Практическая работа. Работаем с картой.
Девизом при выполнении заданий будут слова известного географа, океа нолога, картографа Ю. М. Шокальского: «Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения».
В рабочей тетради выполните задания § 17 в учебнике (стр. 58−59). Определите, можете ли вы пользоваться планом и картой. Для этого поставьте знак «+», если можете, или знак «−», если затрудняетесь.
_ Определять направление на плане и карте.
_ Определять расстояние на плане и карте с помощью масштаба.
_ Определять взаиморасположение объектов на плане и карте.
_ Определять географические координаты точки на карте.
_ Находить точку на карте по её географическим координатам.
_ Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.
_ Составлять описания местности по топографическим картам.
Выставите себе отметку _ и выполняйте задания далее.
1) Выполните задание I. Для этого выделите признаки для сравнения.
Признаки для сравнения | План | Карта |
---|---|---|
Вывод_
2) По рисунку 24 (стр.38 учебника) опишите маршрут по топографической карте. Для этого ответьте на вопросы задания II.
3) Выполните задание III в учебнике.
Изучите топографическую карту на рисунке 37 (стр. 59 учебника). С помощью масштаба определите расстояние по прямой:
а) от точки B до точки A _
б) от точки B до точки C _
Абсолютная высота точки B _ .
Выявите, какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым: _
Самым сложным _ . Почему? _
4) Выполните проектное задание и запишите:
Наилучший вариант освоения земельного участка _ потому что _ .
При ответе опирайтесь на вопросы, поставленные в тексте учебника. Выполняя этот проект, представьте себя предпринимателем, который приобрёл участок земли за свои деньги, осваивает его с целью производить продукты для общества, получать прибыль для себя, культивировать окружающую местность. Как вы думаете, у вас получилось?
5) Оцените изученный материал. Как вы считаете, вы освоили тему «План и карта»? Вам понравилось выполнять задания? Какие оказались сложными? Какие − интересными?
reshalka.com
ГДЗ Рабочая тетрадь по географии 5 класс. 17. Практическая работа. Номе𠹕
Решение
Практическая работа. Работаем с картой.
+ Определять направление на плане и карте.
+ Определять расстояние на плане и карте с помощью масштаба.
+ Определять взаиморасположение объектов на плане и карте.
+ Определять географические координаты точки на карте.
+ Находить точку на карте по её географическим координатам.
+ Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.
+ Составлять описания местности по топографическим картам.
Отметка “5“
Сравнение плана и карты.
Признаки для сравнения | План | Карта |
---|---|---|
Форма изображения земной поверхности | Плоская | Плоская |
Учет кривизны земной поверхности | Не учитывается | Картографическая проекция |
Охват территории | Небольшие, выбранные участки земной поверхности | Вся Земля, материки, страны, океаны и т.д. |
Масштаб | Крупный 1:5000 и более | Мелкий 1:10 000 и меньше |
Расположение сторон горизонта | На планах стрелкой обозначают направление на север. Остальные направления определяются исходя из северного направления: противоположное ему − южное, слева − западное, справа − восточное. | Направление с севера на юг определяют меридианы, с запада на восток − параллели. |
Содержание | Наносятся все объекты и детали определённой местности в заданом масштабе. | Отбираются только сущственные объекты и свойства. |
Условные знаки | Условные обозначения похожи на реальные объекты. Так, деревья изображают зеленым цветом, горы − коричневым, воду − голубым. | Условные знаки разнообразны, зависят от выбранной темы, лишь на физической карте, приближены к реальной действительности (горы − коричневым, воду − голубым). |
Градусная сетка | Не всегда; если участок изображаемой местности небольшой , то элементов градусной сетки не наносят. | Указывают все элементы градусной сетки. |
Вывод: Географические план и карта представляют собой изображения участков земной поверхности с помощью условных обозначений и в определенном масштабе. План используется для отображения небольших участков земной поверхности, а карта позволяет отбразить очень большие участки земной поверхности (хоть и в сильно уменьшенном масштабе).
2) Описание маршрута.
Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церки в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке отправляемся на лодке вниз по ее течению в северо−восточном, затем в юго−восточном направлении до деревянного моста. При движении по реке на правом берегу мы увидим полевые дороги, двухпутные железные дороги и насыпи. На левом берегу располагается крупное село Красное. Далее пойдем пешком до села Клёново. Пешком нам предстоит пройти 1500 м в северном направлении. При движении к селу Клёново нам предстоит подниматься вверх. У железнодорожной насыпи сделаем остановку. К северо−западу от железнодорожной насыпи расположен очень большой овраг. Нас могут подстерегать различные опасности болота, ямы и овраги, пересечение железнодорожного полотна. Перед путешествием мы изучили правила безопасности на воде, открытой местности, подготовили необходимый инвентарь, аптечку. В рюкзаке у каждого должен быть компас, карта местности (маршрута), индивидуальные средсва оказания доврачебной медицинской помощи, желательно средства связи.
3) Расстояния.
а) от точки B до точки A − 440 м.
б) от точки B до точки C − 410 м.
Абсолютная высота точки B − 140 м.
Самым простым этапом эстафеты стало описание маршрута по топографическому плану. Сложным выбор маршрута.
4) Наилучший вариант освоения земельного участка: развитие сельского хозяйства (животноводство и растениеводство), потому что есть все необходимые условия для строительства фермы, выпаса животных, есть луговая растительность, можно использовать под сенокос, наличие воды (река и озеро).
Какие участки подходят: а) для распашки под поля; б) под сенокосы; в) для
строительства домов; г) для лыжной трассы; д) для других объектов (предложите)?
Описание териториии.
На представленном участке нет объектов, построенных человеком. В центральной части протекает река с севера на юг. С запада и востока впадают притоки. На северо−западе березовый лес, в центре которого имеется холм высотой 133 м, на северо−востоке − холм с высотой 128 м, в центральной части кленового леса. На юго−западе кленовый лес, на юго−востоке участок кустарниковой растительности. Кутизна склонов одинаковая, выровненные участки в центральной части местности. Дорогу нужно проложить с севера на юг, построить небольшой мост через приток реки. Для лучшего использования местности, нужно строить мост (переправу через русло главной реки).
Участки, подходящие для:
а) для распашки под поля;
б) под сенокосы;
в) для строительства домов;
г) для лыжной трассы.
5) Изучение темы “План и карта” было сложным, но интересным. Для выполнения заданий необходимо было изучить легенду карты и плана, понимать расположение обектов по сторонам света, расположение холмов и других обьектов. Творческие задания выполять оказалось непросто, так как помимо желания расположить те или иные обьекты, нужно было оценить реальные условия для местности.
Светило науки – 5 ответов – 0 раз оказано помощи
Ответ:
Нам предстоит плыть на восток, а затем пройти по дорогам примерно 3 км 300 метров.
На правом берегу мы встретим: село Барсуки, кустарник, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу.
На левом берегу: овраг, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу, заболоченный луг.
Большое село мы увидим на правом берегу. Оно называется Барсуки.
После того, как мы сойдем с лодки, нам предстоит двигаться на север. Нужно подниматься вверх.
К северо−западу от железнодорожной насыпи мы увидим село Красное.
На маршруте нас ожидают следующие опасности: движение по шоссе, переход через железную дорогу, перед селом Кленово большой овраг. Следует повторить правила дорожной безопасности, повторить правила пересечения железнодорожных путей, по карте изучить подходы к селу Клёново, чтобы не угодить в овраг.
В рюкзаке у каждого обязательно должно быть питание и принадлежности к нему, аптечка, туристический коврик.
Страница 17 из 54
§16. Учимся с “Полярной звездой”
I. Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.
II. Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 23 (с. 34).
Ответьте письменно.
Описание должно содержать ответы на следующие вопросы:
В каком направлении нам предстоит плыть?
Какое расстояние нам предстоит пройти?
Какие объекты мы встретим на правом и левом берегу реки, проплывая на лодке?
На каком берегу реки мы увидим большое село?
Как оно называется? В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки?
Как вы думаете, нам придется двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх?
Что мы увидим к северо−западу от железнодорожной насыпи?
Какие опасности могут ожидать нас на этом маршруте? Какие меры безопасности следует принять заранее?
Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого?
Нам предстоит плыть на восток, а затем пройти по дорогам примерно 3 км 300 метров.
На правом берегу мы встретим: село Барсуки, кустарник, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу.
На левом берегу: овраг, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу, заболоченный луг.
Большое село мы увидим на правом берегу. Оно называется Барсуки.
После того, как мы сойдем с лодки, нам предстоит двигаться на север. Нужно подниматься вверх.
К северо−западу от железнодорожной насыпи мы увидим село Красное.
На маршруте нас ожидают следующие опасности: движение по шоссе, переход через железную дорогу, перед селом Кленово большой овраг. Следует повторить правила дорожной безопасности, повторить правила пересечения железнодорожных путей, по карте изучить подходы к селу Клёново, чтобы не угодить в овраг.
В рюкзаке у каждого обязательно должно быть питание и принадлежности к нему, аптечка, туристический коврик.
III. Изучите топографическую карту на рисунке 36. С помощью масштаба определите расстояние по прямой:
а) от точки В до точки А;
6) от точки В до точки С.
Определите абсолютную высоту точки B.
Какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым? самым сложным? Почему?
Ответьте письменно. Постарайтесь описать особенности каждого отрезка маршрута не более, чем тремя предложениями.
а) 5,5 * 100 = 550 (м) − от точки В до точки А;
б) 5 * 100 = 500 (м) − от точки B до точки C.
125 + 15 = 140 (см) − абсолютная высота точки B.
По карте видно что Наташе предстоит довольно лёгкий путь, так как ей придётся идти вдоль реки по ровной без особых препятствий местности. К тому же у Наташи путь намного короче, чем у Андрея и Егора. А вот, если смотреть по карте маршрут Андрея, то мы можем видеть, что ему придётся преодолеть довольно длинный маршрут, где на его пути будут многочисленные возвышенности. У Егора так же маршрут пролегает через те же возвышенности, но, если вычислить длину маршрута Андрея и Егора при помощи масштаба, указанного на карте, то длина пути Андрея больше, чем длина пути Егора, поэтому маршрут Андрея сложнее, чем маршрут Егора.
IV. Вам предстоит выполнить проектное задание. По указанию учителя вы будете работать самостоятельно, или с товарищем, или в группе.
Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предполагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого посёлка, или в создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 37. Выбор следует обосновать.
Для решения поставленной задачи нужно вначале внимательно познакомиться с участком. Постарайтесь ответить на вопросы:
1. Есть ли на участке какие−нибудь объекты, уже построенные человеком?
2. Где находятся холмистые участки, а где ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?
3. Какие участки подходят:
а) для распашки под поля;
6) под сенокосы;
в) для строительства домов;
г) для лыжной трассы;
д) для других объектов (предложите)?
4. Где и какую нужно проложить дорогу?
5. Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?
1) Нет, на участке отсутствуют построенные человеком объекты.
2) Территория возле реки относительно ровная. Чем дальше от реки, тем тем выше холмы. Склоны у холмов пологие.
3)
а) для распашки под поля не стоит выбирать склоны. Для такой задачи прекрасно подойдут равнины, расположенные по обе стороны реки.
6) Для сенокос подходят луга, где растёт очень много травы.
в) Для строительства домов подходит ровная местность, где меньше всего растительности.
г) Склоны, которые не подходят для распашки, можно использовать в качестве лыжных трасс.
д) Вместе с домами можно построить различные склады для хранения оборудования.
4) Надо проложить хорошую асфальтированную дорогу вдоль реки. Так же стоит построить мост через реку.
5) Реку использовать можно как транспортный путь, или, к примеру, как зону отдыха. Я считаю, что мост через реку проложить стоит.
В каком направлении нам предстоит плыть? – на восток
Какое расстояние нам предстоит пройти? – по дорогам примерно 3 км 300 метров; по прямой примерно 2 км 125 метров
Какие объекты мы встретим на правом и левом берегу реки , проплывая на лодке? – на правом берегу: село Барсуки, кустарник, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу; на левом берегу: овраг, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу, заболоченный луг
На каком берегу реки мы увидим большое село? – на правом
Как оно называется? – Барсуки
В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки? – на север
Как вы думаете, нам придётся двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх? – подниматься вверх
Что мы увидим к северо-западу от железнодорожной насыпи? – село Красное
Какие опасности могут ожидать нам на этом маршруте? – движение по шоссе, переход через железную дорогу, перед селом Кленово не попасть в большой овраг
Какие меры безопасности следует принять заранее? – повторить правила дорожной безопасности, повторить правила пересечения железнодорожных путей, по карте изучить подходы к селу Клёново, чтобы не угодить в овраг
Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого? – питание и принадлежности к нему, аптечка, туристический коврик
Составьте описание маршрута по топографической картеСРЕДА, 17 Фев 2021
География
п.17 “Составьте описание маршрута по топографической карте рис.24.” письменно. 5 КЛАССФ АВТОРЫ:А.И Алексеев
Светило науки – 90 ответов – 0 раз оказано помощи
Ответ:
Составьте описание маршрута по топографической карте
Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у магазина в селе Камызяки, затем спускаемся к реке дон и отправляемся на лодке вниз по течению до деревянного моста. Далее пойдем пешком до села Смущино. У железнодорожной насыпи сделаем остановку.