Как составить оценочный лист по фгос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тыловайская средняя общеобразовательная школа»

Оценочный лист

один из приемов

формирующего оценивания

результатов обучающихся

в условиях реализации ФГОС

(выступление на методсеминаре)

Подготовил: заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

Хохрякова Елена Николаевна

Тыловай, 2017 г

Добрый день!

Всем нам хотелось бы видеть в классе только отличников, ударников. Для этого используем различные технологии, формы, методы и приемы, но на контрольных работах результаты совсем не такие, какие ожидали. Далее просим помощи у родителей: «Ваш ребенок получил «3» или «2» за контрольную работу, позанимайтесь, пожалуйста, с ним».

Реакция родителей:

Первый вариант ответа: «Мы уже забыли, ничего не помним.» Результат: отрицательный.

Второй вариант: «Хорошо, будем заниматься.» (Повезло, если родители грамотные). Результат: чаще всего отрицательный. Причина в том, что наши родители занимались не тем, чем требовалось бы.

Вывод: тема детьми не понята, уроки не выучены. Проблема осталась.

Эта проблема привела меня к выбору темы для самообразования «Формирующее оценивание результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС».

В первую очередь обратилась к Федеральному государственному образовательному стандарту, который говорит, что «…оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.

Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

Текущая оценка, которая представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета, может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении, а также служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу1.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, которое фиксирует отношение обучающихся к себе как к субъекту, и действие оценки, которое позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.

Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат.

Кто оценивает в школе? Учитель.

Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает ее со своей и соглашается или нет!

Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребенку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на нее совершенно другими глазами, он начинает ее видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных
способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его
саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в
самостимуляции.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

ü умение перед началом работы спланировать ее;
ü умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности;
ü умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля;
ü умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаковосимволическим изображением;
ü умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Для процедуры оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы по предмету является оценочный лист.

Вы уже многие представляете, что это такое, частично уже применяете его в своей практике.

Оценочные листы могут быть составлены на одно какое-то задание, упражнение, задачу, чтение текста, стихотворения, раздела и т.д.

Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения:
— рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах),
— выработка критериев,
— выполнение самой работы,
— оценка обучающимися своей работы по заданным критериям,
— проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ обучающихся,
— соотнесение оценки учителя и оценки обучающихся,
— обнаружение расхождений в оценке.

Дорогие учителя, а сейчас на некоторое время окажемся в роли ученика 3 класса.

Цель сегодняшнего занятия: знакомство с алгоритмом составления оценочных листов, как одного из приемов технологии формирующего оценивания.

Мини- урок.

1-й урок.

Учитель: Ребята, нам предстоит изучить раздел «Имя существительное как часть речи».

Открываем учебник на стр. 8 – 60. На это нам дается 8 уроков: 6 на изучение, на 7 уроке мы напишем проверочную работу, на 8-м проведем работу над ошибками.

Урок начнем с изучения проверочной работы. Найдите проверочную работу № 8.

Возьмите оценочные листы, подпишите его. Далее прописаны умения, которые мы должны выполнить на проверочной работе. Вот такая работа нас ожидает к концу изучения раздела.

1 строка первичное оценивание. На первой строке у нас будут первоначальные знания.

2 строка (может быть несколько строк) – текущее оценивание.

3 строка – проверочная работа, тематическое оценивание.

1 задание – проверяем базовые знания по теме, т. е. определение. Ученики читают вслух, ставят «+» или «-» в 1 графе. Может, кто-то уже может себя оценить, поставьте «+», вы это уже знаете, не изучив еще тему.

2 задание. Проверяем умение отличать имена существительные от других частей речи. Вновь делаем отметку в оценочном листе.

3 задание. Проверяем умение определять признаки имен существительных. Ставим нужный знак.

4 задание. Проверяем умение образовывать имена существительные. Вернемся к оценочным листам.

5 задание. Проверяем умение разбирать имена существительные. Оценили себя.

6 задание. Проверяем речевые умения. Ставим отметку.

2 – 6 уроки.

В конце каждого урока подводим итог – Вернемся к нашим оценочным листам. Какие умения мы сегодня приобрели. Поставьте «+» или «-».

В течение этих уроков идет изучение тем, приобретение данных знаний и умений, учитель анализирует работы обучающихся по оценочным листам, организует дифференцированную работу. Реализуется формирующее оценивание.

Перед проверочной работой обучающиеся сдают оценочные листы учителю.

7 урок

Проверочная работа

Учитель проверяет, оценивает проверочную работу. В оценочном листе на последней строке ставит «+» или «-» за каждое умение, выставляется итоговая отметка в столбе «проверочная работа».

Вводит данные в свой анализ, оценочный лист, который будет опорой для учителя в анализе работ детей на следующем уроке.

Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи» обучающихся 3 класса. Дата _________

Ф.И.

ученика

Знание опреде

лений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

2

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

4

+

+

+

3

8 урок.

Работа над ошибками

Учитель: мы с вами написали проверочную работу. Проанализируем наши работы.

Кто подтвердил свои текущие отметки. «5». Для вас самостоятельная работа творческого характера.

Далее рассматриваем работы тех детей, у которых «4», после анализа даем самостоятельную работу творческого характера.

Детальный анализ работ обучающихся, которые получили «3» или «2», по каждому умению, выполнение подобных заданий и дополнительная самостоятельная работа.

Исправленные «2» и «3» ставим в графе «Работа над ошибками».

Ф.И. ученика

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

+

2

3

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

4

+

+

+

3

5

Оценка индивидуального продвижения через оценочные листы, диагностические работы, одна из факторов достижения планируемых результатов.

Оцениваем устные, письменные работы детей, регулярно выставляем отметки в дневники, так как каждый ребенок и родитель желают знать успехи, конкретизируем неудовлетворительные отметки. Родителям и детям по оценочным листам легче определить причины неудовлетворительных отметок, учителю – работу над ошибками.

Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются
положительные результаты работы по формированию самооценки младшего
школьника:
ü осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
ü в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их
деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
ü уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
ü умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я»;
ü повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном.

Спасибо за внимание!

Приложение 1

Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»

Ф.И.О. _________________ Класс_____________

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

____________________________________________________________

Оценочный лист по разделу «Имя существительное как часть речи»

Ф.И.О. _________________ Класс_____________

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

____________________________________________________________

Оценочный лист обучающихся 3 класса по русскому языку

(для учителя)

Ф.И.

ученика

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

+

2

3

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

4

+

+

+

3

5

__________________________________________

Оценочный лист обучающихся 3 класса по русскому языку

(для учителя)

Ф.И.

ученика

Знание определений

Умение отличать существительные от других частей речи

Умение определять признаки имен существительных

Умение образовывать имена существительные

Умение разбирать имена существительные по составу

Речевые умения

Проверочная работа

Работа над ошибками

+

2

3

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

4

+

+

+

3

5

Приложение 2

Правила оценочной безопасности

vНе скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто достаточно
улыбки, одобрительного кивка и т.п.).
vХвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» продуктивней сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».
v«На ложку дегтя – бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Не обязательно сообщать ученику о его чудовищном неуспехе: «При чтении ты переврал восемь слов!» Гораздо здоровее оценка успеха: «В этом рассказике 20 слов. Ты прочитал верно, 12 слов. Победа уже близка!»
vСтавить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания:
«Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней
установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – только
пять. Если завтра ты пропустишь четыре, а послезавтра – три, то к пятнице ты напишешь диктант без ошибок!»
v«За двумя зайцами…». Не надо перед маленьким школьником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
vФормула «опять ты НЕ…» – верный способ выращивания НЕудачника

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

ü умение перед началом работы спланировать ее;
ü умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися
условиями деятельности;
ü умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы
контроля;
ü умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаковосимволическим изображением;
ü умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

1Накопленная оценка рассматривается как способ фиксации освоения учащимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует достижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, б) метапредметных и частично –личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонстрированных в ходе внутришкольных мониторингов и в) той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отражённых в портфолио, которая свидетельствует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов.

Критерии

Показатели

Возможные баллы (0–3)

Оценка эксперта

Примечания

1. Организация мотивации обучающихся

Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в      
содержании урока

0

3

Учитель использует приемы  создания условий для возникновения
внутренней потребности включения в деятельность

На этом этапе актуализации знаний обучающиеся воспроизвели
знания, умения и навыки для построения нового способа действий.
Самостоятельно выполняли  задание на применение нового знания. Для выявления
затруднений использовалась индивидуальная работа по карточкам. В ходе диалога
ученики определили, какое именно затруднение и причины.  Сформулировали цель
действий, которая  поможет устранить затруднения, план действия по выполнению
нового задания.

Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся
осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной
ситуации

1

Воздействие
на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их
учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с
использованием различных приёмов

2

Воздействие
на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный
субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней
потребности          обучающихся в учебной деятельности

3

2.Организация процесса целеполагания

Процесс
организации целеполагания отсутствует на уроке

0

3

Учитель создает условия для формулировки обучающимися цели и
поставленных задач:

1.Ведет побуждающий диалог.

2.Организует фронтальный опрос с целью контроля
за осмыслением обучающимися учебных задач.

3. Фиксирует предложения обучающихся.

Учебные цели способствуют формированию и развитию УУД
обучающихся.

Формулирование
целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям
языке и в них отражен конечный результат

1

Процесс
целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с
учителем формулируют и фиксируют учебные цели

2

Учебные
цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом
субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают
формирование и/или развитие УУД.Учитель использует приемы, помогающие
удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока.

3

3.Организация планирования деятельности по достижению учебной
цели

Планирование
деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует

0

3

Для достижения целей урока осуществляет
планирование деятельности обучающихся.

Создает  условия для самостоятельного выбора обучащимися способов решения учебных
задач.

1.Побуждает к поиску собственного плана
решения. (Работа в группах)

2. Консультирует по необходимости

Планирование
деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием
урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в
готовом виде, но его понимание не организуется.

1

План
деятельности по достижению цели составляется в     процессе фронтальной
работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися
составленного плана

2

Планирование
деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной
работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и
правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных
возможностей.

3

4. Работа с источниками информации

Отсутствуют
задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию
работы с учебником)

0

3

Учитель организует групповую самостоятельную работу обучающихся
с различными источниками информации.

1.Интерактивная презентация

2.Работа с дополнительными источниками (информация, связанная с
числом 19).

3.Работа с литературой, в которой представлены математические
данные (фиксируют прочитанный материал в виде схемы)

Представлены задания на организацию фронтальной работы
с различными источниками информации под непосредственным руководством
учителя. Задания, связанные с работой
с информацией,
ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся

1

Задания,
связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и
на продуктивную деятельность обучающихся.

2

Представлены
задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные
с самостоятельным   поиском и обработкой информации, ориентированные в
большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.

3

5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности

Организация
учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах
на уроке не предусмотрена

0

3

С целью прочного и осмысленного усвоения
учебного материала учитель применяет индивидуальные и групповые формы
взаимодействия. При организации групповых форм взаимодействия были учтены
возрастные и индивидуальные особенности класса. В ходе групповой работы,
применялись дифференцированные тренировочные занятия. Данные формы
соответствовали дидактической задаче  урока.

Предложенные задания
использовались целесообразно.

В
содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной
деятельности учащихся, изредка    используются приёмы организации учебного
сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы
не прописаны

1

В
содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах
и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить
инициативу, активность, самостоятельность

2

На
уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и
индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая
целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами  
образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного
класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных
компонентов        организации работы в группах самим учащимся

3

6. Организация контроля учебных действий и деятельности

Контроль
деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не
предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися
процесса и результата собственной деятельности

0

3

Организация контрольной деятельности соответствовала целям,
планируемым результатам урока. Были учтены индивидуальные особенности класса.
Обучающиеся самостоятельно определяли критерии предмета контроля. Применялись
индивидуальные, групповые, фронтальные формы контроля. Письменные и устные методы.

Учитель использовал педагогический прием контроля учебных
действий «Волшебные линеечки» (изображение оценочных шкал)

В
содержании урока представлены единичные задания,       направленные на
организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности
самими учащимися

1

Содержание
урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и
результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с
использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств   
контроля (в т.ч. обратной связи)

2

Контрольная
деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными
целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного
класса.

На
протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной
деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся,
предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми

3

7. Организация оценивания достигнутых результатов

Оценка
достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания
на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки
работы         обучающихся на уроке не называются

0

3

Применялись средства развития контрольно-оценочной
самостоятельности обучающихся:

1.Словесная оценка (устная оценка учебных достижений)

В конце урока обучающиеся оценивали себя и свою работу через
вопросы учителя.

2. Оценочные листы предметных умений.

 Учитель использовал различные способы письменной контрольной
деятельности: письменная самопроверка, взаимопроверка.

Преобладает
оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов
самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки
не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер

1

Задания
на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на
протяжении всего урока      (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям,
соответствующих целям/планируемым результатам урока

2

На
протяжении всего урока предусмотрены специальные    задания на организацию
формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным
критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися.
Используются различные приемы и средства   организации оценивания

3

8. Организация рефлексивного осмысления

В
содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной
деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха

0

3

Приемы организации рефлексивной деятельности соответствовали типу
урока,  возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. В начале урока
учитель применил метод «Цепочка пожеланий». Каждый обучающийся обращался с
пожеланиями к себе и другим. На этапе актуализации знаний  каждый обучающийся
смог определить для себя полноту знаний по теме и оценить правильность
выполнения задания. С целью подведения итогов работы и постановкой новых
задач на завершающем этапе урока была проведена эмоциональная и
содержательная рефлексия.

В
содержании урока имеют место единичные задания на    определение смысла
учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин
успеха / неуспеха

1

Содержание
урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной
деятельности,       на понимание своего продвижения, причин успеха /
неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием,
типом урока

2

На протяжении
урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей
деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в
соответствии            с содержанием, типом урока, уровнем развития
учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным
предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам
достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы.
Используются различные приемы и средства организации рефлексии

3

Сумма баллов по 8 критериям

24

Вывод эксперта:
уровень квалификации Горзий Галины Сергеевны по должности «учитель»
соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.

Рекомендации: не
имеет
_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС

ПОО_______________________________________________________________________________________ Группа____________

Дисциплина __________________________________________________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Целеполагание

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев

1

0

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)

2

1

0

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей)

2

1

0

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)

3

2

0

Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)

3

2

0

Всего по разделу

Максимум по разделу

7

Раздел 2. Информационное обеспечение

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели

0

1

Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь)

1

0

Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)

2

1

0

Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников

2

1

0

Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент

2

1

0

Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)

2

1

0

Целесообразность использования ИКТ

2

1

0

Всего по разделу

Максимум по разделу

10

Раздел 3. Организация деятельности учеников

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность

2

1

0

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности

2

1

0

Есть технологическая карта урока

2

1

0

Всего по разделу

6

Раздел 4. Педагогические технологии

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

0

1

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах_________________________________________, _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(подчеркнуть нужное или дописать)

2

1

0

Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие________________________ _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

                                                                                                    )

2

1

0

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

2

1

0

Всего по разделу

7

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки

0

1

Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла

2

1

0

Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

3

2

0

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям

3

2

0

Учитель создает возможности для самооценки  по установленным критериям

3

2

0

Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось/не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

3

2

0

Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение  результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

3

2

0

Всего по разделу

Максимум по разделу

17

Рекомендации по использованию оценочного листа

Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.

Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.

По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).

Раздел 1. Целеполагание

Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель объявляет цель урока

Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика

Если цель урока понятна ученику,  это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников

Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками

Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации

Цели урока диагностичны, измеряемы

Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно  для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки

Раздел 2. Информационное обеспечение

         Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от  репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

На уроке используются традиционные информа-ционные материалы (учеб-ник, рабочая тетрадь)

Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность

На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники)

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой

На уроке используются электронные учебные ма-териалы и ресурсы Интер-нет

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации

Источником информации становятся личные на-блюдения учеников, опыт, эксперимент

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов

На уроке используются материалы разных фор-матов (текст, графика, видео, аудио)

Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям

На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку

Ориентация на решение метапредметных задач обучения

Целесообразность использования ИКТ

Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности

Раздел 3. Организация деятельности учеников

        Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель дает подробные инструкции по выполне-нию заданий или ал-горитмы деятельности, ученики не имеют возмож-ности действовать иначе

Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности

Учитель дает возможность ученикам пробовать раз-ные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность

Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а  не только действий по образцу

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности

Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности)

Есть технологическая кар-та урока

В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников

Раздел 4. Педагогические технологии

Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС, связанными с использованием технологий активного обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Урок в основном строится на репродуктивных техно-логиях и фронтальной ра-боте (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

Такое технологическое решение урока не соответствует требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени отводится для самостоятельной работы учеников, но эта работа носит репродуктивный характер (выполнение однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и иных форм активной познавательной деятельности)

На уроке используются активные технологии обучения: эксперимен-тальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать)

Эти технологии активного обучения способствуют формированию тех образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала

Учитель дает задания, где на предметном содержа-нии формируются мета-предметные умения и компетенции (какие)

Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения, что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских и пр.

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

Урок не является единственной формой образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с внеурочной работой, проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с оценкой и фиксацией  не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель использует толь-ко стандартную 5-бал-льную шкалу оценки

При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения

Учитель использует стан-дартную 5-балльную шка-лу оценки и формулирует критерии выставления балла

Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований ФГОС, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл

Учитель использует фор-мирующее (критериаль-ное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты

Учитель организует вза-имооценку учеников по установленным критериям

Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию

Учитель создает возмож-ности для самооценки  по установленным критериям

Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты

Учитель организует эмо-циональную рефлексию учеников (понравилось/ не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.)

Учитель организует каче-ственную рефлексию уче-ников (достижение  ре-зультата, сложность, поле-зность, взаимодействие и пр.)

Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных)

Л.А.Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина



Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС

Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС

Место работы (полное наименование

учреждения)

МБОУ «____________________»

Должность (преподаваемый предмет)

учитель начальных классов

Имеющаяся квалификационная

категория

Категория, на которую претендует

учитель

1.

Организаци

я мотивации

обучающих

ся

Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в

содержании урока

Учитель

использует

различные

приемы

мотивации

учащихся на

протяжении

всего урока:

1) создание

условий для

использования

личного

субъектного

опыта

учащихся

2) решение

проблемных

ситуаций;

3) работа в

парах.

Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся

осуществляется только на этапе целеполагания через создание

проблемной ситуации

Воздействие на мотивационную сферу личности

обучающихся, развитие их учебнопознавательных мотивов

осуществляется на протяжении всего урока с использованием

различных приёмов

Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих

на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются

условия для возникновения внутренней потребности

обучающихся в учебной деятельности

2.Организац

ия процесса

целеполаган

ия

Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке

В процессе

организации

целеполагания

обучающиеся

вместе с

учителем

формулируют

и фиксируют

учебные цели.

Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом

цели формулируются на понятном детям языке и в них

отражен конечный результат

Процесс целеполагания предполагает активное включение

обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и

фиксируют учебные цели

Учебные цели рождаются в совместной (или

самостоятельной) деятельности с учетом субъективного

опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают

формирование и/или развитие УУД.Учитель использует

приемы, помогающие удерживать учащимся цели

деятельности в течение всего урока.

3.Организац

ия

планирован

ия

деятельност

и по

достижению

учебной

цели

Планирование деятельности по достижению учебной цели на

уроке отсутствует

Планирование

деятельности

осуществлялос

ь в процессе

фронтальной

работы учителя

и учащихся

(повторили

ранее

Планирование деятельности по достижению учебной цели на

уроке подменено планированием урока, или алгоритмом

способа предметного действия, или предложено учителем в

готовом виде, но его понимание не организуется.

План деятельности по достижению цели составляется в

процессе фронтальной работы учащихся и учителя.

Организуется понимание и принятие учащимися

изученный

математически

й материал,

наметили план

работы по

достижению

цели урока)

Планирование деятельности по достижению цели

осуществляется с использованием самостоятельной работы

учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его

полноты и правильности, необходимых средств и этапов его

реализации с учетом реальных возможностей.

4. Работа с

источникам

и

информаци

и

Отсутствуют задания на организацию работы с источниками

информации (в т.ч. на организацию работы с учебником)

Учителем

используются

различные

приёмы работы

с

информацией:

наглядный

материал на

доске;

учебник;

презентация.

Представлены задания на организацию фронтальной работы с

различными источниками информации под непосредственным

руководством учителя. Задания, связанные с работой с

информацией, ориентированы на репродуктивную

деятельность обучающихся

Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы

как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность

обучающихся.

Представлены задания на организацию работы с различными

источниками информации, связанные с самостоятельным

поиском и обработкой информации, ориентированные в

большей мере на продуктивную деятельность обучающихся.

5.

Организаци

я учебного

сотрудничес

тва,

совместной

деятельност

и

Организация учебного сотрудничества и совместной

деятельности обучающихся в малых группах на уроке не

предусмотрена

Учитель

применяет, на

протяжении

всего урока,

вариативность

заданий и

форм:

1) фронта

льная;

2)

индивидуальна

я форма

работы;

3) работа в

парах

(выполнение

заданий на

карточках:

работа с

текстом

задачи,

повторение

состава чисел).

В содержании урока преобладает фронтальная организация

учебнопознавательной деятельности учащихся, изредка

используются приёмы организации учебного сотрудничества

со сверстниками, но задания для организации групповой

работы не прописаны

В содержании урока представлены задания для работы

обучающихся в малых группах и приёмы организации

учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить

инициативу, активность, самостоятельность

На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых,

коллективных и индивидуальные формы взаимодействия

учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность

определяется согласованностью с другими компонентами

образовательного процесса, учетом возрастных особенностей

детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания,

ориентированные на передачу отдельных компонентов

организации работы в группах самим учащимся

6.

Организаци

я контроля

учебных

действий и

деятельност

и

Контроль деятельности учащихся осуществляется только

учителем. В содержании урока не предусмотрены задания,

направленные на организацию контроля учащимися процесса

и результата собственной деятельности

Учитель

использовал

разные виды и

формы

контроля

(устный,

письменный,

текущий;

самоконтроль,

взаимоконтрол

ь). Контролю

учителя

предшествует

контроль

обучающихся.

На протяжении

В содержании урока представлены единичные задания,

направленные на организацию контроля процесса и

результата учебных действий и деятельности самими

учащимися

Содержание урока пронизано заданиями, направленными на

организацию контроля процесса и результата учебных

действий и деятельности самими обучающимися, с

использованием разных форм (самоконтроль,

взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи)

Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с

деятельностными целями/планируемыми результатами урока

и с учетом особенностей конкретного класса.

На протяжении всего урока учитель специально организует

формирование контрольной деятельности обучающихся:

контролю учителя предшествует контроль обучающихся,

предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с

детьми

урока

прослеживаетс

я

организующий

самоконтроль

обучающимися

.

7.

Организаци

я

оценивания

достигнуты

х

результатов

Оценка достигнутых обучающимися результатов

осуществляется только учителем. Задания на участие детей в

оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки

работы обучающихся на уроке не называются

Критерии

оценки работы

на уроке

обучающихся

на уроке

называются.

Задания на

оценивания

достигнутых

результатов

самими

обучающимися

представлены.

Учитель

использует и

средства, и

приёмы

оценивания:

самопроверка,

взаимопроверк

а.

Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на

оценивание достигнутых результатов самими обучающимися

представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки

не определены, или имеют общий, или эмоциональный

характер

Задания на оценивание достигнутых результатов самими

обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока

(самооценка, взаимооценка) по заданным критериям,

соответствующих целям/планируемым результатам урока

На протяжении всего урока предусмотрены специальные

задания на организацию формирования оценочной

деятельности обучающихся по совместно выработанным

критериям: оценке учителя предшествует самооценка

учебных действий учащимися. Используются различные

приемы и средства организации оценивания

8.

Организаци

я

рефлексивн

ого

осмысления

В содержании урока не предусмотрены задания на

определение смысла учебной деятельности для учащегося,

понимание причин успеха / неуспеха

На уроке

использовалась

рефлексия,

построенная по

принципу

вопросответ.

Оценка

(самооценка)

обучающимися

себя на уроке

проводилась

при помощи

смайлов.

В содержании урока имеют место единичные задания на

определение смысла учебной деятельности для учащегося,

понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха

Содержание урока пронизано заданиями на определение

учащимися смысла собственной учебной деятельности,

на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха.

Учитель планирует и организует их в соответствии с

содержанием, типом урока

На протяжении урока предусмотрены задания на

организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее

результатов. Учитель планирует и организует её в

соответствии с содержанием, типом урока, уровнем

развития учащихся. При организации рефлексии внимание

обращается не столько полученным предметным знаниям и

умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам

достижения учебной цели, осознанию возникших

затруднений в ходе работы. Используются различные приемы

и средства организации рефлексии

Сумма баллов по 8 критериям

Рекомендации муниципального эксперта:

_______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод муниципального эксперта: уровень квалификации _____________________ по должности

«учитель» соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.

Муниципальный эксперт: Зыкович Е.В. МБОУ «СОШ 70»

__________________ _______________________________

(подпись) (расшифровка)

Дата проведения занятия 1 февраля 2019 года

С выводом муниципального эксперта ознакомлен (а) ____________________________________

(дата, подпись)

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Вариант 1.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Вариант 2.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

       

При разногласиях я принимаю другое решение

       

Большинство решений предложено мной

       

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

       

Работать в паре труднее, чем одному

       

Мне интереснее и полезнее работать в паре

       

Вариант 3.

Лист самооценки ____________________________________

пп

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

     

2

Выбрать самое основное для сообщения

     

3

Оформить работу

     

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

Почти Без

всё сделали меня

без меня работа бы не

получилась

Вариант 4.

Маршрутный лист самооценки

Оцените работу своей группы.

заданий

Показатель

Самооценка

1.Найдите родственные слова в стихотворении.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

3.Составляем модель

Все работали одинаково

 

Работал только один

 

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

 

4. Приглашаем «родственников» в гости

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

Результат работы группы.

За весь урок

 

«Отличная работа! Молодцы!» –

«Хорошая работа!» –

«Не очень получилось» –

Вариант 5.

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

   

2. Выполнял свои обязанности

   

3. Соблюдал культуру общения

   
 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

– у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Вариант 6.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

     

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

     

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

     

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

     

Вариант 7.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________-

Вариант 8.

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

Вариант 9.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

Вариант 10.

Лист успеха _________________________________________

Пример по теме «Безличные глаголы»

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Значения

       

Формы

       

Личные глаголы в значении безличных

       

Употребление в речи

       

Нахождение в тексте

       

Вывод

 

Вариант 11.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

Вариант 12.

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально и в паре

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания – действия

попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

согласился с большинством при обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

успешно работал в группе

работа в группе принесла удовлетворение

передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

отвечал у доски, применяя новое знание

получил результат схожий с образцом, работая на месте

списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе

8 – 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Вариант 13.

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

     

1 шаг

Повторение пройденного материала

     

2 шаг

Выполнение пробного задания – действия

     

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

     

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

     

5 шаг

Первичное закрепление

     

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

     

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

     

8 – 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

     

Вариант 14.

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Вариант 15.

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу знаю +- сомневаюсь – не могу не знаю

пп

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

   

2

Знаю цель урока

   

3

Знаю план достижения цели

   

4

Могу работать по плану

   

5

Могу хорошо читать текст

   

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

   

7

Сам могу составить вопрос к тексту

   

8

Умею работать в группе

   

9

Могу доказать свои высказывания

   

10

Могу оценить свою работу на уроке

   

11

Могу оценить работу своих товарищей

   

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

   

Вариант 16.

Лист самооценки.

Критерии:

Да + нет –

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

 

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

 

Вариант 17.

Лист самооценки

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

Работал активно, результатом доволен.

Вариант 18.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

             
             

Пример

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

   
           
           
           
           
           

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Вариант 19.

Лист самооценки

Ф.И. ученика___________________________________________


 

 

Вариант 20.

Лист самооценки

Ф.И. ученика___________________________________________


10
9
8

7
6
5
4
3
2
1
0

Вариант 21.

Лист самооценки

Ф.И. ученика ____________________________________

У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).

ПРАВИЛЬНОСТЬ КРАСОТА

8

   

7

   

6

   

5

   

4

   

3

   

2

   

1

   
 

Я

У

8

   

7

   

6

   

5

   

4

   

3

   

2

   

1

   
 

Я

У

– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
– Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько
правильно вы научились писать элементы букв.

– А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.

Вариант 22.

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________

«Дерево роста» есть у каждого ученика.

Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.

Например, «Устная нумерация в пределах 100».
Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке – закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока – закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.
И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.
А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.

 

Вариант 23.

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________


 

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился …

было интересно

было трудно …

могу похвалить себя за то, что …

могу похвалить одноклассников за то, что …

больше всего мне понравилось …

мне показалось важным …

для меня было открытием то, что …

Вариант 24.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. ученика _____________________________________

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я составил вопросы к проекту

     

2. Я проводил исследования

     

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

     

4. Я работал на ПК

     

5. Я активно работал с участниками проекта

     

6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

     

7. Я решал проблемные ситуации

     

8. Я помогал своим одноклассником при решении задач

     

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

     
 

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

Вариант 25.

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________ Класс __________

У каждого ученика листок с двумя шкалами.

 

Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

– Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

Добавить комментарий