Содержание
- Шесть типов вопросов
- Существует шесть типов вопросов.
- Правило «7W» (10-15 минут)
- «Вопросительные слова» (15-20 минут)
- Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
- Что такое Ромашка Блума
- Шесть лепестков – шесть вопросов
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы
- Творческие вопросы
- Практические вопросы
- Оценочные вопросы
- Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
- Когда вопросы-интерпретации актуальны?
- Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
- Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
- Шаблон Ромашки Блума
- Заключение
- Прием “Ромашка Блума”
Шесть типов вопросов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 72-78.
Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы
Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.
К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.
Существует шесть типов вопросов.
Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».
С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.
Правило «7W» (10-15 минут)
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)
«Вопросительные слова» (15-20 минут)
КАКОЙ. КАКАЯ ________________________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?
Источник
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Источник
Прием “Ромашка Блума”
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Источник
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
- Простые вопросы.
- Уточняющие вопросы.
- Вопросы-интерпретации.
- Оценивающие вопросы.
- Творческие вопросы.
- Практические вопросы.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
- 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
- 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
- 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
- «То есть ты говоришь, что…?»
- «Если я правильно понял, то …?»
- «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
- Повторяют сказанное слишком подробно и дословно. Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение.
- Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
- Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз
- Некоторые используют негативные мимику и жесты. Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем ее ценность для нас.
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
Например:
- «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
- «Как ты относишься к этому герою?»
- «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
- Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идет о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
- Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.
- Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.
- Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.
- Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
- Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос.
- Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
- Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
- После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
- В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
- За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Источники:
- http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf
- http://festival.1september.ru/articles/625679/
Просмотров: 48525
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Содержание
- Что такое Ромашка Блума
- Шесть лепестков – шесть вопросов
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы
- Творческие вопросы
- Практические вопросы
- Оценочные вопросы
- Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
- Когда вопросы-интерпретации актуальны?
- Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
- Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
- Шаблон Ромашки Блума
- Заключение
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
- Знание – простые вопросы;
- Понимание – уточняющие;
- Применение – практические;
- Анализ – интерпретационные;
- Синтез – творческие;
- Оценка – оценочные.
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
- когнитивная («знаю»);
- психомоторная («творю»);
- аффективная («умею»).
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
- «Вы имели ввиду, что …?»;
- «То есть ты говоришь, что …?»;
- «Можно ли считать, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
- «Что могло бы измениться …?»;
- «Придумай, что случится, если …?»;
- «Какие события произойдут в рассказе после …?».
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
- «Предложи, что можно сделать из …?»;
- «Где еще можно использовать …?»;
- «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
- «Поделись, как ты относишься к …?»;
- «Почему это хорошо, а не плохо?»;
- «Как определить, каким образом лучше поступить?».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
- Простые.
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
- Уточняющие.
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
- Интерпретационные.
Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?
- Творческие.
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
- Практические.
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
- Оценочные.
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
- Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
- Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
- Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
- Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
- Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
- Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
-
Краткосрочный план урока
Раздел 2. Праздники, обычаи и традиции. |
Школа: NIS ФМН г.Актобе |
||||
Дата: 26.09.2016 |
ФИО учителя: Усенбаева Г.К. |
||||
Класс: 9А |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||
Тема урока |
Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
||||
Лексическая тема |
Фольклор. Легенды казахского народа. |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
Ч3 формулировать проблемные вопросы, отражающие личную оценку прочитанного текста |
||||
Цели урока |
Учащиеся смогут:
|
||||
Критерии успеха |
Учащийся достиг цели, если
|
||||
Привитие ценностей |
Мәнгілік ел: содействие проявлению чувства гордости по отношению к истории, настоящему, будущему независимого Казахстана Школьные ценности: обучение на протяжении всей жизни, ответственность, уважение, честность, трехъязычие, сотрудничество, толерантность, здоровье. Глобальный гражданин – это человек, который знает, что он / она является частью мира и имеет обязанности по отношению к другим людям на основе уважения прав человека,без дискриминации и на разнообразии. Глобальный гражданин работает в направлении улучшения мира, участвуя в мировых делах путем обмена знаниями и делая позитивные перемены. Глобальные граждане несут ответственность перед мировым сообществом и улучшают себя для того, чтобы сделать общество лучше. |
||||
Межпредметные связи |
История Казахстана, казахский язык |
||||
Навыки использования ИКТ |
Поиск информации |
||||
Предварительные знания |
Учащиеся имеют представления о жанрах и о типах и видах вопросов. |
||||
Ход урока |
|||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||
Начало урока 5-7 мин |
Учащиеся делятся своими мыслями о следующем высказывании “Умный вопрос — уже половина знаний” (Ф.Бэкон)
|
Презентация |
|||
Середина урока |
Какие виды вопросов вы знаете? Из чего рождается вопрос? Учащиеся смотрят слайдовую презентацию, в которой предоставлен материал о видах вопросов, шаблоны вопросов. Продуктивные вопросы (специальные): • можно ли считать (то-то) верным? • какие выводы можно сделать из…? • каковы мотивы поступков героя (-ев)? • вопрос начинается с формулировки тезиса. Продуктивные вопросы (разделительные): • если известно…, то …? • если …, то почему …? • … или ….?
Рефлексия по лексической теме: Какой вывод можно сделать при виде следующей композиции?
|
Приложение 1, 2, 3 |
|||
Конец урока |
Рефлексия по цели обучения: Что сложнее, сформулировать проблемный вопрос или ответить на него? Возможно, у вас есть и другой ответ. Учащиеся стикерами заполняют таблицу Примечание: если большинство учащихся заполнят графу «другое», то учитель делает вывод о том, что учащиеся владеют навыками мышления высокого уровня, так как «умный вопрос» предполагает «умный ответ»
Д/з: подготовиться по теме «Традиции и обычаи: прошлое и настоящее» |
||||
Дифференциация была выражена в подборе текстов. Ожидается, что способные учащиеся справятся как с формулированием вопросов, так и ответов. Менее способным учащимся необходимо оказывать помощь в поиске в текстах моментов, на основе которых можно составить проблемные вопросы, в этом могут помочь более способные учащиеся. |
Для оценивания достижения учащимися цели обучения использую шаблоны проблемных вопросов. Учащиеся на уроке научились формулировать проблемные вопросы и отвечать на такие вопросы, также научились оценивать степень сложности вопросов, редактировать их. |
После сложного и активного этапа и работы учащиеся закрывают глаза и расслабляются по мелодичную музыку. |
|||
Рефлексия по уроку Цели урока были реалистичными, достижимыми всеми учащимися, так как оказывалась своевременная помощь и учителем и учащимися друг другу. Дифференциация на уроке была проведена правильно. Временные этапы урока выдержаны. Отступлений от плана урока не было. |
|||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: этап формулирования вопросов 2: этап оценивания составленных вопросов Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: этап рефлексии по лексической теме получился бы еще эффективнее, если бы учащиеся знали более детально об устном народном творчестве. 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Учащимся М, А и Т необходима помощь в правильном построении вопросительных предложений. |
- Приложение 1
- Легенда о Толагае
- Жили когда-то в степях Сарыарки несколько кочевых племен. Всего у них было вдоволь, были они счастливы. И поскольку все у них было, эти люди так и говорили: «Всего у нас достаточно, все у нас есть, вот только одного у нас нет. Нет у нас батыра, который мог бы защитить нас, наше благополучие и наше богатство». И вот в одной семье родился ребенок с золотым хохолком на голове. Увидев, что мальчик этот необычный, собрался весь народ и затеял великий пир по случаю рождения своего батыра.
- Мальчик рос не по дням, а по часам и через некоторое время стал настоящим богатырем. Его родственники, чтобы не сглазить его, стали называть его не собственным именем, а придуманным – Толагай. Так за ним это имя и утвердилось.
- В один год перестали идти дожди, жара высушила землю. Бедствие, обрушившееся на людей, заставило задуматься и Толагая. И тогда обратился он за советом к старцу по имени Дана.
- Старец Дана ему сказал: «Дорогой Толагай, мы живем на открытой местности, рядом с нами нет гор, вокруг которых останавливались бы тучи. Поэтому и дождей у нас нет».
- На это Толагай сказал: «Дедушка, если вы разрешите, я пойду и принесу на своей спине такую гору. Можно так сделать? » Тогда старик сказал: «Свет моих очей, Толагай, ты думаешь о своей родной земле, о своем народе, переживаешь за них! Нелегко принести на спине гору. И, тем не менее, на юге есть огромные горы Алатау, и там есть у них свой старец. Сходи, попроси у него разрешения!» И Дана благословил Толагая, пожелав ему доброго пути.
Отправился Толагай к горам Алатау, дошел до Великих гор и приветствовал их: «Мир Вашему дому!» И изложил он тут горам свою просьбу. Древние горы Алатау выслушали его, оказали ему почет, поняли и, выполняя его просьбу, положили ему на плечи молодую гору, совсем еще ребенка среди гор. И вот пошел Толагай, неся на себе гору, поначалу шел он легко, но через некоторое время тяжесть горы стала сказываться, ослабел Толагай. Прошло много времени, пока батыр медленно шел к себе домой, осторожно неся на плечах молодую гору. Очень устал Толагай, едва добрался до края родной земли, как упал и заснул, а гора, которую он нес на плечах, так и придавила его.
- Вот с того дня, говорят, Толагай спит под горой. Спит до сих пор. А маленькая гора-ребенок, которую принес батыр, с годами выросла, да так и называется – Толагай.
- Приложение 2
Ер-тостик В далекие годы жил на свете скотовод Ерназар. Счастливо жил старик. Имел он восемь сыновей, восемь помощников. Но вот случился в степи большой джут. Погнали казахи скот в благополучный край, где не было голода. Вместе с ними откочевали и восемь сыновей Ерназара. А сам Ерназар со своей старухой остался дома. Пищей он запасся на целый год. Надеялся старик на родной земле пережить голодное время. Прошло двенадцать месяцев. Не вернулись сыновья к отцу и никаких известий о себе не прислали. Кончился запас пищи у Ерназара. Стали голодать они со старухой. Сильно ослабели они. Едва держались на ногах. Вот встала однажды вечером старуха с постели, открыла тундук. Посмотрел Ерназар и увидел: висит на веревочке лошадиный тостик. Обрадовался старик, говорит: — Свари его поскорее! Сварила старуха тостик. Съели они его, насытились, окрепли. Через девять месяцев родила старуха сына. Назвали его Тостиком. Не по дням, а по часам рос малыш. Прошел один месяц, а все его принимают за годовалого. Прошел год, а Тостику уже дают пятнадцать лет. Такой он был рослый и здоровый — настоящий батыр. Никто не мог побороть его. И никто не умел так метко стрелять из лука, как стрелял Тостик. Вот скачет жигит на лошади и держит двумя пальцами кольцо. Прицелится Тостик из лука — и стрела легко пройдет через колечко. Хорошо было иметь такого сына! Пойдет Тостик на охоту, настреляет диких коз и птиц, принесет домой много мяса. Сытно жили его родители. Увидел однажды Тостик чижика. Поднял он лук и отшиб птичке крыло. Запрыгал чижик с одним крылом по траве. Бежит Тостик за ним вдогонку. Заскочила птичка в юрту, Тостик за ней. Видит, сидит старуха и прядет. Чижик перескочил пряжу, а Тостик задел и оборвал несколько ниток. — Ах ты, бездельник! — закричала сердито старуха. Порвал мне пряжу! Чем болтаться попусту, лучше разыскал бы своих непутевых братьев, бросивших отца. Ничего не ответил Тостик старухе. Не знал он о том, что у него есть братья. Никогда ему не говорили о них родители. Вернулся Тостик домой. Заметила мать, что сын чем-то озадачен и спрашивает:
- — Что с тобой, сынок? С кем ты поссорился? Рассказал Тостик о встрече со старухой.
- — Разве правда, что у меня есть братья?
— Врет пустоголовая старуха!—говорит мать.— Нет у тебя никаких братьев. Поверил сын ее словам и успокоился. Прошло несколько дней. Играл Тостик в бабки с мальчишками и нечаянно ударил сына старухи. Пуще прежнего обозлилась она. Стала ругать Тостика: — Смерть бы тебя задавила, окаянного! Силу девать тебе некуда. Пошел бы лучше да поискал кости своих пропавших братьев. Еще сильнее призадумался Тостик. Опять спрашивает свою мать о братьях. Молчит она, словно воды в рот набрала.
Ф.И. учащегося __________________ Класс _________ Дата _________
Цель обучения |
Ч3. Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
Навык |
Чтение |
Критерии успеха |
|
Учащийся достиг цели обучения, если умеет формулировать проблемные вопросы по прочитанному; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного |
Задание 1. Сформулируйте один продуктивный вопрос по тексту.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание 2. Запишите свой ответ по содержанию прочитанного
-
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Ф.И. учащегося __________________ Класс _________ Дата _________
Цель обучения |
Ч3. Формулирование вопросов на основе прочитанного текста и оценивание |
Навык |
Чтение |
Критерии успеха |
|
Учащийся достиг цели обучения, если умеет формулировать проблемные вопросы по прочитанному; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного |
Задание 1. Сформулируйте один продуктивный вопрос по тексту.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задание 2. Запишите свой ответ по содержанию прочитанного
-
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная сила приема «ромашка Блума» – формирование навыка постановки вопросов. Вопрос – это крючок с наживкой. Не зря он на него похож. Если есть понимание какая наживка какую рыбу привлечет, то вероятность поймать то, что нужно возрастает кратно. Только сначала не помешало бы определиться с тем, какую рыбу будем ловить. Какого рода информацию искать.
Когда ребенок буквально вооружен навыком задавать вопросы – изучение материала превращается в увлекательное занятие. И не только.
Этот навык формирует сильное мышление.
Что такое Ромашка Блума/Ромашка вопросов
Ромашка Блума – это прием технологии развития критического мышления. Он систематизирует все вопросы, которые помогают детям изучить материал с разных сторон.
Визуальное выражение – ромашка из 6 лепестков. На каждом из них один тип вопросов. Каждый следующий тип погружает в материал на бОльшую глубину. Там проявляются новые единицы информации, смыслы и связи.
Автор приема
Автор приема — одна из важных фигур XX века в педагогической психологии, американец Бенджамин Блум. Он был чрезвычайно образованным человеком. Еще ребенком читал с такой скоростью и обладал такой памятью, что мог взять книги из библиотеки и сдать их уже через несколько часов изученными.
Помимо основной деятельности, он также работал советником правительств Индии и Израиля.
Одно из направлений его исследований связано с талантами и способностями. Ученый утверждал, что на квалификацию специалиста влияет количество усилий, которое человек прикладывает для ее повышения. А совсем не врожденные данные.
Другая, более известная работа Б. Блума – это классификация образовательных целей. Его труд активно изучают и применяют те, кто занимается обучением детей.
Он разделил все педагогические цели на:
- аффективные — связанные с эмоциональным интеллектом
- психомоторные – относящиеся к управлению движениями тела
- когнитивные – касающиеся умственного понимания того, что нас окружает
Прием «ромашка с вопросами» помогает продвигаться по когнитивным/познавательным целям.
Цели Ромашки Блума при работе с текстом
Всего автор выделяет 6 познавательных целей. Они расположены в порядке возрастания по степени сложности.
- Знания. Простой уровень. Нужно запомнить факты, термины, события без необходимости их понимания.
- Понимание. Это не просто отвечать заученное. Это уметь сравнивать, соотносить с тем, что уже знакомо, выдавать обратную связь.
- Применение. После того, как поняли, уметь находить применение новым знаниям, использовать их для решения задач.
- Анализ. Понять причины, найти мотивы событий и действующих лиц. Собрать доказательства, определить части и целое.
- Синтез. Создать новые взаимосвязи между элементами темы, предположить другое развитие событие.
- Оценка. Высший уровень. Подтвердить или опровергнуть достоверность идей и фактов. Сформировать собственные суждения и обосновать их.
Чтобы достичь этих целей на помощь приходят 6 типов вопросов. Каждый из них цепляет ту информацию, которая необходима для каждого уровня.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) и прием «ромашка Блума»
ТРКМ включает 3 стадии занятия: вызов, осмысление, релаксация.
Ромашка Блума лучше всего применима на стадии осмысления, где ученик принимает и усваивает новую информацию. Одна из задач этого этапа отделить старые знания от только что полученных. Понять, как именно происходит процесс мышления.
Ребенку нужно не только узнать новое, но и:
- сопоставить, проверить на достоверность и старую, и новую информацию
- создать связи между тем, что уже знакомо и тем, что только получает, выстроить систему
- найти применение знаниям в реальной жизни
Используя типы вопросов Блума как инструменты для достижения целей познавательной деятельности, все эти задачи будут решены. Как по лестнице к последней, самой сложной ступени Оценка, ученик подходит подготовленный. У него есть знания, понимание, детальная проработка связей и интерпретация мотивов.
Он готов к третьей стадии ТРКМ — Релаксация. Готов дать собственное оценочное суждение с аргументацией. И защитить его.
Простые
Простые вопросы связаны с целью – знания. Именно их чаще всего используют учителя в школе и взрослые дома.
Кто? Что? Где? Сколько? Когда? |
Кого встретила Красная Шапочка в лесу? Что КШ несла бабушке? Когда пришли охотники в дом бабушки? |
Отношение к знанию фактов сейчас двоякое. Кто-то говорит, что Интернет знает все и надо просто спросить у него. Другие утверждают, что без знаний в голове не могут проходить никакие мыслительные операции: сравнение, классификация, анализ. Да и творчества без знаний нет.
Если говорить об изучении нового материала, то конечно, без знаний следующих целей не получится достичь. Поэтому сначала задаем вопросы по тексту простые. Пусть даже источник с ответами будет перед глазами. Или его только что прочли.
Уточняющие
Для понимания входящей информации важно не подгонять ее под свою «картину мира». Стараться принимать ее так, как говорят. Услышать то, что имеет в виду автор.
Самый эффективный способ свериться, сопоставить то, что понял с тем, что дали — получить обратную связь.
Ошибок нет – есть обратная связь
пресуппозиция НЛП
Об нее корректируются убеждения, открываются законы мироздания, познаются чувства свои и других людей.
Ученик имеет возможность получать обратную связь, уточнять свое понимание у автора сообщения. Формулировка для такой цели начинается со слов:
Так ли я понял, что…? Т. е. ты думаешь, что…? Правда ли, что…? |
Правильно ли я понимаю, что Красная Шапочка настолько смелая, что не испугалась волка? Т. е. ты думаешь, что КШ просто не знала ничего про волков? Действительно ли волк похож на бабушку? |
Такие вопросы формируют навык вести дискуссию и активно слушать собеседника. А также находить общие идеи, точки соприкосновения.
При работе с текстом уточнения позволяют утвердиться в правильности своего понимания/обнаружить неверное.
Важный момент для учителя/взрослого |
---|
Нельзя критиковать. Даже если все неправильно. Для достижения цели «Понимание» ребенок учится обобщать, выражать мысли своими словами, поэтому нужно аккуратно помогать: «Если я тебя правильно поняла, то…?» Часто, после обратной связи ребенок слышит свою ошибку сам. |
Практические
Любые знания нужно «заземлять» на практику, действие. Тогда они надолго задержатся и принесут пользу своему владельцу.
Практические вопросы связаны с последующим действием, хотя бы на уровне представления. Они должны быть максимально точными и содержать проблему, которую предстоит решить.
Как сделать? Где можно применить? В каких случаях? |
Какие правила общения с незнакомыми людьми можно вывести из сказки про Красную Шапочку? Как понять можно ли открыть, когда стучат в дверь? Обманывал ли кто-нибудь тебя, смог ли ты вывести его на чистую воду? |
Когда перед учеником стоит познавательная цель: применить свои новые знания – интерес к их усвоению сильно возрастает. У ребенка появляется мотивация, он отвечает на запрос: «Зачем мне это нужно изучать?»
Интерпретационные (объясняющие)
Этот тип вопросов помогает найти причинно-следственные связи. Можно мысленно превращаться в детективов и проводить расследование.
Почему он это сделал?
Из-за чего это произошло?
Зачем ты так сказал?
Для анализа текста нужно не только выяснить причины событий и поступков, но и мотивы поведения.
Детям нужно объяснять разницу между вопросами «Почему?» и «Зачем?»
Красная Шапочка спросила волка: «Почему у тебя такие больше зубы?» В ответ она услышала: «Чтобы съесть тебя!»
Но это ответ на вопрос: «Зачем тебе такие большие зубы?»
Почему у тебя такие большие зубы? | |
---|---|
✔ | Потому что я хищник и моя природа так устроена, чтобы я мог прожевать сырое мясо. |
〤 | Чтобы съесть тебя |
Почему? | Зачем? | |
---|---|---|
Ответ начинается со слов | Потому что + объяснение | Чтобы + мотив (что будет после действия?) |
Вопрос | Почему Красная Шапочка понесла пирожки? | Зачем Красная Шапочка понесла пирожки? |
Варианты ответов | • Потому что ее попросила мама, а КШ привыкла ее слушаться. • Потому что бабушка сама не может за ними прийти. • Потому что Красная Шапочка хотела погулять одна по лесу. |
• Чтобы бабушка поела. • Чтобы Красную Шапочку похвалили. • Чтобы мама не выглядела в глазах бабушки неблагодарной. |
После ступени с практикой анализ информации даст больше ответов и, как результат этой цели – больше связей.
Уточнение: ответа на интерпретационный вопрос в тексте нет. Ребенок находит свой. Иначе этот вопрос становится простым.
Творческие
Задавая творческие вопросы, мы выходим за рамки текста. Собираем из элементов, которые выделили на предыдущем шаге новые идеи, смыслы, прогнозы и предположения.
Цель этих вопросов – пробудить воображение, творческое воображение, то которое находит необычные связи. В таких вопросах используют условную частицу «бы».
Что было бы, если…? Как поступила бы, если…? Что могло бы измениться, если..? |
Как продолжилась бы сказка, если бы Красная Шапочка не сказала волку, где живет бабушка? Представь, что КШ понесла пирожки вместе с мамой, как бы сложилось продолжение сказки? Как бы ты поступил на месте КШ в лесу? |
У нас в голове есть контекст, характеры, реакции персонажей и мы не отклоняемся от них. Предлагаем только другие условия для них. Если добавляем какое-либо качество, признак, то персонаж уже действует с учетом этих введений.
А если бы КШ была мастером по карате, как бы развернулись события в домике бабушки?
Хоть вопросы и творческие, но и они, и ответы на них должны быть логичными и опираться на заданную среду.
Оценочные
Оценочные вопросы не формируют отношение. Их задача помочь осознать уже сложившееся эмоциональное отношение.
Для того чтобы задать такой вопрос или ответить на него нужно, чтобы ученик имел свое мнение, которое базируется на понимании, анализе, синтезе информации.
Как ты считаешь…? Как ты относишься к…? Каким образом лучше поступить? |
Как ты думаешь, мама КШ правильно поступила, когда отправила ее одну? Каким образом лучше поступить Красной Шапочке в лесу? Как ты считаешь, о чем хотел предупредить нас автор, когда рассказал историю про Красную Шапочку? |
Такие вопросы направлены на высказывание аргументированных суждений выводов и решений.
Пошаговая инструкция для использования Ромашки с вопросами
2 подхода к реализации приема «ромашка Блума» (при желании используйте свой).
- Попроще. Вопросы поступают от взрослого/учителя по ходу чтения материала/после прочтения. Дети обсуждают не только ответы, но и классифицируют сами вопросы.
- Как продолжение. Дети сами задают другим детям/взрослому вопросы, соответствующие определенной познавательной цели.
Ромашка Блума на уроках (второй подход)
Для сравнения, пусть ученики зададут вопросы к тексту без приема. А затем примените метод «ромашки Блума». Вы увидите, насколько вопросы по ромашке более разнообразные, осмысленные, полезные.
Шаг 1. Подготовьте модель ромашки с вопросами
Ее можно скачать ниже или сделать самому. Поясните что значит каждый тип вопросов. Вместе сформулируйте несколько вопросов по теме для примера.
Шаг 2. Разделите класс на 6 групп и раздайте каждой свой лепесток
На лепестках уже есть опорные конструкции вопросов, поэтому ученикам остается применить их к материалу.
Шаг 3. Ученики составляют несколько вопросов и выбирают 2-3 лучших.
Шаг 4. Команды задают вопросы друг другу.
Очередность вопросов лучше ставить по мере продвижения по когнитивным целям. От простых к оценочным. Можно чтобы одна из команд спрашивала, а желающие отвечали.
Продвинутый вариант применения ромашки Блума
Каждая команда составляет опрос/тест из 10-12 вопросов различного типа в нужной последовательности.
Затем команды обмениваются и отвечают на них.
Таким образом ученики не только досконально изучают материал, но и узнают какие вопросы можно задать еще. Акцент в задании все-таки на вопросах, поэтому и фокус внимания обращен именно к ним.
Пример применения приема
Для примера взяли текст из учебника Окружающий мир 2 класса. Задавали вопросы по очереди с помощью модели Ромашки. Взрослый и ребенок. Такая бомбежка из вопросов позволила не только найти множество связей и смежных тем для разговора, а и надолго запомнить обсуждаемую информацию.
Простые
Кто летал по комнате?
Что она пыталась поймать?
Чего испугалась Лена?
Уточняющие
Так ли я понял, что это произошло во сне?
Правильно ли я понял, что Лена была в газообразном состоянии?
А что, действительно жидкость в невесомости принимает форму шара?
Практические
Как сделать так, чтобы взлететь как Лена?
Где можно применить невесомость?
Когда мы в жизни сталкиваемся с силой притяжения?
Интерпретационные
Почему дом полетел?
Из-за чего Лена почувствовала легкость?
Почему ей приснился сон? (это простой вопрос, т. к. ответ есть в тексте)
Творческие
Если бы ты был на месте Лены, чтобы ты сделал в первую очередь?
Что случилось бы, если бы Лена улетела в космос?
Как бы ты поступил, если бы увидел летающую собаку?
Оценочные
Как ты считаешь, хорошо ли поступила Лена, что заснула и не выучила урок?
Как ты относишься к невесомости?
Как ты думаешь, что лучше невесомость или гравитация?
<
Выводы:
- С помощью приема «ромашка Блума» можно изучать не только параграф, но и большой тематический блок.
- Когда знаем типы вопросов, то применяем их для получения нужного уровня ответы.
- Осознанно подходим к изучению материала. Понимаем что делать. Это увеличивает интерес к учебе и повышает КПД.
P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.
Возьмите текст, прочитайте его и задайте все типы вопросов приема «Ромашка Блума». Взрослый задает — ребенок отвечает. И наоборот:)
Жду вашу работу.