Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар
Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар
Каталог учебных заведений Адукар
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Развитие навыков написания анализа персонажа требует тщательного прочтения литературных произведений с особым вниманием к тому, какие особенности раскрывает автор в характере персонажа через диалоги, описания и сюжет. Литературный аналитик пишет о роли, которую каждый персонаж играет в рассматриваемом произведении. Самый главный герой называется протагонистом, тогда как персонаж, который предстает в роли злодея в конфликте с главным героем, называется антагонистом. Великие писатели создают многогранных героев, поэтому анализ должен концентрироваться на этих сложностях. Здесь рассматриваются некоторые положения, которые надо иметь в виду, когда вы пишете свой собственный анализ.
-
1
Выберите своего персонажа. Для выполнения задания по анализу персонажа в школе, вам может быть предложено описать какой-либо литературный персонаж. Но если вы можете выбирать, убедитесь, что вы склонны рассматривать только тех героев, которые играют динамичные роли в произведении. Тусклые и скучные персонажи (одномерные, кто-то только «хороший» или только «плохой», которые не рассматривают никаких сложных мотиваций) не являются подходящим выбором для анализа.[1]
- Например, если вы, читаете книгу Марка Твена «Гекельберри Финн», вы могли бы выбрать Гека или беглого раба Джима, так как они динамичные персонажи, которые проявляют широкий диапазон эмоций, и которые часто действуют непредсказуемо, и своими действиями двигают вперед сюжет произведения.
- Было бы менее результативным выбрать герцога или короля, жуликов, которых Гек и Джим встречают в Арканзасе, и поскольку те играют довольно незначительные роли в этой истории, они не проявляют широкого разнообразия эмоций и, скорее всего, являются просто стереотипными личностями (повествование нуждается в комичном «обходе» и в возможности для Гека и Джима расстаться так, чтобы Гек смог получить удовольствие от того бесстыдного момента, когда он сделает свое озорное заявление «Ну и ладно, тогда пошел я к черту», а герцог и король исполнят эту роль).
-
2
Прочитайте рассказ, обращая особое внимание на своего персонажа. Даже если вы раньше уже читали это произведение, вам необходимо прочитать его ещё раз, т.к. сейчас, когда перед вами стоит конкретная задача, вы сможете отметить новые черты. Обращайте внимание на любые обстоятельства, в которых появляется ваш персонаж, и продумывайте ответы на следующие вопросы:
- Как автор описывает их?
- Относительно Гека Финна, например, вы могли бы подумать о том, что автор описывает Гека как отсталого мальчишку из захолустья, хотя он явно борется с серьезными проблемами социального плана, такими как рабство и религия.
- Какого рода отношения существуют между вашим персонажем и другими действующими лицами?
- Подумайте о том, как Гек относится к беглому рабу Джиму в начале и в конце романа? Подумайте об отношении Гека к своему пьяному и жестокому отцу? Какой облик это придавало его личности?
- Каким образом поступки вашего персонажа двигают вперед сюжет романа?
- Гек, несомненно, является главным персонажем, поэтому очевидно, что его действия важны. Но, конкретно, что особенного в поступках Гека? Как он приходит к решениям, отличающимся от решений, которые могли бы принять другие люди в аналогичной ситуации. Вы могли бы обсудить решение Гека спасти Джима от людей, которые намеревались вернуть Джима его владельцу, потому что он решил, что рабство это – несправедливость, несмотря на то, что эта идея противоречит всему тому, чему учило его общество.
- С чем приходится бороться вашему герою?
- Подумайте, как Гек растет и учится по мере развития сюжета романа. Сначала возникает опасение, что его поймают на мошенничестве (например, на фальсификации своей собственной смерти), но позже он избегает жульничества, которое он наблюдает (как когда он старается отбросить обманщиков – герцога и короля).
- Как автор описывает их?
-
3
Делайте заметки. По ходу чтения произведения во второй раз записывайте всю важную информацию, которая дает представление о главном действующем лице, как о человеке с более глубоким характером. Делайте заметки на полях и подчеркивайте важные высказывания, когда продолжаете читать это произведение.
- Вы также можете держать наготове блокнот, когда читаете, это поможет вам не растерять свои мысли о персонаже по мере продолжения чтения.
-
4
Выберите основную идею. Соберите все ваши заметки о выбранном персонаже и постарайтесь сформулировать основную идею, которая отражена в них. Это послужит утверждением вашего тезиса для анализа характера персонажа. Обдумайте все действия, их мотивации и исходы основной линии сюжета. Возможно, ваша идея тезиса поможет раскрыть, каким образом в характере молодого человека отражается напряжение взросления и присущие людям добродетели. Возможно, характер вашего героя показывает читателям, что даже те люди, которые делают ужасающие ошибки, способны к искуплению и заслуживают его.
- В ситуации Гека Финна, например, вы могли бы особо выделить что-нибудь, связанное с лицемерием цивилизованного общества, поскольку, в сущности, это роман о мальчике, который был воспитан в духе одобрения порабощения негров, но который решает, благодаря своему опыту общения с Джимом на реке, относиться к нему как к личности и как к другу, а не как к рабу. Подобным же образом собственный отец Гека отлавливает и «порабощает» Гека, от чего Гек, в конечном счёте, спасается бегством и зеркально воспроизводит стремление к свободе самого Джима. Общество считает бегство Гека морально оправданным и справедливым, тогда как бегство Джима в глазах горожан является страшным преступлением. Это противоречие является основной проблемой романа.
-
5
Сделайте наброски. Когда вы уже определились с основной идеей, составьте краткий эскиз всех ваших вспомогательных материалов. Отметьте в тексте места, где ваш персонаж проявляет черты характера, которые вы включили в ваш тезис. Включите в эскиз дополнительные осложняющие факты, которые позволят углубить внутренние переживания персонажа.[2]
-
1
Напишите введение. Опираясь на свою идею тезиса, подготовьте вводный абзац о персонаже, которого вы выбрали, и о роли, которую он или она играет в данном литературном произведении.
-
2
Опишите внешний вид вашего персонажа. Опишите, как выглядит ваш персонаж, и объясните, какие черты его внешнего вида указывают на особенности его личности. Постарайтесь, процитировать или перефразировать текст, взятый непосредственно из книги.
- Подумайте о рваной одежде Гека и о том, что говорит этот факт о его характере. Обсудите, как Гек переодевается маленькой девочкой, чтобы собрать новости в городе, и как этот измененный внешний вид влияет на ваш анализ личности Гека.
-
3
Обсудите происхождение вашего персонажа. При условии наличия информации включите факты личной биографии персонажа (некоторые из этих подробностей могут подразумеваться или предполагаться). История жизни людей неизбежно влияет на их личность и развитие их личности, поэтому очень важно обсудить историю развития вашего персонажа, если это возможно. Где и когда родился и воспитывался персонаж? Какое образование получил ваш персонаж? Каким образом прошлый опыт персонажа влияет на то, что он делает и говорит?
- Обсудите отношения Гека с отцом, Вдовой Дуглас и Мисс Ватсон, которые его приняли. Как эти персонажи влияют на развитие Гека? Контраст между алкоголиком отцом Гека и консервативными леди, которые заботятся о нём позже, представляет собой интересный континуум социального поведения (сплошная среда, непрерывный объект) для анализа и обдумывания, где собственные верования и поступки Гека падают на этот континуум.
-
4
Обсудите особенности пользования языком. Проанализируйте язык, которым пользуется герой на протяжении всего повествования. Использует ли персонаж тот же самый язык всегда или его (ее) выбор языковых средств меняется на протяжении повествования от введения до заключения?
- Надо признать, что для мальчика у Гека слишком вульгарное обращение, и он часто разговаривает не так, как это одобрила бы вдова Дуглас. Он очень старается слушаться ее и вести себя соответствующим образом в церкви, но часто совершает оплошности и обращает на себя внимание своими действиями и словами подобно человеку, чей уровень цивилизованности намного ниже того, на который он претендует, и который одобрила бы вдова Дуглас.
-
5
Описание личности персонажа. Действует ли персонаж под влиянием эмоций или разума? Какие ценности демонстрирует он своими словами и образом жизни? Есть ли у персонажа цели или честолюбие? Дайте конкретный ответ и процитируйте или перефразируйте соответствующий текст из книги.
- Гек Финн старается подчиняться правилам, существующим в обществе, но в конце дня он действует, опираясь на свои эмоции. Он решает спасти Джима от опасности быть возвращённым к хозяину, хотя это противоречит закону, так как он верит, что Джим не заслуживает, чтобы с ним обращались как с рабом. Гек принимает это решение самостоятельно, находясь в прямой оппозиции к ценностям, которым научило его общество.
-
6
Проанализируйте отношения персонажа с другими людьми. Подумайте, как ваш персонаж взаимодействует с другими людьми в этом романе. Является ли персонаж лидером, или он склонен следовать за другими? Есть ли у персонажа близкие друзья и семья? Приведите примеры из текста по ходу вашего анализа.
-
7
Опишите, как персонаж меняется или растет на протяжении всего повествования. Большинство главных персонажей будут переживать конфликтную ситуацию на протяжении всего периода времени, описанного в романе.[3]
Какой-то конфликт является внешним (привнесенным силами, не поддающимися чьему-либо контролю), тогда как другой конфликт является внутренним (личные переживания персонажа и его действия, связанные с ними). Становится ли персонаж лучше или хуже, в конце концов? В выдающихся литературных произведениях запоминающиеся персонажи обычно изменяются или растут.- Внешние конфликты Гека опираются на события путешествия вниз по реке – физическая борьба с окружающими условиями, его злоключения на этом пути, различные скандалы и так далее. Его внутренний конфликт достигает своего апогея, когда Гек решает помочь Джиму освободиться. В этот решающий момент Гек следует своему сердцу, а не требованиям общества.
-
8
Соберите вспомогательный материал или факты для анализа.[4]
Удостоверьтесь, что вы представляете конкретные примеры из текста, которые поддерживают ваши высказывания о персонаже.[5]
Если это применимо к ситуации, включайте цитаты, которые поддерживают высказанное вами мнение. Если автор изображает этого персонажа как небрежного человека, вы должны представить описание конкретных черт характера, чтобы доказать наличие этой черты характера посредством цитирования и перефразирования соответствующего текста их книги.
-
1
Поддержите ваши письменные высказывания доказательствами из текста произведения. Это значит, что вам следует включить прямое цитирование из текста, о котором вы пишете, чтобы поддержать те положения, которые вы декларируете в своей работе.
-
2
Используйте метод «PIE». Использование метода PIE (от англ. Point, Illustration, Explanation, т.е. «высказывание, иллюстрация, объяснение») означает, что вы возьмете себе за правило проиллюстрировать цитатой и объяснить, каким образом цитата подтверждает ваше высказывание.[6]
- Например, вы могли бы сказать следующее: Гек Финн начинает ощущать себя как личность после того как становится плотовщиком. Он настаивает: «Это чего-то стоит быть плотовщиком на таком плоту как этот». Это – демонстрация чувства свободы и гордости, которые он связывает со своим плотом.
-
3
Подкрепите цитирование своими собственными словами. Цитата не должна никогда стоять отдельно, как отдельное предложение в вашей статье. Вместо этого вы должны собственными словами «пояснить» эту цитату и даже развить ее.
- Некорректно: “Это тоже самое что быть сплавщиком на плоту, как этот”.
- Корректно: Он настаивает, что “Это тоже самое, что быть сплавщиком на плоту”.
- Корректно: “Он настаивает на схожести быть сплавщиком на таком плоту”.
-
4
Не злоупотребляйте цитированием. Ваши собственные слова должны, все же, составлять около 90% вашего анализа, а прямые цитаты должны составить 10%.
Советы
- Напишите предварительный вариант, чтобы собрать все свои мысли об анализе, до того как отшлифуете вашу рукопись для подачи.
- Используйте конкретные подробности из текста для поддержки каждого своего тезиса.
- Тщательно организуйте анализ. Напишите введение, которое вызвало бы заинтересованность читателя в вашей статье. Удостоверьтесь в том, что каждый абзац сконцентрирован на отдельной теме. Соедините вашу работу с отлично отредактированным Заключением.
- У персонажей также имеются отрицательные черты. Проанализируйте черты их личностей более глубоко и тщательно.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 39 534 раза.
Была ли эта статья полезной?
Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.
Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.
Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.
Понятие художественного образа
Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.
В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.
В лирике создается образ лирического героя.
Что касается прозы, то тут все сложнее.
Приемы создания ярких художественных образов
Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:
- Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
- Раскрытие характера героя через поступки.
- Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
- Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
- Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
- Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять.
- Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
- Использование прототипа.
- Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
- Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
- Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
- Не помешает изобразить чудачества главных героев.
- Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.
Прототип литературного героя
Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.
Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.
Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.
Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».
На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.
Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).
Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».
Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.
Прогресс и регресс литературного героя
Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.
Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.
Характер литературного персонажа
Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.
«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.
Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.
Писатели применяют два метода для описания характера героев.
Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.
Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.
Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.
Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.
Имена литературных персонажей
Писатели уделяли много внимания именам героев.
Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).
У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.
Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.
Литературный тип
Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.
Как создавали яркие образы писатели?
Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.
Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».
У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.
Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.
В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.
Личные приёмы создания литературных персонажей
От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.
Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.
Если вам понравилась статья, то можете поддержать проект: Карта Сбербанка: 2202 2023 9615 1171
Поделиться в соц. сетях
Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.
Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.
Создаем внешний вид героя
1. Визуальный облик.
Общие элементы визуального образа – цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т. д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с шаблонными чертами характера.
К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.
Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.
2. Одежда и обувь.
Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.
Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.
3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.
К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.
Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда – нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.
К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.
Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.
Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и добавляют ему «жизненности».
Литературный курс “Создаем героя”
Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.
За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.
Заказать курс
4. Эмоциональные и поведенческие реакции.
Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.
Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.
Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.
Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.
Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.
Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то – пощипывать мочку уха, кто-то – почесывать нос или пятку, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).
Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.
Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.
Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.
Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.
Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором и пойдет речь дальше.
Создаем внутренний мир героя
Теперь рассмотрим аспекты, из которых этот самый внутренний мир и состоит.
1. Психологический аспект.
В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание! Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.
Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета.
Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.
Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.
Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.
Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.
Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели – от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).
Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.
Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?
Причины мотивации – то, что формирует мотивы, – неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум – через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.
И, наконец, потребности – внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т. д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.
Потребности могут стать причинами появления конкретных мотивов (потребность в любви – хочу быть любимым). Ага, и чем не двигатель сюжета, чем не интрига или идея истории?
И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.
Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.
Так, если ваше авторское «я» – тринадцатилетняя девочка, а вам как автору, простите, слегка за тридцать, то без учета особенностей подросткового мышления вы не сможете достоверно выстроить образ. То же самое касается социального положения – пахарь и герцог будут мыслить разными категориями.
Мышление – это отражение «я» персонажа. А он не должен быть во всем похож на вас, особенно если по воспитанию, возрасту, полу и расе вы отличаетесь. Тем более если вы – женщина, которая пишет от лица мужчины-воина, столетнего мага или двухсотлетнего эльфа. В таком случае именно вам придется подстраиваться под чужое мышление, а не подгонять его под свое.
2. Философский аспект.
Философский базис – пусть небольшой – вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т. д.
Затяжная демагогия на тему «Быть или не быть» в современной литературе не приветствуется, но добавить философский «обоснуй» поведению героя можно.
Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя – лучше, чем проигравшего.
И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.
3. Социальный аспект.
Человек, как говорится, – животное социальное. Герой вашей истории – тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.
Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи и по субботам ходит в церковь или об обычаях знает, но не блюдет их? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?
Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.
Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.
Здесь же – социальные статусы.
Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я – никто, если нищий, я – все, если сын герцога), за мотивацию и ее причины (у меня ничего нет – хочу все иметь, или – у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т. д.
Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.
Так, герцог не может «блинкать» или «нукать», не может позволить себе изъясняться как простолюдин – даже среди семьи или друзей. А необразованный кочегар будет иметь небольшой словарный запас, основу которого составляют ругательства и простейшие шаблоны речи («А я чё?»).
При проработке речи, конечно, удобнее всего ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.
4. Культурный и этический аспект.
Помимо того, что люди – социальные животные, они еще и продукты культуры. Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры – или неуважение, знание религии или мифологии и др.
Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности – страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.
Подведем итог: легко ли создать героя книги?
Конечно, нет. Если у вас нет опыта создания героев – учиться, узнавать и работать придется долго. Если есть – тоже.
Но если вы вооружитесь знаниями обо всех элементах образа и смело ринетесь в бой, у вас всё получится. Сначала, может быть, из-под вашего пера будут выходить яркие персонажи, но потом… Потом обязательно в ваши истории придет Герой с большой буквы – живой, достоверный и запоминающийся.
На пути создания героя вам помогут две вещи:
- это чтение (как художественной литературы, так и психологических статей)
- и абстрактное наблюдение за людьми.
И анализ увиденного. И любовь к своим выдумкам, конечно же.
Сегодня я хочу поговорить с вами о создании образа героя. Тема эта непростая, и в одну статью не укладывается. Поэтому будет как минимум ещё одна. И я хочу предупредить, что я предлагаю вам советы, которые, на мой взгляд, неплохо работают. Но это именно советы, а не правила, обязательные для исполнения. То есть вы можете ознакомиться и забыть о них. Не нужно кидаться в комментарии с криками: «Это всё ерунда! Мне это не нужно!». Не нужно, ну и прекрасно. Убеждать меня в бесполезности информации, данной в статье, тоже не нужно. «Каждый выбирает по себе» ©.
А теперь к делу.
Создание достоверных живых образов персонажей не менее важно, чем интересный сюжет. А нередко и читают книгу, в первую очередь, ради яркого главного героя. Однако и у автора создание образов часто отнимает больше сил и душевной энергии, чем придумывание сюжета. Ведь просто описать героя недостаточно, нужно, чтобы читатель в него поверил, начал сопереживать, как близкому знакомому, и даже примерил его роль на себя.
С чего начать?
Бросаться сразу описывать главного героя в тексте – это не лучший вариант. Даже если у вас в голове сложился образ, то формирование его в книге может занять не один десяток страниц. К тому же персонажи меняются под воздействием обстоятельств, так же как и живые люди, и эти изменения нужно учитывать.
Я бы посоветовала начать работать над образами персонажей (а не только главного героя) с создания их психологических портретов. И сделать это лучше всего в блокнотике, даже если вы давно разучились писать ручкой. Тогда в процессе работы над книгой этот важный блокнотик всегда будет под рукой. И вы уже не забудете, что друг главного героя у вас спокойный и невозмутимый флегматик, а значит, он не будет громко возмущаться и истерить по любому поводу, даже по важному не будет. А если у героя было трудное голодное детство, и он привык экономить, то, скорее всего, не будет бросать деньги на ветер, разъезжая на такси и т. д.
То есть блокнотик с портретами персонажей очень помогает в работе.
Портрет героя (схема образа)
Предварительное описание персонажей автор создаёт для себя, возможно, что-то даже не найдёт отражение в тексте. Но такие описания делают персонажей ближе, понятнее для самого автора. Портрет героя включает в себя несколько характеристик.
Внешность
Она имеет значение особенно в начале произведения, когда у читателя только начинает складываться образ героя. Вот здесь важна визуализация. Поэтому с описанием внешности затягивать не стоит. В схеме образа героя надо указать не только внешние характеристики (высокий голубоглазый блондин), но и какую одежду предпочитает, с каким оружием чаще всего появляется или какие украшения любит носить. Обязательно укажите особые приметы, а то читатель бывает шокирован, когда к середине книги узнаёт, что у главного героя есть усы.
Психологические особенности (темперамент)
Этот параметр включает в себя динамичность, уровень эмоциональности, общительность, рассудительность, терпеливость или безрассудство. Так, эмоциональность определяет характер реакции персонажа на события – кто-то «заводится с пол-оборота», кто-то терпеливо ждёт, вынашивая планы мести, кто-то не обращает внимания на события, которые выводят из себя других. А вот всё вместе в одном персонаже сочетаться не может. И если у вас в начале героиня закатывает истерики и хамит всем подряд, а потом строит многоходовки и плетёт интриги, то это недостоверно.
А низкий уровень эмоциональности предполагает не только рассудительность, но и меньшую общительность. Кто больше думает, тот меньше разговаривает. И друзей у него меньше.
Черты характера
Их довольно много, есть из чего выбрать. Можно ориентироваться на 2–3 базовые характеристики, которые демонстрируют уникальность личности. Это могут быть волевые качества – упорство, настойчивость в достижении цели. Но, значит, и упрямство, и даже упёртость. Негибкость поведения, стремление проломить лбом стенку, а не обойти её. Нежелание выслушивать чужие советы и т. д.
То есть у каждой черты характера есть положительные и отрицательные проявления. Например, доброжелательность, умение сопереживать — это не только признаки благородства, они часто сочетаются с доверчивостью, наивностью, стремлением жить сердцем, а не разумом и с неспособностью руководить людьми – ведь их так жалко. А трудолюбие часто соседствует с перфекционизмом и стремлением всех окружающих тоже включить в работу. А лидерские качества бывают присуще чёрствым и даже жестоким людям.
Нравственные черты
Хоть они являются частью характера, но лучше в схеме их выделить отдельно, учитывая их важность, особенно для главного героя. Причем и здесь нужно помнить о сочетании черт, то есть не стоит делать героя непогрешимым рыцарем в белом плаще, так же как и обаятельным мерзавцем без проблесков совести. Реальные люди – сложные натуры, особенно если речь идёт о нравственных принципах. Всё далеко не однозначно. Я, конечно, за добро и мир, и вполне честная и благородная, но пока дело не касается моих родных. А там начинают работать совсем другие принципы – могу и горло перегрызть.
Любая черта должна иметь своё логическое обоснование. Странно читать о героине, которая стремится всем вредничать и строить пакости исключительно в силу пакостного характера. В жизни так не бывает. Человек интуитивно стремится избегать серьёзных проблем в отношении с окружающими. И идёт на них от безвыходности, по крайней мере, в его понимании.
Цели и задачи
Это очень важный момент, который следует хорошо обдумать и включить в схему образа. Какова цель главного героя – протагониста, к чему он стремится? Это и цель по жизни, и конкретная цель, которую он преследует в сюжете.
А также стоит описать цели и антагониста, и всех ведущих персонажей. Например, в путешествие с героем отправляется его друг. С какой целью? Просто развлечься, ради помощи герою или у него есть свои, скрытые мотивы?
Цели в процессе развития сюжета могут меняться, об этом тоже не стоит забывать. Если все эти перемены прописать заранее, то легче будет избежать своеволия героев.
Теперь, когда у вас есть развёрнутые портреты всех главных действующих лиц можно приступать сюжету, в процессе которого и будут раскрываться образы персонажей. А о конкретных приёмах я расскажу в следующей статье на эту тему. И, возможно, вас заинтересуют статьи схожей тематики.
“Знакомство героя с читателями”
“Как выбрать имя герою”
“Оживим картонных героев”