Как составить олимпиаду по химии

В статье собраны рекомендации для подготовки к разным олимпиадам по химии в 2023 году. Расскажем о самых известных из них, разберемся, что лучше – готовиться самостоятельно или на онлайн-курсах с преподавателем.

Первое, что нужно сделать перед подготовкой к олимпиаде – это определиться с тактикой, то есть решить, как вы будете заниматься: самостоятельно или с помощью преподавателей. Расскажем о том, как подготовиться к олимпиадам по химии.


Самоподготовка

Простой и доступный вариант. Можно найти в интернете вузовские учебники, научные статьи, другие учебные материалы и отзывы участников прошлых лет.

Но стоит иметь в виду особенность олимпиадных заданий – их непредсказуемость. На олимпиадах проверяют эрудицию, знание химии за рамками школьной программы, умение мыслить нестандартно. Вы не знаете заранее, какой вопрос попадется, поэтому готовиться придется “вслепую”.


Онлайн-уроки с репетитором.

Опытный педагог еще на первом занятии протестирует вас, выявит пробелы в знаниях. После этого он составит индивидуальный план подготовки с учетом времени, которое осталось до олимпиады, и подберет учебные материалы.

Вместе с преподавателем вы научитесь решать сложные задания, узнаете, как правильно читать формулировки вопросов и оформлять ответы. Учитель также поможет морально подготовиться, расскажет, как вести себя на испытаниях.

Подготовительные онлайн-курсы.

Это самый эффективный способ подготовки. В онлайн-школах есть курсы, на которых разбирают олимпиадные задания по химии для всех классов. Занятия ведут преподаватели ВУЗов, организаторы и члены жюри различных олимпиад. Они дают знания вне школьной программы, проводят практикумы по органической и неорганической химии, учат решать нестандартные задачи.

Уроки можно смотреть онлайн или в записи – с планшета или ноутбуке в свободное время. После каждой темы задают домашнее задание.

План подготовки зависит от того, в какой именно олимпиаде вы участвуете и какого результата хотите добиться – просто принять участие или занять призовое место. Победители и призеры городских и всероссийских олимпиад получают:

  • Автоматическое начисление 100 баллов за ЕГЭ по химии.
  • Максимальный балл за дополнительный внутренний экзамен, который сдают в МГУ.
  • Зачисление на бюджет без вступительных испытаний в самые престижные ВУЗы страны – химфак Московского университета им. Ломоносова, МГМК им. Сеченова, медицинский университет им. Пирогова и пр.
  • Максимальный балл на ОГЭ.
  • Оценка “5” в четвертях и за учебный год.

Чтобы занять призовое место, недостаточно хорошо знать школьную программу – необходимо разбираться в неорганической, органической, физической химии на углубленном уровне, а также в биологии, физике, математике, иметь широкий кругозор и уметь проводить лабораторные работы.

Быстро подготовиться к районным или городским соревнованиям можно самостоятельно или со школьным учителем. Но для участия в престижной всероссийской олимпиаде потребуется помощь опытного педагога, который знает специфику олимпиадных заданий. Поэтому вы можете интенсивно заниматься с репетитором (например, преподавателем химфака ВУЗа) или записаться на онлайн-курсы. Во втором случае выбирайте подготовительную программу, которая состоит из уроков в записи. Вы сможете проходить по 3-4 урока в неделю и подготовитесь к любой олимпиаде за короткий срок.

Далее расскажем об особенностях российских олимпиад по химии и дадим советы по подготовке к ним.

Всерос

Старейшая и самая престижная российская олимпиада, победители которой зачисляются в профильные университеты без испытаний – эта льгота действует в течение четырех лет. Всерос проводится в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. На третьем и четвертом турах к теоретическим вопросам добавляются практические задания.

Как подготовиться к ВсОШ:

  • Разбирайте олимпиадные задания прошлых лет – так вы научитесь понимать формулировку вопроса и видеть определенную логику в решении.
  • Практикуйтесь. Если есть возможность, занимайтесь в школьной лаборатории – навыки проведения опытов и экспериментов помогут вам выполнить практическую часть.
  • Изучайте не только химию, но и другие предметы – математику, физику, биохимию. В олимпиадных заданиях часто встречаются междисциплинарные вопросы.

Московская олимпиада школьников

МОШ проводится в 3 этапа: отборочный (дистанционный), теоретический и экспериментальный. Для участия в финальном туре необходимо предварительно написать реферат на одну из предложенных тем, а на самом испытании – выполнить практическое задание. Победители и призеры получают дипломы и грамоты, а ученики 11 классов – льготы при поступлении в профильные ВУЗы.

Наши рекомендации о подготовке:

  • Первый этап проводится онлайн, а ответы проверяются автоматически. Заранее узнайте критерии оценки, правила оформления. Например, если в задаче требуются расчеты, они обязательно должны быть указаны в решении, иначе ответ не будет засчитан.
  • На официальном сайте олимпиады есть демонстрационные варианты заданий прошлых лет и файлы с правильными ответами. Попробуйте сначала решить задачу самостоятельно, а затем сравните с верным решением. Тренируйтесь как можно чаще.
  • Подготовьтесь к экспериментальному туру – для него нужно написать реферат. Выясните все требования к содержанию, по возможности найдите репетитора или преподавателя, который поможет вам правильно составить текст.

Ломоносов

Олимпиаду организует химический факультет МГУ. Она проводится в два этапа: отборочный – онлайн, заключительный – очный, проходит одновременно на химфаке университета и на официальных региональных площадках. Победитель олимпиады сможет поступить в МГУ без экзаменов, но с одним условием – за ЕГЭ по химии нужно иметь не менее 75 баллов.

3 совета по подготовке к олимпиаде “Ломоносов”:

  • Готовьтесь к каждому этапу последовательно. Некоторые школьники начинают сразу решать задания из демоверсий финального тура, поэтому плохо справляются с задачами на отборочном этапе.
  • Изучите технические требования. На сайте олимпиады есть бесплатная лекция, в которой подробно рассказывают о формате проведения, а также методичка: в ней описаны условия, примеры заданий, а главное – список литературы для подготовки.
  • Зайдите на страницы олимпиады в социальных сетях – вы найдете отзывы и советы участников прошлых лет, ссылки на полезные материалы, ответы на часто задаваемые вопросы по регистрации и участию.

Высшая проба

Олимпиада проводится с 2018 года, основная ее цель – привлечь в науку молодых ученых. Для решения олимпиадных заданий требуется не углубленное знание химии за пределами школьной программы, а умение творчески мыслить, проводить научные эксперименты, качественно или количественно объяснять ответ.

Как можно подготовиться к “Высшей пробе”:

  • Подтяните знания по всем разделам химии: органической, неорганической, физической, аналитической и пр. Вы можете пользоваться литературой и российских, и зарубежных авторов.
  • На олимпиаде проверяют умение мыслить нестандартно, поэтому при подготовке можно решать задачи не только из всероссийских, но и из международных состязаний по химии.
  • В состав методической комиссии и жюри входят действующие ученые, преподаватели ВУЗов, сотрудники ведущих химических лабораторий. Почитайте их научные труды и публикации, которые есть в открытом доступе – эта информация пригодится не только при участии в олимпиаде, но и в дальнейшем изучении химии.

Муниципальные олимпиады

Муниципальная олимпиада – это второй этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. Универсальные советы экспертов, как к ней подготовиться:

  • Изучите официальную документацию. На сайте любой олимпиады есть кодификаторы, демонстрационные версии заданий, методички, списки рекомендуемой литературы и прочая полезная информация.
  • Составьте план подготовки. Реально оценивайте свои силы: если знания химии у вас средние, то вряд ли вы успеете за 2-3 месяца подготовиться к всероссийскому испытанию, даже если будете заниматься ежедневно. Поэтому начинайте готовиться заранее.
  • Пользуйтесь разными учебными материалами и формами проверки знаний. Основа обучения – это учебники и задачники, но вы также можете проходить онлайн-тесты, смотреть научно-популярные видео на Youtube, читать статьи в научных журналах, участвовать в форумах химиков, посещать кружки, собирать тематические мероприятия с другими любителями химии.

Подборка курсов
Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по химии с 7 по 11 класс в 2023 году

Посмотреть подборку

В детских онлайн-школах есть курсы подготовки к олимпиадам по химии. Их основные плюсы:

  • Вы получите знания, которые не дают в школе. Программа подготовки к олимпиаде более сложная, чем базовый курс по химии.
  • Заниматься можно в удобном графике дома. Не обязательно смотреть уроки онлайн, можно и в записи.
  • Онлайн-занятия не помешают основной учебе, их можно совмещать со спортивными секциями, кружками и хобби.
  • Ваши вопросы не останутся без ответов – на них ответит преподаватель по ходу урока или куратор через онлайн-чат.

Ниже расскажем подробнее, на каких онлайн-курсах вам помогут подготовиться к олимпиаде.

8-9 классы

Ученикам 8-9 класса можно готовиться по курсам школы Фоксфорд, например, пройти интенсив “Олимпиадная химия: практикум для 8-11 классов”. Программа состоит из 6 видеоуроков в записи, на которых разбирают задачи из экспериментальных туров ВсОШ по химии прошлых лет, учат проводить качественный анализ органических и неорганических веществ.

Первый урок можно посмотреть бесплатно и без регистрации.

10-11 классы

Школьники 10-11 классов могут подготовиться к олимпиаде по химии с помощью годового курса Фоксфорда, посвященного ВсОШ. Он проводится онлайн ежегодно, но можно пройти его в записи.

Программа включает 41 занятие, каждое длится около 3 часов. На уроках разбирают вопросы, которые не проходят в школе, например, термохимию, химическую кинетику, биохимические процессы и пр. Первое занятие бесплатное.

И сегодня, и во времена Менделеева успехов достигали трудолюбивые и упорные. Ежедневное совершенствование знаний — ответ на вопрос, как одержать победу на олимпиаде по химии, будь то школьный или заключительный этап. Как и что следует делать будущим конкурсантам? Когда начинать штудировать задачники? Разузнаем детально.Как готовиться к олимпиаде по химии

Заручитесь поддержкой надежного педагога

Точно решив выиграть конкурс, рекомендуется обратиться за помощью к опытному учителю. Возможно, такой есть в школе, и он уже сумел подготовить, например, призеров турнира имени Ломоносова. Тогда есть смысл обратиться за помощью именно к этому педагогу. Он организует общение со своими успешными подопечными.

А может услугами наставника можно воспользоваться онлайн. Целесообразно взять во внимание рекомендации прошлогодних победителей интеллектуального состязания по выбору наставника. Он быстро оценит уровень знаний и найдет «больные места», начнет именно с них и порекомендует варианты исправления ситуации. Если, к примеру, хромает органика, ей внимания придется уделить больше. Возможно, преподаватель посоветует пройти курс биохимии, ведь на Всероссийском конкурсе встречаются задания и по этому профилю. Важно сразу понять, подходит ли вам выбранный преподаватель. Умение интересно и доходчиво объяснить, подсказать решение, подытожить урок и вызвать желание заниматься, свойственны лишь опытному наставнику. Такой поможет справиться со всеми сюрпризами, которые готовит предметная , сумеет зажечь верой в успех.

О помощи сверстников

В идеале стоит вживую пообщаться с призерами и триумфаторами соревнований по предмету. Они точно знают, как проходят олимпиады по химии, поделятся своими воспоминаниями и оценкой организации. Возможно, подскажут, какие источники знаний (задачники, сайты) станут полезными. Но общение с сильнейшими доступно не всем. Поэтому можно просто тренироваться со сверстниками, одноклассниками, знакомыми, которые тоже собираются принимать участие в состязании. Не нужно думать, что это будущие конкуренты. Соревнование в решении тестов на скорость, анализ ответов друг друга помогают чувствовать себя увереннее, сильнее. Вместе будет интереснее просматривать профильные ютуб каналы, форумы пиротехников, задачи старших классов. Приемы и факты, которые пригодятся, можно найти и в таких источниках.  Как готовиться к олимпиаде по химии

О настрое на победу

Уверенность в ней, конечно же, начинается с хорошей подготовки, ежедневной работы, регулярного самосовершенствования. Однако даже самые сильные школьники боятся конкуренции, иногда впадают в ступор в начале конкурса и теряют дорогое время. Вот почему важно не только наработать базу знаний, но и правильно настроиться на участие.

Психологи подчеркивают, что лучшим из самых сильных становится тот, кто верит в свой успех. А веру формируют хорошие наставники и визуализации. Представляйте себя триумфатором, мысленно получайте награду, ощущайте лавры победителя! Такой настрой притянет успех. Гоните сомнения и негатив. Пессимизм — худший спутник в подготовительной работе.

Лучшим мотиватором является нацеленность на победу. Она стоит дорогого, ведь позволит выбрать профильное высшее учебное заведение и дальше побеждать по жизни. Верьте, что вы сильны и создавайте для этого соответствующую базу знаний.Как готовиться к олимпиаде по химии

Как выиграть олимпиаду по химии

Об этом лучше других знают те, кто с такой задачей уже справился. Общий подготовительный рецепт — трудиться много и систематически. Лайфхаки победителей, их рекомендации нужно брать во внимание. Вот они:

  • Любите дисциплину. Если родители-химики хотят, чтобы наследник шел по тому же пути, то ему это удастся, если предмет действительно нравится. Когда же тяги к нему нет, то готовиться к предметному состязанию без интереса и желания не стоит. Дисциплину надо любить;
  • Готовьтесь к предстоящему этапу. Есть ученики, которым по силам решать задания заключительного этапа состязания, но не прошедшие региональный. Нужно знать, что от вас ожидают в ближайшее время, не пытаться сложно отвечать на простые вопросы;
  • Сосредоточьтесь на практике. Когда предстоит состязание по точным наукам, рекомендуется практиковаться ежедневно. А в этом помогут сборники, специальные тесты, где в конце указаны верные ответы. Подглядывание в них часто полезно для того, чтобы продумать механизм решения;
  • Перечитывайте учебники. Делать это нужно, как только предоставляется возможность, примерно за месяц до соревнования. Переписывать и конспектировать теорию не нужно;
  • Упражняйтесь на скорость. Правильная — это умение решать задачи оперативно, действуя по определенному алгоритму. Затем обязательно нужно проверять себя, находить ошибки. Порой они допускаются в расчетах. Поэтому учитесь решать на время, чтобы его на самом конкурсе хватило на все;
  • Занимайтесь в лаборатории. Опыты в школе катализируют понимание алгоритмов задач. Такие лабораторные занятия помогут в практической части будущего состязания;
  • Углубляясь в основной предмет, не запускайте другие. Математические расчеты важны при решении любых задач. Физика тоже помогает тренировать логику, поэтому не стоит игнорировать эти школьные дисциплины;
  • Проверяйте вдумчиво. Иногда изменение начала абзаца, четкая конкретизация позволяет лучше преподать проверяющим свои знания, стоит нескольких баллов. Ответ на вопрос, как написать хорошо олимпиаду по химии, это и хороший почерк, аккуратное написание;
  • Используйте разные варианты подготовки. Студии с углубленным изучением предмета, кружки, выездные школы позволят приблизить успех. Разноплановая подготовка интереснее, а командная работа лучше настроит на само интеллектуальное соревнование. Рационально использовать время помогают профильные онлайн тесты. Имея свободных 20 минут, можно поупражняться в интернете. Уроки в формате видео не менее полезны. Это подробные разборы задач и лекции, которые часто выкладывают сами организаторы предметных состязаний, члены жюри;
  • Не перегружайтесь. Не стоит решать задания, предложенные репетитором, сразу после занятия с ним. Чередуйте умственные нагрузки и отдых. Решив посвятить химии весь выходной, не забывайте о перерывах. Позволяйте расслабляться глазам и мозгу, чтобы эффективность тренировок была высокой. Лучше трудиться ежедневно по полтора часа, нежели дважды в неделю до поздней ночи;
  • Копите опыт, чтобы побеждать страх. У многих неплохо подготовленных олимпиадников возникает сильная тревога в самом начале конкурса, при ожидании заданий. Она может перерастать в панику, не способность сконцентрироваться. Чтобы страх не перечеркнул все приложенные заранее усилия, нужно посещать тематические конкурсы, соревнования в кружках, турнирах. Опыт такого участия обязательно поможет спокойно воспринимать предстоящее состязание. А победы в них катализируют дальнейшие успехи;
  • Прорабатывайте прошлогодние задания. Соревнования прошлых лет с их задачами являются отличным вариантом совершенствования. Решайте, анализируйте, постарайтесь понять их логику. Не лишним будет изучение критериев оценки задач. Полезно увидеть реальные ответы победителей конкурса и призеров.

Эти принципы подготовки соблюдать не сложно. Они помогут избегать ошибок, штудировать дисциплину более результативно, чувствовать себя на самом соревновании увереннее. Вот как подготовиться к олимпиаде по химии и стать ее триумфатором.

Даже если этого не произойдет, то проделанная работа станет отличной тренировкой академического мышления, значительно расширит кругозор, облегчит дальнейшую учебу. Это выводы олимпиадников, которые уже стали студентами университетов и академий. 

Мы узнали, какие секреты подготовки помогли ребятам стать победителями и призерами Всероссийской олимпиады по химии.

Артемий Карпов, 11 класс, победитель

В прошлом году я на заключительный этап даже не прошел. За год собрался, научился, и вот я тут – и стал победителем. В основном решал задачи, теории уделял меньше внимания, хотя все равно ее читал. Заметил, что когда решаешь задачу и что-то не получается, очень полезно выписывать свои ошибки, чтобы их запомнить, обратить на них внимание. Перед финалом пролистал эту тетрадь.

Еще один совет: если при подготовке не получилось решить задачу, можно отложить ее на неделю, на две. Она отлежится, ты станешь умнее, и все получится. Некоторые задачи я так оставлял на полгода, потом справлялся с ними и думал: «Вау, либо мозг сам ее решал и решил в итоге, либо я поумнел». Мозг ведь действительно работает во сне, ищет альтернативные методы решения задач. Так что если не можете долго ждать, стоит просто оставить задачу на ночь. Поспать и попробовать решить ее утром или после школы.

Также в химии очень много нужно учить. В той же физике и математике учишь гораздо меньше, потому что многое можно вывести через более простые формулы. В химии же многое нужно просто запомнить. И тут помогает система интервальных повторений (система запоминания, в основе которой – повторение материала через постоянно возрастающие интервалы – прим. ред.) Я, например, так учил именные реакции в органической химии.

В центре – Надежда Мирзакулова, второй слева – Артемий Карпов. Фотограф: Екатерина Кожанова

Надежда Мирзакулова, 11 класс, призер

Мне кажется, что при подготовке важно отвлекаться и увлекаться, потому что если тебе все это не нравится и ты участвуешь в олимпиаде ради диплома или поступления, то это бессмысленно. Всерос – это же не просто поступление и не просто деньги, поэтому думаю, что главное – гореть этим. А так я бы посоветовала стараться не перенапрягаться и просто решать задачи. Я делаю так: смотрю на задачу, нравится – решаю, не нравится – ну ладно:)

В прошлом году я очень нервничала на заключительном этапе. В итоге стала призером. А в этот раз писала абсолютно спокойно просто потому, что у меня уже был диплом. Но вообще, если говорить про нервы, я недавно узнала, что когда волнуешься, не надо умываться холодной водой – это только ухудшает ситуацию, нужно теплой. А еще когда паникуешь, помогают дыхательные практики.

Тимур Ахмедов, 9 класс, призер

По моему опыту, лучше начинать с теории, а когда вы уже уверились в том, что что-то знаете, можно прорешивать задания прошлых лет. Мне это помогло. И задачи обязательно решать до конца, пока сам не придешь к ответу, а не просто разбирать решения, если не получается. За моральной поддержкой лучше всего обращаться к родителям, учителям, друзьям – они всегда помогут. Еще я занимаюсь в вокальной студии, и это тоже, как ни странно, полезно и очень разгружает эмоционально. Например, во время сборов.

Александр Хайлук, 10 класс, призер

Могу рекомендовать читать литературу. Например, я больше готовился к органике, и мне помогла «Органическая химия» Клайдена. Также обязательно посещать все региональные сборы и при первой возможности заниматься практикой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва

        Методические рекомендации

по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

школьников по химии

        Савчук Оксана Васильевна,

учитель химии и биологии

        пгт. Кожва

Принципы и подходы к разработке олимпиадных заданий

Задания олимпиады школьного этапа могут быть авторскими или выбраны из литературных источников. За основу могут быть взяты задания олимпиад прошлых лет, опубликованные в сборниках и на интернет порталах. Ссылка на источник обязательна. Задания школьного этапа целесообразно разрабатывать для 4 возрастных параллелей: школьный этап – 8, 9, 10 и 11 классы.

Для учащихся 8 классов олимпиада по химии должна быть в большей степени занимательной, чем традиционной и  включать в себя:

1.элементарные лабораторные операции (кто точнее взвесит или измерит объем, кто точнее и аккуратнее отберет необходимый объем жидкости, кто быстро, при этом аккуратно и        точно приготовит раствор заданной концентрации или разделит смесь на компоненты);

2.простые химические опыты, связанные с жизнью: гашение соды уксусной кислотой,

разложение хлорида аммония, изменение цвета природных индикаторов в кислой и щелочной среде.

Для учащихся 9-11 классов олимпиадные задачи должны быть основаны на материале 4 разделов химии: неорганической, аналитической, органической и физической. В содержании задач должны содержаться вопросы, требующие от участников следующих знаний и умений:

Из раздела неорганической химии:

–        номенклатура;

–        строение, свойства и методы получения основных классов соединений: оксидов, кислот,

оснований, солей;

–        закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в соответствии с периодическим законом.

Из раздела аналитической химии:

–        качественные реакции, использующиеся для обнаружения катионов и анионов неорганических солей;

–        проведение количественных расчетов по уравнениям химических реакций;

–        использование данных по количественному анализу.

Из раздела органической химии:

–        номенклатура;

–        изомерии;

–        строение;

–        получение и химические свойства основных классов органических соединений (алканов,

циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов, галогенпроизводных, аминов, спиртов и фенолов, карбонильных соединений, карбоновых кислот, сложных эфиров, пептидов);

Из раздела физической химии:

–        строение атомов и молекул,

–        типы и характеристики химической связи;

–        основы химической термодинамики и кинетики.

Так как проведение экспериментального тура на школьном этапе невозможно, то в комплект теоретического тура включается задача, требующая мысленного эксперимента, и время проведения тура увеличивается.

При разработке олимпиадных задач важную роль играют межпредметные связи, поскольку сегодня невозможно проводить полноценные исследования только в одной области науки, неизбежно будут затронуты смежные дисциплины. Знания по физике, биологии, геологии, географии и математике применяются в различных областях химии. Интеграция математической составляющей в задание по химии, например, ни в коем случае не умаляет «химичности» задачи, а, наоборот, способствует расширению кругозора участников олимпиады, творческому развитию знаний школьников. Такие «межпредметные» задачи усиливают химическую составляющую и показывают тесную взаимосвязь естественных наук.

Олимпиадные задачи по химии можно разделить на три основных группы:

качественные, расчётные (количественные) и экспериментальные.

Качественные задачи являются задачами на описание химического эксперимента (мысленный эксперимент) с указанием условий проведения реакций и наблюдений.

В таких задачах может потребоваться: объяснение экспериментальных фактов (например, изменение цвета в результате реакции); распознавание веществ; получение новых соединений; предсказание свойств веществ, возможности протекания химических реакций; описание, объяснение тех или иных явлений; разделение смесей веществ.

В расчетных задачах обычно необходимы расчеты состава смеси (массовый, объемный и мольный проценты); расчеты состава раствора (приготовление растворов заданной концентрации); расчеты с использованием газовых законов (закон Авогадро, уравнение Клапейрона-Менделеева); вывод химической формулы вещества; расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические соотношения); расчеты с использованием законов химической термодинамики (закон сохранения энергии, закон Гесса); расчеты с использованием законов химической кинетики (закон действия масс, правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса), расчеты с использованием констант равновесия.

Чаще всего олимпиадные задания включают в себя несколько типов задач, т.е. являются комбинированными. В задаче может быть избыток или недостаток данных. В случае избытка школьник должен выбрать те данные, которые необходимы для ответа на поставленный в задаче вопрос. В случае недостатка данных, школьнику необходимо показать умение пользоваться источниками справочной информации и извлекать необходимые для решения данные.

Методические требования к олимпиадным задачам

Содержание задачи должно опираться на примерную программу соответствующей возрастной параллели.

В задачах необходимо активно использовать различные способы названий веществ, которые используются в быту, технике.

Для успешного решения задачи необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение учащихся логически мыслить и их химическая интуиция.

Задача должна быть познавательной, будить любопытство, удивлять.

Задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; желательно, чтобы в задаче содержался и материал из других естественнонаучных дисциплин.

Задача должна быть интересна (не только с точки зрения занимательности). В ней должна быть «изюминка». По возможности и задачи, и вопросы должны быть составлены и сформулированы оригинально.

Условие задачи не должно занимать больше одной страницы печатного текста. Вопросы к задаче должны быть выделены и четко сформулированы, не допуская двоякого толкования. На основе вопросов строится система оценивания.

Рекомендации по разработке системы оценивания

1.        Решения задачи должны быть разбиты на элементы (шаги).

2.        В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения. Причем балл за один шаг решения может варьироваться от 0 (решение соответствующего элемента отсутствует или выполнено полностью неверно) до максимально возможного балла за данный шаг.

3.        Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

4.        Шаги, демонстрирующие умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию оцениваются выше, чем те, в которых показаны более простые умения, владение формальными знаниями, выполнение тривиальных расчетов и др.

Суммарный балл за различные задания не обязательно должен быть одинаковым.

Примеры олимпиадных заданий

8 класс  

Задание 1 

1. Наиболее распространённым элементом в межзвёздном пространстве является:

а) кислород  б) водород

в) кремний   г) гелий

2. Наибольшую молярную массу имеет вещество с формулой:

а)H2S    б) Н2Те

в) Н2Se   г)Н2О    

3. Закон сохранения массы веществ объясняется тем,  что в ходе реакции не изменяется:

а) качественный и количественный состав вещества;

б) общее число молекул всех веществ;

в) общее число атомов всех элементов;

г) всё перечисленное      

4) Воздушный шар взлетит, если его наполнить любым газом из набора

( давление внутри шара считать нормальным, массой шара пренебречь):

а) гелий, аргон;    б) водород, углекислый газ;

в) аммиак, неон;    г) водород, гелий.

5) Только из неметаллов состоит период:

а) 3   б) 2

в) 4   г)1

6)  Даны растворы: дистиллированная вода, раствор поваренной соли и этилового спирта. Значения плотностей жидкостей, выданных  таковы : вода 1,00 г/мл , раствор поваренной соли 1,15 г/мл  ,  раствор этилового спирта 0,84 г/мл. Ученик взял чистую пробирку, поместил в неё несколько металлических шариков и закрыл пробкой. Затем он поочерёдно опускал её в стаканы  жидкостями и отпускал свободно плавать. В какой жидкости пробирка выталкивается на максимальную высоту?

    А) в воде

    Б) в растворе поваренной соли

    В) в растворе спирта

Задание 2.   

Запишите символы химических элементов, перевод названий которых с греческого языка означает:

а) безжизненный;    б) солнечный;         в) фиолетовый;       г) светящийся;  

                               д)рождающий воду.

 Задание 3.

Два периода в истории человечества получили названия благодаря металлу и его сплаву. Это тяжёлый, тугоплавкий  металл, довольно мягкий, легко поддаётся прокатке и вытягиванию, хорошо проводит электрический ток, уступая в этом только серебру. Образует два оксида, отличающихся по составу и цвету. О каком  металле и сплаве идёт речь? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4.

Гемоглобин содержит 0,34% железа. Вычислите молекулярную массу гемоглобина .

Задание 5.  

В трёх неподписанных пробирках находятся вода, раствор гидроксида натрия и раствор лимонной кислоты. С помощью, каких индикаторов можно определить данные вещества? Каким одним индикатором можно воспользоваться для определения? Как в бытовых условиях можно отличить раствор лимонной кислоты от воды?

           Ответы и решения:(общее количество баллов -24 )

Задание 1( 1 балл за каждый правильный ответ – всего 6 баллов)

  1. б
  2. б
  3. в
  4. г
  5. г
  6. б

Задание 2 ( количество баллов – 5)        

а) N, б) Не, в) I, г) Р, д)Н.

Задание 3. ( количество баллов – 4)

Металл – медь ( 1 балл),  медный сплав – бронза ( 1 балл). В истории человечества было два периода, связанных с использованием металла – меди- медный век ( 1 балл) и медного сплава –бронзы- бронзовый век ( 1 балл)

Задание 4 ( количество баллов – 4)

Вся молекула гемоглобина -100%  ( 1 балл)

Относительная атомная масса железа – 56 ( 1 балл)

Составляем пропорцию: 0,34% – 56

                           100% – x    ( 1 балл)

Где x – относительная молекулярная масса гемоглобина. X= 100%*56/0,34% =16470,6 ( 1 балл)

Задание 5 ( количество баллов – 5)

Названы индикаторы: лакмус – кислота, гидроксид натрия – фенолфталеин (2 балла)

Назван универсальный индикатор, его окраска в разных средах  (2 балла)
Названы бытовые индикаторы: чайная заварка или растворы ягодных соков
 (1 балл)

9 класс

Задание 1. 

В школьном коридоре найдена половина шпаргалки по химии. На ней записаны только правые части уравнений. Восстановите левые части:

А)              ZnSO4 +Cu    

Б)              К2СО3 +Н2О  

В)             2FeCl3

Г)            СО2 +2Н2О

Задание 2.

Лаборант взял 5г соли и растворил её в 200г воды. Открытую колбу с приготовленным раствором он случайно поставил на включенную электрическую плитку. Спохватившись, лаборант выключил плитку, при этом объём жидкости в колбе уменьшился. Вычислите массовую доли соли в исходном и полученном растворах, если масса раствора после испарения воды составила 185 г.

Задание 3.

Смесь медных и цинковых опилок массой 10 г. Поместили в избыток раствора соляной кислоты. После прекращения выделения газа масса оставшихся опилок составила 7,4 г. Сколько граммов цинковых опилок было в исходной смеси?  Сколько литров газа выделилось?

Задание 4.

В четырёх пробирках находятся порошки оксида меди (II), оксида железа(III), серебра и железа. Используйте один из предложенных реактивов: NaOH, НСl( разб.), Н2О,Nа2СО3 с помощью которого можно различить каждое вещество. Запишите уравнения химических реакций, укажите признак реакции.

Задание 5.

Два одинаковых по объёму шарика, содержащих одинаковое число атомов, один из цинка, другой из неизвестного металла, подвесили на резинках одинаковой длины и толщины. При этом резинка с цинковым шариком растянулась в 1,356 раза больше. Определите, из какого металла был сделан второй шарик.

Ответы и решения: (общее количество баллов -24 )

Задание 1. ( За каждое правильное уравнение 1 балл – всего 4 балла)

  1. Zn +CuSO4 = ZnSO4 + Cu

Б) 2 КОН + СО2 = К2СО3 + Н2О

   B) 2 Fe + 3 Cl2 = 2FeCl3

   Г) СН4 + 2 О2 = СО2 +2 Н2О

Задание 2. ( 4 балла)

W= m(соли)/m(р-ра)  – 1 балл

m(р-ра)  = m(соли)  + m(воды)  = 5г+200г= 205г – 1 балл

W( в исх.р-ре)= 5г/205г=0,024 или 2,4% – 1 балл

W( в получ.р-ре)= 5г/185г=0,027 или 2,7% – 1 балл

Задание 3. ( 4 балла)

Cu + HCl = реакция не идёт

Zn + 2HCl = ZnCl2 +H2  – (1 балл)

m(цинковых опилок)  = 10г -7,4г =2,6г  –   (1 балл)

n (Zn) = 2,6г/65г/моль=0,04 моль  – 1 балл

n (Н2) = 0,04 моль; V(H2)=0,04 моль * 22,4 моль/л = 0,896л.  – (1 балл)

Задание 4. ( 8 баллов)

CuO + 2 HCl =CuCl2 +H2O – голубой раствор ( 2 балла)

Fe2O3 + 6 HCl = 2 FeCl3 +3H2O – жёлто-бурый цвет (2балла)

Ag +HCl – реакция не идёт (2балла)

Fe +2HCl = FeCl2 +H2 – зеленоватый раствор, выделение газа (2балла)

Задание 5. ( 4 балла)

Длина растянутой резинки пропорциональна массам шариков. –  (1 балл)

Так как число атомов в образцах металлов одинаково, массы шариков пропорциональны их молярным массам:

m (Zn)/m(Me) =M(Zn)/M(Me)=1,356 – (1 балл)

Откуда M(Me) = 65г/моль / 1,356 = 48 г/моль, что соответствует молярной массе титана. (2 балла)

10 класс

Задание 1.

В сгущённом молоке с сахаром содержится 12,5% лактозы и 43,5% сахарозы. Какая масса углеводов поступит в организм человека, если добавить в стакан чая пол столовой ложки сгущёнки? ( одна столовая ложка вмещает 30г сгущённого молока).

Задание 2.

В шоколаде содержится алкалоид теобромин, являющийся гомологом кофеина. Молекула теобромина содержит 46,7% углерода, 4,4% водорода, 31,1% азота и 17,8% кислорода. Относительная молекулярная масса теобромина такая же, как у глюкозы. Выведите молекулярную формулу теобромина.

Задание 3.

Буквами А, Б и В зашифрованы химические элементы. Определите эти элементы, если известно, что Б2 – бесцветный газ, не входящий в состав воздуха. Перепишите схемы реакций с учётом найденных элементов, расставьте в них коэффициенты.

а) А3 =А2

б) А2 +Б2 =Б2А

в) Б2А2 =Б2А +А2

г) В + Б2 = ВБ4

д) В + ВА2 = ВА

Задание 4.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно реализовать следующие превращения (каждая стрелка – одна реакция):

NaBr → NaCl → NaOH → H2 → Cu → Ag → NO

Задание 5.

В четырёх пробирках находятся порошки оксида меди (II), оксида железа(III), серебра и железа. Используйте один из предложенных реактивов: NaOH, НСl( разб.), Н2О,Nа2СО3 с помощью которого можно различить каждое вещество. Запишите уравнения химических реакций, укажите признак реакции.

Задание 6.

Составьте структурную формулу алкана, 4,4 г которого могут вступить в реакцию с 16 г брома.

Ответы и решения:(общее количество баллов -37 )

Задание 1.(количество баллов -4 )

0,5 столовой ложки сгущёнки: 30г/2 =15г (1балл)

Масса лактозы: 15г х 0,125 =1,875г (1балл)

Масса сахарозы: 15г х 0,435 =6,525г (1балл)

Масса углеводов: 1,875 + 6,525 = 8,4г (1балл)

Задание 2. (количество баллов -6 )

Относительная молекулярная масса глюкозы  – 180. – (1балл)

n (С)=0,467 х 180/12 =7- (1балл)

n (Н)= 0,044 х180/1=8 – (1балл)

n (N)= 0,311 х 180/14 =4 –(1балл) 

n (О)=0,178 х 180/16 = 2 – (1балл)

формула : С7Н8N4О2 – (1балл)

Задание 3. ( количество баллов -8 )

А – кислород ( 1 балл), Б – водород ( 1 балл), В –углерод ( 1 балл)

За каждое правильное уравнение- 1балл.

Задание 4.  ( количество баллов – 6)

2 NaBr + Cl2 = 2 NaCl + Br2 ;

электролиз водного раствора 2 NaCl + 2 H2O = H↑ + Cl2 ↑ + 2 NaOH

2Al + 2 NaOH + 6 H2O = 2 Na[Al(OH)4] + 3 H2

CuO + H2 = Cu + H2O при нагревании

Cu + 2 AgNO3 (водный раствор) = Cu(NO3)+ 2 Ag

2 Ag + 4 HNO3 (разб. р-р) = 3 AgNO3 + NO↑ + 2 H2O

Система оценивания: уравнения реакций – 1 х 6 = 6 баллов.

Задание 5. ( количество баллов -8)

CuO + 2 HCl =CuCl2 +H2O – голубой раствор ( 2 балла)

Fe2O3 + 6 HCl = 2 FeCl3 +3H2O – жёлто-бурый цвет (2балла)

Ag +HCl – реакция не идёт (2балла)

Fe +2HCl = FeCl2 +H2 – зеленоватый раствор, выделение газа (2балла)

Задание 6. ( количество баллов -5 )

Составление уравнения реакции и определение соотношения веществ СnH2n+2 + Br2 → СnH2n+1Br + HBr – 1 балл

Расчёт количества вещества брома (0,1 моль) – 1 балл

Определение молярной массы алкана (44 г/моль) – 1 балл

Определение молекулярной формулы алкана (С3Н8) – 1 балл

Составление структурной формулы алкана – 1 балл

11 класс

Задание1.

1) Установите соответствие между молекулярной формулой органического соединения и его названием.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА     НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ

1) C4H6                                         А) метилбензол

2) CH2O                                        Б) метаналь

3) C2H3Cl                                       В) бутадиен-1,3

4) C2H6O2                                                            Г) хлорэтан

                                                 Д) этандиол-1,2

                                                 Е) хлорэтен

2) Установите соответствие между формулой частицы и ее электронной конфигурацией.

ЧАСТИЦА                                   ЭЛЕКТРОННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

1) S0                                      А) 1s22s22p63s2

2) Cl+7                                    Б) 1s22s22p63s23p4

3) P+3                                     В) 1s22s22p5

4) N–3                                     Г) 1s22s22p6

                                           Д) 1s22s23s22p6

                                           Е) 1s22s22p63s13p6

3) Установите соответствие между схемой химической реакции и изменением степени окисления окислителя в ней:

СХЕМА РЕАКЦИИ                                                   ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

1) Cu + HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O                    А) Х + 2 → Х 0

2) NH4NO2 = N2 + H2O                                          Б) Х + 3 → Х 0

3) CuO + NH3 = Cu + NO2 + H2O                                В) Х + 5 → Х + 4

4) NaNO3 = NaNO2 + O2                                                              Г) Х – 3 → Х 0

                                                                  Д) Х 0 → Х + 2

                                                                  Е) Х + 5 → Х + 3

4) Установите соответствие между раствором соли и значением водородного показателя рН в этом растворе:

ФОРМУЛА СОЛИ                                            ПОКАЗАТЕЛЬ рН

1) Na3PO4                                                   A) 0

2) NaOH                                                     Б) 4

3) NaNO3                                                                               В) 7

4) AlCl3                                                      Г) 10,1

                                                              Д) 12,5

                                                              Е) 14

5) Установите соответствие между названием оксида и формула веществ, с которыми он может реагировать:

НАЗВАНИЕ ОКСИДА                               ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВ

1) оксид калия                                  А) Н2О, MgO, LiOH

2) оксид углерода (II)                           Б) Fe3O4, H2O, Si

3) оксид хрома (III)                              В) H2, Fe3O4, O2

4) оксид фосфора (V)                            Г) H2O, N2O5, H3PO4

                                                   Д) HCl, NaOH, Al

                                                   Е) Al, N2O5, H2O

Задание 2.

В шоколаде содержится алкалоид теобромин, являющийся гомологом кофеина. Молекула теобромина содержит 46,7% углерода, 4,4% водорода, 31,1% азота и 17,8% кислорода. Относительная молекулярная масса теобромина такая же, как у глюкозы. Выведите молекулярную формулу теобромина.

Задание 3.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно реализовать следующие превращения (каждая стрелка – одна реакция):

NaBr → NaCl → NaOH → H2 → Cu → Ag → NO

Задание 4

Имеются неподписанные пробирки, содержащие хлорид бария, конц. серную кислоту, нитрат серебра, конц. HI и конц. р-р едкого калия. Как без использования посторонних реактивов и приборов определить содержимое каждой пробирки?

Ответы и решения:(общее количество баллов -27 )

Задание 1 : ( по 2 балла за правильный ответ, 1 балл – если допущена 1 ошибка, 0 баллов – за 2 и более ошибок, итого 10 баллов)

1. 2. 3. 4. 5.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

в

б

е

д

б

г

а

г

в

б

а

е

д

е

в

б

г

в

д

а

Задание 2. ( количество баллов -6 )

Относительная молекулярная масса глюкозы  – 180. – (1балл)

n (С)=0,467 х 180/12 =7- (1балл)

n (Н)= 0,044 х180/1=8 – (1балл)

n (N)= 0,311 х 180/14 =4 –(1балл) 

n (О)=0,178 х 180/16 = 2 – (1балл)

формула : С7Н8N4О2 – (1балл)

Задание 3. ( количество баллов -6 )

2 NaBr + Cl2 = 2 NaCl + Br2 ;

электролиз водного раствора 2 NaCl + 2 H2O = H↑ + Cl2 ↑ + 2 NaOH

2Al + 2 NaOH + 6 H2O = 2 Na[Al(OH)4] + 3 H2

CuO + H2 = Cu + H2O при нагревании

Cu + 2 AgNO3 (водный раствор) = Cu(NO3)+ 2 Ag

2 Ag + 4 HNO3 (разб. р-р) = 3 AgNO3 + NO↑ + 2 H2O

Система оценивания: уравнения реакций – 1 х 6 = 6 баллов.

Задание 4. ( за каждое определённое вещество -1 балл- всего баллов -5)

Сливая растворы друг с другом и сравнивая наблюдаемые реакции с таблицей, идентифицируем вещества.

BaCl2

H2SO4

AgNO3

HI

KOH

BaCl2

x

H2SO4

Белый осадок

x

AgNO3

Белый осадок

    –

x

HI

    –

Выделение йода

Жёлтый осадок

x

KOH

    –

Сильное разогревание

Чёрный осадок

Сильное разогревание

x

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАССМОТРЕНО ОДОБРЕНО

Педагогическим советом Методическим советом

Харцызской ОШ № 19 методического кабинета

Управления образования

администрации города

Харцызска

Протокол №___ от ____20__ г. Протокол №___ от ___ 20__г.

Директор__________Босак Н.Н. Заведующий МК_____ Калита В.В.

Методические рекомендации

Разработка олимпиадных заданий по химии

Авторы разработки:

Степанова Евдокия Андреевна

учитель химии

Харцызской ОШ № 19

Донецкой Народной Республики,

Харичева Людмила Николаевна

учитель химии

Харцызской ОШ № 5

Донецкой Народной Республики

2017

г. Харцызск

Авторы:

Е.А. Степанова, учитель химии Харцызской общеобразовательной школы № 19 ДНР, специалист высшей квалификационной категории, учитель-методист.

Л.Н. Харичева, учитель химии Харцызской общеобразовательной школы №5 ДНР, специалист высшей квалификационной категории, звание «Старший учитель».

Рецензенты:

Н.В. Столбцова, учитель химии Харцызской общеобразовательной школы «Интеллект» №25 с углубленным изучением отдельных предметов ДНР, специалист высшей квалификационной категории, учитель-методист.

И.В. Лейко, учитель химии Харцызской общеобразовательной школы №1 ДНР, специалист высшей квалификационной категории, звание «Старший учитель».

Методические рекомендации представляют интерес для учителей, принимающих участие в организации внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Авторы рассматривают особенности проведения различных этапов олимпиад: от школьного до республиканского. Приводят примеры заданий и задач, их решения, предлагавшиеся на олимпиадах, а также составленные самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Школьный этап химических олимпиад 5

Городской этап проведения олимпиад 11

Республиканский этап химических олимпиад 15

Заключение 19

Список литературы 20

ВВЕДЕНИЕ

«Умение решать задачи

есть искусство, приобретающееся практикой».

Д.Пойа

В школьном курсе химии значительное внимание уделяется решению задач, способствующих более глубокому и прочному усвоению учащимися знаний, развитию их способностей к химии, формированию умений применять знания в новых ситуациях. Задачи же повышенной сложности (стандартные и нестандартные) служат своеобразным мостом между школьной программой и реальными задачами, которые придётся решать многим учащимся в будущем.

Решение нестандартных задач творческого характера требует от школьников глубоких и прочных знаний фактического материала, логического мышления, общей эрудиции. В ходе решения таких задач учитель получает возможность вывить школьников, которые обладают особой склонностью к постижению химических явлений и обладают химической интуицией.

Юные химики, как правило, хорошо ознакомлены с описательной химией, неплохо знают свойства и области применения веществ, иногда поражают своей эрудицией специалистов. Но если выполнение задания требует анализа, обобщения и на этой основе принятия того или иного решения, многие ученики испытывают трудности из-за отсутствия культуры химического мышления, из-за неумения найти нестандартные пути применения своих знаний.

Один из путей формирования этих качеств – решение задач повышенной сложности, к которым относятся олимпиадные задачи, конкурсные задачи, предлагаемые на экзаменах поступающим в высшие учебные заведения химического профиля. Это – нестандартные, нетипичные задачи. Именно такие задачи в максимальной степени способствуют развитию творческого мышления школьников.

Определённой методики решения нестандартных задач не существует, и создать такую методику практически невозможно. О.С. Зайцев пишет: «До настоящего времени ещё не удалось окончательно узнать, как решается новая задача, но выработаны многочисленные советы, как следует подходить к решению задачи». Конечно, речь идет о творческих задачах, где мы можем использовать термин «подход к решению», а не термин «метод» и «способ». Решение каждой такой задачи является индивидуальным творчеством, но в любом случае учитель обязан показать ученику логические пути её решения.

Главная цель данного пособия – оказание практической помощи учителям, которые ведут систематическую работу с учащимися, увлекающимися химией.

Не менее важными являются задачи, которые ставили перед собой авторы данного пособия:

  • повышение общенаучного и методического кругозора учителей;

  • подготовка их к внеклассной работе по химии,

  • подготовка к занятиям с будущими участниками химических олимпиад.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что в ней представлены задачи разных этапов ученических олимпиад: школьных, городских, республиканских.

Авторы данного сборника учитывали интересы учащихся, их возможности, особенности программы изучения химии в школе.

Умения решать задачи по химии –

это основной критерий

творческого мышления ученика.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ХИМИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Первым и очень важным этапом проведения химических олимпиад является школьный тур. Школьный тур может носить характер как очного, так и заочного. Наиболее перспективным является сочетание этих двух форм.

Преимущество заочного тура заключается в том, что он больше стимулирует самостоятельную работу учащихся. Чтение популярной литературы дает возможность выйти за рамки учебника и в известной мере за рамки программы. В результате учащиеся расширяют свой кругозор, знакомятся с интересными или полезными разделами химической науки. Задания этого тура могут включать задачи, для решения которых требуется использование справочной литературы, а также вопросы, для ответа на которые можно поставить простейший химический эксперимент. Например, предложить выполнить задачу по распознаванию водных растворов различных веществ. Для решения таких задач от участника требуется не только знание различных качественных реакций, но и наблюдательность, логическое мышление, аккуратность и другие весьма важные качества для химика-экспериментатора.

Задание

Установите содержимое пронумерованных пробирок 1-8, используя вспомогательные растворы нитрата серебра, серной кислоты, гидроксида натрия. Пронумерованные пробирки содержат растворы сульфата меди(II), карбоната натрия, перманганата калия, сульфида натрия, хлорида аммония, хлорида никеля, нитрата алюминия, хромата калия.

  1. Напишите формулы предложенных для распознавания солей.

  1. Исследуйте взаимодействие всех неокрашенных веществ со всеми вспомогательными растворами. Для этого небольшое количество исследуемого раствора перелейте в чистую пробирку, добавьте несколько капель вспомогательного раствора, перемешайте, запишите наблюдения в таблицу:

  1. Напишите уравнения всех реакций, которые были использованы для распознавания бесцветных растворов

Изменения, происходящие при добавлении

AgNO3

H2SO4

NaOH

  1. Руководствуясь окрасками растворов веществ, попробуйте соотнести номер пробирки с формулами соответствующих солей. Испытайте действие щелочи и кислоты на растворы окрашенных солей, заполните таблицу:

Изменения, происходящие при добавлении

H2SO4

NaOH

  1. И напишите уравнения всех реакций, протекающих при взаимодействии растворов кислоты и щелочи с исследуемыми растворами.

Решение

  1. Сульфат меди(II) –CuSO4, карбонат натрия – Na2CO3, перманганат калия – KMnO4, сульфид натрия – Na2S, хлорид аммония – NH4Cl, хлорид никеля – NiCl2, нитрат алюминия – Al(NO3)3,хромата калия – K2CrO4.

2. Перечисленные растворы можно разделить на две группы: половина из них окрашена в различные цвета, другие – бесцветны:

Окрашенные Неокрашенные

CuSO4 Na2CO3

KMnO4 Na2S

NiCl2 NH4Cl

K2CrO4 Al(NO3)3

Составим теоретическую таблицу, расположив по горизонтали вещества, которые нам нужно определить, а по вертикали – дополнительные реагенты. На пересечении каждого столбца и строки укажем явления, которые мы бы наблюдали при сливании этих растворов.

Na2CO3

Na2S

NH4Cl

Al(NO3)3

Изменения, происходящие при добавлении

AgNO3

белый осадок

реакция 1а

черный

осадок

реакция 2а

нет видимых

изменений

белый

творожистый

осадок

реакция 3а

H2SO4

“вскипание”

раствора

(выделяется

газ без запаха)

реакция 1б

появление

запаха

“тухлых яиц”

реакция 2б

нет видимых

изменений

нет видимых

изменений

NaOH

нет видимых

изменений

нет видимых

изменений

появление запаха

аммиака

реакция 3б

белый осадок

реакция 4а,

который исчезает

при добавлении

избытка NaOH

реакция 4б

Сопоставив полученную таблицу с результатами эксперимента, приходим к выводу, что в пробирках с бесцветными растворами находятся следующие вещества:

В той пробирке, где выпал белый осадок при добавлении AgNO3, при добавлении кислоты выделялся газ без цвета и запаха (наблюдалось «вскипание»), а при добавлении щелочи видимых изменений не было, находился р-р Na2CO3(это пробирка №__);

В той пробирке, где выпал черный осадок при добавлении AgNO3, при добавлении кислоты был запах тухлых яиц, а при добавлении щелочи видимых изменений не было, находился р-р Na2S(это пробирка №__);

В той пробирке, где выпал белый творожистый осадок при добавлении AgNO3, при добавлении щелочи был запах аммиака, а при добавлении кислоты видимых изменений не было, находился р-р NH4Cl(это пробирка №__);

В той пробирке, где выпал белый осадок при добавлении NaOH, который растворялся в избытке щелочи, а при добавлении кислоты или нитрата серебра видимых изменений не было, находился р-р Al (NO3)3, (это пробирка №__)

Итак: в пробирке № ___находится р-р Na2CO3

в пробирке № __находится р-р Na2S

в пробирке №__находится р-р NH4Cl

в пробирке №__находится р-р Al(NO3)3

3. Уравнения реакций:

1а) Na2CO3+ 2AgNO3 = Ag2CO3 + 2NaNO3;

1б) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2+ H2O;

2а) Na2S + 2AgNO3= Ag2S+ 2NaNO3;

2б) Na2S + H2SO4= H2S+ Na2SO4;

3а) NH4Cl + AgNO3= AgCl+ NH4NO3;

3б) NH4Cl + NaOH = NH3+ H2O + NaCl;

4а) Al(NO3)3+ 3NaOH = Al(OH)3+ 3NaNO3;

4б) Al(OH)3+ NaOH = Na[Al(OH)4] или

Al(OH)3+ 3NaOH = Na3[Al(OH)6];

Ниже предлагается соответствие окрасок растворов и номеров пробирок в одном из вариантов для распознавания:

Окраска водных растворов обусловлена присутствием в них следующих ионов: голубая – Cu2+, зеленая –Ni2+, желтая –CrO42-, от розовой до фиолетовой – MnO4ˉ. Эти знания позволяют установить содержимое пробирок с окрашенными растворами:

__ –р-р K2CrO4,

__ –р-р NiCl2,

__ –р-р CuSO4,

__ –р-р KMnO4

Составим теоретическую таблицу, расположив по горизонтали вещества, которые нам нужно определить, а по вертикали – дополнительные реагенты. На пересечении каждого столбца и строки укажем явления, которые мы бы наблюдали при сливании этих растворов.

Изменения, происходящие при добавлении

H2SO4

нет видимых

изменений

нет видимых

изменений

р-р изменил

окраску на

оранжевую

нет видимых

изменений

NaOH

выпал осадок

синего цвета

выпал

яблочно – зеленый

осадок

нет видимых

изменений

нет видимых

изменений

Если использовать концентрированный раствор NaOH, то в избытке этого раствора растворится синий осадок гидроксида меди:

Cu(OH)2+ 2 NaOH(конц)= Na2[Cu(OH)4]

Кроме этого возможно изменение окраски раствора перманганата калия в щелочной среде из-за разложения:

4MnO4ˉ + 4OHˉ = 4MnO4 + 2H2O+O2

Раствор приобретет сначала темную, почти черную окраску из – за смешения зеленого и фиолетового, а потом станет зеленым.

5.Уравнения реакций:

2K2CrO4+ H2SO4= K2Cr2O7+ K2SO4+ H2O

CuSO4+ 2 NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

NiCl2+ 2 NaOH = Ni(OH)2 ↓+ 2NaCl

Задача № 1

Смесь состоит из трёх газов: углекислого, азота, аргона. Объёмные доли газов равны: 20%, 50%, 30%. Определите массовые доли газов в смеси.

Дано: Решение.

(СО2) = 20%

hello_html_m51e57195.jpg(N2) = 50%

hello_html_m51e57195.jpg(Ar) = 30%

  1. СО2, N2, Ar

М =44г/моль М=28г/моль М = 40г/моль

  1. М (смеси) = 0,2∙44 + 0,5∙28 + 0,3 ∙40 = 34,8г/моль

  2. m (СО2) = 0,2 ∙44 = 88г

m (N2) = 0,5 ∙28 = 14г

m (Ar) = 0,3∙40 = 12г

  1. w(CO2) = ∙100% = 25,3%

w (N2) = ∙100% = 40,2%

w (Ar) = ∙100% = 34,5%

w (CO2) ?

w (N2) -?

w (Ar) -?

Ответ: 25,3%; 40,2%; 34,5%

Задача № 2

Имеется газовая смесь, массовые доли газов в которой равны: водорода – 35%, азота – 65%. Определите мольные доли газов в смеси ( в %).

Дано:

W(Н2) = 35%

W (N2) 65%

Решение

  1. Н2 N2

М = 2г/моль М= 28г/моль

  1. Расчет количества вещества в 100 г смеси

m = m (смеси) ∙ w;

m= 100г ∙0,35 = 35г; m= 100г ∙0,65= 65г

  1. n = ; n = = 17,5моль

x(Н2) -?

x(N2) – ?

n = = 2,32г/моль

  1. Мольные доли газов в смеси: n = 17,5 + 2,32 = 19,82 (моль)

x = ; x = ∙ 100% = 88,3% (Н2)

x = ∙ 100% = 11,7% (N2)

Ответ: 88,3%; 11,7%

Задача № 3

После сгорания 4,6 г вещества образовалось 8,8г углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность по водороду равна 23. Определите молекулярную формулу вещества.

Дано:

m(СxНy) = 4,6г

m(СО2) = 8,8г

m(Н2О) =5,4г

D(Н2) = 23

Решение

4,6г 8,8г 5,4г

2 СxНy + О2 → 2xСО2 = y Н2О

2∙46 = 92г 2x∙44=88x 18y

1)D(Н2) = ; М(СxНy) = D(Н2) ∙ М(Н2); М(СxНy) =23∙2 = 46г

2) ; x= = 2

СxНy 3) ; y= = 6

4) С2Н6 ; М (С2Н6) 30г/моль

5) 46-30 =16(г) – это кислород (О)

6) Значит формула С2Н6О

Ответ: С2Н6О

ГОРОДСКОЙ ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД

В городских химических олимпиадах участвуют, как правило, школьники, уже принимавшие участие в школьном туре олимпиады. Они более подготовлены к решению химических задач повышенной трудности. В заданиях городского тура значительно большее внимание уделяется вопросам и задачам, требующих прочных знаний физики и математики. Такие задачи способствуют укреплению межпредметных связей и воспитывают у юных химиков понимание необходимости знания всех предметов, изучаемых в школе.

К сожалению, на городском этапе проведения олимпиад практически нет возможности дать участникам выполнить экспериментальную работу, поэтому вполне допустимо заменить лабораторный эксперимент мысленным; требуется выяснить и описать конкретные свойства исследуемых веществ, записать процессы в виде уравнений химических реакций.

Задание.

Предложите способ разделения смеси алюминиевых и железных опилок и выделения этих металлов в индивидуальном виде при помощи химических реакций. Напишите уравнения протекающих процессов.

Решение:

Железо можно отделить при помощи обработки исходной смеси раствором щёлочи:

2Al + 2KOH + 6H2O = 2K[Al(OH)4 ] + 3H2

Выделение алюминия из раствора тетрагидроксоалюмината:

K[Al(OH)4 ] + CO2 = Al(OH)3 + KHCO3

2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

Al2O3 + CO = 2Al + 3CO2

Задача № 4

Водород, получаемый при электролизе воды, в качестве примесей пары воды и кислород. 1,12м3 такого газа (н.у.) пропустили сначала через трубку с фосфорным ангидридом, затем над нагретым катализатором (платиновый асбест) и, наконец, через вторую трубку с фосфорным ангидридом. При этом масса первой трубки с фосфорным ангидридом увеличилась на 3,36г, а масса второй трубки – на 3,6г. Определить влажность электролитического водорода (в г/м3) и содержание кислорода (в объёмных процентах).

Дано:

(смеси) = 1,12м3

m1 = 3,36г

m2 =3,6г

Решение

Р2О54О10) – очень эффективный осушитель газов.

  1. В первой трубке с ангидридом

поглотилась вся содержащаяся в газе вода.

Влажность-?; W (О2) -? Влажность газа = = 3 г/ м3

2)На катализаторе происходит необратимая реакция:

2 + О2 = 2Н2О

2моль 1моль

3) Кислород содержится в недостатке, поэтому он полностью переходит в воду.

Количество образовавшейся воды, очевидно, равно 3,6г:

n(Н2О) = = 0,2 моль

4)Из уравнения видно, что О2 расходуется в 2 раза меньше, т.е. 0,1 моль или 2,24л

5) В электролитическом водороде содержится:

1,12 м3 = 1120л

W (О2) = ∙ 100% = 0,2%

Ответ: 0,2%

Задача № 5

При пропускании через контактный аппарат смеси, содержащей 7% диоксида серы, 11% кислорода, 82% азота, при t ° = 525°С и нормальном давлении со скоростью, обеспечивающей установление химического равновесия, 90% окисляется диоксида серы в триоксид. Определить объёмный состав газовой смеси, выходящей из аппарата. Как изменится состав полученной смеси, если скорость прохождения газа через контактный аппарат увеличить или уменьшить по сравнению с исходной.

Дано:

W(SO2) =7%

W(O2) = 11%

W(N2) =82%

t ° = 525°С

W(SO2) = 90%

Решение

  1. Исходя из 100 объёмов начальной смеси, рассчитать количество объёмов после каталитического окисления:

2 SO2 + O2 = 2SO3

2моль 1моль 2моль

7объёмов 11объёмов – объёмы до реакции

7∙0,9 = 6,3 6,3:2 =3,15 6,3 – прореагировало

0,7 7,85 6,3 – после реакции

(7-6,3) (11-3,15)

  1. Из 100 объёмов начальной смеси с учетом не вступающего в реакцию азота получилось:

82+0,7+7,85+6,3 = 96,85 объёмов

  1. Состав полученной смеси:

а) hello_html_m51e57195.jpg(SO2) = ∙100% = 0,72%

б) hello_html_m51e57195.jpg(O2) = ∙100% = 8,10%

в) hello_html_m51e57195.jpg(SO3) = = ∙100% = 6,50%

г) hello_html_m51e57195.jpg(N2) = = ∙100% = 84,68%

По условию этот состав соответствует равновесному состоянию. Т.к. равновесие установиться успевает, то

при уменьшении скорости прохождения газа через контактный аппарат состав выходящей смеси изменяться не будет.

Ответ: 0,72%; 8,10%; 6,50%; 84,68%

hello_html_m51e57195.jpg(SO3) – ?

hello_html_m51e57195.jpg(O2) -?

hello_html_m51e57195.jpg(N2) -?

90% – 0.9

Задача № 6

Найти формулу минерала с массовой долей алюминия 10,04% и кремния -31,35%. Минерал содержит ещё два элемента X и Y в массовом соотношении 1: 10,652.

Дано Решение

W(Al) =10,04%

W(Si) =31,35%

X :Y

Al Si XY

  1. В природных алюмосиликатах атомы Al и Si связаны с кислородом : Al2O3 и SiO2

Следовательно, Y – это кислород.

  1. Соотношение между числом атомов Al, Si, О в минерале:

: = 0,372 : 1,11 : 3,349

Al Si О

: :

1:3:9 это приходится на один атом алюминия, но X по прежнему неизвестен.

Представим формулу минерала: Al2O3 ∙ 6 SiO2mX2On

В соединении на два атома алюминия приходится 18 атомов кислорода, значит:

(15 + mn) = 18

Из массового соотношения X и O находим:

= ; m =

Если n= 2, Ar(X) =9; Ar=Be

Если валентность X больше 2х, значение Ar нереально. Итак, формула минерала:

Al2Si6 Be3O18

Ответ: Al2Si6 Be3O18

Задача № 7

Оксид углерода (IV) находится в сосуде объёмом 20л при температуре 22°С и давлении 500кПа. Определить массу оксида углерода (IV).

Дано:

= 20л

t °= 22°С

Р = 500кПа

Решение:

  1. СО2

М = 44г/моль

  1. n = ? из формулы:

РV=nRT; где R = 8,314Дж/(моль∙К); Т = 237 + 22 = 295К

m(СО2) – ? n = = 4,077 (моль)

  1. m(СО2) = n∙М; m= 4,077моль∙44г/моль = 179,4г

Ответ: 179,4г

Задача № 8

Какую массу металлического натрия надо взять, чтобы при его взаимодействии с 1 л воды образовался 2% раствор гидроксида натрия? Плотность раствора гидроксида натрия принять равной 1г/мл.

Дано:

2О) = 1л

w(NaOH) = 2%

hello_html_2df1f7a2.gif( NaOH) = 1г/мл

Решение:

xг 1л 2%, 1г/мл

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2∙23г/моль 2∙40г/моль

1)пусть n (Na) = x моль,

2)по уравнению реакции:

m(Na) – ?

n (NaOH) = n (Na) = x моль,

n(H2) = 1/2n(Na) = x/2моль;

3) тогда m(NaOH) = 40∙x (г); m (H2) = x/2 ∙2 = xг

4) масса полученного раствора составляет:

m(р-р) = m(Н2О) + m(Na) ─ m (H2);

m(Н2О) = m= ρV= 1000г; тогда:

5)m(р-ра) = 1000 + 23∙x ─ x = 1000 + 22x

6) w((NaOH) = ; 0,02 = ; 40x = 20 + 0,44x

39,56 x = 20; x =

7) m(Na) = 23 ∙ 0,505 = 11,6г

Ответ: 11,6г

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП ХИМИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Третьим этапом являются республиканские олимпиады по химии. В комплект задания входят задачи различной степени трудности, причем не менее двух-трёх вопросов и задач должны быть посильны для подавляющей массы участников олимпиады. Более сложные задания должны быть доступны для их частичного решения. Такие задачи позволяют дифференцировать участников по глубине знаний и умению полностью анализировать как условия задачи, так и полученное решение. В тоже время в задании должны быть и одна – две задачи достаточно высокой степени трудности, полное и правильное решение которых смогут дать только сильнейшие из участников. Это обеспечит и выявление победителей и не даст отрицательного психологического результата как в тех случаях, когда ни одна из задач не будет решена участником или все участники полностью решат все задачи.

Задача № 9

Температура кипения раствора, содержащего 200г воды и 5,4г кристаллического органического вещества на 0,078°С выше, чем у чистой воды. Если добавить 1 моль этого вещества к 100г воды, её температура кипения поднимется на 5,2°С. Процентный состав растворенного вещества: С – 40%, Н – 6,7%, О – 53,3% . Найдите молекулярную формулу вещества, если известно, что повышение температуры кипения растворителя прямо пропорционально количеству растворённого вещества.

Дано:

m12О) = 200г

m(СxНyОZ) = 5,4г

t°1 = 0,078°С

n = 1 моль

m22О) = 100г

t°кип = 5,2°С

Решение:

  1. Простейшая формула:

x:y:z = : :

x:y:z = 3,33 :6,7 :3,33

x:y:z = 1: 2 : 1

СН2О

СxНyОz 2) Если бы 5,4г вещества были растворены в 100г

воды, то температура кипения раствора

повысилась бы на: 0,078 ∙2 = 0,156°С

3)обозначим через x число молей вещества в 100г воды. Тогда:

= ; x = = 0,03 моль

  1. Так как 5,4г соответствуют 0,03 моль, то масса 1 моль вещества составит: m (СxНyОz) = 5,4∙0,03 = 180г

  2. Истинная формула:

СН2О; Мr (СН2О) = 12+ 2+ 16 =30; 180:30 =6 (раз)

С6Н12О6

Ответ: С6Н12О6

Задача № 10

Какие объёмы растворов некоторого вещества с массовой долей его 20% (hello_html_m7847f5c2.png = 1,20г/мл) и 5% (hello_html_m7847f5c2.png= 1,05г/мл) следует взять, чтобы приготовить 2л раствора с массовой долей 10% (hello_html_m7847f5c2.png = 1,10г/мл)?

Дано:

W1=20%

hello_html_m7847f5c2.png1 = 1,20г/мл

W2 = 5%

hello_html_m7847f5c2.png2 = 1,05г/мл

=2л

W =10%

hello_html_m7847f5c2.png= 1,10г/мл

Решение:

Задачу можно решать как систему уравнений с двумя неизвестными.

Первый раствор – x, 20% – 0,2

Второй раствор – y, 5% – 0,05

  1. m1(р-ра) = 0,2x г вещества

m(Н2О) =1 ─ 0,2x = 0,8x

  1. m2(р-ра) = 0,05y,

m(Н2О) = 1 ─ 0,05y = 0,95y

1 – ? 3) m раствора после смешивания

2 – ? 2л – 2000мл

m(р-ра) = ᴠ∙hello_html_m7847f5c2.png; m(р-ра) = 2000мл∙1,10г/мл = 2200г

4)m(в-ва) = 2200г∙0,10 =220г

m(Н2О) = 2200 ─ 220 = 1980 (г)

5)Составим уравнение для масс растворённого вещества и воды:

0,2x + 0,05y =220

0,8x + 0,95y = 1980

6)Из расчетов получаем массы растворов:

x = 733г, y = 1467г

7) hello_html_687923fd.jpg отсюда ᴠ = ;

1 = = 611(мл); ᴠ2 = = 1397(мл)

Ответ: 611мл, 1397мл.

Задача № 11

При постоянном объёме и некоторой достаточно высокой температуре достигается равновесие:

4HCl + O2 ⇄ 2H2O + 2Cl2

4моль 1моль 2моль 2моль

36,5г/моль 32г/моль

Все участники которого находятся в газовом состоянии. Исходная смесь НСl и О2 имела плотность по водороду 16,9. Чему равно объёмное соотношение между всеми газами в состоянии равновесия, если после его достижения выход хлора составляет 50% от теоретического?

Дано:

D(Н2)(HCl, O2) = 16,9

W(выход Cl2) = 50%

Решение:

  1. Обозначим объёмную долю:

НСl ─ x, О2 = 1─x

НСl : О2 : H2O : Cl2 2) D(Н2) = ; М(газов) = 16,2 ∙2 = 33,8

3)Уравнение для средней молекулярной массы смеси:

36,5x + 32(1─x) = 33,8

x= 0,4

4)Таким образом, на 100моль исходной смеси приходится:

40моль НСl и 60моль О2

5) Теоретически должно прореагировать:

4HCl + O2 ⇄ 2H2O + 2Cl2

40моль HCl и образоваться 20моль Cl2

  1. При выходе хлора 50% от теоретического: образуется лишь

10моль Cl2 и 10моль H2O, на что расходуется 20моль HCl и 5моль O2.

20моль:5моль:10моль:10моль.

  1. После достижения равновесия имеется:

40 ─ 20 = 20(моль) (HCl)

60 ─ 5 = 55(моль) (O2)

10моль H2O

10моль Cl2

Объёмные отношения:

20:55:10:10

4:11:2:2

Ответ: 4:11:2:2

Задача № 12

Какой объём раствора с массовой долей сульфида натрия 8% (hello_html_m7847f5c2.png = 1,10г/мл) потребуется для полного осаждения меди из раствора, полученного обработкой соляной кислотой продукта прокаливания на воздухе 12,7г меди?

Дано:

W(Na2S)рра = 8%

hello_html_m7847f5c2.png= 1,10г/мл

m(Cu) = 12,7г

Решение:

CuCuOCuCl2 CuSNa2S

63,5г/моль 78г/моль

  1. Из схемы видно:

(р-ра) (Na2S) – ? из 1моль Cu образутся 1моль CuS,

на что потребуется 1моль Na2S

  1. n (Cu) = = 0,2 моль, и будет 0,2моль Na2S

  2. m(Na2S) = 78г/моль ∙0,2моль = 15,6г

  3. m(р-ра) = =195г

  4. (р-ра) = ; (р-ра) = 177мл

Ответ: 177мл.

Задача № 13

При сжигании 10г метала было получено 18,9г оксида, при этом металл окислился до степени окисления III. Что это за металл? Какой объём кислорода был израсходован при этом?

Дано:

m(Ме) = 10г

m(Ме2О3) =18,9г

Решение:

  1. m(О2) = 18,9 ─ 10 = 8,9г

  2. степень окисления металла +3

Ме -?

4Ме + 3О2 = 2 Ме2О3

4x 96

  1. m(Ме) = 27, это Al

Ответ: алюминий

Задача № 14

Рассчитайте давление, создаваемое при температуре 25°С продуктами сгорания мочевины в литровом сосуде, если количество теплоты, выделившееся при сгорании равно 94,8 кДж , а теплота сгорания мочевины составляет 632 кДж/моль .

Дано:

t° = 25°С

=1л

Q =94,8кДж

Q сгор. = 632кДж/моль

Решение:

СО(NH2)2 + O2CO2 + 2H2O + N2

n (СО(NH2)2) = = =0,15 (моль)

При 25°С H2O – жидкость, тогда число моль газообразных продуктов сгорания:

hello_html_m7847f5c2.png-? n(газ) = n(СО(NH2)2) ∙ (1+1) = 0,15∙2 = 0,3моль

hello_html_m7847f5c2.png= = = 7,3 атм = 742,8кПа

Ответ: 7.3 атм .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Химические олимпиады школьников стали в настоящее время одним из наиболее эффективных методов поиска талантливой молодежи, стимулирования и развития глубокого интереса к химии и средством активизации учебного процесса. Дальнейшее совершенствование системы химических олимпиад школьников будет способствовать повышению уровня химического образования и более тесным контактам между работниками средней и высшей школы, что несомненно поможет привлечению в науку наиболее способной и увлечённой молодёжи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барко, В.И. Задачи производственного содержания в преподавании химии/ В.И Барко. – Киев.: Радянська школа,1989. -95с.

  2. Гузик, Н.П. Учить учиться/ Н.П. Гузик.- М.:Педагогика, 1981.

  3. Данильченко, В.Е. Как решать задачи по химии/ В.Е Данильченко. – Харьков.: Краина мрий, 2008. – 88с.

  4. Ерыгин, Д.П. Методика решения задач по химии/ Д.П. Ерыгин, Е.А. Шишкин. – М.: Просвещение, 1989. – 73с.

  5. Кочерга, И.И. Олимпиады по химии/ И.И. Кочерга. – Харьков.: Ранок, 2004. – 378с.

  6. Кукса, С. 600 задач по химии/ С. Кукса. – Тернополь.: Мандривец, 2012. – 141с.

  7. Лабий, Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств/ Ю.М. Лабий. -100с.

  8. Лисичкина, Г.В. Химия. Школьная олимпиада/ Г.В. Лисичкина. – М.: Астрель, 2004. – 195с.

  9. Маршанова, Г.Л. Сборник задач по органической химии./ Г.Л. Маршанова. – М.: Раил,1997. – 70с.

  10. Михилев, Л.А.Задачи и упражнения по неорганической химии/Л.А. Михилев. – Ленинград.: Химия,1985. -232с.

  11. Николаенко, В.К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии [Текст]: пособие для учителя/ В.К. Николаенко. – Киев.: Радянська школа, 1990. – 160с.

  12. Чуранов, С.С. Химические олимпиады школьников/ С.С. Чуранов, В.М. Демьянович. – М.: Знание, 1979. – 64с.

  13. Шаповалов, А.И. Методика решения задач по химии/ А.И. Шаповалов. – К.: Радянська школа,1989. – 84с.

Добавить комментарий