Как составить обзор источников

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Для анализа литературы можно использовать только научные публикации. Данные Википедии и непроверенные источники из интернета не подойдут.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность.

Каким должен быть объём литературного анализа

Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
  Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
  Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

obzor-literatury-dlya-stati

Начиная любое новое исследование, ученый прежде всего задается вопросом о том, что уже известно по рассматриваемой проблеме. Научные работы чаще базируется на трудах предшественников, постепенно расширяя и углубляя имеющиеся знания, чем опровергают их и предлагают что-то принципиально новое.

Обзор литературы помещает текущее исследование в контекст уже существующих знаний. Обоснование исследовательского вопроса строится на том, что известно на данный момент, какие пробелы есть в этих знаниях и почему важно эти пробелы заполнить. Главная цель обзора литературы в научной статье — избежать затрат сил, времени и денег на повторное открытие уже известных фактов.

Эту статью мы посвящаем обзору литературы в научной публикации. Поговорим о том, каким должен быть хороший литературный обзор, как искать источники и как написать обзор полезный для читателей и безупречный с точки зрения редактора научного журнала.

Содержание статьи

  • 1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?
  • 2. Порядок работы над обзором литературы.
  • 3. Поиск источников для обзора литературы.
  • 4. Как писать литературный обзор?
  • 5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?
  • Заключение

1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?

Существует мнение, что хороший обзор литературы должен быть большим. Тридцать листов и сотня источников — это серьезно. На самом деле, если размер и важен, он не может быть единственным показателем качества. Признаками хорошего литературного обзора считаются:

  • Соответствие теме исследования. Основная цель обзора — рассказать, что известно по конкретному вопросу. Отвлекаться на посторонние предметы, значит просто запутать читателя и продемонстрировать рецензенту отсутствие логики и здравого смысла.
  • Достаточная широта и глубина охвата. Пожалуй, главное слово здесь — достаточная. Обзор должен включать все важные работы по теме исследования. Однако не стоит начинать с Адама и Евы. Если вы не собираетесь дискутировать с корифеями и опровергать устоявшиеся теории, сосредоточьтесь на ключевых работах последних лет.
  • Последовательность и ясность. Начиная с характеристики широкого научного поля, сужайте фокус к конкретной проблеме. Читатель должен понимать, как цитируемые работы связаны друг с другом и с текущим исследованием.
  • Краткость. Объем литературного обзора — спорный вопрос, единых стандартов тут нет. Важно чтобы читатель не успел устать, соскучиться и потерять мысль.
  • Анализ и синтез. Обзор не равен простому пересказу источников. Отдав должное своим предшественникам, автор должен вычленить пробел в имеющемся массиве знаний, обосновать исследовательский вопрос и пути решения проблемы.

Оценить качество обзора литературы можно, опираясь на следующие признаки:

  • Ясно сформулирована тема.
  • Основные исследования по теме определены и рассмотрены.
  • Обсуждаются разные точки зрения.
  • Из предшествующих исследований сделаны адекватные выводы.
  • Четко сформулирован исследовательский вопрос.
  • Предлагаются обоснованные пути решения проблемы.

Обзор литературы должен быть сделан до начала исследования, и, разумеется, до написания статьи. Несмотря на кажущуюся очевидность этого требования, оно далеко не всегда соблюдается. Начинающим ученым литературный обзор иногда представляется вишенкой на торте, которую можно положить в последний момент.

Однако, планировать научную работу, не зная, что уже сделали ваши предшественники, большой риск. Изобретение велосипеда может быть интересным и творческим занятием, однако люди, которые давно ездят на велосипедах не оценят ваших усилий. Прежде чем планировать исследование нужно убедиться, что вопрос, на который вы хотите ответить действительно актуален.

2. Порядок работы над обзором литературы.

Знакомо ли вам чувство растерянности и дезориентации в библиотеке? Если да, то вас конечно посещала мысль о том, что на чтение всей важной литературы одной жизни может не хватить. Это действительно так, если поиск происходит “сплошным чесом”, по принципу “просматриваем все в надежде наткнуться на нужное”.

Опытные исследователи советуют действовать по плану. Начиная обзор с широкой перспективы и постепенно сужая фокус можно добиться того, что вы не упустите ничего важного и не включите ничего лишнего.

Начать обзор литературы рационально с источников, рассматривающих ключевые вопросы по теме. К ним относятся:

  • Учебники. Рекомендуется выбирать те, которые выдержали несколько переизданий. Они дают общее представление об имеющимся массиве знаний.

Хороший учебник показывает основные идеи и концепции, их критику, упоминает работы, которые внесли существенный вклад в изучаемый вопрос. Именно эти труды будут следующим этапом литературного обзора.

Учтите, что никакой учебник не сообщает о свежих исследованиях, в этом смысле он является только отправной точкой.

  • Энциклопедии и справочники, особенно специализированные тематические издания. Их статьи представляют собой краткий обзор современного состояния темы и приводят ссылки на источники, раскрывающие вопрос более подробно. Они-то вам и нужны. Труды, на которые ссылаются учебники, энциклопедии и справочники, являются фундаментальными.

После изучения основных авторитетных источников нужно выяснить, что нового появилось в научном поле с момента их опубликования. Для этого переходят к журналам и базам данных. Прежде всего ищите в них обзорные и аналитические статьи.

Не исключайте из обзора литературы работы, противоречащие вашим результатам и выводам. В интересах развития науки такие конфликты нужно обсуждать, а не заметать под ковер.

Когда работа над рукописью будет закончена, просмотрите последние публикации, чтобы убедиться, что все новейшие исследования в вашей области охвачены.

Бесконечно можно смотреть на огонь, беседовать с другом, вернувшимся из дальней дороги и плавать в море научной литературы. Перед каждым ученым, собирающим материал для литературного обзора, возникает вопрос: когда следует остановиться? Ведь в современной науке невозможно объять необъятное, особенно по направлениям, которые давно и активно разрабатываются. Твердых критериев здесь, к сожалению, нет. Это всегда вопрос опыта и здравого смысла.

3. Поиск источников для обзора литературы.

В современном мире публикуется огромное количество научной литературы. Если в поиске нет системы, существует серьезный риск упустить важные ресурсы и потратить много времени на второстепенные.

Для поиска источников используются:

  • Библиотечные каталоги. Если вы знаете фамилию автора, его работы можно найти в алфавитном каталоге. Предметный каталог предлагает поиск по названиям работ и ключевым словам.

В настоящее время библиотечные каталоги существуют не только в бумажном, но и в электронном виде. В электронный каталог можно войти с любого компьютера, для поиска необязательно идти в библиотеку.

Электронные каталоги могут объединять все библиотеки города и даже региона. Они содержат не только бумажные, но и электронные источники. В каталогах можно найти учебники, монографии, диссертации, рефераты, периодические издания.

  • Базы данных. Представляют собой крупные агрегаторы научных публикаций по всему миру. Наибольшей популярностью пользуются Web of science, Scopus, Google Scholar. Статьи, находящиеся в открытом доступе, можно найти на Sci Hub. Особняком стоит Pubmed, который аккумулирует публикации по биологии и медицине.

Публикации, которых нет в открытом доступе, можно получить в ResearchGateбесплатной социальной сети, которой пользуются ученые по всему миру. Через нее можно связаться с автором нужной статьи и попросить предоставить доступ в частном порядке.

  • Онлайн-поиск. Чтобы найти источники для литературного обзора в интернете прежде всего используйте свою тему и ключевые слова.

Задача усложняется, если в ответ на поисковый запрос вы получаете несколько страниц ссылок. Понять, стоит ли читать конкретную публикацию, поможет информация о журнале и авторе. В пользу внимательного изучения статьи говорят следующие факты:

  • Журнал рецензируемый.
  • Он специализируется в вашей научной области.
  • Хорошо, если журнал относится к первому или второму квартилю и имеет высокий импакт-фактор.
  • Статья имеет высокие показатели цитирования.
  • Автор является признанным авторитетом в вашей области науки.

Если хотя бы половина из этих условий выполняется, статья, скорее всего, заслуживает изучения.

Важно! Если вы собираетесь опубликовать статью в иностранном научном журнале, в список цитирования должны входить работы ученых, которые являются авторитетами в стране публикации.

Расширять круг источников лучше всего, используя библиографию тех статей, которые вы уже нашли.

Поиск источников информации для обзора литературы за пределами своей области науки может дать интересные результаты и навести на нетривиальные идеи. Количество междисциплинарных исследований в современной науке стремительно растет.

Изучение научных статей начинается с аннотаций. Ваша цель — определить, действительно ли эта работа связана с вашим исследовательским вопросом. Для поиска аннотаций можно использовать реферативный журнал, который издается ежемесячно в бумажном и электронном виде. В нем размещают рефераты, аннотации и библиографические описания российских и зарубежных публикаций по естественным, точным, техническим наукам, биологии и медицине. Реферативный журнал освещает статьи, книги, доклады научных конференций, диссертации, патентные и нормативно-технические документы.

Для ведения записей можно использовать бумажные карточки или электронные файлы. При любом способе ведения заметок указывайте источник (желательно в определенном стиле цитирования), основную идею и ключевое слово, с которым она связана. Не ограничивайтесь простым копированием при сборе материала. Излагайте мысли своими словами, покажите, как цитаты связаны с темой вашей работы. О том как повысить эффективность заметок, читайте здесь.

4. Как писать литературный обзор?

Когда основной материал собран, наступает время структурировать информацию и представить ее в виде связного текста. Обзор не является простым перечислением источников и констатацией фактов. Он должен представить анализ, выявить тенденции и обосновать теоретическую базу собственного исследования.

Обзор литературы логично начать с определения рамок исследования и постановки основных исследовательских вопросов. Выявите проблему и покажите, что она действительно актуальна. Расскажите, какие подходы к решению задачи существуют и что нового предлагаете вы сами.

Соблюдайте логику и последовательность. Каждая рассматриваемая работа должна быть связана с предыдущей и последующей. Работы можно сгруппировать по времени или месту проведения исследований, позиции авторов или другим признакам.

Не цитируйте большие куски текста без острой необходимости. Сформулируйте основные тезисы авторов и свяжите их со своей работой. Помните, что целью обзора литературы является не пересказ источников, а анализ и описание общей картины.

Стиль письма должен соответствовать характеру целевой аудитории:

  • Если вы пишете диссертацию, ваша аудитория — научный руководитель, научный совет университета, высшая аттестационная комиссия. Стиль должен соответствовать установленным правилам.
  • Публикация в журнале должна учитывать редакционные требования и интересы читателей. Ориентиром могут служить статьи других авторов в этом же издании.
  • Если же пишется книга для широкой аудитории, то ее цель привлечь как можно больше людей с разной подготовкой и интересами. Здесь весьма уместен юмор и живые примеры.

Если вы готовите статью для иностранного научного журнала, учтите специфику академического английского языка. Закажите вычитку носителем английского, чтобы быть уверенным в том, что у редактора не будет претензий к стилю.

О том, как написать хорошее введение для научной статьи читайте в статье.

5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?

Один из самых важных моментов, определяющих качество научного текста вообще и, особенно, обзора литературы — корректное цитирование. Его цель — дать читателю достаточно информации, чтобы он мог найти источник и самостоятельно провести критический анализ, не полагаясь только на мнение автора статьи.

Самые частые проблемы цитирования — недостаточная полнота и точность. Важно! Всю ответственность за точность цитирования несет автор. Ни редактор, ни рецензент, ни издатель не должны проверять точность ссылок и не нужно ждать, что они станут это делать.

Ошибки при цитировании можно отнести к двум классам: неверное указание источника и недочеты в оформлении цитаты. В первом случае возникает серьезная проблема, так как читатель вообще не может найти источник по указанной ссылке. Во втором случае речь идет о неверном использовании знаков препинания, ошибках в именах, названиях и тому подобных неточностях. По такой ссылке источник все же можно найти, но это требует больших усилий.

Как не перегрузить работу цитатами и при этом не допустить плагиата?

  • Цитируйте только те источники, которые действительно считаете необходимыми. Не нужно автоматически переносить библиографические списки из статей, на которые вы ссылаетесь, в свою работу. Это приводит к тому, что ошибки при цитировании кочуют из одной статьи в другую и никогда не исправляются. Некоторые авторы ограничиваются чтением аннотаций, что тоже нельзя считать корректным. Если вы не читали источник целиком, не ссылайтесь на него.
  • Отбирайте авторитетных авторов и статьи из рецензируемых журналов: эти источники проанализированы серьезными экспертами и на них можно полагаться. Как узнать показатели цитирования, читайте здесь.
  • Не цитируйте друзей и коллег только потому, что вас об этом попросили. Казалось бы, вам эта мелкая услуга ничего не стоит, а человеку приятно. Однако, если хотите, чтобы к вам относились серьезно, ваш собственный подход к исследованию должен быть соответствующим. Одна из самых плохих вещей, которые портят репутацию ученого — присутствие в списке литературы источников, не имеющих отношения к исследованию.

Как понять, что количество цитат достаточно? Представьте, что вашу статью читает выпускник университета или аспирант. Сможет ли он хорошо понимать ваши идеи, изучив источники, на которые ссылается статья?

В то же время количество ссылок не должно быть чрезмерным. Думаю, многим приходилось встречать статьи, библиографические списки которых занимают больше места, чем сам текст. Существует мнение, что автор, который перелопатил гору литературы, заслуживает доверия и уважения. Однако, взгляните на это с точки зрения читателя. Много ли пользы приносит такое цитирование:

related work on the technique has been carried out by numerous researchers1–101

Прежде чем вносить в список цитирования еще десяток источников, подумайте, будет ли полезно чтение ВСЕХ этих статей.

Все сказанное относятся и к самоцитированию. Ссылаться на собственные работы уместно только тогда, когда они действительно помогают понять вопросы, обсуждаемые в текущей статье.

Проверяйте точность цитирования и правильность оформления своих ссылок сразу. В дальнейшем это сэкономит много времени и продемонстрирует редактору вашу аккуратность и внимание к деталям.

Заключение

Основные критерии качества литературного обзора — простой язык, логичное развитие повествования, четкость аргументации. Чтобы проверить, соответствует ли им ваш обзор, проведите простой тест. Попросите прочитать текст ученого, не являющегося специалистом в вашей области науки. Если он найдет его интересным и понятным, цель достигнута.

Начинайте обзор литературы с базовых ресурсов, таких как учебники, энциклопедии и справочники. Изучите источники, на которые они ссылаются. Затем переходите к поиску в отраслевых журналах и базах данных. Уделите максимальное внимание публикациям последних лет.

Что касается содержания, хороший обзор литературы должен показать, что:

  • автор знаком с предыдущими работами по теме;
  • понимает их сильные и слабые стороны;
  • поставленный исследовательский вопрос действительно отражает существующий пробел в знаниях;
  • приводятся убедительные аргументы, почему важно заполнить этот пробел.

Объем и стиль обзора должен соответствовать запросам целевой аудитории: статья для специализированного журнала, диссертация и научно-популярная книга предъявляют разные требования.

И главное: не забывайте, что обзор должен быть логически связан с другими частями работы. Из аналитического обзора литературы вытекают методы и дизайн исследования, статистическая обработка полученных данных и обсуждение полученных результатов.

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.

Для чего нужен обзор литературы в исследовании?

Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:

  • проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
  • верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
  • продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
  • сформулировать актуальность проводимого исследования;
  • обосновать значимость проблемы;
  • овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
  • выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.

При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.

Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.

К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.

Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.

Анализ литературных источников как метод исследования

Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.

Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.

Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.

Пример литературного обзора

Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.

“В науке нет такого запретного соседнего или дальнего участка, где
висела бы надпись: “Посторонним вход воспрещен”. Ученому всё
дозволено – всё перепроверить, всё испробовать, всё продумать, не действительны
ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему только одно: быть
неосведомленным о том, что сделано до него в том или ином вопросе, за который
он взялся”.

Б.Ф. Поршнев 

” … – Папа, списывать из
книжки жульничество?

– Не понимаю.

– Ну, если кто-то – например,
если я буду писать сочинение и возьму чего-нибудь из книжки, это как?
<>

– Зависит от того, как ты это
сделаешь.

– Теперь я не понимаю.

– Если ты поставишь кавычки и
сделаешь сноску с указанием, кто автор, это только придаст твоей работе солидность
и значительность. <…>

– А если без этих самых…
кавычек?

– Тогда это все равно что
воровство, самое настоящее воровство. Надеюсь, ты не сделала ничего подобного?

– Нет.

– Тогда что же тебя смущает?

– А за это могут посадить в
тюрьму?

– Могут – если ты таким образом
получишь деньги. Так что лучше ты этого не делай, дочка.”

Стейнбек
Д.
  Зима тревоги нашей. Гл. IX.  

Обзор источников
и литературы по заданной теме является непременной частью любого исследования.
Его составление необходимо, во-первых, для формулировки и детализации основных
направлений исследования, во-вторых, для реализации исследовательского процесса
как такового, в-третьих, для того, чтобы не “изобретать велосипед” и
выяснить, какие исследования в интересующей вас области уже проведены, а какие
проводятся.

Следует
различать два вида обзора источников и литературы:

1) обзор
существующей литературы (т.е. обзор текстов) по данной тематике: академические
издания, монографии, аналитические обзоры, рефераты, статьи и т.д.

2) обзор
источников вторичных данных (статистических данных и иных видов информации,
например, нормативных актов или годовых отчётов предприятий), которые лягут в
основу вашего исследования.

Это два разных
вида обзоров, и обзор источников данных обычно
делается в разделах введения, которые называются “Статистическая база
исследования”, “Нормативно-правовая база исследования” и т.д.
после формулирования цели и задач исследования, в то время как обзор
литературы
может быть как частью введения (предваряющей формулировку
цели исследования), так и отдельным разделом – например, частью теоретической
главы.

Обратите
внимание на то, что существует путаница в применении термина
“источник”. При составлении обзора литературы мы называем
“источниками” различные виды текстов (монографии, статьи и т.д.), но не
следует называть их “источники литературы”, так как это неверно и
тавтологично. При составлении обзора источников данных термин
“источник” применяется напрямую: например, источник статистических
данных, источник информации.

Итак,
рассмотрим виды источников.

Рис. 1. Три типа источников[1].

Все источники, используемые во время
исследований, можно разделить на три категории: первичные (опубликованные и
неопубликованные), вторичные и третичные. Хотя сами категории определены
достаточно четко, в отдельных случаях источник может относиться сразу к двум
категориям: например, протоколы конференций могут быть опубликованы в журналах,
а книги – содержать ссылки на первичные и вторичные источники.

Три типа
источников представляют собой три стадии перемещения информации. По мере того,
как информация перемещается от первичных к вторичным и далее к третичным
источникам, она становится все менее детализированной и заслуживающей доверия,
но более доступной. Из рис. 1 видно, что по сравнению с первичными вторичные
источники имеют меньшую ценность, поскольку отражают информацию, уже однажды
обнародованную. Другие отличия первичных и вторичных источников демонстрирует
таблица 1.

Таблица 1. Характеристика
первичных и вторичных источников.[2]

Источник

Частота публикации

Формат публикации

Охват
третичными источниками

Доступность

Аннотированные академические журналы

Другие академические журналы

Обычно
ежемесячно
или ежеквартально

Обычно как печатное издание, но многие
можно получить через
Интернет. Также могут быть доступны на дисках CDROM или микрофишах

Хороший

В большинстве университетов включены в каталоги. Если
источник отсутствует, его можно получить через систему
межбиблиотечного
заимствования и все
чаще
через Интернет

Профессиональные журналы

Обычно
еженедельно
или
ежемесячно

Обычно как печатное издание, но многие
можно получить через
Интернет. Также могут быть доступны на дисках CDROM или микрофишах

Не такой
хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «про
листывание»

В большинстве университетов включены в каталоги. Если
источник отсутству
ет, его можно получить через систему межбиблиотечного
заимствования и все
чаще через Интернет. Многие профессиональные журналы
можно прочитать
на веб-страницах соответствующих организаций

Отраслевые
журналы

Обычно еженедельно или ежемесячно

Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет.
Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах

Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо
«пролистывание»

В библиотеках обычно представлены плохо. Их можно получить через
систему межбиблиотечного заимствования

Книги

В форме книги или аннотированного академического журнала

В виде книги или аннотированного
академического журнала

Хорошо
отражены в третичных изданиях. Поиск можно проводить в Интернете

Легко
достижимы. Если источник отсутствует, его можно получить через систему
межбиблиотечного заимствования

Газеты

Обычно
ежедневно или еженедельно

Все
современные британские газеты можно читать в Интернете или по подписке в
интерактивных базах данных, а также на CD-ROM и микрофильмах. Многие
международные газеты доступны через Интернет

Хорошо
отражены в специализированных каталогах. В формате CD-ROM и в Интернете
эффективен поиск по ключевым словам

Обычно хорошо
отражены в третичных источниках в библиотеках. Большинство из них можно
прочитать в Интернете на веб-сайтах соответствующих изданий

Протоколы
конференций

В зависимости от типа конференции;
иногда публикуются в журналах

В виде книги
или аннотированного академического журнала. Некоторые протоколы или их резюме
доступны через Интернет

Зависит от
конференции, хотя обычно ограничен. Существуют специализированные каталоги

В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему
межбиблиотечного заимствования

Отчеты

Единожды

В виде
аннотированного академического журнала

Несмотря на
то, что существуют специализированные каталоги, охват слабый

В библиотеках
обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного
заимствования

Диссертации

Для получения
ученой степени

В основном
печатаются, но все чаще издаются на микрофишах

Хороший для
диссертантов

Обычно
достижимы через систему межбиблиотечного заимствования. Как правило, хранятся
в одном экземпляре 

При составлении обзора литературы
вы должны:

·       
рассмотреть основные академические теории (и
зарубежных, и российских учёных), относящиеся к об­ласти исследований;

·       
показать, что вы знакомы с самыми последними
работами в дан­ной области, в том числе и на иностранных языках;

·       
раскрыть, каким образом ваше исследование
соотносится с пред­ыдущими исследованиями в данной области;

·       
оценить сильные и слабые стороны предыдущих
исследований, включая разного рода упущения и проявления предвзятости;

·       
обосновать ваши аргументы, снабдив обзор
необходимым коли­чеством ссылок на литературные источники.

Кроме того,
не стесняйтесь высказать благодарность тем, чьи пло­ды труда вы используете в
своей работе. Например, “благодаря исследованиям такого-то учёного”,
“на основании признанной большинством специалистов монографии таких-то
авторов”, “по совету профессора такого-то” и т.д. Это избавит
вас от возмож­ных обвинений в плагиате и от соответствующих угрызений
совести и возможных неприятностей.

Основные
этапы создания обзора литературы приведены на рис. 2. вот их примерное
перечисление:

Этап 1. Задание параметров
поиска.

Этап 2. Поиск литературы.

Этап 3. Составления списка
литературы.

Этап 4. Определение ценности
источников, выбор наиболее ценных.

Этап 5. Чтение, обзор литературы,
реферирование наиболее ценных источников информации.

Этап 6. Создание предварительного
варианта обзора литературы.

Этап 7. Уточнение ключевых слов,
сужение тематики, возврат к первому этапу.

Этап 8. Создание окончательного
обзора литературы.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Этап 1. Задание параметров
поиска.

На первом
этапе можно применить стандартные методы осмысления задачи, например, метод
“мозгового штурма” или метод построения “дерева относительной
важности”.[3]

Метод
“мозгового штурма” может быть полезным при отборе ключевых слов. В
процессе работы (независимо от того, работаете вы один или с группой)
необходимо записать все пришедшие в голову слова и короткие фразы по теме
исследования. После этого оцените, может ли быть данное слово ключевым.
Обсуждайте свою тему с как можно большим количеством людей, особенно со
специалистами.

“Дерево
относительной важности” напоминает структуру книги с ее названием,
главами, разделами и подразделами. Эти структурные части книги либо отражают
тему исследования, либо являются ключевыми словами (с учетом имен авторов).
Чтобы построить дерево, следует предпринять ряд действий. Поместите контрольный
вопрос (или цель исследования) на самом высоком уровне. Идентифицируйте две или
более области исследования, представляющие интерес для вашей темы. Каждую из
областей разделите на подобласти, которые также представляют соответствующий
интерес. Каждую из подобластей разделите на еще более узкие подобласти. Идентифицируйте
области, которые необходимо исследовать немедленно, и те, на которые нужно
обратить особое внимание. Обязательно обратитесь за помощью к руководителю
проекта. По мере ознакомления с литературой добавляйте новые ветви к вашему
дереву.

Фактически, Вы
можете составить подробный тезаурус Вашей темы. Сразу продумайте источники
дефиниций (определений) важнейших понятий Вашего исследования.

Этап 2. Поиск
литературы.

Поиск
литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по
каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по
спискам литературы в учебниках или монографиях. Следует обязательно пообщаться
с преподавателями, с научным руководителем – они могут посоветовать ценные
источники. Можно также пообщаться с участниками тематических Интернет-форумов.
Главное – не забывайте каждый найденный источник вне зависимости от его
ценности записывать в список литературы. 

Этап 3.
Составление списка литературы.

При нахождении
того или иного источника СРАЗУ ЗАПИСЫВАЙТЕ ЕГО В СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
При этом соблюдайте правила библиографической записи (см. отдельный материал
“Оформление источников”). Иначе потом этот источник невозможно будет
найти и правильно оформить. При записи текстов из Интернета не забывайте
указывать дату обращения (т.е. дату, когда вы посетили эту Интернет-страницу). 

Этап 4. Определение
ценности источников, выбор наиболее ценных.

Не каждый
найденный вами источник будет представлять ценность для вашей работы и для
упоминания и тем более анализа в обзоре литературы.

Определение
ценности источника:

·       
Как давно написана работа?

·       
Может ли она повторять другую работу?

·       
Насколько согласуется общая направленность этой
работы и вашего исследования?

·       
Видели ли вы ссылки на данную работу (или другие
работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?

·       
Подтверждает ли работа ваши идеи или
противоречит им? В обоих случаях ее необходимо изучить!

·       
Кажутся ли вам предвзятыми выводы автора? Не
имеет значения, насколько актуальна тема работы!

·       
Какие методологические упущения вы обнаружили в
работе? Даже если таковые есть, работа может представлять ценность для вашего
исследования!

·       
Насколько точны результаты исследований? Даже
если точность их невысока, работа может оказаться полезной!

Рис. 2. Мониторинг литературы
в процессе формулирования темы, написания обзора литературы и дальнейшего исследования[4].

Этап 5.
Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.

На этом этапе не забывайте записывать и сразу правильно оформлять кажущиеся вам
нужными цитаты. До цитаты указывайте источник, страницу источника, адрес страницы
Интернет-сайта. Активно пользуйтесь возможностями ксерокопирования,
сканирования нужных источников (например, отдельных страниц монографии,
посвящённых Вашей теме), но не опускайтесь до плагиата, т.е. всегда
указывайте источник той или иной цитаты или парафраза (передачи смысла слов
автора своими словами). Не выдавайте текст, написанный другими людьми, за свой.

Этап 6.
Создание предварительного варианта обзора литературы.

Далее можно
приступить к написанию предварительного варианта обзора. Начните его с более
общего теоретического уровня. Кратко изложите основные идеи, почерпнутые из уже
прорабо­танных источников. Обобщите, сравните и противопоставьте позиции
различных ав­торов. Сузьте круг работ, чтобы сконцентрировать внимание на наибо­лее
актуальных. Тщательно проанализируйте результаты этих исследований. Отметьте
вопросы, по которым ваше исследование предлагает “свежий” взгляд на
предмет исследования. Подготовьте читателя к следующему разделу отчёта о Вашем
исследовании.

Оценка качества обзора литературы[5]

·       
Начинается ли ваш обзор литературы на более обобщенном
уровне, чем уровень об­ласти исследования?

·       
Имеет ли отобранная вами литература прямое
отношение к контрольным во­просам и целям вашего проекта?

·       
Отражены ли в обзоре основные теории ведущих
специалистов в области ис­следования?

·       
Даны ли в обзоре основные источники литературы
или, по крайней мере, их репрезентативная выборка?

·       
Отражены ли в обзоре вопросы, по которым ваш
отчет предлагает «свежий» взгляд?

·       
Есть ли в отобранной вами литературе последние
работы в области вашего исследования?

·       
Были ли вы объективны при обсуждении отобранной
вами литературы?

·       
Включили ли вы ссылки на источники, в которых
высказанные идеи не согла­суются с вашей точкой зрения?

·       
Старались ли вы размежевать факты и точки
зрения?

·       
Пытались ли вы оценить ценность каждого
источника для темы вашего иссле­дования?

·       
Четко ли обоснованы ваши собственные идеи?

·       
Является ли ваша формулировка темы исследования
логически последова­тельной?

·       
Подводит ли ваш обзор читателя к последующему
разделу вашего отчета?

Этап 7. Уточнение ключевых слов,
сужение тематики, возврат к первому этапу.

После создания
предварительного обзора литературы следует вернуться к постановке и
формулировке темы, к плану Вашей работы. Вы увидите, как много ранее туманных
вопросов Вы выяснили, как точно Вы теперь стали понимать смысл вашего
исследования. У вас может появиться идея несколько скорректировать формулировку
темы, цели, задач исследования, заголовки отдельных разделов. Все желаемые
изменения обязательно обсудите с научным руководителем.

 Этап 8. Создание окончательного
обзора литературы.

Итоговый
вариант обзора литературы должен логически выводить читателя на исследуемую
Вами проблему. Проверьте правильность оформления цитат, уберите из текста
банальности, общие слова, любые части, не отвечающие конкретике Вашего
исследования. Не забывайте о том, что если краткость – сестра таланта, то
вместе с точностью и конкретикой они составляют целый любовный квадрат.

Основные
выводы, которые вы делаете в обзоре, следует сформулировать и подытожить в виде
кратких тезисов или даже сравнительной таблицы для того, чтобы их можно было
представить на первых слайдах отчётной презентации.


[1] Льюис Ф., Сондерс М.,
Торнхилл Э. Методы проведения экономических исследований. Пер. с англ. – 3-е
изд. – М.: Эксмо. – 2006. – С. 89.

[2] Там же, с. 92.

[3] Там же, с. 120.

[4] Там же, с. 81.

[5] Там же, с. 86-87.

При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.

Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда

Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.

Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.

Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.

Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:

  • проводит параллели между использованными материалами;
  • определяет отличия во взглядах на изучаемый вопрос;
  • анализирует представленные точки зрения и выражает собственное мнение о них.

Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.

Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.

Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.

У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.

Как написать литературный обзор?

Обзор, как отдельная глава исследовательской работы

Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.

Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:

  1. Не стоит описывать все использованные первоисточники. Достаточно проанализировать книги (статьи), которые оказали наибольшее влияние на формирование собственного мнения у автора, помогли ему достичь полученных результатов.
  2. Следует использовать только уместные, имеющие отношение к теме актуальные источники. При поиске исходного материала лучше использовать проверенные сервисы, публикующие научную литературу. Информацию о них можно получить на кафедре ВУЗа.
  3. Нельзя включать в литературный обзор материалы, косвенно касающиеся темы исследования. Источник должен быть посвящен изучаемому вопросу и содержать интересную, актуальную информацию по теме. Использовать материалы для увеличения объема текста не стоит. Рецензент обязательно обратит на это внимание, что может привести к снижению итоговой оценки.
  4. Анализ литературы – не школьное изложение. Большинство членов комиссии знакомы с профильной литературой, поэтому пересказывать содержание источников не нужно. В обзоре излагается только анализ основных тезисов.
  5. Наличие логической связи между книгами и статьями поможет справиться с задачей на «отлично». Материалы можно объединить в группы по позиции авторов, периоду создания или другим признакам.

Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:

  • опираясь на точку зрения авторов на изучаемый вопрос;
  • выбрать основной источник, сделать его детальный обзор, дополнив его несколькими словами о менее важных публикациях;
  • проанализировать только современные материалы, упустив работы исследователей прошлых лет.

Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.

Основная функция литобзора

Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.

Для чего пишут литобзор?

Обзор помогает исследователю:

  • провести анализ существующих публикаций и определить свой нестандартный подход и изучению вопроса;
  • продемонстрировать новизну собственных изысканий и их отличие от ранее опубликованных трудов;
  • обосновать значимость проблемы и предложенного способа ее решения;
  • провести верификацию полученных в результате проведенных изысканий результатов;
  • определить основные методы исследования, которые будут использоваться при написании научного труда.

Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.

Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.

Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.

Написание литобзора

Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:

  • пользоваться простыми и онлайн-библиотеками;
  • проводить анализ и систематизацию данных;
  • оформлять цитаты.

Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:

  • изучить имеющиеся по теме НИР материалы;
  • выделить печатные издания, в которых представлены интересные взгляды ученых на проблему;
  • выбрать несколько разнообразных мнений ученых, сравнить взгляды представителей различных школ и направлений;
  • выявить недостатки в ранее изложенных теориях;
  • дать оценку значимости собственных изысканий;
  • оформить материал в соответствии с установленными требованиями.

Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.

Составление плана и общие рекомендации по написанию

План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:

  1. Формулировка темы научного труда (это поможет определить круг поиска необходимых материалов).
  2. Количество источников (если в методических рекомендациях ВУЗа этого нет, нужно обязательно согласовать с научным руководителем).
  3. Применяемые способы анализа литературы (обычно используют сравнительный и аналитический, но нельзя забывать о собственном мнении).
  4. Обзор выбранных материалов (мы уже говорили о том, что анализ должен быть кратким, без «воды).
  5. Обоснование актуальности проведенных изысканий.

После составления плана нужно определить объем раздела.

Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.

Коротко об оформлении

Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.

Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.

При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.

Страницы раздела должны быть пронумерованы.

Добавить комментарий