Как составить обоснование цены поставщика

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«
Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика

Место нахождения

Почтовый адрес

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Предмет контракта

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Способ закупки

Закупка у единственного поставщика

Цена контракта

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www…….

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

     

«_____» ________________2017 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

________________________________ /___________________/

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

 

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

5

41 000,00

205 000,00

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

12

32 000,00

384 000,00

Вид работ № 3. Веб-визуализация  системы поиска на ОС

8

36 000,00

288 000,00

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

5

38 000,00

190 000,00

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

15

27 000,00

405 000,00

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

397 440

Материалы и программное обеспечение, руб.

567 200

Оборудование и спецтехника, руб.

428 360

Прочие прямые расходы, руб.

514 000

Накладные расходы (40%)

1 351 600

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Прибыль (5%), руб.

236 530

Общая стоимость, руб.

4 967 130

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

304

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. 

Управление государственными и муниципальными закупками (14412040 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.

Методы обоснования НМЦК: как выбрать правильный

Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).

По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.

Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.

Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.

Название метода

Применение

Норматив

Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен)

Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК

Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ

Нормативный

Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены

Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ

Тарифный

Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы

Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ

Проектно-сметный

Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация

Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ

Затратный

Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются

Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ

Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.

Форма обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:

  1. Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
  2. Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
  3. Выявляем однородность полученных цен.
  4. Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.

Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения. К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п. 3.22 Методических рекомендаций № 567).

Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):

формула расчета НМЦК

Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).

расчет НМЦК

Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.

пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Обоснование НМЦК тарифным методом

Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:

  • водоснабжение и водоотведение (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011);
  • электроснабжение (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • общедоступная электросвязь, почтовая связь (перечень из ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:

  • по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
  • по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).

Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.

Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:

  1. Определяем сметную стоимость строительных работ (ст. 8.3 ГрК РФ).
  2. Используем прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при составлении сметы (письмо Минстроя № 8587-СМ/09 от 02.03.2018).
  3. Расчет проводим с учетом правил Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019. Учитываем разъяснения Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертизы России».

В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.

Пример обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК нормативным методом

Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

НМЦ определяют так: необходимое количество товара умножают на предельную стоимость (п. 4.2 Методических рекомендаций № 567). Вместе с нормативным применяют и метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитайте цену двумя способами, и если НМЦ по анализу рынка меньше нормативного показателя, используйте ее в закупках (п. 4.4 Методических рекомендаций, письма Минфина № 24-01-08/34018 от 27.04.2020, № 24-01-08/36522 от 06.05.2020).

Обоснование НМЦК затратным методом

Используйте затратный способ, если никакие другие методы обоснования НМЦ не подходят. Обычно такой расчет применяют для закупки товаров, работ, услуг с индивидуальными характеристиками или при отсутствии необходимого количества поставщиков.

Для расчета начальной цены надо сложить прямые и косвенные затраты на производство или покупку, реализацию товаров и прибыль, обычную для конкретной сферы деятельности. Вся эта информация есть в ЕИС — в исполненных госконтрактах из реестра контрактов. Кроме того, разрешается использовать сведения из общедоступных источников и результаты исследований рынка, которые инициировал заказчик.

К затратам в рамках затратного способа относят заработную плату работников, налоги, коммуналку, аренду, покупку материалов, ГСМ и другие расходы.

Закупки с особенностями обоснования НМЦК

Для некоторых заказов начальная цена определяется не только по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы, но и с учетом особого порядка и отраслевых правил. К таким закупкам относятся:

  • заказы в градостроительной сфере. Стоимость работ рассчитывают в порядке, определенном Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019;
  • государственный оборонный заказ. Товары, работы и услуги в рамках ГОЗ приобретают в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017;
  • энергосервисные контракты. Особенности обоснования НМЦ прописаны в приложении № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010;
  • медицинское оборудование. Стоимость формируют по нормам ПП РФ № 881 от 03.11.2011;
  • лекарственные препараты для медицинского применения. Заказчики руководствуются Приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019;
  • медицинские изделия. Эти закупки регламентирует Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020;
  • стандартное жилье у единственного поставщика. Обязательно изучите Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008;
  • встречные инвестиционные обязательства в регионах. Учитывайте правила ПП РФ № 1166 от 12.11.2016 и региональные нормативные акты;
  • регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами. Для таких заказов действует Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021;
  • охранные услуги. НМЦ рассчитайте на основании Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021.

В каких случаях НМЦК не обосновывают

В 44-ФЗ указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заключаете контракт с единственным поставщиком. Цену контракта с едпоставщиком рассчитывают так же, как и для конкурентных процедур, — одним из способов ст. 22 Федеральной контрактной системы. Если эти методы не подошли, используйте собственный способ расчета. Но обязательно подготовьте обоснование невозможности применения других способов расчета НМЦ (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-08/16645 от 05.03.2020).

При планировании закупок и заключении контракта с единственным поставщиком обоснование НМЦ не требуется. Если заказ соответствует правилам нормирования и формирования стоимости, его признают обоснованным (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).

Но есть случаи, когда обоснование НМЦК с единственным поставщиком все же потребуется. Если заключаете контракт по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, подготовьте форму-обоснование. Укажите стоимость контракта, метод ее расчета и перечислите подтверждающие документы.

Если проводите закупку у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме, сформируйте извещение, приложите к нему проект контракта и обоснование ЦК (п. 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).

Как накажут за нарушения

Если заказчик нарушил порядок расчета НМЦК, его должностному лицу грозит штраф:

  • за включение в план-график НМЦ без обоснования или закупки с неправильным обоснованием — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за несоблюдение порядка, формы обоснования НМЦ — 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за нарушение правил расчета начальной цены по государственному оборонному заказу — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).

Если нарушили правила 44-ФЗ из корыстных целей, личной заинтересованности, возможна уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ). Но накажут, только если нарушение привело к крупному ущербу.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
  • Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
  • 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
  • Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
  • Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.

Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта. Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ. Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.

В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.

  1. Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
  2. Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
  3. Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
  4. Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
  5. При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
  6. НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
  7. Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
  8. Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.

Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Государственные и муниципальные заказчики составляют план своих закупок, в котором они обязаны указать начальную (максимальную) цену контракта (ст. 18 44-ФЗ). Следовательно, уже на этом этапе необходимо произвести расчеты и сделать обоснование цены по 44-ФЗ по каждой позиции плана. Нарушение данного требования наказывается штрафами (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

Подготовленные в соответствии с действующими регламентами планы госзакупок публикуются в ЕИС. Сведения должны быть размещены в системе на протяжении 10 рабочих дней после того, как организации доводятся утвержденный бюджет и план финансово-хозяйственной деятельности (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ).

В дальнейшем, составляя для закупки документы, делая обоснование цены контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан придерживаться тех показателей, которые были указаны в плане. Если возникает необходимость внести изменения в условия закупки, например, потому что сократилось финансирование по конкретной позиции либо нужно учесть экономию по реализованным контракту, то корректируются планы-графики и соответственно выполняется перерасчет НМЦК.

Заказчик обязан опубликовать в системе откорректированный план-график. При этом должно оставаться не менее 10 рабочих дней до того момента, как будет размещено извещение о закупке.

Методические рекомендации из Приказа Минэкономразвития № 567 от 2.10.2013 регламентируют порядок расчета и обоснования цены контракта по 44-ФЗ, образец можно найти в Приложении № 1 этого документа.

Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

В ст. 22 44-ФЗ приводятся методы, которые могут использовать заказчики для расчета начальной (максимальной) цены контракта. Также необходимо принимать во внимание методические рекомендации, утвержденные Приказом № 567. Частью 1 ст. 22 44-ФЗ предлагаются следующие методы для расчета НМЦК:

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Закон не ограничивает права заказчика использовать другие способы расчета при условии, что методические разработки имеют официальный статус и утверждены органами власти различного уровня. Таким примером является Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

Закон предлагает при расчете НМЦК в первую очередь ориентироваться на метод сопоставимых рыночных цен (ст. 22 44-ФЗ). То есть заказчик собирает информацию из официальных источников относительно реальной рыночной стоимости товаров или работ, планируемых к закупке (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При этом допускается вводить в расчет коэффициенты и индексы, позволяющее получить объективные значения стоимости ТРУ, но каждый параметр потребуется обосновать.

Что делать организации-заказчику, если ни одна из предлагаемых законом методик не позволяет правильно рассчитать и обосновать цену по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос содержится в ч. 12 ст. 22 44-ФЗ. В этом случае заказчик вправе выбрать свой уникальный метод, но придется обязательно выполнить обоснование невозможности применения методов, изложенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

При обосновании цены по 44-ФЗ чаще всего применяется именно этот метод. В его основе лежит анализ существующих на рынке цен на те ТРУ, которые являются предметом контракта. В том числе он подходит для обоснования цены по 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика. Заказчик может скорректировать полученную таким методом стоимость при помощи различных коэффициентов и индексов, если существуют объективные отличия проанализированных объектов от предполагаемых к закупке либо имеются особенности в условиях поставки. Но не следует забывать, что такие коэффициенты и индексы должны быть обоснованы.

Сведения о реальной рыночной ситуации собираются из различных источников:

  • публичные источники, содержащие информацию о ценах на рынке (ч. 18 ст. 22 закона 44-ФЗ);
  • данные от поставщиков, реализующих аналогичные ТРУ. Они предоставляются по соответствующим запросам от организаций-заказчиков;
  • сведения об уровне цен, полученные заказчиками через ЕИС после проведения запросов о стоимости ТРУ.
  • Нормативный метод

Этим способом рассчитывается НМЦК в том случае, если к объекту закупки предъявляются требования, касающиеся максимального лимита стоимости, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ. Методика подходит как для конкурсных процедур, так и для сделок с единственным поставщиком. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС правила нормирования, требования и предельные пороги цен для конкретных товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения деятельности различных государственных и муниципальных структур.

На сегодняшний день существует многоуровневая система нормирования. Но в будущем планируется ее изменение и внедрение единственного уровня.

  • Тарифный метод

Если стоимость объекта закупки, предназначенного для нужд государственных и муниципальных учреждений и образований, регулируется федеральными законодательными либо муниципальными правовыми актами, то обоснование цены по 44-ФЗ должно выполняться в соответствии с данной методикой.

Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Тогда НМЦК контрактов, заключаемых при помощи конкурентных и неконкурентных процедур, определяется в соответствии с тарифами, установленными на объект закупки. Именно эти значения и ложатся в основу обоснования цены контракта 44-ФЗ. Пример: стоимость 1 литра воды или 1 кВт электроэнергии при закупке услуг водопотребления и электроснабжения соответственно.

Тарифный метод применяется не только при закупке коммунальных услуг, но и услуг связи – электрической и почтовой. По таким закупкам при обосновании цены по 44-ФЗ учитывается Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637, содержащее список объектов, для которых используется именно этот способ расчета НМЦК. За единицу стоимости товара (услуги) принимается соответствующий тариф.

  • Проектно-сметный метод

По этому методу рассчитывается НМЦК при проведении закупки через конкурентную и неконкурентную процедуру, если объектом являются:

  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проводимые в соответствии с проектной документацией;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
  • Затратный метод

Если вышеописанные методы применить невозможно, тогда обоснование цены по 44-ФЗ выполняется при помощи затратного метода. НМЦК при проведении закупки при помощи конкурентной или неконкурентной процедуры определяется как сумма всех расходов на конкретную деятельность плюс средний уровень прибыльности данной сферы. То есть фактически делается калькуляция стоимости единицы ТРУ. В число расходов включаются прямые и косвенные, необходимые для производства (либо приобретение и последующую продажу), издержки на доставку, складирование, страхование и пр.

Затратный метод используется для обоснования цены по 44-ФЗ, например, для таких объектов, как арендная плата, оплата труда наемных работников, налоговые отчисления, сырье и комплектующие, топливо, коммунальные услуги и т. д.

Что касается учета прибыли, то эти данные заказчик может получить на основании анализа рыночной ситуации, а также из публичных информационных источников и из сведений по контрактам, размещенным в ЕИС (ч. 11 ст. 22 № 44-ФЗ).

5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен

Проектно-сметный метод

Как уже упоминалось выше, заказчик рассчитывает НМЦ и делает обоснование цены по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен, опираясь на Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Но контролирующие инстанции зачастую выявляют ошибки, если заказчик досконально следует методике при расчете начальной цены контракта.

  1. При заключении контракта с единственным поставщиком нельзя строить расчет на среднем значении стоимости товаров (работ, услуг).

    По всем закупкам, указанным в плане-графике, заказчики должны были до 1 января 2020 выполнять обоснование цены по 44-ФЗ. Исключением из этого правила являются сделки относительно объектов, предусмотренных п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Но на практике, сложившейся в сфере госзакупок в отдельных федеральных или муниципальных образованиях, заказчики дают обоснование цены по 44-ФЗ в том числе и по закупкам, перечисленным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 указанного нормативного акта.

    Если обоснование цены по 44-ФЗ делается для закупки у единственного поставщика, то метод сопоставимых рыночных цен применять нельзя, так как он позволяет получить среднюю величину из предложений на рынке. Но закупка проводится неконкурентным методом, поэтому она правомерна лишь в том случае, если цена контракта будет наименьшей из возможных. Среднее арифметическое значение стоимости не отвечает этому условию, следовательно, такая сумма сделки в данных обстоятельствах признается завышенной.

  2. НМЦК не должна определяться лишь на основании коммерческих предложений.

    Такую ошибку заказчики допускают чаще всего. Если обоснование цены по 44-ФЗ основано исключительно на коммерческих предложениях, то у контролирующих органов обязательно возникают подозрения относительно того, что сами эти предложения поступают от нужных компаний и содержат именно эту информацию, в которой заинтересованы контрагенты. То есть в них отсутствует главный параметр – объективность.

    Рассчитывая НМЦ контракта, заказчику необходимо, кроме коммерческих предложений, учитывать данные из других источников. Самым надежным из них считается реестр контрактов, поэтому следует воспользоваться для обоснования цены по 44-ФЗ сведениями с сайта ЕИС, выбрав сделки по аналогичным объектам закупки.

  3. Нельзя использовать данные коммерческих предложений, если в них речь идет о совершенно других объемах поставки.

    Повсеместно распространенной практикой является то, что в коммерческих предложениях поставщики указывают только стоимость единицы товара – за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д. Но поставка предполагает определенные объемы, – например, 1 тонна, 500 шт., 2000 упаковок и т. д. Соответственно, коммерческое предложение должно содержать сведения о стоимости всего лота, а не только о единице.

    Контролирующие органы вполне правомерно полагают, что при продаже крупных объемов поставщик делает скидку, которая не отражается в предложениях, учитывающих лишь цену единицы. Следовательно, принимать их для обоснования цены контракта по 44-ФЗ неправомерно.

  4. Нельзя использовать для расчета коммерческие предложения, в которых не обозначен срок действия.

    Обоснование цены договора 44-ФЗ

    Подобная ошибка также часто выявляется контролирующими органами. При обосновании цены по 44-ФЗ заказчик должен доказать ее актуальность. Но сделать это невозможно, если в коммерческом предложении отсутствует дата, до которой оно действует.

  5. Нельзя использовать коммерческие предложения, появление которых заказчик не в состоянии объяснить.

    Нормальной схемой поступления коммерческих предложений является их направление потенциальными поставщиками по запросам заказчика. Если же предложение имеется, а запрос по нему не направлялся, то использовать его в расчетах нельзя, контролирующие органы не признают обоснованность такой информации.

Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ

Наряду с прочими сервисами, посвященными вопросам госзаказов, Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ) в рамках проекта «Контрактная система в действии» заказчикам предлагается онлайн-калькулятор, помогающий бесплатно рассчитать НМЦК.

В его основу положен метод сопоставимых рыночных цен, базирующийся на оценке рыночной ситуации и Методических рекомендациях.

Функционал онлайн-калькулятора позволяет вычислить такие параметры, как коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также в него заложены архивные данные по ценам, он может корректировать расчетные значения с учетом способа закупки.

Калькулятор генерирует всю информацию по обоснованию цены по 44-ФЗ и представляет ее в форме, предложенной Минэкономразвития РФ. Дополнительно все сведения сводятся в таблицу.

Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ придает большое значение обоснованию НМЦК (а также единицы ТРУ) при конкурентных и неконкурентных способах закупки. Заказчики, нарушающие это требование либо делающие ошибки, привлекаются к ответственности.

  • Допущены ошибки при разработке закупочной документации.

Нарушением является и неверный метод, который заказчик использовал для расчета начальной минимальной цены контракта. За это полагается 3 000 руб. штрафа, который накладывается на должностных лиц в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • При публикации закупочной документации допущены нарушения.

В частности, в составе документации, размещенной в системе, отсутствует расчет и обоснование цены по 44-ФЗ. Либо заказчик не отметил, что цена контракта установлена на основе коммерческого предложения.

За это нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц 15 000 руб., для юридических — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  • При обосновании НМЦК не соблюден порядок или форма.

Данное нарушение наказывается штрафом 10 000 руб., налагаемым на должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В законе четко описано, что такое начальная (максимальная) цена контракта, как она должна определяться. Эта величина прямым образом влияет на процедуру госзакупки, поэтому очень важно правильно ее рассчитывать.

Обоснование закупок по 44-ФЗ: что это такое, для чего это нужно и как подготовить такое обоснование? + пример

В первую очередь эта тема будет полезной для заказчиков и специалистов отделов по закупкам. Однако поставщикам тоже нужно ознакомиться с этим материалом, чтобы расширить свой кругозор, уметь разговаривать с заказчиком на одном языке, а также понять, что такое обоснование закупки, как оно формируется, что влияет на составление этого документа, и почему он так важен.

За все время своего существования статья 18 44-ФЗ, которая регламентирует обоснование закупок, несколько раз обновлялась, последние изменения вступили в силу 1 января 2021 г., а некоторые положения и вовсе исчезли на сегодняшний день.

Давайте вместе разберемся в нововведениях и особенностях подготовки документа.

Что такое обоснование закупки?

С 1 мая 2019 г. были внесены изменения в ст.18 44-ФЗ на основании 71-ФЗ, который утвердил, что обоснованной является та закупка, которая осуществляется в рамках ст.19 (о нормировании в сфере закупок) и ст.22 44-ФЗ (об НМЦК в отношении контрактов с единственным поставщиком) (ч.1 ст.18 44-ФЗ). Так, были изменены пункты 1 и 4 ст.18, а п.2, 3 и 7 были упразднены полностью.

До этого времени обоснование закупок определялось как отдельный документ, указанный в приложении и подтверждающий, что планируемое мероприятие соответствует целям заказчика.

Заказчики должны уметь правильно составлять обоснование закупки в соответствии с требованиями и условиями контрактного законодательства. Проверку документа осуществляют уполномоченные органы власти, в том числе контролирующим органом может быть Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Формирование обоснования зависит от нескольких факторов:

  • вид конкретной процедуры;
  • способ выбора поставщика;
  • особенностей отрасли хозяйствования, в рамках которой проводится процедура.

Таким образом, 71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес основные изменения в 44-ФЗ и определил новые правила, в том числе и в отношении обоснования закупок. Теперь у заказчиков нет необходимости обосновывать предмет торгов, способ проведения процедуры и НМЦК во всех документах планирования (обязанность обоснования НМЦК в закупочной документации осталась). Больше не нужно заполнять план закупок, так как этот документ был отменен. Составляется только план-график по новой форме.

Чем регулируется?

  • 44-ФЗ;
  • местными нормативными актами.

С 1 января 2016 г. действовало Постановление правительства № 555, которое устанавливало правила обоснования закупок для нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также предлагало формы обоснования в помощь заказчикам.

Но с 1 января 2020 г. данное постановление утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279, которое упразднило ряд нормативных документов и утвердило новую форму для составления и утверждения планов-графиков, а также внесения в них изменений и размещения в Единой информационной системе (ЕИС). Образец новой формы приведем ниже.

Таким образом, ст.18 44-ФЗ давала определение обоснования закупки, определяла условия для его формирования, в Постановлении № 555 было указано, в каком порядке заказчики должны составлять документ и по какой типовой форме (давался бланк документа),  а местные власти определяли сроки подготовки документа и дополнительные требования к его содержанию.

Обоснование закупки наглядно показывало, как конкретное условие помогало достигать цели мероприятия. В ст.13 44-ФЗ были указаны эти цели, т.е. торги проводились для реализации:

  • мероприятий государственных и муниципальных программ;
  • международных обязательств, межгосударственных программ, исполняемых не в отношении государственных и муниципальных программ;
  • иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).

Например, целью мероприятия по возведению жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью процедуры по приобретению офисной техники и расходников – поддержание функционирования муниципального заказчика.

Важный момент! С 1 октября 2019 г. ст.13 44-ФЗ больше не действует на основании 152-ФЗ от 27.06.2019 г.

Какие условия нужно обосновывать?

У заказчиков осталась обязанность обосновывать закупку для плана-графика в отношении НМЦ контракта и способа выбора поставщика. При этом нужно руководствоваться рекомендациями, разработанными Минэкономразвития в приказе № 567.

Для плана закупок следовало обосновывать приобретение каждой позиции товара или каждой оказываемой услуги, а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если процедура содержит в себе поставку и установку технических приборов, то обоснование готовилось по каждой группе аналогичных товаров и отдельно – для перечня работ по установке.

Порядок обоснования

Назовем этапы, которым следует в этом случае заказчик:

Шаг 1. Определиться с объектом закупки, в котором есть необходимость.

Шаг 2. Подготовить обоснование по каждому товару из списка (составлялось для плана закупки, на сегодняшний день его готовить не нужно).

Шаг 3. Осуществить поиск потенциальных подрядчиков.

Шаг 4. Определиться с порядком выбора исполнителя и НМЦ контракта.

Шаг 5. Подготовить план-график мероприятия на ближайший отчетный период.

Шаг 6. Заполнить обоснование для плана-графика по новой форме.

Чтобы сформировать обоснование для плана закупок заказчики должны были заполнить соответствующую таблицу, в которой приводился список объектов торгов  (товаров, услуг или работ каждого вида). В данной форме прописывались следующие сведения:

  • номер процедуры;
  • названия товаров (работ, услуг);
  • цель мероприятия;
  • обоснование по каждой позиции;
  • ссылки на нормативные документы;
  • подпись уполномоченного сотрудникаи дата.

Вот, как выглядела форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок, которую на сегодняшний день заказчики заполнять не должны:

Обоснование закупок по 44-ФЗ: что это такое, для чего это нужно и как подготовить такое обоснование? + пример

Если торги проводились с целью приобретения товаров от иностранного производителя, то в обосновании указывалось, что на российском рынке такая продукция не представлена или отечественные товары не подходят по своим характеристикам под нужды заказчика.

Обоснование по каждой товарной позиции заполняется в зависимости от целей проводимых торгов и требований контрактного законодательства к товарам, работам и услугам, которые приобретают муниципальные или государственные заказчики. Эти требования сформулированы в ст.19 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок.

Поиск поставщиков может осуществляться как посредством Единой информационной системы, так и через официальные веб-ресурсы организаций-поставщиков. Если потенциальных исполнителей больше одного, заказчик организовывает электронную процедуру (аукцион, конкурс и т.д.). Если в этой нише работает только один поставщик, то заказчик готовится проводить торги у единственного поставщика.

Затем следует этап подготовки обоснования для плана-графика, которое включает в себя следующие сведения:

  • начальную стоимость контракта (НМЦК);
  • методику обоснования цены;
  • обоснование ценыпо выбранной методике;
  • способ выбора подрядчикаи его обоснование;
  • перечень особых требований к процедуре(при необходимости) и их обоснование.
Обоснование закупок по 44-ФЗ: что это такое, для чего это нужно и как подготовить такое обоснование? + пример

Скачать бланк можно по ссылке.

Скачать образец заполнения бланка по ссылке.

Сроки составления документа

Как только заказчик получит на свой расчетный счет денежные средства из государственного бюджета на проведение торгов, он должен подготовить обоснование закупки в течение 10 дней, если целью торгов является реализация государственных программ или обеспечение функционирования бюджетных учреждений и органов власти.

В отношении закупок, осуществляемых муниципальными учреждениями, время формирования документа утверждается региональными властями, а заказчики составляют его в сроки, прописанные в местных нормативных актах.

Оценка обоснованности осуществления закупок

71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес изменения в ч.4. ст.18 44-ФЗ, согласно которой оценка обоснованности осуществления закупок проводилась по результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Затем слово «мониторинг» было упразднено, а в остальном формулировка данного положения осталась такой же.

В соответствии с ч.5 ст.18 44-ФЗ по результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная процедура может быть признана необоснованной.

Если запланированная процедура была признана необоснованной, то контролирующие инстанции, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ  (это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении обнаруженных нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и вводят штрафные санкции в отношении виновных лиц, нарушивших контрактное законодательство, в порядке, утвержденном КоАП РФ.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик вправе проводить торги не только для всех желающих поставщиков, но и у единственного исполнителя. При этом такого исполнителя заказчик выбирает сам, основываясь на своих потребностях. В этом случае конкурентная борьба исключается. Составление обоснования по такому сценарию предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Поиск организации, которая производит или поставляет/оказывает необходимые заказчику товары, работы или услуги.
  2. Анализ перспективности заключения контракта с тем или иным возможным исполнителем.
  3. Подготовка обоснования закупки у единственного поставщика.

Причинами заключения контракта без проведения конкурентной электронной процедуры могут быть:

  • срочная необходимость в конкретных товарах или услугах;
  • наличие только одного поставщика данных товаров (исполнителя услуг) в местности заказчика;
  • особые условия у единственного подрядчика.

Эти причины указываются в закупочной документации.

Бывают ситуации, когда заказчик должен быстро среагировать и в кратчайшие сроки организовать торги (например, срочно требуется устранить последствия аварийного происшествия). В этом случае в обосновании необходимо сформулировать, что время, потраченное  на проведение конкурентной процедуры, может негативно сказаться на ситуации и привести к серьезным нарушениям в работе предприятия заказчика. Поэтому оптимальным решением будет провести мероприятие для единственного поставщика, потому что оно значительно проще по подготовке и занимает меньше времени.

Если в местности заказчика представлен только один производитель необходимой продукции (или один подрядчик, способный выполнить работы), то в обосновании закупки отмечается, что транспортные расходы по доставке товаров от производителей из других регионов, в случае заключения с ними контракта, значительно повысят стоимость  такого контракта.

С конца июля 2019 г. законодатели освободили заказчиков от обязанности  обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур и выбор закупки у единственного исполнителя. Но в ч.4 ст.93 44-ФЗ описаны случаи, когда заказчик должен обосновывать НМЦ контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает товары, работы или услуги у единственного поставщика в случаях, которые перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ: по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22-23, 30-32, 34-35, 37-41, 46, 49.

При обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик должен руководствоваться одним из методов, утвержденных в ч.1 ст. 22 44-ФЗ.

В контрактном законодательстве представлены следующие методы обоснования НМЦК:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный.
  • затратный.

В большинстве случаев заказчики используют первый вариант. Применяя рыночный анализ, заказчик сравнивает цены на схожие или тождественные товары у разных поставщиков и рассчитывает среднюю цену в этой нише. Таких цен должно быть не менее 3-х, а разница между ними не должна достигать 33%.

Другие методы применяются, если метод сопоставимых рыночных цен использовать невозможно. Например, нормативный метод используется, если Правительство определило нормативы при определении предельной цены. Тарифные методы применяются, если товары, работы и услуги реализовываются по регулируемой цене. В случае проектно-сметного метода нужно вычислять стоимость на основании локального сметного расчета и чаще всего применяется при торгах на строительство.

И в заключение: заказчики обязаны обосновывать мероприятие согласно требованиям 44-ФЗ, а контролировать их действия должны соответствующие органы власти. Эти меры позволяют обеспечить прозрачность процедуры и проверить заказчика на соблюдение норм контрактного законодательства.

При формировании обоснования нужно руководствоваться действующими нормами контрактного законодательства и результатами аудита и контроля в сфере закупок.

Перед публикацией извещения заказчик обязан рассчитать максимальную сумму, которую может потратить на закупку. Всего есть пять методов обоснования цены контракта по 44-ФЗ. Но для некоторых процедур общие методы не подходят: начальную цену рассчитывают с учетом отраслевых особенностей.

Что такое НМЦК

В Федеральной контрактной системе дается расшифровка НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Это предел стоимости, который заказчик устанавливает для конкурентных процедур. НМЦК указывают в извещении, документации о закупке (если заказчик решил ее составить), приглашении на участие в закрытых торгах. А при заключении контракта с единственным поставщиком используют другой показатель — цену контракта с единственным поставщиком.

В ст. 22 44-ФЗ указано, что такое НМЦК в госзакупках, — это базовый показатель, по которому выбирают способ определения поставщика и срок публикации извещения о закупке в ЕИС (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Для конкурсов и аукционов нет ценовых ограничений, а вот электронный запрос котировок проводят для тендеров не дороже 3 000 000 рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Есть ограничения и для закупок у единственного поставщика — по п. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А для торгов, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, предусмотрен лимит по НМЦК в 20 000 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).

Сроки размещения извещения тоже зависят от начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ — вот они (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):

  • электронный конкурс — минимум за 15 дней до окончания подачи заявок;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 000 000 рублей (до 2 млрд рублей при закупке строительных работ) — минимум за 7 дней до даты окончания подачи заявок, в остальных случаях публикуем извещение минимум за 15 дней до даты окончания подачи заявок;
  • электронный запрос котировок — минимум за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок.

В извещении о закупке обязательно указывают начальную стоимость заказа (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Документы по определению НМЦК, к примеру, расчеты, скриншоты страниц сайтов с датой и временем из подготовки, необходимо хранить с документами о закупках. Таким способом заказчик подтвердит, что он исполнил требования ст. 22 по обоснованию начальной цены.

Для определения начальной цены нельзя использовать иностранную валюту. Исключение сделали только для заказчиков, которые работают на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Предельная стоимость заказа — важный фактор для поставщика. Исходя из ценовой информации, потенциальные исполнители делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере. Также начальная стоимость влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Начальная цена на этапе планирования

Расчет и определение НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦ (ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе).

Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в извещении. Стоимость товаров, работ, услуг в реальном времени отличается от плановых значений, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Перед проведением закупки проверьте актуальность цен товаров, работ, услуг, по которым рассчитывали НМЦК для плана-графика. Для расчета используйте методы из ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Методы обоснования начальной стоимости заказа

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в ст. 22 Федеральной контрактной системы и уточнены в методических рекомендациях Минэкономразвития.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Подробнее:

  • обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод обоснования НМЦК;
  • тарифный метод обоснования НМЦК;
  • проектно-сметный метод определения НМЦК;
  • затратный метод обоснования НМЦК.

Вот обоснования НМЦК в виде таблицы — методом анализа рынка:

Схема обоснования НМЦК, стр. 1

Обоснование НМЦК, стр. 2

Региональные власти вправе вводить дополнительные методические рекомендации локальными нормативными актами. Как пример — распоряжение правительства Москвы № 242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области № 117-р и др. Заказчики применяют и основные, и дополнительные рекомендации при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком определяются по одним правилам — по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Особенности обоснования цены

Для некоторых закупок ценовые показатели рассчитывают по особым правилам. Особенности действуют для заказов:

  • в градостроительной сфере (Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019);
  • в рамках государственного оборонного заказа (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017);
  • по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 ФКС, приложение № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010);
  • отдельных видов медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011);
  • лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019);
  • медицинских изделий, но не для всех (Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020);
  • стандартного жилья у единственного поставщика (161-ФЗ от 24.07.2008);
  • работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта строительства, включенных в один лот по ч. 16.1 ст. 34 Федеральной контрактной системы, но сначала надо получить заключение — после специального аудита, при котором проверяется обоснование предполагаемой стоимости строительства объекта капстроительства (п. 5 ПП РФ № 563 от 12.05.2017);
  • услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами (ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021);
  • с последующим заключением контракта по ч. 56 ст. 112 Федеральной контрактной системы (ч. 59 ст. 112 ФКС, Приказ Минстроя № 175/пр от 30.03.2020);
  • охранных услуг (Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021).

Кроме того, есть особенности определения максимальной стоимости для закупок, которые проводятся для достижения минимальной обязательной доли заказов российских товаров. Такие особенности обоснования и расчета НМЦ, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной стоимости единицы товара определяет российское правительство.

Еще по теме:

  • калькулятор НМЦК по 44-ФЗ;
  • как применяются на практике новые правила расчета НМЦК для закупок работ по строительству;
  • как формировать НМЦК в перевозках.

Добавить комментарий