Как написать рецензию на учебник
Слово «рецензия» произошло от латинского recensio (рассмотрение). Это жанр критики, который представляет собой разбор и оценку какого-либо произведения или книги: художественной, научной, научно-популярной.
Инструкция
Рецензировать принято новинки учебной литературы, о которых еще не сложилось определенное мнение. И на основании отзывов-рецензий принимается решение рекомендовать то или иное учебное пособие к использованию в образовательных учреждениях.
В рецензии автор не только высказывает свое отношение к книге, но и обосновывает его, анализирует достоинства и недостатки, отмечает актуальность и особенности. Рецензируя учебник, необходимо рассматривать его в контексте современной жизни и новейших знаний и открытий. В оценке обязательно следует отметить злободневность или ее отсутствие в подаче материала.
Для рецензии характерны относительно небольшой объем и краткость.
Прежде всего, определите тему, идейную направленность, передайте сжато содержание учебника или отдельных параграфов, раскройте его концепцию.
Начните рецензию с библиографических данных (автор, название, издательство и год выпуска учебника). Затем очень кратко в одном-двух предложениях расскажите о концепции и перейдите к критическому разбору или комплексному анализу текста. Не забывайте о личных размышлениях и аргументированной оценке содержания и его актуальности. Главная цель – сформировать отношение к учебному изданию и активно воздействовать на ход допуска или отклонения к использованию в образовательном процессе.
Помните, что подробный пересказ значительно снижает ценность рецензии. Ни в коем случае нельзя подменять анализ текста его пересказом.
Рецензию на учебник можно написать по краткому плану:1) Обязательно приведите библиографические данные.2) Прокомментируйте основные положения (приведите толкование авторской мысли и собственные к ней дополнения, а также свое отношение к постановке проблемы).3) Вынесите обобщенную аргументированную оценку.4) сделайте вывод о значимости учебника.
Не забывайте, что рецензия обязательно должна быть грамотной, поэтому уделите особое внимание проверке орфографии и пунктуации своего текста.
Обратите внимание
Только рассмотрев рецензируемый учебник со всех сторон и сделав объективный анализ, можно высказать свое мнение и вынести субъективную оценку.
Источники:
- Как написать аннотацию, рецензию
- написание учебника
- Рецензия на учебник для вузов
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Как выполнить анализ учебника
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Алгоритм проведения анализа учебника
Определение 1
Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.
Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.
Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:
- Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
- Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
- Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
- Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
- Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
- Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
- Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
- Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
- Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
- Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
- Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
- Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
- Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.
По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.
Составление плана анализа учебника
Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:
- Общая характеристика учебника или учебного пособия. Она связано с определением программы, на основе которой он разработан, его объеме, формате изложения материала, разработчиках, элементах оформления, структуре.
- Характеристика информации, представленной в учебнике. Здесь, анализируются текстовые данные учебника, их видовая принадлежность. Также, оцениваются теоретические материалы и практические задания: их объем, последовательность изложения, логичность, связь.
- Сложность теоретической учебной информации. На примере отдельных параграфов учебника демонстрируется сложность восприятия учащимися данной информации.
- Практическая ориентированность. Рассматриваются практические упражнения, задания, которые представлены в учебнике и оценивается их связь с реальной жизнью т.е. способствуют ли они развитию навыков практической деятельности в той или иной области научного знания и социальной жизнедеятельности.
- Методическая роль учебной информации. Вся информация учебника должна быть ориентирована на решение методических задач, на организацию педагогом своей профессиональной деятельности. Необходимо запланировать вопросы, задаваемые педагогом в ходе анализа учебника, касающиеся его методической значимости: наличие дополнительных текстов, их актуальность для раскрытия конкретной темы или курса, воспитательный потенциал информации и т.д.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 24.04.2023
Рецензия на методическое учебное пособие – это внешняя оценка за разработку пособия, которая выставляется рецензентом. Рецензент в отзыве отражает свое мнение к идеям автора и если надо, пишет свои рекомендации. В статье вы узнаете, как написать и оформить рецензию правильно, а также найдете примеры готовых работ.
Требования к оформлению рецензии
Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.
Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.
Структура рецензии
Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.
В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.
Основные части рецензии:
- Введение;
- констатирующая часть;
- аналитическая часть;
- заключение.
Введение
Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.
Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.
Констатирующая часть
В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:
- Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
- целостность образовательного процесса и принципы разработки;
- реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
- соответствие структуры и содержания методического пособия;
- обеспечение мотивации студентов;
- связность, логичность, полноту заданий;
- обоснованность приемов и методов обучения;
- соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
- рациональный подход по развитию навыков самообразования;
Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.
Аналитическая часть
В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.
Заключение
В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:
- возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
- нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
- возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее
Рецензия на пособие: план и образец
Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.
Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:
Раздел рецензии | Фразы для использования рецензии на методическое пособие |
---|---|
Предмет анализа |
|
Актуальность темы |
|
Основные тезисы |
· |
Краткое содержание работы |
|
Общая оценка работы |
|
Недочеты в работе |
|
Выводы |
|
Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:
Образец рецензии на учебное пособие
Пример рецензии на учебно-методическое пособие
Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.
Рецензия
На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.
«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»
Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.
Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.
В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.
Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.
Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.
В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.
Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.
В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.
По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.
Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.
Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.
Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.
В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.
Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна Доктор педагогических наук,
профессор Ингушского государственного университета
Дата: «_____» ______201_____ Подпись:____________
Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.
Учебники
для анализа, предоставленные библиотекой факультета:
·
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
·
Сухова В.Б. Математика: учебник для
подготовительного класса школы глухих. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение,
2000.
·
Сухова В.Б. Учись считать: Приложение к учебнику
«Математика. Подготовительный класс специального (коррекционного)
образовательного учреждения I вида». – М.: Просвещение,
2000.
Оценка: от 5 до 15 баллов.
Схема
анализа учебника (учебного пособия) по математике для начальных классов.
1.
Название учебника (учебного пособия). Авторы,
издание.
2.
Соответствие учебного материала в учебнике
(пособии) действующей программе. Для какого класса школы I
(II) вида соответствует учебник (учебное пособие)?
3.
Соответствие содержания учебника (учебного пособия)
целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного
развития математической науки.
4.
Каким образом представлена теоретическая часть
материала (четкость, доступность, простота материала)?
5.
Каким образом построена структура практического
материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового
материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для
самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития
внимательности и сообразительности.
6.
Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития
творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий
эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?
7.
Возможности учебного материала для проведения
коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности,
общению детей друг с другом, с учителем.
8.
Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения,
таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько
оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию?
9.
Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для
самостоятельной работы учащихся?
10.
Насколько обеспечена вариативность учебных заданий,
возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний,
умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?
11.
Как учебник (пособие) обеспечивает
заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к
выполнению заданий?
12.
Как реализуется связь учебного материала с
интересами учащихся, повышается их мотивацию к изучению предмета?
13.
Как в учебнике (пособии) реализуются связи с
другими учебными предметами?
14.
Каково воспитательное значение учебного материала.
Выводы:
·
Соответствие учебника (пособия) учебному плану и
учебной программе школам I (II) вида
(какому классу?)
·
Соответствие учебника (пособия) задачам (обучающим,
развивающим, воспитывающим, коррекционным) специального обучения.
·
Соответствие учебника (пособия) общим и
специфическим дидактическим принципам обучения математике детей с нарушениями
слуха.
Соответствие программе: Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утверждённому Министерством образования и науки Российской Федерации федеральному перечню учебников.
Доступность и научность: Учебник доступен и научно начальным классом, поскольку благодаря ему ученики научиться пользоваться практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; отвечать на вопросы учителя и ученика, придумывать свои собственные вопросы; создавать небольшое высказывание (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
Краток и лаконичен: Учебник краток, сжат, присутствует чёткость и темы расписаны на одном листе.
Комплектность : Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях.
Сезонность: Предусматривает две части. Первая часть на первый сезон до Нового года, вторая часть на второй сезон после Нового года.
Популярность, увлекательность, проблемность: Формат учебника красочный, много иллюстрации, задания систематической последовательности, так как предназначен для учебников начальной школы, логически построен.
Ведущая роль теоретических положений: Выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремлённость на раскрытие внутренних взаимосвязей, между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала.
Удачный подбор фактов, положений, примеров: Факты являются достоверными, которые предоставляют возможность знакомства с методами научного познания материала.
Хорошее оформление: Оформление учебника является приемлемым, радует глаз и вызывает желание работать с ним.
Связь учебного материала в жизни: Материал необходим для расширения кругозора, умения просчитывать ту или иную меру величины, уметь отличать их. Математика необходима для расчёта площади, количества и других жизненных аспектах.
Организует самостоятельную деятельность школьников: Организует детей путём решения поставленных задач и самостоятельного ответа на поставленные вопросы.
Развивает самостоятельный практический интерес: Учитывает индивидуальные возрастные особенности каждого ученика.
Отражает логику самой науки: Одна из функций математики заключается в передаче знаний, умений и навыков, собранных предшествующими поколениями.
Удобный формат: Формат данных учебных пособий очень удобен в изучении материала как в классе, так и в вне учебных занятий.
Теория подтверждается практикой и дозировкой занятий: Учебник определяет дозировку упражнений на одно занятие, т.е. в конце каждой темы составляются вопросы для закрепления и изучения пройденного во время занятия материала.