Как составить общеобразовательную программу доу

«Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (рекомендации для педагогов)

Выступление на педагогическом совете МБДОУ

Зам. заведующего Батырь Инна Владимировна 

«Основная образовательная программа дошкольного образования» –

программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):

  •  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  •  с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

  •  это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
    и медицинских услуг

Программа должна учитывать:

  • конкретные условия, которые создаются
    в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • индивидуальные особенности, интересы и возможности детей
  • педагогические технологии обучения которые  применяются в работе с детьми
  • мотивацию образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения     

структура Программы

2.11. Программа включает  три основных раздела:

  •  целевой
  •  содержательный
  •  организационный

В каждом из них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

  • Пояснительная записка (цели и задачи программы

принципы и подходы к формированию программы

значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

  • Планируемые результаты освоения программы

Программа строится на основании следующих принципов

1.    Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

(Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)

4.  Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
    характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

(может быть сделана ссылка на программу)

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 Содержательный раздел образовательной программы

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Физическое развитие 
  •  Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)
  •  Познавательное развитие( ФЭМП,  Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
  •  Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
  • Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)
  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)

Организационный раздел образовательной программы

  • описание материально-технического обеспечения Программы,
  • обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
  • распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):

  • возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • используемые примерные программы;
  • характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей

Алгоритм
написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации
для педагогов)

«Основная
образовательная программа дошкольного образования»

программа, разрабатываемая,
утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):

  •  в соответствии с
    федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
    образования
  •  с учетом соответствующей
    примерной
    основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная
программа

  •  это
    нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий
    специфику содержания образования, особенности организации
    воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых
    образовательных
    и медицинских услуг

Программа должна учитывать:

  • конкретные условия, которые
    создаются
    в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная
    нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития
    дошкольников
  • индивидуальные особенности,
    интересы и возможности детей
  • педагогические технологии
    обучения которые  применяются в работе с детьми
  • мотивацию образовательной
    деятельности  воспитанников дошкольного учреждения
        

структура
Программы

2.11. Программа
включает  три основных раздела:

  •  целевой
  •  содержательный
  •  организационный

В каждом из них
отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой
раздел программы

  • Пояснительная записка (цели и
    задачи программы

принципы и подходы
к формированию программы

значимые для
разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста)

  • Планируемые результаты
    освоения программы

Программа строится
на основании следующих принципов

1.   
Принцип развивающего образования,
в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной
обоснованности и практической применимости
(содержание
программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой
практике дошкольного образования)

3.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

(Объединение
комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой
«темы» ; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
)

4.  Принцип
интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Под
интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние

(или
процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения

и
взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность
образовательного процесса

  • Характеристики особенностей
    развития детей раннего и дошкольного возраста
    характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

(может
быть сделана ссылка на программу)

Планируемые
результаты освоения программы
конкретизируют требования ФГОС ДО к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса

  • Целевые ориентиры образования
    в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе
    завершения дошкольного образования

 Содержательный
раздел образовательной программы

Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Физическое развитие 
  •  Социально-коммуникативное
    развитие

    (развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование
    основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое
    воспитание детей)
  •  Познавательное развитие(
    ФЭМП,  Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
  •  Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое
    развитие

Алгоритм
описания каждого направления

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам
    и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
    семьями)
  • Описание вариативной части в
    данном направлении
    ( если они есть)
  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам
    и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
    семьями)

Описание
вариативной части в данном направлении
( если они есть)

Организационный
раздел образовательной программы

  • описание материально-технического
    обеспечения Программы,
  • обеспеченность методическими
    материалами и средствами обучения и воспитания,
  • распорядок и /или режим дня,
    особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
  • особенности организации
    развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы
(ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):

  • возрастные и иные категории
    детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • используемые примерные
    программы;
  • характеристика взаимодействия
    педколлектива с семьями детей

37565be-2.jpg

К новому учебному году все детские сады должны утвердить основную образовательную программу. Это обязательный документ наравне с годовым планом работы и программой развития. 

Когда будете проводить анализ своей основной образовательной программы, не забудьте актуализировать ее – добавить в программу часть по работе с детьми раннего возраста, прописать работу по новым формам взаимодействия с родителями, отразить внедрение цифровых технологий. Чтобы не было претензий со стороны проверяющих, обратите внимание на ошибки, которые часто допускают детские сады при разработке программы. Предлагаем пять контрольных точек, чтобы проверить, правильно ли ООП ДО составлена и доработана.

Учтите новые годовые задачи детского сада, чтобы актуализировать ООП

Чтобы образовательная программа в детском саду не была статичным документом, который ничего не меняет в образовательном процессе, ее ежегодно нужно актуализировать и конкретизировать. Для этого необходимо учитывать задачи, которые ставит перед детским садом государство.

Важно

В ООП опирайтесь на государственные задачи, это послужит аргументом в разговоре с учредителем о финансировании материально-технического обеспечения для программы.

В 2019/20 учебном году перед детскими садами стоят новые задачи. Учтите их в ООП: добавьте новые части по работе с детьми раннего возраста, отразите, как вы будете внедрять цифровые технологии в образовательный процесс и новые формы работы с детьми. Таковы требования Президента (Указ Президента от 07.05.2018). Еще один шаг, чтобы актуализировать программу, – проанализировать результаты ее реализации в прошлом году и внести в нее коррективы.

Добавьте в программу часть по работе с детьми раннего возраста

Государство обязует детские сады открыть группы для детей до трех лет в рамках проекта «Образование». Проверьте, все ли необходимые разделы для работы с детьми раннего возраста есть в вашей образовательной программе. Например, сейчас в вашем детском саду есть группа для детей в возрасте от 2 до 3-х лет, и в ООП есть раздел по работе этой группы. Но в сентябре вы планируете открыть группу для детей от 1,5 до 2-х лет. В этом случае раздел программы по работе с детьми раннего возраста необходимо актуализировать. Пропишите в нем, как будет организован образовательный процесс в новых группах.

Пропишите работу по новым формам взаимодействия с родителями

Каждый год возникают новые эффективные формы работы с детьми и их родителями. В этом году хорошо себя зарекомендовала форма «Семейный клуб». В ее рамках воспитатели могут взаимодействовать одновременно с детьми и их семьями, а семьи знакомятся друг с другом. «Семейный клуб» вовлекает родителей в образовательный процесс и облегчает для воспитателей работу в группах, ведь дети присутствуют в группе вместе с родителями. Пропишите программу по работе в новых формах в ООП.

К сведению

Чтобы внести правки в ООП ДО, не нужно разрешение учредителя. Детский сад самостоятельно разрабатывает, утверждает образовательную программу и корректирует образовательные задачи

Отразите внедрение цифровых технологий

Минпросвещения требует внедрять в образовательный процесс цифровые ресурсы и технологии электронного образования. Пропишите эти изменения в содержательном разделе ООП. Обоснуйте, почему надо ввести цифровые технологии в образовательный процесс, в целевом разделе. Например, потому что современный ребенок с детства окружен техникой, она близка и понятна ему, образовательный процесс с использованием цифровых технологий будет более продуктивен.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

В организационном разделе ООП опишите материально-техническое обеспечение введения электронного образования. Этот раздел будет важен при разговоре с учредителем о финансировании цифровых ресурсов: покупки компьютеров, интерактивных устройств, компьютерного обеспечения.

Внесите в ООП коррективы по результатам ее реализации в прошлом году

Чтобы актуализировать образовательную программу, необходимо учесть опыт ее реализации за прошлый год. Вы можете сделать срез за несколько прошлых лет, но это потребует более длительной аналитической работы. Учитывайте положительный и негативный опыт и на его основании корректируйте образовательную программу. Например, в прошлом году одна из годовых задач вашего детского сада состояла в том, чтобы повысить качество педагогической работы по развитию речи детей. В итоге за год вы создали эффективную систему по развитию речи. Внесите описание этой системы в образовательную программу. Это позволит использовать систему и дальше. Если какую-то методику ваши педагоги реализовать не смогли или она не дала того результата, который вы от нее ждали, замените ее на другую. Пропишите ее в образовательной программе.      

   Скачать образец ООП дошкольного образования

Контрольные точки, что ООП составлена правильно

Проверьте, правильно ли составлена образовательная программа и не нарушает ли она ФГОС ДО. Воспользуйтесь контрольными точками. Их всего пять:

  1. В ООП сформулированы промежуточные результаты ее реализации.
  2. В целевом разделе есть подраздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы».
  3. Проведен подсчет соотношения частей образовательной программы.
  4. В пояснительной записке изложено содержание ООП ДО.
  5. Организационный раздел охватывает весь спектр образовательной деятельности с детьми.

Институт новых технологий в образовании приглашает всех желающих на дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также предлагает бесплатно изучать и скачивать шаблоны документов, рекомендаций и статей. 

В образовательной программе сформулированы промежуточные результаты

Если вы опишите промежуточные результаты, которых ждете от программы, то сможете оценить образовательный процесс по ходу, а не только по завершению цикла образовательной программы. Это важно для внутреннего мониторинга и ВСОКО. Поэтому в образовательной программе необходим отдельный раздел «Промежуточные результаты освоения образовательной программы». Чтобы его составить, педагогам необходимо описать, какие навыки дети получат на разных этапах реализации образовательной программы.

В целевом разделе есть подраздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы» 

Важно

Образовательную программу необходимо разрабатывать всем педагогическим коллективом. Иначе вы нарушите п. 10 ст. 3 Закона об образовании и ущемите права педагогов

По разделу «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы» можно в целом судить о том, насколько результативна ваша образовательная программа. Если этого раздела нет, вы не сможете оценить результаты ООП. Поэтому перед утверждением программы проверьте, что этот подраздел есть и он подробно прописан педагогами.

Программа составлена с приблизительным подсчетом соотношения частей

Объем обязательной части программы – не менее 60 процентов от ее общего объема. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может занимать не более 40 процентов. Проверьте соотношения этих частей в образовательной программе вашего детского сада.

Пояснительная записка рассказывает о содержании ООП

Пояснительная записка определяет содержание образовательной программы. Проверьте, что в вашей записке речь идет о том, в чем заключены положительные отличия и особенности программы, какие формы будут использованы для их реализации. Часто из нее делают историческую или информационную справку. Пояснительная записка облегчает понимание программы. Проследите, чтобы она отвечала своей задаче.

В организационном разделе прописаны среда, условия, режим дня

Проверьте, что в организационном разделе описана развивающая пространственно-предметная среда и медико-социальные условия. Важно, чтобы режим дня детей соответствовал СанПиН: не был превышен объем непрерывной образовательной деятельности, были соблюдены требования к перерывам между занятиями, рекомендации по распределению нагрузки между повышенной физической активностью и умственным напряжением детей. Детям нужно время для свободной продуктивной, двигательной, спонтанной игровой деятельности – проконтролируйте, что это учтено в режиме дня.

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.


Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске – дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Добавить комментарий