Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.
Задание:
Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.
Текст для анализа:
Живой лес
Если всё, что растет – живое: люди, птицы, животные, рептилии, рыбы, амёбы, – то и растения, цветы, травки тоже живое! Выходит, если поселения, где живут люди и животные, называется городом или деревней, то поселения, где живут все, кроме людей – природа! А в природе много лесов, полей, рек, степей. Всё это – живое!
Наш лес – живой. Он особенный.
Бывают леса только лиственные – березки, осинки, рябинки. Немногоярусные – кусточки, кустарнички да деревья, с которых опадают листья к зиме. Лиственный лес – это как деревушки, светлые, просторные, «прозрачные», не заблудишься, коли лес знаешь хорошо.
Бывают леса хвойные – ельники, сосновые боры, тайга. Серьезные леса, заблудиться легко. Как в городах да в мегаполисах, где стоят высотки да небоскребы – заблудишься сразу за поворотом. Там тоже есть кусты, чаще строгие малинники, горы с камнями-лабиринтами, ельники и их покровители – сосны-небоскребы. Здесь даже днем темно, в любое время года. Знают лес хорошо егери да лесники, встречаются и отшельники, которые мирно уживаются с лесом, соблюдая законы природы и ведут себя цивилизованно – не сорят, убирают, ухаживают за лесом и водоемом. Таких лес любит!
А бывают и смешанные леса, где перемешались оба первых леса.
Как у людей. Напоминает большой город – мегаполис – где в центре находятся высокие дома, а в периферийных районах – елочки да лиственные деревья.
И у всех лесов есть главный покровитель – их Лесной дух, который живет во всех лесах. Спит он всегда крепким сном, днем гуляет, владения свои проверяет. Зимой вместе с Морозом-Воеводой обходят свои территории, следят за порядком, в гости друг к другу ходят.
Бывало, сидит Дух Лесной и чай попивает себе, рядом с ним Кикиморы с Лешими танцуют, Водяной с Русалками хороводы водят, радуются жизни. Красота и чистота – мир и покой в лесу!
Но бывает, особенно летом, в лес отправляются живые из не лесных территорий – из деревень и городов – на телегах, на машинах и мотоциклах. Шум, да только вот вонь от газов на целую опушку или полянку, тяжело травкам, ягодкам да деревьям. Хорошо раньше было, на телегах приедут – всем хорошо! А вот эти железяки не только портят воздух леса, но и люди отвратительные – собирают грибы да чернику с брусникой с корнями, потом едут к речке, перебирают всё, все корни оставляют у реки, всю грязь – в речку, потом приходится Русалкам делать генеральную непредвиденную уборку.
А сколько беды после того, как эти люди покушают?! Бедные насекомые в поисках пищи попадают в ловушки – в банки, склянки – и погибают от того, что не могут выбраться из масел, из-за каких-то клейких веществ, зайцы, ежики, лисички и волки ранят лапы от осколков стекла или жестяных открытых банок, также много теряют крови из-за ран на мордочках! Сколько несчастных родителей плакали над искалеченными любопытными малышами! Хорошо, что травы лекарственные под лапами. Правда, и их уничтожают. Как хорошо лосям и оленям лечиться мухоморами, их и так не часто встретишь, а погибший мухомор пользы не принесет. Это только Баба Ёжки делают отвары для себя да друзей лесных, сушат, отвар и пьют.
Жалеет Лесной Дух. Всё понимает. Понимает, что родители – пример для детей, и дети не виноваты, что их родители поступают не так, как у себя дома. Орут дома, если намусорил, пролил что-то, беспорядок, а в лесу – всё делают наоборот. Дитёнок думает, что так можно, и делает, как они. Мало кто из них уже понимает, что это неправильно! Они-то и думают, что в лесу нет пылесоса, нет урн, чтобы мусор выбросить, да еще и в садике, в школе говорят, что в лесу может быть пожар, что после себя нужно лес оставлять таким, каким он тебя принял! У кого есть машины – легче лёгкого – в пакеты собери мусор да на свалке и выкинешь у дома на обратном пути. А кто пешим пришел или на телеге (ведь в деревне трудно жить, там не ездят мусоровозы, а мусор – на общей свалки, куда нужно отвезти, поэтому в деревнях чисто), выкопал яму, закопал и Дух Лесной доволен и рад. Он – всезнающий и всевидящий! Память у него – природная, фотографическая. Приедет снова к нему человек, он его узнает. Коли добрый и хороший – то он и Солнышко попросит посветить, пусть ягодок соберет да грибы, жалко что ли?! Их полно, зверюшкам хватает, остается. Невидимой рукой направит «вдруг там есть» и радуются люди, думают, что правильный у них «нюх»!
А приедут нечистоплотные и жадные, которые собирают все подряд с корнями, мусорят, гуно за собой не закапывают (все животные, хотя бы взять собак и кошек, закапывают за собой, ведь у них нет унитазов, чтобы смыть за собой свои отходы), нагнетает страху (на машинах любят дальше в лес ехать, будто там они насоберут больше, дескать, из деревень туда пешком добраться не смогут. Так, деревенские с шести утра идут туда, вглубь, к обеду доберутся, а к возвращению коров из стада стараются быстрей домой прийти. Когда на машинах приедут к обеду, за два часа обидят лес своими поступками и уедут. Таких никто не любит – ни Лес, ни люди из деревень. Ведь по сути, это ИХ лес, значит, их заготовки на зиму, а зимы длинные, работы много круглый год. А к чаю пирожков или пирогов из сушеной ягоды или грибов с картошечкой; вкусный чай, заваренный из лесных трав и ягод. А какое варенье, намазанное на хлеб со сметанкой?! Объедение! Вот, зимой деревенские детишки или с семьями на лыжные прогулки выходят, набегаются, морозец подбодрит, и домой возвращаются веселые и довольные – Мороз-Воевода радуется – хорошие люди! И Лес доволен. Правда, он больше отдыхает, к лету сил накапливает.
А летом он тоже работает. Не только наблюдает и следит за порядком. Бывало, заблудится зайчишка, бежит и плачет горькими слезками, маму зовет. А где-то недалеко мама его ищет, не может определить направление. Тогда зайчишка от бесконечного бега устанет, и Лес его под кусточек заведет или еловой лапой скроет. Так он маме помогает непослушного ребятёнка найти.
А коли лисица побежит за глупеньким малышом, то он другой еловой лапой поддаст по хвосту, пристыдит, хитрую, пошумит ветвями елей, как ветром унесет ее от него.
Так и с людьми. Да, да! Бывают среди людей и лисы, и волки, и зайчатки. Отстанет такой вот «зайчишка» от своих, кричать не велят в лесу – только нехороших накликать можно, а его уже ищут. Так он прикроет еловой широкой лапой, спрячет непоседу, а тот послушно сидит и ждет, пока его не найдут.
Вот такой он, Лес! Живой и настоящий! Дружить с ним надобно! Коли ты будешь вести себя как дома, Лес обязательно тебя запомнит и одарит тебя неожиданными сюрпризами, а там и Феи Лесные – его дочери – подарочки припрячут. Так, маленькая девочка, насобирала в мешочек шишки, желуди, палочки разные, а дома сделала много поделок, да еще и в садик отнесла – пусть другие тоже радуются, и даже выставка поделок была – вот какие хорошие воспитатели (1971 -1976)!
23.01.2021, СПб
Задание:
Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.
Текст для анализа:
Резкая встряска, и, как же долго я этого ждал! Да, я очутился в другом мире.
Это мир был полон тайн и загадок, которые мне предстоит решить. Это была другая сторона зеркала!
Вокруг меня простиралось поле, совсем не похожее на обычное, наше родное, зелëное поле. Вместо травы были совершенно прозрачные шевелящиеся колышки, это было стекло, и я мог сломать его, или просто вынуть из земли.
Чуть поодаль стояли небывалого величия деревья, очень похожие на земные…но тоже частично состоящие из стекла , и теперь уже было что то на подобии листьев.
Я подошëл к дереву, и решил отломить листочек , какого же было моë удивление, когда мне на руку посыпались лишь осколки и ядовито-жëлтая жижа.
Похоже, в этом проклятом мире всë было сделанно из стекла…
Задание:
Задача автора в этом задании — создать изображение природы статичное или в динамике, классическое изображение ландшафта, городской среды, стихии для создания настроения у читателя. Главное, чтобы пейзаж создавал нужный автору эмоциональный фон. Впечатлял и будоражил или наоборот — расслаблял и умиротворял.
Текст для анализа:
Снег. Несмотря на то, что на календаре красовалось “15 марта”, за окном белоснежные хлопья обволакивали землю, скрывая ее от людских глаз. Весна не спешила приходить. Она медленно перенимала права у своей “ледяной” сестры, даря тепло и солнечный свет днем, а вечером уступала холоду.
Помимо снега был еще и ветер. Он разносил снежинки по округе и не давал им спокойно падать. Он разгонял их по земле, кружил в небе и рисовал причудливые узоры в воздухе. Если бы не дата в календаре, можно было подумать, что только сейчас наступила настоящая зима. Атмосфера царила действительно декабрьская.
Однако, весенняя погода тоже давала о себе знать. На термометре и по телевизору температура совпадала. Шкала гордо показывала +6, а хлопья снега перемешивались с каплями холодного дождя. Противная сырость за которой шла теплая весна. Да, это было необходимо, но в этом году погода, видимо, особенно решила поиздеваться, раз дождь шел вместе со снегом и градом, а вместо тротуара были либо сугробы, либо глубокие лужи.
Опорная схема 1
Описание пейзажа, изображенного на картине.
Ключевые слова-синонимы. Художник=живописец, пейзажист, автор полотна. Картина=холст, полотно, произведение, пейзаж. Цветовое решение= палитра, колорит, тона, цветовая гамма. Пространство= ландшафт, уголок, местечко, местность.
1.Вступление.
-Симпатично ли вам изображенное на картине? Хочется ли оказаться в подобном месте и ситуации? Вспоминается ли что-нибудь приятное при любовании пейзажем?
Я смотрю на картину (название, художник), и мне кажется, что.
Я рассматриваю пейзаж (название, художник), и мне хочется.
Местечко, изображенное на картине, производит впечатление.
2.Определение темы и основной мысли.
-Что изображено на картине?Какую мысль художник выразил на холсте?
На картине (название) художник изобразил.
На полотне (название, фамилия художника) мы видим.
Пейзаж наводит мысль о.
По замыслу художника, пейзаж передает.
3.Цветовое решение картины.
-Каково общее цветовое впечатление? Какое время суток запечатлел художник? Какова освещенность? Как можно описать тени?
Пейзаж выдержан в. тонах, поэтому, когда смотришь на полотно, возникает чувство.
.колорит пейзажа рождает чувство.
Используя. тона, художник создает впечатление.
.палитра позволяет передать настроение.
Пейзажист использует. поэтому возникает ощущение.
- Лексика, помогающая описать цвет и свет. 1)Спокойная палитра, сдержанный колорит, приглушенные тона, темные тона, яркие цвета, насыщенная палитра, богатая, пестрая цветовая гамма. 2)Утро, день, полдень, вечер, ночь,сумерки. 3)Солнечный, ясный, прозрачный, пасмурный, сумрачный, лунный, туманный.
- Лексика для описания настроения. Умиротворенное, радостное, веселое, светлой грусти, оживления, загадочности, внезапной радости, тихой радости, ликования, тягостное, сумрачное; ощущение праздника.
4.Что и как именно изображено?
-На каких объектах живой и неживой природы художник остановил свой взгляд? Какие из них центральные? Какие являются деталями? Как один объект связан с другим?
На первом плане находится.Обращает на себя внимание. Вдалеке виднеется. расположены на фоне.
Изображение (название объекта) занимает значительную (большую, незначительную) часть полотна. Вверху (внизу) находится.(деревья, здания.) как бы обрамляют. Общему настроению пейзажа отвечает. В пейзаже не оставляет равнодушным. Особенно привлекает в изображении природы.
- Опорная лексика. Изображен, расположен, показан, виднеется, виден, находится, просматривается, является фоном, предстаёт, открывается вид, тянется, поднимается, дополняет, обрамляет, возвышается над, пересекается с, лежит на, расположено рядом с, поднимается, заслоняет, пронизывает, примыкает, покрыто.
- Описание некоторых часто встречающихся объектов.
Дорога. Широкая, узкая, едва заметная? Прямая, ровная ли? Находится в тени или ярко освещена? Есть ли на ней еще что-то(снег, лужи, следы, листья, скамейки.)?
Деревья. Каковы стволы, листья, кроны, ветви? Сколько деревьев изображено (несколько, в ряд, одиночные)? Высокие или низкорослые? Где растут по отношению к другим объектам(дороге, зданиям, скамейке)? Где расположены (на первом плане, уходят вдаль, справа, слева, по обе стороны)? Изображены полностью или частично? Выходят ли верхушки за пределы полотна? Есть ли другие растения?
Небо. Какого цвета? Пасмурное, низкое или ясное? Сколько места занимает на полотне? Является ли фоном? Какие облака? Как изображение неба связано с основной мыслью, общим настроением?
Здания, постройки. Где находятся? Из чего построены? Каков размер и цвет? Какая крыша, крыльцо, окна, лестница? Присутствуют ли в них люди? Для чего художник изобразил здания?
5. В чем художественный смысл полотна?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы к урокам Научная деятельность Учебно-исследовательская деятельность В помощь коллегам Творческие работы учеников Лицейская газета Работа методиста Виртуальный музей Читательский дневник Видео |
Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем сочинение-описание картины (пейзаж) Пишем сочинение-описание картины (пейзаж)Пишем сочинение-описание картины (пейзаж)
По возможности посещаем в выходные дни Русский музей или Эрмитаж, выбираем любой понравившийся вам пейзаж, описываем картину, не забыв написать автора и название работы. Возврат к списку Страницы:
Страницы: Символы на картинке*
Разрешить смайлики в этом сообщении
|
Приложение 1
Тема первого
урока: Особенности описания пейзажа.
Цели урока:
1.
Познавательные: познакомиться с особенностями текстов описания природы: содержание,
композиция, языковые средства,
2.Развивающие:
развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое
мышление, закрепить употребление в речи имен прилагательных.
3.
Воспитательные: привитие эстетического вкуса
учащимся, стремление ярко и образно выражать свои мысли, воспитывать любовь к
родной природе.
Ход
урока
1. Вступительная
беседа учителя
–
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие
прозаические произведения вы читали в течение этого года на уроках литературы («Косцы»
Бунина, «Никита» Платонова, «Васюткино озеро» Астафьева, «Робинзон Крузо» Дефо
и т.д.).
–
Попробуйте вспомнить описания картин
природы из этих произведений (описание тайги из рассказа «Васюткино озеро»,
описание поля, дороги – «Косцы»).
–
Как одним словом можно назвать описание
природы? (Пейзаж).
–
Пейзаж
– это изображение в литературном произведении картин природы как средство
образного выражения замысла автора. Пейзаж в литературе
является важнейшей частью художественного пространства и времени. В русской
литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот элемент в свои произведения с самыми разными
целями. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в
душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.
–
Послушайте отрывок из рассказа
И.С.Тургенева «Бежин луг»:
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые
случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего
утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким
румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не
тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно
всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее
туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их
подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и
весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня
обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с
нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся
реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не
трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между
ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь
проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не
изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза;
разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва
заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и
неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца;
на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое
сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно
несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все
смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной
кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по
скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и
вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми
столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет
полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.
Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…
–
Какое настроение создалось у вас при
прослушивании этого отрывка? (Создаётся настроение бодрости и ликования,
возникает радость встречи с природой)
–
Как начинается отрывок? Часто в первой
фразе заложен главный смысл. (Был
прекрасный июльский день…)
–
Что
обозначает словосочетание «июльский день»? (Точное время: месяц, время
суток).
–
Почему
автор использовал слово прекрасный? Подберите синонимы. (Чудесный,
хороший, красивый, великолепный, т.е. связанный с красотой).
–
В чем же
видит автор красоту этого дня? Что он описывает? (утро, полдень,
вечер, облака, солнце, день).
–
Как писатель описывает утро? Найдите
описание в тексте. (…небо ясно;
утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не
огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как
перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и
длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий
край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого
серебра…)
–
Но на смену утру наступает день. Как
Тургенев показывает изменение природы во времени? (День: Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво,
словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно
появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми
краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке,
обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не
трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между
ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь
проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не
изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза;
разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва
заметный дождь. Вечер: К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и
неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца;
на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое
сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно
несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда).
–
Если бы
автор только перечислил предметы, мы смогли бы увидеть красоту? (нет,
поэтому автор, чтобы ярче, правдивее показать природу, употребляет эпитеты).
–
Обратите внимание:
здесь не просто цветовые эпитеты. Что еще делает автор, чтобы слова приобрели
более точный смысл? Какой прием он использует? (Он отрицает, чтобы
утвердить, т.е. применяет отрицательное сравнение: Не
огнистое, не раскаленное. Не тускло-багровое, но светлое и приветно
лучезарное. Заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем).
–
Какие еще
приемы использует И.С. Тургенев? (метафоры: «солнце… мирно всплывает»,
«облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака
исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда»)
–
В чем же состоит красота такого дня?
На какие слова опирается Тургенев? (Краски, жар, ветер, пахнет: В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем
лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда
весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет,
раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак
постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В
сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до
ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…)
–
Как вы
думаете, какую роль играет пейзаж в данном отрывке? (Пейзажные зарисовки
отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика).
–
Пейзаж в художественном произведении может
служить средством характеристики героя и его настроения в определенный
момент, картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя
(пейзаж иногда соответствует настроению героя, а иногда и нет).
–
Давайте мы с вами поработаем в группах. 1
группа будет работать с текстом из рассказа И.А.Бунина «Косцы», а 2 группа – из
рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Фрагмент
рассказа И.Бунина «Косцы»: Кругом нас были поля,
глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня…
Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими
колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в
бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые
легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где
небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных
картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже,
навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления
его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – богом стране. И они
шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то
былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их
песню так же свободно и вольно, как они пели.
Фрагмент
рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»: Тайга…
Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная.
С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это
бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса.
Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались
гуще, и, наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой
ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного
зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел
сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.
Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка.
–
Прочитайте тексты, попробуйте определить:
как пейзаж помогает охарактеризовать состояние героев. («Косцы» – пейзаж
передает чувство любви к родине, привязанность
русского человека к своей земле; «Васюткино озеро» – Пейзаж указывает на
большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он
видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит
низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью.)
–
Теперь давайте рассмотрим композиционную
схему ваших отрывков. Каково ваше общее впечатление об описанных пейзажах? («Косцы»
– глушь серединной, исконной России; в этой
забытой – или благословенной – богом стране. «Васюткино озеро» – Тайга… Без конца
и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она
казалась огромным тёмным морем.)
–
Что конкретно описывают писатели в данных
фрагментах? («Косцы» – Старая большая дорога, солнце, небо, стадо
овец, березовый лес. «Васюткино озеро» – небо, облака, лиственник, Енисей).
–
Как себя чувствовали ваши герои среди этой
красоты? («Косцы» – Казалось, что нет, да
никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой –
или благословенной – богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой
тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью.
И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как
они пели. «Васюткино озеро» – Маленьким-маленьким
почувствовал себя Васютка.)
– Что
помогает писателям сделать описание более ярким и выразительным? (Писатели
создают описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений,
сравнений).
– Повторим,
что такое эпитет. (Эпитет – это художественное определение, придающее
выражению образность и эмоциональность. «Косцы» – дорога, заросшая кудрявой
муравой, изрезанная заглохшими колеями, в бесконечную русскую даль; «Васюткино
озеро» – молчаливая, равнодушная, огромным тёмным морем.)
– Дайте
определение метафоры. (Метафора – это слово или выражение,
употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве. «Косцы» – небо уже
золотилось, стадо овец серело; «Васюткино озеро» – спрессованной ватой,
среди неподвижного зелёного моря).
– Что
такое олицетворение? (Олицетворение – это одушевление неживой природы.
«Косцы» – березовый
лес принимал и подхватывал их песню, «Васюткино
озеро» – Тайга…
Без конца и края тянулась она во все стороны).
– А
теперь давай те вспомним все, о чем вы сегодня узнали о пейзажном описании (Что
такое пейзаж, функции пейзажа).
– На
основе этих знаний сейчас мы с вами попробуем проанализировать текст из романа
Д.Дефо «Робинзон Крузо».
- Кто
такой Р. Крузо? (Робинзон Крузо – моряк, который отправился в кругосветное
путешествие и после кораблекрушения долгое время жил на острове) - Какие
качества ценит автор в Робинзоне? (целеустремленность, трудолюбие,
терпение, веру в Бога, рассудительность)
- Какими
средствами автор создает характер героя? (фиксируем на доске ответы)
Средства
создания характера:
а)
поступок (например: несмотря ни на что Робинзон стремиться в море);
б)
речь героя (например: “Но, видно, глупость, удел молодежи, как удел людей
зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, осуждать безрассудства
молодежи”);
в)
отношение к чему-либо или кому-либо (например: отношение к деньгам, золоту
(считает бесполезными вещами); к библии (берет эту книгу с корабля как нужную
вещь); к Пятнице и т.д.)
г)
интерьер (например: описание пещеры, где все было продумано и рассчитано, все в
определенном порядке расставлено).
д)
пейзаж.
–
Сейчас мы с вами попробуем разобраться,
помогает ли пейзаж раскрыть какие-либо человеческие качества.
Создание
проблемной ситуации.
Задание
1: Найдите в тексте описание острова
(дневник Робинзона с 15 июля)
“По
берегам его тянулись красивые луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше
– там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, как надо было
думать, не достигал разлив – рос в изобилии табак с высокими и толстыми
стеблями…”
- То,
что я прочитала можно назвать пейзажем? (да, это описание природы) - Характеризует
ли это описание природы героя (нет, здесь просто описано место
действия) - Значит,
описание места действия не является способом создания характера? ( не
является) - Значит,
пейзаж не является способом создания характера? (является, но не
всегда).
Задание
2: Найдите в тексте описание самого первого
шторма в жизни Робинзона.
“Между
тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны, хотя эта буря не имела и
подобия того, что я много раз видел, потом… но на другое утро ветер стал
стихать, волнение поулеглось, и я начал понемногу осваиваться с морем…”
- Этот
отрывок характеризует героя? (да) - Каким
образом? (Он во время шторма боится, клянется Богу, что никогда больше
не ступит на корабль, и будет слушать отца, но когда шторм прошел и
Робинзон увидел ослепительно сияющее море, то забыл о своих клятвах). - Значит
ли это, что данный отрывок не является пейзажем? (Нет. Это пейзаж.
Здесь описывается природа – море) - Что
же можно сказать о функции пейзажа, которую он здесь выполняет? (Это
описание подчеркивает состояние героя. Ему страшно, когда бушует шторм, и
он успокаивается, когда светит солнце).
Задание
3: Найдите в тексте описание урагана после
землетрясения на острове.
“Между
тем собрались тучи; потемнело, как перед дождем… Эта мысль меня ободрила, а
может быть, и дождь, мочивший меня, придал мне решимости…”
- Какую
функцию выполняет это описание природы? (Здесь передается состояние
героя. Еще это описание и на читателя воздействует. Нам тоже сначала
страшно, а потом мы успокаиваемся. И характер героя раскрывается).
Задание
4:
Найдите в тексте описание грозы до строительства Робинзоном пещеры.
“Как-то
раз, когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру, набежала вдруг густая
туча, и хлынул проливной дождь. Потом блеснула молния, и раздался страшный
раскат грома. В этом, конечно, не было ничего необыкновенного, и меня испугала
не столько сама молния, сколько мысль, быстрее молнии промелькнувшая в моем
мозгу: “Мой порох!”
- Какую
функцию пейзаж играет в этом отрывке? (Он как действующее лицо. Как в
сказке природа действует, так и здесь молния “подсказывает” мысль герою). - А
нам, читателям, что-то “подсказывает” этот отрывок? (Да, мы тоже
задумываемся о том, что умный герой всегда найдет правильное решение и
выживет в самых сложных условиях). Можно сказать, что пейзаж
помогает читателю понять произведение.
Итог
урока: – Давайте еще раз повторим: что такое
пейзаж? Какую роль пейзаж может выполнять в художественном произведении?
Приложение 2
Тема второго урока: Подготовка к описанию картины
Задачи
урока:
1.
Формировать умение описывать
содержание картины.
2.
Формировать умение
раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
3.
Учить отбирать материал по
теме.
4.
Формировать умение
использовать в тексте средства языковой выразительности.
5. Подготовить учащихся
к написанию сочинения- описания природы.
6. Помочь систематизировать собранный материал.
7. Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство
патриотизма, чувство прекрасного, любовь к искусству.
Оборудование:
репродукции картин коми художников.
Ход
урока:
Словарь
урока.
Природа
1)все
существующее во вселенной;
2)места
вне городов (поля, леса, горы).
Пейзаж – общий вид какой –
нибудь местности; картина природы.
–
Сегодня мы – описываем пейзаж. Послушайте слова К.
Паустовского, которые я взяла эпиграфом к уроку: «Мало одной жизни, чтобы
испытывать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской
природы».
–
А что выражает эпиграф? О чем может идти речь на уроке? (о
том, что просторы нашей родины настолько широки, что невозможно все описать и
обо всем рассказать).
–
Прав Н. Рыленков, сказав:
Здесь
мало увидеть,
Здесь
нужно всмотреться.
Чтоб
ясной любовью
Наполнилось
сердце.
– И
вот для того, чтобы наши сердца наполнились любовью, мы должны всмотреться в
красоту нашей природы.
– Всем
нам хорошо известны такие художники – певцы русской природы, как Левитан,
Грабарь, Шишкин и т.д. А кто из вас может назвать фамилии коми художников,
писавших пейзажи? (дети не знают)
– Сегодня
у нас будет необычный урок – урок-экскурсия. Но идти нам никуда не придется. Мы
проведем экскурсию прямо в классе. А картины, с которыми мы познакомимся –
перед вами.
Торлопов
С.А. Безумов
А.Н.
Полярный
Урал. В Верховьях Усы. Огни.
Асташев
С.С. Торлопов С.С.
Голубые
дали. Белые ночи над
Вычегдой.
Собакин К.М.
Вундер Я.Я.
Утро над
тундрой. Летняя тундра.
Лемзаков
Н.А. Ермолин Р.Н.
Лесное
озеро. Печора разлилась.
– Природа
воспета в стихах и в живописи. Посмотрите на репродукции картин! Здесь и лес, и
река, и зимний и летний пейзажи. Повнимательнее посмотрите на одну из этих
замечательных картин «Печора разлилась», написанную Ремом Николаевич Ермолиным.
–
Что вы знаете о жизни и творчестве этого художника? (желающих
ответить нет).
–
Давайте послушаем сообщение, подготовленное Светой Ширяевой.
Сообщение Ширяевой Светланы на тему «Певец родной
природы»: Ермолин Рем Николаевич – живописец, лауреат Государственной премии Коми АССР, народный
художник Коми АССР, народный художник РСФСР. Учился в институте живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Ленинград) на живописном
факультете у В.М. Орешникова. Председатель Правления Союза художников Коми
АССР в 1962-1964, в 1970-1986 годах. Работает в разных жанрах, но
главное место в его творчестве занимают картина и портрет. Ермолин – признанный
мастер большой станковой картины, отмеченной острым чувством современности. Она
выражается не только в сюжете, но и в самом пластическом языке произведения, с
характерными для него живописной свободой, выразительностью композиционного
решения, тончайшим ощущением цвета. Источником вдохновения для художника является
Республика Коми, взрастившая его творчество, представляющее пример искренней
любви к родному краю. Эта жизненная позиция ощущается во всех произведениях
Ермолина – автора ряда серий, над которыми он трудится на протяжении многих
лет, обобщая впечатления от своих многочисленных поездок. Ермолин – приверженец
реалистического изображения жизни. Он обладает особым даром находить сюжеты и
мотивы, которые до него не были использованы в творческой практике. Кропотливо
накапливает фактический материал, умело его аранжирует, добиваясь убедительной
достоверности. Любая композиция – результат длительных размышлений, творческих
исканий. И каждая отмечена уважением автора к простым труженикам, стремлением
показать важность обыденного, раскрыть красоту и значительность будничного, повседневного.
Ермолин – прекрасный пейзажист. В его искусстве, будь то картина, портрет или
“чистый” пейзаж восприятие многоликой природы северной земли ощущается как
простое и естественное чувство родного края. Его полотна наполнены задушевностью,
лиризмом.
–
Рассмотрим картину. Что изображено на
картине? (большая вода, голубое небо, отраженное в бескрайних водах
весеннего разлива; деревья тянутся к небу и отражаются в воде; лодка, стоящая у
берега, дома, едва виднеющиеся вдали).
–
Какие чувства хотел выразить художник? (Любовь
к природе, родному северному пейзажу, восхищение рекой Печорой)
–
Как вы думаете, почему картина
называется «Печора разлилась»? (Печора
– река замечательная, она прозрачна и чиста, как и все северные реки, и наполняет
все вокруг жизнью своими водами: леса, луга, буйные кустарники. Но когда она
выходит из берегов, то затапливает своими водами все вокруг)
–
Наша
задача описать картину так, чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и
ясно представить себе, что изображено на картине Ермолина Р.Н. «Печора
разлилась».
–
При обсуждении пользуйтесь материалом и
записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам
интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.
–
Что занимает большую часть картины? (вода)
–
Какая вода у художника? (чистая,
прозрачная, серо-голубая)
–
Почему серо-голубая? (Отражается небо)
–
А каким видите весеннее небо? (голубое,
прозрачное, высокое, чистое, но на этой картине небо серо-голубое, с облаками)
–
В центре картины мы видим, как вода
затопила небольшой лесок (или лес). Что можно сказать про эти деревья? (Кажется,
что деревья любуются на свое отражение в воде)
–
Что видим на переднем плане? (челнок –
маленькая лодка, выдолбленная из одного куска
дерева)
–
Какой день изображен на картине? (пасмурный)
–
А почему вы так решили? (На картине
видна полоска пасмурного неба с облаками)
–
Какие краски выбрал художник для
изображения этого нежного времени года? (Мягкие, нежные, спокойные).
–
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
(одиночества, грусти)
–
Давайте еще раз проговорим, что же мы
увидели на картине.
–
Художник изобразил половодье. Разлилась
река. Кругом вода. Вдали видны дома. В центре картины мы видим, как вода
затопила небольшой лесок. Кажется, что они любуются на свое отражение в
зеркальной глади воды. На переднем плане картины у берега стоит забытая
кем-то лодка. Серо-голубая вода, полоска облачного неба.
–
Чтобы написать сочинение, мы должны
соблюдать законы построения текста:
·
Сколько частей обычно мы выделяем в
сочинении? (Три части: вступление, основная часть, заключение)
·
О чём можно написать во
вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).
·
Составьте устно вступление
вашего сочинения. (Предполагаемый ответ: Ермолин в своей картине «Печора разлилась» передает неповторимую
пору – наступление весны. И все увидели, что весна бывает разной).
·
О чём вы должны написать в
основной части? (Описать то, что изображено на картине: На первом плане изображена река. Река написана серыми и голубыми
тонами и красками. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река
затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому
большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на
воду и отражаются тёмными тонами. На втором плане изображены наполовину
затопленные деревья. На заднем плане мы видим свободный от воды участок
земли, виднеющиеся вдали дома).
·
Что вы напишите в
заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о
чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях: Когда я смотрю на эту картину, я чувствую прохладу зеркальной
воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут
зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых).
·
Как можно озаглавить
заключительную часть? (Мои впечатления от картины)
Словарно – орфографическая работа.
–
Обратите внимание на написание следующих
слов, которые вы можете использовать в своих работах. (Слова написаны на
доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).
–
-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник,
мастер кисти, живописец).
–
Эти слова вы будете использовать в
сочинении, чтобы не было повторов.
–
Природа пробуждается – как по-другому
можно сказать? (просыпается, оживает)
–
Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал,
передал).
Выбор
эпиграфа.
–
-Какой эпиграф можно подобрать к
сочинению? (Ученики предлагают подготовленные эпиграфы).
–
Можно использовать один из эпиграфов,
которые вы видите на доске.
Гонимы
вешними лучами,
С
окрестных гор уже снега
Сбежали
мутными ручьями
На
потоплённые луга.
А.С.Пушкин
Ещё
в полях белеет снег,
А
воды уж весной шумят-
Бегут
и будят сонный брег.
Бегут,
и блещут, и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идёт! Весна идёт!»
Ф.И.Тютчев
Всё
в тающей дымке:
Холмы,
перелески.
Здесь
краски не ярки
И
звуки не резки.
–
Н.И.Рыленков
–
Где пишется эпиграф? (В верхнем правом
углу страницы)
–
Домашнее задание: Напишите сочинение по
картине Ермолина Р.Н. «Печора разлилась», придерживаясь законов построения
текста.
Приложение 3
Тема
третьего урока: Подготовка к сочинению-описанию по наблюдениям
Цели
урока:
1.
Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения; учить
планировать собственные высказывания; учить воспринимать мир живым и одушевленным;
2.
Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно
выразить настроение.
3.
Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение,
образное и логическое мышление, внимание, речь.
4.
Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным
искусством слова, самостоятельность суждений.
Ход
урока:
–
Ребята, сегодня мы с вами побываем в
царстве природы – царстве Весны. Здесь надо всмотреться, вслушаться, и вы
откроете для себя неповторимую прелесть весеннего царства. И помогут вам это
сделать наши поэты, писатели и ваши наблюдения.
–
Вы должны были подготовить стихотворения
про весну. Давайте мы вас послушаем:
Евгений
Баратынский
Весна,
весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
***
Александр Пушкин
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
***
Сергей
Городецкий
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
–
Молодцы,
ребята! А теперь, послушайте, как писал про весну А.Н.Толстой:
Пришла весна. По мокрым улицам
журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда
людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И
по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. В садах пухнули почки
деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали
свою весеннюю песню. Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и
показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью,
оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами
перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах
напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный
и легкий. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно.
И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если
прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все
кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес. Радостно,
молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
– Как пишет А.Н.Толстой про
весенний лес? (В лесу дышится легко и свободно).
– Как, по-вашему, чувствует
себя человек в такую пору? (Ему радостно, и он счастлив).
– Как пишет об этом автор? (Радостно,
молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека).
– Давайте и мы с вами побудем
сегодня писателями. Рассмотрите этот уголок природы. Были ли вы уже здесь
когда-нибудь? (Да. Летом ходили за грибами и ягодами.)
–
Значит, вы знаете, как называется это
место и почему? (Старая дорога. По ней ходили и ездили, пока не построили
новую).
–
Скажите, нравится вам здесь? (Да. Здесь
тихо, спокойно, нет движения транспорта, чистый воздух).
–
С чего мы начнем наше описание? (С
общего описания весны)
–
Перечислите, пожалуйста, части картины. (Дорога,
деревья, проталины, небо, воздух, ручей)
–
Что вам больше всего здесь нравится, что
бы вы хотели описать? (Дорогу, деревья, ручей, снежные проталины, небо).
–
Давайте внимательно рассмотрим дорогу.
Какие детали, признаки можно выделить? (Дорога еще в мокром снегу, но
кое-где есть и сухие участки; она не широкая; напоминает уползающую вдаль
змею).
–
Посмотрите,
какие деревья вы здесь видите. (Березы, сосны, осины и т.д.)
–
Послушайте, как С.А.Есенин описывал
березу, клен: у березы – “стан”, “бедра”,
“груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”,
у клена – “нога”, “голова”. А
какие слова вы подберете, чтобы описать сосны, которые вы видите? (Пушистая,
серо-зеленая, колючая, красивая).
–
А вот как пишет про ручей Аполлон Майков
в стихотворении «В лесу»: Шумит, звенит ручей лесной,
Лиясь блистающим стеклом. С чем бы вы сравнили ручей? (С большой змеей,
когда на нее смотришь свысока; с ленточкой)
–
Какие глаголы можно подобрать к слову
«ручей»? (Журчит, бежит, звенит).
–
Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать
небо? (Ясное, чистое, лазурно-голубое, в барашках).
–
Как вы считаете, издает ли весна
какие-нибудь звуки? (Да. Журчание ручья, легкий шелест листьев, пение птиц.)
Итак, мы отобрали много слов, составили много предложений. И чтобы написать
сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке.
Не забывайте, какие языковые средства вы можете использовать (эпитеты,
метафоры, сравнения и т.д.). Сейчас я предлагаю вам попробовать устно описать
этот уголок природы.
–
Прекрасна
и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого несмелого
весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в
густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. Это совершенно
особенный запах уже теплой преющей листвы, толстым ковром покрывающей
запутанные лесные тропинки.
Весной лес
оживляется самым поразительным образом, его зимнее безмолвие куда-то отступает,
а темные, приглушенные краски уступают место нежной зелени листвы и буйству
красок первых лесных цветов на молодых полянах, щедро согреваемых весенним
полуденным солнышком.
Весна в лесу –
это набухающие почки смело зарождающихся листьев, это пушистые сережки юных и
стройных берез и белое свадебное цветение диких вишней. У подножий деревьев
начинает проявляться ярко-зеленая травка, и ее жизнерадостный веселый напор
радует уставший от зимнего равнодушия и белизны глаз.
Вернувшиеся из
южных краев птицы начинают в весеннем лесу свой непрерывный гомон, и их
природная радость тут же передается каждому лесному обитателю. Чириканье,
щебетанье, пение – в этом немолчном переплетении живых звуков слышится
торжественная ода весеннему теплу и пробуждению от долгого сна.
–
Прозрачный, звенящий своей свежестью и
чистотой весенний воздух кружит голову, а его прохладное дыхание бодрит и
наполняет каждую клеточку радостью и оптимизмом. И, кажется, что нет ничего
прекраснее этого времени, когда сама природа празднует свое новое рождение, и
все вокруг поет и веселится, вовлекаясь в этот головокружительный водоворот
истинного восторга.
–
Молодцы! Чтобы вам было
легче написать сочинение, я предлагаю следующий алгоритм работы над сочинением:
1.
Вдумайтесь в формулировку темы.
2. Определите
основную мысль.
3.
Определите стиль речи.
4.
Определите тип речи, который будете использовать.
5.
Составьте рабочий план сочинения.
6.
Систематизируйте материал.
7.
Напишите сочинение.
8.
Прочитайте написанное и постарайтесь оценить, удалось ли реализовать свой
замысел.
–
Ну что ж, наша экскурсия подошла к концу.
Понравилось вам? (Да)
Приложение 4
Тема
четвертого урока: Сочинение-описание природы в жанре лирической миниатюры
Цели
урока:
1.
Образовательная:
познакомить с жанрами «миниатюра», «дневник», научить создавать текст описание
природы в жанре лирической миниатюры; обучение умению анализировать мини-тексты
с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.
2.
Развивающая:
Продолжить работу над развитием творческих речевых способностей.
3.
Воспитательная:
Воспитание у учащихся чувства прекрасного, любви и бережного отношения к
природе на примерах миниатюр М. Пришвина.
Оборудование:
портрет М. Пришвина; пьесы Чайковского из цикла “Времена года”: “Апрель.
Капель”, “Январь. У камелька”. Картины русских художников: Шишкин “Туманное
утро”, “Лес”, Левитан “Озеро”. Иллюстрации к произведениям М. Пришвина.
На
доске эпиграфы: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за
то, что он проник в ее тайную жизнь
и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю
Пришвина. (К.Паустовский)
“Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят,
как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то
позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти
медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем”
(К. Г. Паустовский).
Тип
урока: урок развития речи.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока “Сочинение-описание
природы в жанре лирической миниатюры ”.
Откройте
свои тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
2.
Вступительная беседа учителя.
–
Во все времена природа вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.
Прислушайтесь, и вы услышите, как загадочно журчит ручей, присмотритесь, и вы
увидите, как плывут облака, как ярко светит солнце, как серебрится снег. Хороша
наша северная природа! Ребята, в тысячу раз богаче люди, которые понимают
природу, любят, ценят её.
Постановка цели урока.
Сегодня
цель нашего урока – познакомиться с особенностями описания природы,
подготовиться к написанию сочинения – миниатюры – описание пейзажа.
3.
Повторение пройденного материала.
Учитель:
С типом речи – описанием мы уже знакомы. Что лежит в
основе описания? По каким признакам вы узнаете описание?
(Описание
– это тип речи. В основе описания – перечень таких признаков предмета, которые
воспринимаются одновременно.
Какие
части речи преобладают в описании? (преобладают прилагательные)
Какие
виды описательных текстов вы знаете? (существует описание предмета, природы,
животного, помещения, местности, состояния…)
Ребята,
что такое пейзаж? (рисунок, картина, изображающая виды природы, а также
описание природы в литературном произведении)
В
“Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем:
Пейзаж –
1.
Общий вид какой-то местности.
2.
Рисунок, картина, изображающая виды
природы, а также описание природы в литературном произведении.
Учитель:
У вас на столах есть иллюстрации, на которых изображение пейзажа. Мы будем
учиться описывать пейзаж. Для начала мы выясним, какова должна быть композиция
текста типа описания.
Что
должно быть в композиции описания? (В композиции описания представлены
объект речи, затем его признаки (каков он?). Вывод может быть намечен
автором и делается читателем).
Учитель:
Текст типа речи описание отличается тем, что в нем используются художественные
языковые средства. Они отличаются выразительной силой, красочностью изображения
– все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину. Какие
художественные языковые средства вы знаете? (Метафора, олицетворение,
сравнение, эпитет. Эпитеты – самый яркий признак предмета, оценочные
прилагательные; Метафора – скрытое сравнение; Синонимы – слова, близкие по
значению).
Итак,
языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств,
общий взволнованный характер описания, красочность изображения – все это
позволяет живо и ярко представить мысленно картину.
4.
Изучение нового материала
Беседа.
Учитель:
Что значит миниатюра? (Это произведение
скульптуры, живописи, литературы малых форм).
Учитель:
В словаре Ожегова даётся объяснение слова “миниатюра”: произведение литературы
малой формы. Сочинение – миниатюра – это мини–сочинение. Это небольшое
сочинение, законченная по форме и содержанию творческая работа. В лирической
миниатюре автор делится своими впечатлениями, выражает свой отклик на что-то.
Ребята,
легко ли, по-вашему, написать миниатюру? Чем для этого прежде всего должен обладать
автор? (Чтобы написать миниатюру, надо быть очень наблюдательным и уметь
хорошо выразить основную мысль и то, что ты увидел в слове).
Учитель:
Для того, чтобы описать природу в жанре миниатюры,
надо уметь её наблюдать.
Ребята,
на прошлом занятии вы получили задание понаблюдать за природой, погодой? Какое
сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в
природе за ночь? (Ученики отвечают) Вот видите, каждый человек по-своему
воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда
замечаем этого, проходим равнодушно.
Любил
природу и умел наблюдать Михаил Михайлович Пришвин.
(Обращение
к портрету)
–
Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого
взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд)
Обратите
внимание на эпиграф на доске. “Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что оно проник в её жизнь и воспел её, то,
прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина” – считал
писатель Константин Паустовский. Что вы могли бы сказать о писателе по этим
словам?
Михаил
Пришвин родился в д. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 23 января (5
февраля н. с.) 1873г. Природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и по
существу небогатая. И вот в этой её простоте и даже некоторой суровости и лежит
разгадка писательской зоркости Пришвина. В простоте яснее выступают все
прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд. Пришвин смотрит
на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей,
домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам.
Пришвин
так писал: “Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам
виноват”. Каждый куст, каждая елочка, каждый листок доверчиво рассказывали ему
свои тайны.
Вот
эпизод из жизни М.М. Пришвина, рассказанный известной писательницей Верой Инбер.
Послушайте внимательно, и вы поймете, как умел слушать и понимать природу этот
удивительный человек! (Зачитать).
«В 1952 году один из зимних месяцев я провела в нашем подмосковном доме
творчества, где в то время находился и Пришвин. Я отправилась вместе с ним на
прогулку. Пришвин шагал не слишком медленно, но и не быстро, в каком-то очень
ровном, неутомительном темпе. В руке у него была палка, но не простая, а такая,
которая по желанию раскладывалась в походную скамеечку. Присаживаясь на нее,
Михаил Михайлович вынимал тетрадку, и, не снимая теплых перчаток, что-то
записывал. Я была свидетельницей того, как он записывал высказывание большой
синицы, сидевшей на сосне. Синица коротко присвистывала какую-то фразу и
стукнула клювом по стволу: поставила точку. Пришвин записал. Но пролетев на ель
и смахнув с нее снежок, синица повторила сказанное, однако уже по-другому:
длинным, разветвленным предложением. Пришвин, закинув голову в меховой шапке,
блестя очками, прислушался, зачеркнул написанное и тоже записал по-другому,
видимо, более подробно, после чего сложил скамеечку, и мы отправились дальше».
Писатель
записывал прямо на ходу, а потом записанное дома переносил в дневник. Всю жизнь
писатель вёл дневник. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том,
получилась бы книга, ради которой он и родился. Как писал сам Пришвин, «форма
маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая», и
«что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников».
Ребята,
что такое дневник? (Ответы детей). Дневник – это форма повествования,
которая ведётся от первого лица в виде подневных записей с обязательной датой.
Читатели
знают книги, созданные Пришвиным в разные годы по материалам дневников:
«Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли». Но многие дневниковые
записи имеют самостоятельную ценность, они настолько закончены по звуковому
сочетанию, по ритмической и смысловой согласованности, что миниатюры эти можно
назвать стихотворениями в прозе. Писатель называл эти миниатюры «капелью»: «это
капля – это проходящее мгновение действительности… Я пишу для тех, кто
чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам
не в силах схватить их».
Ребята,
я вам прочитаю сейчас, может быть, самую короткую заметку во всей литературе
“Под снегом”:
“Удалось
услышать, как мышь под снегом грызет корешок”. И все. О чем она говорит вам? (В
лесу стоит такая тишина, что слышно, как мышь грызет корешок. Лес полон жизни,
только её надо услышать.)
Послушайте
“Дневниковую запись”.
«Мне
принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в
окно, и поставил стакан с купавой против луча.
Тогда желтое внутри цветка вспыхнуло как солнце, а белые лепестки стали
так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как
отображение солнца на небе.
Долго
я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде».
–
О чем хотел сказать Пришвин в этой миниатюре? (Произведения М.М.Пришвина
учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие
вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из
этой миниатюры видно, что даже в самом простом, на первый взгляд ничем не
приметном цветке скрыта удивительная красота).
Легко
ли иллюстрировать произведения Пришвина? (Да. У него все зримо, указаны
цветовые гаммы. Слова цветут, полны свежести и света). Какие слова,
обозначающие цвет, использует писатель? (белую, желтое, ярко белы, белые).
Какие слова обозначают свет в миниатюре? (солнечный луч, как солнце, как
отображение солнца).
4. Упражнения
1
задание. В каких художественных приёмах может
использоваться словосочетание “рубиновый глаз”? (Эпитет, сравнение, метафора).
Приведите свои примеры и запишите их.
Эпитет.
Рубиновый глаз кролика внимательно смотрел на меня.
Сравнение.
На её руке сверкал бриллиант, как рубиновый глаз.
Метафора.
Рубиновый глаз солнца едва выглядывал из-за туч.
–
Послушайте миниатюру М. Пришвина “Рубиновый глаз”. Какой приём использует
автор? (Сравнение) Какую картину помогает создать это словосочетание? (Картину
солнечного заката в зимнем лесу).
Рубиновый
глаз.
Морозная
тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к
ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты
этот красный глаз не больше человеческого.
2
задание. Вставьте в пейзажную миниатюру Пришвина
подходящие сравнения. Вспомните, как могут присоединяться сравнения. (С
помощью союзов как, будто, словно, точно, как будто). Объясните свой выбор.
(Тексты раздаются).
Голубые
тени.
Возобновилась
тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту,_____, со
сверкающими блёстками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце,
держит ещё лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника,
былинки, травинки,___, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и
прекрасным.
(как
пудра; как в зеркало)
Какие
ещё художественные приёмы использовал Пришвин в этой миниатюре? Приведите
примеры эпитетов (тишина морозная и светлая), олицетворений (каждый
кустик глядится и видит себя).
3
задание.
Я
вам буду читать миниатюру Пришвина. Ваша задача разделить сгруппировать
слова, обозначающие цвет, краски, действия и звуки.
В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие
тропинки! Какая задумчивость, тишина! Кукушка начала первого мая и теперь
осмелела. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в
прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили
червячки свои серые. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь
струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
Проверка:
1 человек у доски.
цвет |
краски |
действие |
звук |
Зеленеет |
яркая |
осмелела |
бормочет |
Серых |
прозрачных |
распухают |
|
белеют |
растут |
||
серые |
запоздал |
||
струится |
|||
капает |
Как
вы думаете, прав был Константин Паустовский, когда писал о Пришвине? (обращение
к эпиграфу) “Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья,
то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звёзд над лесным краем” (К. Г. Паустовский).
(Да,
у Пришвина много слов, обозначающих цвета, краски, звуки, движения природы)
Какие
части речи преобладают в миниатюре? (Глаголы, обозначающие действие).
Какие
выразительные средства языка использует писатель, чтобы показать «особую
прелесть» того, о чём пишет? (Сравнение: звезды, как вербочки;
олицетворение: звезды распухают, ручей запоздал; метафора: не успел совсем
сбежать, червячки у осины; эпитет: прозрачных облаках)
Какие
слова, выражения из этого текста вам показались особенно яркими, необычными? (Ответы
детей)
4 задание. На вашем столе текст
миниатюры из дневника Пришвина. Прочитайте его.
…Вчера утром после дождя
создалось в природе все для счастья, как в раю. Липы направляют все силы,
чтобы закрыть проникающий свет, отгородить наше от вашего. Дуб распускается,
на черных кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась
поперек дорожки.
Последняя правда, что мир
существует таким прекрасным, каким видели его детьми и влюбленными. Все
остальное делают болезни и бедность.
После
прочтения словесное рисование
Учитель:
Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре?
Примерные
ответы учеников:
–
Липы закрывают свет (отгораживают наше от вашего)
–
Дуб распускается (на черных кривых сучках золотые дары)
–
Белка
–
Мир прекрасный.
Учитель:
Какую картину счастья рисует писатель в миниатюре?
Найдите ответ в тексте. (После дождя; Дуб распускается, на черных
кривых сучках его не зеленые листья, а золотые дары. Белка пронеслась).
Учитель:
Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине? Найдите ответ в тексте
(создалось в природе все для счастья, как в раю).
Учитель:
Как называется такой прием? (Сравнение)
Учитель:
Почему Пришвин считает, что мир видят таким прекрасным только дети и
влюбленные? (потому что дети очень наблюдательны и замечают все подробности
мира, дети и влюбленные видят мир радостным, счастливым).
5
задание. Прочитайте предложение. Подумайте, какие
вопросы можно задать к предложению?
Теперь полянка вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью, красная
рябина морозом напудрена.
Какова
будет главная мысль текста? В каком названии мы её выразим? (Первый мороз;
Начало зимы; Полянка вся белая) Какие художественные средства использованы
в описании? (сравнение: белой скатертью; метафора: морозом напудрена)
Напишите
миниатюру. На написание миниатюры вам дается 7 минут. Для того, чтобы вы более
ярко и образно передали свои мысли, я негромко включу музыку. Она поможет вам
быть точными, сделает вашу речь выразительнее (звучит музыка – пьеса
Чайковского из цикла “Времена года” “Январь. У камелька”).
А
теперь сравните свою миниатюру с миниатюрой из дневника Пришвина:
Вот полянка, где ещё недавно я грибы собирал. Теперь она вся белая:
каждый пень накрыт белой скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.
Что
роднит текст, написанный вами «по следам записной книжки», с текстом,
написанным М. Пришвиным? (Тексты написан в жанре миниатюры. Объединяются
образами зимней природы: белой полянки, красной рябины. В текстах чувствуется
внимательное отношение к природе). Оценим работы друг друга.
Критерий
оценки: видел ли мысленно автор
сочинения-миниатюры картину того, о чем писал?
5.
Итоги урока
Учитель:
Мы прослушали и прочитали описания природы, созданные
Михаилом Пришвиным. Читая или слушая их, мы ясно мысленно видели именно ту
картину, которую нарисовал автор. Почему? (Потому что писатель видит, что и
о чем он пишет, и поэтому слова действуют на читателя с особой силой)
Что
вы можете сказать о человеке, который способен увидеть, услышать многое в
природе и выразить свои чувства, своё отношение к увиденному? (Это
наблюдательный, внимательный человек, любит природу, познаёт её, радуется
каждой встрече с природой).
Учитель.
На
основе миниатюр Михаила Пришвина мы научились составлять описания природы.
Такая работа позволяет внимательнее относится к слову, развивать ваши
творческие способности.
6.
Домашнее задание.
Учитель:
Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «На лугу в лесу
встретилась ромашка». Опишите ромашку, что её окружает, представьте себе, о чем
может думать этот простой цветок? Что может чувствовать?
Сравните
свое сочинение с миниатюрой Пришвина:
Радость
какая! На лугу в лесу встретилась ромашка, самая обыкновенная “любит–не любит”.
При этой радостной встрече я вернулся к мысли о том, что лес раскрывается
только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Вот
эта первая ромашка, завидев идущего, загадывает “любит – не любит?” “Не
заметил, проходит не видя, не любит, любит только себя. Или заметил… О, радость
какая: он любит! Но если он любит, то может даже сорвать”.
Использованная
литература:
1.
Пришвин М.М. Дневники / Пришвин М.М. Собр.
Соч. в 8 т. Т. 8. – М.: Худ. Лит. 1986.
2.
Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А.
Тексты–миниатюры на уроках русского языка. = М.: Флинта, 1998.
3.
Уроки развития речи. Дидактические
материалы для уч-ся 5 кл. – М.: Владос, 1999.
Пишем сочинение по картине — памятка, составление плана
- 1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
- 2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
- 3. Составление плана сочинения по картине в старших классах
Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?
1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.
Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.
Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.
Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.
Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.
Примерный план может выглядеть так:
I.Вступление
- Название картины, её автор, жанр
- Короткое сообщение о художнике и картине
II. Описание полотна
- Сюжет картины
- Что изображено на переднем плане
- Описание фона
- Описание деталей, их значение
- Цвет в картине
- Настроение
III. Заключение
- Что хотел сказать автор?
- Моё отношение к изброженному на картине
2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.
Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» – ответов на все эти вопросы легко выстроить план.
Примерный план может выглядеть так:
I.Вступление
- Краткие сведения о жизни и творчестве художника
- История создания картины
II. Основная часть (описание картины)
- Сюжет картины
- Описание переднего и заднего планов
- Детали
- Цветовая гамма
- Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
III. Заключение
- Собственное мнение о картине
- Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
3. Составление плана сочинения по картине в старших классах
Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?
Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:
I.Вступление
- Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
- Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)
II. Основная часть (анализ)
- Сюжет картины
- Описание переднего и заднего планов
- Описание героев картины, если они присутствуют
- Детали, их роль в картине
- Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
- Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
III. Заключение
- Собственное мнение о картине
- Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!