- Река Волга расположена на материке Евразия. Протекает по территории России.
- В верхнем течении имеет восточное направление, в среднем – юго-восточное, в нижнем течении – южное.
- Исток расположен на Валдайской возвышенности, устье в месте впадения в Каспийское море.
- Реку Волгу относят к бассейну внутреннего стока, потому что Каспийское море не соединяется с океанами.
- Протекает по равнинной территории, среди осадочных горных пород. Это равнинная река, с медленным спокойным течением. Имеет много притоков. Наиболее крупные притоки: Ока, Кама. При впадении в море Волга разделяется на множество рукавов, образуя дельту. Зимой река покрывается льдом. Весной наблюдается половодье в результате таяния снега.
Опубликовано 29 марта, 2019
Содержание
- Типовые планы описания географических объектов
- План описания географического положения материка
- План описания рельефа территории
- План описания климата
- Характеристика климатической диаграммы
- План описания реки
- План описания природной зоны
- План характеристики страны (района)
- План характеристики ЭГП страны (района)
- План характеристики населения страны
- План характеристики отрасли промышленности страны
- План характеристики сельского хозяйства страны
- План характеристики отрасли Мирового хозяйства
- План описания реки Волга 1.название 2.положения на материке 3.гле берет начало? 4.координа…
- ГДЗ по географии 8 класс Алексеев Страница 129
- Страница 129
- Реки России – Список, длина, описание, характеристики, расположение, фото и видео
- Классификация рек
- Сколько рек в России
Типовые планы описания географических объектов
Данный раздел содержит примеры типовых планов, которыми пользуются учащиеся с 6 по 11 класс при составлении описания тех или иных географических объектов не только на уроках географии, но и при выполнении домашнего задания.
План описания географического положения материка
1. Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярные кругов) и нулевого меридиана.
2. Крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Океаны и моря, омывающие материк.
5. Расположение материка относительно других материков.
План описания рельефа территории
1. Общий характер поверхности. Чем его объяснить?
2. Положение разных форм рельефа на изучаемой территории.
3. Преобладающие и наибольшая высота.
План описания климата
1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?
2. Средние температуры июля и января. Направление и причины их изменения.
3. Господствующие ветры (по сезонам).
4. Годовое количество осадков и их режим. Причины различий в количестве осадков по территории.
Характеристика климатической диаграммы
1. Описание годового хода температур. Средняя температура января, июля, годовая амплитуда.
2. Годовое количество осадков, их сезонных режим.
3. Вывод о типе климата.
План описания реки
1. Географическое положение реки.
2. Где берет начало, куда впадает?
3. Длина реки, площадь бассейна, крупные притоки.
4. Направление течения.
5. Зависимость характера течения от рельефа. Падение, уклон реки.
6. Источники питания реки.
7. Режим реки, его зависимость от климата.
8. Использование реки человеком.
План описания природной зоны
1. Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
3. Внутренние воды.
План характеристики страны (района)
1. ЭГП страны (районы).
2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
3. Население и трудовые ресурсы. Возможности их использования.
4. Исторические предпосылки развития хозяйства.
5. Специализация хозяйства; основные черты его размещения.
6. Основные черты географии транспорта.
7. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, страны, города.
8. Общий вывод: перспективы развития.
План характеристики ЭГП страны (района)
1. Положение объекта на территории материка (государства).
2. Положение по отношению к соседним странам, районам.
3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам.
4. Положение по отношению к главным транспортным магистралям.
5. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
6. Изменение ЭГП во времени.
7. Вывод о возможности влияния ЭГП на развитие хозяйства страны (региона).
План характеристики населения страны
1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
2. Возрастно-половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами.
3. Национальный (этнический) состав населения.
4. Социально-классовый состав населения.
5. Основные черты размещения населения. Влияние миграций на это размещение.
6. Уровень, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.
7. Сельское расселение.
8. Вывод: перспективы роста населения и трудовых ресурсов.
План характеристики отрасли промышленности страны
1. Значение отрасли и объем производства.
2. Природные предпосылки для развития отрасли.
3. Структура отрасли.
4. Факторы, влияющие на размещение отрасли; основные черты ее географии.
5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта.
6. Вывод: перспективы развития отрасли.
План характеристики сельского хозяйства страны
1. Значение отрасли и объем производства.
2. Агроклиматические ресурсы территории.
3. Особенности аграрных отношений.
4. Структура отрасли.
5. География растениеводства и животноводства; сельскохозяйственный районы.
6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.
7. Вывод: перспективы развития отрасли.
План характеристики отрасли Мирового хозяйства
1. Значение отрасли, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли, их размещение.
3. Размеры производства с распределением по главным географическим регионам.
4. Главные страны-производители.
5. Факторы, обусловившие размещение отрасли в этих районах.
6. Природоохранные и экологические проблемы отрасли.
7. Главные страны экспорта и импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
8. Вывод: перспективы развития и размещения отрасли.
Источник
План описания реки Волга 1.название 2.положения на материке 3.гле берет начало? 4.координа…
1.река Волга
2.расположена на западе материка Евразия
3.берёт начало на Валдайской возвышенности
4.координаты истока : 57°с. ш. 32° в. д
5.впадает в Каспийское море
6.координаты устья: 45° с.ш. 48° в.д
7.река Волга относится к бассейну внутреннего стока
8.положение между 57° и 45° параллелями
9.положение между 32° и 48° меридианами
10.река течёт с севера на юг
11.исток реки расположен на Валдайской возвышенности, протекает по территории Среднерусской и Приволжской возвышенностям, нижнее течение расположено на территории Прикаспийской низменности
12. в верхнем течении до Костромы и ниже река протекает в узкой долине среди высоких берегов — течение быстрое; среднее и нижнее течение более спокойное и равномерное.
13.питание смешанное
14.режим реки: весеннее половодье в апреле-июне; маловодье (межень) летом и зимой. Осенние паводки в октябре месяце в результате затяжных дождей.
15.228 — (-28) = 256 м. (228 м — высота истока; -28 м — высота устья)
16. 256 00 : 3530 = 7,2 см/км (256 м переведём в сантиметры — 25600; 3530 — длина реки)
17.правые притоки: Ока, Сура, Свияга
18.левые притоки: Кама, Самара, Ветлуга, Унжа
19.хозяйственное значение реки: рыболовство, судоходство, получение энергии от ГЭС, заводы по разведению малька, отдых, туризм, водопотребление.
Источник
ГДЗ по географии 8 класс Алексеев Страница 129
Страница 129
Параграф 33. Наши реки
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое водоносность реки? Какие показатели её характеризуют?
Водоносность реки – количество воды в реке за определённый период времени. Её характеризуют расход воды и годовой сток.
2. Дайте определения расхода воды и годового стока.
Расход воды – количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. Годовой сток – объём воды, который проходит в реке за год.
3. Что такое падение и уклон реки? От чего они зависят?
Падение реки – превышением истока над устьем, выраженное в метрах. Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине. Падение и уклон реки зависят от рельефа.
4. Выберите верный ответ. Преимущественно дождевое питание имеет река: а) Амур; б) Енисей; в) Лена; г) Терек.
5. Выберите верный ответ. От климата зависит: а) скорость течения; б) режим реки; в) направление течения.
6. Выберите верные ответы. Реки России относятся к бассейну: а) Индийского океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Атлантического океана; д) внутреннего стока.
б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Атлантического океана;
д) внутреннего стока
7. Перечислите особенности рек России.
Особенности рек России: обладают значительными запасами воды; неравномерным по сезонам года стокам; неравномерно размещены по территории страны; относятся к бассейну трёх океанов и области внутреннего стока; питание всех рек смешанное; для большинства рек характерен ледостав.
8. Подпишите на контурной карте крупные реки России и их притоки.
9. Чтобы определить падение реки, надо вычислить разность между высотой её истока и высотой устья. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м (за исключением Каспийского моря-озера, где устья рек лежат на высоте –27 м). Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (например, Ангара из озера Байкал), то высота истока – уровень поверхности воды в озере. Рассчитайте падение рек Печоры (высота истока 676 м), Камы (высота истока 331 м, высота устья 36 м).
Падение реки Печора: 676-0 = 676 метров.
Падение реки Кама: 331-36 = 295 метров.
10. Используя тематические карты атласа, дайте характеристику одной из российских рек (по выбору) по плану: а) географическое положение; б) длина, высота истока и устья; в) питание и режим; г) неблагоприятные явления на реке и их причины; д) хозяйственное использование.
Характеристика реки Кама по плану.
а) Географическое положение: река Кама располагается на востоке Восточно-Европейской равнины, к западу от Уральских гор. Река относится к бассейну внутреннего стока
б) Кама берёт начало на Верхнекамской возвышенности на высоте 331 м. Устье – река Волга, высота устья – 36 метров. Длина реки составляет 1805 метров.
в) Питание и режим: питание реки преимущественно снеговое. Для режима реки характерно весеннее половодье и зимняя межень, расход воды в низовьях реки составляет около 4100 м 3 /с, годовой сток составляет 117 км 3 . Ледостав с начала ноября в верховьях и конца ноября в низовьях до апреля. Весенний ледоход от 2-3 до 10-15 суток.
г) Неблагоприятные явления на реке и их причины: из-за строительства Волжско-Камского каскада ГЭС на весеннее половодье и паводки случаются лишь в верховьях. К другим неблагоприятным явлениям на реке можно отнести эрозию берегов, подтопление и заболачивание территорий в районах плотин водохранилищ, частичное обмелением из-за водохранилищ и забора воды.
д) Хозяйственное использование: река Кама является важной транспортной артерией. Воды реки используются для водоснабжения городов и предприятий. На реке возведены три ГЭС (Камская, Воткинская и Нижнекамская), вырабатывающие электроэнергию. Кроме того, на реке обустроены рекреационные территории (санатории, места отдыха, историко-культурные комплексы).
Источник
Реки России – Список, длина, описание, характеристики, расположение, фото и видео
На территории России присутствует большое количество рек, обладающих определенными особенностями. Они имеют собственные притоки, а в водах обитают самые разные создания. Люди уже давно успели изучить все реки РФ и приступить к их использованию.
Классификация рек
Реки классифицируются по таким признакам, как размер бассейна, условия протекания, гидрологический режим, а также по окружающему их ландшафту. Что касается размеров, то они бывают большими: бассейн имеет площадь свыше 50 000 кв.км и зачастую распространяется сразу на несколько географических зон. Средние могут занимать просторы от 2 000 до 50 000 кв.км, а малые, соответственно, до 2 000 кв.км.
Также реки подразделяются еще по нескольким типам, например они бывают:
- Равнинные. Отличаются спокойным течением, так как не имеют уклонов. Русло таких рек зачастую складывается из песчаных и иловых отложений.
- Горные. Благодаря наличию возвышенностей поток воды имеет большую скорость, а дно в основном состоит из камней.
- Полугорные. Совмещают в себе быстроту течения и его умеренность. Донные залегания представлены гравием, галькой и крупным песком.
Также признаки классификации определяются и по ландшафту. Например, если река начинает течение с ледника, ее называют ледниковой, а если исток с озера или протекает через него, в этом случае она – озерная.
Сколько рек в России
На территории России протекает свыше 2,8 млн рек. Общая площадь составляет 12,4 млн. км. Следует отметить их количество относительно протяженности:
- длина которых более 500 километров – 214;
- распространяющиеся на расстояние от 101 до 500 км – 2830;
- с протяженностью от 10 до 100 км – согласно подсчету 133 503;
- с длиной до 10 км – 2 559 454.
Обозначенные виды рек – это не просто природные водные ресурсы, а еще транспортные пути, которые играют огромную роль для многих отраслей государства.
Источник
География. Рабрчая тетрадь Сиротин.Задание 2. Выберите ближайшую к вам реку и дайте описание по плану:
Выберем ближайшую или известную реку для описания. Пусть это будет река Белая, которая является крупнейшим притоком реки Камы. Башкирское название реки – Агидель, так же называют ее жемчужиной Башкирии.
Знаете ответ? |
Подготовка к практической работе.
Описание реки по типовому плану.
Описание реки Волга по типовому плану.
(раб. по атласу, стр. 14-15)
1. Река Волга.
2. Расположена на западе материка Евразия (по атласу).
3. Берёт начало на Валдайской возвышенности (по атласу).
4. Координаты истока: 57°с. ш. 32° в. д (по атласу).
5. Впадает в Каспийское море (по атласу).
6. Координаты устья: 45° с. ш. 48° в. д (по атласу).
7. Река Волга относится к бассейну внутреннего стока (по атласу).
8. Расположена между 57° и 45° параллелями (по атласу).
9. Расположена между 32° и 48° меридианами (по атласу).
10. Река течёт с севера на юг (по атласу).
11. Исток реки расположен на Валдайской возвышенности, протекает по территории Среднерусской и Приволжской возвышенностям, нижнее течение расположено на территории Прикаспийской низменности (по атласу).
12. В верхнем течении до Костромы и ниже река протекает в узкой долине среди высоких берегов – течение быстрое; среднее и нижнее течение более спокойное и равномерное (по атласу, доп. мат.).
13. Питание реки смешанное (доп. мат.).
14. Режим реки: весеннее половодье в апреле-июне; маловодье (межень) летом и зимой. Осенние паводки в октябре месяце в результате затяжных дождей (доп. мат.).
15. 228 – (-28) = 228+28=256 м. (228 м – высота истока; – 28 м – высота устья, смотреть в атласе) (по атласу).
16. 256 00см : 3530км = 7,2 см/км (256 м переведём в сантиметры – 25600; 3530 – длина реки)
17. Правые притоки: Ока, Сура, Свияга (по атласу).
18. Левые притоки: Кама, Самара, Ветлуга, Унжа (по атласу).
19. Хозяйственное значение реки: рыболовство, судоходство, получение энергии от ГЭС, заводы по разведению малька, отдых, туризм, водопотребление (доп. мат.).
Урок.
Практическая работа №3 Описание реки по плану. Озера
Земли.
Цели урока:
1. Совершенствовать практические умения и
навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту
учебника, справочнику; содействовать в ходе
урока формированию знаний учащихся о водной оболочке Земли, Гидросферы и Водах
Суши.
2. Развивать логическое мышление, умение
находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами
отдельных отраслей, понятиями, учебником.
3. Продолжать формирование основных
мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.
Планируемые
результаты:
Предметные:
–
закрепление основных понятий по теме «Реки Земли»;
–
определение реки и ее части;
–
называть и показывать части речной системы;
–
продолжить изучать составные элементы гидросферы;
–
типы озерных котловин, различия озер по сточности и солености.
Метапредметные
:
–
Развивать навыки работы с атласом, эрудицию, познавательные способности
учащихся, расширять их кругозор.
–
Давать определения понятиям.
–
Осуществлять сравнение.
–
Осуществлять расширенный поиск информации.
–
Устанавливать причинно-следственные связи.
–
Воспитывать патриотизм, формировать интерес к урокам географии, приобщить к
чтению дополнительной литературы.
Личностные
:
–
анализировать и закрепить знания по теме, развивать логическое мышление путем
формирования умения делать выводы;
–
способствовать экологическому воспитанию, формируя представление о значении
воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней.
Оборудование:
1. Учебник «География. 5-6 классы» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.
Липкина и др., М.: «Полярная звезда», 2014. – 192с.
2.
Пособие: тетради для практических работ. Супрычёв А.В., Григоренко А.Л.,
Григоренко Н.В. – М.: Аркти, “Наша школа”, 2015. – 48с., карты.
3.
Магнитная доска, карточки-понятия, схемы, физическая карта мира и океанов,
опорный конспект, атлас 6 класса.
Технические
средства: компьютер, проектор, экран для просмотра
презентации.
Тип
урока: комбинированный, урок-презентация.
Методы
обучения: беседа, рассказ, доклад ученика,
инструктаж, практические задания – составление схем, таблиц, индивидуальный и
фронтальный опрос.
Формы
организации работы на уроке: индивидуальная,
фронтальная.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на
партах оборудования и учебных материалов.
2.
Проверка домашнего
задания, актуализация и коррекция опорных знаний
.
Допишите предложения путем определения
основных понятий.
1
Вариант.
1.
Постоянный поток поверхностных вод, текущий в
выработанном им углублении. ……………………
…..
2.
Самый маленький водоток. …………… ……
3.
Что образует главная река с притоками? …………. ……
4.
Площадь суши, с которой река собирает воду. …………….. ……
5.
Начало реки.
………… ……
6.
Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. ………. ……
7.
Линия на поверхности Земли, по разные стороны от которой сток идет в разные
речные бассейны.
………….. ……
8.
Последовательность изменений уровня воды реки в
течении года.
…………
……
9.
Продолжительный подьем уровня воды в реке весной из-за
таяния снегов.
…………….
……
10.
Снижение уровня воды летом и зимой в реке.
……………. ……
2
Вариант.
1.
Начало реки.
…………
……
2.
Последовательность изменений уровня воды реки в
течении года.
…………
……
3.
Самый маленький водоток.
…………… ……
4.
Снижение уровня воды летом и зимой в реке.
……………. ……
5.
Постоянный поток поверхностных вод, текущий в
выработанном им углублении.
……………………
…..
6.
Линия на поверхности Земли, по разные стороны от
которой сток идет в разные речные бассейны.
………….. ……
7.
Место впадения реки в океан, море, озеро или другую
реку. ………. ……
8.
Продолжительный подьем уровня воды в реке весной из-за
таяния снегов.
…………….
……
9.
Что образует главная река с
притоками?……………… ……
10.
Площадь суши, с которой река собирает воду.
……………..
……
3.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Учащиеся
обозначают на рисунке части речной системы: исток, устье, главную реку, правый
и левый притоки, границу бассейна реки.
4. Анализ содержания и
последовательности исполнения практических действий.
Сейчас, открываем практические тетради на
странице 11. Практическая работа №3 и заполняем таблицу. Выбираете одну из рек
Земли и делаете характеристику по плану. В конце практической работы делаете
вывод. Для усложнения работы предлагается дополнительное задание для
любознательных.
Практическая работа №3 Составление комплексной характеристики
одной из рек мира.
Цель:
1. Совершенствовать практические умения и
навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту
учебника, справочнику.
Оборудование:
учебник, атлас, физическая и климатическая карты мира.
Опорные
понятия:
Речная система —
совокупность рек в пределах данного речного бассейна, состоящая из главной реки
и ее притоков. Название речной системы дается по названию главной реки.
Река — естественный
водный поток, текущий в проложенном им русле и приуроченный к наиболее
пониженным участкам рельефа.
Речной бассейн —
территория, с которой река собирает воду.
Исток — место, где река
берет начало.
Устье — место впадения
реки в другой водоем.
Дельта — особая форма
устья реки, характеризующаяся многочисленными протоками, располагающимися
обычно веерообразно.
Режим реки — регулярное
изменение уровня воды в реке в течение года.
Питание реки —
постоянное пополнение русла реки поверхностными и подземными водами. Половодье
— ежегодно повторяющаяся фаза водного режима, при которой происходит
значительный подъем уровня воды в реке.
Межень — период, в
течение которого в реке наблюдается наиболее низкий уровень воды.
Ход работы.
План характеристики реки Обь
1. Название
реки и её географическое положение (в
какой части материка расположена, к бассейну какого океана относится).
Река Обь расположена на материке Евразия. Окружена на
западе Уральскими горами, на юге: государственной границей, горами Алтай и
Саяны, на востоке – речной бассейн р. Енисей. Относится к бассейну Северного
Ледовитого океана.
2. Исток, устье и длина реки.
Обь начинается при слиянии рек Бия и Катунь (см.
атлас), впадает в Обскую губу Карского моря Северного Ледовитого океана. Длина
реки по карте: 18 см, масштаб карты: 1 см = 200 км, длина реки: 18 см x
200 км = 3600 км (в действительности 3650 км).
3. Направление движения и зависимость характера течения реки от
рельефа.
Обь движется с юга на север, река равнинная, так как
расположена на Западно-Сибирской равнине, с медленным течением, русло и глубина
реки расширяются к устью, у реки широкая пойма, извилистое русло, пологие
берега, большой речной бассейн.
4. Основные
притоки (правые, левые).
Река имеет много притоков. Правые притоки: р.
Вах, р. Кеть, р. Чулым и другие.
Левые притоки: р. Иртыш, притоки р. Иртыш: р. Тобол, р. Тавда, р. Ишим и
другие.
5. Питание
реки.
Обь питается за счет таяния снега – основное питание. В
теплое время года – дождевое питание. Реки Бия и Катунь имеют ледниковое
питание.
6. Режим
реки.
Река имеет весенне-летнее половодье, осенний поводочный
режим, зимой покрыта льдом. Вскрывается от льда в начале на юге, образует
ледяные заторы в среднем течении и низовье, поэтому сильно разливается,
подтапливает пойму. В конце лета на реке незначительная межень.
7. Хозяйственное
использование реки.
Река используется в судоходстве, при
сплаве древесины, обеспечение населенных пунктов и промышленных предприятий
водой, для рыболовства, отдыха людей.
Вывод. Обь
– крупнейшая река России по площади водосбора, одна из крупнейших рек страны по
длине, широкая и глубокая река Евразии, относящаяся к бассейну Северного
Ледовитого океана. Река равнинная, движется на север. Преобладает снеговое и
дождевое питание, на долгое время покрывается льдом, сильно разливается и
подтапливает пойму. Широко используется людьми.
5. Изучение нового материала.
Целеполагание. Наша задача – продолжить получать
знания о Гидросфере. Сегодня мы вспомнили все, что знаем о реках и познакомимся
с понятиями “озеро”, “озерная котловина”, узнаем о типах
озерных котловин, научимся показывать озера на карте.
Актуализация знаний. – Чем отличается озеро от моря?
– Как вы понимаете, что такое озеро?
Рассказ учителя.
1.
Озеро – это
ещё один естественный водный объект, который каждому знаком. Озеро- водоемы в природных углублениях
на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой (стр.115 в учебнике). Слово «естественный» в данном
случае означает, что углубление возникло в результате природного процесса. Если
же такое углубление имеет искусственное происхождение, то есть создано
человеком, то занимающий его замкнутый водоём, в зависимости от размеров, будет
называться прудом или водохранилищем.
Самое большое озеро на Земле –
Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по
составу похожа на океаническую. (Показ на карте.)
Байкал – самое глубокое озеро
нашей планеты – 1637м. Содержит 20% пресной воды.
Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое
пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота,
прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в
солнечную погоду.
2.
Озерные
котловины.
Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной. Озерные
котловины очень разнообразны по происхождению. (Запись в тетради. Показ на
карте примеров.)
По происхождению котловин выделяют следующие виды озер:
·
Тектонические
·
Ледниковые
·
Вулканические
·
Старицы
·
Запрудные
·
Карстовые
Термокарстовые
Самые глубокие
озера – тектонические, они образуются в трещинах, разломах земной коры при ее
движении. Примеры: Байкал, Телецкое, Виктория, Танганьика.
Вулканические
(кратерные) озера образуются в кратерах потухших вулканов. Примеры: Тоба,
Курильское, Ирасу.
Старицы образуются
в долинах старых русел равнинных рек при изменении направления течения реки и
русла.
Карстовые озера
образуются в результате провала грунта над пустотами.
Ледниковые озера
образовались в результате таяния древнего ледника. Таких озер много на севере
Евразии и Северной Америки.
3. Питание озер. Так же как
реки, озера питаются дождевой, талой и подземной водой. Озерная вода
расходуется на испарение, выносится реками.
4. Сточные и
бессточные озера. Озера, из которых вытекают реки, называют сточными,
озера, из которых не вытекают реки, называются бессточными. Почему же такое озеро не
переполняется водой? Бессточные озёра чаще всего встречаются в районах с сухим
климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна – она просто испаряется.
Бессточные озера отличаются от проточных химическим составом. Они, как правило,
солёные. А проточные озера всегда пресные. Сточные – Байкал, Верхнее,
Мичиган, Виктория, Танганьика. Бессточные – Чад, Аральское, Каспийское, Эйр,
Балхаш.
5. Виды озер по
солености. Самое соленое озеро мира – Мертвое море, расположенное
севернее Аравийского полуострова (около 270 %о). Один из самых соленых водоемов на Земле является Мертвое море,
которое, на самом деле, и не море вовсе, а уникальное соленое озеро. В озеро
впадает всего одна река – Иордан, и ни одна река из него не вытекает. Мёртвое
море имеет высочайший уровень солености и плотности воды, благодаря чему на ней
можно спокойно лежать, не боясь утонуть. Из-за невероятной концентрации соли в
ней нет живых организмов, кроме одного вида бактерий.
Запомните, озера на
картах показаны объемными объектами голубым цветом. На картах их нужно
показывать по береговой линии.
Заполнение схемы
учащимися.
Работа с картой
Учитель: – Назовите и покажите крупные озера
мира, используя карту полушарий.
Ответ учащихся: В Евразии – Байкал, Ладожское,
Онежское. В Африке – Виктория, Танганьика, Ньяса. В Австралии – Эйр. В Южной
Америке – Титикака. В Северной Америке – Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.
Учитель: –Какие материки богаты крупными озерами?
(Северная Америка, Африка).
Учитель: -Ребята, а ведь самое крупное озеро
находится в Евразии.
Самое большое озеро
планеты настолько велико, что его даже называют морем – Каспийским. Каспийское
море – бессточный водоём. А значит, вода в нём какая?
Солёная, конечно.
Как в море.
Тогда почему оно
считается озером?
Заслушать
мини-выступления по защите своих творческих работ. «Каспийское море – озеро»(
или другие примеры).
Учитель: – Спасибо, большое за работу. Давайте
убедимся в них еще раз, посмотрев на карту. Перед вами атласы. Найдите на карте
море – озеро Каспийское. Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех
сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно
неотличимо от моря. Да и глубиной тоже. Каспийское море занимает третье место в
мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое.
А самым глубоким на Земле
является озеро Байкал. Глубине его могут позавидовать некоторые моря: 1642 —
это нешуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!
Учитель: – Найдите озера Чад и Виктория. Чем
отличаются берега этих озер?
Ответ учащихся: Берега озера Чад показаны
пунктиром, а берега озера Виктория – сплошной линией.
Учитель: Пунктиром показываются берега, которые
меняют свои очертания. Озеро Чад то увеличивается по площади, то высыхает.
– Как вы думаете,
от чего это зависит? (От
дождей).
Учитель: Верно. Когда идут дожди, становится
полноводной река Шари, которая несет воду в озеро Чад, и оно разливается.
-Найдите еще озеро,
которое имеет такую же обманчивую береговую линию.
Ответ учащихся.
Заслушать мини-выступления по
защите своих творческих работ.
6. ЭТАП Рефлексия
Какие впечатления об уроке остались у вас?
Поделитесь своими впечатлениями.
Учитель. Ребята, как вы думаете –
знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете,
достигли мы поставленной цели урока?
Благодарю вас за
хорошую работу на уроке.
7. Домашнее задание. Практ. Раб. №3 доделать, №35
стр.115-116 пересказ.