Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар
Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар
Каталог учебных заведений Адукар
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Сегодня я хочу поговорить с вами о создании образа героя. Тема эта непростая, и в одну статью не укладывается. Поэтому будет как минимум ещё одна. И я хочу предупредить, что я предлагаю вам советы, которые, на мой взгляд, неплохо работают. Но это именно советы, а не правила, обязательные для исполнения. То есть вы можете ознакомиться и забыть о них. Не нужно кидаться в комментарии с криками: «Это всё ерунда! Мне это не нужно!». Не нужно, ну и прекрасно. Убеждать меня в бесполезности информации, данной в статье, тоже не нужно. «Каждый выбирает по себе» ©.
А теперь к делу.
Создание достоверных живых образов персонажей не менее важно, чем интересный сюжет. А нередко и читают книгу, в первую очередь, ради яркого главного героя. Однако и у автора создание образов часто отнимает больше сил и душевной энергии, чем придумывание сюжета. Ведь просто описать героя недостаточно, нужно, чтобы читатель в него поверил, начал сопереживать, как близкому знакомому, и даже примерил его роль на себя.
С чего начать?
Бросаться сразу описывать главного героя в тексте – это не лучший вариант. Даже если у вас в голове сложился образ, то формирование его в книге может занять не один десяток страниц. К тому же персонажи меняются под воздействием обстоятельств, так же как и живые люди, и эти изменения нужно учитывать.
Я бы посоветовала начать работать над образами персонажей (а не только главного героя) с создания их психологических портретов. И сделать это лучше всего в блокнотике, даже если вы давно разучились писать ручкой. Тогда в процессе работы над книгой этот важный блокнотик всегда будет под рукой. И вы уже не забудете, что друг главного героя у вас спокойный и невозмутимый флегматик, а значит, он не будет громко возмущаться и истерить по любому поводу, даже по важному не будет. А если у героя было трудное голодное детство, и он привык экономить, то, скорее всего, не будет бросать деньги на ветер, разъезжая на такси и т. д.
То есть блокнотик с портретами персонажей очень помогает в работе.
Портрет героя (схема образа)
Предварительное описание персонажей автор создаёт для себя, возможно, что-то даже не найдёт отражение в тексте. Но такие описания делают персонажей ближе, понятнее для самого автора. Портрет героя включает в себя несколько характеристик.
Внешность
Она имеет значение особенно в начале произведения, когда у читателя только начинает складываться образ героя. Вот здесь важна визуализация. Поэтому с описанием внешности затягивать не стоит. В схеме образа героя надо указать не только внешние характеристики (высокий голубоглазый блондин), но и какую одежду предпочитает, с каким оружием чаще всего появляется или какие украшения любит носить. Обязательно укажите особые приметы, а то читатель бывает шокирован, когда к середине книги узнаёт, что у главного героя есть усы.
Психологические особенности (темперамент)
Этот параметр включает в себя динамичность, уровень эмоциональности, общительность, рассудительность, терпеливость или безрассудство. Так, эмоциональность определяет характер реакции персонажа на события – кто-то «заводится с пол-оборота», кто-то терпеливо ждёт, вынашивая планы мести, кто-то не обращает внимания на события, которые выводят из себя других. А вот всё вместе в одном персонаже сочетаться не может. И если у вас в начале героиня закатывает истерики и хамит всем подряд, а потом строит многоходовки и плетёт интриги, то это недостоверно.
А низкий уровень эмоциональности предполагает не только рассудительность, но и меньшую общительность. Кто больше думает, тот меньше разговаривает. И друзей у него меньше.
Черты характера
Их довольно много, есть из чего выбрать. Можно ориентироваться на 2–3 базовые характеристики, которые демонстрируют уникальность личности. Это могут быть волевые качества – упорство, настойчивость в достижении цели. Но, значит, и упрямство, и даже упёртость. Негибкость поведения, стремление проломить лбом стенку, а не обойти её. Нежелание выслушивать чужие советы и т. д.
То есть у каждой черты характера есть положительные и отрицательные проявления. Например, доброжелательность, умение сопереживать — это не только признаки благородства, они часто сочетаются с доверчивостью, наивностью, стремлением жить сердцем, а не разумом и с неспособностью руководить людьми – ведь их так жалко. А трудолюбие часто соседствует с перфекционизмом и стремлением всех окружающих тоже включить в работу. А лидерские качества бывают присуще чёрствым и даже жестоким людям.
Нравственные черты
Хоть они являются частью характера, но лучше в схеме их выделить отдельно, учитывая их важность, особенно для главного героя. Причем и здесь нужно помнить о сочетании черт, то есть не стоит делать героя непогрешимым рыцарем в белом плаще, так же как и обаятельным мерзавцем без проблесков совести. Реальные люди – сложные натуры, особенно если речь идёт о нравственных принципах. Всё далеко не однозначно. Я, конечно, за добро и мир, и вполне честная и благородная, но пока дело не касается моих родных. А там начинают работать совсем другие принципы – могу и горло перегрызть.
Любая черта должна иметь своё логическое обоснование. Странно читать о героине, которая стремится всем вредничать и строить пакости исключительно в силу пакостного характера. В жизни так не бывает. Человек интуитивно стремится избегать серьёзных проблем в отношении с окружающими. И идёт на них от безвыходности, по крайней мере, в его понимании.
Цели и задачи
Это очень важный момент, который следует хорошо обдумать и включить в схему образа. Какова цель главного героя – протагониста, к чему он стремится? Это и цель по жизни, и конкретная цель, которую он преследует в сюжете.
А также стоит описать цели и антагониста, и всех ведущих персонажей. Например, в путешествие с героем отправляется его друг. С какой целью? Просто развлечься, ради помощи герою или у него есть свои, скрытые мотивы?
Цели в процессе развития сюжета могут меняться, об этом тоже не стоит забывать. Если все эти перемены прописать заранее, то легче будет избежать своеволия героев.
Теперь, когда у вас есть развёрнутые портреты всех главных действующих лиц можно приступать сюжету, в процессе которого и будут раскрываться образы персонажей. А о конкретных приёмах я расскажу в следующей статье на эту тему. И, возможно, вас заинтересуют статьи схожей тематики.
“Знакомство героя с читателями”
“Как выбрать имя герою”
“Оживим картонных героев”
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Ни одному писателю, который желает создать полноценную законченную повесть, не обойтись без действующих лиц. Но как же возникают образы героев литературного произведения?
-
1
Начните с создания личностей героев. Как только вы справитесь с этой задачей, будет намного легче представить персонажей и сформировать в своем воображении их физический облик. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две части. На одной стороне выпишите все те человеческие качества, которые вы считаете положительными. А на другой стороне листа поместите все негативные, по вашему мнению, черты характера. Используйте созданные вами заметки при создании как образов протагонистов, так и антагонистов. Протагонисты – это главные действующие лица вашего произведения, тогда как антагонисты – это персонажи, которые противопоставляются главным героям и, более того, препятствуют им в достижении поставленных целей.
- Старайтесь всегда иметь под рукой ноутбук, чтобы записывать даже самые незначительные детали, замеченные вами при наблюдении за реальными людьми. Возможно, у вашей подруги есть забавная привычка накручивать волосы на палец, когда она находится в взволнованном состоянии? Или, быть может, вы замечали, что ваш брат обладает талантом остроумно и находчиво отвечать на любой вопрос? Так вот, благодаря именно таким деталям и рождается характер персонажа.
- Не стоит делать образы ваших главных героев безупречными. Помните о том, что читателю будет гораздо труднее установить связь с такими идеальными героями. И, более того, вы, сами того не желая, сделаете историю менее правдоподобной и, следовательно, привлечь читателя к прочтению такого произведения вам будет гораздо сложнее. Чтобы предотвратить такой вариант развития событий, используйте «коктейль» из качеств, взятых как из первой, так и из второй колонок, что поможет создать образ более разносторонней личности. Однако, не забывайте о том, что ваши главные действующие персонажи должны быть положительными на 60%, и лишь на 40 % отрицательными.
- Принцип создания образов главных героев действует и при разработке «злодеев», то есть вы должны избегать соблазна сделать их отрицательными «с головы до пят». Попробуйте наделить ваших антагонистов на 60% отрицательными чертами, и на 40% положительными.
- Чем ближе герой вашего произведения к протагонистам, тем более сбалансированным должен быть его образ. Вместо того, чтобы делать друзей ваших главных действующих лиц на 90% положительными, и на 10% отрицательными, сделайте выбор в пользу соотношения 60/40 или 50/50. Как уже было сказано выше, таким образом читателю будет проще установить связь с героями. При создании образов приятелей и союзников антагонистов рекомендуется следовать аналогичному принципу.
-
2
Поработайте над внешностью ваших персонажей. А для того, чтобы облегчить себе задачу, попробуйте ответить на простой вопрос – каковы физические данные людей, которыми вы восхищаетесь? А как насчет тех, к кому вы испытываете неприязнь? Самое время взять еще один чистый лист бумаги и составить новый список. Используйте «микс» внешних данных из обеих колонок, так же, как и при создании характера персонажей. Отличным решением будет полистать журнал мод, помечая те физические черты, которые привлекли ваше внимание.
-
3
Подумайте над оригинальными именами ваших персонажей. Будет просто замечательно, если вы будете вести запись потенциальных имен для персонажей. В вашем списке могут оказаться имена друзей, родственников, а также имена, которые запомнились при прочтении книги или во время интернет-серфинга. Такие имена, как Кэйт и Джоэл, достаточно распространены и легко запоминаются. А вот такие редкие, как Ариста и Монтагю, заслуживают того, чтобы вы немедленно записали их в свой список!
- Помните о том, что имена должны соответствовать месту действия вашей истории. Например, постмодернистской женщине-японке будет уместно дать имя Сакура, а вот подростку из Харлема лучше подобрать более традиционное – Том. Причудливые и многосложные имена лучше поберечь для рассказов в стиле фэнтези или художественных произведений в жанре научной фантастики. К тому же, работая с такими именами, крайне важно помнить об умеренности их употребления.
-
4
Дополните образы ваших персонажей красочными деталями. Если вы разрабатываете один чрезвычайно важный образ, почему бы не повеселиться в свое удовольствие? Обеспечьте вашему герою полный профиль! Как его/ее имя? Когда и где ваш персонаж родился? Он носит полосатые брюки или однотонные? А какого цвета у него волосы – голубые или, быть может, огненно-рыжие? Опишите как можно больше подобных деталей, даже в том случае, если для вашей истории они вряд ли пригодятся. Если прототипом героя является знакомый вам человек, помните, что читатель не знает, о ком именно вы пишите. Позаботьтесь о том, чтобы перед читателем возникла отчетливая картинка-образ персонажа, и ни в коем случае не пренебрегайте важной информацией! Ведь вы не настолько самонадеянны, что допускаете мысль, что читатель так же хорошо знает персонажа, как и вы сами?
-
5
Будьте готовы позволить персонажам и их действиям удивить вас. Ведь даже вымышленные люди обладают способностью сопротивляться жизни в мире с четко детерминированными границами и условиями.
Реклама
Советы
- Во время написания истории, очень важно не «переборщить» с детализацией образов персонажей. В противном же случае, из-за постоянного описания одного и того же героя, у читателя может возникнуть впечатление, что повествование идет мучительно медленно. Помните, описание – это замечательно, но монотонное, без конца повторяющееся описание гарантировано «погубит» ваше произведение.
- Не стоит копировать стиль разработки образов персонажей, присущий вашему любимому автору. Сделайте акцент на индивидуальности. Вашим героям совсем не обязательно походить на персонажей Джоан Роулинг или Лемони Сникета. Ваши герои – уникальны. Помните об этом и будьте креативными!
- Не упустите возможности показать ваших персонажей с разных сторон. Продемонстрируйте, как герои взаимодействуют с другими людьми, вступают в противоречия сами с собой (но перед этим убедитесь, что эти противоречия логичны и уместны) и меняются в совершенно разные стороны. Обратите внимание читателя на их внутренние монологи, а также на то, как они ошибаются, пытаясь затем исправить ситуацию, страдают от кризиса доверия, принимают самостоятельные решения, испытывают судьбу и, что важнее всего, попадают в различные конфликтные ситуации (личностные, межличностные, крупномасштабные).
- Умейте намекнуть читателю, что образы персонажей гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь все мы знаем, что зачастую первое впечатление может быть обманчивым.
- Некоторые люди считают, что сведения из биографии персонажей являются бесполезными при разработке образа. Но это не так! Такие сведения делают образ полным и предоставляют читателю важную информацию. Нет необходимости «перегибать палку», но вы должны рассказать о персонаже так, будто он существует на самом деле.
- Позвольте персонажам взаимодействовать между собой. Ведь известно, что тщательно продуманные диалоги могут много поведать о героях!
- Создавая прошлое для героев вашего произведения, удостоверьтесь, что оно участвует в раскрытии их образов, а не просто констатирует прошедшие события.
- В вашей истории всегда может быть более одного протагониста и антагониста. Например, в серии романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер», Гарри является главным протагонистом, а Альбус Дамблдор – второстепенным. Подобным образом дело обстоит и с антагонистами – например, Лорд Волдеморт – основной «злодей», а Северус Снейп, можно сказать, – второстепенный. Также стоит обратить внимание, что история о Гарри Поттере и Лорде Волдеморте формирует основную сюжетную линию, тогда как Дамблдор и Снейп являются представителями побочной.
- Постарайтесь не переусердствовать с незначительными, неуместными деталями. Помните, что далеко не каждому будет интересно читать о том, как глаза вашего персонажа изменяют цвет в соответствии со сменой настроения, или же о том, как кто-либо потратил миллион долларов на Феррари. Не забывайте, ваша задача – сделать так, чтобы произведение наложило неизгладимый отпечаток на читателей…в положительном смысле этого слова!
- Ознакомьтесь с эссе по разработке образов персонажей в поисковой системе Google. Они могут оказаться очень даже полезными!
- Возьмите на заметку простую истину – протагонисты не всегда добродетельны, так же как и антагонисты не всегда подлые. Вспомните «Детскую историю» Джеймса Клавелла. Молодой учитель – протагонист. Джонни – антагонист, хотя он не является отрицательным персонажем. А теперь попробуйте создать Ваш собственный образ протагониста-злодея.
Реклама
Предупреждения
- Подбирая имена персонажам, воздержитесь от использования точных имен! Если вам пришлось по душе какое-либо имя, просто измените его немного. Например, имя вашего товарища – Кристофер Брайт. Приложив незначительные усилия и задействовав фантазию, Вы сможете создать нового героя по имени Крис Брайнэм или Крис Боудэн.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 14 204 раза.
Была ли эта статья полезной?
Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.
Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.
Создаем внешний вид героя
1. Визуальный облик.
Общие элементы визуального образа – цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т. д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с шаблонными чертами характера.
К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.
Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.
2. Одежда и обувь.
Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.
Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.
3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.
К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.
Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда – нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.
К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.
Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.
Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и добавляют ему «жизненности».
Литературный курс “Создаем героя”
Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.
За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.
Заказать курс
4. Эмоциональные и поведенческие реакции.
Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.
Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.
Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.
Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.
Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.
Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то – пощипывать мочку уха, кто-то – почесывать нос или пятку, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).
Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.
Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.
Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.
Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.
Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором и пойдет речь дальше.
Создаем внутренний мир героя
Теперь рассмотрим аспекты, из которых этот самый внутренний мир и состоит.
1. Психологический аспект.
В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание! Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.
Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета.
Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.
Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.
Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.
Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.
Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели – от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).
Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.
Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?
Причины мотивации – то, что формирует мотивы, – неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум – через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.
И, наконец, потребности – внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т. д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.
Потребности могут стать причинами появления конкретных мотивов (потребность в любви – хочу быть любимым). Ага, и чем не двигатель сюжета, чем не интрига или идея истории?
И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.
Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.
Так, если ваше авторское «я» – тринадцатилетняя девочка, а вам как автору, простите, слегка за тридцать, то без учета особенностей подросткового мышления вы не сможете достоверно выстроить образ. То же самое касается социального положения – пахарь и герцог будут мыслить разными категориями.
Мышление – это отражение «я» персонажа. А он не должен быть во всем похож на вас, особенно если по воспитанию, возрасту, полу и расе вы отличаетесь. Тем более если вы – женщина, которая пишет от лица мужчины-воина, столетнего мага или двухсотлетнего эльфа. В таком случае именно вам придется подстраиваться под чужое мышление, а не подгонять его под свое.
2. Философский аспект.
Философский базис – пусть небольшой – вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т. д.
Затяжная демагогия на тему «Быть или не быть» в современной литературе не приветствуется, но добавить философский «обоснуй» поведению героя можно.
Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя – лучше, чем проигравшего.
И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.
3. Социальный аспект.
Человек, как говорится, – животное социальное. Герой вашей истории – тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.
Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи и по субботам ходит в церковь или об обычаях знает, но не блюдет их? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?
Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.
Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.
Здесь же – социальные статусы.
Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я – никто, если нищий, я – все, если сын герцога), за мотивацию и ее причины (у меня ничего нет – хочу все иметь, или – у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т. д.
Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.
Так, герцог не может «блинкать» или «нукать», не может позволить себе изъясняться как простолюдин – даже среди семьи или друзей. А необразованный кочегар будет иметь небольшой словарный запас, основу которого составляют ругательства и простейшие шаблоны речи («А я чё?»).
При проработке речи, конечно, удобнее всего ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.
4. Культурный и этический аспект.
Помимо того, что люди – социальные животные, они еще и продукты культуры. Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры – или неуважение, знание религии или мифологии и др.
Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности – страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.
Подведем итог: легко ли создать героя книги?
Конечно, нет. Если у вас нет опыта создания героев – учиться, узнавать и работать придется долго. Если есть – тоже.
Но если вы вооружитесь знаниями обо всех элементах образа и смело ринетесь в бой, у вас всё получится. Сначала, может быть, из-под вашего пера будут выходить яркие персонажи, но потом… Потом обязательно в ваши истории придет Герой с большой буквы – живой, достоверный и запоминающийся.
На пути создания героя вам помогут две вещи:
- это чтение (как художественной литературы, так и психологических статей)
- и абстрактное наблюдение за людьми.
И анализ увиденного. И любовь к своим выдумкам, конечно же.
примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя
Описание персонажа:
Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.
Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»
Как описать внешность персонажа
Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.
Статическое и динамическое описание
Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.
Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.
-
Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.
-
Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.
Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.
Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».
Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.
-
Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.
-
Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.
Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.
Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.
Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.
Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.
Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений
Длинные и краткие описания
-
Длинные
Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.
По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
-
Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.
Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.
В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.
Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.
Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.
Внешность исключительного героя
Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.
Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.
Прием противопоставления обликов
Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.
Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать – высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.
-
Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.
-
Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.
Как описать характер персонажа
Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.
У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.
Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.
Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.
Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.
Конфликтообразующий недостаток
Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток – качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.
Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.
У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.
Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность. Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.
Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.
Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы.
В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.
Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.
Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…
У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.
Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой. Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише. Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».
Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.
Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.
Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:
-
Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.
-
Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.
-
С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.
Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.
Была ли данная статья полезна для Вас?