ЭТИКА И ТАКТИКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Тактика анализа и самоанализа, выбор схемы, алгоритма анализа тоже могут быть различными, в зависимости от того:
– с каких позиций анализируется занятие или другая организационная форма учебного занятия (с педагогических, психологических, методических, санитарно-гигиенических, этических, культурологических, является ли анализ полным или выборочным, сопоставительным, подчиненным какой-то определенной частной цели или общим);
– по “законам” какой концепции занятие построено. Ведь вполне очевидно, что есть общие требования к анализу и те частные требования, которые вытекают из сущности педагогического или методического подхода.
Но при любом типе и виде анализа необходимо соблюдать этику. Любая аналитическая деятельность педагогов, включая анализ и самоанализ занятия, должна отвечать определенным принципам и правилам. Мы считаем необходимым соблюдать следующие принципы при анализе занятия:
принцип целенаправленности;
принцип этической корректности анализа;
принцип профессионально-педагогической корректности (тактическая грамотность анализа);
принцип системности
Остановимся подробнее на этих принципах.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ АНАЛИЗА
Аналитическая деятельность осуществляется с целью повышения профессиональной культуры педагога и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Посещение и анализ занятий могут проводиться с целью:
– обмена опытом педагогов (т. е. при необходимости научиться чему-то у своего коллеги или оказать помощь, научить своего коллегу тому, что ему необходимо);
– самоконтроля и контроля деятельности преподавателя.
Но кроме этих общих целей при анализе занятия решаются и определенные конкретные задачи.
При посещении и анализе учебных занятий посещающий должен четко определить ту цель и ту задачу, с которыми он пришел на занятие, а не пытаться “объять необъятное”.
ЭТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ
Анализ занятия своего коллеги или подчиненного должен отвечать требованиям к этике аналитической деятельности.
Прежде всего, с какой бы целью ни посещалось занятие, кем бы ни посещался (коллегами, завучем, экспертом по аттестации и т. п.), необходима готовность к сотрудничеству, корректность и доброжелательность с обеих сторон. Не лишним будет также заметить, что посещающий должен не только предупредить о посещении заранее, но и договориться с педагогом о наиболее удобных для него сроках и условиях посещения.
Преподаватель должен знать, какую цель преследует посещающий, каков смысл посещения занятия. Перед занятием посещающий должен сообщить педагогу свои намерения, а лучше сделать это заранее.
Желательно, чтобы педагог знал не только цель посещения и анализа, но и был заранее знаком со схемой, по которой будет анализироваться его занятие. А если занятие посещают несколько человек, то появляется возможность проанализировать его с различных позиций: один посещающий, например, делает общепедагогический анализ занятия, другой – методический анализ, третий анализирует специфику педагогического общения или выполняет иной целевой анализ. “Грош цена” такому анализу, при котором анализирующий считывает пункты схемы и ничего не аргументирует, не иллюстрирует. Мало, например, сказать, что группа подготовлена к занятию, надо аргументировать это утверждение, т. е. показать, где и как эта подготовленность видна.
Перед проведением анализа посещающий должен предложить посещаемому сделать краткий вводный анализ предстоящего занятия. Для этого желательно, чтобы педагог, занятие которого посещают, опирался на ту схему, по которой, предполагается в дальнейшем анализировать его занятие. Но в любом случае он должен дать и самую общую характеристику предстоящего занятия.
После посещения занятия первое слово тоже должно быть предоставлено педагогу, чтобы он сам мог оценить, насколько ему удалось достичь по-
ставленных целей, насколько он придерживался своего плана, по каким причинам отступил от плана, если это так, или не достиг своих целей в полной мере. Последнее может говорить как о недостатках педагога, так и о его педагогическом мастерстве и умении перестраиваться с учетом обратной связи с группой.
Прежде чем судить о качестве посещенного мероприятия, эксперт должен устранить все возможности взаимного непонимания. Для этого необходимо спрогнозировать возможности такого непонимания и задать вопросы посещаемому. Вопросы могут касаться уточнения теоретических моментов, включая методологию и терминологию, особенностей практической реализации поставленных задач, методического обеспечения и специфических особенностей учащихся данного класса. При этом на обдумывание ответов посещаемому может потребоваться время. Эксперт может по своему желанию предложить посещаемому показать свой план или конспект занятия. Но требовать план в письменной форме в обязательном порядке неэтично, так как способы подготовки к занятию могут быть различны, особенно у педагогов стиля “импровизатор”.
При анализе следует сначала отметить положительные стороны, а затем в корректной форме раскрыть недостатки. Самое лучшее, если анализирующий так строит свои вопросы и высказывания, что выводы о недостатках педагог делает сам. Тактика анализа в этом случае может быть разной: или по каждому пункту анализа отмечаются сначала положительные, а потом отрицательные стороны, или анализ делится на две части, и тогда анализирующий как бы дважды проходит по схеме анализа занятия: один раз с тем, чтобы показать все положительное, а второй раз, чтобы показать то, что с его точки зрения следовало бы улучшить.
Этика требует, чтобы анализ не был диструктивным и любой недостаток обсуждался с педагогом (действительно ли это недостаток и как его устранить).
В заключительной части анализа обязательно должны присутствовать предложения или рекомендации конструктивного плана: как повысить эффективность занятия и устранить то, что может считаться его недостатками. Как бы ни был опытен эксперт, он должен быть готов к тому, что анализируемый может не согласиться с его оценкой. И он должен сделать не только грамотный анализ, но и убедить в его правильности и объективности или принять аргументы педагога и снять свои замечания.
Если проводится коллективный анализ (только с согласия того, кого анализируют), то желательно, чтобы он был позитивным. С глазу на глаз посещаемый и посещающий могут говорить о недостатках с целью их устранения, а вот стоит ли говорить о недостатках при коллективе – это вопрос спорный и делать это можно только с согласия посещаемого. Да, если педагог согласен, чтобы другие учились на его недостатках, – это требует гражданского и профессионального мужества, и не каждый педагог психологически к этому готов.
По просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение о посещенном уроке. В завершение аналитической процедуры обязательно должно быть предоставлено слово анализируемому.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Все найденные нами в литературе схемы общепедагогического анализа занятия с их несомненными достоинствами имеют один общий недостаток: для того чтобы проанализировать полностью занятие по данной схеме, необходимо больше времени, чем требуется для его проведения. Если даже посещавшие занятия считывают фразы из схемы (и говорят “это было на уроке, а этого не было”), то такой анализ все равно будет очень растянутым. А ведь надо еще аргументировать свою точку зрения и иллюстрировать ее на примерах! В то же время, в зависимости от цели анализа, может возникнуть необходимость очень детально и подробно проанализировать какой-то аспект занятия, какой-то его этап, вид работы, метод, прием и т. п. Поэтому нужно уметь делать краткий и расширенный анализ и иметь схемы:
– для краткого общего анализа, для анализа – вводной справки об общих характеристиках занятия (такой анализ может даваться специально, а может входить как первый пункт в схемы целевого анализа),
– для расширенного углубленного анализа (полного или выборочного, целевого).
На наш взгляд, общая схема педагогического анализа должна быть до-
статочно краткой и вскрывать основные педагогические закономерности занятия, а более подробный анализ отдельных его особенностей, например, педагогического общения, мы считаем специальным, целевым.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ЧУО «Солигорский экономический техникум»
Анализ занятия может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:
– общий психолого-педагогический;
– методический;
– сопоставительный;
– целевой;
– анализ занятия с точки зрения педагогического общения;
– анализ занятия с физиолого-гигиенических позиций.
Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы.
Кроме того, разработаны различные схемы самоанализа педагога. В схемах в сжатом виде отражены основные требования к занятию, а, как известно, требования к нему и его анализу должны быть адекватны друг другу. Процедура анализа включает следующие этапы:
– этап самоанализа;
– вопросно-ответный этап (когда посещающий с помощью вопросов устраняет терминологическое и содержательное различие в понимании посещённого урока);
– этап анализа.
СХЕМА ОБЩЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Место занятия в системе занятий по теме или подтеме, правильность постановки цели
Организация занятия:
тип урока (занятия)
структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели
подготовленность группы к занятию
организация учащихся для активной работы на занятии; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы
плотность занятия; рациональное использование времени.
Содержание занятия:
научность материала;
правильность подбора материала для различных этапов занятия и видов деятельности учащихся;
соответствие содержания занятия требованиям программы, по которой работает педагог;
воспитательная направленность занятия;
связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
межпредметные связи;
речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
качество знаний учащихся, их умений и навыков;
речь учащихся.
Методика проведения занятия:
оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;
соответствие методов содержанию и целям занятия, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;
постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов:
владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном занятии;
система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
5. Общение на занятии: тон, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными учащимися.
6.Работа и поведение учащихся на занятии:
активность группы и отдельных учащихся;
заинтересованность учащихся материалом занятия, отношение к занятию;
отношение к преподавателю;
дисциплинированность и организованность;
речь учащихся , их вопросы.
7. Общие выводы по занятию.
8. Как будет учтен опыт занятия в Вашей дальнейшей работе.
СХЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).
Оценка планирования задач занятия (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач занятия, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самогопедагога).
Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.
Умение поставить задачи занятия перед учащимися.
Полноценность содержания занятия на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.
Выбор и применение педагогом разнообразных источников сообщения учащимся знаний (оценивается обоснованность выбора).
Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе занятия.
Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.
Воспитание интереса к дисциплине.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом педагогического характера.
Оценка культуры труда учителя и учащихся (рациональность, удобство, эстетика).
Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к дисциплине.
Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.
Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.
Оценка оптимальности структуры занятия и рациональности расхода времени на различных его этапах.
Оценка взаимоотношений педагога и учащихся.
Использование возможностей учебного кабинета.
Соблюдение гигиенических требований на занятии.
СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
(когнитивной направленности)
1. Основная учебная цель занятия (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена педагогом самостоятельно):
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке занятий (если она ставится самостоятельно);
б) достижение данной цели на занятии (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования и на продуктивном уровне).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки в цикле (аналогично пункту 1а);
б) соотнесение их с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей (аналогично пункту 1б).
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение их с основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика занятий:
а) структура занятия (назвать структурные звенья);
б) обоснованность структуры занятия;
в) хронометрирование занятия (структурных компонентов занятия) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
е) характер постановки целей для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске и в тетрадях для учащихся, осуществляется ли реализация в ходе занятия соотнесения промежуточных результатов с целью);
ж) характер представления нового материала со стороны преподавателя и характер восприятия и осмысления его со стороны учащихся (исходит ли инициатива со стороны педагога или учащихся или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
з) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
и) результативность занятия, оценочная деятельность педагогая и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения:
– заданий различного характера,
– образцов,
– инструкций, алгоритмов,
– опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.),
– ключей для самоконтроля,
– временных ограничителей,
– информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели занятия;
б) адекватность использованных средств сопутствующим целям занятия;
в) правомерность использования средств на данном этапе занятия (на этапе подачи нового материала), на этапе усвоения нового материала, на этапе контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на этапе самооценки;
г) эффективность использования средств в данной группе;
д) грамотное использование и сочетание различных средств.
6. Использование различных методических приёмов:
а) адекватность данного приёма цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приёма;
в) эффективность использования данного приёма.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика занятия, его информационная ценность.
СХЕМА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Краткая общая характеристика занятия: цель, задачи, этапы занятия, средства, методические приемы и формы обучения на занятии.
Целесообразность сопоставления данного занятия с другими занятиями цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса занятий в учебном году.
Связь данного занятия с занятиями других дисциплин.
Связь данного занятий с внеаудиторной, воспитательной и развивающей деятельностью техникума. Связь данного занятия с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения учащихся.
Взаимосвязь целей данного занятия и целей других занятий. Целевая прогрессия.
Прогрессия в характере и способе подачи материала.
Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном занятии и на других занятиях. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
Распределение внимания педагога на различных учащихся в цикле занятий. Динамика контроля.
СХЕМА ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Целевой анализ занятия направлен на выявление мастерства педагога в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик – технологий обучения, в том числе и разработанных самим преподавателем.
Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения
1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия.
2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или метода) обучения. Принятая сфера использования (этап) данной формы (средства или методы) обучения. Использование для всех учащихся или для определённого контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям занятия.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу занятия.
5. Учёт педагогом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учёт содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля педагога при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
Целевой анализ методики занятия: авторские методики обучения
Краткая характеристика авторской методики, её цели, принципы, система их реализации и сфера использования. Раскрытие новизны данной методики.
Краткая общая характеристика занятия, на которой показана данная методика или её элемент.
Раскрытие особенностей реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижения.
Степень адаптированности данной методики к особенностям группы учащихся.
Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).
Рекомендации для дальнейшего использования или распространения данной методики.
Целевой анализ занятия как системы с позиций деятельностного подхода. Рассматриваем анализ эффективности занятия с позиций деятельностного подхода, ключевым моментом которого является характер деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.
Первый компонент занятия как системы – его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия диагностической цели занятия требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач занятия, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение целей занятия до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу занятия.
Второй компонент занятия как системы – педагог (субъект деятельности). Личность педагога на занятии анализируется и оценивается примерно по следующим её проявлениям:
– общая эрудиция и профессиональная компетентность;
– уровень педагогической техники;
– степень демократичности в общении с учащимися в ходе занятия (создание на занятии психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к учащемуся).
Третий компонент занятия как системы – учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:
– уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на занятии);
– готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;
– уровень познавательной активности учащихся в ходе всего занятия, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;
– наличие и навык коллективной работы (парной, групповой…).
Четвёртый компонент занятия как системы – содержание деятельности педагога и учащихся. В общем виде – это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является следующее:
– содержание деятельности педагога и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом занятии;
– актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей…).
Пятый компонент занятия (системообразующий) – способы деятельности, которые включают:
– организацию самостоятельной работы учащихся (объём, характер, виды, последовательность работы);
– наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;
– создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;
– реализация на занятии индивидуального и дифференцированного подхода;
– приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или дифференцированных групп учащихся на занятии
Характеристика данного учащегося, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры, индивидуализированные цели и особенности обучения).
Краткая общая характеристика занятия и её преломление по отношению к данному учащемуся, группе.
Особенности деятельности педагога по отношению к данному учащемуся или группе учащихся (сознательность, самостоятельность, активность, особенности внимания, памяти и т. д., уровень организованности деятельности, хронометраж).
4. Оценка результативности деятельности учащегося (группы учащихся) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного учащегося или группы учащихся.
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства, методические приёмы и формы обучения на занятии.
2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре – учащиеся как индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы педагога.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения:
– монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-либо;
– соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;
– различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихся и её выражение в их речи.
6. Культура речи педагога. Преподаватель как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом поведении педагога.
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и педагога и его обоснование.
8. Внешняя комфортность общения педагога и учащихся на занятии (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
Схема анализа занятия с физиолого-гигиенических позиций
1. Краткая общая характеристика занятия.
2. Требования, предъявляемые при данном плане занятия к деятельности учащихся, их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки.
Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам учащихся с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.
4. Учёт возрастных особенностей учащихся.
5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию помещения.
7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места занятия в расписании.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема занятия. Характеристика модели занятия. Группа; особенности группы.
Тип занятия (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный или иной тип занятия) и его место в системе занятий по данной теме.
Цель занятия.
Задачи занятия: общие задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), задачи разных этапов занятия, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования занятия и др.
Этапы занятия: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.
Условия проведения и обеспечение занятия: материально-техническая база кабинета; рабочее место педагога, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).
Содержание занятия: логичность структуры занятия; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.
Деятельность педагога на занятии:
позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.
Деятельность учащихся на занятии:
тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
формы организации деятельности;
принципы формирования учебных групп;
формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.
Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
дифференциация, индивидуализация контроля;
создание психологических условий при контроле;
рациональность форм контроля;
диагностика результатов;
формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Домашнее задание:
характеристика домашнего задания;
объём домашнего задания;
обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего занятия, с уровнем подготовки, интересами учащихся.
Результаты учебно-воспитательного процесса: достигнуты ли цели занятия; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Учащимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на занятии:
• Да;
• Нет;
• Частично.
2. Задания предлагаются учащимся на выбор:
• по содержанию;
• по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.
3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:
• Репродуктивный;
• Частично-поисковый;
• Исследовательский;
• Творческий.
4. На занятии используются формы общения:
• Монолог;
• Диалог;
• Полилог.
5. При введении нового понятия педагог предлагает учащимся дать свои версии его содержания:
• Да;
• Нет;
• Частично.
6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт учащихся, обобщает его, систематизирует, научно “окультуривает”.
7. Домашнее задание предлагаемся учащимся на выбор:
• По форме;
• По содержанию.
8. Обсуждение с учащимися итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.
9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.
10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учащихся.
11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.
В критерии отметки входит:
• Уровень активности учащегося на занятии;
• Выбор самостоятельного способа работы.
На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
• Фронтальные;
• Парные;
• Групповые;
• Индивидуальные.
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.
Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ
Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:
- самоанализ, или рефлексивный анализ;
- анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.
Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.
Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.
Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога
Проблемный анализ призван диагностировать:
- качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
- эффективность используемых методов работы с детьми;
- уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
- соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:
- оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
- прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
- психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
- наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
- уровень усвоения детьми материала;
- методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Приёмы проведения анализа
Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.
Словесные приёмы
Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.
Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга
Наблюдение
Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:
- методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
- психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
- методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).
Практические приёмы для анализа конспекта занятия
Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).
Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.
Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы
Какие виды деятельности анализируются
Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:
- развитие речи;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- музыкальное занятие;
- логопедическое занятие;
- хореография;
- физкультура;
- основы грамоты.
Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.
Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:
- прогулки;
- утренника;
- развлечения.
Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.
По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки
Схемы анализа
Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:
- общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
- педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
- психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
- анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).
Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.
Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ
- Тема урока.
- Дата проведения.
- Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
- Название группы и возраст детей.
- Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
- Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
- Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
- Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
- Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
- Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.
Пример анализа занятия по развитию речи
Дата проведения: 26.11.16.
Группа: «Солнышко»
Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.
Занятие: Развитие речи, рисование.
Тема: «Дари добро»
Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.
Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ
Таблица: схема карты развёрнутого анализа
Цель посещения занятия: | ||
Ф. И. О. педагога, регалии: | ||
Дата: | ||
Занятие: | ||
Тема: | ||
№ | Показатели | Баллы |
1 | Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. |
|
2 | Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). |
|
3 | Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. |
|
4 | Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. |
|
5. | Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. |
|
6. | Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. |
|
7. | Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. |
|
8. | Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. |
|
9. | Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. |
|
10. | Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. |
|
11 | Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. |
|
12 | Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. |
|
13 | Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). |
|
Всего баллов: | ||
Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. |
||
60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. |
||
Занятие посетил: |
Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду
Вопросы для рассмотрения | Да | Нет | Частично | Примечание |
Психологический мониторинг активности детей:
|
||||
Психолого-педагогическая оценка урока:
|
||||
Психологическая диагностика активности педагога:
|
||||
Дата анализа: | ||||
Группа: | ||||
Воспитатель — Ф. И. О.: | ||||
Проверяющий — Ф. И. О.: |
Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности
Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь
Видео: пример общего анализа занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
https://youtube.com/watch?v=e1Z9cgI3qm8
Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе
Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(22 голоса, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
I. Анализ целей занятия
1. Оценка правильности и обоснованности определения воспитателем задач образования, воспитания и развития воспитанников.
2. Учет при определении целей занятия его места с системе занятий.
П. Содержание занятия
1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.
3. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.
Анализ занятия
Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.
Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о своем городе, достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности.
Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:
1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?
2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?
3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.
4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?
5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?
6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?
7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.
Модель развивающего занятия.
воспитатель |
ребенок |
Создание проблемной ситуации |
Возникновение состояния «хочу» |
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация |
|
Управление самостоятельным поиском |
Самостоятельный поиск |
Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез |
Обучающее занятие
Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Преподаватель, в первую очередь, должен понять, есть ли в его схеме урока три части – мотивация, вовлечение, осмысление.
Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:
Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?
Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?
Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?
Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока?
Какие виды мышления развивались на этом занятии?
Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено преподавателем)?
Оцените общий эмоциональный климат занятия.
Развивающее занятие
Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация – вовлечение – осмысление), анализ занятия строится иначе.
Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:
Получилось ли заинтересовать детей вначале занятия?
Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в урок?
Правильным ли была подача материала: сколько времени выполнял действия воспитатель, сколько – дети.
Все ли дети были вовлечены?
Заинтересовались ли дети предложенным видом деятельности?
Проявились ли творческие способности?
Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска. диагностические карты в ДОУ по ФГОС. Предмет диагностики Диагностическая карта ФГОС направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием малыша. Периодичность проведения Диагностические карты в ДОУ по ФГОС заполняются воспитателем не реже двух раз в год. В сентябре текущего года воспитатель планирует для каждого воспитанника индивидуальное развитие по определенным образовательным направлениям. В мае он выполняет сравнение начального уровня и полученных результатов. Среди распространённых методов, применяемых для таких диагностик, выделяют анкетирование. Чтобы проводить наблюдение, воспитатель должен владеть информацией о показателях, используемых для характеристики навыков и умений дошкольников в каждой образовательной области. – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/260372/diagnosticheskie-kartyi-v-dou-po-fgos-primeryi-i-osobennosti
Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска. диагностические карты в доу по фгос Предмет диагностики Диагностическая карта ФГОС направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием малыша. Периодичность проведения Диагностические карты в ДОУ по ФГОС заполняются воспитателем не реже двух раз в год. В сентябре текущего года воспитатель планирует для каждого воспитанника индивидуальное развитие по определенным образовательным направлениям. В мае он выполняет сравнение начального уровня и полученных результатов. Среди распространённых методов, применяемых для таких диагностик, выделяют анкетирование. Чтобы проводить наблюдение, воспитатель должен владеть информацией о показателях, используемых для характеристики навыков и умений дошкольников в каждой образовательной области. – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/260372/diagnosticheskie-kartyi-v-dou-po-fgos-primeryi-i-osobennosti
К тому же существуют так называемые группы здоровья. Профилактические осмотры проводят: в группах раннего возраста (яслях) – 4 раза в год; в садиковских группах – 2 раза в год. – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/190315/dokumentatsiya-vospitatelya-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-proverka-dokumentatsii-vospitateley
Сетка образовательной работы Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС предполагает обязательное ведение плана образовательной работы. В своей работе педагог использует показания СанПиНа, которые регламентируют не превышать время всех занятий. В младших группах занятия должны проходить не более 30 мин, в средних – 40 мин, в старших – 45 мин, в подготовительных – 1,5 часа. – Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/190315/dokumentatsiya-vospitatelya-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-proverka-dokumentatsii-vospitateley
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/279598-obrazec-analiza-zanjatij-v-detskom-sadu
Анализ занятия
Дата проведения: 26.11.16.
Группа: «Солнышко»
Воспитатель: Колмыченко А.И., Павлова С.В.
Занятие: Развитие речи, рисование.
Тема: «Дари добро»
Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.
Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т.е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
Воспитатель: Авдонина В.И.
Как провести анализ открытого занятия в ДОУ по ФГОС?
Анализ — важный процесс, который к тому же является регламентированным.
Ставим цели анализа
Основной целью проведения открытого мероприятия в ДОУ является демонстрация педагогического мастерства компетентного сотрудника (воспитателя) в образовательной сфере. В ходе анализа сюжетно-ролевой игры в средней группе педагог дошкольного учреждения должен провести демонстрацию тех приемов, которые он использует в своей работе для достижения задач образовательного процесса. К тому же, эти мероприятия призваны, чтобы наглядно показать успехи малышей.
Мероприятия важны в ДОУ
Цели анализа, проведенного в открытом формате:
- Оценка его разработанности и подготовленности.
- Оценивание уровня подготовленности детей к переходу на новую образовательную ступень.
- Анализ структурированности занятия.
- Оценка тех образовательных приемов, что были применены на мероприятии.
- Оценка того, насколько грамотно и эффективно воспитатель взаимодействовал со своими подопечными.
- Выявление существующих недостатков в проведении, определение возможностей по их устранению.
Необходимо анализировать свою деятельность
Какой бывает анализ?
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что по итогам любого образовательного мероприятия воспитателем ДОУ проводится анализ примерных и вариативных программ дошкольного образования, в котором выделяются успешные и неудачные стороны проведенного часа.
К сведению! Говоря упрощенно, формат самоанализа выглядит следующим образом: «получилось — не получилось».
Проведение же анализа открытого урока должно быть более детальное, такой вид анализа предполагает вовлечение в него сторонних специалистов культуры.
Самоанализ
Самоанализ представляет собой анализ собственных результатов. Естественно, что такой процесс может отличаться высокой степенью субъективности.
Цели самоанализа:
- выделение успешных этапов;
- соотнесение реальных результатов с желаемыми;
- оценка настроя и эмоционального фона воспитанников.
Анализ коллег (анализ присутствующих)
Анализ присутствующих позволяет предоставить более объективную картину урока. Анализ коллег в свою очередь является одним из направлений такого мероприятия. Коллеги, работающие в детском саду, обладают необходимым уровнем компетенций, чтобы оценить НОД с профессиональной точки зрения, предоставить режимные методические рекомендации по совершенствованию.
К сведению! Присутствующие же непрофессионалы способны дать картину со стороны, выделить преимущества и недостатки, указать на те стороны, которые необходимо доработать.
Оценивать воспитателя должны и присутствующие
Краткая схема проведения самоанализа
ФГОС предусматривает определенный порядок (алгоритм, карта) проведения самоанализа:
- Фиксируется число детей, присутствовавших в данный момент на мероприятии, определяется их возрастная группа (младшая, подготовительная, старшая).
- Определяются основные цели, задачи и тема.
- Подробно описывается фактическая структура НОДа.
- Анализируются физические (подвижные игры, возможность посетить спортивный уголок) и психологические (сравнительный анализ, речь) приемы, примененные в течение него, к тому же их анализ должен быть детальным (указываются использованные материалы и оборудование).
- Оценивается уровень организации и эффективности содержания и формы ФЭМП. К ним относят логичность изложения материала, ритмичность, темп, эмоциональный окрас, степень вовлеченности ребят в течение часа, а также то, насколько они активно работают и насколько способны к самостоятельным действиям.
- Выделяются отрицательные стороны проведенного мероприятия.
- Предлагаются методы устранения выявленных недостатков или награждение грамотой.
Книжные уголки в детских садах, их оформление по ФГОС
Схема проведения анализа
Следует понимать, что ФГОС предусматривает определенную методику проведения соответствующего анализа.
Алгоритм проведения анализа присутствующими
Анализ НОДа сторонними наблюдателями производится в несколько этапов:
- Определение готовности учащихся. Происходит оценка того, насколько грамотно воспитателем было дано объяснение факта присутствия посторонних, а также оценка уровня мотивации детей к дальнейшим действиям.
- Проверка соответствия заявленной цели занятия его фактическому содержанию (наполняемости).
- Оценка эффективности уровня организации воспитанников. Обратить внимание следует на то, как стимулируется познавательная активность малышей, в каком темпе осуществляется работа, насколько дети сохраняют внимание, как преодолевается риск наступления преждевременного утомления.
- Анализ течения занятия. Необходимо оценить, насколько уместно распределено время между различными видами работы, предлагаемых ребятам к выполнению во время НОДа.
- Оценка структуры НОДа в целом и его компонентов в частности.
- Анализ приемов стимулирования детишек к контролю и оценке.
- Общая оценка занятия.
По настроению детей можно дать оценку воспитателю
Пример самоанализа занятия
Несмотря на наличие определенного алгоритма для проведения самоанализа, его результат чаще напоминает эмоциональное повествование. В самоанализе должно быть раскрыто следующее:
- тема занятия;
- возраст и группа воспитанников;
- характеристика группы;
- характеристика занятия (комплексное ли оно, какие образовательные области оно включает в себя);
- намеченные цели и задачи;
- наличие игровой мотивации;
- описание течения занятия;
- характеристика эмоционального фона;
- приемы, примененные в течение мероприятия;
- связность этапов;
- использованные материалы и методы;
- особые замечания (повышалась ли активность и мотивация детей);
- соответствие длительности занятия нормам СанПиНа;
- личностная оценка достижения поставленных целей и задач;
- позитивные впечатления от занятия;
- негативные впечатления;
- результаты опроса детей об их впечатлении.
Групповой анализ (пример)
Результаты группового анализа обычно представляются по определенной форме.
В первом блоке «Общие сведения» представлены такие параметры, как:
- возраст воспитанников;
- имя воспитателя;
- область занятия;
- тема;
- цель;
- задачи (образовательные, развивающие, воспитательные);
- продолжительность НОДа;
- степень выполнения поставленных целей и задач;
- соответствие целей и содержания НОДа реальным возможностям ребят;
- оценка взаимодействия воспитанников и педагога.
Воспитателя должны оценивать адекватно
Второй блок называется «Наблюдение за течением НОДа»:
- понятность и доступность раскрытия целей;
- оценка работы — организованности, содержания, наполняемости;
- оценка заинтересованности и вовлеченности детей;
- определение навыков, приобретенных ребятами в ходе НОДа;
- описание умений, продемонстрированных малышами в ходе занятия.
Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Третий блок — «Методы и приемы, использованные в ходе занятия»:
- определение использованных методов и приемов;
- характеристика переходов, логичности занятия, целесообразности смены деятельности;
- определение использованного оборудования.
Четвертый блок — «Анализ деятельности сотрудника ДОУ»:
- характеристика поведения педагога;
- уровень итерации детей и воспитателя;
- учет индивидуальных особенностей воспитанников;
- соблюдение правил, методик, техники безопасности.
Пятый блок представляет собой выдачу рекомендаций и определения замечаний.
Выбор темы
Этому вопросу следует уделить максимальное внимание. Конечно, опытный учитель может провести урок на любую тему, и он будет интересным и «смотрибельным». Но если есть возможность выбрать, пренебрегать ею неразумно.
Итак, тема. Она в любом случае не должна быть слишком трудной и громоздкой, так что львиную долю времени урока учителю придется объяснять материал и контролировать его понимание. Причем неминуемо возникнет неудобная ситуация: наиболее сообразительные дети уже поняли, до средних начинает доходить, а человека два-три сидят с тоской в бессмысленном взоре. Дать индивидуальные задания чревато: материал объяснен, но не отработан, так что результаты могут и не порадовать. Любой выход из этой ситуации невыгоден для педагога.
Что можно придумать?
- Взять новую тему, но несложную и увлекательную. Детям будет интересно, глазки загорятся, стеснение от того, что на уроке посторонние, отойдет на второй план — а вам того и нужно!
- Провести урок закрепления материала. Разумеется, на предыдущих уроках необходимо добиться хорошего понимания материала. Минус тут один: особого оживления от детей ждать не приходится; особенно скучать будут хорошо успевающие, а ведь они должны стать вашей козырной картой!
- Выбрать урок контроля изученного и нестандартную форму проведения. Все мы знаем несколько превосходных вариантов: урок-конференция, урок-концерт, урок-суд и тому подобное. Можно и что-то новое найти в интернете или подсмотреть у коллег. Но «обкатать» форму следует заранее. Удобно и то, что можно использовать множество разных приемов, индивидуальную работу чередовать с парной и групповой. То есть показать все свое мастерство и многообразие освоенных вами технологий.
Очень хорошо, если вы сумели подгадать к теме, которая вам самому особенно нравится. Тогда глаза загорятся не только у детей, но и к вас, и волноваться вы будете меньше. Но это уж как повезет — иногда учитель не может выбрать даже неделю, на которой он проведет урок, не то что дождаться любимой темы.
Анализ физкультурного занятия в старшей группе
Самоанализ физкультурного досуга в старшей группе выглядит следующим образом:
- Определяется факт занятия по физкультуре, фиксируется дата и место проведения (зал или открытый воздух).
- Имена воспитателя и аналитика.
- Фиксируется цель. Для занятий по физкультуре — это развить интерес детей к спорту, накапливать двигательный опыт.
- Задачи: образовательные (развитие двигательного опыта), оздоровительные (например, упражнения на гимнастической стенке, обучение технике прыжков с разбега и т. д.), воспитательные (обучение командному взаимодействию, формирование навыка самостоятельного деления на группы, воспитание дисциплины, концентрации).
Анализ программы развития ДОУ в соответствии с ФГОС проводится
- Соответствие реального содержания предоставленному плану-конспекту.
- Соблюдение техники безопасности.
- Соответствие требованиям (время — 30 минут).
- Структура занятия.
- Выполнение порядка (построение в шеренгу, согласованность движений при ходьбе, техника бега).
- Заинтересованность детей.
- Рекомендации.
К сведению! Для анализа физкультурного занятия в ДОУ по ФГОС, образец всегда можно найти в сети.
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке
План заполнения:
- Тема и тип занятия.
- Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
- Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
- Характеристика места занятия и группы.
- Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
- Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
- Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
- Что получилось.
- Что не получилось.
Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.
Ход урока
Основная часть конспекта – подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:
- Организационный момент. Любой урок начинается именно с него. В организационный момент входит занятие учениками своих мест, приветствие, выявление отсутствующих, запись даты.
- Проверка домашнего задания. Данная часть урока не всегда актуальна. К примеру, на уроках усвоения новых знаний и умений, контрольных занятиях домашняя работа не проверяется. К основным вариантам проверки относится: устный опрос, работа у доски, с карточками или тестами.
- Актуализация полученных ранее знаний проводится в виде беседы.
- Подготовить учеников к новому материалу следует объявлением цели и задачи урока, а также его темы. Сделать это можно с помощью загадок и ребусов, кроссвордов, задать проблемный вопрос.
- Основная часть урока.
- Подведение итогов или рефлексия. Итоги работы подразумевают наличие выводов, вопросов по материалу, оценивание учеников.
Основная часть урока делится на несколько пунктов:
- Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.
- Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )