-
Краткосрочный план урока
Раздел 2. Праздники, обычаи и традиции. |
Школа: NIS ФМН г.Актобе |
||||
Дата: 26.09.2016 |
ФИО учителя: Усенбаева Г.К. |
||||
Класс: 9А |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||
Тема урока |
Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
||||
Лексическая тема |
Фольклор. Легенды казахского народа. |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
Ч3 формулировать проблемные вопросы, отражающие личную оценку прочитанного текста |
||||
Цели урока |
Учащиеся смогут:
|
||||
Критерии успеха |
Учащийся достиг цели, если
|
||||
Привитие ценностей |
Мәнгілік ел: содействие проявлению чувства гордости по отношению к истории, настоящему, будущему независимого Казахстана Школьные ценности: обучение на протяжении всей жизни, ответственность, уважение, честность, трехъязычие, сотрудничество, толерантность, здоровье. Глобальный гражданин – это человек, который знает, что он / она является частью мира и имеет обязанности по отношению к другим людям на основе уважения прав человека,без дискриминации и на разнообразии. Глобальный гражданин работает в направлении улучшения мира, участвуя в мировых делах путем обмена знаниями и делая позитивные перемены. Глобальные граждане несут ответственность перед мировым сообществом и улучшают себя для того, чтобы сделать общество лучше. |
||||
Межпредметные связи |
История Казахстана, казахский язык |
||||
Навыки использования ИКТ |
Поиск информации |
||||
Предварительные знания |
Учащиеся имеют представления о жанрах и о типах и видах вопросов. |
||||
Ход урока |
|||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||
Начало урока 5-7 мин |
Учащиеся делятся своими мыслями о следующем высказывании “Умный вопрос — уже половина знаний” (Ф.Бэкон)
|
Презентация |
|||
Середина урока |
Какие виды вопросов вы знаете? Из чего рождается вопрос? Учащиеся смотрят слайдовую презентацию, в которой предоставлен материал о видах вопросов, шаблоны вопросов. Продуктивные вопросы (специальные): • можно ли считать (то-то) верным? • какие выводы можно сделать из…? • каковы мотивы поступков героя (-ев)? • вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы (разделительные): • если известно…, то …? • если …, то почему …? • … или ….?
Рефлексия по лексической теме: Какой вывод можно сделать при виде следующей композиции?
|
Приложение 1, 2, 3 |
|||
Конец урока |
Рефлексия по цели обучения: Что сложнее, сформулировать проблемный вопрос или ответить на него? Возможно, у вас есть и другой ответ. Учащиеся стикерами заполняют таблицу Примечание: если большинство учащихся заполнят графу «другое», то учитель делает вывод о том, что учащиеся владеют навыками мышления высокого уровня, так как «умный вопрос» предполагает «умный ответ»
Д/з: подготовиться по теме «Традиции и обычаи: прошлое и настоящее» |
||||
Дифференциация была выражена в подборе текстов. Ожидается, что способные учащиеся справятся как с формулированием вопросов, так и ответов. Менее способным учащимся необходимо оказывать помощь в поиске в текстах моментов, на основе которых можно составить проблемные вопросы, в этом могут помочь более способные учащиеся. |
Для оценивания достижения учащимися цели обучения использую шаблоны проблемных вопросов. Учащиеся на уроке научились формулировать проблемные вопросы и отвечать на такие вопросы, также научились оценивать степень сложности вопросов, редактировать их. |
После сложного и активного этапа и работы учащиеся закрывают глаза и расслабляются по мелодичную музыку. |
|||
Рефлексия по уроку Цели урока были реалистичными, достижимыми всеми учащимися, так как оказывалась своевременная помощь и учителем и учащимися друг другу. Дифференциация на уроке была проведена правильно. Временные этапы урока выдержаны. Отступлений от плана урока не было. |
|||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: этап формулирования вопросов 2: этап оценивания составленных вопросов Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: этап рефлексии по лексической теме получился бы еще эффективнее, если бы учащиеся знали более детально об устном народном творчестве. 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Учащимся М, А и Т необходима помощь в правильном построении вопросительных предложений. |
- Приложение 1
- Легенда о Толагае
- Жили когда-то в степях Сарыарки несколько кочевых племен. Всего у них было вдоволь, были они счастливы. И поскольку все у них было, эти люди так и говорили: «Всего у нас достаточно, все у нас есть, вот только одного у нас нет. Нет у нас батыра, который мог бы защитить нас, наше благополучие и наше богатство». И вот в одной семье родился ребенок с золотым хохолком на голове. Увидев, что мальчик этот необычный, собрался весь народ и затеял великий пир по случаю рождения своего батыра.
- Мальчик рос не по дням, а по часам и через некоторое время стал настоящим богатырем. Его родственники, чтобы не сглазить его, стали называть его не собственным именем, а придуманным – Толагай. Так за ним это имя и утвердилось.
- В один год перестали идти дожди, жара высушила землю. Бедствие, обрушившееся на людей, заставило задуматься и Толагая. И тогда обратился он за советом к старцу по имени Дана.
- Старец Дана ему сказал: «Дорогой Толагай, мы живем на открытой местности, рядом с нами нет гор, вокруг которых останавливались бы тучи. Поэтому и дождей у нас нет».
- На это Толагай сказал: «Дедушка, если вы разрешите, я пойду и принесу на своей спине такую гору. Можно так сделать? » Тогда старик сказал: «Свет моих очей, Толагай, ты думаешь о своей родной земле, о своем народе, переживаешь за них! Нелегко принести на спине гору. И, тем не менее, на юге есть огромные горы Алатау, и там есть у них свой старец. Сходи, попроси у него разрешения!» И Дана благословил Толагая, пожелав ему доброго пути.
Отправился Толагай к горам Алатау, дошел до Великих гор и приветствовал их: «Мир Вашему дому!» И изложил он тут горам свою просьбу. Древние горы Алатау выслушали его, оказали ему почет, поняли и, выполняя его просьбу, положили ему на плечи молодую гору, совсем еще ребенка среди гор. И вот пошел Толагай, неся на себе гору, поначалу шел он легко, но через некоторое время тяжесть горы стала сказываться, ослабел Толагай. Прошло много времени, пока батыр медленно шел к себе домой, осторожно неся на плечах молодую гору. Очень устал Толагай, едва добрался до края родной земли, как упал и заснул, а гора, которую он нес на плечах, так и придавила его.
- Вот с того дня, говорят, Толагай спит под горой. Спит до сих пор. А маленькая гора-ребенок, которую принес батыр, с годами выросла, да так и называется – Толагай.
- Приложение 2
Ер-тостик В далекие годы жил на свете скотовод Ерназар. Счастливо жил старик. Имел он восемь сыновей, восемь помощников. Но вот случился в степи большой джут. Погнали казахи скот в благополучный край, где не было голода. Вместе с ними откочевали и восемь сыновей Ерназара. А сам Ерназар со своей старухой остался дома. Пищей он запасся на целый год. Надеялся старик на родной земле пережить голодное время. Прошло двенадцать месяцев. Не вернулись сыновья к отцу и никаких известий о себе не прислали. Кончился запас пищи у Ерназара. Стали голодать они со старухой. Сильно ослабели они. Едва держались на ногах. Вот встала однажды вечером старуха с постели, открыла тундук. Посмотрел Ерназар и увидел: висит на веревочке лошадиный тостик. Обрадовался старик, говорит: — Свари его поскорее! Сварила старуха тостик. Съели они его, насытились, окрепли. Через девять месяцев родила старуха сына. Назвали его Тостиком. Не по дням, а по часам рос малыш. Прошел один месяц, а все его принимают за годовалого. Прошел год, а Тостику уже дают пятнадцать лет. Такой он был рослый и здоровый — настоящий батыр. Никто не мог побороть его. И никто не умел так метко стрелять из лука, как стрелял Тостик. Вот скачет жигит на лошади и держит двумя пальцами кольцо. Прицелится Тостик из лука — и стрела легко пройдет через колечко. Хорошо было иметь такого сына! Пойдет Тостик на охоту, настреляет диких коз и птиц, принесет домой много мяса. Сытно жили его родители. Увидел однажды Тостик чижика. Поднял он лук и отшиб птичке крыло. Запрыгал чижик с одним крылом по траве. Бежит Тостик за ним вдогонку. Заскочила птичка в юрту, Тостик за ней. Видит, сидит старуха и прядет. Чижик перескочил пряжу, а Тостик задел и оборвал несколько ниток. — Ах ты, бездельник! — закричала сердито старуха. Порвал мне пряжу! Чем болтаться попусту, лучше разыскал бы своих непутевых братьев, бросивших отца. Ничего не ответил Тостик старухе. Не знал он о том, что у него есть братья. Никогда ему не говорили о них родители. Вернулся Тостик домой. Заметила мать, что сын чем-то озадачен и спрашивает:
- — Что с тобой, сынок? С кем ты поссорился? Рассказал Тостик о встрече со старухой.
- — Разве правда, что у меня есть братья?
— Врет пустоголовая старуха!—говорит мать.— Нет у тебя никаких братьев. Поверил сын ее словам и успокоился. Прошло несколько дней. Играл Тостик в бабки с мальчишками и нечаянно ударил сына старухи. Пуще прежнего обозлилась она. Стала ругать Тостика: — Смерть бы тебя задавила, окаянного! Силу девать тебе некуда. Пошел бы лучше да поискал кости своих пропавших братьев. Еще сильнее призадумался Тостик. Опять спрашивает свою мать о братьях. Молчит она, словно воды в рот набрала.
Ф.И. учащегося __________________ Класс _________ Дата _________
Цель обучения |
Ч3. Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
Навык |
Чтение |
Критерии успеха |
|
Учащийся достиг цели обучения, если умеет формулировать проблемные вопросы по прочитанному; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного |
Задание 1. Сформулируйте один продуктивный вопрос по тексту.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание 2. Запишите свой ответ по содержанию прочитанного
-
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Ф.И. учащегося __________________ Класс _________ Дата _________
Цель обучения |
Ч3. Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
Навык |
Чтение |
Критерии успеха |
|
Учащийся достиг цели обучения, если умеет формулировать проблемные вопросы по прочитанному; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного |
Задание 1. Сформулируйте один продуктивный вопрос по тексту.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание 2. Запишите свой ответ по содержанию прочитанного
-
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
- Простые вопросы.
- Уточняющие вопросы.
- Вопросы-интерпретации.
- Оценивающие вопросы.
- Творческие вопросы.
- Практические вопросы.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
- 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
- 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
- 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
- «То есть ты говоришь, что…?»
- «Если я правильно понял, то …?»
- «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
- Повторяют сказанное слишком подробно и дословно. Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение.
- Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
- Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз
- Некоторые используют негативные мимику и жесты. Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем ее ценность для нас.
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
Например:
- «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
- «Как ты относишься к этому герою?»
- «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
- Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идет о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
- Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.
- Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.
- Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.
- Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
- Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос.
- Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
- Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
- После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
- В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
- За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Источники:
- http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf
- http://festival.1september.ru/articles/625679/
Просмотров: 46614
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Содержание
- Что такое Ромашка Блума
- Шесть лепестков – шесть вопросов
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы
- Творческие вопросы
- Практические вопросы
- Оценочные вопросы
- Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
- Когда вопросы-интерпретации актуальны?
- Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
- Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
- Шаблон Ромашки Блума
- Заключение
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
- Знание – простые вопросы;
- Понимание – уточняющие;
- Применение – практические;
- Анализ – интерпретационные;
- Синтез – творческие;
- Оценка – оценочные.
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
- когнитивная («знаю»);
- психомоторная («творю»);
- аффективная («умею»).
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
- «Вы имели ввиду, что …?»;
- «То есть ты говоришь, что …?»;
- «Можно ли считать, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
- «Что могло бы измениться …?»;
- «Придумай, что случится, если …?»;
- «Какие события произойдут в рассказе после …?».
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
- «Предложи, что можно сделать из …?»;
- «Где еще можно использовать …?»;
- «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
- «Поделись, как ты относишься к …?»;
- «Почему это хорошо, а не плохо?»;
- «Как определить, каким образом лучше поступить?».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
- Простые.
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
- Уточняющие.
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
- Интерпретационные.
Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?
- Творческие.
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
- Практические.
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
- Оценочные.
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
- Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
- Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
- Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
- Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
- Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
- Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку КСК «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»
Презентация по русскому языку КСК «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов
- Сейчас обучается 150 человек из 48 регионов
- Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
КСК «Работа с текстом. Учимся задавать вопросы»
…Умный вопрос – уже добрая
половина дела
Ф. Бекон
Участники: учащиеся 6-х классов.
Ведущие: Котельникова И.В. -
2 слайд
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Алисон Кинг -
3 слайд
Результат курса
составлять «тонкие и толстые» вопросы по прочитанному тексту.
Определять тип вопроса.
Выстраивать ответ на поставленный вопрос. -
4 слайд
Содержание занятий курса
Вводное. Входная диагностика.
Знакомство с разными типами вопросов;
Учимся задавать вопросы;
Контрольное занятие. -
5 слайд
Толстые и тонкие вопросы
ТОНКИЕ ?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
ТОЛСТЫЕ ?
Дайте 3 объяснения, почему…?
Почему Вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…? -
6 слайд
Придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет определить глубину овладения материалом.Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей, способствует обогащению словарного запаса.
Внимание уделяется анализу составленных вопросов (“тонких” и “толстых”).
Ромашка вопросов
6 -
7 слайд
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно- следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.Вопрос к тексту
7 -
8 слайд
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
(простые)
ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ
Какие события описываются, проигрываются (в статье, рассказе, документе, инсценировке…)
Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова).
Перечислите основных участников событий.
Назовите этапы события.
Назовите действия участников ситуации. -
9 слайд
ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ
I. Вопросы на анализ
В чём причины?
Каковы последствия?
Что послужило толчком к событиям?
II. Вопросы на обобщение
Каковы итоги?
Какой вывод можно сделать?
Дайте общую оценку.
III. Вопросы на прогнозирование
Как вы думаете, что будет, если…? -
10 слайд
Учитель загадывает нечто (предмет, литературного или исторического персонажа и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: ” да”, “нет”, “и да, и нет”.
После игры обязательное краткое обсуждение:
Какие вопросы были сильными?
Какие – слабыми и почему?
Да-нетка -
11 слайд
Объект оценивания
Самостоятельно сформулированные «тонкие и толстые» вопросы. -
12 слайд
Критерии оценки
Показатели:1.Наличие различных типов вопросов.
2.Самостоятельность.
3.Доступность вопросов для понимания собеседника.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 898 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 05.02.2017
- 698
- 2
- 05.02.2017
- 1395
- 6
- 05.02.2017
- 503
- 1
Рейтинг:
4 из 5
- 05.02.2017
- 1958
- 3
Рейтинг:
5 из 5
- 05.02.2017
- 3682
- 9
- 05.02.2017
- 721
- 0
- 05.02.2017
- 1043
- 9
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Котельникова Ирина Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 4539
-
Всего материалов:
5
Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя, их формирование и развитие имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации).
Во-вторых, проблемы при подготовке к ВПР, ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки.
В-третьих, результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют проблемы в формировании функциональной грамотности, направлениями являются: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность.
Результаты Российской Федерации в исследовании PISA
Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) |
|||||||
Направление исследования |
PISA-2000 |
PISA-2003 |
PISA-2006 |
PISA-2009 |
PISA-2012 |
PISA-2015 |
PISA-2018 |
Естественнонаучная грамотность |
26 |
24 |
35 |
39 |
37 |
32 |
33 |
Математическая грамотность |
22 |
29 |
34 |
38 |
34 |
23 |
30 |
Читательская грамотность |
7 |
32 |
39 |
43 |
42 |
26 |
31 |
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.
Особенности организации смыслового чтения
Этапы формирования умений смыслового чтения |
Смысло-ориентирующий |
Содержательно-смысловой |
Рефлексивно-личностный |
Основные приемы организации учебной деятельности |
Поиск, выявление, сопоставление информации |
Обобщение, интерпретация, преобразование информации |
Оценка и использование информации для решения практико-ориентированных задач |
Основные умения смыслового чтения |
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде; |
Выделять главную мысль отдельных частей текста; |
Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации; |
Результаты смыслового чтения |
Общая ориентация в тексте |
Глубокое понимание текста |
Применение полученной информации в практической деятельности |
Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.
1. Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») в сочетании с чтением с остановками
Этот прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора.
Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему.
Главное, чему учит этот прием – не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема.
Пробуждение семени возможно лишь в благоприятных условиях
Выскажи предположение, почему это так.
Чтобы проверить своё предположение, прочитай текст, ведя диалог с автором:
- В – задай вопрос к тексту;
- О – спрогнозируй ответ;
- П – проверь себя по тексту.
После чтения текста сделай вывод по проблеме.
Семенам растений в странах с морозной зимой нужно провести в холоде длительный срок, чтобы стать способными прорастать в тепле и сырости.
(В – Интересно, почему этот период необходим?) (О – Попытайся предположить.)
Этот период называют периодом покоя. Если бы семена прорастали после кратковременного охлаждения, то они могли бы прорасти в зимнюю оттепель и погибнуть.
Тепло после долгой зимы – сигнал к началу роста.
(П – Нашёл ответ на свой вопрос?)
Семенам растений засушливых краёв нужно, чтобы вода вымыла из их кожуры вещества, препятствующие прорастанию.
(В – Почему это необходимо?) (О – Попытайся предположить.)
Исчезновение таких веществ в семени сообщает зародышу о том, что воды в почве достаточно.
(П – Нашёл ответ на свой вопрос?)
У видов, семена которых созревают задолго до наступления неблагоприятного сезона, периода покоя нет, и семена могут прорасти, как только окажутся в тепле и сырости.
(В – Почему это так?) (О – Попытайся ответить самостоятельно.)
В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блума (так называемую «Ромашку Блума), в которой используется 6 типов вопросов:
1) Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
2) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если я правильно понял, то …», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4) Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось, если бы…?»
5) Практические вопросы. Они направлены на установление связи между теорией и практикой. «Где в обычной жизни можно наблюдать явление…»
6) Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев, почему то или иное явление плохо или хорошо.
Вопросы |
Примеры |
Простые вопросы |
Сколько камер в сердце? |
Уточняющие вопросы |
Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? |
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) |
Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. |
Оценочные вопросы (сравнение) |
Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? |
Творческие вопросы |
Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните, почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? |
Практические вопросы |
Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. |
2. Постановка вопроса-предположения
Это вопросы типа: «А не потому ли.., что?», «Может быть, это объясняется тем, что…?» и т.п. Вопросы-предположения – это такой прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос читатель не нашел готового ответа, но уловил в тексте намек или косвенное указание на возможный ответ.
3. Антиципация содержания, или предвосхищение того, что именно будет сказано дальше.
4. Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.
5. Критический анализ – самая высокая ступень осмысления текста, которая находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или несогласия и отстаивании своей точки зрения.
6. Приём составления плана (в том числе – вопросного) или тезисов текста
План есть перечисление всех текстовых субъектов текста (т.е. тем). Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста.
7. Прием составления граф-схемы, опорного сигнала (перекодировка информации на язык образов, более доступный детскому).
Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п.
Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.
8. Прием составления сводных таблиц. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста
9. Приём комментированияпредставляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение, и выводы по тексту.
10. Использование в работе с текстом приёмов технологий критического мышления.
Прием «Установите соответствие»
Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте.
Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).
Прием «Составь задание»
Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.
Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд. При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания, чаще всего дают закончить дома. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.
Прием «Восстанови текст»
Цель: понимать информацию, анализировать, делать выводы.
Тема: «Виды корней и типы корневых систем»
Вставьте пропущенные по смыслу слова.
А) Каждое растение имеет множество корней. Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называют __________.
Б) Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.
В) От главного и придаточного корней отходят корни __________.
Г) Все корни одного растения образуют _________ ____________.
Д) Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.
Е) Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____.
Ж) Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано отмирает, называют ________.
Прием «Опиши по плану»
Цель: Самостоятельно конструировать информацию.
Задание: Опишите ландыш по плану:
План описания:
1. Жизненная форма растения.
2. Тип корневой системы.
3. Стебель (форма и опушение).
4. Листорасположение.
5. Лист:
а) черешковый, сидячий;
б) наличие прилистников;
в) простой или сложный;
г) жилкование.
6. Тип соцветия.
7. Характеристика цветка.
8. Формула цветка.
Прием «Инсерт»
Цель: сформировать умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.
Учащимся предлагается текст, работая с которым, они помечают на полях условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.
- V «Эта информация мне уже известна»;
- + «Новые факты для меня»;
- – «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
- ? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Прием «Деформированный текст»
Цель: формирование умения выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:
1) количество предложений должно быть небольшим
2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений
Найдите ошибки в тексте и исправьте их
1) В круговороте веществ в биосфере принимают участие растения и животные, которые осуществляют фотосинтез и дыхание.
2) В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород.
3) В процессе дыхания животные используют кислород, а растения – углекислый газ.
4) Фотосинтез у растений протекает в 2 фазы: световую и темновую.
5) В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды и синтез глюкозы.
6) В темновой фазе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность
Выбери номер правильного утверждения:
1. Основная функция корня – минеральное питание растения.
2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом.
3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества.
4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют.
5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей поверхности корня.
Прием «Исключение»
Даются слова: камбий, древесина, прилистник, сердцевина.
Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор
Прием «Определи тему и цель»
Из предложенного текста обучающиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока.
Антошка: На кухне хранится фасоль, и уже второй год она не прорастает – значит, семена фасоли мёртвые.
Биолог: Семена могут не прорастать и по другим причинам.
Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Мозговой штурм
Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Прием «Черный ящик»
О каком органе идет речь?
Располагается в грудной полости.
Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме.
Масса органа у взрослого человека 300 гр.
Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард.
Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков.
Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т.д.
Прием «Кластер»
Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Я записываю тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулируем и записываем вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
«Толстые» вопросы:
– В чём выражается усложнение организации кишечнополостных по сравнению с простейшими?
– Почему обрезку деревьев нежелательно проводить весной?
Прием «Синвейн»
Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:
- первая строка – тема;
- вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;
- третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;
- четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;
- пятая строка – слово – синоним к теме синквейна.
1) Млекопитающие.
Сумчатые, плацентарные.
Рождаются, живут, умирают.
Широко распространены во всем мире.
Животное.
2) Растения.
Зеленые, фотосинтезирующие.
Выделяют, дышат, создают.
Растения насыщают атмосферу кислородом.
Польза.
При сформированных приемах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста, отсутствия в тексте объяснения или ответа на возникший вопрос, контролируют себя. У них лучше работают память, воображение. Обнаруживаются кроме познавательных и мотивационные компоненты: переживаемое читателями желание найти решение вопроса, намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом.
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991
- 4 Ковалёва Г.С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. – М.: Логос, 2004.
- Мишакова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии – Оренбуг 2013
- Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011. – с.40.
- Сапа А.В. «Формирование навыков смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования» // Эксперимент и инновации в школе 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: 2011.
- https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/