Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.
На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.
Содержание:
- Что такое рабочая программа
- К рабочим программам относятся
- Рабочая программа – определение
- Как утверждается рабочая программа
- Какова структура программы
- Этапы составления рабочей программы
- Вывод
Что такое рабочая программа
Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.
К рабочим программам относятся
- рабочая программа по предмету;
- рабочая программа дополнительного образования;
- рабочая программа факультативных занятий;
- рабочая программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа – определение
Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).
Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.
В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:
- последовательность изучения учебного материала;
- вносить изменения и дополнения в содержание;
- распределять количество часов по темам, разделам;
- включать материал регионального компонента;
- использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы
Какова структура программы
С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.
- Пояснительная записка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Список литературы (основной и дополнительный).
На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.
Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.
Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.
В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.
Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.
В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.
Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.
Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.
Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.
Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.
Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.
Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.
Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.
Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).
Вывод
Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.
Как составить
рабочую программу по любому предмету
Главное
в статье:
1)
Педагог
преподает на основе рабочей программы. Что он самостоятельно
определяет в программе.
2)
Укажите
планируемые результаты учеников. Почему нельзя формировать УУД изолированно.
3)
В рабочей
программе напишите раздел «Содержание». Что обязательно учитывать.
4)
Школа
может выбрать форму тематического планирования. Предлагается вариант.
Что входит
в структуру рабочей программы
Педагог преподает
учебные предметы на основе рабочей программы. Рабочая программа
по предмету – это документ, который разрабатывает любой учитель. Она
представляет собой часть основной образовательной программы (ООП) применительно
к конкретному образовательному уровню. Рабочая программа конкретизирует
цель, планируемые результаты ООП с учетом особенности и логики
предмета.
ВАЖНО
Примерные ООП
смотрите на fgosreestr.ru http://fgosreestr.ru/
Структура
программы включает планируемые результаты, содержание предмета
и тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС начального общего образования,
п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования, п. 18.2.2 ФГОС среднего общего
образования).
Рабочую программу
по предмету создают на основе примерной ООП, в состав которой
входят рабочие программы по другим предметам для уровня общего
образования. Например, учитель начальных классов в рабочей программе может
отразить основные положения программы духовно-нравственного воспитания,
развития через планируемые результаты.
В образовательной
организации (ОО) целесообразна единая рабочая программа учебного предмета для
учителей, которая включает все особенности разных по уровню классов одной
параллели, но возможны индивидуальные рабочие программы.
Учитель имеет
право:
·
самостоятельно
расширять или углублять перечень дидактических единиц в пределах
максимально допустимой учебной нагрузки;
·
конкретизировать
дидактические единицы;
·
устанавливать
последовательность учебного материала;
·
распределять
время;
·
включать
материал регионального компонента в объеме выделенных на данный
предмет учебных часов;
·
выбирать
педагогические технологии;
·
выбирать методы
контроля.
Главное –
в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего
образования.
Рабочую программу
учителя согласуют на методическом объединении учителей. Предварительно
на методическом объединении проводят внутреннюю экспертизу и дают
экспертное заключение. Далее рабочую программу согласует заместитель директора.
Заместитель директора на титульном листе рабочей программы под грифом «Согласовано»
ставит дату и подпись, затем ее утверждает директор ОО.
На что
обратить внимание учителя, когда он разрабатывает рабочую программу
Когда учитель
составляет рабочую программу по предмету, то обязательно учитывает
деятельностный характер ФГОС. Стандарты указывают на универсальные
действия и реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть
к концу обучения на любом уровне общего образования.
Чтобы учителя
могли проектировать рабочую программу, заместитель директора, который
разрабатывает ООП школы, предоставляет им: цель, задачи, требования
к результатам, чтобы педагоги детализировали их по каждому
предмету для каждого класса.
Результаты
образования учитель формулирует в виде личностных, метапредметных
и предметных результатов. Обратите внимание, что ФГОС начального общего
образования не использует термин «компетенция», когда описывает
результаты, но под результатами подразумевается система компетенций,
которые взаимосвязаны, взаиморазвивают друг друга и обеспечивают
социализацию школьника.
Метапредметная
компетенция определяет успешность развития личности ученика. Познавательные,
регулятивные и коммуникативные УУД помогают овладеть функциональной
грамотностью: «умением учиться». Важно знать, что УУД не формируются
изолированно: один вид действий влияет на другой из урока
в урок.
ПРИМЕР. Регулятивные УУД
обеспечивают усвоение познавательных УУД как самых сложных.
ВАЖНО
К рабочим
программам относятся: программы по учебным предметам, дополнительного
образования, факультативных занятий, внеурочной деятельности.
Компетенция –
это результат образования, который должен быть достигнут на итоговом этапе
начального образования, поэтому на каждом уроке ставить такую задачу
преждевременно. Когда учитель планирует урок, то предполагает развить УУД:
познавательные, регулятивные, коммуникативные с учетом учебного
содержания. Все УУД формируются, когда ученик осваивает содержание учебных
предметов на основе заданий разного типа, но не вопросов.
ПРИМЕР. Задания начинайте
со слов: найдите, определите, сформулируйте, сравните, сопоставьте,
докажите, установите.
Помните, что УУД
эффективно развиваются в процессе внутрипредметных и межпредметных
связей.
Чтобы достичь
образовательных результатов, необходимо отобрать оптимальные методы
и педагогические технологии, которые будут использовать педагоги
по единым правилам. Они должны быть отражены в Положении
о рабочей программе по учебному предмету.
ПРИМЕР. Приоритетные формы работы:
групповая и индивидуальная.
Когда
проектируете рабочую программу, важно правильно сформулировать цель
и планируемые результаты.
ПРИМЕР. Цель формулируйте как
предполагаемый результат освоения предмета за 1-4-й классы. Она должна
отвечать на вопрос: «Что будет результатом освоения предмета к концу
4-го класса?». Когда формулируете цель, используйте слова
и словосочетания: формирование, развитие, создание/обеспечение условий и
т.д.
Что написать
в разделах рабочей программы
В рабочей
программе сформулируйте пояснительную записку. Она определяет своеобразие
и новизну конкретной рабочей программы по предмету, отражает
внутрипредметные и межпредметные связи, которые определяют успешность
формирования личностных и метапредметных результатов. Примерную
пояснительную записку, цели и задачи учебного предмета, формулировки
требований к результатам смотрите на fgosreestr.ru – http://fgosreestr.ru/
Раздел 1
Планируемые
результаты.
Этот раздел – самый трудный для педагогов. Планируемые результаты уточняют
и конкретизируют требования ФГОС соответствующего уровня образования
к результатам освоения ООП по каждому учебному предмету с учетом
главных целевых установок изучения данного предмета и возрастных особенностей
учащихся.
Например,
во ФГОС начального общего образования планируемые результаты делятся
на два уровня: ожидаемый уровень актуального развития большинства
обучающихся – «выпускник научится» и ближайшая перспектива
развития – «выпускник получит возможность научиться». Такой подход
позволяет выстроить индивидуальные траектории обучения с учетом зоны
ближайшего развития учеников.
СПРАВКА
Зона
ближайшего развития – понятие, которое ввел Л.С. Выготский. Определяется
содержанием тех задач, которые ученики не могут решить самостоятельно,
но решают вместе со взрослым.
В блок
«выпускник научится» включают планируемые образовательные результаты, которыми
школьник должен обязательно овладеть для успешного обучения
и социализации.
Результаты уровня
«выпускник получит возможность научиться» ориентированы на то, чтобы
развить потенциальные способности ученика. Задания, которые формируют эти
результаты, можно частично включать в итоговый контроль. Это поможет
обучающемуся продемонстрировать, как он овладел высоким, если сравнить
с базовым, уровнем достижений; выявить динамику его развития
и количество наиболее подготовленных обучающихся по предмету.
Когда
формулируете планируемые результаты, помните, что они должны быть конкретными:
опишите состояние, которое обучающийся должен достигнуть. Результаты также
должны быть измеряемыми: их можно оценить и диагностировать. Поэтому
в рабочей программе определите методы обучения и способы оценки
их достижения в разделе о планируемых результатах.
Результаты должны
быть достижимыми для учащегося, связанными с целями ООП, отражать
деятельность учащегося (не учителя), его заинтересованность
в достижении сформулированных целей образования. Планируемые результаты
отвечают на вопросы: «Чему научится обучающийся, когда освоит рабочую
программу?», «Как проверить (измерить) его способности учиться?». Они
не содержат в формулировках слов: знать, дать, изучить, ознакомить,
разбираться. Учитель может перенести результаты из предмета
в предмет, он излагает их последовательно, в логике усложнения
и преемственности.
ПРИМЕР. Метапредметный результат
(познавательные УУД) в начальной школе:
1-й класс –
определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда
предметов, объектов.
2-й класс –
находит объект на основе заданных признаков (понятий), обозначает термином
ряд однородных объектов.
3-й класс –
выделяет специфические признаки группы однородных объектов, объединяет объекты
на основе специфических признаков.
4-й класс –
обобщает (объединяет объекты, выделяет их специфические признаки).
Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки
и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или
иному понятию) – Лебединцев В. Как подготовить программу формирования
УУД // Управление начальной школой. 2016. №№8-10.
Раздел 2
Содержание. Наиболее статичная часть
рабочей программы. Разбейте раздел на рубрики: часть, раздел, тема. Внутри
темы информацию распределите блоками, которые отражают законченную мысль, идею.
Содержание
рабочей программы учитель пишет так, чтобы ее можно было разбить
по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части
предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.
Когда описываете
содержание рабочей программы, указывайте:
·
учебно-методический
комплекс (УМК);
·
программу
УМК;
·
автора;
·
класс;
·
учебник,
издательство, год издания;
·
пособие
для учителя, издательство, год издания;
·
пособие
для учащихся, издательство, год издания;
·
контрольно-измерительные
материалы, издательство, год издания;
·
электронные
образовательные ресурсы (ЭОР): название, вид, издательство (для ЭОР
на твердых носителях), ресурсы интернета.
Раздел 3
Тематическое
планирование. Это наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей
программы. Календарное планирование на основе тематического учитель
отражает в журнале.
Тематическое
планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным
разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах.
Форма
тематического планирования и его структура могут варьироваться
с учетом потребностей отдельной школы. Поэтому форму и структуру
планирования администрация школы отражает в Положении о рабочей
программе по предмету. В тематическом планировании содержание делят
по классам.
В данной статье
предложена форма тематического планирования на примере 1-4-х классов
(таблица):
Форма
тематического планирования на примере 1-4-х классов
№ урока |
Дата |
Раздел |
Параграф |
Содержание (УУД) |
Активные методы |
Формы контроля |
Электронные ресурсы |
|
План |
Факт |
|||||||
10 |
15.04 |
15.04 |
Путешествия |
Города России |
Готовить небольшие сообщения |
Модель перевернутого обучения |
Лист самооценки навыков |
Google-карта, блог класса |
Программа
формирования УУД – см. Приложение.
Здравствуйте, друзья!
В статье «Рабочие программы по ФГОС-3» мы обсудили с вами, какие требования предъявляет ФГОС к Рабочим программам предметов, к их содержанию и структуре.
Напомню, что в соответствии с ФГОС-3 РП должны включать следующие обязательные компоненты:
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование, в котором из обязательных компонентов должны быть темы с указанием часов и возможности использования ЭОР,
· рабочая программа должна отражать связь с рабочей программой воспитания.
Сегодня мы вместе составим рабочую программу, опираясь на «Конструктор» и «Примерные программы» (не зря же умные люди сайт создавали). Я буду составлять Рабочую программу учебного предмета «Русский язык» основного общего образования. Вы по аналогии вместе со мной составите свою программу.
Ну, ФГОС нам в помощь!
Регистрируемся на сайте «Единое содержание общего образования».
В меню находим «Конструктор рабочих программ», входим, выбираем предмет и шаблон. Нажимаем «Создать рабочую программу».
Заполняем ТОЛЬКО титульный лист, все поля, отмеченные красным цветом. Титульный лист мы с вами обязательно подкорректируем. Но пока для скачивания файла необходимо заполнить все поля.
После того как поля титульного листа заполнены, нажимаем на вкладку «Создать файлы». В открывшемся окошке нажимаем на «Завершённые рабочие программы».
Нажимаем «Создать DOC».
Документ скачается в формате Word, с ним мы и будем работать дальше. Для удобства сделайте сразу копию документа.
Уважаемые коллеги, напомню вам, что в каждой школе есть Положение о рабочих программах, в нём должна быть закреплена структура РП. Если вашим Положением единая структура не закреплена, вы имеете право создать свою программу, опираясь только на требования ФГОС.
Я предлагаю вам следующую структуру Рабочих программ предметов, эту структуру мы закрепили в своём локальном акте (Положении о РП):
· титульный лист,
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование,
· перечень оценочных процедур.
Планируемы результаты можно оставить после содержания (как в Конструкторе), но это несколько нелогично, так как содержание должно выстраиваться под прогнозируемые результаты, а не наоборот.
1. Корректируем титульный лист. Он должен содержать следующие компоненты:
Полное наименование ОО
Название программы
Составитель (составители)
2. Удаляем из программы ВСЁ до раздела «ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ». Не забудьте перед этим сделать копию документа.
3. После личностных результатов вставляем фрагмент, отражающий связь с рабочей программой воспитания:
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных результатов в рамках реализации модуля «Школьный урок» Рабочей программы воспитания:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности;
· готовность обучающихся к саморазвитию;
· мотивацию к познанию и обучению;
· ценностные установки и социально-значимые качества личности;
· активное участие в социально-значимой деятельности.
4. Из дубликата нашего первичного документа копируем раздел «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА» и вставляем его в программу после планируемых результатов.
5. Удаляем все таблицы: «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» и пр.
6. Вставляем свою сетку темплана, в которой будет только то, что требует ФГОС-3:
7. На сайте «Единое содержание общего образования» находим вкладку «Рабочие программы», примерную программу своего предмета. Из примерной программы нам понадобятся только темы и количество часов на их изучение, поэтому программу скачиваем, находим тематическое планирование, разворачиваем лист и работаем: заполняем нашу таблицу темами и количеством часов на их изучение. Например, «Общие сведения о языке» – 2 часа, «Язык и речь» – 6 часов и т.д.
Уважаемые коллеги, при составлении тематического планирования вы можете столкнуться с тем, что количество часов, выделенных на изучение тем, меньше общего количества часов по предмету на год обучения. Эти часы вы распределяете сами на повторение изученного в начале и в конце года.
8. Заполняем графу «Электронные образовательные ресурсы». Уважаемые коллеги, ЭОР в ваших программах обязательно должны быть верифицированными. Каждая школа сама решает, какой перечень ЭОР будет включать в РП. Перечень должен быть закреплён в Положении о РП.
9. Никакого поурочного планирования в РП быть не должно, если только это не утверждено вашим Положением о РП.
10. Последняя часть – «Перечень оценочных процедур»:
В таблицу включаем только контрольные работы.
11. Создаём оглавление из 4 частей, корректируя их названия:
· планируемые результаты учебного предмета, курса, модуля,
· содержание учебного предмета, курса, модуля,
· тематическое планирование,
· перечень оценочных процедур.
12. Обязательно проверяем свою программу на наличие в ней слова «примерная» через функцию «Найти». Все найденные слова удаляем, так как у вас программа уже не примерная, а созданная вами Рабочая программа предмета.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, моя инструкция поможет вам быстро и просто создать свои рабочие программы. Удачи!
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.
#рабочие программы по обновлённым ФГОС
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – рабочие программы) являются обязательной частью основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок разработки, согласования и утверждения рабочей программы регламентируется локальным актом образовательного учреждения.
Рабочая программа – документ, детально раскрывающий содержание учебного предмета, конкретизирующий требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, разрабатываемый на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания общего образования), примерной учебной программы и авторской с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету.
Рабочая программа разрабатывается учителем, обеспечивающим преподавание учебного предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, для конкретного класса или ступени общего образования.
Основные функции рабочей программы:
– нормативная – программа является документом, обязательным для
выполнения в полном объеме;
– целеполагания – программа определяет ценности и цели, для достижения
которых она введена в ту или иную образовательную область;
– содержательная – программа фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися;
– процессуальная – программа определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и условия
обучения;
– оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения
элементов содержания.
2. Структура рабочей программы определяется локальным актом
образовательного учреждения и, как правило, содержит следующие элементы:
– титульный лист;
– пояснительную записку;
– учебно-тематический план;
– содержание учебного предмета;
– информационные источники.
2.1. В титульном листе рекомендуется отразить :
– наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);
– наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
– грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы
(согласно локального акта);
– наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом
образовательного учреждения);
– указание класса или ступени общего образования;
– сведения об учителе-составителе рабочей программы;
– год разработки.
2.2. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты:
– нормативная основа разработки рабочей программы (федеральный
компонент государственного образовательного стандарта или обязательный
минимум содержания общего образования);
– наименование учебной программы (примерной и авторской), на основе
которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами
библиографического описания;
– используемый учебно-методический комплект;
– цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний,
умений, ключевых компетенций обучающихся;
– обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей
региона, специфики деятельности образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся;
– межпредметные связи учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа;
– особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные
методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности,
виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный,
текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы
контроля.
2.3. В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы.
2.4. Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, примерную программу с учетом выбранной авторской, региональный базисный учебный план для образовательных учреждений области, реализующих образовательные программы общего образования.
Рекомендуется следующая последовательность раскрытия содержания учебного предмета:
– наименование раздела и темы (из учебно-тематического плана рабочей
программы);
– содержание учебного материала (включаются все дидактические единицы
федерального компонента государственного образовательного стандарта или
обязательного минимума содержания, дополнительные дидактические
единицы с учётом регионального компонента и компонента образовательного
учреждения);
– темы лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов (при наличии);
– требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по теме:
обучающийся должен «иметь представление»
«знать»
«уметь»
«использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни»
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по каждой теме рабочей программы служат основой разработки контрольных измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы являются обязательным приложением к рабочей программе.
2.5. В разделе «Информационные источники» указывается основная и дополнительная учебно-методическая литература для учителя, а также основная и дополнительная учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET-ресурсах.
3. Рабочая программа является основой календарно-тематического планирования. Структура календарно-тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно.
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip.1obraz.ru
Контакты для связи