Как составить обоснование нмцк

Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.

Методы обоснования НМЦК: как выбрать правильный

Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).

По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.

Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.

Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.

Название метода

Применение

Норматив

Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен)

Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК

Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ

Нормативный

Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены

Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ

Тарифный

Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы

Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ

Проектно-сметный

Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация

Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ

Затратный

Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются

Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ

Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.

Форма обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:

  1. Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
  2. Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
  3. Выявляем однородность полученных цен.
  4. Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.

Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения. К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п. 3.22 Методических рекомендаций № 567).

Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):

формула расчета НМЦК

Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).

расчет НМЦК

Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.

пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Обоснование НМЦК тарифным методом

Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:

  • водоснабжение и водоотведение (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011);
  • электроснабжение (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • общедоступная электросвязь, почтовая связь (перечень из ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:

  • по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
  • по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).

Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.

Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:

  1. Определяем сметную стоимость строительных работ (ст. 8.3 ГрК РФ).
  2. Используем прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при составлении сметы (письмо Минстроя № 8587-СМ/09 от 02.03.2018).
  3. Расчет проводим с учетом правил Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019. Учитываем разъяснения Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертизы России».

В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.

Пример обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК нормативным методом

Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

НМЦ определяют так: необходимое количество товара умножают на предельную стоимость (п. 4.2 Методических рекомендаций № 567). Вместе с нормативным применяют и метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитайте цену двумя способами, и если НМЦ по анализу рынка меньше нормативного показателя, используйте ее в закупках (п. 4.4 Методических рекомендаций, письма Минфина № 24-01-08/34018 от 27.04.2020, № 24-01-08/36522 от 06.05.2020).

Обоснование НМЦК затратным методом

Используйте затратный способ, если никакие другие методы обоснования НМЦ не подходят. Обычно такой расчет применяют для закупки товаров, работ, услуг с индивидуальными характеристиками или при отсутствии необходимого количества поставщиков.

Для расчета начальной цены надо сложить прямые и косвенные затраты на производство или покупку, реализацию товаров и прибыль, обычную для конкретной сферы деятельности. Вся эта информация есть в ЕИС — в исполненных госконтрактах из реестра контрактов. Кроме того, разрешается использовать сведения из общедоступных источников и результаты исследований рынка, которые инициировал заказчик.

К затратам в рамках затратного способа относят заработную плату работников, налоги, коммуналку, аренду, покупку материалов, ГСМ и другие расходы.

Закупки с особенностями обоснования НМЦК

Для некоторых заказов начальная цена определяется не только по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы, но и с учетом особого порядка и отраслевых правил. К таким закупкам относятся:

  • заказы в градостроительной сфере. Стоимость работ рассчитывают в порядке, определенном Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019;
  • государственный оборонный заказ. Товары, работы и услуги в рамках ГОЗ приобретают в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017;
  • энергосервисные контракты. Особенности обоснования НМЦ прописаны в приложении № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010;
  • медицинское оборудование. Стоимость формируют по нормам ПП РФ № 881 от 03.11.2011;
  • лекарственные препараты для медицинского применения. Заказчики руководствуются Приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019;
  • медицинские изделия. Эти закупки регламентирует Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020;
  • стандартное жилье у единственного поставщика. Обязательно изучите Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008;
  • встречные инвестиционные обязательства в регионах. Учитывайте правила ПП РФ № 1166 от 12.11.2016 и региональные нормативные акты;
  • регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами. Для таких заказов действует Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021;
  • охранные услуги. НМЦ рассчитайте на основании Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021.

В каких случаях НМЦК не обосновывают

В 44-ФЗ указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заключаете контракт с единственным поставщиком. Цену контракта с едпоставщиком рассчитывают так же, как и для конкурентных процедур, — одним из способов ст. 22 Федеральной контрактной системы. Если эти методы не подошли, используйте собственный способ расчета. Но обязательно подготовьте обоснование невозможности применения других способов расчета НМЦ (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-08/16645 от 05.03.2020).

При планировании закупок и заключении контракта с единственным поставщиком обоснование НМЦ не требуется. Если заказ соответствует правилам нормирования и формирования стоимости, его признают обоснованным (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).

Но есть случаи, когда обоснование НМЦК с единственным поставщиком все же потребуется. Если заключаете контракт по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, подготовьте форму-обоснование. Укажите стоимость контракта, метод ее расчета и перечислите подтверждающие документы.

Если проводите закупку у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме, сформируйте извещение, приложите к нему проект контракта и обоснование ЦК (п. 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).

Как накажут за нарушения

Если заказчик нарушил порядок расчета НМЦК, его должностному лицу грозит штраф:

  • за включение в план-график НМЦ без обоснования или закупки с неправильным обоснованием — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за несоблюдение порядка, формы обоснования НМЦ — 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за нарушение правил расчета начальной цены по государственному оборонному заказу — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).

Если нарушили правила 44-ФЗ из корыстных целей, личной заинтересованности, возможна уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ). Но накажут, только если нарушение привело к крупному ущербу.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цену, а также какую форму и методы использовать для расчета.

Для чего рассчитывают начальную цену контракта

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование НМЦК с единственным поставщиком и для конкурентных закупок производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 600 000 рублей, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 3 млн рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме (ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Есть и другие правила, связанные с обоснованием цены договора: организация-заказчик обязана требовать обеспечения заявки от участника госзаказа, если НМЦК превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Для закупок стоимостью ниже 1 млн рублей организатор торгов вправе (но не обязан) потребовать обеспечить заявку.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Извещение об осуществлении закупки размещается для (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):

  • электронного конкурса — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок независимо от начальной цены;
  • электронного аукциона — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок. Исключением являются случаи, когда НМЦК не превышает 300 миллионов рублей или 2 миллиарда рублей на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Для закупок-исключений извещение размещают не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • электронного запроса котировок — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок независимо от начальной цены.

Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив виды обоснований начальной максимальной цены ФЗ 44, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Как планируют НМЦК

Специалист заказчика рассчитывает НМЦК задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации определяется предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в течение 10 рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

В нормативах Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — при закупках у единственного поставщика. По некоторым пунктам ч. 1 ст. 93 заказчикам разрешено документально не обосновывать цену. К таким пунктам относятся: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч. 1 ст. 93 ФКС.

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик пересчитывает НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в план-график и публикует его не позднее чем за один день до публикации извещения в ЕИС или заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ). Из положений 44-ФЗ понятно, какие условия не обязательны, чтобы цены из реестра контрактов можно было брать для обоснования НМЦК, — заказчик вправе использовать любую доступную информацию для расчета и обоснования начальной цены контракта, в том числе и сведения, опубликованные в реестре контрактов. Но желательно искать исполненные контракты без штрафов и санкций по аналогичному объекту торгов.

Порядок расчета

Методология определения начальной цены регулируется ст. 22 44-ФЗ. При расчете учитываются методические рекомендации, закрепленные в Приказе № 567. Выделяют следующие методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Подробнее:

  • инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен;
  • инструкция по обоснованию НМЦК нормативным методом;
  • инструкция по обоснованию НМЦК тарифным методом;
  • как обосновать НМЦК проектно-сметным методом: пошаговая инструкция;
  • как обосновать НМЦК затратным методом.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти: пример — Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК организация-заказчик вправе применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

ВАЖНО!

В 2022 году в порядок расчета начальной ЦК внесли изменения (104-ФЗ от 16.04.2022). Теперь при определении начальной стоимости заказчикам нельзя использовать сведения о котировках на иностранных биржах. Еще один запрет — нельзя обосновывать ЦК, используя иностранную валюту. Но он не распространяется на российских заказчиков, которые работают в иностранном государстве.

Заказчики заполняют таблицу обоснования цены контракта по 44-ФЗ — используйте шаблон в работе:


Рекомендуемая форма

обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

_______________________________________________________________________________

(указывается предмет контракта)

Основные характеристики объекта закупки ____________________

Используемый метод определения НМЦК с обоснованием: _______________________________

Расчет НМЦК __________________________

Дата подготовки обоснования НМЦК: _______________________

Работник контрактной службы/контрактный управляющий:

_____________ (должность)

___________ /________________/ (подпись/ расшифровка подписи)

Из методических рекомендаций понятно, нужна или нет дата обоснования НМЦК, — да, в документальной форме требуется указать дату формирования расчета.

___________ _______________ 20____ г.

__________________________ / ______________________

Ф.И.О. исполнителя/ контактный телефон


Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Это положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Образец

Приведем пример обоснования начальной цены контракта методом анализа рынка.

Пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документы Скачать документ
Если применяете затратный метод, то приложите обоснование о невозможности использовать другие методы Письмо Минфина от 16.06.2017 № 24-02-06/37730 Скачать
Чтобы обосновать НМЦК проектно-сметным методом, разработайте проектно-сметную документацию. Смета составляется с учетом методики применения сметных норм, которая утверждена Приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 507/пр. Используйте прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства Письмо Минстроя от 02.03.2018 № 8587-СМ/09 Скачать

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Нормативная база

Статья 22 Закона 44-ФЗ

Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)

Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства  по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».

Какая цена должна быть обоснована

НМЦК

начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ[1]), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки.

ЦКЕП

цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте

НЦЕ

начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ.

В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ

Что такое обоснованиеНМЦК

Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2]

– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:

  • нельзя указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. 

– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):

  • оригиналы использованных документов, 
  • снимки экрана (“скриншот”), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.

– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:

  • на основании информации о цене всего объекта закупки ИЛИ
  • как сумма цен всех включенных в объект закупки ТРУ.

Где отражается обоснованиеНМЦК

Способ определения поставщика

Документ, содержащий обоснование НМЦК

Конкурс 

Конкурсная документация

Аукцион 

Аукционная документация 

Запрос котировок

Извещение о проведении запроса котировок

Запрос предложений

Документация о проведении запроса предложений

Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93)

Контракт (ч.4 ст.93)

Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93)

Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)

Кто составляет обоснование НМЦК 

Контрактный управляющий или контрактная служба[4].  

Условия применения метода анализа рынка

Должны выполняться два условия в совокупности[5]:

  1. НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных ТРУ.
  2. Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ  признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий[6]

Метод анализа рынка – приоритетный, остальные применяются – только в случаях, установленных Законом 44-ФЗ[7].

Идентичность/однородностьТРУ

Показатель 

Идентичные 

Однородные

Товары

  1. Имеют одинаковые характерные для них основные признаки:
  • функциональные, 
  • технические, 
  • качественные, 
  • эксплуатационные характеристики
  1. Могут учитываться:
  • страна происхождения,
  • производитель. 
  1. Могут не учитываться незначительные различия во внешнем виде 

  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Состоят из схожих компонентов.
  4. Выполнят одни и те же функции и (или) являются коммерчески взаимозаменяемыми. 
  5. При определении однородности товаров учитываются:
  • качество товаров, 
  • репутация на рынке, 
  • страна происхождения

Работы

  1. Имеют одинаковые характерные основные признаки (качество). 
  2. Реализуются с использованием одинаковых методик, технологий, подходов.
  3. Выполняются (оказываются) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией:
  • сопоставимые характеристики подрядчика, исполнителя, 
  • сопоставимая деловая репутация на рынке.

  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемые. 
  4. Учитываются:
  • качество работ, услуг,
  • репутация на рынке, 
  • вид работ, услуг, 
  • объем работ, услуг,
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

Услуги

Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров? 

Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.

При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.

Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар бу (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15,  постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).

Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)? 

Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:

  • обязательные требования к участникам закупки по ст. 31 Закона 44-ФЗ,
  • наличие у подрядчиков (исполнителей) лицензий, специальных разрешений, членства в СРО, если этого требует характер закупаемых заказчиком работ, услуг,
  • отсутствие сведений о подрядчиках (исполнителях) в РНП,
  • дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 99[8], если закупка будет проводиться заказчиком с применением ПП 99,
  • коды основных видов деятельности подрядчиков (исполнителей) в соответствии с ОКВЭД2,
  • отсутствие аффилированности между лицами, предоставившими ценовые предложения для расчета НМЦК (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”),
  • если закупка будет объявляться среди СМП и СОНО, то коммерческие предложения брать от данных субъектов,
  • если закупка будет объявляться с преференциями УИН и организациям инвалидов (ст. 28, 29 Закона 44-ФЗ), то рекомендуем запросить цены, помимо прочих лиц, и у данных организаций и учреждений,
  • поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет в течение последних 3 лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом[9].

Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность. 

Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Общий алгоритм метода

1. Определить потребность в конкретном ТРУ.

2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.

3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.

4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ. 

Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.

6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.

8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.

10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.

11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.

12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).

13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.

Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах[10].

14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).

  • В качестве НМЦК рекомендуется взять минимальное из двух полученных значений (например, если анализом рынка НМЦК составила 1 300 000 руб., а нормативным методом  – 1 200 000 руб.,  то НМЦК в закупке берем рассчитанную нормативным методом 1 200 000 руб.).
  • Рекомендуется НМЦК рассчитать как среднеарифметическое полученных ценовых предложений по формуле[11]:

Формула расчета НМЦК

  • Методические рекомендации НЕ СОДЕРЖАТ ЗАПРЕТ об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги). Заказчик ВПРАВЕ указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[12]

15. Сформировать обоснование НМЦК.

Источники информации для расчета НМЦК анализом рынка[13]

Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ

Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС

Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя[14]

Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р.

При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации:

реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ

каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам)

ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС

Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ[15]

Заказчик может использовать информацию из любых нижеуказанных источников[16].

Вид информации

Комментарий 

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах 

  • из реестра контрактов в ЕИС 
  • срок заключения контракта – в течение последних 3 лет[17]
  • контракты исполнены (закладка «исполнение завершено»)
  • по контрактам не взыскивалась неустойка

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях

обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Можно использовать данные из интернете-магазинов, если информация (скриншоты) содержат четкие и определенные сведения о ценах на идентичные ТРУ, позволяют идентифицировать их продавцов,  в информации наряду с основной ценой должны быть отражены особые ценовые условия: розничные и оптовые цены; цены при оплате наличным и безналичным расчетом; цена при приобретении товара в кредит; цена при покупке определенного количества объема)[18].

информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах

информация о котировках на электронных площадках

данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ

http://www.gks.ru/http://permstat.gks.ru/

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях

Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края).

Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”.

информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств

Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты.

Для заказчиков Пермского края  – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru)

результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен

информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка

http://www.pinfo.ruhttps://www.argusmedia.com/https://www.fishprice.ru

иные источники информации

Административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК

Кто осуществляет контроль – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля[19].

Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.

Состав административного правонарушения

Сумма адм. штрафа, руб.

Статья КоАП РФ

Несоблюдение порядка обоснования НМЦК

10 000

Ч.2 ст.7.29.3

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК)

3 000

Ч.4.2 ст.7.30 

[1] Товары, работы, услуги

[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций

[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019  N236

[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ

[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ

[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ

[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ

[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”

[9] П.3.9 Методических рекомендаций

[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций

[11] П.3.21 Методических рекомендаций

[12] Письмо  Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713

[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ

[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041

[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ

[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766

[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций

[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016

[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ

Читать Часть 2


Читайте так же


Просмотры: 6 437

Перед публикацией извещения заказчик обязан рассчитать максимальную сумму, которую может потратить на закупку. Всего есть пять методов обоснования цены контракта по 44-ФЗ. Но для некоторых процедур общие методы не подходят: начальную цену рассчитывают с учетом отраслевых особенностей.

Что такое НМЦК

В Федеральной контрактной системе дается расшифровка НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Это предел стоимости, который заказчик устанавливает для конкурентных процедур. НМЦК указывают в извещении, документации о закупке (если заказчик решил ее составить), приглашении на участие в закрытых торгах. А при заключении контракта с единственным поставщиком используют другой показатель — цену контракта с единственным поставщиком.

В ст. 22 44-ФЗ указано, что такое НМЦК в госзакупках, — это базовый показатель, по которому выбирают способ определения поставщика и срок публикации извещения о закупке в ЕИС (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Для конкурсов и аукционов нет ценовых ограничений, а вот электронный запрос котировок проводят для тендеров не дороже 3 000 000 рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Есть ограничения и для закупок у единственного поставщика — по п. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А для торгов, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, предусмотрен лимит по НМЦК в 20 000 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).

Сроки размещения извещения тоже зависят от начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ — вот они (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):

  • электронный конкурс — минимум за 15 дней до окончания подачи заявок;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 000 000 рублей (до 2 млрд рублей при закупке строительных работ) — минимум за 7 дней до даты окончания подачи заявок, в остальных случаях публикуем извещение минимум за 15 дней до даты окончания подачи заявок;
  • электронный запрос котировок — минимум за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок.

В извещении о закупке обязательно указывают начальную стоимость заказа (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Документы по определению НМЦК, к примеру, расчеты, скриншоты страниц сайтов с датой и временем из подготовки, необходимо хранить с документами о закупках. Таким способом заказчик подтвердит, что он исполнил требования ст. 22 по обоснованию начальной цены.

Для определения начальной цены нельзя использовать иностранную валюту. Исключение сделали только для заказчиков, которые работают на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Предельная стоимость заказа — важный фактор для поставщика. Исходя из ценовой информации, потенциальные исполнители делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере. Также начальная стоимость влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Начальная цена на этапе планирования

Расчет и определение НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦ (ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе).

Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в извещении. Стоимость товаров, работ, услуг в реальном времени отличается от плановых значений, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Перед проведением закупки проверьте актуальность цен товаров, работ, услуг, по которым рассчитывали НМЦК для плана-графика. Для расчета используйте методы из ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Методы обоснования начальной стоимости заказа

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в ст. 22 Федеральной контрактной системы и уточнены в методических рекомендациях Минэкономразвития.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Подробнее:

  • обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный метод обоснования НМЦК;
  • тарифный метод обоснования НМЦК;
  • проектно-сметный метод определения НМЦК;
  • затратный метод обоснования НМЦК.

Вот обоснования НМЦК в виде таблицы — методом анализа рынка:

Схема обоснования НМЦК, стр. 1

Обоснование НМЦК, стр. 2

Региональные власти вправе вводить дополнительные методические рекомендации локальными нормативными актами. Как пример — распоряжение правительства Москвы № 242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области № 117-р и др. Заказчики применяют и основные, и дополнительные рекомендации при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком определяются по одним правилам — по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Особенности обоснования цены

Для некоторых закупок ценовые показатели рассчитывают по особым правилам. Особенности действуют для заказов:

  • в градостроительной сфере (Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019);
  • в рамках государственного оборонного заказа (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017);
  • по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 ФКС, приложение № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010);
  • отдельных видов медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011);
  • лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019);
  • медицинских изделий, но не для всех (Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020);
  • стандартного жилья у единственного поставщика (161-ФЗ от 24.07.2008);
  • работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта строительства, включенных в один лот по ч. 16.1 ст. 34 Федеральной контрактной системы, но сначала надо получить заключение — после специального аудита, при котором проверяется обоснование предполагаемой стоимости строительства объекта капстроительства (п. 5 ПП РФ № 563 от 12.05.2017);
  • услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами (ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021);
  • с последующим заключением контракта по ч. 56 ст. 112 Федеральной контрактной системы (ч. 59 ст. 112 ФКС, Приказ Минстроя № 175/пр от 30.03.2020);
  • охранных услуг (Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021).

Кроме того, есть особенности определения максимальной стоимости для закупок, которые проводятся для достижения минимальной обязательной доли заказов российских товаров. Такие особенности обоснования и расчета НМЦ, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной стоимости единицы товара определяет российское правительство.

Еще по теме:

  • калькулятор НМЦК по 44-ФЗ;
  • как применяются на практике новые правила расчета НМЦК для закупок работ по строительству;
  • как формировать НМЦК в перевозках.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
  • Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
  • 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
  • Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
  • Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.

Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта. Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ. Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.

В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.

  1. Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
  2. Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
  3. Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
  4. Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
  5. При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
  6. НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
  7. Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
  8. Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.

Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Государственные и муниципальные заказчики составляют план своих закупок, в котором они обязаны указать начальную (максимальную) цену контракта (ст. 18 44-ФЗ). Следовательно, уже на этом этапе необходимо произвести расчеты и сделать обоснование цены по 44-ФЗ по каждой позиции плана. Нарушение данного требования наказывается штрафами (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

Подготовленные в соответствии с действующими регламентами планы госзакупок публикуются в ЕИС. Сведения должны быть размещены в системе на протяжении 10 рабочих дней после того, как организации доводятся утвержденный бюджет и план финансово-хозяйственной деятельности (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ).

В дальнейшем, составляя для закупки документы, делая обоснование цены контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан придерживаться тех показателей, которые были указаны в плане. Если возникает необходимость внести изменения в условия закупки, например, потому что сократилось финансирование по конкретной позиции либо нужно учесть экономию по реализованным контракту, то корректируются планы-графики и соответственно выполняется перерасчет НМЦК.

Заказчик обязан опубликовать в системе откорректированный план-график. При этом должно оставаться не менее 10 рабочих дней до того момента, как будет размещено извещение о закупке.

Методические рекомендации из Приказа Минэкономразвития № 567 от 2.10.2013 регламентируют порядок расчета и обоснования цены контракта по 44-ФЗ, образец можно найти в Приложении № 1 этого документа.

Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

В ст. 22 44-ФЗ приводятся методы, которые могут использовать заказчики для расчета начальной (максимальной) цены контракта. Также необходимо принимать во внимание методические рекомендации, утвержденные Приказом № 567. Частью 1 ст. 22 44-ФЗ предлагаются следующие методы для расчета НМЦК:

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Закон не ограничивает права заказчика использовать другие способы расчета при условии, что методические разработки имеют официальный статус и утверждены органами власти различного уровня. Таким примером является Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

Закон предлагает при расчете НМЦК в первую очередь ориентироваться на метод сопоставимых рыночных цен (ст. 22 44-ФЗ). То есть заказчик собирает информацию из официальных источников относительно реальной рыночной стоимости товаров или работ, планируемых к закупке (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При этом допускается вводить в расчет коэффициенты и индексы, позволяющее получить объективные значения стоимости ТРУ, но каждый параметр потребуется обосновать.

Что делать организации-заказчику, если ни одна из предлагаемых законом методик не позволяет правильно рассчитать и обосновать цену по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос содержится в ч. 12 ст. 22 44-ФЗ. В этом случае заказчик вправе выбрать свой уникальный метод, но придется обязательно выполнить обоснование невозможности применения методов, изложенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

При обосновании цены по 44-ФЗ чаще всего применяется именно этот метод. В его основе лежит анализ существующих на рынке цен на те ТРУ, которые являются предметом контракта. В том числе он подходит для обоснования цены по 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика. Заказчик может скорректировать полученную таким методом стоимость при помощи различных коэффициентов и индексов, если существуют объективные отличия проанализированных объектов от предполагаемых к закупке либо имеются особенности в условиях поставки. Но не следует забывать, что такие коэффициенты и индексы должны быть обоснованы.

Сведения о реальной рыночной ситуации собираются из различных источников:

  • публичные источники, содержащие информацию о ценах на рынке (ч. 18 ст. 22 закона 44-ФЗ);
  • данные от поставщиков, реализующих аналогичные ТРУ. Они предоставляются по соответствующим запросам от организаций-заказчиков;
  • сведения об уровне цен, полученные заказчиками через ЕИС после проведения запросов о стоимости ТРУ.
  • Нормативный метод

Этим способом рассчитывается НМЦК в том случае, если к объекту закупки предъявляются требования, касающиеся максимального лимита стоимости, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ. Методика подходит как для конкурсных процедур, так и для сделок с единственным поставщиком. Заказчик обязан опубликовать в ЕИС правила нормирования, требования и предельные пороги цен для конкретных товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения деятельности различных государственных и муниципальных структур.

На сегодняшний день существует многоуровневая система нормирования. Но в будущем планируется ее изменение и внедрение единственного уровня.

  • Тарифный метод

Если стоимость объекта закупки, предназначенного для нужд государственных и муниципальных учреждений и образований, регулируется федеральными законодательными либо муниципальными правовыми актами, то обоснование цены по 44-ФЗ должно выполняться в соответствии с данной методикой.

Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Тогда НМЦК контрактов, заключаемых при помощи конкурентных и неконкурентных процедур, определяется в соответствии с тарифами, установленными на объект закупки. Именно эти значения и ложатся в основу обоснования цены контракта 44-ФЗ. Пример: стоимость 1 литра воды или 1 кВт электроэнергии при закупке услуг водопотребления и электроснабжения соответственно.

Тарифный метод применяется не только при закупке коммунальных услуг, но и услуг связи – электрической и почтовой. По таким закупкам при обосновании цены по 44-ФЗ учитывается Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 № 637, содержащее список объектов, для которых используется именно этот способ расчета НМЦК. За единицу стоимости товара (услуги) принимается соответствующий тариф.

  • Проектно-сметный метод

По этому методу рассчитывается НМЦК при проведении закупки через конкурентную и неконкурентную процедуру, если объектом являются:

  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проводимые в соответствии с проектной документацией;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
  • Затратный метод

Если вышеописанные методы применить невозможно, тогда обоснование цены по 44-ФЗ выполняется при помощи затратного метода. НМЦК при проведении закупки при помощи конкурентной или неконкурентной процедуры определяется как сумма всех расходов на конкретную деятельность плюс средний уровень прибыльности данной сферы. То есть фактически делается калькуляция стоимости единицы ТРУ. В число расходов включаются прямые и косвенные, необходимые для производства (либо приобретение и последующую продажу), издержки на доставку, складирование, страхование и пр.

Затратный метод используется для обоснования цены по 44-ФЗ, например, для таких объектов, как арендная плата, оплата труда наемных работников, налоговые отчисления, сырье и комплектующие, топливо, коммунальные услуги и т. д.

Что касается учета прибыли, то эти данные заказчик может получить на основании анализа рыночной ситуации, а также из публичных информационных источников и из сведений по контрактам, размещенным в ЕИС (ч. 11 ст. 22 № 44-ФЗ).

5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен

Проектно-сметный метод

Как уже упоминалось выше, заказчик рассчитывает НМЦ и делает обоснование цены по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен, опираясь на Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Но контролирующие инстанции зачастую выявляют ошибки, если заказчик досконально следует методике при расчете начальной цены контракта.

  1. При заключении контракта с единственным поставщиком нельзя строить расчет на среднем значении стоимости товаров (работ, услуг).

    По всем закупкам, указанным в плане-графике, заказчики должны были до 1 января 2020 выполнять обоснование цены по 44-ФЗ. Исключением из этого правила являются сделки относительно объектов, предусмотренных п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Но на практике, сложившейся в сфере госзакупок в отдельных федеральных или муниципальных образованиях, заказчики дают обоснование цены по 44-ФЗ в том числе и по закупкам, перечисленным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 указанного нормативного акта.

    Если обоснование цены по 44-ФЗ делается для закупки у единственного поставщика, то метод сопоставимых рыночных цен применять нельзя, так как он позволяет получить среднюю величину из предложений на рынке. Но закупка проводится неконкурентным методом, поэтому она правомерна лишь в том случае, если цена контракта будет наименьшей из возможных. Среднее арифметическое значение стоимости не отвечает этому условию, следовательно, такая сумма сделки в данных обстоятельствах признается завышенной.

  2. НМЦК не должна определяться лишь на основании коммерческих предложений.

    Такую ошибку заказчики допускают чаще всего. Если обоснование цены по 44-ФЗ основано исключительно на коммерческих предложениях, то у контролирующих органов обязательно возникают подозрения относительно того, что сами эти предложения поступают от нужных компаний и содержат именно эту информацию, в которой заинтересованы контрагенты. То есть в них отсутствует главный параметр – объективность.

    Рассчитывая НМЦ контракта, заказчику необходимо, кроме коммерческих предложений, учитывать данные из других источников. Самым надежным из них считается реестр контрактов, поэтому следует воспользоваться для обоснования цены по 44-ФЗ сведениями с сайта ЕИС, выбрав сделки по аналогичным объектам закупки.

  3. Нельзя использовать данные коммерческих предложений, если в них речь идет о совершенно других объемах поставки.

    Повсеместно распространенной практикой является то, что в коммерческих предложениях поставщики указывают только стоимость единицы товара – за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д. Но поставка предполагает определенные объемы, – например, 1 тонна, 500 шт., 2000 упаковок и т. д. Соответственно, коммерческое предложение должно содержать сведения о стоимости всего лота, а не только о единице.

    Контролирующие органы вполне правомерно полагают, что при продаже крупных объемов поставщик делает скидку, которая не отражается в предложениях, учитывающих лишь цену единицы. Следовательно, принимать их для обоснования цены контракта по 44-ФЗ неправомерно.

  4. Нельзя использовать для расчета коммерческие предложения, в которых не обозначен срок действия.

    Обоснование цены договора 44-ФЗ

    Подобная ошибка также часто выявляется контролирующими органами. При обосновании цены по 44-ФЗ заказчик должен доказать ее актуальность. Но сделать это невозможно, если в коммерческом предложении отсутствует дата, до которой оно действует.

  5. Нельзя использовать коммерческие предложения, появление которых заказчик не в состоянии объяснить.

    Нормальной схемой поступления коммерческих предложений является их направление потенциальными поставщиками по запросам заказчика. Если же предложение имеется, а запрос по нему не направлялся, то использовать его в расчетах нельзя, контролирующие органы не признают обоснованность такой информации.

Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ

Наряду с прочими сервисами, посвященными вопросам госзаказов, Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ) в рамках проекта «Контрактная система в действии» заказчикам предлагается онлайн-калькулятор, помогающий бесплатно рассчитать НМЦК.

В его основу положен метод сопоставимых рыночных цен, базирующийся на оценке рыночной ситуации и Методических рекомендациях.

Функционал онлайн-калькулятора позволяет вычислить такие параметры, как коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также в него заложены архивные данные по ценам, он может корректировать расчетные значения с учетом способа закупки.

Калькулятор генерирует всю информацию по обоснованию цены по 44-ФЗ и представляет ее в форме, предложенной Минэкономразвития РФ. Дополнительно все сведения сводятся в таблицу.

Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ придает большое значение обоснованию НМЦК (а также единицы ТРУ) при конкурентных и неконкурентных способах закупки. Заказчики, нарушающие это требование либо делающие ошибки, привлекаются к ответственности.

  • Допущены ошибки при разработке закупочной документации.

Нарушением является и неверный метод, который заказчик использовал для расчета начальной минимальной цены контракта. За это полагается 3 000 руб. штрафа, который накладывается на должностных лиц в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • При публикации закупочной документации допущены нарушения.

В частности, в составе документации, размещенной в системе, отсутствует расчет и обоснование цены по 44-ФЗ. Либо заказчик не отметил, что цена контракта установлена на основе коммерческого предложения.

За это нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц 15 000 руб., для юридических — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  • При обосновании НМЦК не соблюден порядок или форма.

Данное нарушение наказывается штрафом 10 000 руб., налагаемым на должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В законе четко описано, что такое начальная (максимальная) цена контракта, как она должна определяться. Эта величина прямым образом влияет на процедуру госзакупки, поэтому очень важно правильно ее рассчитывать.

Добавить комментарий