загадки,
используя все слова и словосочетания в «облаке», например, по теме “Animals”
It’s green. It’s very strong and angry. It has got big teeth and a
long and tail. It can swim well. It likes to eat meat.
d)
собрать
несколько пословиц из слов в «облаке» : Like father, like son. Love me
–love my dog. Don’t teach your grandmother to suck eggs.
e) создать «облако
слов» с изученными или новыми пословицами, которое по форме будет
отображать смысл пословицы. Задача учащихся – найти спрятанные предложения и
правильно перевести их на русский язык (кто быстрее? ).
Правильные варианты:
1). There is no so faithful friend as a
good book. (Нет
лучше друга, чем книга) – «облако» в форме книги. 2). You can count it on your fingers. (Раз-два и
обчелся / Можно по пальцам пересчитать) – в форме ладони одной руки.
f) составить «облако слов» в
форме животного , фрукта (яблоко, груша, банан, арбуз), предмета,
обозначающего школьные принадлежности (книга, тетрадь, портфель) и т.п., включив
в него как можно больше предлогов места и записать предложения с
ними, описывая местоположение этого животного или предмета.
Можно организовать соревнование – кто
составит больше предложений за ограниченное время (например в течение 2 мин).
Возможные варианты
учащихся со словом ‘cat’:
The cat is outside
the house. The cat is between two trees. The cat is under the bench. It is behind the house. Etc.
Таким образом,
прием «облако слов» не только является средством визуализации в учебном
процессе (реализация принципа наглядности), но он развивает творческие
способности учащихся и стимулирует познавательную активность школьников:
благодаря современной мультимедиа среде создаются благоприятные условия для
развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей
учащихся: умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, расширять идею, фантазировать.
«Облако слов» –
один из методических приемов, позволяющий объединять ключевые слова и словосочетания
в единый привлекательный по форме рисунок, с опорой на который учащиеся могут без
зубрежки отрабатывать лексические единицы не только на уровне слова,
словосочетания, но и строить предложения разного коммуникативного типа
(повествовательные, отрицательные, вопросительные) и связные высказывания
разной степени протяженности, т.е. формируются прочные, гибкие навыки использования
учащимися лексических единиц в разном контексте.
Ключевые слова,
зафиксированные в одном рисунке, используются в качестве вербальных опор – стимулов,
которые помогают учащимся без особого труда восстановить общий смысл
прочитанного / прослушанного текста (реконструировать текст-образец) или удерживать
в памяти собственное монологическое высказывание в рамках изучаемой лексической
темы. Это один из способов научить школьников логически и последовательно
формулировать мысли в устной и письменной форме.
Использование
сервиса «облако слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, сделать
его более привлекательным, тем самым повысить эффективность обучения и способствовать
формированию устойчивой положительной мотивации учащихся к предмету «английский
язык» в целом.
Список литературы
1. Павлова Е. А. «Облако слов как один из приемов совершенствования
лексических навыков говорения на уроках английского языка». Журнал
«Иностранные языки в школе» №3 2016
2. УМК “Rainbow English” О. В.
Афанасьева, И. В. Михеева
3. Tagxedo –
Gallery – URL: http://www.tagxedo.com/gallery.html
4. Word Art- URL:
https://wordart.com/
Скачано с
www.znanio.ru
Первая гимназия
WORD CLOUD
как прием активизации речи на уроке английского языка
(из опыта работы)
Дашкевич И.В.
учитель английского
языка
Петропавловск,2014г
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению — гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.
Сейчас эффективность применения информационных технологий на занятиях английского языка уже не подлежит сомнению. Применение интернет-сервисов имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний.
Я расскажу о приеме использования компьютерной программы, так называемом «облако слов» или “word cloud ”на уроке английского языка.
Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме. Вводите в специальное поле текст или URL (адрес сайта), и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом.
В своей работе я использую, в основном, следующие ресурсы:
http://www.wordle.net , www.tagul.com , http://tagxedo.com http://www.abcya.com (для детей)
Работать с сервисами совсем не сложно. Попробуйте все варианты и выбирайте тот, который больше понравится и больше подходит для реализации поставленных целей и задач.
Прием работы с word cloud необычен, забавен, весьма полезен для визуалов (тех, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения). С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для доклада или презентации. С другой — полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений.
Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить в классе. Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, можно составлять и распечатывать словесные изображения, когда ученики готовят пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.
Я вижу большие возможности использования «Word clouds» на уроках английского языка:
- При введении в тему
- При повторении в начале урока
- При систематизации, повторении материала
- При работе с текстом
- При работе с языковым и грамматическим материалом и.т.д.
- При контроле.
В своей работе я использую эти “облака” для достижения различных целей.
I. Warming up/ Prediction
– Организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать содержание по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать.
II. Фонетическая зарядка
– Каждый ученик (пара) получает определённый звук, например [p]
и подбирают не менее 20 слов с данным звуком (в начале, середине или в конце слова), выходят на сайт, создают «облако» на основе своих слов.
Затем делают скриншоты своих «облаков», сохраняют их, обмениваются и определяют звук для каждого «облака»
III. Введение и первичное закрепление лексического материала.
– На этапе введения новой лексики можно составить “облако” из слов одной темы, например, названий видов транспорта, показывая картинки, попросить детей найти соответствующие названия из “ облака”.
– На этапе тренировки использования новых лексических единиц моим ученикам очень нравится следующая игра – найти в облаке слова по какой-либо теме. Например, для своих восьмиклассников при изучении темы “The World of Shopping” я составила облако по 3 темам: фрукты/ овощи, контейнеры, магазины и дети находят лексику сначала по одной теме, потом по второй и третьей.
– Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.
IV .Для отработки грамматического материала.
– из “облака слов” нужно составить длинное предложение, содержащее грамматическую структуру, которую Вы хотите повторить (изучить) или проверить (I have never been so happy in the whole life) или порядок слов в предложении.
– сделайте “облако слов” из вопросов, объединяющих определенную тему по грамматике для повторения, f.e. conditionals
– учащиеся должны составить вопросительные условные предложения, используя все слова из «облака», сравнивают свои предложения с предложениями партнера или ученика из другой группы.
– Каждый ученик из пары или группы находит другого ученика, задает свои вопросы, в то время, как Вы контролируете и делаете пометки для последующего обсуждения.
V. Для работы с текстом для чтения или аудирования
Pre-reading Tasks.
– Показать” облако ” слов, взятых из незнакомого текста. Выделяя курсором ключевые слова, можно предсказать идею текста, тему…
-Создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад. Очень интересно сопоставить прогнозы учащихся о тексте, глядя на “облака”c фактическим содержанием текста. Далее спросить, что студенты уже знают об этом событии, почему именно те или иные слова выделены
Этот вид работы может осуществляться как со всем классом, так и в группах (учитель может распечатать “облака” заранее и раздать их в группах).
– Включить в “облако” все слова, которые необходимо разобрать перед чтением нового текста/прослушиванием аудио, составить предложения с ними.
Например, текст о Милне (7 класс, Верещагина О.В) При наведении курсора на слова, оно увеличивается в размере и выделяется.
– Составить и ответить на вопросы для понимания из “облака”, затем сравнить ответы после чтения фактического текста
– Подвести итоги предсказания
While-reading Tasks
– Превратить текст (эссе, сообщение, абзац, статья, и т.п.) в “облако”, где выделенные ключевые слова можно использовать для расширения словарного запаса, найти определения, синонимы, антонимы…
Попросите ваших учеников при прослушивании текста делать пометки, чтобы позже ключевые слова из “облака” помогли им вспомнить содержание текста.
Post-reading tasks.
– Ученик выбирает одно слово из “облака” для обсуждения
– Если ученики имеют хороший уровень знаний, можно попросить их реконструировать текст по ключевым словам.
– Учащиеся составляют свои предложения и делают свои «облака слов», обмениваются и восстанавливают текст по рисунку друга.
– Создать “облака” из ключевых слов изучаемого текста, распечатать и развесить в классе для запоминания.
– Написать слова и фразы, которые ассоциируются у учащихся с определённой темой, создайте. Студентам должны обсудить словарное облако, уделяя особое внимание самым популярным словам.
VI. Для совершенствования речи
– Написать рассказ о себе в “word cloud”. Ученики будут иметь возможность видеть ключевые слова, слушать другого ученика и представлять все то, что важно для их сверстников. Сравните слова, которые используются чаще всего мальчиками или девочками, по возрастным группам. Эти уроки желательно проводить на интерактивной доске.
– Я составила “облако” о своих летних каникулах( в Wordout и Wordle ), а мои ученики о своих . Потом мы обменялись работами и ученики должны были составить рассказ о каникулах по картинке. Прослушав внимательно рассказы, потом обсудить, что было угадано и сказано верно о каникулах товарищей.
Использование этого ресурса можно распространить на изучение пословиц, идиом (например, с определённым словом или на определённую тему) и просто для составления рассказов. Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к ЕНТ или ВОУД или реализации мини-проектов.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.
Результативность
Использование сервиса «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.
Источники
1. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» –Москва, 2001.
2. Ниязова Айгуль Есенгельдиевна. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке. Санкт-Петербург. 2004
2. Тороп Валерия Валерьевна Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля
3. Блог Марины Курвитс. Сервисы для создания облака слов и 51 способ их использования в обучении.
4. Рудинская В.В. Облако слов (презентация)
5.Полезные ресурсы — создаем словарные облака с помощью Wordle.
6. http://www.nachalka.com/wordle
7. http://turlainata.blogspot.com/2013/10/blog-post.html
8. http://www.slideshare.net/ShellTerrell/teaching-with-word-cloud-tools
9. http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/97187/
“Облако слов” как дидактический инструментарий учителя
DOCX / 1.61 Мб
«Облако слов» как дидактический инструментарий учителя иностранного языка
Урок иностранного языка (далее английского) направлен на практический результат и достижение коммуникативной компетентности, определенного уровня грамматических знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять работу с текстом в письменном и устном виде, эффективно общаться.
По исследованиям психологов – 80% обучающихся являются визуалами и лишь 20% аудиалами и кинестетиками. Данное явление не случайно. В современном обществе происходит глобализация информации, которая приводит к изменениям в ментальном плане, в связи с чем, формируется и приобретает массовое распространение – клиповый тип мышления. Таким образом, современному образовательному учреждению важно вовремя скорректировать преподавание дисциплин в соответствии с запросами общества. Клиповое мышление представляет собой приобретенное свойство, которое развивается и формируется в процессе модифицирующихся условий и ритма жизни человека. Клиповое мышление обладает рядом особенностей таких как, быстрота приема и переработки воспринятых данных, преобладание визуального восприятия информации, проблем с восприятием длительной линейной порядка последовательности и однородной информации.
Одним из способов, позволяющим работать с возрастающим потоком учебной и научной информации, а также реализовывать приемы совместной деятельности обучающихся, является прием визуализации информации или знаний. Понимание «визуализации» как процесса наблюдения включает в себя мыслительную и познавательную активность личности, а сами визуальные дидактические средства выступают лишь иллюстративной функцией.
Помочь в работе с лексикой, тренировке памяти, коррекции внимания и анализа основных идей текста, актуализации знаний по работе с текстом помогает технология «Облако слов». «Облако» из слов – это тоже своего рода текстовая информация. Основой составления «облака слов» является подбор ключевых слов и сочетаний по определенной теме. Основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Ассоциации — это образы и слова, которые возникают при произнесении какого-либо слова или понятия. По любой учебной теме можно создать свое «облако». Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием научит ребят систематизации текстового материала.
Задания, предъявляемые школьникам в таком необычном виде, отлично мотивируют их к учебной деятельности. Но, прежде всего, надо начать с объяснения того, что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» — это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров. Дидактический материал можно предъявить в электронном виде или распечатанный на принтере. Также, можно организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Существуют определенные этапы построения «облака слов»: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбора образа, создание «облака».
Возможности использования «облака слов» в обучении английскому языку:
– в облако записать тему урока, которую учащиеся должны определить;
– попросить составить предложения по определенной теме;
– «облако» выступает в качестве опорного конспекта;
– предложить учащимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;
– предложить составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
– создать «облако» на основе небольших текстов или из слов, взятых из незнакомого текста и попросить догадаться о его содержании.
Наличие разнообразного материала позволяет адаптировать упражнения к группам учащихся с разным уровнем подготовки.
Приведу примеры заданий – «облаков слов» к урокам английского языка для 5 класса (на примере УМК «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванса) по теме: «World Animals», Module 5.
Задание: расшифруйте слова, переставляя буквы местами. |
Задание: ответьте на вопросы, ответы найдите в рисунке. – Which animal likes to sit in water? (eats leaves from trees; lives alone; doesn’t drink water; is the king of the jungle; can stay under water for two hours; has spots and can run fast) |
Задание: по ключевым словам догадайтесь, о каком животном идет речь и запишите рассказ. |
Задание: напишите слова в алфавитном порядке |
Задание: опишите животное по ключевым словам. |
Задание: соотнесите русские и английские слова; напишите названия насекомых во множественном числе. |
Задание: составьте предложение из слов. |
Задание: найдите в списках слов лишнее. |
Задание: постройте вопросительные предложения по ключевым словам. |
Задание: сформулируйте правило правописания окончания глаголов в форме 3-го лица ед. ч, дополните своими примерами. |
Задание – проект: напишите рассказ о своем питомце, опираясь на ключевые слова. |
Задание: дополните конструкцию as … as (такой же … как …), используя прилагательные из рисунка и названия животных (a bee, an owl, a kitten, a snail, a mouse, a lamb, a peacock, an ox, a mule). |
Кратко особенности «облака слов» можно описать следующим образом:
– лаконичность;
– наличие графических объектов;
– полезная информационная нагрузка;
– красочное представление, креативность;
– внятное и осмысленное представление материала;
– простота;
– одна идея в одной работе;
– баланс цветов и изображений;
– способ вызывать эмоции или побуждать к действиям;
– способ задуматься или активизировать мыслительную деятельность;
– способ анализировать информацию самому и делать выводы.
В итоге, можно сделать вывод о том, что педагогам необходимо пересмотреть и переосмыслить содержательную часть учебного материала информационных технологий, учитывать не только возрастные особенности обучающихся, но и особенности их окружающей среды, а именно особенности мышления, которое представляет собой «клиповое» мышление. Необходимо использование визуальных методов и средств при разработке, структурировании и подачи обучающего материала. В форме изложения материала должны присутствовать яркие, четко структурированные визуализированные материалы, способствующие развитию интереса и повышению эффективности запоминания, что в свою очередь повысит уровень знаний необходимых развития личности обучающегося. К тому же, визуализация терминов, грамматических и синтаксических форм, ключевых слов, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, определяют преимущества использования «облака слов» при работе с лексикой и грамматикой иностранного языка.
Источники:
– Wordart http://www.wordart.com
– Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности. Выпуск 2: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю. А. Демичева; Камч. ИРО. — Петропавловск-Камчатский : Камч. ИРО, 2017. — 100 с.
Word clouds — это изображения, которые формируются из списка слов. Обычно, чем чаще слово появляется в списке, тем большего размера или чаще оно будет встречаться в облаке слов. Причем само это облако может иметь абсолютно любую форму (ниже — несколько примеров). Подойдет не только для английского, поскольку их можно составлять самостоятельно.
Использование облака слов можно применять как для учеников-визуалов, так и просто чтобы разнообразить подачу материала или формат заданий.
Что можно делать с помощью word clouds?
▫️В начале урока дать ученикам ознакомиться с облаком и отгадать тему урока
▫️ Распределить слова с облака по группам
▫️ Выписать незнакомые слова в словарь
▫️ Составить предложения со словами определенного цвета
▫️ Найти слова в тексте, над которым работаете
▫️ Выбрать из облака слова, относящиеся к тексту/теме урока и т.д.
Где составлять word clouds?
💭
https://wordart.com/ — самый известный и один из самых старых сайтов. Выбираете create, вводите слова вручную или импортируете список, отмечаете количество слов (например, father встречается 1 раз, brother — 4 раза и т.д.), нажимаете visualize — и красивое разноцветное облако готово!
💭 https://www.wordclouds.com/ — этот сайт удобен тем, что можно не просто импортировать свой список, но и загружать pdf, txt или doc или даже веб-страницу, а сервис уже соберет слова оттуда
💭 https://www.abcya.com/games/word_clouds — более красочный и «детский» вариант