Как составить описание родника

Салынская Марина Владимировна, МОАУ «ООШ №2» сельского посёлка Аккермановка, МО г.Новотроицка, Оренбургская область

Муниципальное образовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2» сельского посёлка Аккермановка, МО г.Новотроицк, Оренбургская область

РУКОВОДСТВО ПО ОПИСАНИЮ

РОДНИКОВ И ИСТОЧНИКОВ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

(Методические рекомендации для учителей биологии, географии, педагогов дополнительного образования, организаторов туристско-краеведческой работы)

Составитель: Салынская Марина Владимировна

учитель биологии и химии,

высшая квалификационная категория

г.Новотроицк, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………….стр 2
  2. Где находится родник?………………………………………………………………………стр 3
  3. Каков характер источника?………………………………………………………………..стр 3
  4. Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику?………………………………………………………………………………..стр 3
  5. Как определить мощность источника?……………………………………………….стр 3
  6. Зависит ли количество воды в роднике от погоды?…………………………….стр 4
  7. Как влияет родник на окружающую местность?…………………………………стр 4
  8. Какое участие принимает родник в питании ручья, реки, озера?…………стр 4
  9. Какая вода в роднике?……………………………………………………………………….стр 5
  10. Что растет вблизи родника?………………………………………………………………стр 7
  11. Кто живет вблизи родника?……………………………………………………………….стр 7
  12. Как используется родник?…………………………………………………………………стр 8
  13. Как помочь роднику?………………………………………………………………………..стр 8
  14. Как составить паспорт на родник?…………………………………………………….стр 9
  15. Что необходимо иметь исследователю?…………………………………………….стр 9
  16. Литература…………………………………………………………………стр 10
  17. Словарь терминов…………………………………………………………стр 11
  18. Приложения…………………………………………………………………стр 12

1.ВВЕДЕНИЕ

Бытует мнение, что родниковая вода безупречно чиста и пригодна для питья без кипячения. К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения артезианских источников в результате возникновения поблизости стихийных свалок, огородов, выгулов для скота, что является причиной накопления в воде токсичных веществ и кишечной  палочки. Тем не менее, часть жителей города и посёлка предпочитают пользоваться природными источниками, т. к качество водопроводной воды оставляет желать лучшего.

Ежегодно станция юных натуралистов приглашает принять участие в экологической акции «Живи, родник!» всех, кто неравнодушен к судьбе природы родного края, тем самым привлекая ребят к практической природоохранной и экологической деятельности и формируя у них навыки исследовательской работы.

Но часто при описании родника, составлении на него паспорта возникают затруднения не только у учащихся, но и у педагогов. А ведь если работа по паспортизации будет проведена грамотно, то можно получить ценную информацию о родниках родного края, которая может быть полезна природоохранным органам, туристам и местным жителям.

Данные методические рекомендации появились в результате обобщения работы нашего объединения «Природоведы» по мониторингу родников посёлка Аккермановка и его окрестностей.

Рекомендации будут полезны  во время проведения экологических практикумов, экскурсий, краеведческих походов, прогулок, а также в ходе систематических наблюдений за природными объектами юными исследователями.

Многолетняя работа по исследованию и уходу с использованием данного пособия позволяет вести постоянный мониторинг за состоянием родников. В случае ухудшения состояния родника или качества воды в нём необходимо обратиться в компетентные органы.

2.ГДЕ НАХОДИТСЯ РОДНИК?

         Все источники на изучаемой территории нумеруются и наносятся на план или карту. Указывается положение источника к ближайшему населенному пункту, ручью, реке, озеру. Затем выясняются причины данного расположения источника. С этой целью определяются его положение к элементам рельефа, состав горных пород и глубина залегания водоносных горизонтов, их возраст. Водоносным горизонтом, как правило, является песчаный пласт. Водоупорный горизонт залегает ниже водоносного. Чаще всего это глины, но могут быть и другие породы.

3. КАКОВ ХАРАКТЕР ИСТОЧНИКА?

Выход воды на поверхность земли может быть различным:

а) вытекает спокойно

б) бурлит

в) бьет струйками

г) фонтанирует

Определяется характер родника визуально. В основном он зависит от напора воды. При отсутствии напора – вода вытекает спокойно, изливаясь лишь под собственной тяжестью. При небольшом напоре – она бурлит, при большом – бьет струйками или образует фонтанчик.

  1. КАК РАСПОЛОЖЕН ИСТОЧНИК ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕКЕ ИЛИ ДРУГОМУ ВОДОПРИЕМНИКУ?

Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира или эклиметра. При нивелировании превышение узнается сразу, а при работе с эклиметром – вычисляется на основании крутизны и длины склона.

Глубина залегания грунтовых вод (место выхода источника) определяется по отношению к поверхности водораздела или вершине холма таким же способом.

  1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА?

Дебит родника – это его мощность, то есть возможный расход воды.

Он определяется следующим образом. При отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление на дне. В срез углубления вдавливается кусок жести, согнутой в форме желоба. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой.

 Затем рассчитывается расход воды а) за час б) за сутки.

  1. ЗАВИСИТ ЛИ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ В РОДНИКЕ ОТ ПОГОДЫ?

Для установления зависимости подземных вод от времени года и погоды проводятся стационарные наблюдения: в определенный день каждого месяца, а также после дождей проводятся измерения дебита источника.

На основании числовых данных строятся графики, диаграммы, показывающие зависимость состояния родника от количества осадков и сезонных изменений погоды.

  1. КАК ВЛИЯЕТ РОДНИК НА ОКРУЖАЮЩУЮ МЕСТНОСТЬ?

Наличие вблизи родника провалов, проседаний, оползней, размывов, болот свидетельствует о его влиянии на окружающую местность.

Провалы – это отрицательные формы рельефа, образующиеся в результате оседания поверхностных горных пород. Они, как правило, имеют небольшие размеры, но крутые склоны. Образуются при растворении известковистых пород природными водами в результате выщелачивания.

Проседания – образуются в результате выноса подземными водами мелкоземов (глинистых или илистых частиц). Обычно они имеют округлую форму, небольшую глубину, пологие склоны. Такие формы рельефа называются еще «западинами».

Оползни – скользящие смещения горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести пласта по водоупорному горизонту при наклонном его залегании.

Размыв – возникает в результате механического воздействия воды, стекающей по склону.

Заболачивание – происходит в результате смыкания поверхностных и подземных вод, обычно это происходит в понижениях при близком расположении водоупорного пласта к поверхности.

Признаками заболачивания являются: избыточное увлажнение (участки не просыхают даже в жару); появление болотных трав (осока, камыш, тростник, сабельник, вахта, рогоз, и другие), отложение торфа.

  1. КАКОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЕТ РОДНИК В ПИТАНИИ РУЧЬЯ, РЕКИ, ОЗЕРА?

 Родники часто дают начало ручьям или рекам. Если не будет родников, исчезнут водотоки. Чтобы установить участие родника в питании водотока, нужно пройти вдоль ручья вниз по течению и определить, куда он течет. При этом следует помнить, местами ручей может пропадать среди болот и кустарников. Если встретится такой участок, нужно пройти  его и посмотреть, не продолжается ли ручей ниже.

  1. КАКАЯ ВОДА В РОДНИКЕ?

Чтобы узнать какая вода в роднике или источнике, нужно произвести ряд измерений и простых химических испытаний.

  1. Температура воды.

Определяется путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой  сразу после ее наливания или непосредственно под струей. Напомним, что для питьевой воды государственным стандартом определен температурный предел в 7-12 градусов.

  1. Плотность воды.

Вода из источника наливается в цилиндр на 100 мл. Плотность ее зависит от растворенных в ней веществ. Определяется ареометром. Величина плотности записывается с точностью до третьего знака после запятой.

  1. Цветность. 

Зависит от присутствия в воде солей железа и гуминовых кислот.

Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой.

Два стакана из бесцветного стекла заполняют водой: один дистиллированной, другой – исследуемой. Цвет воды рассматривают, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, подложив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет записывают по интенсивности окраски: бурый, светло коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный. Мутную воду при анализе на цветность следует отфильтровать.

  1. Характер и интенсивность запаха.

Запах определяется следующим образом:

 а) ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды (землистый, хлорный, бензиновый, лекарственный, рыбный тухлый и др.);

б)  определение запаха при нагревании до 20 градусов (воду нагревают в округлой колбе на спиртовой или газовой горелке).

Для этого отбирают 100 мл воды в колбу, которую закрывают пробкой. После нагревания содержимое колбы перемешивают вращательными движениями, частично открывая пробку, и определяют интенсивность запаха;

в) определение запаха при температуре 60 градусов: 100 мл воды родника наливают в плоскодонную колбу, закрывают часовым стеклом и подогревают на водяной бане до 50-60 градусов. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяют характер и интенсивность запаха (Приложение 1, табл.1).

В питьевой воде интенсивность запаха не должна превышать 2 балла.

  1. Характер вкуса и привкуса.

Также можно определить вкус воды, попробовав ее. При этом вначале обязательно определяют ее на запах. Исключается определение на вкус воды, оцененной по шкале запахов баллами 4 и 5.

Доброкачественная вода должна быть приятной по вкусовым качествам. Вкус различают по ощущениям, набирая в рот воды маленькими порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 5-10 секунд.

Различают четыре основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущений называются привкусами.

Оценка интенсивности вкуса проводится по пятибалльной шкале. (Приложение 1, табл. 2).  В питьевой воде допускается наличие привкусов не более 2 баллов.

  1. Кислотность воды.

Для ее определения необходимо взять универсальную лакмусовую бумагу и цветную шкалу к ней. Смачивают бумажную ленточку водой, затем сравнивают цвет со стандартной шкалой и определяют водородный показатель (рН).

Если рН = 7, то вода не содержит свободных кислот и щелочей, значит, среда нейтральная. Если рН не равна 7, то вода имеет либо кислую, либо щелочную реакцию. Время выдержки бумаги в воде около 20 сек.

  1. Взвешенные примеси воды.

Предварительно взвешивают на технометрических весах бумажный фильтр. Затем фильтруют через него 200-500 мл воды из источника. Высушенный на воздухе фильтр снова взвешивают. Разница между вторым и первым взвешиванием покажет, сколько граммов нерастворенных частиц взвеси содержится в воде.

Рассчитывается содержание нерастворенных частиц в 1 л воды из источника.

  1. Растворенные примеси воды.  

Мерной колбой на 100 мл отмеривается отфильтрованная вода и небольшими порциями выливается в большую фарфоровую чашку, предварительно взвешенную на технометрических весах. Выпаривание лучше проводить на водяной бане. После выпаривания чашка взвешивается, и разница показывает массу растворенных веществ в г/л воды (общая минерализация).

Чаще всего родники – это выходы подземных вод пресного характера. Хотя редко, но могут встретиться минеральные источники, в которых содержание солей выше, чем в пресной воде. Если скорость истечения из них небольшая, то они не имеют широкого потребительского значения, но могут использоваться местными жителями (особенно железистые и гидрокарбонатные воды) в качестве лечебной питьевой воды.

Если величина общей минерализации превышает 5 г/л, то можно определить количественным путем наличие основных растворимых примесей; если не превышает 5 г/л, то качественный анализ в школьных условиях проводить нет смысла.

 9. Качественное определение растворимых примесей воды.

 Сульфаты (соли серной кислоты) определяют по помутнению воды в пробирке от растворов хлорида или нитрата бария.

         Хлориды (соли соляной кислоты) определяют помутнением воды от раствора ляписа (нитрата серебра) или нитрата свинца с последующим охлаждением в струе холодной воды.

Гидрокарбонаты (соли угольной кислоты) определяют только при наличии РН, равных или больше 7.  Для этого к исследуемой воде прибавляют по капле раствор соляной кислоты. Интенсивное выделение пузырьков газа без запаха свидетельствует о наличии гидрокарбонатов.

Если при выпаривании воды сухой остаток имеет желтый или желтоватый цвет, то следует сделать в разных пробирках пробы на соли железа растворами желтой и красной кровяных солей, а также родонита аммония или калия.

  1.  ЧТО РАСТЕТ ВБЛИЗИ РОДНИКА?

Растительность вокруг родников зависит от их типа – лесные, луговые или речные родники.

Описание растительности дается также по типам (древесная, кустарниковая, травянистая, мохово-лишайниковая) и по видовому составу.

В связи с переувлажнением местности древесно-кустарниковая растительность обычно представлена ольшаниками, ивняками, березняками, а травянистая – луговой (крупнотравной, разнотравной) и болотно-луговой растительностью.

Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофилов (купающих корни в воде): сердечник из семейства крестоцветных, луговой чай – из первоцветных, чистяк весенний – из лютиковых, осоки, мхи.

Очень часто родники берут свое начало в крутых берегах рек. Ручей такого родника течет по пойме среди луговых растений: лютиков, поручейника, горцев и др.

  1. КТО ЖИВЕТ ВБЛИЗИ РОДНИКА?

Такое заключение можно сделать, когда имеются дневниковые записи о наблюдениях, которые провели зоологи, посещая родник в разное время суток и время года. Ежедневно просматривая следы животных у родника можно установить не только виды животных, но и их примерное количество. Самые четкие и полные следы необходимо зарисовывать с помощью деревянной рамки с простой сеткой из тонких нитей и блокнота с миллиметровой бумагой. Узнать животное по рисунку следов можно с помощью специальных определителей, а также в беседе с охотниками и егерями.

Интересные наблюдения можно организовать у родника за птицами. Многие птицы часто посещают водоемы или живут около них. Интересно понаблюдать за их гнездами, выращиванием птенцов, охотой и кормежкой.

  1.  КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ РОДНИК?

Последний блок информации, вносимый в паспорт родника, характеризует степень его хозяйственного использования и благоустройства. В этом блоке фиксируют, каким способом благоустроен наблюдаемый источник (сделан сруб, выведена труба, сделана каменная кладка и т. д.). Отмечается, для каких хозяйственных целей используется родник (для питья, приготовления пищи, полива, промышленных целей, водопоя скота).

 Немаловажно произвести оценку интенсивности использования источника. Такая оценка дается по 10 бальной шкале.

  1.  КАК ПОМОЧЬ РОДНИКУ?

Изучая родники, неизбежно встает вопрос «Как помочь роднику?»

Напоминаем, что если нет рядом хорошего опытного консультанта по этому вопросу – лучше не предпринимать никаких действий. Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым.

 Единственное, что можно сделать это:

  • очистить русловую часть от опавших листьев, веток и мусора;
  • несколько углубить русловую часть родника от ила и наносов;
  • выложить родник камнями или сделать сруб;
  • поставить вблизи родника скамейку;
  • установить аншлаг – щит с информацией о роднике.
  • при каждом посещении убирать мусор с прилегающей территории (наличие мусора является одной из причин бактериологического загрязнения родников)

Мы намеренно не даем здесь никаких рекомендаций по каптажу, очистке, дренированию, ибо подобную работу можно делать лишь под руководством специалистов.

Многолетняя работа по исследованию и уходу с использованием данного пособия позволяет вести постоянный мониторинг за состоянием родников. В случае ухудшения состояния родника или качества воды в нём необходимо обратиться в компетентные органы.

  1.  КАК СОСТАВИТЬ ПАСПОРТ НА РОДНИК?

На каждый изученный родник необходимо заполнить паспорт (форма паспорта прилагается ниже).

Целью паспортизации родников является составление картотеки естественных выходов грунтовых вод на определенной территории, с тем, чтобы в дальнейшем передать основные сведения в районный комитет по охране природы.

Именно на основе паспорта и описания родника в дальнейшем готовится документация по его охране и рациональному использованию.

Если работа по паспортизации будет проведена добросовестно, то вы получите ценную информацию о родниках вашего родного края, которая может быть полезна природоохранным органам, туристам и местным жителям.

ПАСПОРТ НА ИСТОЧНИК  (Приложение 3, табл. 6).

  1.  ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ?

Для успешной работы по описанию родника необходимо следующее оборудование и материалы:

  1. Компас
  2. Планшет
  3. Карта или картосхема области и района
  4. Школьный нивелир
  5. Эклиметр
  6. Водный термометр
  7. Рулетка
  8. Секундомер
  9. Стеклянная банка на 1 л (или ведро с измененным объемом)
  10. Карандаши, линейка, блокнот, ручка
  11. Стеклянные колбы, пробирки
  12. Стакан или кружка
  13. Цветная шкала рН
  14. Ареометр
  15. Фарфоровые чашки на 100 мл и больше
  16. Спиртовая горелка или сухой спирт
  17. Реактивы:

-Универсальная индикаторная бумага

-Раствор хлорида бария (10%)

-Раствор нитрата серебра или нитрата свинца (1 или 10 %  соответственно)

-Раствор соляной кислоты

-Раствор красной кровяной соли (5%)

-Раствор желтой кровяной соли (5%)

-Раствор роданида калия или аммония (5%)

  1.  ЛИТЕРАТУРА
  1. Гусева Т.В. и др.; Пособие по мониторингу загрязнения водных объектов- М.; Эколайн. 1996.
  2. Калинин В.Б. Учебный исследовательский проект «Мир воды», методическое пособие для преподавателей. Обнинск. 1993.
  3. Коробейникова Л.А. и др; Изучение и охрана родников. Практическая экология для школьников. – Вологда. 1993.
  4. Корякина Н.А. и др. Шаг в 21 век детский экологический проект. Ж. Вестник АсЭкО № 2(16), зима 1999.
  5. http://www.ecosystema.ru/04materials/manuals/06.htm
  1.  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аншлаг – щит с информацией о роднике.

Ареометр – прибор для измерения плотности жидкостей. Представляет собой стеклянный поплавок со шкалой.

Водоносный горизонт – слой или несколько слоёв водопроницаемых горных пород, поры трещины или другие пустоты которых заполнены подземной водой.

Водоупо́рный горизо́нт (водоупор) – толща (слой, пласт) водонепроницаемых или относительно неводопроницаемых горных пород, перекрывающих или подстилающих водоносный горизонт.

Водоразде́л – условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озёр, морей, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Водоток – водный поток с движением воды по направлению уклона в углублении земной поверхности (река, ручей, канал).

Водородный показатель (РН) – это одно из важнейших свойств водных растворов – их кислотность (или щелочность), которая определяется концентрацией ионов Н+ и ОН.

Дебит  родника – это его мощность, то есть возможный расход воды в м3, который определяют в течение одного часа.

Каптаж источников (родников) представляет собой сооружение для захвата подземных вод, выходящих на дневную поверхность.

Школьный нивелир –  простейший прибор для определения превышения одной точки местности над другой при проведении вертикальной съемки местности.

Эклиметр – портативный геодезический прибор для измерения углов наклона на местности.

18. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Таблица 1

ШКАЛА ЗАПАХА ВОДЫ

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет запаха        

Запах не ощущается        

0

Очень слабая        

Не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании        

1

Слабая        

Запах замечается потребителем, если обратить на него внимание        

2

Заметная        

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая        

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная        

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья        

5

Таблица 2

ШКАЛА ПРИВКУСОВ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущается

0

Очень слабый        

Вкус и привкус не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании        

1

Слабый        

Вкус и привкус замечается потребителем, если обратить на него внимание

2

Заметный        

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде        

3

Отчетливый        

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздерживаться от питья        

4

Очень сильный        

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной для питья        

5

Приложение 2.

Таблица 3

ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование

Ед. изм.

Результат

ПДК

России

ПДК

ВОЗ

Превышения ПДК

Водородный

 показатель

pH

6-9

6,5-8,5

Цветность

баллы

2

Мутность

мг/л

1,5

Взвешенные

частицы

мг/л

0-750

Минерализация

мг/л

1

Таблица 4

СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Наименование

Ед. изм.

Результат

ПДК

России

ПДК

ВОЗ

Превышения

ПДК

Азот нитраты  

NO 3

мг/л

45

10

Азот нитриты

NO 2

мг/л

3,3

1

Азот аммонийный

NH4

мг/л

1

Ортофосфаты

PO4

мг/л

Хром

Cr

мг/л

0,05

0,05

Железо

Fe

мг/л

0,3

0,3

Медь

Cu

мг/л

1

1

Марганец

Mn

мг/л

0,1

0,1

Таблица 5.

ВНЕШНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ РОДНИКА

Поверхность

Запах воды

Покрыто водорослями

чистая

нет

пузыри

нефтепродуктов

на поверхности ____%

пена

сточных вод

мусор

тухлых яиц

на дне  ______%

пленка

рыбный

Приложение 3.

Таблица 6.

ПАСПОРТ НА ИСТОЧНИК

  1. Номер источника
  2. Название источника
  3. Область
  4. Район
  5. Ближайший населенный пункт.
  6. Элемент рельефа (овраг, склон балки, берег реки и т.п.)
  7. Геологические условия выхода воды:

-характера пласта, из которого вытекает подземная вода (песок, песчаник, известняк…)

-породы водоупорного пласта (глина или другие породы)

-выход воды на поверхность (из трещин, промежутков между частицами, и т.д.)

-характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует)

  1. Тип родника (нисходящий или восходящий)
  2. Высота источника над уровнем воды в реке
  3. Расстояние источника от уреза воды в реке
  4. Растительность вблизи родника
  5. Животный мир вблизи родника
  6. Физические особенности воды источника:

– прозрачность воды

– запах

– вкус

– цветность

– осадок (количество, цвет)

– состав осадка (железистый, известковистый, кремнистый)

– температура воды

  1. Температура воздуха во время исследования
  2. Замерзание источника и сроки замерзания
  3. Дебит источника (литр/сек или литр/мин)
  4. Участие источника в питании ручья, реки или озера
  5. Влияние родника на окружающую местность (провалы, оседания, оползни,  размывы, заболачивания)
  6. Санитарное состояние  родника (каменная кладка, труба, деревянный сруб), ограждение, озеленение
  7. Хозяйственное использование источника (для питьевых целей, хозяйственных)
  8. Интенсивность использования (1 – 10 баллов)
  9. Охрана родника от загрязнения (кто охраняет, выполняет работы по благоустройству)
  10. Дата взятия пробы воды
  11. Подпись исследователя

Летняя

фотография

родника

Зимняя

фотография

родника

Приложение 4.

АНКЕТА.

Населенный пункт, в котором вы живете

Область и район ………………………….

Ваш пол …………………………………..

Ваш возраст ………………………………

Ваша профессия ………………………….

Ваше образование (подходящее подчеркнуть)

а) высшее б) незаконченное высшее в) среднее специальное г) среднее

Вас устраивает качество питьевой воды, которой вы пользуетесь? ………………………

 Какими источниками питьевой воды вы пользуетесь?

а) водопровод, б) колодец, в) родник, г) бутылизированная вода

Обладаете ли вы достоверными данными о качестве воды, которой пользуетесь? ………………………

Знаете ли вы организации, которые следят за качеством воды в вашем населенном пункте? Перечислите их …………..

Получаемую вами информацию о качестве питьевой воды, которой вы пользуетесь, вы считаете:

а) исчерпывающей б) недостаточной в) информация полностью отсутствует.

Хотели бы вы регулярно получать информацию о состоянии воды, которой вы пользуетесь?

Насколько вы уверенны в том, что не можете заболеть болезнью, причиной которой станет питьевая вода?

а) я никогда не заболею такой болезнью; б) я не исключаю такой возможности; в) такая возможность очень велика.

 Какие способы очистки питьевой воды вы используете? ……

Что вы делаете, что бы получить информацию о качестве воды, которой пользуетесь?

Знаете ли вы источники, из которых вода по водопроводу поступает к вам? Назовите их.

 Считаете ли вы, что все родники чистые? …………….

О качестве воды, в каких родниках вы хотели бы узнать?

Сколькими источниками питьевой воды вы пользуетесь?

Методические рекомендации описание родников

Характеристика родников.

1). Родник «Иглай бабай чишмәсе» в переводе с татарского означает родник «деда
Иглая», расположен на берегу реки Кондурча, в 80 м от русла, и в 70 м от
автодороги из Нурлата, на восточной окраине села Новое Иглайкино Нурлатского
района Республики Татарстан. 54°24’44.0″N 50°53’22.6″E

2)      Состав и мощность
водоносного горизонта (мощность от поверхности, бровки склона до
источника-выхода подземных вод), Мощность от поверхности  бровки склона до
источника выхода подземных вод 6 метров.
  3)    Характер выхода
источника . Родник бьёт ключом широкой струёй.  4)
  площадь выхода
грунтовых вод, влияние на прилегающую местность (заболачивание, образование
ручья, оползни). В результате выхода родника образуется ручей, через 80 метров,
впадающий в Кондурчу, большая часть территории между родник
ом и  рекой
заболочена

5)      определение физических
свойств и качества воды (температура, цвет, прозрачность,
  вкус, наличие
известкового налета, железистого, ржавого), Вода холодная, прозрачная,
вкусная,   без налёта.

6)      дебит источника q=V/t V – объем сосуда в
литрах,
 t – время
наполнения, определить тип источника по величине дебита,

Ведёрко 7 литров
набирается за 10 сек
q=V/t V =7:10= 0.7л/ сек

7)      тип источника нисходящий

Благоустроенный источник почти не
посещается жителями, но совсем рядом в 70 м от основного родника имеется пока
не обустроенный родник, где обнаружили очередь автомобилей за водой. При
опросе  посетителей родника выяснилось, что при бурении нефтяниками скважин
произошло загрязнение главного источника.  Мы набрали воды из этого источника
тоже.

 За родником течёт ручей, вокруг которого
заболоченная территория, заросшая высоким тростником, осокой и другими травами.

Внимательно сравнивая воду из этих двух
родников, мы не обнаружили различий. В этот день в обоих родниках вода была
чистая без запахов и примесей.

Родник
«Юлдаш».

 IMG_20200624_185218

 Ещё один родник мы успели посетить в этот
день. Родник « Юлдаш» расположении от Иглайкинских родников вниз по течению
Кондурчи  на 4,5 км.   в западном направлении. Расположен  практически на
трассе в Самару, на южной окраине  города Нурлат.

2)      Состав и мощность
водоносного горизонта (мощность от поверхности, бровки склона до
источника-выхода подземных вод), Мощность от поверхности  бровки склона до
источника выхода подземных вод 4 метра.

3)    характер выхода
источника. Родник бьёт ключом широкой струёй

4)  площадь
выхода грунтовых вод, влияние на прилегающую местность (заболачивание,
образование ручья, оползни).

Образуется
ручей, через 100 метров, впадающий в Кондурчу, большая часть территории между
родник
ом и рекой заболочена, 
покрыта густой растительностью

5)      определение физических
свойств и качества воды (температура, цвет, прозрачность,  вкус, наличие
известкового налета, железистого, ржавого), Вода холодная, однако явные 
масленичные пятна (очень похожие на мазутные разводы) насторожили нас, и мы не
пробовали воду на вкус.

6)      дебит источника q=V/t V – объем сосуда в
литрах,
 t – время
наполнения, определить тип источника по величине дебита,

Ведёрко 7 литров
набирается за 3 сек ,
q=V/t V =7:3= 2,3л/ сек,
таким образом, данный родник имеет гораздо больший дебит, чем
«Иглай бабай
чишмәсе»

7)      тип источника -нисходящий

Родник Юлдаш, расположенный практически
на  трассе в Самару, напротив родника расположено кафе и шашлычная под
названием « Родник», на стоянке у кафе постоянно машины, естественно
загрязнение родника происходит постоянно.  Территория речной долины Кондурчи, в
том числе и родники, испытывают на себе значительное антропогенное воздействие.
Территория имеет очень высокую распаханность. В 400 метрах севернее
«Иглай бабай чишмәсе» расположены нефтяные
качалки. Вдоль реки многочисленные поселения  Иглайкино, Верхний Нурлат, Нижний
Нурлат, которые славятся не только развитым растениеводством, но и обладают
значительным поголовьем скота.
 

Детальная
характеристика водоносных слоёв

Водоносный
уржумский терригенный комплекс (Р2ur) Имеет практически повсеместное распространение.
Отложения комплекса залегают первыми от поверхности, кровля находится на
глубине от 1 до 62 м. Разрез уржумских отложений представлен мощными глинами, с
незначительными прослоями песчаника, алевролита и известняка, мощность которых
не выдержана по простиранию. Песчаник иногда представлен в виде крупных
косослоистых линз. Нижняя часть комплекса неравномерно загипсована. Гипс
содержится во всех литологических разностях разреза в виде включений и линз.
Водовмещающими породами являются песчаники, алевролиты, известняки. Коэффициент
фильтрации изменяется от 0.042 до 226.5 м/сут. Общая мощность водовмещающих
пород составляет от 1 до 25 м. Воды напорно-безнапорные. Абсолютные отметки
статических уровней изменяются от 60.6 м до 131.6 м. Водообильность комплекса в
подошве незначительная. Наиболее высокой водообильностью обладает верхняя часть
разреза. Удельные дебиты скважин составляют 0.04-3.11 л/с, коэффициент
водопроводимости 0.14-538 м 2 /сут. Питается комплекс за счет инфильтрации
атмосферных осадков и перетоков из выше залегающих водоносных горизонтов.
Разгрузка происходит родниками в бортах речных долин и субаквально. Поток
подземных вод направлен от водоразделов к долинам рек. Подземные воды
отличаются разнообразием химического состава и значительными колебаниями
значений общей жесткости. В верхней части комплекса это обычно гидрокарбонатные
натриевые, гидрокарбонатные магниевые или гидрокарбонатно-сульфатные натриевые
воды, с минерализацией 0.4 – 0.8 г/л. Наличие гипсов в нижней части определило формирование
сульфатных натрие- вых вод с минерализацией 0.9 – 5.6 г/л. Жесткость изменяется
в пределах 2.8 – 43.8 мг-экв/л. Эксплуатация подземных вод осуществляется как
одиночными скважинами, так и групповыми водозаборами. Верхняя часть комплекса
рекомендована для централизованного водоснабжения г. Нурлат. Слабоводоносный
(локально-водоносный) верхнеказанский.

http://svyato.info/13165-rodniki-nurlatskogo-rayona.html

текст при наведении

Аркадий Александрович Пластов является народным художником.

текст при наведении

Который в своих работах описывает повседневный быт глубинки, как и в картине “Родник”, которую он написал в 1952 году.

В этой картине на фоне пустой поросли молодых побегов и едва просматриваемого чисто-голубого неба, в жаркий летний день изображена юная девушка, с коромыслом на плечах и ведрами, в которые она набирает, текущую из родника воду.

Родник на картине изображен как-бы защищенным от глаз людей, за счет пораслей вербы. И выглядит он искусно ухоженным.

На главном фоне картины стоит у родника, подставляя ведра к ручью родника, который расположен на уровне плеч, и набирая воду в подставленное ведро, молодая русская девушка. Эта девушка стоит босыми ногами, что показывает летний день. На голове ее повязан платочек и свисают две длинные, русые косы, которые небрежно заплетены. А платье на девушке легкое ситцевое и легкость его видна, как оно. от легкого ветерка, немного развивается.

Эта картина вызывает нежные чувства и показывает нам бытность сельской жизни.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Я во введении к сочинению написала бы, что Пластов показывал в своих работах быт народной глубинки. Он признанный классик советского искусства, поэтому его и изучают в школах. Картина “Родник” была написана в 1952 году. В основной части пишем уже, что изображено на картине. Я бы написала такой текст. На переднем плане я вижу деревенскую девушку, у которой на плечах коромысло. Она набирает у родника воду. Девушка на картине чисто русская. Видно, что одежда у нее простая. Платье ситцевое, рукава фонариками, платок покрывает голову девушки, видимо, от палящего солнца. Художник девушку изобразил босоногой, чтобы подчеркнуть ее простоту. Смотрит она к ручью, откуда набирается вода. На заднем плане видим молодую вербу, небо голубое и чистое. Картина нежная и очень реалистичная, у меня она вызывает теплые чувства. В конце сочинения пишем небольшой вывод.

maksi­menko
[365K]

3 года назад 

То, что это лето ясно видно по природе. Зеленая травка, зеленые побеги вокруг пруда. Зеленая верба, склонившаяся над водой.

Художник описывает повседневные деревенские будни.

Вот очаровательная девчушка с ведрами пришла по воду. Ведра по старинке водрузила на коромысло. Причем одно ведро наполнено лишь наполовину. Журчащая родниковая водица наполняет его.

На ней летнее светлое платьишко с голубыми цветочками, две косы, перекинутые через плечо, концы кос слегка растрепаны. Косыночка на голове.

Она босая, это говорит о ее единении с природой.

Светлая яркая картина. Красоту добавляет чистое небо с лёгкими облаками над головой девушки.

И вся картина выполнена в светлых, теплых тона.

Милая деревенская картинка.

Enot-Nina
[110K]

5 лет назад 

На картине изображена девушка, которая пришла к роднику за водой. На ней легкое воздушное белое платье, которое подчеркивает юность девушки. Из-под белого платка выбиваются две косы, волосы в них немного растрепаны. На плечах девушка держит коромысло с двумя ведрами. Одно из них уже наполнено водой, другое она подставила под потом холодной и прозрачной воды.

Босыми ногами она стоит на деревянном мостике а берегу пруда, который питает родник. Вода в нем также прохладная. Пруд и сам родник обрамлен густой зеленью, которая хранит его прохладу. За спиной девушки виден наклоненный ствол дерева.

В верхней части картины над сочной зеленью проглядывает небо. Нежное, голубое, с легкими облачками. И хотя стоит жаркий солнечный день, картина получилась очень свежая, ведь в ней преобладает зеленый цвет листвы, голубой – неба и студеной воды, и белый цвет одежды на девушки.

Хохир­а
[6.2K]

3 года назад 

Всемирно известный художник Аркадий Пластов изображает на своих картинах обыкновенных людей, сельских жителей. Чистой и нежной является картина “Родник”. На картине изображена простая деревенская девчонка. Мы переносимся в советское время, время процветания колхозов и сёл. В то время в деревнях воды в доме не было и деревенские жители ходили на родник за водой. Родниковая вода считалась очень полезной.

В центре картины находится молодая девчонка, как говорится “кровь с молоком”. Она в светлом, лёгком платье. Даже если она его обольет водой оно высохнет за секунды, ведь день стоит солнечный и жаркий. Девчонка босиком, как и многие деревенские жители ходили босиком. Так происходила связь с землёй- матушкой. У девчонки на щеках лёгкий румянец, кажется что ей ничуточку не тяжело. Ведь она уже привыкла ходить за водой.

Над головой девчонки яркое, солнечное, чистое голубое небо. Стоит жаркий полдень. В тени от раскидистой ивы возле родника можно передохнуть , напиться родниковой воды и скрыться от палящего солнца.

На картине мы видим красоту русской природы. К сожалению, родников практически уже не осталось.

Go Green
[537K]

3 года назад 

Изображенная на картине “Родник” советского художника А. Пластова девушка помещена в центр композиции и показана на фоне сельского пейзажа.

Девушка пришла к роднику с коромыслом и двумя ведрами.

С помощью коромысла раньше носили на плечах по два ведра и это было гораздо легче, чем нести просто ведра, наполненные водой в руках.

По тому, как девушка уверенно и ловко держит коромысло и набирает воду из родника видно, что это ее обычное ежедневное занятие.

Фигура девушки показана стройной и изящной, она одета в легкое светлое платье, на голове косынка.

Художник мастер игры со светом и тенью, практически во всех его картинах солнечные лучи ярко освещают главные элементы картины и контрастируют с глубокими тенями.

Динамику в картину вносят листья растений, наклонившихся под ветром и струя родника, фигура девушки статична, ее взгляд сосредоточен на воде.

Картина понравилась светом и теплом простой красоты человека и природы.

Точно в цель
[110K]

3 года назад 

На картине А. Пластова “Родник” мы можем увидеть девушку, которая пришла к роднику, чтобы налить в коромысло с ведрами воды. Девушка одета в белое платье, на голове у нее так же белый платок, из которого торчат две больших косынки. Девушка пришла на родник полностью босиком.

На заднем плане мы можем увидеть растительность, это различные деревья, трава и кусты, художник нарисовал их в ярких тонах, чтобы передать нам красоту природы.

В верхней части картины мы можем увидеть светлое небо, видно, что на улице сейчас либо день, либо утро.

Мне очень понравилась картина А.Пластова – она изображена в ярких красках.

Элени­я
[445K]

3 года назад 

Пластов Аркадий Александрович написал картину “Родник”, это советский художник из села Прислониха, что находится в Ульяновской области. Получил образование в Москве, но благодаря сельскому происхождению, тема природы, труда в селе, простые и яркие картины с бытом людей можно увидеть в его творчестве, которые сделаны реалистично, с душой и теплом. Точно так же выполнена картина “Родник”.

На картине видим девочку, которая набирает воду из родника, на ее плечах коромысло с двумя ведрами чистой, прозрачной, родниковой воды. Героиня набирает воду, за которой не приходится наклоняться к источнику, а та сама наполняется в ведро. Это облегчает повседневную работу, которая, легко представить, непростая у людей в селе. Скорее всего девочка часто приходит к роднику, поэтому набирает воду привычным движением, поэтому в ее манере не видно, что ей тяжело, хотя два ведра наполнить и донести до дома наверняка не самая простая работа. В селе все приучены к работе по хозяйству сызмальства.

Девочка просто одета: легкое ситцевое платьице, косынка на голове, а ноги босые. На заднем плане ива, раскинувшая свои ветви. Место у родника ухоженное, ручей чистый-чистый, через него переброшен деревянный мост. Должно быть, люди часто приходят к источнику, могут отдохнуть вблизи воды, где, статься, прохладно, так как ветви ивы несколько защищают от прямых солнечный лучей, от ручья тоже должно веять свежестью. Судя по зеленым листьям, скорее всего изображено лето, день солнечный, немного облачный.

Картина вызывает приятные чувства, понятная, приближает, давая понять жизнь простых людей и их повседневные заботы.

Снежн­аяЗим­а
[189K]

3 года назад 

Картина, написанная Аркадием Александровичем Пластовым 1952 году, изображает молодую девушку, пришедшую на родник за водой. Она замечательно передает настроение летнего дня, в который каждый занят своей работой. Художник запечатлел один короткий момент: девушка набирает в ведро воду, но скоро она покинет родник и пойдет продолжать свою работу. Босыми ногами она стоит на деревянном мостике, специально оборудованном, чтобы удобно было набирать воду. Волосы ее заплетены в две косы, легкое летнее платье чуть тронуто порывом летнего ветерка. На плечах ее коромысло, одно ведро она держит под потоком свежей и прохладной воды, идущей обильной струей из источника. От воды веет приятной прохладой, ее журчание радует слух.

На заднем плане можно приметить густые заросли, защищающие небольшой прудик от посторонних глаз. Они делают это место укромным и уютным. Видно голубое небо и легкие невесомые облака, плывущие по нему. День теплый и приятный.

Чтобы написать сочинение, нужно внимательно рассмотреть картину, описать детали. Также можно рассказать о тех эмоциях, которые она вызывает. Описать свои личные впечатления.

Virid­i
[158K]

3 года назад 

Основными героями полотен художника Аркадия Пластова становились жители деревни и их быт. Вот и на картине под названием “Родник” мы видим один из немногих моментов сельской жизни: молодая девушка пришла за водой на родник. На девушке лёгкое, светлое платье, на голове повязан платок. Она держит на своих плечах коромысло с вёдрами, наполненными водой. Тяжела ноша! Лучи яркого солнца освещают фигуру девушки и весело блестят, отражаясь в струях и глади воды. Стоит погожий летний денёк, дует небольшой ветер. Это мы можем понять по расположению кустов, стебли которых наклонились немного влево. Данная картина художника мне понравилась, она яркая и добрая.

Знаете ответ?

Сочинение: описание картины А. Пластова “Родник”

Пластов Родник

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – народный художник, представивший в своих работах повседневность глубинки, быт и праздники колхозников. Его полотна являются отражением исторического времени и тех событий, которые его сопровождали. Он был признанным классиком советского искусства, а многие работы даже попали в школьные учебники. Все картины Пластова выполнены в лирической манере, с обязательным присутствием в его пейзажах русской природы. Одной из замечательнейших работ этого мастера кисти можно назвать картину «Родник», которая была написана в 1952 году.

На картине изображена юная деревенская девушка с коромыслом на плечах и ведрами, которая набирает воду у родника. Истинно русская девушка представлена на картине. Ее незатейливая одежда – всего лишь легкое ситцевое платьице с короткими рукавами-фонариками и платок, покрывающий голову от палящих солнечных лучей. Украшением ее облика являются две длинных косички, наскоро заплетенные и свисающие впереди на две стороны. А ее босые ноги еще больше подчеркивают простоту девушки, ее принадлежность к сельской жизни и близкую связь с работой на земле.

Она держит на своих плечах деревянное коромысло с ведрами уже почти полными воды. Взор девушки обращен к ручью родника, откуда набирается вода в подставленное ведро. Ручей родника расположен высоко, на уровне плеч и девушке не приходится снимать коромысло с ведрами, чтоб наполнить их водой. Сам ручей искусно ухожен человеком, а вода, текущая из родника имеет кристальную чистоту.

На втором плане картины изображены молодые побеги вербы, выросшие густой порослью. Эти побеги затеняют родник от пекущего солнца и ветров. Они еще немного подрастут и могут стать чудесным природным укрытием для родника. Сквозь поросли вербы едва просматривается небо. И только в правом верхнем углу картинно небо видно хорошо. Оно чистое, голубое и только в нескольких местах видны высоко проплывающие облака. На картине показан жаркий летний день.

Картина Пластова «Родник» вызывает нежные и теплые чувства. Она очень ярко передает тепло летнего дня и реалистичность жизни и быта советского села.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОБУ СОШ им. К.Иванова с.Базлык Бижбулякского района Республики Башкортостан

Родники моей малой Родины

(Исследовательская работа)

Выполнил: Васильев Кирилл

ученик 6 класса

МОБУ СОШ им.К.Иванова с. Базлык

Руководитель: Кузьмина Ф.В.

учитель биологии и химии.

Базлык 2016

Оглавление

1. Введение

3 стр.

1.1 Актуальность исследований

4 стр.

1.2 Цель и задачи

2. Основное содержание

2.1 Происхождение родников

6 стр.

    1. Источники моего села

  1. стр.

2.3 Результаты исследований

9 стр.

  • Химический анализ воды

  • Органолептический анализ воды

2.4 Схема описания родника

11 стр.

3. Вывод

13 стр.

4.Заключение

13 стр.

5. Список литературы

14 стр.

6. Приложение

15 стр.

  1. Введение

Вода – важнейший природный ресурс на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Водные ресурсы нашей планеты очень велики, но основную часть водных запасов, около 97%, составляет солёная вода морей, океанов и некоторых озёр. Однако солёную воду человек использует мало. Всего лишь 3% составляют запасы пресной воды. Примечательно, что основная часть этой воды малодоступна, потому что она находится в ледниках, полярных шапках и грунтовых водах. [2, с.68]

Почему же воды на Земле очень мало, когда ее так много? Дело в том, что человеку нужно воды очень много. Его потребности в воде уже стали сравнимыми с возобновляемыми ресурсами пресной воды на планете. Человеку нужна чистая, пресная вода. Без нее он жить не может. Сопоставив расход воды с величиной мирового устойчивого стока рек, нетрудно почувствовать страшную угрозу призрака водного голода, встающего перед человечеством.

Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при существующей технологии, при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды. [1, с. 5]

На наш взгляд, изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. Подземные воды, хотя и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так и в жизни человека. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой, используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов. Подземные воды, по сравнению с поверхностными, содержат меньше болезнетворных бактерий, менее подвержены загрязнению, зачастую не требуют специальной очистки.

Родники – удивительное творение природы. Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность [7, с.104].

  Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!  Роберт Рождественский писал:

Безымянный, неприметный родничок,

Он  сам то вряд ли знает, что течет

И совсем не понимает – для чего…

Ты, наверное, забудешь про него.

Ты, конечно, проживешь без родника.

А для леса он – как жилка у виска.

1.1 Актуальность работы

Выбранная нами тема актуальна сегодня потому, что от обеспеченности родниками зависит полноводность рек нашей местности. Велико и практическое значение родников не только как источников питьевой воды, но еще и потому, что реки нашей местности, имея смешанное питание, не промерзают зимой до дна только потому, что подпитываются водами родников.

Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств и не меняет своей структуры и гидрохимического состава, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая её каким-либо дополнительным способам очищения.

И едва ли кто задумывался над тем, что будет, если исчезнут все родники?

Изучая родники, мы узнаем исторические сведения о них – как человек осваивал и взаимодействовал с родниками, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Также мы получаем опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время некоторые родники, находящиеся по берегам реки Базлык, заброшены и нуждаются в охране и защите от загрязнений.

Родники – живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают. Поэтому мы решили познакомиться с родниками, пока они живы.

Экологическое состояние водоёмов я изучали на примере двух водных источников, и поставил перед собой следующую цель и задачи:

1.2 Цель работы: описание и изучение состояния водных источников и их особенностей, проблем использования.

Задачи:

1. изучить литературные источники по родникам;

2. собрать исторические сведения о возникновении источников;

3. провести исследование родниковой воды;

4. составить характеристику родника;

5. показать, насколько велико влияние человека на состояние этих источников.

Гипотеза: если не уделять должного внимания охране чистоты родников, то в результате хозяйственной деятельности человека большинство из них могут превратиться в самые настоящие сточные канавы, и произойдет загрязнение рек.

Место и сроки проведения исследования

Место проведения исследования: территория родника в селе Базлык

Время проведения исследования: сентябрь – ноябрь 2016 года

Объект исследования: водные источники – родники моего села

Методы исследования: наблюдение, эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы как теоретические пособия при благоустройстве родников, для экологического воспитания учащихся школ на уроках и внеклассных мероприятиях, воспитания любви к природе и  к Родине.

2. Основная часть

    1. Происхождение родников

На территории нашей необъятной Родины располагается огромное количество родников и источников. Вода из источников обладает целебными свойствами. В старину существовало поверье, что, напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Вода из родника доходит к нам в своей первозданной природной форме, она живая! Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. Из воды состоят все живые растительные и животные существа. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья, пищи и умывания. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она не заменима. Не зря наши предки свои жилища располагали вблизи родников и рек.

Задолго до того, как человечество придумало водопровод, сама природа позаботилась о том, чтобы создать его аналог, доставить чистую воду в самые разные уголки земного шара. Родники можно встретить не только в лесу или горах. В степях, пустыне, в лесотундровой полосе, даже в полярных зонах, под толщей льда – эти маленькие источники встречаются всюду. Они старее городов, дорог, гор и даже некоторых природных объектов. Создан ли родник для того, чтобы делиться с человеком чистой водой, либо разум сам приспособил его к благим целям – так или иначе, до сих пор существуют места, где природные источники водоснабжения остаются единственными и самыми надежными.

          Для образования подземных вод требуется 2 условия: атмосферные осадки, выпадающие в достаточном количестве на поверхность суши, и способность горных пород, слагающих эту поверхность, пропускать воду (фильтровать).

По особенностям режима все источники можно подразделить на постоянно, сезонно и ритмически действующие. Изучение режима источника имеет важное практическое значение при использовании их для питья и лечебного водоснабжения. По гидродинамическим признакам источники разделяются на 2 типа: нисходящие, питающиеся безнапорными водами, и восходящие, питающиеся напорными (артезианскими) водами.

 Существует три вида подземных вод: верховодка, находящаяся у самой поверхности земли, грунтовые воды, расположенные в первом от поверхности водоносном горизонте и межпластовые воды, залегающие под водоупорным слоем. Почвенные и грунтовые воды обычно пресные, они содержат менее 1 г/л солей.

Родники – это важные источники питания рек. Подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами: [7, с. 23].

Так что же такое родник?

Родник – это выход подземных вод на земную поверхность. [1]

Его образование связано с наложением водопроницаемых горных пород на водоупорные горные породы. Он возникает там, где уровень грунтовых вод достигает поверхности земли.

В последнее время важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Основами водного законодательства предусмотрено усиление контроля за санитарным состоянием водных ресурсов:

 – не допускать свалок мусора и других отходов по берегам рек, являющихся источниками загрязнения грунтовых вод;

 – запрещается обработка пастбищ сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2, 5 км;

 – не допускается внесение неорганических соединений и минеральных удобрений по снежному покрову;

 – необходимо организовать охрану родников и ручьев, питающих реки;

 – необходим системный контроль, состояние подземных вод и окружающей среды [5, с.36].

    1. Источники моего села

Когда въезжаешь в село Базлык, слышно,

словно сотни мельниц вертят жернова.

Это с гор падают родники.

Я. Ухсай

Родников в селе очень много. Мы с дедом проездили окрестность села и выявили восемь наиболее больших родников. Они расположены по обоим берегам реки Базлык на всем её протяжении. Устье реки находится в 12 км по правому берегу реки Менеуз. Длина реки составляет 21 км. [2]

Наиболее крупные водные источники села:

  1. «Пысãк çãл» 2. « Вãрãмвар çãле» 3. «Ултимĕр çãле» 4. «Иван çãле» 5. «Çĕмĕртлĕх» 6. «Курак çãле» 7. «Кãçмакãл» 8. «Пĕчĕк çãл».  ( Фото1-10. Родники моего села, приложение 1)

В настоящее время источники, расположенные близко к селу, благоустроенные, огороженные. Некоторые из них находятся в удовлетворительном состоянии: их углубили, чтобы стенки не развалились, обложили камнями, поставили емкость для набора воды. Эти родники  здорово выручают пастухов, рыбаков и грибников в жаркую погоду.

Практически все родники имеют свою историю. Основными источниками водоснабжения села являются родники – «Пысãк çãл» и «Вãрãмвар çãлĕ».

Первый источник – «Пысãк çãл»:

расположен у подножья холма «Мугачей», является левым притоком реки Базлык.

Двести восемьдесят девять лет назад первые поселенцы села Базлык обосновались у родника – «Пысãк çãл». Несмотря на то, что с тех пор деревня разрослась до четырехсот дворов, за водой к источнику приходят ежедневно. 
Долгие годы родниковая вода использовалась для сельскохозяйственных и бытовых нужд, для водопоя скота и лошадей.

До 2004 года жители села использовали воду для питья из источника – «Кãçмакãл», который находится 5-6 км. от деревни, насосом подавали воду в водопроводную систему. В летний период жители села получали воду с перебоями из-за неисправности водопроводных колонок и водонапорных башен. В связи с этим жители села решили построить водозабор на самом большом роднике.

Учащиеся нашей школы принимали и принимают активное участие в субботниках по очистке и благоустройстве родников. На склоне холма возле родника были посажены деревья: березы, ели, сосны.

После засухи 2010 года в районе и в селе всерьез задумались о необходимости благоустройства родников. Ведь большинство из них находились не в самом лучшем состоянии. При этом вода – стратегический ресурс, и ключи, бьющие из-под земли, обеспечивают села питьевой водой. В селе Базлык источник «Пысãк çãл» основательно облагородили в 2011 году за счет благотворительных пожертвований ОАО АНК «Башнефть». На привлеченные средства рядом с источником соорудили купель.

По традиции, 19 января, ежегодно на этом роднике проводят праздник Крещения. Считается, что в этот день вода приобретает чудотворную силу и становится поистине целебной. Люди пьют крещенскую воду, купаются в ней и окропляют ею свои жилища. Особенно многолюдно здесь бывает во время проведения крещенских обрядов и молений в православные праздники. Люди идут сюда нескончаемым потоком.

Второй источник – «Вãрãмвар çãле»:

расположен у подножья горы «Миру-Мир». Этот родник является левым притоком реки Базлык, расположен за околицей села, вдоль Уфимской трассы. Для забора воды в склон вбита металлическая труба диаметром 10 см., длиной 1.5 метра, имеется металлическая емкость для забора воды.

С 2001 года родник благоустроен, ухожен, чистоту и порядок поддерживают жители села и школьники. Поставлена красивая беседка с крышей, где можно посидеть на скамейке, отдохнуть, полюбоваться окружающей природой. Родниковая вода очень вкусная, не даёт накипи. Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства, поэтому не только жители села, но и многие жители района пользуются этой водой. У родника много народа в любое время года. Каждый второй увозит с собой здешнюю воду. 

2.3 Результаты исследований

Для исследования качества воды были взяты пробы воды из двух источников – «Пысãк çãл» и «Вãрãмвар çãле». Чтобы узнать, какая вода в роднике, надо провести ряд измерений и выявить физические особенности воды.

Методы исследования качества родниковой воды

  1. Определение водородного показателя воды (рН)

В природных водах рН колеблется в пределах от 6,5 до 9,5. норма – 6,5–8,5. если рН воды ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на её загрязнение сточными водами.

Вода, сильно загрязненная органическими веществами животного происхождения и продуктами гниения, обычно имеет щелочную реакцию (рН7), а вода, загрязнённая стоками промышленных предприятий, – кислую (рН

Оборудование: пробы воды, универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН.

Ход работы: отобрать пробу воды из родника. Смочить индикаторную бумагу в исследуемой воде и сравнить её цвет со стандартной бумажной цветной индикаторной шкалой. Время выдержки бумаги в воде около 20 секунд.

Оценка результатов: pH определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой (таблицу №3 приложение 2).

а) Если концентрация ионов водорода Н+ и гидроксид – ионов ОН–в воде одинакова, её рН=7, водная среда считается нейтральной;

б) Если ионов Н+ больше, чем гидроксид – ионов, то рН

в) Если же концентрация гидроксид -ионов превышает концентрацию ионов Н+, то рН7, такая вода имеет щелочную реакцию среды.

Вывод: В источниках №1- рН = 6,8 и №2рН = 7,0 – среда нейтральная и в соответствии с требованиями государственных стандартов относится к источникам питьевого водоснабжения.

(Фото 12. Определение кислотности воды, приложение 3).

  1. Определение жесткости воды

Оборудование: пластиковая бутылка, мыльный раствор.

Ход работы: набрать в бутылку 2/3 воды из родника добавить мыльного раствора и взболтать.

Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая

Вывод: При добавлении мыльного раствора к источнику № 1 – пена не росла, свернулась как бы в хлопья, значит вода жесткая, из-за наличия извести. Также при кипячении образуется много накипи. Источник №2 – образовалась обильная пена, значит вода мягкая, при кипячении наблюдается образование не большой накипи.

(Фото11. Определение жесткости воды, приложение 3) [8, с.118]

3. Дебит источника – это его мощность, то есть возможный расход воды. Мы определяли его следующим образом: под трубу, из которой вытекает вода, ставили стеклянную банку емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляли время заполнения банки водой.

Оборудование: банка на 1 литр, секундомер.

Ход работы: с помощью секундомера определить время, за которое заполнится водой сосуд. Затем вычислить расход воды. В первом источнике 1 литр воды наполнился за 2.1 секунд, во втором источнике 1 литр воды наполнился за 75 секунд.

– расход воды первого источника составляет около  0.476 литров в секунду, 29 л / мин,  1714 л/ ч;

– расход воды второго источника составляет около 0.013литров в секунду, 0.8 л / мин, 47.9 л/ ч.

Вывод: дебит ключа – источника №1 составляет – 0,476 литров в секунду источника №2 составляет – около 0.013литров в секунду.

4.Определение прозрачности воды

Прозрачность и мутность воды определяется по её способности пропускать видимый свет. Мерой прозрачности служит высота водяного столба, сквозь который еще можно различать на белой бумаге шрифт определенного размера и типа. Метод дает лишь ориентировочные результаты.

Оборудование: стеклянный градуированный цилиндр с плоским дном; стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм.

Ход работы: определение проводят в хорошо освещенном помещении, но не на прямом свету, на расстоянии 1 м. от окна. Цилиндр помещают неподвижно над стандартным шрифтом. Цилиндр наполняют хорошо перемешанной пробой исследуемой воды, следя за чёткостью различения шрифта до тех пор, пока буквы, рассматриваемые сверху, станут плохо различаться. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды.

Вывод: вода из нашего родника прозрачная и чистая.

5. Определение запаха воды

Запах оценивается в баллах.

Оборудование: коническая колба ёмкостью 150–200мл.

Ход работы: 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу. Накрывают притертой пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку и быстро определяют характер и интенсивность запаха.

Вывод: Запах питьевой воды составляет: 1- 0 балла.

(Фото13.Таблицу №1, приложение 2)

6. Определение вкуса воды

Оценку вкуса воды проводят у питьевой природной воды при отсутствии подозрений на ее загрязненность.

Ход работы: при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот (после определения запаха) и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывают.

Вывод: Вкус питьевой воды составляет: 1- 0 балла. [6, с.7]

(Таблицу №2, приложение 2).

Итоги исследования качества родниковой воды:

Вещество

Источник №1 – «Пысãк çãл»

Источник №2 – «Вãрãмвар çãле»

ПДК

1. Цвет

прозрачный

прозрачный

2. Привкус

1

0

3. Запах

1

0

4. Реакция рН

6,8

7,0

5. Жесткость воды

жесткая

мягкая

Соответствует норме

6. Дебит источника

0,476 литров в секунду

0.013литров в секунду

Таким образом, органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущаются, бесцветная, запах не обнаруживается. Вода в обоих источниках соответствует гигиеническим требованиям хозяйственного и культурно-бытового назначения. Экологическое состояние родников в целом  удовлетворительное.

2.4 Описание родников

Паспорт родника «Пысãк çãл»:

Географическое расположение родника: РБ Бижбулякский район с.Базлык пер. Родниковый, 300 метров на север от центра села.

Виды угодий: склон холма «Мугачей».

Характеристика почвы: песчаная почва.

Характер истечения: средний, родник не замерзает.

Тип родника: выход воды на поверхность в зависимости от силы ее напора может быть разный: напор присутствует, источник является нисходящим, так как вода стекает по водоупорному пласту под наклоном.

Дебит родника: составляет 0.476 л/с, или 29 л/мин.

Вода прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса, без запаха, жесткая.

Состояние благоустройства родника: благоустроен в октябре 2011 года.

Кем обустроен родник: восстановлен и обустроен за счет благотворительных пожертвований ОАО АНК «Башнефть». Предложения по охране и благоустройству: регулярно проводить уборку территории, прилегающую к роднику, установить мусорные ёмкости.

Куда впадает родник: река Балык.

Растительность вблизи родника: деревья: березы, ели, сосны, ива. Небольшое разнообразие трав: лютик ползучий, крапива двудомная, звездчатка, ежа сборная, подорожник большой, щавель конский.

Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, воробьи, домашние утки и гуси.

Паспорт родника «Вãрãмвар çãле»:

Географическое расположение родника: РБ Бижбулякский район с.Базлык, находится в 150 м на северо-восток от центра села (вдоль трассы Бижбуляк-Уфа).

Виды угодий: подножье горы «Миру-мир».

Характеристика почвы: песчаная почва.

Характер истечения: средний, родник не замерзает.

Тип родника: выход воды на поверхность в зависимости от силы ее напора может быть разный: напор отсутствует (вода вытекает спокойно) источник является нисходящим, так как вода стекает по водоупорному пласту под наклоном.

Дебит родника: составляет 0.013литров в секунду, 0.8 л / мин.

Вода прозрачная, бесцветная, сладковатый привкус, мягкая.

Состояние благоустройства родника: благоустроен в 2001-2002 г. Предложения по охране и благоустройству: регулярно проводить уборку территории, прилегающую к роднику, установить мусорные ёмкости.

Кем обустроен родник: администрацией села, жители села и школьники.

Куда впадает родник: река Балык.

Растительность: среди деревьев преобладают: сосна, ель, береза, а среди трав – полынь, череда, крапива, осот, конский щавель, чертополох, подорожник, лютик ползучий.

Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, воробьи, домашние утки и гуси. [3,4, с.16]

  1. Вывод

Наша страна очень богата всевозможными ресурсами, в том числе и водными. Однако мы не умеем их использовать разумно. К сожалению, люди не только не умеют правильно использовать подарки природы, но и уничтожают их. Например, водные ресурсы Человек использует в огромном количестве, при этом, нисколько не заботясь об их сохранности. Только бережное использование природных ресурсов, в том числе и воды, позволит сохранить в будущем их от полного истощения и избежать катастрофы.

Итак, после изучения родника, в результате работы с литературой, после беседы с очевидцами и проведения исследований мы можем подвести итоги своей работы и сделать следующие выводы:

  1. Изучая литературу и данные на основании рассказа местных жителей, выяснили историю, особенности, месторасположение основных родников села.

  2. Родники во многих населенных пунктах нашего сельского поселения являются одним из главных источников воды.

  3. Показатели физико-химических свойств исследуемой воды данного источника соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам.

  4. Нами составлен паспорт родника, дано его описание.

  5. Необходимо продолжить работу школьников по благоустройству и исследованию родников. Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника относительно благополучное.

Работа над этой темой будет продолжена, т.к. родники окрестностей нашей деревни изучены ещё недостаточно.

  1. Заключение

Выполняя эту работу, я многому научился, многое узнал. Надеюсь, что эта работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе.

Я думаю, что сделал очень важное и для природы, и людей дело. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу и быстротой рек, и волей океанов, и очарованием озер. Именно они, как никакой другой водный объект, нуждаются в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценней, чем самая обыкновенная чистая вода. Без неё нет и не будет жизни. Поэтому важно следить за тем, чтобы вода в исследуемых родниках была всегда чистой! Сохранение природных источников воды – задача всего человечества. Помочь роднику – значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства!

Жители села Базлык имеют все основания гордиться уникальным уголком природы. Важным условием сохранения этого уголка станет безусловное соблюдение мер охраны. Аккуратность в обращении с природой требуется от каждого, кто общается с нею.

Нами подготовлен материал для проведения экскурсии по источникам моего села для учащихся начальных классов: краткое описание природного источника, рассказ о ценных питьевых качествах воды, опыты по определению свойств воды. Мы предлагаем проводить в нашей школе ежегодную акцию «Живи, родник», в ходе которой привлекать внимание школьников к проблемам окружающей среды, выполнять работы по очистке, благоустройству и декоративному оформлению родников. Жив родник, значит, есть живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

Огромную помощь в работе нам оказали старейшины села Федотов А.П., Кузьмина З.Г., Захаров В.А., библиотекарь Кириллова М.В.

       Мы планируем продолжать исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника, включать в работу учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед  и экскурсий, а также проведение экологических акций по очистке и уборке мусора на территории родника.

Предложения по охране и благоустройству источника

    Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком.  Весьма желательно  бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста – это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить, тогда легче будет выявлять преобладающую вблизи родника и ручья растительность.

5. Список литературы:

  1. Ахманов М. Н. Вода.- М.: Эксмо, 2006.

  2. Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана. Уфа. Китап. 2007.- 108 с;

  3. Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, – М., Педагогика, 1981.

  4. Ковешников В. Н., Усенко С. Н. Методические разработки краеведческих наблюдений. – Краснодар, 2000.

  5. Литвинова Л.С.,Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М., 2005.

  6. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.1.4.1074-01. Минздрав России. Москва, 2002.

  7. Плотников Н. И. Подземные воды – наше богатство.  М. «Недра». 1990. 204с.

  8. Ходаков Ю.В. Преподавание неорганической химии в 9 классе. М.:Просвещение, 1980.-160с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org.

  2. ru.wikipedia.org Базлык (приток Менеуза).

Приложение 1

Родники моего села

Фото1-2. «Пысãк çãл»

Фото3. «Пĕчĕк çãл»

Фото4. «Кãçмакãл»

Фото5. «Çĕмĕртлĕх»

Фото6. «Иван çãлĕ»

Фото7. «Ултимĕр çãлĕ»

Фото8. «Курак çãлĕ»

Фото9. «Вãрãмвар çãлĕ»

Фото10. Экскурсия, субботник

Приложение 2

Таблица №1. Оценка интенсивности запаха воды

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха, балл

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя, внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Таблица №2. Оценка интенсивности вкуса и привкуса питьевой воды

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса, балл

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

 Таблица №3. Цветовая шкала и величина рН

pH цвет индикатора

1 малиновая

2

красная

3 оранжевая

4 желтая

5 светло-
желтая

6 желто-
зеленая

7

болотная

8 светло-
зеленая

9

зеленая

10 синяя

Характеристика среды

Сильнокислая

Среднекислая

Слабо
кислая

Нейтральная

Слабо
щелочная

Сильно
щелочная

Приложение 3

Результаты исследования

Фото 11. Определения жесткости воды

Фото12. Определение кислотности воды

Фото13. Определение запаха воды

20

Добавить комментарий