Как составить описание храмов

Прекрасен собор Василия Блаженного! Не похож он на остальные храмы, ярко выделяется на их фоне несимметричностью, красками, сложным орнаментом.

Но таким он был не всегда. Рассказывать о его истории изменений я начну с самой постройки.

Изначально считалось, что строительство храма было завершено в тысяча пятьсот шестьдесят первом году, однако настоящую дату узнали благодаря фреске, замазанной в семнадцатом веке. Оказалось, что собор строили в честь взятия Казани с тысяча пятьсот пятьдесят пятого по тысяча пятьсот шестьдесят первый год, заказчиками были Иван Грозный и Митрополит Макарий. Каждая церковь в нём названа в честь праздников, в дни которых проводились решающие сражения за Казань. Говоря о названиях, стоит упомянуть, что официально собор носит название Покрова Пресвятой Богородицы. Своё обиходное название он получил, когда рядом с церковью Василия Блаженного начали совершаться исцеления. Юродивый, в честь которого дано название этой церкви, при жизни и после неё был известен своими выходками и способностями. Когда он скончался, его тело похоронили на кладбище собора. Тогда он не был таким ярким, каким мы знаем его сейчас. Купола-луковки изначально были позолоченные, а стены белые, храм в целом мало отличался от остальных. Только в семнадцатом веке его кардинально изменили. Обработали главы, что теперь выглядят празднично и красочно, сравнимо с зефиром. У каждой церкви глава отличается от других. Самая выдающаяся луковка находится на высокой девятой, окружённой восемью остальными: она самая маленькая, возвышается над остальными на шатре. Между церквями есть много узких коридоров, стены в которых могут быть не окрашены. Цветочным хитроумным орнаментом декорированы кирпичные стены снаружи и изнутри. Херувимы и серафимы, святые и юродивые, сюжеты Библии и Евангелиона изображены на иконах, украшающих потолки, с которых на длинных цепях свисают роскошные люстры. Их свет позволяет видеть дорогое убранство внутри храма, церковную атрибутику, необычную для моих глаз.

Все сделано искусно, даже вычурно в хорошем смысле. Можно долго засматриваться на цветочные узоры, разноцветные купола, иконы. Никогда мне не приходилось быть в храме Василия Блаженного, даже рядом стоять, но всё равно я чувствую его торжественнось, святость и необыкновение, отличия от других соборов.

Сочинение-описание памятника культуры должно содержать информацию об истории создания, месте расположения, также культурной значимости рассматриваемого объекта.

Содержание

  1. Сочинение «Описание памятника культуры»
  2. Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”
  3. Описание памятника А. С. Пушкину в Москве
  4. Описание памятника Т. Шевченко
  5. Описание Михайловского замка
  6. Храм Василия Блаженного – описание
  7. Памятник погибшим солдатам − сочинение
  8. Памятник Неизвестному Солдату − сочинение
  9. Сочинение-описание памятника К. Туровского
  10. План сочинения-описания памятника архитектуры
  11. Как сделать описание памятника архитектуры?
  12. Примерный план сочинения

Сочинение «Описание памятника культуры»

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Этот памятник любят и москвичи, и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.

Читайте также: «Памятник» Пушкин стих анализ.

Описание памятника Т. Шевченко

Есть в Харькове места, известные каждому жителю города. Они внесены во все экскурсионные маршруты города. Здесь назначают свидание, сюда харьковчане непременно ведут гостей, которые приехали к ним издалека. Здесь можно увидеть и иностранные делегации. Такие места — колокольня Успенского собора, Покровский монастырь, памятник Т. Г. Шевченко… Памятник великому Кобзарю занимает особое место в списке известных мест столицы Слобожанщины. Открытый 24 марта 1935 года, он и сейчас остается одним из наиболее значительных достижений отечественной монументальной скульптуры и является ярким символом дружбы и братства украинского и русского народов.

Памятник Тарасу Шевченко — своеобразная визитная карточка Харькова. Дорогу к нему легко найдет даже тот, кто впервые приехал в Харьков. Памятник высится между главной магистралью города — Сумской улицей, и центральной площадью, которая с получением Украиной независимости получила название площадь Свободы. Очень удачно выбранное место, точно рассчитанные размеры монумента (его общая высота 16,5 метров, высота статуи поэта 5,5 метров), гармоничная подчиненность архитектурных и скульптурных элементов оказали содействие тому, что памятник сразу органически вписался в ансамбль города. Памятник стоит в живописном месте — в саду имени Т. Г. Шевченко.

Одна из аллей сада ведет к Национальному университету имени В. Карамзина; по другой аллее от памятника можно попасть к еще одному сооружения, которое достойно внимания, киноконцертному залу «Украина». Этот зал кольцом обступили старые и молодые деревья сада Шевченко. Здесь к саду примыкал один из наистарейших в Украине зоопарков, история которого насчитывает свыше ста лет. Тем не менее, сердцем этого удивительного уголка Харькова является памятник Кобзарю. Бронзовая статуя Шевченко поднята на трехгранный пилон. Вокруг него на выступах, которое постепенно возрастают, расположены шестнадцать фигур, которые олицетворяют собой всю историю Украины.

Шевченко стоит, едва склонив в задумчивости непокрытую голову. Скульптор остановил тот миг, когда поэт собирался сделать шаг — в нем весь порыв, все движение. На плечи накинуто пальто, правая рука сжата в кулак. Во внешности поэта, в его суровом лице, в сдвинутых бровях, в энергичном жесте руки ощущается сила необыкновенного человека, который посвятил свою жизнь и талант Украине, своему народу, человека, который оставил потомкам большое творческое наследие. На творчестве Шевченко выросло немало поколений современных художников слова. Стоя возле памятника, мы будто слышим в шуме деревьев, которые окружают памятник, вечные слова поэта.

Описание Михайловского замка

Инженерный, или Михайловский, замок — ценнейший памятник русской архитектуры XVIII–XIX столетий. Он связан с именем великого русского зодчего В. И. Баженова, разработавшего проект здания в 1792 году. Осуществление проекта замка, заложенного 26 февраля 1797 года, происходило без непосредственного участия Баженова. Работами руководил архитектор В. Бренна, внесший долю своего творческого участия, главным образом, в оформление интерьеров. Квадратный в плане, с внутренним восьмиугольным двором, Инженерный замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки.

К его главному фасаду ведет Кленовая аллея, украшенная монументом Петра I работы скульптора К. Растрелли. Каждый из четырех фасадов замка решен своеобразно и не повторяет другой. Наибольшей сложностью и богатством обработки отличается главный, прорезанный парадным въездом во внутренний двор юго-восточный фасад, В центральной своей части он облицован мрамором и декорирован мраморными колоннами, обелисками и скульптурой. Фриз над колоннадой исполнен из шокшинского порфира. Барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России» изваян скульптором П. Стаджи.

Фасад, обращенный на реку Мойку, в сторону Летнего сада, в художественном отношении не уступает главному. Два сильно выступающих ризалита по сторонам центральной части, увенчанной высоким аттиком, богато обработанным скульптурой, связаны здесь колоннадой из парных дорических колонн розоватого олонецкого мрамора. Колонны поддерживают открытую террасу на уровне второго этажа. Великолепная лестница, ведущая в сад, украшена статуями Геркулеса и Флоры на высоких гранитных пьедесталах. Отделка здания была закончена в ноябре 1800 года.

В 1823 году в замке было размещено Главное инженерное училище. С этого времени он стал называться Инженерным замком. При перестройке здания для нужд училища были изменены и уничтожены некоторые дворцовые интерьеры. Однако часть помещений сохранила первоначальную обработку до наших дней. Общий характер планировки, где преобладают сложные по конфигурации помещения — круглые, овальные, многоугольные и прямоугольные с нишами и завершениями в виде экседр, остается неизменным. Из числа дворцовых помещений лучше других сохранились главная лестница, Тронный зал, Рафаэлевская галерея, овальный и церковный залы. В ряде залов имеются фрагменты первоначальной обработки — карнизы, плафоны, барельефы и т. п.

Храм Василия Блаженного – описание

Вариант 1

Храм Василия Блаженного — под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма — собор Покрова Божией Матери на Рву , который построен был в 1555–1561 годах. В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь.

В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение.

В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: “И все купцы, и послы, которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой”. По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.

На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным “огненным” декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы. Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада.

Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь. Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают “главу”. Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу. Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.

Вариант 2

На Красной площади невозможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное. Храм Василия Блаженого — из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно. Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены.

Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны — это лишь малая часть. В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них — малые церкви — расположены по бокам, еще четыре — побольше — находятся ближе к центру.

В самом центре возвышается величественная Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой “главкой”. Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект. Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри? Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес. В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле.

Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры. А вот и началось богослужение… Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера — возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.

Памятник погибшим солдатам − сочинение

Война… Сколько горя, слёз, бед, исковерканных судеб оставила она на своих дорогах! Сколько матерей не дождалось своих сыновей и дочерей! Сколько детей так и не узнали настоящего детства! Но смог наш русский народ вынести всё, смог ценою огромных потерь сломить врага и уничтожить его. В нашей стране нет ни одной семьи, которая не потеряла бы в этой войне близких. По всей России в память о погибших солдатах стоят обелиски, напоминая нам, живым, какой ценой досталась победа.

Вот и в нашем селе Медаево в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, возвели памятник. Он расположен в самом центре села, перед школой. Первый памятник был возведён в 1967 году. Его автором являлся скульптор Е.Лыткин. В 1983 году была произведена реконструкция памятника.

На пьедестале расположен воин – освободитель. У подножия расположен орден «Отечественная война». Воин преклоняет колено в честь товарищей, погибших в этой страшной войне. Автомат, сражавшийся вместе с солдатом, лежит на колене, а каска, защищавшая голову от пуль, находится на земле. Его глаза смотрят вниз, вспоминая те ужасные картины, которые им приходилось видеть. На мемориальных досках написаны фамилии 375   погибших солдат, которые уходили воевать из сёл Медаево, Люля, Серлинеи, Мачказёрово.

Мы, школьники, заботимся о чистоте и порядке этого священного места нашего села. Летом он утопает в зелени сирени и цветах. Зимой к обелиску всегда прочищена дорожка.

Каждый год в День Победы здесь собираются жители села почтить память погибших воинов и ветеранов за освобождение Родины от фашистских захватчиков. С самого утра стоят в почётном карауле школьники. К вечному огню возлагают цветы и венки. Это стало традицией, свято чтимой от мала до велика. В этот день хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить.

Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена живы в памяти народной. И я очень надеюсь, что эта память не иссякнет никогда.

Памятник Неизвестному Солдату − сочинение

Великая отечественная война – сколько страданий и горя принесла она нашему народу. Не обошла она стороной и наши места. Где-то здесь, неподалёку, также как и везде в то суровое время, шли ожесточённые бои: гудели танки, летели под откос взорванные эшелоны, падали и взрывались подбитые самолёты, гибли солдаты – защитники нашей Родины. Они были из разных уголков бывшего Советского Союза, возможно, эти люди до войны даже и не знали о существовании нашего края. Но они не делили землю огромной страны на свою и чужую, потому и сражались здесь – далеко от тех мест, где они родились. Многие из них так и не вернулись в родные края, к своим семьям, а остались навеки лежать в нашей земле.

Но о них не забыли.

После войны были созданы поисковые отряды, которые собирали останки погибших героев и хоронили их в одной общей братской могиле. Впоследствии над такими могилами воздвигались памятники Неизвестному Солдату, зажигался Вечный Огонь. Такой памятник есть и в наших местах, на нём увековечены имена наших земляков, погибших в ту войну. И не обязательно их тела упокоились именно под этим обелиском, возможно, их останки лежат в другой братской могиле, которых по Восточной Европе – бесчисленное множество, и эти места священны для нашего народа.

Ни одна из этих могил не заброшена и не забыта – на них по-прежнему лежат живые цветы, проходят митинги. И мы должны помнить о великом подвиге советского солдата, совершённого им ради сегодняшнего мирного неба и чтить память погибших героев. Возможно, в этой братской могиле нет наших родственников, но мы не должны их делить на своих и чужих – ведь они не делили Родину на свою и чужую.

Сочинение-описание памятника К. Туровского

Памятник одному из наиболее почитаемых белорусских святых можно найти и в славном городе Турове — месте рождения великого богослова и писателя. Установлен он был в 1193 году прямо на берегу реки Припять около городища Турова.

Основу скульптурной композиции составляет крест необычной византийской формы. Фигура Кирилла Туровского плотно соединена с крестом и сразу же внушает величие, трепет и восхищение.

Высоко подняв голову, Кирилл Туровский выступает вперед, а руки его согнуты на уровне груди. В левой руке он держит книгу с изображенным на обложке крестом, а правая рука указывает на книгу — символизируя тем самым активную проповедническую и литературную деятельность богослова. Дополняет скульптурную композицию нимб вокруг головы святого.

Памятник, выполненный из бетона с медным покрытием (техника выколотки), возвышается на 7 метров. А учитывая, что он стоит на Замковой горе, то сложно не заметить монумент уже издалека.

В Беларуси Кирилл Туровский высоко почитается: и православная, и греко-католическая церковь отмечают день его памяти 28 апреля (или 11 мая по новому стилю).

План сочинения-описания памятника архитектуры

Памятники архитектуры Москвы 

Как сделать описание памятника архитектуры?

Специфика написания работы

Как правильно написать сочинение на тему «Памятник архитектуры»? Начнем с некоторых теоретических моментов, знание которых даст возможность написать качественную работу. Прежде чем приступать к работе, необходимо изучить теоретический материал, касающийся истории появления объекта.

Отдельное внимание желательно уделить знакомству с тем архитектурным стилем, который был выбран для работы автором проекта.

Творческая работа подразумевает образное описание объекта, поэтому вполне уместны будут яркие эпитеты и аллегории.

Что еще стоит включить в описание памятника архитектуры? Сочинение можно дополнить стихами великого поэта, посвященными описываемому объекту.

Примерный план сочинения

Описывая памятники архитектуры Москвы, можно использовать следующий алгоритм действий:

  1. введение, в котором отмечается актуальность выбранной темы;
  2. описание события, послужившего поводом для создания рассматриваемого объекта;
  3. обзор самого храма;
  4. справка о его судьбе;
  5. заключение.

Вступление

Рассматривая различные известные памятники архитектуры, я решил остановиться на описании собора Василия Блаженного. Этот храм имеет интересную историю, им по праву гордятся не только москвичи, но и все россияне. Почему именно на этом историческом объекте я решил остановить свой выбор? Собор Василия Блаженного является красивейшим и величественнейшим памятником истории в столице нашей страны. Далеко не все древние памятники архитектуры могут похвастаться такой необычной историей появления. Остановимся на ней более подробно.

План сочинения-описания памятника архитектуры.

Немного об истории

Как и многие другие памятники архитектуры Москвы, храм появился благодаря приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и Астрахани. Люди с разных уголков земного шара приезжают в Москву, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры.

Как и многие другие известные памятники архитектуры, собор Василия Блаженного был создан из красного кирпича. В те времена этот материал был весьма дорогим удовольствием, что подтверждает значимость храма. Утонченность и воздушность придают ему резные купола, которые сделаны разными цветами. Если внимательно приглядеться к храму Василия Блаженного, можно увидеть, что его купола не похожи между собой.

Для того чтобы мы могли сегодня любоваться красотой фресок, сделанных по сырой штукатурке, мастера трудились на протяжении многих лет.

Люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть внутрь уникального сооружения, изнутри насладиться этой красотой.

Тайна собора

Есть легенда, согласно которой у храма кровавая история. Согласно ей показательные казни Иван Грозный проводил именно рядом с собором Василия Блаженного, а архитектору этой постройки грозный царь приказал выколоть глаза, чтобы он не построил такого храма нигде, кроме Москвы. Во всем мире это сооружение считают подлинным символом России. Если в США есть Статуя Свободы, в Бразилии – статуя Христа с широко раскинутыми руками, во Франции – Эйфелева башня, а в России – храм Василия Блаженного. Собор является удивительным архитектурным ансамблем, который включает в себя девять церквей, находящихся на одном основании. Его высота составляет 65 метров. Интересно то, что часть церквей освящена в честь святых. Дни, когда христиане празднуют их память, совпадают с датами решающих боев за Казань.

Строительство этого легендарного события продолжалось с 1555 по 1561 гг. По одной из версий, архитекторами храма стал зодчий Постник Яковлев и мастер Иван Барма. Их имена были обнаружены в 1895 году, когда ученым удалось обнаружить в архивах Румянцевского музея рукописный сборник XVII века.

Коротко обо всем

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о соборе должно включать и моменты, касающиеся расположения данного собора. Правильное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Он проходил вдоль Кремлевской стены, требовался для обороны. Называли его Алевизовым рвом. Глубина его составляла 13 метров, а ширина 35 м.

Этапы строительства храма

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о храме Василия Блаженного должно содержать информацию об основных этапах возведения храма. К концу шестнадцатого века появились новые фигурные соборные купола, поскольку первые были уничтожены во время сильного пожара. Во второй половине семнадцатого века во внешний облик здания были внесены серьезные изменения. Вместо деревянных навесов над галереями церквей, что постоянно сгорали во время пожаров, появилась кровля, поддерживаемая кирпичными арочными столбами.

Над крыльцом перед главным входом в храм надстроили церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, что ведут на верхний соборный ярус, построили шатровые крыльца, которые сооружены на «ползучих» арках. Именно тогда на сводах и стенах появилась полихромная орнаментальная роспись.

Ее наносили на опорные колонны, на стены галерей, что располагаются снаружи. На фасадах церквей есть роспись, имитирующая кирпичную кладку.

Чуть позже по верхнему карнизу собора создали изразцовую надпись, опоясывающую весь храм. Большие желтые буквы, расположенные на темном синем поле изразцов, рассказывали об истории создания, об обновлении храма во второй половине XVII века. Спустя столетие надписи были безвозвратно уничтожены при проведении ремонтных работ.

В XIX веке в храме появились «сюжетное» масляное письмо, которое изображало лики святых, фрагменты их жизни. Во время войны 1812 года солдаты французской армии, которые заняли Москву, держали около храма лошадей. Наполеон Бонапарт, который был поражен удивительной красотой собора, задумал его перевозку в Париж. Когда он понял, что это невозможно, был отдан приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была благоустроена, окружена решетчатым чугунным забором, придуманным зодчим Осипом Бове.

В конце девятнадцатого века появился масштабный проект по реставрации этого уникального культурного и исторического памятника.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в план сочинения описания памятника архитектуры можно включить и современное состояние рассматриваемого памятника истории. Последние десятилетия прошлого века стали самыми важными в истории собора Василя Блаженного. Он был включен в перечень наследия ЮНЕСКО. После продолжительного перерыва в храме возобновились богослужения. На данный момент в семи соборных церквях завершены реставрационные работы, обновлены фасадные росписи, восстановлена темперная живопись.

Оказавшись в столице нашей страны, обязательно нужно посетить Красную площадь, насладиться удивительной красотой собора Василия Блаженного. Рассматривая этот уникальный архитектурный памятник, туристы восхищаются продуманностью каждого элемента ансамбля, неповторимой красотой фресок, гармонией между деталями комплекса.

Содержание

  1. Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема
  2. Архитектурные особенности храмовых построек
  3. Формы храма
  4. Купол храма
  5. Церковные колокола
  6. Крест на храме
  7. Видео «Устройство православного храма»
  8. Описание внутреннего строения храма
  9. Притвор
  10. Основная, или средняя часть
  11. Солея
  12. Амвон
  13. Клирос
  14. Иконостас
  15. Алтарь
  16. Как устроен древнерусский храм
  17. 1. Как храм устроен внутри
  18. 2. Как храм выглядит снаружи
  19. 3. Как устроен иконостас
  20. 4. Что находится за иконостасом
  21. 5. О чем рассказывают мозаики и росписи
  22. 6. Как возникла крестово-купольная система
  23. 7. Как строились древнерусские храмы
  24. 8. Что изменилось после Орды
  25. 9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Видео «Устройство православного храма»

В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как устроен древнерусский храм

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма. . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли. .

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу. . Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда. . Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Источник

Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления.

Купола с золотыми крестами располагаются на разной высоте, как бы подымаясь снизу вверх, а в самом верху находится основной купол. Притвор (так называется вход в собор) расписан изображениями ангелов. Ярким солнечным днём наружные росписи просто ослепляют своей красотой. Ночью купола придают зданию величественный вид, так как освещены церковными светильниками. Однако, в период революционных потрясений собор пережил множество гонений и осквернений. В храме находилась чудотворная икона Божий Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страждущие, и до последнего времени они оставались в Церкви. Проходят дни, года, десятилетия, всё меняется, и только собор недвижен и нерушим. Этот чудное объединение нескольких храмов вдохновляет всех в любое время суток, в любую погоду.

Внутри собора находятся несколько алтарей. Богослужения происходят по образу Христа и двенадцати апостолов, здесь настоятель и двенадцать служащих священников. В каждом уголке стоят иконы, и рядом с каждой иконкой стоят свечи. Окна в виде икон состоят из мозаики. Прекрасный вид создают яркие витражи с изображением ликов святых. Именно витражам в соборе отводится особое внимание. В Средние века считалось, что пространство, находящееся внутри храма — святое место, и, соответственно, свет, проникающий с улицы внутрь, должен быть необычным (не солнечным и не лунным). Поэтому было принято решение об использовании преломлённого с помощью разноцветным витражных окон света, который должен был как бы разграничивать миры того и этого света.

Пожалуй, каждый собор можно было бы назвать чудным, и не только снаружи, но и внутри самого здания. Так как собор является святым местом, вокруг него всегда царит особая спокойная атмосфера. Незабываемый вид собора создаётся ранним, холодным или тёплым утром, с восходом солнца, когда еще на улице нет суеты, что позволяет укрепить веру во Всевышнего.

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

                       СРЕДНЯЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

                                           
с НОВОБЕЛОКАТАЙ

Исследовательская работа: История моего
храма в селе Новобелокатай.

                                                                                 
Выполнила :

                                                                                  
Учащаяся 4б класса

                                                                                  
МБОУ СОШ №1 с Новобелокатай                                                                                                                                        Долженкова
Ульяна

                                                                                   
Руководитель:

                                                      
                           Учитель начальных классов

                                                                                  
МБОУ СОШ №1 с Новобелокатай

                                                                                 
Баталова Юлия Анатольевна
                                                                                

                                              
Новобелокатай 2013

                                                    Содержание 

Введение

Актуальность

Цели и задачи

Объект исследования   

Предмет исследования

Гипотеза

Практическая значимость работы

Методы исследования

Основная часть:

1.                    
История  храма Михаила Архангела
с.Новобелокатай.         

2.                    
Возрождение храма.

3.                    
Изучение общественного мнения о значении
храма в современной жизни нашего
села.                                                                                             

Заключение

Источники и
литература                                                                                                                                                     

Приложение

                                                         
Введение.

В  селе Новобелокатай,
где я живу, есть величественный Храм, названный в честь святого Михаила
Архангела. Находится храм в центре села, поэтому его купола видны со всех
сторон. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить
свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты. Я подготовила эту работу
о моем храме – закрытом и разоренном, а затем отстроенном.

«Разрушенные
храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив
поруганные святыни» (Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев). Среди
живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского
человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к
одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе
Новобелокатай.

Я
надеюсь на то, что в моем селе будет больше людей, умеющих раскаиваться в своих
грехах, совершать добрые дела, людей с чистой душой и сердцем.

Сейчас
я  занимаюсь в воскресной православной школе. Отец Николай – настоятель этого
храма, мой папа, всегда меня поддерживает в вопросах веры, и он также помог мне
подготовить это исследование. Изучить, хотя бы немного, историю моего храма
очень ответственная задача и мой долг. Сложности были с поиском материала, так как
церковный архив сгорел, а сведения, которые остались, совсем малы.

Тема исследовательской работы – «История моего храма в селе Новобелокатай».

Выбранную тему считаю актуальной,
так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь

история моего храма – это часть истории моего села, и все жители должны знать
каким был первый храм, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые
помогли построить новый храм.

Цель
 исследования
изучить
историю храма села Новобелокатай и показать духовное и культурное значение
церкви в жизни села и людей.

Задачи
для достижения цели:

    1.Найти
сведения о  строительстве православного храма в селе Новобелокатай.

    2.Изучить историю храма до Революции, а так же в  период его
закрытия и восстановления.

    3. Раскрыть  значение храма в духовной
и культурной жизни жителей.

Объект исследования   события,
связанные с храмом от построения и по настоящее время.

        Предмет
исследования
 храм Михаила Архангела села
Новобелокатай Белокатайского района Республики Башкортостан.

Гипотеза: храм
всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и
судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

Практическая
значимость работы
заключается в том, что материалы и
выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных
мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо
каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство
патриотизма.

Актуальность
работы
является в том, что до сих пор нет работы,
в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые  факты из
истории храма. Я, как прихожанка этого храма, ученица Воскресной школы и дочь
батюшки считаю своим долгом подробнее изучить историю моего замечательного
храма.

Источники исследования

В
своей работе я  использовала  воспоминания жителей села, особенно
Усольцевой Зои Васильевны, которая была старостой храма, так же Субботина
Александра Георгиевича – нашего звонаря. Подлинные документы из Муниципального
Районного Архива предоставила Ермолаева Людмила Георгиевна, а помог их найти
Ощепков Владимир Александрович, материалами из книги которого я тоже
пользовалась. Пригодилась информация из Интернета. Очень помогла статья в
местной газете «Новая жизнь» Зверева В.А., учителя истории Новобелокатайской
МБОУ СОШ №1.

Проектным продуктом будет
слайдовая презентация.

 
Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация
наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об истории храма
Михаила Архангела.

 Методы
исследования:


систематизация   и анализ собранной информации;


социологический опрос;


метод использования Интернет – ресурсов;


метод презентаций;


личная беседа;


работа с публикациями;

– работа с
архивными документами.

1.История 
храма Михаила Архангела с.Новобелокатай.

    
На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век
связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений
своей архитектурой и  внутренним украшением.

По
данным книги «Уфимская епархия. Географический, этнографический,
административно-исторический и статистический очерк», составленной в 1899 году
Иваном Златоверховниковым, приход храма Михаила Архангела с. Новобелокатай
относился к Златоустовскому уезду Второму благочинному округу.

Деревянная,
однопрестольная, церковь во имя святого Архистратига Михаила построена и
освящена в 1871 году, расширена в 1894 году на средства прихожан. Согласно
«Описи имущества» от 5 апреля 1920 года церковь располагалась на каменном
фундаменте, снаружи и внутри оштукатурена, крыша покрыта листовым железом и
покрашена зеленой краской, на куполе  2  железных позолоченных креста. Пол
деревянный сосновый, три двери: северные с двумя полотнами, внутри
полустеклянные, а снаружи деревянные, западные двери деревянные, внутри храма
двери полустеклянные. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и
окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо)
деревянная, крыта железом, окрашена зеленой краской, на ней крест. Вся
территория церкви была обнесена деревянным забором.

Радость
переполняла сердца людей, каждый человек готов был последнюю копейку вложить в
это святое дело. Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он
был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда
помогал  заблудившемуся в пургу. 
Застрахована церковь была
на сумму в 1500 рублей. Земли при церкви составляли 33 десятины. Причт
существовал при церкви с конца 1873 года и состоял из священника и псаломщика,
которые проживали в общественных домах, получали в год до 600 рублей дохода
вместе с ругой (отсыпной хлеб, раздаваемый духовенству, вместо жалованья).
Церкви принадлежали 45 деревянных лавок на церковной площади.

27 июля 1897 года
при церкви открыто Попечительство.
В 1864 г. в России было
издано положение о приходских попечительствах при православных церквях, которое
было внесено потом в 13 том свода законов. Приходские попечительства – это
общества, составляющиеся из православных прихожан и имеющие целью попечение о
благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном
отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и о
благотворительных действиях в пределах прихода. Также об открытии на приходе
школы, больницы, богадельни, приютов и вообще об оказании помощи бедным людям
прихода. Членам попечительств, ставится в обязанность примером своим и добрыми
внушениями способствовать посещению прихожанами храма Божия, воздержанию от
пьянства и сквернословия, искоренению суеверий и вредных обычаев, даже бороться
против раскола и ереси.

 С 1876 года в селе была  земская
школа – это одноклассное народное училище ведомства Министерства народного
просвещения – самый распространённый тип начального учебного заведения
Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. В школе обучались ежегодно
от 40 до 50 мальчиков, и от 8 до 12 девочек. Преподавались такие предметы, как
Закон Божий, чтение по русскому и церковно-славянскому языку, письму,
арифметике и пению. Закону Божьему учил местный священник, а остальным предметам
учитель Филипп Сомов (с 1892 года). В храме была большая библиотека духовной и
классической литературы, которой пользовались все желающие.       

       Приход храма Михаила Архангела в 1899
году состоял из села Новобелокатай и  пяти деревень и хуторов (Карантрав,
Комары, Сосновка…). Численность населения, приписанного к нашему храму,
составляла 3325 человек обоего пола (1599 мужского и 1726 женского), в том
числе раскольников 181 человек.

Посещающих храм в воскресенье и
праздничные дни летом было от 150 до 400 человек, а зимой от 200 до 500 и даже
более, так что случалось, что деревянный храм не вмещал всех желающих
богомольцев. Поэтому прихожане и батюшка имели намерение приступить к
сооружению нового каменного храма.

По воскресным дням в селе проводили
базар, но чтобы не отвлекать верующих от богослужения, запрещено торговать на
площади до конца службы.

Таким образом, из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что
история  храма Михаила Архангела  неразрывно связана с историей моего
села. Храм был не только духовным, но  культурно – образовательным и социальным
центром.

     Известно, что в конце 19 –
начале 20 века священнослужителем в нашем храме был Петров М.П. Более полную
информацию о священнослужителях нашего храма пока найти не удалось.

Традиционно на Руси над входом в храм
или рядом с храмом строили колокольню –  башню, на которой висят колокола.
Христианам необходим колокольный церковный звон для того, чтобы созывать
верующих на богослужение и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме
службы. На Руси всегда было  особенное отношение к колоколу. По преданиям,
колокол отводил и болезни, и бури, и дьявольские козни;  колокола не раз
звонили сами по себе, предрекая войну, голод, смерть. Считалось, что своим
звоном колокол освящает воздух, изгоняя из него вредоносные силы.

На колокольне деревянного храма
насчитывалось 7 колоколов:

– 56 пудов 2 фунта (1 пуд=16,38 кг,
56 пудов=917,28 кг и

1 фунт=0,41 кг, 2 фунта=0,82 кг)

– 24 пуда 9 фунтов (24 пуда=393,12
кг, 9 фунтов=3,686 кг)

– 15 пудов 20 фунтов (15 пудов=245,7
кг, 20 фунтов=8,19 кг)

– 4 пуда 4 фунта (4 пуда=65,52 кг, 4
фунта=1,638 кг)

– 1 пуд 6 фунтов (1 пуд=16,38 кг, 6 фунтов=2,457
кг)

– 2 пуда 2 фунта (2 пуда=32,76 кг, 2
фунта=0,82 кг)

– 30 фунтов (12,285 кг).

В начале 20 века, одновременно с
действующим деревянным храмом, силами прихожан было начато строительство
кирпичного здания церкви. К  сожалению, это строительство было не завершено в
связи с началом Первой Мировой и Гражданской войнами. Успели возвести храм до
конца оконной апсиды, интересно, что толщина основания храма (фундамент)
составляет 2 метра, а
для прочности строительного раствора в него подмешивали куриные яйца,
которые, по свидетельствам наших дедов и прадедов, собирали и свозили на возах
со всех деревень.

К нашему приходу были приписаны 4
часовни и молебных места, одним из которых был Святой Ключик «Девятая Пятница»,
названный в честь Табынской иконы Божией Матери, празднующейся в девятую по
счету пятницу после Пасхи.

В эпоху тотальной борьбы
с церковью  храму Михаила Архангела была уготовлена печальная участь.

Следующий период с 1917 года  занимает значительное и  важное место в истории
нашего храма. Эти годы носили антирелигиозный характер. По всей России шло
массовое уничтожение и разрушение церквей и храмов. Согласно «Списку строений
Месягутовского кантона, подлежащих муниципализации» от 29 января 1925 года было
отобрано 3 деревянных дома со всем имуществом,  где  проживали
священнослужители, которых выгнали на улицу. Всячески старались унижать
священников, облагали их огромными налогами, которые невозможно было выплатить
(Материалы по учету объектов налогообложения госналогами за 1926 год), лишали
избирательного права и права голоса («Сведения о лицах, лишенных избирательного
права в 1925 году»).

 В 1932 году
коммунисты храм деревянный и колокольню закрыли и разрушили, всё церковное
имущество было сожжено или разворовано.  С колокольни храма были безжалостно
сброшены  колокола.

         Судьба священства храма –
это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в храме
перед его закрытием был Леонид Зефиров, который был осужден на 5 лет тюрьмы за
свою веру. Всю его семью: жену Валентину, детей Зою, Руфину, Петра и мать
Клавдию выслали на поселение.
После закрытия храма кладбище при церкви, где были захоронены
священники и дьяконы, служившие здесь с 1871 года, осквернено.

 Время, когда, на глазах у верующих
людей, безбожники жестоко расправлялись с колоколами, сбрасывая их  с крыши,
увозя на грузовых машинах и переплавляя в простой кусок меди, когда сжигали в
больших кострах иконы и церковные предметы, оставило большой отпечаток в сердце
каждого человека. Это время не прошло бесследно и в русской поэзии.  Поэты и
писатели, осознающие неправоту деятельности власти, не могли  равнодушно
относится к этому. Вот какие строки написала Светлана Девятова:

Я всё разрушил,
утерял, оставил…
А что взамен?
Лишь пустота одна.
И знаю я теперь –
Душа бедна,
коль не стремится лишь к Тебе
она…

2.Возрождение
храма.

      Даже  70 лет жизни нашего села
без храма не могли сломить и полностью искоренить православную веру в жителях.
В годы советской власти люди собирались для молитвы в домах верующих бабушек,
молились, надеялись на то, что когда-нибудь их родной храм восстановят. На
службы и крещения детей ездили в Бердяуш, где церковь не закрывалась.

       В 1930-50 годы кирпичное недостроенное
здание храма, достроили вторым деревянным этажом и использовали как райком
партии, сельский клуб, библиотеку. До 1993 года здесь находился районный Дом
культуры. Интересно, что всякий раз, когда менялись хозяева в поруганном храме,
дело заканчивалось пожаром. Последний раз пожар произошел во время проведения
дискотеки. Действительно, Бог поругаем не бывает!

     Зоя Егоровна Усольцева 1930 года
рождения, будущая староста восстановленного храма, также как и многие жители,
ездила по соседним городам в храм. Очень хотелось ей, чтобы в нашем селе был
свой храм. Как – то раз, вернувшись из очередной поездки в храм г. Бердяуш, она
обратилась к Субботину Александру Григорьевичу: «До каких пор будем ездить по
чужим церквям, давай, и мы свою церковь восстановим!» Но местные власти долго
не хотели возвращать поруганное здание храма. Вначале выделили здание молебного
дома, бывшего детского сада. Многие жители с воодушевлением начали обустраивать
этот молитвенный дом, где стали проводится молебны.

     Первым священником, направленным
Уфимской епархией для восстановления прихода был  отец Моисей (Турухин).
Батюшка и жители села обратились к епископу Уфимскому и Стерлитамакскому
Никону, чтобы он убедил руководство нашей республики вернуть здание храма
приходу. Церковь вернули прихожанам.

     Теперь начался новый период в
истории моего храма – восстановление. Начали возводить кирпичные своды, купол,
колокольню. В 1998 году был возведен главный купол, установлены колокола.
Многие жители нашего села внесли свой вклад в благое дело восстановления храма,
на каждой улице был человек, который собирал пожертвования на строительство. Не
только своими средствами помогали люди, но и своими руками расчищали храм от
мусора, таскали кирпичи и прочее. Кроме того неоценимую помощь оказали Леонид
Иванович Власов – директор «Сельхозхимии», Сергей Петрович Смородин – директор
«Межхозлесхоза», Николай Иванович Крюков – директор уфимского «Газсервиса». Новые
колокола были отлиты на заводе г. Каменск – Уральска. Поднимать купол и колокола 
на храм и колокольню помог директор златоустовского «Востокметаллургмонтажа»
Михаил Михайлович Массальских. О колокольном звоне очень точно написала свои
строки Виктория Данчук:

Чтоб Истина в сердцах жила,

Чтоб совесть мира не угасла,

                                            Звони,
звонарь, в колокола

          И в светлый день, и
в час ненастья!

В 2002 году заложен парк при храме.

После перевода отца Моисея в
с.Малояз, на приходе служит батюшка Олег Нестеров. К сожалению, иерей Олег
Нестеров скоропостижно скончался.

С 2005 года настоятелем храма Михаила
Архангела назначен иерей Николай Долженков.

При восстановлении моего храма начала
зажигаться в сердцах людей искра веры в Бога. Жители села стали посещать службы
в воскресные дни и на праздники, в храме появились дети.

С 2009 года при храме действует
детская православная Воскресная школа, куда я хожу с моим братом и сестрами,
здесь я узнаю много интересного об истории Церкви, святынях. Нашу школу
посещают примерно 15-20 детей. Каждый год, вместе с  преподавателями Воскресной
школы Никитиной Валентиной Васильевной и Новоселовой Валентиной Викторовной, а
также с нашими родителями и прихожанами,  стараемся выезжать в паломнические
поездки  к святым местам. Мы уже несколько раз побывали на источнике в честь
иконы Табынской Божией Матери в городе  Красноусольске, ездили в город Екатеринбург 
в Храм на Крови, в город Верхотурье, в поселок Межевой. Так же на праздники
Рождество и Пасху мы готовим концерты и проводим их в храме для всех желающих,
ездим в детский приют села Ургала и в дом престарелых в село Емаши, чтобы
поздравить детей и пожилых людей, ведь они в этом больше всего нуждаются.
Считаю, что Воскресная школа дает детям много доброго и полезного, помогает
осознать себя человеком, знающим культуру и религию своей страны.

 Взрослые люди, желающие узнать о
православии, могут приходить на беседы, которые батюшка проводит каждую неделю.
В храме имеется обширная библиотека духовно-нравственной литературы, где жители
села берут книги и познают православную веру.

3.Изучение
 мнения учащихся о знаниях истории и  значении храма в современной жизни села.

Восстановление
храмов по России – это первый этап в восстановлении православных традиций. Но
без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в
жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности
общества. Чтобы  узнать о том, знают ли дети историю своего храма, а так же
выявить отношение к  значению церкви для жителей, были проведены анкетные опросы
учащихся СОШ №1 с.Новобелокатай.

Анкетирование
было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:

1)       выявить
знание истории храма в с.Новобелокатай;

2)       выявить
желание учащихся больше узнать об истории нашей церкви;

3)       выявить,
оказывает ли влияние на жителей храм в нашем селе.

Результаты исследования и их анализ.

В
ходе исследования было опрошено 47 учеников четвертых классов.

При
проведении опроса выяснилось, что около 99%  опрошенных учеников не знают
историю храма в с.Новобелокатай.

Диаграмма№1.

Вопрос 1: Знаете ли вы
историю нашего храма? Ответов да-1, нет-46.

   
Так же выяснилось, что 81% опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать
историю о храме Михаила Архангела.
В результате был выявлен
интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была
выявлена ее практическая значимость.

Диаграмма
№2.

Вопрос 2: Хотели ли вы
узнать больше о храме Михаила Архангела, если бы такая информация была в
доступной форме? Ответов да-38, нет-9.

                   По результатам 
третьего вопроса мною установлено, что 85% учеников считают, что когда люди
посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными.
Значит церковь воспитывает хороших и достойных людей.

Диаграмма
№3.

Вопрос 3: Как вы
считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся более добрыми и
воспитанными? Ответы да-40, нет-3, не знаю-4.

На
вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии храма на жителей
с.Новобелокатай 83% опрошенных уверенны в этом влиянии, 11% не знают и 6%
думают, что нет. Большинство отметило большую  роль храма для жителей нашего
села. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт
значение и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства.
Возможно, если большее количество людей будет посещать мой храм, то жители села
станут более нравственными и духовными.

Диаграмма
№4.

Вопрос 4:  Оказывает ли
храм какое либо действие (нравственное, духовное, воспитательное) на жителей
нашего села?  Ответы да-39, нет -3, не знаю- 5.

Заключение

Я убедились на многочисленных примерах, что 70 лет
гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей
православия в нашем Отечестве. А не строения, которые сегодня есть в сёлах и
деревнях, пусть даже вымирающих, не уничтожают веру, а наоборот усиливают.

Из
представленных данных можно сделать следующие выводы.

1)          
Храм Михаила Архангела в с.Новобелокатай
прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти
и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и
разрушение храма при Советской власти и его восстановление. Таким образом,
можно сделать вывод, что положение и развитие храма, в первую очередь, зависит
от отношения государственной власти к Церкви.

Знакомясь с историческими фактами жизни
основателей храма, священников и  тех, кто большим трудом восстанавливал
порушенный храм, учишься понимать связь времён, преемственность поколений,
ощущать причастность к историческим событиям.

История моего храма – это история родного края.
А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны,
крепче любить родную землю.

По-особому становятся
дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие
на дальнейшую жизнь села, твоих предков. Никогда уже не предашь эти заповедные
для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2)          
На протяжении всего своего существования
храм Михаила Архангела имел большое религиозное, просветительское,
воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. При храме в
разное время находились и библиотека и  школа, а сейчас Воскресная школа.

История убедительно свидетельствует – храмы на
Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные,
социальные функции.
Храм являлся, и является, центром христианского
просвещения, светочем православной культуры среди населения.
Церковь – духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую,
объединительную миссию и является источником культурного, образовательного
роста России.

3)          
Думаю, не возможно без помощи Церкви выйти
из нравственного кризиса, который охватил общество, особенно молодое поколение
страны: пьянство, наркомания, преступность. Все это подтверждает о
необходимости введения в нашей школе уроков духовного воспитания, особенно
изучения Православной культуры.

С
увеличением количества верующих в селе Новобелокатай увеличивается и интерес
жителей  к истории православного храма и  потребность в исследовательской работе,
где объединены все раннее известные и вновь открытые  факты из истории храма
Михаила Архангела.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла
к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо,
чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины,
бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной
характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя
наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Белокатайская земля полна  памятниками культуры и истории, без
чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили
предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории
нашего села  начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.

         У
каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы,
для меня это нечто иное – духовное наследие, православные ценности.

В заключение хочется высказать мысль: школа –
это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые
люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть
священной, способной учить людей. Не все страницы истории моего храма еще
хорошо изучены. Хочется  продолжить работу по исследованию документальных
данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников.

Использованная литература:

1.             
Белокатайский район: история и современность. – Уфа:. Издательство
«Диалог», 2004, с. 396-398.

2.             
Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-
путеводитель/(авт.- сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г.).- М.: Уфим. Епархия РПЦ:
Общество сохранения лит. Наследия, 2005, с.140-141.

3.             
Уфимская епархия: географический, этнографический,
административно-исторический и статистический очерк/(сост. преподаватель Уфимского
духовного училища Иван Златоверховников). – Издание Уфимского Епархиального
Братства Воскресения Христова:. Паровая типо-литография А.П. Зайкова, 1899,
с.178.

Источники:

1.                
Общественно-политическая газета Белокатайского района  «Новая
жизнь» №4 от 14 января 2004 года.

2.                
http://www.pravmir.ru/

Архивные документы:

Фонд №1, Белокатайский волисполком, год 1926-1930, опись №1, дела
№11-27, связка №2.

1.     Материалы по
выборам Волисполкома и сельских Советов, доклады, сводки:

-Сведения о
лицах, лишенных избирательного права;

-Разъяснение в
Новобелокатайский ВИК от Горисполкома Месягутовского кантона 25.12.1925, вх.№
2462.

Фонд №1, Белокатайский волисполком, год 1924-1926, опись №1, дела
№1-10, связка№1.

1.     Акты обследования
мельниц и списки строений подлежащих муниципализации:

-Список строений
по Ново-Белокатайской волости Месягутовского кантона, принадлежащих
муниципализации на основании постановления ВЦИК и СНК от 1 декабря 1924г. и
инструкции НКВД, НКЗ и НКЮ от 29 декабря 1925 г. за №49.

2. Материалы по учету религиозных общин за 1926 год:

– Опись имущества храма Михаила Архангела с.Ново-Белокатай от 3/15
апреля 1920 г.

3. Материалы по учету объектов обложеннных госналогом за 1926 г.

Приложение

Архивные
документы

Фотографии
храма

Фотографии
Воскресной школы

Рождественское чаепитие

 

Рождественский утренник

 

Рождественский утренник, сказка «Морозко»

Пение детей из ВШ на ночной Пасхальной службе.

Концерт перед прихожанами «Ангельские чины»

Поездка в Славянский Центр п.Межевой Челябинской обл.
с концертом «Ангельские чины»

Пасха

На колокольне

Храм в моей жизни

Для
моей исследовательской работы я побеседовала с первой старостой храма
Усольцевой Зоей Егоровной, она очень много вложила своего труда в дело
восстановления моего храма.

Добавить комментарий