МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Описание
музейных предметов» (2016)
В основе
деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом
комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной,
выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной
деятельности. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной
деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте
музейного предмета в музее, его потенциальных возможностях «отражать» и
«представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта
наследия.
Главная
функция музейного предмета – быть источником информации о тех процессах,
событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет. Для характеристики музейного
предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также
устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную
ценность. Предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве (к ним относятся не
только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в
том числе и современности) называют раритетами.
Почти в
каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они
напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято
называть реликвиями.
Раритеты
и реликвии – это, чаще всего, материальные предметы, утратившие свое
функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие
предметы называют уникальными. Некоторые предметы специально
создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например, знамена, награды,
удостоверения личности и т.п. Раритетные и реликвийные предметы всегда
уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве
экземпляров.
Реликвия
может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек
воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной,
когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию.
Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не
рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к
раритетам.
Краеведы
или актив школьного музея стремятся выявлять и собирать такие предметы, с
помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно
представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже
участниками события.
Конечно,
сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи,
кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама
их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду,
зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории
(историческими источниками).
Одним
из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность.
Необходимо иметь в виду, что подлинность предмета музейного значения в
музееведении часто рассматривается не с точки зрения его оригинальности, а с
позиций причастности предмета к изучаемому событию.
Каждый
музейный предмет обладает информационным потенциалом.
Информационный потенциал музейного предмета – это вся совокупность сведений о
музейном предмете и среде его бытования, выявленных в ходе источниковедческого
анализа. Иными словами это сумма атрибутивных и исторических сведений о каждом
памятнике истории и культуры. Атрибуция музейного предмета
заключается в описании внешних признаков памятника: наименование, автор,
датировка, материал, техника изготовления, форма, размер, цвет, индивидуальные
признаки (наличие автографов, пометок, повреждений и т.п. ).
Научное
описание музейного предмета представляет собой
выявление и фиксацию тех сведений по истории памятника с момента его создания
до поступление в музейное собрание, которые не отражены в самом
памятнике (музейном предмете): автор, датировка, назначение, владельцы, время и
место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или
лицами, историческая или художественная значимость и т.п.
От
того, насколько полно выявлены и зафиксированы все эти сведения, зависит
информационный потенциал музейного предмета, возможность и эффективность его
использования в экспозиционных, научных, учебных и воспитательных целях.
Общая
схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих
позиций:
1. Коллекция.
2. Номер
по книге поступлений (главной инвентарной книге).
3. Наименование
предмета (авторское, функциональное или условное, данное в музее).
4. Авторство.
Под авторством понимается создатель данного предмета,
его изготовитель, составитель, художник, издатель и т.д. Автором предмета может
быть указано как отдельное лицо (или группа лиц), так и предприятие, на котором
был изготовлен или тиражирован предмет.
Название
предприятия-изготовителя указывается при описании в его исторической форме на
период изготовления предмета.
5. Место
создания, бытования, события.
Место
(географический признак) создания (изготовления) при описании дается без
оговорки за исключением тех случаев, когда необходимо указать не только место
создания, но и бытования. Географические названия описываются в их исторической
форме на период создания (бытования, события) предмета от общего (страна,
республика), к частному (область, район, город, село, и т.п.). Для Москвы и
Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) указывается только страна – Россия,
РСФСР, СССР.
6. Датировка
(создания, бытования, события)
Описывается
по аналогии с позицией №6 (место). Если известна только дата бытования
или
события, то она обязательно оговаривается.
7. Материал,
техника.
Перечисляются
все материалы, определяющие основу предмета (металл, дерево и т.п.), виды
техники создания (чеканка, резьба) и украшения (роспись надглазурная).
Отмечаются также отличительные особенности материала и техника составных частей
предмета, если они имеются (папка, паспарту и др.).
8. Размеры.
Количество. Подлинность.
Размеры
указываются в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для
прямоугольных – высота и ширина, для круглых и эллипсообразных – наибольший
диаметр, для объемных – высота, ширина и размеры основания. Учитывается,
конечно, и специфика того или иного предмета.
Количество
– это собственно предмет и его составные части.
Подлинность,
по нашему мнению, целесообразно указывать главным образом для документов и
фотографий, которые в отличие от памятников материальной культуры в силу своего
происхождения или исторической обусловленности могут иметь статус музейного
предмета, являясь копией или тиражированным экземпляром.
9. Сохранность.
Сведения о реставрации.
Дается
общая оценка состояния предмета (например, в сохранности) и перечисляются
конкретно повреждения (ткань выцвела, загрязнена). Если предмет был
реставрирован, указываются данные о предыдущих реставрациях (полная
реставрация, накатка на марлю, штопка и т.п.) и дата.
10. Номер
негатива (по фототеке музея).
11. Источник
и способ поступления.
При
описании источника поступления предмета в состав музейного собрания указывается
полное официальное название организации или фамилия и инициалы лица, его
родственные связи с владельцем предмета. К способам поступления относятся –
передача, дар, завещание, закупка, заказ, обмен, а также экспедиция
(командировка) музея.
Здесь
также указывается конкретный документ – акт приема, приказ школы на основании
которого предмет был внесен в книгу поступлений (главную инвентарную книгу)
музея. Если источник поступления неизвестен, то указывается дата регистрации
предмета в музее.
12. Описание.
Описываются
все основные отличительные признаки предмета – форма, цвет, конструктивные
особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль
исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их
расположения на предмете.
13. Легенда.
История
происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанных с предметом,
среде бытования и др.
14. Библиография.
Литература
об истории предмета, авторе, владельце и других лицах, событиях, связанных с
предметом.
15. Составитель
описания предмета (фамилия, дата).
Если
при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или
иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть
дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство,
место, датировка и др., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании
заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.
ПРИМЕРЫ
ОБРАЗЦОВ ОПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№1
1. Коллекция.
Одежда и ткани.
2. Номер
по инвентарной книге.
3. Наименование.
Куртка рабочая Мальцева Т.С., директора Шадринской опытной сельскохозяйственной
станции.
4. Авторство.
5. Место.
РСФСР, Курганская обл., с. Мальцево.
6. Датировка.
1950-е гг.
7. Материал,
техника. Полотно штапельное – шитье.
8. Размеры.
Длина: переда – 75, рукава – 58 см. Количество – 1.
9. Сохранность.
Ткань выцвела, потерта, манжеты порваны.
10. Номер
негатива.
11. Источник
и способ поступления. От Мальцева Т.С. (дар).
Командировка Музея в Курганскую обл. 1970 г. Акт приема (номер, дата).
12. Описание.
Куртка из черного штапельного полотна с отложным воротником, с застежкой на 5
пуговицах (типа гимнастерки). На груди (слева и справа) 2 накладных кармана с
клапанами. Рукава вшивные на манжетах с застежкой на 2 пуговицы. Подкладка из
хлопчатобумажной ткани черного цвета.
13. Легенда.
Мальцев Терентий Семенович (1895 – 1994), новатор сельскохозяйственного
производства, полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, директор
Шадринской опытной сельскохозяйственной станции, почетный академик ВАСХНИЛ
(1956), Российской академии сельскохозяйственных наук (1990), дважды Герой
Социалистического труда (1955, 1975).
14. Библиография.
Иванов Л.И. Терентий Мальцев, М., 1962.
15. Составитель
(фамилия, дата).
№2
1. Коллекция.
Ордена.
2. Номер
по инвентарной книге.
3. Наименование.
Орден «Трудовое Красное Знамя» РСФСР, врученный Туполеву А.Н., советскому
авиаконструктору.
4. Авторство.
Художник – Куклинский С.
5. Место.
СССР, Москва.
6. Датировка.
Награждение – 1926, 13 декабря.
7. Материал,
техника. Металл – штамповка, эмаль.
8. Размеры.
44 х 38,5 мм. Количество – 1.
9. Сохранность.
На знамени скол эмали, ушко погнуто. Ушко и пластина на обороте позднего
припоя. Штифт спилен.
10. Номер
негатива.
11. Источник
и способ поступления. От семьи Туполева А.Н.
(передача). Акт приема (номер, дата).
12. Описание.
Знак ордена из желтого металла, овальный.
Л.ст. – в центре на фоне
голубой эмали золотистая надпись: «ГЕРОЮ/ТРУДА». Слева на фоне древка знамени –
фигурный картуш красной эмали с изображением скрещенных серпа и молота. Вверху
развернутое вправо знамя красной эмали с золотистой надписью: «РСФСР/пролетарии
всех/стран соединяйтесь». По краю ордена – венок из дубовых и лавровых
листьев с плодами, перевязанный внизу лентой.
Об.ст. – с обратным рельефом
л.ст. и припаянной круглой металлической пластинкой с гравированной надписью «Туполев
А.Н.».
13. Легенда.
Автором рисунка знака ордена «Трудовое Красное Знамя» является Сергей
Куклинский, выпускник Строгановского художественного училища. Проект его рисунка
был признан лучшим на объявленном в апреле 1921 года Всероссийском конкурсе по
составлению рисунков знака ордена и в марте 1922 г. проект был утвержден
Президиумом ВЦИК.
Орденом Туполев Андрей
Николаевич (1888 – 1972), советский авиаконструктор, заместитель начальника
ЦАГИ, руководитель КБ, был награжден постановлением Президиума ВЦИК от 13
декабря 1926 г. – «За научную деятельность в области развития
авиапромышленности и конструкторской работы по созданию цельнометаллического
самолета АНТ-3».
14. Библиография.
Советские ордена и орденские документы из собрания Центрального музея революции
СССР. Каталог. М., 1983, с.8, №18; Ильинский В.Н. Геральдика трудовой славы.
М., 1979; Кербер Л.Л. Ту – человек и самолет. М., 1973.
15. Составитель
(фамилия, дата).
№
3
1. Коллекция.
Документы.
2. Номер
по инвентарной книге.
3. Наименование.
Письмо Шмита Н.П., участника первой российской революции 1905 – 1907 гг.,
сестрам Екатерине и Елизавета Шмит, написанное перед смертью в Бутырской
тюрьме.
4. Авторство.
Шмит Н.П.
5. Место.
Россия, Москва.
6. Датировка.
1907, не позднее 13 февраля.
7. Материал,
техника. Бумага-рукопись.
8. Размеры.
17,5 х 11 см. 1 л. Количество – 1. Подлинность. Подлинник –
автограф.
9. Сохранность.
Сгибы, загрязнено, пожелтело.
10. Номер
негатива.
11. Источник
и способ поступления. От Шмит Е.П., сестры
Шмита Н.П., (дар) в 1929 г. Акт приема (номер, дата).
12. Описание.
Письмо на двух сторонах листа белой бумаги, написано черными чернилами.
Автор сообщает о
готовящейся над ним расправе тюремщиков, передает привет товарищам по
революционной борьбе, прощается с родными. В тексте упоминаются лица: «Николай Адамович»
– Андриканис Н.А., муж Екатерины Павловны, юрист, вел защиту по делу Шмита
Н.П.; «Леша» – Алексей Павлович, младший брат Шмита Н.П.
13. Легенда.
Письмо было написано Шмитом Н.П. в одиночной камере Бутырской тюрьмы накануне
убийства. Передано Екатерине Павловне через подкупленного тюремного надзирателя
13 февраля 1907 г.
Шмит Николай Павлович
(1883-1907), владелец мебельной фабрики на Пресне в Москве, студент
естественного факультета Московского университета, член РСДРП(б), участник
декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Арестован 17 декабря 1905
г. за участие в восстании и в феврале 1907 г. убит тюремщиками в камере
Бутырской тюрьмы.
14. Библиография.
Андриканис Е.Н. Хозяин «Чертова гнезда», М., 1975.
15. Составитель
(фамилия, дата).
№
4
1. Коллекция.
Фотографии.
2. Номер
по инвентарной книге.
3. Наименование.
Фотопортрет. Заломов П.А., участник революционного движения в России, один из
организаторов и революционного движения в России, один из организаторов и
знаменосцев первомайской демонстрации в Сормово в 1902 г.
4. Авторство.
Фотоателье «С.Курбатова. Москва».
5. Место.
Россия, Москва.
6. Датировка.
1902 г.
7. Материал,
техника. Фотобумага – печать, сепия. Паспарту:
картон, чернила – печать, рукопись.
8. Размеры
10,5 х 6,5 см (с паспарту). Количество – 1. Подлинность.
Подлинник.
9. Сохранность.
Фото пожелтело, паспарту загрязнено.
10. Номер
негатива.
11. Источник
и способ поступления. От Екатеринославского
бюро Истпарта в 1926 г. (передача). Акт приема (номер, дата).
12. Описание.
Изображение подгрудное, ¾ влево, портретируемый с пышной окладистой черной
бородой и усами, одет в темную рубаху-косоворотку.
Фото на фирменном
паспарту, в нижней части которого тисненый текст, выполненный золотой краской
«С.Курбатова. Москва». На обороте – фирменный рисунок, на котором автограф
Заломова П.А., написанный черными чернилами: «На память о совместном
пребывании в Часовой башне Бут.тюр. 1902г 12/12».
13. Легенда.
Снимок сделан в Москве в фотоателье С.Курбатовой после суда над участниками
сормовской демонстрации 1 мая 1902 г. Осужденные после суда были отправлены в
Бутырскую пересылочную тюрьму в Москве.
Заломов Петр Андреевич
(1877 – 1955), один из первых российских рабочих-социал-демократов. В
революционном движении с 1892 г. За участие в Сормовской демонстрации (май 1902
г.) был арестован, осужден и приговорен к пожизненной ссылке в Восточную Сибирь.
В марте 1905 г. при содействии Горького А.М. бежал из ссылки. Послужил
прообразом героя романа М.Горького «Мать» – Павла Власова.
14. Библиография.
Семья Заломовых. Сборник воспоминаний и материалов. Л., 1948; Альбом по истории
СССР. 1861 – февраль 1917. М., 1978, с.95.
15. Составитель
(фамилия, дата).
Использование
экспоната или экспозиции в воспитательной и
образовательной
деятельности музея.
Музей
обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное
использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма,
гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших
задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
музейных предметов, создании экспозиции,
проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В
процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами
и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе
краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных
школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети
знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии,
источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать
и формулировать темы исследования,
производить историографический
анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их
сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата,
формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов
исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых
результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих
жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать
достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить
взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты
природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с
документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их
бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные
представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как
история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,
политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в
мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей,
почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется
региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история
Сибири.
Каким бы содержательным и
современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой
частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его
экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность
использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием
форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в
учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
– учебная
экскурсия в музее;
– урок-экскурсия
в музее;
–
использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
–
демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
–
подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на
основе их самостоятельной работы в музее;
–
проведение учебно-практических конференций.
Работа
в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе,
этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя
возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами
познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся
сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся
исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки
самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной
воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и
поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Во
время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро
отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую
профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение. Все
виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея,
способствуют формированию личности учащихся.
Используемая
литература:
1.
Описание музейных
предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие ГЦМСИР. М., 2003;
2.
Туманов В.Е. Школьный
музей. М., 2003;
3.
Яхно Ю.Б. Методическое
пособие. Школьный музей, как составляющая открытого образовательного
пространства. (сайт в Интернет)
С.Г. Целоусова, заведующий туристско-краеведческим
отделом
Центра «Созвездие»
Любой потенциально ценный предмет, попадая в музей, изменяет свою функцию с практической на музейную, и становится для научных сотрудников предметом музейного значения.
Предмет музейного значения –потенциальный музейный предмет, предмет светского или религиозного характера, имеющий значение для истории и культуры, объект музейного комплектования, еще не изъятый из среды бытования и не включенный в музейное собрание.Прежде чем стать музейным предметом в фондах или на экспозиции, он попадает в музейную фондово-закупочную комиссию и проходит атрибуцию. Атрибуция музейных предметов– это научное исследование: установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание. Чем точнее проведена атрибуция, тем больше можно рассказать о предмете, и тем интереснее будет музейный этикетаж.
Информация о предмете вносится в инвентарную карточку(пример в конце документа). Раскроем более подробно каждый пункт.
Род и наименование предмета – это его ключевой параметр, от которого зависит дальнейшее исследование, ответ на вопрос «Что это такое?». Название предмета всегда записывается с предметного слова: «Галстук пионерский», «Фотография портретная», «Стол письменный», «Медаль памятная». Если у предмета есть собственное название, оно записывается после этой характеристики. Род предмета должен соответствовать его прямому назначению.
Инвентарный номер – уникальный порядковый учетный номер, присвоенный предмету при поступлении в музей. Парные предметы или предметы, поступившие в составе коллекции, например, рисунки того же автора, имеют один номер №123-1-10, а каждый отдельный рисунок записывается с дробным номером №123/1, 123/2.
Материал изготовления – общая характеристика основы, из которой изготовлен предмет. Для металлов и сплавов, если невозможно точно обозначить материал, можно ограничиться определением «металл», «желтый металл» При необходимости указывается техника изготовления: печать, вышивка, резьба и.т.д.
Размер – указывается и размер самого предмета, и размер его составных частей: высота, ширина и глубина. Если предмет округлой формы или имеет подставку/основание – диаметр. У объемных предметов указывается высота и размеры основания, а также крайние характеристики, например, самая широкая и самая узкая часть.
Шифр: указываются все шифры, сохранившиеся на предмете. КП – шифр для книги поступлений, а также шифры для отдельных фондов.
Дата и источник поступления. В этой графе фиксируются:
-дата приема предмета в собрание музея (в соответствии с актом приема в постоянное пользование);
– источник поступления: название конкретной организации, предприятия или учреждения, ф.и.о. его представителя; если предметы переданы частным лицом – ф.и.о. данного лица; если в результате экспедиции – приводится ее название и время проведения;
– форма поступления: передача, дар, закупка, обмен, экспедиция и пр.,
– сопроводительные документы: номер и дата акта приема на временное хранение, или полевая опись, дарственные записи, тетрадь фотофиксаций и т.п.
Описание предмета: Сначала указываются общие признаки предмета – его внешний вид, форма и цвет. Описание должно быть предельно сжатым и конкретным.
Парные предметы (чашка с блюдцем, барабанные палочки) описываются вместе, как один предмет. При этом указывается «2 шт.». Если предмет имеет специальное оформление (вместилище) – футляр, папку, рамку и пр., при описании это оговаривается. После описания общих признаков предмета дается короткое описание его отдельных составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей.
Сохранность: указываются все дефекты предмета на момент его поступления в музей. При этом указываются места особенно значительных повреждений. (Например: «Оторван левый верхний угол»; «Ручка отбита», «Текст на стр. 2 выцвел»). При отсутствии дефекта, если предмет хорошо сохранился, пишется «в сохранности», определения «сохранность плохая/хорошая» не указываются.
На обратной стороне карточки указывается легенда экспоната: вся имеющаяся информация об истории, бытовании и использовании предмета, его «биография».
.
Описание музейного предмета
В рамках
туристско-краеведческого движения «Отечество» проводится конкурс по атрибуции
памятника материальной культуры (музейного предмета). Выполнение этого задания
детьми, не занимающихся в школьном музее и не имеющих опыта работы с книгой поступлений
музея, вызывает определённые сложности. Данное задание под названием «элементы
олимпиады» выполняется теми ребятами, которые заняли призовые места в конкурсе
исследовательских работ в гуманитарных секциях («Летопись родного края»,
«Военная история», «Археология», «Школьные музеи», «Родословие»,
«Этнография» и тд. ). Для призёров в
программах «Экология», «Природное наследие», «К туристскому мастерству» и пр.
предлагается выполнить описание ландшафта.Предлагаем вашему вниманию
некоторые рекомендации по описанию музейного предмета, в книге поступлений, при
котором даются общая характеристика и краткое описание его внешних признаков и
индивидуальных особенностей, по возможности указывается автор предмета, место и
время его создания.Всё начинается с наименования предмета. Причём, вначале
указываем предметное слово, а затем прилагаемое. Например: «Сосуд глиняный», «ложка деревянная», «форма школьная», «галстук
пионерский». Если это модель, то следует это отметить. Например: «Модель молотилки паровой», «модель танка
Т-34». Неверным будет указывать «танк
Т-34».Для личных предметов указывается их принадлежность (ф.и.о, если имеются, то краткие
сведения о владельце). Например: «Билет
комсомольский», принадлежал Иванову
И.И., выпускнику школы 1942 года…».Далее даются сведения об авторе (изготовителе,
издателе, художнике) предмета. Если авторство определить невозможно, то пишем
«Автор/изготовитель неизвестен».По возможности следует определить географическую
принадлежность предмета и время его изготовления или пользования. Географическую принадлежность
обозначают последовательно от общего к частному, в привязке к
административно-территориальным делением и географическими наименованиями
принятыми в период происхождения или бытования предмета. Например: «Россия. Кубанская область. Баталпашинский
отдел. Селение Казьминское». Или: «Северный
Кавказ. Средняя Кубань».Сложности вызывает датировка предметов. Основанием
датировки предметов материальной культуры служит время
изготовления/выпуска/издания или принадлежность отдельным лицам и семьям,
период бытования (то есть, использования).
Если точно предмет датировать не удаётся, то можно указать дату дарения,
находки предмета или события, с которым он связан. Например: «Событие –
август 1942 г. Оккупация села»,
«Бытование – начало ХХ века», «Изготовление – 1932 год».Как описывать предмет на конкурсе?
Вначале указываются общие признаки предмета – внешний вид, форма, цвет. Описание
должно быть сжатым, конкретным. Парные предметы (чашка с крышечкой) описываются
вместе как один предмет. После описания общих признаков предмета даётся краткое
описание его отдельных частей, сюжетных изображений, надписей, орнаментов,
украшений. При описании конструкции предмета следует указать места и способы
крепления частей и деталей, их особенности. Для письменных источников
указывается, подлинник это или копия (какая и какого времени).Если на предмете имеются
надписи, то они приводятся в описании с сохранением
орфографии. Например: «Банкъ». Даётся
характеристика материала из которого
предмет изготовлен и указывается техника
изготовления. Например: «Кость. Резьба», «Бумага. Печать», «Шёлк.
Вышивка».При описании указываются размеры предмета в сантиметрах (мелкие
вещи в миллиметрах). Фотография, книга, грамота – указывается высота и ширина.
Круглые предметы – измеряем диаметр. Объёмные предметы – указывается третье
измерение. Для сосудов, ваз, тарелок, чашек проставляют два размера – высота и
наибольший диаметр. У тканей измеряется ширина куска, а затем – длина. У
предметов одежды даются размеры: для рубашки, верхней одежды – длина, объём
ворота, ширина подола; для юбки – пояс, длина и ширина подола, для фуражек –
диаметр, высота и тд. Произведения живописи измеряются путём обмера высоты и
ширины подрамника.Необходимо также описать сохранность предмета. Фиксируются все
имеющиеся дефекты: трещины, сколы, порывы, вздутия, отсутствие каких-либо
частей. Нужно точно указать место повреждения: «ручка отбита», «текст на странице 5 утрачен».Большую сложность представляет
для юных конкурсантов пункт «Легенда
предмета». Здесь следует указать все известные сведения о предмете – при
каких обстоятельствах он был найден, кому принадлежал, по – возможности, нужно
указать связь предмета с определенными событиями и лицами, сведения о человеке,
который передал этот предмет в музей, время изготовления, условия бытования и
использования. Легенда – очень важная деталь, ведь потеря сведений о предмете
равносильна потере самого предмета.Например: Сосуд глиняный (курильница). Обнаружен на
левом берегу р.Кубань в 200м к северо-востоку от села Балахоновского местным
жителем Петровым И.И. (1956г.р.) в мае 2002 года в месте обрушения почвы.
Курильница – ритуальный сосуд для
воскуривания благовоний, который помещался в вместе с усопшим в могилу. Приблизительное время бытования – эпоха бронзы (2 тыс. до н.э). Данный тип
сосуда характерен для племён катакомбной археологической культуры.Описание фотографий
Фото:
общее название (портрет, парный портрет, групповой портрет, сюжетный снимок). Конкретное
название снимка. Для портрета необходимо упомянуть, какое
изображение (в рост, поясное, погрудное; прямо, в профиль), особенности одежды.
Для групповых портретов желательно перечислить всех известных лиц (Ф.И.О., годы
жизни): снизу вверх, слева направо. Для
сюжетных снимков следует указать
первый и второй план. Дата. В случае невозможности указать год, указывается
десятилетие, лучше с пояснением «начало», «середина», «конец». Обязательно указание количества.Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы,
царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др.План описания музейного
предмета:1.
Название предмета2.
Материал, из которого сделан предмет3.
Техника изготовления (ковка, литье, шлифовка, лепка, чеканка, печать и
тд)4.
Краткое описание предметаВнешний вид: (Форма, размеры, цвет)
Подлинник или копия
Сохранность
5.
Легенда предмета:При каких обстоятельствах был найден предмет /передан в музей
Кто нашёл или передал в музей
Для чего служил этот предмет
Кому принадлежал/ с каким событием был связан предмет
Где находился, как использовался
В какое время был создан (датировка)Надеемся, что данные
рекомендации помогут вам преодолеть трудности и достичь успехов в конкурсах.Составил С.Н.Котов,
руководитель историко-краеведческого музеяМОУ СОШ №16 с.Казьминское
Кочубеевского района Ставропольского края
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР
Содержание:
Уникальный постоянный номер музейного предмета (данный ему при поступлении в музей, записанный в учетной документации и написанный на самом предмете).
Правила заполнения:
Номер записывается по правилам, принятым в музее.
Примеры:
идентификационный номер = ГИМ 72289 И1-2087
ТИПОЛОГИЯ
Содержание:
Понятие, определяющее специфику описываемого предмета в соответствии с одной из следующих классификаций:
Область знания (археология, геология, палеонтология…).
Большие разделы, связанные с особенностями техники создания предмета (живопись, скульптура, рисунок, гравюра, мозаика…).
Назначение предмета (мебель, утварь, карта, костюм, монета, медаль, часы…).
Материал (изделия из керамики, изделия из стекла, изделия из золота и серебра, ткани…).
Жанр изображения (пейзаж, портрет, архитектурный вид, натюрморт…).
Правила заполнения:
Нормативный алфавитный список. 2
Примеры:
типология = палеонтология
название предмета = staurikosaurus pricei (ставрикозавр, лат.)
типология = скульптура
название предмета = На охоте
типология = костюм
название предмета = мужской головной убор
типология = изделия из керамики
название предмета = ваза
типология = портрет
название предмета = Наполеон
АВТОРЫ
Содержание:
Имя или имена, с которыми связано создание (или находка) данного предмета.
Правила заполнения:
Нормативный словарь, открытый список имен.
Фамилия всегда записывается первой, перед именем или инициалами. В скобках за именем указывается авторская специализация – название ‘деятеля’ или ‘результат’его деятельности: художник, скульптор (или скульптура), медальер (или медаль), изобретатель, автор макета, мастер (резчик, гончар), гравер (или гравюра), фондообразователь, находчик, фотограф (или фотография) и т. п.
Первым приводится имя автора описываемого произведения или делается запись об отсутствии сведений, касающихся его имени (неизвестный художник, неизвестный автор).
В сомнительных случаях, касающихся авторства произведения, в скобках записываются вопросительный знак ? или приписывается.
Если существует сходство манеры неизвестного автора с манерой известного, то в скобках указывается характер этой близости:мастерская, подражание, школа.
Для иностранного автора записывается его имя в русской транскрипции, через тире дается имя на языке оригинала.
Если автор известен под псевдонимом /прозвищем, то в квадратных скобках [ ] сразу после псевдонима /прозвища записывается настоящая фамилия автора; если настоящая фамилия неизветна, то в квадратных скобках ставится прочерк: [ – ].
Если авторов несколько и они названы одним именем, то записывается их общее имя, а через тире приводятся фамилия и инициалы каждого автора.
Примеры:
автор = Зеелиер К. (гравюра), Аргунов Н. (оригинал)
автор = Рублев А. (школа)
автор = Левицкий Д.Г. (?)
автор = Тончи Сальватор – Tonci Salvator
автор = Бакст Л.С [Розенберг]
автор = Горбун ([-], гончар)
автор = Кукрыниксы – Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.
МЕСТО СОЗДАНИЯ/ ПРОИЗВОДСТВА
Содержание:
Географическое место создания, производства, находки.
Организация-изготовитель (мануфактура, завод, фирма, артель, типография, издательство).
Правила заполнения:
Нормативный словарь географических названий, открытый список; нормативный словарь организаций, открытый список.
Указывается страна, регион и т.д. (от большего к меньшему).
Принято записывать географическое название на момент создания или обнаружения памятника; однако, возможна запись двух географических названий – старого и нового – с соответствующими пометами в скобках.
В случае, когда принадлежность художника оспаривается несколькими странами, через тире указываются художественные (= географические) школы этих стран.
Для а р х е о л о г и ч е с к и х памятников, созданных до классового общества и государственности, укажите регион распространения (или соответствующую культуру в поле “Культурный период”).
Примеры:
место создания… = Россия, Санкт-Петербург
место создания… = СССР, Московская обл., пос.Вербилки
место создания… = Россия, Тульский завод “Штамп”
место создания… = Италия, Флоренция – Фландрия – Франция
место создания… = верховье реки Ангары
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА
Содержание:
Предметное имя; название произведения (авторское или данное в музее); сюжет, послуживший названием; местное название.
З а м е ч а н и я:
1. Возможна одновременная запись предметного имени и названия произведения.
2. В рамках предлагаемой системы описания данное поле несет большую информационную нагрузку и в нем могут присутствовать разнообразные дополнительные сведения (указывающиеся в скобках):
а) стадия создания произведения: модель, макет, картон…,
б) подлинность предмета: копия, фальшивка, новодел, муляж …,
в) разъяснительная информация, относящаяся к местному названию,
г) сведения об описываемой части / частях предмета или комплекта,
д) перечень предметов, входящих в комплект,
е) количество имеющихся в музее аналогичных экспонатов.
Правила заполнения:
Если произведение двустороннее (икона, монета), то между двумя названиями введите разделитель параграфов, например, диез (#). В случае наличия компьютерного изображения первым приводится название той стороны, которая представлена на этом изображении.
Если произведение не имеет названия, то поле не заполняется. Слова без названия используются только в том случае, когда автор закрепил их в качестве названия.
Если у произведения есть старое и новое название, то указываются оба названия с соответствующими пометами в скобках.
Если у произведения двуязычное название (на русском и иностранном языках), то перепишите его только по-русски, а в скобках уточните языки оригинального текста и шрифт.
Если название только на иностранном языке, то перепишите его (если позволяют буквы). В скобках предложите свой перевод. Уточните, на каком языке дается название и какой шрифт используется.
Если название существует в виде надписи, перепишите его и в скобках уточните, что это название есть надпись.
Если название на нескольких строчках (например, в виде стихотворной строфы), то отмечайте переход на другую строчку наклонной чертой “/”.
Если слишком длинное название, то запишите первые и последние слова названия, разделяя их тремя точками, заключенными в квадратные скобки.
Для сохранившихся образцов, относящихся к е с т е с т в е н н ы м н а у к а м, указывается общепринятое имя, соответствующее его научному имени, по возможности, записанному в сопроводительных скобках. Если для естественных наук принято употребление названия на латинском языке, то его так и записывают, а в скобках дают русскую транскрипцию. Современные названия образцов (минералов, горных пород, ископаемых и пр.) – научные и общепринятые – даются на основе опубликованных нормативных словарей.
Примеры:
название = пряник “Козуля”
название = лестовки (старообрядческие четки)
название = Апостол Матфей (Царские врата, правая створка)
название = чайный сервиз (6чашек, 6 блюдец, 1 чайник, 1сахарница)
название = акулий зуб (1000 экземпляров)
название = Бог Саваоф (лицевая сторона) #
Сошествие во ад (оборотная сторона)
название = Портрет женщины (старое название);
Портрет герцогини де Морни (новое название)
название = Портрет Жозефины (русск, франц., готический шрифт)
название = Гельветическая республика (надпись)
название = Паспорт, выданный графуНарбону […] 16мая 1812 г
название = дикая африканская кошка (felis lybica)
название = staurikosaurus (ставрикозавр, лат.).
ДАТИРОВКА
Содержание:
Точная дата или вилка лет3, когда создавался описываемый предмет.
Правила заполнения:
Арабскими цифрами записывается год создания, а также время начала создания или нижняя граница вилки лет и время окончания создания или верхняя граница вилки лет.
В скобках после даты или вилки лет возможна запись о той части предмета, к которой эта датировка относится.
Примеры: типология = скульптура
автор = Коломбо Р.
название = Наполеон
датировка = 1885
типология = костюм
название = мундир маршала Франции
датировка = 1810 – 1814
КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРИОД
Содержание:
Временной (культурный) период: эпоха, век, половина века, четверть века.
Геохронологический период.
Период творчества автора.
Правила заполнения:
Нормативный словарь.
При записи века используются римские цифры.
Период типа десятые годы XIX века может записываться или в этом поле словами: 10-ые годы XIX века, – или в поле “датировка”: 1810 – 1819.
Если предмет или предметы (составляющие целое) датируются несколькими периодами, то в данном поле перечисляются последовательно через запятую все периоды и даты, относящиеся к данному памятнику.
Для а р х е о л о г и ч е с к и х н а х о д о к указывается геологический период.
Для а р х е о л о г и ч е с к и х п а м я т н и к о в, созданных до классового общества и государственности, указывается соответствующая культура (или в поле “Место создания” регион распространения).
Для г е о л о г и ч е с к и х н а у к поле заполняется по словарю геохронологической шкалы, в него записывается информация двух типов:
а) геологический возраст образца – относительный и абсолютный,
б) время включения в первую коллекцию.
Примеры:
культурный период = XIX век
культурный период = середина XIX века
культурный период = первая четверть XVIII века
культурный период = конец XVIII – начало XIX века
культурный период = XV век, XVII век
культурный период = эпоха Петра I
культурный период = Средневековье
культурный период = эпоха Возрождения
культурный период = палеолит
культурный период = Андроновская культура
культурный период = кайнозой, 200 млн лет
автор = Пикассо Пабло
культурный период = розовый период
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА
Содержание:
Материал основы или составных частей описываемого предмета.
Средства или способ, использованные при создании предмета.
Сведения об оригинальных составляющих произведения. 4
Правила заполнения:
Нормативный словарь по материалам; нормативный словарь по технике ; в скобках после ключевых слов даются пояснения относительно части (или оригинальных составляющих) описываемого предмета.
Примеры:
название = стул
материалы и техника = дуб (рама), кожа (сидение), латунь (гвозди)
название = Мария-Луиза, вторая жена Наполеона
материалы и техника = бумага, гравюра пунктиром, офорт
РАЗМЕРЫ, ВЕС
Содержание:
Максимальные значения размеров (высота, ширина, длина, толщина, внешний диаметр) и общего веса описываемого предмета, полученные по правилам музейного обмера.
Для двумерных (картина, рисунок) или трехмерных (скульптура, ваза) предметов, располагаемых по вертикали, используются термины высота, ширина, толщина. Для двумерных (кусок ткани) или трехмерных (саркофаг) предметов, располагаемых по горизонтали, используются термины длина – для самого большого размера, ширина – для меньшего и толщина – в случае необходимости.
NB: в данном поле не указываются:
а) масса драгоценных металлов, измеряемая в каратах;
б) мера содержания золота в сплавах, измеряемая в каратах;
в) проба драгоценных металлов.
Правила заполнения:
Для записи размеров и веса используются следующие сокращения: в. – высота, ш. – ширина, дл. – длина, тол. – толщина, д. – диаметр, вес – вес.
Линейными единицами измерения являются сантиметры, весовыми единицами измерения – килограммы. Исключение составляют изделия из золота и серебра, а также предметы нумизматики, для которых вес измеряется в граммах. Согласно практике, сокращения, принятые для единиц измерения, не имеют на конце точки и не изменяются во множественном числе.
В скобках после сокращения размера или веса могут даваться пояснения относительно той части предмета, значение размера которой приводится.
Для произведений живописи основа измеряется без рамы.
Примеры:
типология = скульптура
название = Св. Иосиф и младенец Иисус
размеры, вес = в. 51; ш. 57.5; тол. 12; д. (основание) 26.6
типология = украшение
название = кольцо
размеры, вес = д. 2 ; вес 4
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Содержание:
Ключевые слова передают информацию, позволяющую идентифицировать описываемый предмет среди аналогичных или подобных ему предметов. В основном ключевые слова передают информацию, не вошедшую в предыдущие поля описания и относящиеся к иконографии предмета: 5
– жанр (портрет, пейзаж, натюрморт, сцена …),
– форма,
– орнамент,
– тема изображения (природа, человек, общество, социальная жизнь, политика, административная жизнь, военная жизнь, земледелие, охота, рыбная ловля, промышленность, торговля, транспорт, наука, искусство, театр, религия…),
– сюжет (географический, библейский, мифологический),
– изображенные персонажи,
– исторические лица, связанные с описываемым предметом,
– этническая принадлежность,
– известное общество (религиозное, междунорлдное, политическое, тайное…),
– изображенная эпоха (золотой век, античность, средневековье, ренессанс…),
– стиль (Викторианская эпоха…),
– идентификационные знаки на изображении: пометы, клейма, надписи, подписи и т.п.,
– письменные источники изображения,
– ….
Правила заполнения:
Нормативный словарь.
Ключевые слова записываются через запятую.
Порядок следования ключевых слов определяется логической последовательностью: расположением объектов изображения (если ключевые слова относятся непосредственно к иконографии предмета), хронологией, убыванием значимости…
Примеры:
типология = государственная награда
название = большой крест ордена Почетного легиона
ключевые слова 6 = нагрудный наградной знак,
орден Почетного легиона, в форме креста,
портрет, Наполеон, в профиль, в медальоне, надпись,
атрибут королевской власти, корона
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Содержание:
Лаконичное (по возможности, ограниченного размера) описание основных отличительных признаков предмета, позволяющих идентифицировать этот предмет среди аналогичных или подобных ему предметов:
– форма,
– цвет,
– художественный стиль,
– жанр,
– сюжет,
– функциональное назначение предмета,
– место расположения клейм, штампов, надписей, подписей и др. знаков,
– изображение, орнамент
– …
Правила заполнения:
Свободный текст.
NB:Под текстом краткого описания может указываться фамилия, имя, отчество автора описания.
Примеры:
музей = Государственный исторический музей
типология = живопись
название = Портрет В.И. Ленина
автор = Визель Э.О.
краткое описание = за Лениным слева направо изображены:
Зиновьев Г.Е., Урицкий М.С., Луначарский А.В.,
Молотов В.М., неизвестный (фигура закрашена),
Троцкий Л.Д.
КОММЕНТАРИЙ
Содержание:
Уточнения к информации, имеющейся в предыдущих полях..
Сведения, не вошедшие в предыдущие поля описания:
– варианты названия произведения,
– текст надписи или пометы,
– связь предмета с историческими лицами и событиями,
– сведения о поступлении,
– сведения о времени и месте бытования предмета,
– годы жизни лиц, связанных с созданием описываемого предмета,
– возраст находки,
– дата и место находки,
– …
Правила заполнения:
Свободный текст.
NB: Под текстом комментария может указываться фамилия, имя, отчество автора (авторов) комментария.
Примеры:
музей = Государственный исторический музей
типология = живопись
название = В.И. Ленин. II Конгресс Коминтерна
(этюд к портрету с натуры)
автор = Пастернак Л.О.
комментарий = произведения художника находились в фонде
спецхранения Музея в связи с тем, что с 1921 года
он жил за границей – сначала в Германии, а затем
в Англии, где умер в 1945 году
типология = государственная награда
название = большой крест ордена Почетного легиона
комментарий = надпись:”Napoleon Emp. Des Francais”
(Наполеон император французов, франц)