Как составить объявление ребенку

Урок
русского языка по УМК “Гармония”

 Тема
урока:
“Пишем объявления”

Учитель начальных классов: Смирнова Н.А.

Цель
урока:
создание условий
для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

Личностные:

формирование

– ориентации на понимание
предложений и оценок учителя и одноклассников;

– интереса к
предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

умения самооценки своей деятельности,
удовлетворенности на уроке;

стимулировать активность детей, их стремление
к достижению успехов.

Метапредметные:

регулятивные:

– в сотрудничестве с
учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов
решения практических задач делать теоретические выводы.

познавательные:

– строить сообщение в
устной форме;

– выделять информацию из
сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.

коммуникативные:

– воспринимать другое
мнение;

настроить детей на предстоящую работу;

– договариваться, приходить
к общему решению.

 Предметные:

– создание условий для осознания детьми
необходимости умения составлять объявления;

– обеспечить развитие и саморазвитие каждого
ребенка; учить писать объявления;

–  учить их  определять значимые части
объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового
материала).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
коллективная, групповая, работа в парах.

1. Организационно-мотивационный
этап.

1.
Организационно-мотивационный этап.

-Я рада видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость
общения друг с другом.


Успехов вам и удачи!

2. Актуализация ранее усвоенных знаний
и умений (повторение).

По описанию значений
узнайте слова.

1.Сообщение в виде
маленького письма (записка)

2.Текст – совет с указанием
действий и порядка их выполнения (инструкция)

3.Приветствие, написанное
по приятному, радостному событию (поздравление)

С Днём рождения! Желаю
здоровья, успехов, удачи.

4.Короткое сообщение,
которое отправляют по телеграфу (телеграмма)

Выезжаю 5 мая. Встречайте!

5.Текст-совет, как
приготовить какое-то блюдо (рецепт)

6. Текст, написанный для
общения с кем-то из близких, кого нет рядом. (письмо)

Что общего в этих словах?
(Это жанры речи)

У нас осталось свободное
место. Чтобы это значило?(не все жанры речи изучены)

Значит сегодня на уроке
познакомимся ….. (с новым жанром речи).

А с каким вы определите
сами?

3. Постановка цели и задач
урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подсказкой вам послужит песня. Если
вы правильно догадаетесь, что за текст был написан на листочке, то вы правильно
определите тему урока. Итак, слушаем.

Песня «Пропала собака»

– Что висит на заборе? (Листок)

– Что написано на листке? (Пропала
собака)

– Как по-другому можно назвать
текст записанный на листочке? (Объявление)

 Ребята, подумайте над вопросом:
чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(писать объявления)

Какова же тема нашего урока?

Итак, тема урока «Пишем объявления»

Запишите тему. Отметьте орфограммы.

Корзинка «идей, понятий»
– Перед вами корзинка, в
которую мы символично поместим то, что вы знаете по данной теме.

– Вспомните и скажите, что вы знаете
про объявление?

Достаточно ли знаний, чтобы правильно
написать объявление?

Чтобы хотели узнать?

Давайте вместе составим план нашей
работы.

План
1. Что такое объявление?
2. О чем говорится в объявлении?
3. Правила написания объявления.
4. Пишем объявления.

4. Формирование новых знаний и
умений (изучение нового материала)

1. Что такое объявление?

Ребята, а что такое объявление, как
вы думаете?

Если что-то не знаешь, куда нужно
обратиться?

В   толковом  словаре 
русского языка С.И. Ожегова написано:

Объявление  – это официальное
извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио.

Толковый словарь русского
языка Ефремова Т.Ф.

Объявление  – печатное сообщение, извещение о
чем-либо.

Толковый
словарь Ушакова Д.Н.

 Объявлениепечатное сообщение, извещение о
чем-нибудь, публикация.

Повесить на
стене объявление. Доска для объявлений. Дать объявление в газету. Поместить
объявление в газете.

Одинаковы ли определения по словарям?

– Чем они похожи, в чем их отличие?
– Что общего в данных определениях?

Что такое объявление?

2. О чем говорится в
объявлении?

– О чем оно нас может информировать?

– А  сейчас послушайте  стихотворение,
которое вам поможет ответить на заданный вопрос:

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

Какую информацию содержит  объявление?

3. Правила написания
объявления.

Откройте учебники стр.79,
прочитайте об особенностях этого жанра речи.

На какие вопросы отвечает текст
объявления?

Что случилось? Где? Когда?

Вернёмся к песне «Пропала собака».
Прослушайте ещё раз и определите, какая из представленных на экране собак 
потерялась?

Какие приметы щенка указаны в
песне? 

«Щенок белоснежный,

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный,

 совсем ещё глупый,

 доверчивый пёс»

– Можно ли отыскать щенка по этим
приметам? Почему?

На какой ещё вопрос отвечает текст
объявления?

Какой?

А можем ли мы с вами  вернуть
хозяину его питомца?

Мы не знаем адреса хозяина – куда
сообщить? Не знаем, кто хозяин, как его зовут, т.е. – к кому обратиться?

Куда сообщить?  К кому обратиться?

Снова обратимся к учебнику. Ещё раз
прочитайте и скажите,
какими
должны быть сведения в объявлении? (точными, но краткими)

Какие лишние сведения указаны в
объявлении из песни?

Чем можно дополнить объявление? (просьбой, предложением).

Какой
просьбой дополните объявление из песни? («Пожалуйста,
помогите найти! Откликнитесь!
Отзовитесь!»)

Итак,
с какими же правилами написания объявлений познакомились?

5. Применение полученных знаний и
умений (решение учебных задач)

1. Работа в группах. Корректировка объявлений.

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и
точное? В каких допущены ошибки? Какие?

Помогите найти!

30 сентября около здания РЦД

потерялась собака.

Небольшая, беленькая, стриженая,

шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю.

Она милая, добрая, ласковая.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефону: 2-30-90.

-Можно по этому объявлению найти
собаку? Почему?

-В   нём указано: Кто потерялся?
Когда?

– Имеются приметы собаки?

– Куда  необходимо обратиться, если
собака найдена?

Найдена собака

Породы французский бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.

– Можно это объявление назвать
полным? А что необходимо  добавить ещё?

– Правильно. Где и когда была найдена собака?

Кто
нашел моево ката, который потирялся фчера,

 срочно
верните, а не то будет худо. Мишка из 4-г.

Что можно сказать про это объявление? ( Грубо,
безграмотно, нет точных данных)

–  Как узнать о правильном написании слова, если есть
сомнения?

Каким ещё должно быть объявление? (вежливым)

Объявление

28
октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака.

Порода:
мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.

Особые
приметы: красный ошейник с цепочкой.

Помогите
вернуть друга!

Павлик.

Т:
987-56-43

2. Работа в парах. Восстановите объявление.

Подарю, черного, с,
хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Физ. минутка.

Устно мы проговорили,

Объявленье, как писать.

А, теперь нам очень нужно.

Наши пальчики размять.

Кто-то, что-то покупает.

Кто-то, что-то продает.

Кто-то  с песней выступает,

Кто-то на концерт зовет.

Много разных объявлений существует на земле.

И одно из них составить предстоит тебе и мне.

Объявления писать мы научимся на «5».

3. Орфографическая подготовка.

Спишите слова, решая
орфографические задачи.

наш…л,   
с…бака, п…рода, …шейник, об?явление, адр…с, ул…ца, обращ…т?ся, зв..нить, 
т..л..фон, п…м…гите, п…жалу?ста

4.
Самостоятельное составление объявления.
Пишем объявление.

Представьте, что вы нашли, потеряли, хотите подарить
или купить  одну из представленных на фотографии собаку (выберите фото).
Напишите об этом своё объявление.

Проверка.

Проверьте
написанное. Если не допустили ошибок в словах  поставьте +, Если допустили хотя
бы 1 ошибку  – .

Проверьте,
грамотно ли вы составили объявление. Отвечает ли текст объявления на все
вопросы? Если да, поставьте +, если нет – .

Проверьте,
нет ли лишних данных. Если нет +, если есть – .

5.
Презентация объявлений.

Поднимите
руку, у кого все плюсы.

Один
зачитывает своё объявление – другие должны узнать собаку на фотографии.

– Как вы
думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти
объявление о нём?


Существуют специально отведённые места для объявлений. Их так и называют “Доска
объявлений” или “Информация”.

– А можно
ли развешивать объявления там, где хочется? (Нет.)

– Почему?
(Будет некрасиво.)


Правильно. Давайте будем любить и беречь свою Родину!

6. Рефлексия. Итог урока

Корзинка «понятий, идей»

– Ребята,
давайте вернемся к нашей корзинке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется
большее количество знаний, чем перед изучением темы?
– Какими знаниями она пополнилась?


Вспомните цель нашей работы на уроке. (научиться писать объявления)

– Достигли
поставленной цели? (Да.)

– Оцените
свою работу на уроке по “Лесенке успеха”.

– Если вы
не смогли открыть новое знание, с самостоятельной работой не справились – вы ставите
человечка на первую ступеньку.

– Если вы
смогли открыть новое знание, но в самостоятельной работе у вас были допущены
одна-две ошибки – вы ставите человечка на вторую ступеньку.

– Если вы
смогли сами открыть новое знание, сможете рассказать о нём родителям, если в
самостоятельной работе не было ошибок – вы ставите человечка на третью
ступеньку.

– Итак,
кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?

– На
вторую ступеньку? Объясните.

– На
третью ступеньку? Почему?

– Вы
сегодня хорошо поработали.

Домашнее задание
Домашнее
задание вы будете выполнять по выбору

1. стр.79 №163

2. Составить объявление на любую тему, которая вам
больше всего нравится, и записать его в тетрадь.

Тем, кого заинтересовала изученная тема, предлагаю
просмотреть газеты, журналы, найти в них различные объявления и дать им оценку
с точки зрения грамотности составления.
– Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок».
– Я хочу пожелать вам успехов в выполнении домашнего задания!
Записывают домашнее задание.

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из
них полное и точное? В каких допущены ошибки? Какие?

Помогите найти!

30 сентября около здания
РЦД

потерялась собака.

Небольшая, беленькая,
стриженая,

шерсть как у барашка, уши
висят. Я её очень люблю.

Она милая, добрая,
ласковая.

Просьба к тем, кто видел
или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефону:
2-30-90.

Найдена собака

Породы французский
бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27,
кв. 19.

Кто нашел моево ката, который
потирялся фчера,

 срочно верните, а не то будет худо.
Мишка из 4-г.

 Объявление

28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала
собака.

Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас
рыжий.

Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.

Помогите вернуть друга!

Павлик.

Т: 987-56-43

Подарю,
черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными,
глазами

мисочку,
Дам, корм, и

Петровна,
Марфа

т.
87-345-45

Подарю,
черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными,
глазами

мисочку,
Дам, корм, и

Петровна,
Марфа

т.
87-345-45

Подарю,
черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными,
глазами

мисочку,
Дам, корм, и

Петровна,
Марфа

т.
87-345-45

Подарю,
черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными,
глазами

мисочку,
Дам, корм, и

Петровна,
Марфа

т.
87-345-45

Урок русского языка по УМК “Гармония”

 Тема урока: “Пишем объявления”

Учитель начальных классов: Ложкина И.В.

2014-2015 уч.год

Цель урока: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

Личностные:

формирование

– ориентации на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников;

– интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

– умения самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке;

– стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов.

Метапредметные:

регулятивные:

– в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.

познавательные:

– строить сообщение в устной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.

коммуникативные:

– воспринимать другое мнение;

– настроить детей на предстоящую работу;

– договариваться, приходить к общему решению.

 Предметные:

– создание условий для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;

– обеспечить развитие и саморазвитие каждого ребенка; учить писать объявления;

–  учить их  определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала).Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

1. Организационно-мотивационный этап. 

1. Организационно-мотивационный этап.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

– Успехов вам и удачи!

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).

По описанию значений узнайте слова.

1.Сообщение в виде маленького письма (записка)

2.Текст – совет с указанием действий и порядка их выполнения (инструкция)

3.Приветствие, написанное по приятному, радостному событию (поздравление)

С Днём рождения! Желаю здоровья, успехов, удачи.

4.Короткое сообщение, которое отправляют по телеграфу (телеграмма)

Выезжаю 5 мая. Встречайте!

5.Текст-совет, как приготовить какое-то блюдо (рецепт)

6. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом. (письмо)

Что общего в этих словах? (Это жанры речи)

У нас осталось свободное место. Чтобы это значило?(не все жанры речи изучены)

Значит сегодня на уроке познакомимся ….. (с новым жанром речи).

А с каким вы определите сами?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подсказкой вам послужит песня. Если вы правильно догадаетесь, что за текст был написан на листочке, то вы правильно определите тему урока. Итак, слушаем.

Песня «Пропала собака»

– Что висит на заборе? (Листок)

– Что написано на листке? (Пропала собака)

– Как по-другому можно назвать текст записанный на листочке? (Объявление)

 Ребята, подумайте над вопросом: чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(писать объявления)

Какова же тема нашего урока?

Итак, тема урока «Пишем объявления»

Запишите тему. Отметьте орфограммы.

Корзинка «идей, понятий»
– Перед вами корзинка, в которую мы символично поместим то, что вы знаете по данной теме.

– Вспомните и скажите, что вы знаете про объявление?

Достаточно ли знаний, чтобы правильно написать объявление?

Чтобы хотели узнать?

Давайте вместе составим план нашей работы.

План
1. Что такое объявление?
2. О чем говорится в объявлении?
3. Правила написания объявления.
4. Пишем объявления.

4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

1. Что такое объявление?

Ребята, а что такое объявление, как вы думаете?

Если что-то не знаешь, куда нужно обратиться?

В   толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова написано:

Объявление  – это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио.

Толковый словарь русского языка Ефремова Т.Ф.

Объявление  – печатное сообщение, извещение о чем-либо.

Толковый словарь Ушакова Д.Н.

 Объявление – печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация.

Повесить на стене объявление. Доска для объявлений. Дать объявление в газету. Поместить объявление в газете.

Одинаковы ли определения по словарям?

– Чем они похожи, в чем их отличие?
– Что общего в данных определениях?

Что такое объявление?

2. О чем говорится в объявлении?

– О чем оно нас может информировать?

– А  сейчас послушайте  стихотворение, которое вам поможет ответить на заданный вопрос:

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

Какую информацию содержит  объявление?

3. Правила написания объявления.

Откройте учебники стр.79, прочитайте об особенностях этого жанра речи.

На какие вопросы отвечает текст объявления?

Что случилось? Где? Когда?

Вернёмся к песне «Пропала собака». Прослушайте ещё раз и определите, какая из представленных на экране собак  потерялась?

Какие приметы щенка указаны в песне?  

«Щенок белоснежный,

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный,

 совсем ещё глупый,

 доверчивый пёс»

– Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему?

На какой ещё вопрос отвечает текст объявления?

Какой?

А можем ли мы с вами  вернуть хозяину его питомца?

Мы не знаем адреса хозяина – куда сообщить? Не знаем, кто хозяин, как его зовут, т.е. – к кому обратиться?

Куда сообщить?  К кому обратиться?

Снова обратимся к учебнику. Ещё раз прочитайте и скажите, какими должны быть сведения в объявлении? (точными, но краткими)

Какие лишние сведения указаны в объявлении из песни?

Чем можно дополнить объявление? (просьбой, предложением).

Какой просьбой дополните объявление из песни? («Пожалуйста, помогите найти! Откликнитесь! Отзовитесь!»)

Итак, с какими же правилами написания объявлений познакомились?

5. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

1. Работа в группах. Корректировка объявлений.

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и точное? В каких допущены ошибки? Какие?

Помогите найти!

30 сентября около здания РЦД

потерялась собака.

Небольшая, беленькая, стриженая,

шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю.

Она милая, добрая, ласковая.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефону: 2-30-90.

-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?

-В   нём указано: Кто потерялся? Когда?

– Имеются приметы собаки?

– Куда  необходимо обратиться, если собака найдена?

Найдена собака

Породы французский бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.

– Можно это объявление назвать полным? А что необходимо  добавить ещё?

– Правильно. Где и когда была найдена собака?

Кто нашел моево ката, который потирялся фчера,

 срочно верните, а не то будет худо. Мишка из 4-г.

Что можно сказать про это объявление? ( Грубо, безграмотно, нет точных данных)

–  Как узнать о правильном написании слова, если есть сомнения?

Каким ещё должно быть объявление? (вежливым)

Объявление

28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака.

Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.

Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.

Помогите вернуть друга!

Павлик.

Т: 987-56-43

2. Работа в парах. Восстановите объявление.

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Физ. минутка.

Устно мы проговорили,

Объявленье, как писать.

А, теперь нам очень нужно.

Наши пальчики размять.

Кто-то, что-то покупает.

Кто-то, что-то продает.

Кто-то  с песней выступает,

Кто-то на концерт зовет.

Много разных объявлений существует на земле.

И одно из них составить предстоит тебе и мне.

Объявления писать мы научимся на «5».

3. Орфографическая подготовка.

Спишите слова, решая орфографические задачи.

наш…л,    с…бака, п…рода, …шейник, об?явление, адр…с, ул…ца, обращ…т?ся, зв..нить,  т..л..фон, п…м…гите, п…жалу?ста

4. Самостоятельное составление объявления.
Пишем объявление.

Представьте, что вы нашли, потеряли, хотите подарить или купить  одну из представленных на фотографии собаку (выберите фото). Напишите об этом своё объявление.

Проверка.

Проверьте написанное. Если не допустили ошибок в словах  поставьте +, Если допустили хотя бы 1 ошибку  – .

Проверьте, грамотно ли вы составили объявление. Отвечает ли текст объявления на все вопросы? Если да, поставьте +, если нет – .

Проверьте, нет ли лишних данных. Если нет +, если есть – .

5. Презентация объявлений.

Поднимите руку, у кого все плюсы.

Один зачитывает своё объявление – другие должны узнать собаку на фотографии.

– Как вы думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти объявление о нём?

– Существуют специально отведённые места для объявлений. Их так и называют “Доска объявлений” или “Информация”.

– А можно ли развешивать объявления там, где хочется? (Нет.)

– Почему? (Будет некрасиво.)

– Правильно. Давайте будем любить и беречь свою Родину!

6. Рефлексия. Итог урока

Корзинка «понятий, идей»

– Ребята, давайте вернемся к нашей корзинке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы?
– Какими знаниями она пополнилась?
 

– Вспомните цель нашей работы на уроке. (научиться писать объявления)

– Достигли поставленной цели? (Да.)

– Оцените свою работу на уроке по “Лесенке успеха”.

– Если вы не смогли открыть новое знание, с самостоятельной работой не справились – вы ставите человечка на первую ступеньку.

– Если вы смогли открыть новое знание, но в самостоятельной работе у вас были допущены одна-две ошибки – вы ставите человечка на вторую ступеньку.

– Если вы смогли сами открыть новое знание, сможете рассказать о нём родителям, если в самостоятельной работе не было ошибок – вы ставите человечка на третью ступеньку.

– Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?

– На вторую ступеньку? Объясните.

– На третью ступеньку? Почему?

– Вы сегодня хорошо поработали.

Домашнее задание
Домашнее задание вы будете выполнять по выбору

1. стр.79 №163

2. Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь.

Тем, кого заинтересовала изученная тема, предлагаю просмотреть газеты, журналы, найти в них различные объявления и дать им оценку с точки зрения грамотности составления.
– Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок».
– Я хочу пожелать вам успехов в выполнении домашнего задания!
Записывают домашнее задание.

Проанализируйте тексты объявлений. Какое из них полное и точное? В каких допущены ошибки? Какие?

Помогите найти!

30 сентября около здания РЦД

потерялась собака.

Небольшая, беленькая, стриженая,

шерсть как у барашка, уши висят. Я её очень люблю.

Она милая, добрая, ласковая.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,

позвонить по телефону: 2-30-90.

Найдена собака

Породы французский бульдог, чёрной масти,

короткошёрстный.

Очень тоскует по хозяину.

Обращаться по адресу:

ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.

Кто нашел моево ката, который потирялся фчера,

 срочно верните, а не то будет худо. Мишка из 4-г.

 Объявление

28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака.

Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.

Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.

Помогите вернуть друга!

Павлик.

Т: 987-56-43

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Подарю, черного, с, хвостом, пушистым, красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами

мисочку, Дам, корм, и

Петровна, Марфа

т. 87-345-45

Автор: Санникова Оксана Владимировна

Организация: МАОУ СОШ № 4

Населенный пункт: Томская область, г. Асино

Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра

Задачи:

  • Учить распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их.
  • Развивать творческие способности обучающихся.
  • Воспитывать коммуникативную культуру школьников.
  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Основной метод: проблемный
  • Технология сотрудничества – учимся вместе, проблемное обучение
  • Форма урока: работа в группах.
  • Средства обучения, оборудование: отрывок из кинофильма «Золушка», запись песни В. Шаинского «Пропала собака», фломастеры, маркеры, листы ватмана. Презентация, подготовленная учителем.
  • Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.

На данном уроке была возможность оценить предметные, метапредметные и личностные результаты.

  • Оценка предметных результатов – составили объявления
  • Метапредметных результатов

Регулятивные

– Сами формулировали цель, выдвигали гипотезы и т.д.

– Самооценка, взаимооценка

Познавательные

– Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

– Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Коммуникативные – Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем (работали в группах)

– Умение слушать и вступать в диалог; (Монологические и диалогические ответы)

– участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

– Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. На данном уроке был проведен текущий контроль (написали объявление)

  • Личностных – ориентация на моральные нормы. Формирование позиции «учусь для себя».

Тема: «Учимся писать объявление»

Ход урока (45 минут)

1 этап Организационный. (1 мин)

Речевая разминка

Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек.

Дыхательная разминка.

Выбираем любую, предложенную в учебнике «Риторика»

Артикуляционная гимнастика

а) “Губы, язык”- Выбираем любую, предложенную в учебнике «Риторика»

б) “Не запутайся в звуках”- Выбираем любую, предложенную в учебнике «Риторика»

в) “Не сломай язык” (скороговорка)- Выбираем любую, предложенную в учебнике «Риторика»

Ученики сами выбирают разминку из учебника

2 этап Актуализация (2 мин)

Сейчас мы изучаем большой раздел в риторике “Тексты”. С этим понятием вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст?

– На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров.

Какие речевые жанры вы знаете?

Сегодня мы познакомимся еще с одним речевым жанром. С каким же? Послушаем стихотворение.

Стихотворение Э. Успенского «Весёлое объявление»

– Ребята, как вы считаете, о чём пойдет речь на уроке?

– Какова же тема урока?

– Тема урока «Учимся писать объявления»

Сами формулируют тему урока

3 этап. Целеполагание. (2мин)

– Чтобы получилось то, что задумано, необходимо обязательно поставить цель. Заполним наши яблочки и прикрепим их на дерево ожиданий, а в конце урока посмотрим, достигли ли вы того, чего хотели.

– Таким образом, цель нашего урока: научиться создавать объявления, узнать, как они строятся, из каких частей состоят, какие бывают, о чем сообщают?

Ребята формулируют цель, записывая на цветных «Фруктах», крепят на «дерево ожиданий», каждый озвучивает свою цель.

4 этап. Мотивация. Гипотеза (3 мин)

– А давайте попробуем выдвинуть гипотезу: для чего нужны объявления?

– Все гипотезы приняты, в конце урока посмотрим, какие окажутся правильными.

( одна из гипотез: коммуникативная задача объявлений – сообщать информацию)

Выдвигаем гипотезу по теме урока

5 этап. Работа по теме урока. (13 мин)

Проблемная ситуация

Перед вами два объявления. Какая проблема возникает перед вами?

(Какое из двух объявлений правильное)

Как решить эту ситуацию? (Сравнить)

– Что мы узнали из объявлений?

– Как построены?

15 февраля, в 15 ч.
в спортивном зале состоится
спортивная игра

Учитель физкультуры школы

Спортивная игра

15 февраля, в 15 ч.
состоится в спортивном зале

 

Сделаем выводы после сравнения: узнали – Что

Когда

Где будет происходить.

Для кого и кто его написал.

– Какое объявление читается легче? Почему?

(Оформлены по-разному)

– Какая информация выделена другим цветом? (главная – о собрании)

– На какой вопрос отвечает?

– Как вы думаете, то, что, не выделено цветом, какую информацию несет? (дополнительную)

Попробуем сделать вывод: Что вы узнали об объявлении?

1. Виды объявлений. (работа в группах)

– Давайте вспомним, что такое коммуникативная задача?

– Как вы считаете, какая коммуникативная задача объявления, которое мы анализировали? (сообщение)

– Предлагаю поработать в группах и определить коммуникативную задачу предложенных объявлений

1 октября в районе магазина «Сибиряк» потерялся сиамский котёнок.

О местонахождении котёнка можно сообщить по

тел. 2-30-44

Внимание!

Въезд посторонним на территорию больницы запрещен!

Новинка! Сенсорные телефоны, новые модели компьютеров! Самые доступные цены!

Наш адрес: г.Асино, ул. Ленина 31, т. 55-55-55

– группы озвучивают свои ответы.

– Как вы считаете, какие виды объявлений можно выделить?

– Запишем в тетрадь:

  • Сообщение
  • Запрет
  • Просьба
  • Купля, продажа

2. «Найди ошибку и исправь ее» (работа в парах или группах)

Доска объявлений

Мы нашли сотовый телефон.

Обращаться к Даше Ивановой.

Ул. Ив.Буева, 38

– представление исправленных объявлений по группам.

– взаимооценка групп (рецензия ответов по плану)

Предлагается проблемная ситуация, её анализ, выводы. Работа в группах

Закончи фразу

Работа в группах

6 этап. Работа с учебником. (13 мин)

О чем еще могут рассказать объявления? Ещё одна гипотеза.
– Попробуйте предположить, может ли объявление дать какую-то информацию о человеке, который его написал?

(предположения обучающихся)
– Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле.

Чтение текста (№ 52, с. 63 и № 54, с.64)

Прочитайте объявления, которые составили Этикеша и учитель танцев Раздватрис.
Что мы узнали из этих объявлений об их авторах?

Рисунок стр.63

Этикеша – вежливый, грамотный, добрый, любит природу, сочиняет стихи…
Учитель танцев – жадный, самоуверенный, человек с завышенной самооценкой…

Формирование представлений об устном объявлении

    1. А знаете ли вы, кого на Руси называли ГЛАШАТАЯМИ? А ЗАЗЫВАЛАМИ?
    2. Выступление ребят (глашатаи).
    3. О каком виде объявлений, как вы думаете, пойдет сейчас речь? Об устных.

– Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения).

– Где вам приходилось их слышать?

– Просмотр фрагмента из к/ф «Золушка». (Начало фильма 1,5 мин., анализ эпизода)

– Как вы считаете, у устных объявлений есть какие-то правила?

(Обсуждаем и делаем записи в тетради)

    1. Работа в группах
  • 1 группа – стр.71, 2 часть упр.№62
  • 2 группа – стр.71, 2 часть упр.№ 61
  • 3 группа – стр.70, 2 часть, упр.» 59
  • 4 группа – 1 часть, стр.66 упр. № 90

5) Защита работ

6) Взаимооценка

Инсценировка

Работа в группах

7 этап. Самостоятельная работа «Составь собственное объявление» (6 мин)

Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл. Чтобы было легче сориентироваться, дату и время и др. важные моменты можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания.

Помни!

Объявление должно быть точным,

полным и предельно кратким.

Составьте письменное объявление от имени любого сказочного персонажа. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.

– Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом.

Работа экспертов

(оценивают по картам)

– Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему?

Текущий контроль

Составленные объявления крепятся на доску объявлений, заранее подготовленную учителем. Эксперты подходят к доске объявлений и оценивают работы по предложенным критериям.

8 этап. Домашнее задание (1 мин)

На «3» – письменное объявление (стр.76)

«4» – стр. 77 редактирование, составление делового объявления

«5» – составить объявление-афишу стр.78-84

9 этап. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

Итак, что же такое объявление? Подтвердились ли наши гипотезы? (Объявление – это текст, в котором сообщается: что, где, когда произошло.)

– Достигли вы цели, которую перед собой ставили в начале занятия?

Переместите на другое дерево свои яблочки те, кто получил запланированное.

– заполняем листы успеха, их сдаём.

Приложения

Примерные критерии самооценки

Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

от 1-6 баллов

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая отметка

по теме

Я поставил цель, выдвинул гипотезу, сформулировал тему

Я подавал группе ценные идеи

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Я подготовил публичный устный ответ, публично оценивал выступление других

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

Составление письменного объявления:

Информация передана точно (менее или более)

Оригинальность

Удалось ли решить речевую (коммуникативную) задачу

Правильность построения объявления (цвет, шрифт, расположение главной и дополнительной информации.)

Домашнее задание

Для экспертов – оценка письменных объявлений

фио

Точно ли передана информация

Оригиналь-

ность текста

речевая задача

Правильность построения объявления

Цвет

шрифт

Расположение главной информации

Расположение дополнительной информации

1.

2.

3.

4.

5.

Литература:

  1. Школьная риторика 5 кл. , 2ч. Учебное пособие Ладыженская Т.А. М., 1998.
  2. Школьная риторика 5 кл. Методические рекомендации, Ладыженская Т.А., М., 2001.
  3. Речь. Речь. Речь. Т.Ладыженской, М., “Педагогика”, 1990.
  4. Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september.ru/articles/584547/

Приложения:

  1. file0.rar.. 9,5 МБ

Опубликовано: 18.11.2021

10

Смешанная форма обучения. Модель «Ротация станций»

Учитель: Журавкова Галина Васильевна. Филиал МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» – «СОШ с. Антипино»

  1. Класс: 3

  2. Тема: Как правильно написать объявление. Жанр текста..

  3. Цель: (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • понятие «объявление»,

  • ключевые вопросы для составления объявления: Где? Когда? Что случилось? Кто? Что? Какой? Куда сообщить? К кому обратиться?

уметь (сможет продемонстрировать):

  • могут назвать отличительные характеристики объявления от других видов текста,

  • из числа предложенных текстов могут выбрать объявления,

  • могут составить свое объявление, используя ключевые вопросы

  1. Инструменты проверки достижения результата1: индивидуальный лист продвижения (см. Приложение 1).

  2. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов2 соотнесение результатов заполнения листа индивидуального продвижения с модельными ответами (см. Приложение 3) и вопросы для опроса (индивидуального) – см. Приложение 13.

  3. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Начало урока (постановка задачи): 5 минут.

Работа на станции 1: 8 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 2: 8 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 3: 8 минут

Завершение урока: 7 минут.

  1. Маршруты движения групп по станциям

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

Группа 2. Онлайн  Проект  Учитель

Группа 3: Проект  Учитель  Онлайн

  1. Организационно-педагогические условие и описание хода урока

НАЧАЛО УРОКА

Урок начинается с вопроса учителя:

-Если человеку необходимо что-то срочно продать или приобрести: дом, квартиру, собаку, мебель и т.д., а может быть найти своего щенка, котёнка, то, что для этого можно сделать?

Тема нашего урока: Объявление.

Назовите цель нашего урока.

Всем ученикам предлагается из закрытого пакета выбрать карточки с цифрами 1,2,3. Далее ученикам необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:

  • все ученика будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая цифра досталась),

  • все группы в течение урока должны поработать на трех станциях – Учитель, Онлайн и Проект,

  • у каждой группы будет свой маршрут движения (см. Приложение 1) – при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе; при желании по одному варианту маршрута можно дать в каждую группу;

  • время работы на каждой станции – ограничено (8 минут); отсчет времени ведется по часам; по истечению времени учитель подает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции;( для автоматического отсчета времени можно использовать любой онлайн сервис например, https://classroomscreen.com/),

  • станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций),

  • на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; здесь надо заострить внимание – что на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.

Далее учащимся предлагается разбиться на группы, всем ученикам раздаются индивидуальные листы продвижения (см. Приложение 2) и им предлагается их подписать (указать ФИО); дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.

  • Автономные столы (места) для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с Учителем, 2 станция – станция работы Онлайн, 3-я станция – станция Проектной работы.

  • Таблички на каждый станцию.

  • Изображения цифр (см. Приложение 3) -общее количество карточек должно совпадать с количеством учеников в группе; количество каждого вида карточек должно соответствовать количеству людей в группе поделенному на три.

  • Листы движения по станциям для каждой группы.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

ГРУППА 1. Станция Учитель

Работу с учащимися 1-ой группы на данной станции учитель начинает с беседы по презентации:

– Что такое объявление?

-Где можно найти точное толкование данному понятию? (см. Приложение 4)

Ученики находят определение данного понятия в справочной литературе.

Одинаковы ли определения по словарям?

– Чем они похожи, в чем их отличие?
– Что общего в данных определениях?

– О чем нас может информировать объявление? Какую информацию содержит  объявление?

Далее ученикам предлагается обсудить несколько текстов и выбрать объявления.(см. Приложение 5)

Доказать свой выбор. После обсуждения каждый учащийся заполняет лист продвижения.

* Если группа закончит работу до истечения времени работы на станции, ученикам предлагается выполнить задания со звездочкой. Данные задания слушатели выполняют в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Презентация

  • Листы с текстами (см. Приложение 5).

ГРУППА 1. Станция Онлайн

На данной станции учащимся предлагается просмотреть видеоролик и выполнить задания в листе продвижения. Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещается ярлык (ссылка) видеоролика, раскрывающего понятие «объявление» и критерии его составления. Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Учащиеся смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение «объявлению» (на текущий момент); выписывают критерии для составления объявления.

Если на данной станции ученик быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой. Данные задания ученик также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель: 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции.

  • ярлык (ссылка) на видеосюжет по теме «объявление».

ГРУППА 1. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 7). По окончанию работы учащиеся должны будут написать синквейн по теме: «объявление» (к этой станции они уже знакомы с самим понятием).

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 1-ой группы – чистая бумага (2 листа), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 1 группы.

  • Будильник (часы).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) –( см. Приложение 8.)

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 1-ой группы.

  • Структура синквейна– (см. Приложение 9.)

Группа 2. Онлайн  Проект  Учитель

ГРУППА 2. Станция Онлайн

На данной станции учащимся предлагается просмотреть видеоролик и выполнить задания в листе продвижения. Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещается ярлык (ссылка) видеоролика, раскрывающего понятие «объявление» и критерии его составления. Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Учащиеся смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение «объявлению» (на текущий момент); выписывают критерии для составления объявления.

Если на данной станции ученик быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой. Данные задания ученик также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель : 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции.

  • ярлык (ссылка) на видеосюжет по теме «объявление».

ГРУППА 2. Станция Проект

Вторая группа приходит на эту станцию, уже знакомая с понятием «объявление»

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 10). По окончанию работы учащиеся должны будут по ключевым вопросам: Где? Когда? Что случилось? Кто? Что? Какой? Куда сообщить? К кому обратиться? составить объявление из предложенных слов.

Результаты работы (объявление) забирают с собой на станцию учитель.

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 2-ой группы – чистая бумага (2 листа), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 2-ой группы.

  • Будильник (часы).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) – см. Приложение 8.

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 2-ой группы.

  • Таблица ключевых вопросов.– см. Приложение 11

ГРУППА 2. Станция Учитель

-Что вы узнали, работая на 2 станциях?

– Что такое объявление?

-Где можно найти подтверждение вашему толкованию данного понятия?

Ученики находят определение данного понятия в справочной литературе.

-Одинаковы ли определения по словарям?

– О чем нас может информировать объявление? Какую информацию содержит  объявление?

Далее ученикам предлагается обсудить несколько текстов и выбрать объявления.

(см. Приложение 5)

Доказать свой выбор.

– Посмотрите на свое объявление. Выскажите свое мнение.

После обсуждения каждый учащийся заполняет лист продвижения.

* Если группа закончит работу до истечения времени работы на станции, ученикам предлагается выполнить задания со звездочкой. Данные задания слушатели выполняют в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Презентация .

  • Листы с текстами (см. Приложение 5)

Группа 3: Проект  Учитель  Онлайн

ГРУППА 3. Станция Проект

Это первая станция для группы. Как и все предыдущие группы, первое, с чего начинает работать группа – это со знакомства с инструкцией (см. Приложение 12). В рамках выполнения заданий инструкции, группе будет предложено: составить и написать объявление о пропаже котенка.

Необходимое оснащение:

  • Папка с материалами для работы 1-ой группы – чистая бумага (2 листа), ручки/карандаши (4-5) + дидактические материалы для 1 группы.

  • Будильник (часы).

  • Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря) – (см. Приложение 8.)

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции для 3-ой группы.

ГРУППА 3. Станция Учитель

Учитель, опираясь на работу группы, проделанную на предыдущей станции (станция Проект), в ходе беседы выясняет – какое задание выполняла группа.

-Что такое объявление?

– Где можно найти подтверждение вашему толкованию данного понятия?

Ученики находят определение данного понятия в справочной литературе.

-Одинаковы ли определения по словарям?

– О чем нас может информировать объявление? Какую информацию содержит  объявление?

Далее ученикам предлагается обсудить несколько текстов и выбрать объявления.

(см. Приложение 5)

Доказать свой выбор.

– Посмотрите на свое объявление. Выскажите свое мнение.

После обсуждения каждый учащийся заполняет лист продвижения.

* Если группа закончит работу до истечения времени работы на станции, ученикам предлагается выполнить задания со звездочкой. Данные задания слушатели выполняют в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Презентация .

  • Листы с текстами (см. Приложение 5).

ГРУППА 3. Станция Онлайн

На данной станции учащимся предлагается просмотреть видеоролик и выполнить задания в листе продвижения. Для этого на рабочем столе каждого компьютера размещается ярлык (ссылка) видеоролика, раскрывающего понятие «объявление» и критерии его составления. Около каждого ноутбука размещена инструкция по работе на станции (см. Приложение 6). Учащиеся смотрят видео и, по результатам просмотра, заполняют свои индивидуальные листы продвижения: дают определение «объявлению» (на текущий момент); выписывают критерии для составления объявления.

Если на данной станции ученик быстро справляется с обязательными заданиями, то ему предлагается выполнить задания со звездочкой: внести недостающие слова в объявление. Данные задания ученик также выполняет в своем индивидуальном листе продвижения.

Необходимое оснащение:

  • Ноутбуки (планшеты) с выходом в Интернет (1 слушатель: 1 ноутбук) и гарнитурой (наушниками).

  • Индивидуальные листы продвижения.

Необходимые дидактические материалы

  • Инструкция по работе на станции.

  • ярлык (ссылка) на видеосюжет по теме «объявление».

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

По окончанию работы на станциях учитель подводит итог проделанной работе.

– Вспомните цель нашего урока. Мы добились данной цели? Что у вас получилось? Какие трудности возникли?

Наряду с этим, учащимся предлагается провести самооценку своего продвижения – для этого им необходимо зачитать получившиеся определения. Сравнить ответы, дополнить и при необходимости, внести корректировки в свой лист.

– Кто успел выполнить все задания повышенной трудности? Кто желает представить получившийся результат?

Приготовьте карандаши (карточки) зеленого, желтого и красного цвета. Если вы поняли тему урока- зеленый цвет, если не уверены- желтый, тему урока не поняли- красный.

Необходимое оснащение:

– листы продвижения,

– цветные карандаши (карточки) желтый, красный, зеленый.

Необходимые дидактические материалы

П риложение 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ

1 ГРУППА

2 ГРУППА

3 ГРУППА

Приложение 2. ИНДИВИУДАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ

Фамилия Имя

ЗАДАНИЕ 1

  1. Продолжите фразу «Объявление – это…», вписав свое определение в соответствующую колонку таблицы:

    после работы на станции «Онлайн»

    после работы на станции «Учитель»

    после работы на станции «Проектная работа»

  2. Запиши итоговое определение понятия «объявление»
    (по результатам работы на трех станциях)

ОБЪЯВЛЕНИЕ –

ЗАДАНИЕ 2

Продолжи предложение.

Сведения в объявлении должны быть__________________________________

________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3* (повышенной сложности)

1.Составь объявление за ребят, чтобы оно было точным, кратким и полным.

Мы нашли чемодан в вагоне.

Получить у Мишки Козлова.

Песчаная улица, дом 8, кв.3.

2. Запиши своё объявление.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4* (повышенной сложности)

1.Отредактируй объявление.

Объявление

Уезжаю работать на север, поэтому продаю теплый одноэтажный дом по улице Китайкиной. Мне жилось в нем с собакой и кошкой очень хорошо.

Жду ваших звонков и предложений.

Звонить с 18ч-20ч по т.22-51-16.

2.Запиши отредактированное объявление.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3. ЦИФРЫ.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Приложение 4. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Официальное извещение  о чем – н.

 Датьповесить оОв газетепо радиоОо приёме в техникумДоска объявлений. Толковый словарь ОжеговаС.ИОжеговН.ЮШведова19491992.

 ОБЪЯВЛЕНИЕ. Вид письменного или устного сообщения; извещение о чем л.

 Целью О. является необходимость 

привлечь внимание потенциального 

читателя или слушателя, сообщить о чем л …   

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Приложение 5. ТЕКСТЫ

Приложение 6. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ОНЛАЙН

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

  1. Возьмите индивидуальный лист продвижения.

  1. Если Вы этого еще не делали ранее, впишите в него свою фамилию, имя и отчество (полностью и разборчиво).

  1. Включите компьютер.

  1. На рабочем столе своего компьютера найдите ярлык (ссылку) «Объявление».

  1. Двойной щелчок левой клавишей мыши по ярлыку автоматически открывает видео.

  1. После просмотра видеосюжета выполните Задание 2 в индивидуальном листе продвижения. При необходимости посмотрите видеосюжет повторно.

  1. Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Онлайн», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием.

  1. Если у вас осталось время, мы предлагаем Вам в индивидуальном листе продвижения выполнить задания повышенной сложности – это Задание 3 и Задание 4.

Приложение 7. ГРУППА 1. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

1.Выберите капитана своей группы.

2.Как только капитан выбран, он должен надеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.) Капитан организует работу всей группы.

3.Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном), секретаря, который будет записывать синквейн, сочиненный в группе.

4.Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны надеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

5.Приступайте к работе – за 8 минут вам надо написать, синквейн. Для записи синквейна в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое: образец структуры синквейна, чистые листы бумаги, ручки/карандаши.

6.Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Проект», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием.

7.Если у вас осталось время, мы предлагаем Вам в индивидуальном листе продвижения выполнить задания повышенной сложности – это Задание 3 и Задание 4. Выполнять их можно в любой последовательности.

Приложение 8. ЗАГОТОВКИ ДЛЯ ШАПОЧЕК

ШАПОЧКА ДЛЯ КАПИТАНА

ШАПОЧКА ДЛЯ ТАЙМКИПЕРА

ШАПОЧКА ДЛЯ СЕКРЕТАРЯ

Приложение 9. СТРУКТУРА СИНКВЕЙНА

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из четырех слов, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приложение 10. ГРУППА 2. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

1.Выберите капитана своей группы.

2.Как только капитан выбран, он должен надеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.) Капитан организует работу всей группы.

3.Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном), секретаря, который будет записывать синквейн, сочиненный в группе.

4.Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны надеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

5.Приступайте к работе – за 8 минут вам надо написать объявление. Для составления объявления в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое: лист с таблицей вопросов(см. Приложение 11)–, ручки/карандаши.

6.Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Проект», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием.

7.Если у вас осталось время, мы предлагаем Вам в индивидуальном листе продвижения выполнить задания повышенной сложности – это Задание 3 и Задание 5. Выполнять их можно в любой последовательности.

Приложение 11.

1.Составьте объявление, подбирая к каждому вопросу нужные слова, словосочетания.

Пропал, черный, пушистый хвост, красивый, длинные усы, котенок, зеленые глаза, Иванов Пётр т. 33-123 , автовокзал, 12 декабря.

Вопросы

Слова

Где?

Когда?

Что случилось?

Кто? (Что?)

Какой?

Куда сообщить?

К кому обратиться?

Приложение 12. ГРУППА 3. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ ПРОЕКТ

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

1.Выберите капитана своей группы.

2.Как только капитан выбран, он должен надеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.) Капитан организует работу всей группы.

3.Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном), секретаря, который будет записывать объявление, сочиненное в группе.

4.Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны надеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

5.Приступайте к работе – за 8 минут вам надо написать объявление о пропаже котенка. Для написания объявления в папке для вашей группы вы найдете все самое необходимое: 2 листа, ручки/карандаши.

6.Выполните Задание 1 в индивидуальном листе продвижения. Сформулируйте определение требуемого понятия так, как понимаете его на текущий момент, записав формулировку в соответствующую колонку (например, если вы работаете на станции «Проект», то формулировку записывайте в колонку с аналогичным названием.

7.Если у вас осталось время, мы предлагаем Вам в индивидуальном листе продвижения выполнить задания повышенной сложности – это Задание 3 и Задание 4. Выполнять их можно в любой последовательности.

Фотоотчёт с урока

1 Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

2 Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.

Из всех искусств премудрых мастеров
Хороший слог важней иных даров.

В деле образования и воспитания
обучение
красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Цель: формирование понятия объявления как
речевого жанра.

Задачи:


  1. учить самостоятельно создавать устные и
    письменные объявления;
  2. формировать умение анализировать и
    редактировать тексты, стимулировать
    речемыслительную деятельность посредством
    коммуникативной игры;
  3. воспитывать корректность, вежливость в речи и
    поведении;
  4. учить самостоятельно создавать устные и
    письменные объявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: игровой.

Форма урока: работа в группах.

Средства обучения, оборудование: фрагменты
мультфильма “Малыш и Карлсон” и кинофильма
“Приключения Буратино”, запись песни В.
Шаинского “Пропала собака”, фломастеры,
маркеры, листы ватмана, карточки к играм.

Предполагаемый результат: самостоятельные и
грамотные высказывания детей в виде устных и
письменных объявлений.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеустановка.
  3. Повторение ранее изученного о тексте.
  4. Формирование представления о письменном
    объявлении.
  5. Создание самостоятельных текстов письменных
    объявлений, анализ деятельности.
  6. Выполнение заданий учебника.
  7. Формирование представления об устном
    объявлении, создание текстов, анализ.
  8. Обобщающая игра с последующим обсуждением
    результатов.
  9. Подведение итогов урока.

1 этап — целеполагание

Сегодня мы начинаем изучать большой раздел в
риторике: “Тексты”. Вы уже знакомились с этим
понятием на уроках русского языка, вы работаете с
текстами на уроках литературы, истории,
природоведения. Как вы понимаете, что такое
текст?

А вот на уроках риторики вы познакомились еще с
одной особенностью текстов: тексты представляют
собой многообразие речевых жанров. Какие речевые
жанры вы знаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним
речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я
предлагаю отгадать риторическую загадку.

(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”).

Догадались, как называется такой текст? Где вам
приходилось с ним встречаться?

Итак, тема нашего урока…Как вы ее определите
сами?

Запишите тему нашего занятия: “Объявление”.
Сегодня мы научимся создавать объявления,
узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие
бывают.

(Предлагаю детям не закрывать тетради, чтобы в
дальнейшем записать в них “риторические
секреты”).

Итак, с объявлениями вам приходилось
встречаться. О чем в них сообщают?

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

В.Кривин

Для чего нужны объявления?

2 этап — формирование представлений о
письменном объявлении

Предлагаю ученикам прочитать объявление о
предстоящем собрании для родителей
первоклассников, написанное с нарушением
законов жанра. О чем сообщается в объявлении?

Дети определяют, что из небольшого текста можно
узнать многое: что, когда и где будет
происходить, для кого написано это
объявление и кто его написал. По вопросам
учителя: “Легко ли читается информация?” и “Что
не так?” пятиклассники, возможно с помощью
учителя, определяют неправильность оформления
объявления. Предлагаю детям вместе его
переделать.

Какая информация главная? (Сообщение о
собрании). Она выделяется в отдельную строку,
используется шрифт и цвет.

Если главная информация нас заинтересует, мы
прочитаем объявление дальше и узнаем информацию
дополнительную
. Какую? (Где и когда будет
происходить собрание). Чтобы было легче
сориентироваться, дату и время проведения
собрания можно выделить другим цветом.
Обязательно — подпись! И помните про знаки
препинания!

Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления и
писали). Такие объявления, которые сообщают нам о
том, что, где, когда происходит, — это объявления-сообщения.
Информации много, но записать нужно кратко, без
лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл.

А чтобы объявление читалось и запомнилось, что
необходимо использовать? (Цвет, шрифт,
расположение информации).

3 этап — создание письменных объявлений

Предлагаю детям посмотреть фрагмент
мультфильма “Малыш и Карлсон”. (Малышу дарят
щенка. Мальчик спешит поделиться радостью с
другом, но Карлсон обижается: “А как же я, Малыш!?
Ведь я же лучше!?”- и улетает).

Кто герои фильма? Что произошло? Почему улетел
Карлсон? Как чувствует себя Малыш?

Игра “Сыщики”

Задание для групповой работы. Представьте себе,
что Малыш поделился с вами своей бедой, и вы
решили ему помочь. Составьте от имени Малыша
письменное объявление о пропаже Карлсона.
Подумайте, какую самую важную информацию вы
сообщите. Уместны ли будут рисунок, фотография?
Постарайтесь правильно расположить информацию в
объявлении.

Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите
другим цветом?

После того как работа закончена, дети
зачитывают созданные тексты объявлений. Вместе
обсуждаем, оцениваем детские высказывания (см. Приложение №1).

4 этап — работа с учебником

О чем еще могут рассказать объявления?

Что за странный вопрос?- можете подумать вы. Не
спешите. Оказывается, иногда объявление может
рассказать многое о том, кто его составлял: о его
характере, скрытом умысле.

Предлагаю детям выполнить задания к упр.52, 54 в
учебнике “Школьная риторика”5-й класс II часть
(под ред. Т.А. Ладыженской).

5 этап — формирование представлений об устном
объявлении

Можно показать детям фрагмент из к/ф
“Приключения Буратино”. (Буратино пытается
продать азбуку, чтобы купить билет в театр
Карабаса-Барабаса. Звучит голос зазывал).

Почему Буратино не попал в школу? Почему
удалось зазвать его на представление?

Объявления могут быть не только письменными, но
и устными (объявления-приглашения,
объявления-запреты, объявления-предупреждения).
Где вам приходилось их слышать?

Сообщаю детям, что устные объявления тоже
строятся по определенным правилам. Что
необходимо для того, чтобы их услышали?

После обсуждения пятиклассники делают записи в
тетради.

Устные объявления имеют следующие части:

  • слова, привлекающие внимание слушателей
    “Внимание! Внимание!..”, “Слушайте! Слушайте!..”,
    в том числе обращение;
  • сообщение (приглашение, предупреждение, запрет).

При произнесении устных объявлений говорящий
должен помнить некоторые секреты:

  • правильно распределять дыхание (с учетом
    информации);
  • если объявление произносится по телевидению,
    помнить о роли мимики и жестов;
  • если объявление содержит просьбу кого-то найти,
    использовать голосовой нажим, более теплую
    интонацию, доверительный тон;
  • если предстоит произнести объявление-запрет,
    уместны глаголы повелительного наклонения,
    использование слов: нельзя, запрещается,
    категорически, частицы не).

Игра “Лесное радио сообщает”

Раздаю карточки (см. Приложение №2).

Представьте себе, что однажды в лесу поднялся
ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений
и занес к нам в класс. У вас есть возможность
озвучить их. Сделайте это, подражая голосом
лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны
настроение, характер персонажей-авторов
объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать:
кто это?

По окончании игры обязательно оцениваем, кому
лучше удалось озвучить объявления. (См. Приложение
№1).

6 этап — подведение итогов

Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке? Как
вы поняли, что такое объявление?

Предлагаю пятиклассникам попробовать
сформулировать определение самим. Обсуждаем
варианты ответов. Дети делают запись в тетрадях:

Объявление — устный или письменный текст, в
котором кратко и четко сообщается, что, где, когда
происходит. Объявление содержит точную,
конкретную информацию и строится по
определенной схеме.

А вот чему научились, лучше проверить себя,
играя. Назовем нашу обобщающую игру “Риторы и
одноклассники”.

(Дети вспоминают, что ритор — это человек,
владеющий правильной, эффективной, искусной
речью).

Две команды: “Риторы”и “Одноклассники”.
Представьте себе, что вам поручили сделать
объявление (устное или письменное) для
одноклассников.

Перемена. Все шумят…Как вам выполнить
поручение?

“Риторы”получают карточки с указанием темы
объявления (см. Приложение №3). Им
необходимо дополнить информацию так, чтобы
объявление было понятно адресату.

Предлагаю подумать, что они сообщат; напоминаю
о важности жестов, тона, громкости, темпа.

“Одноклассникам”- подумать над вопросами,
которые необходимо будет задать, чтобы уточнить
не совсем понятную информацию.

Выигрывает тот, чье объявление передает
информацию наиболее кратко и четко.

Анализ детских высказываний.

Литература

  1. Речевые уроки. Книга для учителя начальных
    классов. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 1994.
  2. Русская словесность. 2000. №1.
  3. Развитие речи. Школьная риторика 5 кл. Учебное
    пособие Ладыженская Т.А. М., 1995.

Список приложений

Приложение №1

Критерии оценки детских высказываний:

  • корректность;
  • точность;
  • эффективность (достижение коммуникативной
    цели).

К оценке письменных объявлений. Игра
“Сыщики”

  • Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось
    наиболее удачным? Почему вы так считаете?
  • Чья информация была передана наиболее точно?
  • Чей текст составлен оригинальнее? Как это
    удалось?
  • Удалось ли решить речевую задачу?

К оценке устных объявлений. Игра “Лесное
радио сообщает”

  • Чье объявление озвучено лучше?
  • Кто был самым оригинальным?
  • Кто из “риторов”оказался наиболее искусным?
    Почему вы так считаете?
  • Чья речь была наиболее точной? Удалось ли
    “ритору”решить свою задачу ?
  • Уместно ли были выбраны тембр, громкость речи,
    удачно ли были использованы жесты?
  • Точно ли “одноклассники”сформулировали свои
    вопросы?

Приложение №2

Игра “Сыщики”


  • “Учу всем наукам. Из птенцов за короткое
    время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть,
    что занятия провожу исключительно ночью! Ух!”
  • “Что-то очень стало скучно одному выть на Луну.
    Кто составит мне компанию?”
  • “Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и
    перья!”
  • “Тому, кто найдет мой хвост. Оставьте его себе
    на память. Я успешно ращу новый! И не беспокойте
    меня с такими мелочами.”
  • “Мяу, мяу. Ушел зализывать раны. До встречи в
    марте.”
  • “Помогу всем, у кого сломался будильник.”
  • “Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит
    крылья?”
  • “Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с
    медом!”
  • “35 июля состоится общее собрание птиц, зверей,
    насекомых и пресмыкающихся. Прибегать!
    Прискакать! Прилетать! Приползать всем
    обязательно!”
  • “Я — самая обаятельная и привлекательная! Кого
    хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все
    это, настоятельно прошу называть меня по имени и
    отчеству! Патрикеевна больше не называть!”

Приложение №3

Игра “Риторы и одноклассники”


  • Попросите вернуть оставленный вчера в кабинете
    русского языка орфографический словарь.
  • Сообщите, что в воскресенье вы отправляетесь в
    поход.
  • Пригласите принять участие в конкурсе “Алло, мы
    ищем таланты” или в конкурсе на лучшую
    новогоднюю игрушку.
  • Сообщите, что ваш класс едет в бассейн.
  • Сообщите, что урок риторики отменяется.
  • Сообщите, что предстоит экскурсия по городу.
  • Сообщите, что каникулы не отменяются.

Добавить комментарий