Методика составления описательного рассказа с дошкольниками.
В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:
– описанию игрушек и натуральных предметов;
– описанию картин.
Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности.
1) Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.
Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д.
Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства .
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.
Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоционально-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.
После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа.
Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов.
Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях.
Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т. е. сенсорного обследования, включающего:
– восприятие предмета в целом;
– вычленение его характерных особенностей;
-определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
– вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
– повторное целостное восприятие предмета.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание строится по вопросам педагога.
Используются различные вопросы:
– прямые («Какого цвета утенок?»);
– подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»);
– поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);
– побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.
Рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.
Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей.
Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной. Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя.
Сначала план состоит из 2 — 3 вопосов.Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы.
- Мотивация, которая придает смысл деятельности.
Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись)
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
- Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:
Педагог
Ребенок
У меня утенок
У меня цыпленок
Утенок желтый
И цыпленок желтый
У утенка большие красные лапы
У цыпленка лапки маленькие
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находящийся у него в руках или за спиной.
6. Использование схем, моделей.
7. Чтение художественных произведений.
8. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками).
9. Оценка детских рассказов.
Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследования показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходящую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. Например: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было трудно. Попробуй еще раз».
Оценка дается каждому рассказу.
10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения.
Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.
2) Методика обучения описанию картин
Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рассматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят.
Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприятию.
Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.
В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинами: составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.
Занятия по обучению детей описанию предметной картины аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов). Руководство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать» знакомые признаки предмета, изображенного на ней.
Для составления описательных рассказов могут использоваться уже известные детям и новые картины.
Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению описаний по картине.
Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании будут перечислены. Описание сюжетной картины ограничивается только ее содержанием. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.
На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины.
Например, сначала можно описать животных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»). Во второй части занятия желательно составить рассказ о всей картине: «Теперь расскажите обо всем сразу».
После занятия картина остается в группе на несколько дней, чтобы дети могли лучше рассмотреть ее, заметить то, чего не заметили раньше, и начать высказываться.
При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы.
- Вступительное слово-обращение педагога к детям перед показом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми.
- Вопросы воспитателя.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.
- Образец описания картины воспитателем.
Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней.
- Прием совместных действий, когда педагог начинает описание, а дети продолжают.
Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом.
3) Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов
Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются «клочковатостью», отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Трудности по пейзажной картине обусловлены ее статичностью.
К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Он должен помогать детям увидеть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттенки зелени при различном солнечном освещении и т.д.
Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:
– использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о?..» Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;
– использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др.) о природе, музыке.
Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;
– одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему
– сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями
Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;
– игровые приемы
Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию».
Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. Сначала активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.
Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.
Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.
Аналогичная работа проводится при рассматривании и описании натюрмортов.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
– рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
– тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
– использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
– рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
3. образец рассказа воспитателя;
4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
6. оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя;
3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
4. образец рассказа воспитателя по плану;
5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;
6. оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
– узнавание игрушки по контуру;
– графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
– рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
– выкладывание разрезных картинок по теме;
– игры с данной игрушкой;
– чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Описание обязательно проводится по плану.
Методика обучения описанию детей 5-леток.
1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
2. рассматривание объекта описания;
3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,
внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
5. рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
6. рассказы 4-5 детей об объекте;
7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся);
можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки…» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.
Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.
Как научить ребёнка правильно составлять описательный
рассказ.
Учить ребенка
рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как
составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение
связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого
педагогического воздействия и руководства.
Развитие
связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на
занятиях.
Обучая ребенка
рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению
своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания,
правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать
нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все
стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Рассказы ребенка
могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта,
о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о
природе и т.д.
Важно, чтобы
дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь
становится более связной и свободной.
В процессе
обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказы
на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного
изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято
называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также
по памяти (на темы из личного опыта).
Другую группу
составляют творческие рассказы, которые создаются при активной
работе воображения.
По форме
рассказы делятся на описательные и сюжетные.
Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ
может быть составлен и по предметным картинкам.
Чаще всего рассказы-описания
составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что
видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на
материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по
воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.
При составлении
сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные
события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом
они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают
завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе
обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания,
рассуждения.
Таким образом,
занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети
учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия ( например,
о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой ), на других
– составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление
разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности.
Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий
к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста.
Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки,
совершенствовать их.
Воспитатель
должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей
при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача
воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему
и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
В процессе
обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е.
чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием
для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и
формирование грамматических навыков.
Не менее важно
постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над
предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые
распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами
с сочинением и подчинением.
Остановлюсь на
обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Во второй
младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и
предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения
используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.
В средней
группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные
предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году
жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.
Вопросы,
речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в
средней группе.
Задача воспитателя
– подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных
рассказов.
Речевой
образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения.
Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.
Чтобы дети не
копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той
именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети,
подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.
Речевой
образец может представлять собой полное законченное описание или только
часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества,
от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем
рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по
построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять
сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.
В старшей
группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные
признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков,
устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний
можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для
куклы, туалетные принадлежности.
В качестве
приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана
рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.
Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей
группе являются – занятия-выставки. Например: «Выставка
автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких
занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов,
художников-модельеров.
Рассказывание
по картине.
Требования к
картине:
-интересное,
понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
-реалистическое
изображение.
– картина
должна быть высокохудожественной.
– доступность
содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и
заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности
рисунка).
Если
рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.
Виды занятий
по обучению детей рассказыванию по картине:
-составление
описательного рассказа по предметной картине;
-составление
описательного рассказ по сюжетной картине;
-придумывание
повествовательного рассказа по сюжетной картине;
-составление
рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
-составление описательного
рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
-творческое
рассказывание по сюжетной картине.
Требования к
рассказам детей:
Точная передача
сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых
средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей
рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее
значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.
Во второй
младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения
рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут составить связное
описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то,
что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность
передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему
вопросами. Обычно в практике работы занятия по обучению рассказыванию по
картине вызывают значительные трудности.
Для того, чтобы
дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести
предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания
о событиях, сходных с изображением на картине.
Переход от
вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически
последовательным и плавным. При помощи вопроса нужно выделить центральный образ
на картине: «Кого вы видите на картине?»
Вопросы
воспитателя в данной возрастной группе являются основным методическим приемом,
они помогают детям наиболее точно определить действия, качества, свойства
предметов.
Правильно,
последовательно поставленные вопросы обеспечивают целостность восприятия
картины, помогают детям сделать правильный вывод.
Большую роль
играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают
детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного
запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания
закрепляются в памяти детей.
Занятие
завершается обобщающим рассказом воспитателя и дает детям возможность еще раз
вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и
пояснения.
В практике
работы обучение рассказыванию по картине вызывает определенные трудности. В
основном это вызвано методическими ошибками, которые допускают воспитатели,
проводя такие занятия. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети
оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа «Что
нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают
малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения.
Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине?» А еще?» нарушают
целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с
другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что,
приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру,
воспитатель всякий раз обращается к детям с одними и теми же словами; «
Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным,
интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер
простого перечисления.
Порою при
рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что
является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным.
Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей
на том, как одета девочка. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале
следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание
подробнее рассказать о нем.
Большое
значение имеет речь педагога: она должна быть четкой, лаконичной,
выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и
красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.
Таким образом,
педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину,
выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства
ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
На занятиях по
рассматриванию картины надо упражнять детей в связных высказываниях,
формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины
помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка
делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.
Цели:
-Научить
рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
-Постепенно
перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют
изображенные предметы, объекты, к занятиям упражняющим в связной речи (ответы
на вопросы и составление небольших рассказов).
Структура занятия:
Часть 1.
Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
Часть 2.
Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной прием
проведения занятия – беседа.
К рассказыванию
по картине дети подводятся постепенно.
Используются дидактические
игры с предметными картинками:
*подобрать пару
к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
* игра «Прятки»
(картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их,
приносят, называют).
Возможно чтение
воспитателем какого- либо авторского рассказа.
Перед показом
картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.
Очень важно
мотивировать речевую деятельность детей.
Можно
предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.
К концу года
становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило,
они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).
Характерные
особенности занятий:
* Чередование
хоровых и индивидуальных ответов.
* Обязательное
наличие эмоциональных и игровых приемов;
* Использование
литературных и художественных вставок.
Возможные
приемы:
* Игра
«Расскажи кукле».
* Выбор объекта
описания;
* Показ игрушки,
идентичной персонажу картины;
* Инсценировка
(в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).
* Предложить
ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как
будто это наш котенок»).
В средней
группе цель обучения рассказыванию по картине остается прежней – учить
детей описывать изображенное на картине. Однако к 4-5 годам у ребенка
возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки,
в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается
самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить
детей к составлению небольших связных повествований.
В средней
группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины,
которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.
По – прежнему
одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя.
Вопросы должны
быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить
развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами.
Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.
Очень важно
целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких
предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания
сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого
описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале надо дать
пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с
помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием
следующего объекта, опираясь на речевой образец.
Высказывание,
относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о
картине в целом.
Итак, при рассматривании
картины в средней группе используются следующие методические приемы:
– показ
картины;
-выделение
главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;
– образец
речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети
продолжают);
– один из
детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;
–
рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;
– рассказ
педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;
На протяжении
всего занятия данного вида, необходимо давать четкие указания о характере
речевой деятельности – дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.
Применять прием
совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его.
Использовать речевой образец – пример короткого, но вполне законченного
высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.
Таким образом,
на занятиях по рассматриванию картин в средней группе дети
упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений,
объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ
педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов
постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному
составлению рассказов в старшей группе.
Цели занятий
по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:
– Подвести
детей к составлению небольшого связного повествования.
– Развивать
монологическую речь.
Виды
рассказов по картине:
*Описательные
рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
* Рассказывание
по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать
предметные и сюжетные картинки).
Характерные
особенности занятий:
* Рассказ по
вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного
ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает
свой рассказ.
* Рассказывание
по образцу ( «Расскажите, как я»).
Требования к рассказу
– образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко,
живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
*В конце года,
если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить
задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
* Рассказ по
плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что
играет, что видит за забором? и т.д.).
Структура
занятия:
*Рассматривание
картины;
* Беседа,
уточняющая основное содержание картины и ее детали;
*Рассказ
воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают
самостоятельно).
* Помощь
воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи
предложений).
Рассказ по
серии сюжетных картин:
*Рассматривается
и описывается каждая картина из серии;
* Выделяются
начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.
* высказывания
детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
В старшей
группе при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач:
воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить
правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно
описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить
грамматически правильно строить речь и др.
В процессе
обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические
приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием
совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.
В старшей
группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать
ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее
заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Для того чтобы
занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется
рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием
можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают
первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.
Занятие по
рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая
беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети
целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен
обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной
последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.
В конце краткой
беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание ( например, интересно
рассказать о девочке, у которой улетел шар).
В ходе занятия
применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые
умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию
проводится занятие ( в начале, середине или конце учебного года).
Если занятие в
старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием
совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети
продолжают и заканчивают.
Можно
привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют
несколько детей.
Методика
составления рассказа по картине в старшей группе:
–
рассматривание картины сопровождающееся беседой;
(здесь ведется
работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также
обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);
– в ходе беседы
побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;
– переход к
составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь,
когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке
Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»
– после ответов
детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.
Занятия по
обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:
-Учить детей
правильно понимать содержание картины;
-Воспитывать
чувства ( в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной
профессии и т.д.
-Учить
составлять связной рассказ.
-Активизировать
и расширять словарный запас.
-Развивать
внимание, память, инициативность, мышление.
Характерные
особенности занятий:
Повторный
просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.
Приемы:
вопрос, план,
коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования,
творческие задания;
Руководящая
роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
Рассказ
воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего
касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной
для детей).
Приемы
составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:
-начало
составляет воспитатель, заканчивают дети.
-гачинает один
ребенок, продолжает другой.
Составление
описательных рассказов (методика):
*Подбор
названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем
название», «Как можно назвать эту картину?»).
*
Характеристика самого существенного и деталей.
* Придумывание
начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
* Вопросы к
детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
* Составление
коллективного рассказа по картине:
– дети придумывают,
что с героями было раньше.
– излагают
события, изображенные на картине.
– придумывают
последующие действия, поступки и приключения героев.
* Включение
элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?
* Оценивание
рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и
выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих
события, которые предшествовали изображенному.
Творческое
рассказывание по картине:
В порядке
возрастания сложности:
* составление
рассказа с добавлением последующих событий.
* составление
рассказа с заменой объекта.
* составление
рассказа с заменой действующего лица.
* составление
рассказа с добавлением предшествующих событий.
* составление
рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
* составление
рассказа с добавлением объекта.
* составление
рассказа с добавлением действующего лица.
* составление
рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
* составлением
рассказа с изменением результата действия.
* составление
рассказа со сменой времени действия.
Составление
рассказа по картине:
Приёмы:
-перед
составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать
каждое правильно составленное им предложение;
-при
составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью,
объяснением причинно-следственных взаимосвязей ( не только что и когда
происходит, но и почему).
-при
необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и
выражения.
– если ребенок
не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после
прослушивания воспроизводит.
Планирование
творческого рассказа:
*трансформация
сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
* обсуждение
замысла.
* выбор зачина,
кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
* составление
«цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления
программы, плана развернутого высказывания.
* построение
плана изложения (можно в графическом варианте).
* установление
объекта для прямой речи.
* придумывание
заголовка к рассказу.
Приёмы:
-объяснение
задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта
и т.д.)
-ребенок
придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание
с заглавием.
-осознанное и
последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
-составление
ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
-уточнение
слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один
летний день…»).
-уточнение
финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
-на первом
этапе – образец рассказа.
-запись
рассказа взрослым для обсуждения и оценки.
Рассматривание
пейзажных картин.
Предварительная
работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
При
рассматривании целесообразны вопросы:
– Что
художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?
-Почему
художник так назвал свою картину?
– Что художнику
кажется интересным, красивым?
– «Про
что?…», «О чем?..».
*
использование музыки и поэзии.
* активизация
опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда
нет мамы дома, когда вы болеете?).
* рассказ-
образец воспитателя или литературный образец.
* в начале и в
ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем
картину.
* сравнение
разных по настроению картин.
Рассматривание
натюрмортов:
вывешивается
несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель
воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно
так, как они нарисованы на картине.
Составление
натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма
предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
В конце года
самостоятельное описание натюрмортов.
Рассказы из
опыта.
В старшей
группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и
личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они
касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей.
В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай
наиболее интересный и яркий, описать его.
Практика
показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:
«Как мы следы
осени искали»; «Зимние забавы», « Как мы провели лето» и др.
Занятия по
составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как
воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь
важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок
принес», «Мой лучший друг», « Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.
Здесь важным
фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской
памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимые
игрушки и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы,
сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об игрушках и о том, как
интересно с ними играть Затем дать образец рассказа : « Когда я была маленькой,
моей любимой игрушкой был медвежонок. Он был плюшевый, пушистый, мягкий. Я
любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать. Когда
медвежонок «просыпался», я учила его умываться, а затем начинала с ним играть:
раскладывала картинки и рассказывала что на них нарисовано. Мне было весело и
интересно».
На занятиях
такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти
аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
Закончив свое
описание, сделать короткую паузу, а затем объяснить, что рассказ состоит из
двух частей и раскрыть смысл каждой части: « В начале я подробно говорила об
игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно
рассказывала об игре с любимой игрушкой».
Для лучшего
усвоения образца можно повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей
воспроизвести первую, а затем и вторую части.
В заключение
беседы дать конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать о своей
любимой игрушке, постарайтесь сначала подробно сказать все о ней (как она
называется и чем интересна), а потом расскажите, как вы с ней играете».
На обдумывание
рассказа дается некоторое время.
Выступление
детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком
головы. Если ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит,
можно его спросить, о какой игрушке он хочет рассказать и помочь начать
рассказ: «Я очень люблю игрушку самолет…»
Иногда стоит
ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя
слушать».
В процессе
изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он
может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
Выслушав
выступление ребенка, проанализировать и оценить его рассказ, привлекая к этому
всю группу. Задать вопросы с помощью которых дети выразят свое впечатление,
выскажут мнение. Затем воспитатель должен сам кратко и четко характеризовать
рассказ. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и
высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и
оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно
и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.
В конце занятия
( после того как пять – шесть детей выступили с рассказами) еще раз
подчеркнуть, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и
посоветовать более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь
хорошо описать в следующий раз.
Высказывания на
темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому,
кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения,
совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и
рассказывать о них окружающим.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста, но, несомненно, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, так как отсутствуют готовые авторские формы. Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, то есть сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.
По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения (последние не являются предметом обучения дошкольников).
Описательный рассказ
– это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
-
описательные: описание одного предмета.
-
сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
-
объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Зачастую мы не умеем выдвинуть мотив, который убедил бы детей в важности описания объектов, а немотивированную цель реализовать сложнее. Такая ученая деятельность утомляет детей однообразием. Занятие по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Такому требованию отвечает игра «Магазин».
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
Предложите ребёнку поиграть в магазин, например – овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть.
Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 – 3 признакам: форме, цвету и вкусу. Для детей 4 – 5 лет по 3 – 4 признакам: форме, цвету, вкусу, какой на ощупь. Детям 5 – 7 лет следует предложить описать предмет по следующим признакам: цвет, форма, вкус, какой на ощупь, где произрастает, что можно приготовить, как ухаживать и т.д.
Примерные образцы рассказа :
для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»
для детей 4 – 5 лет: «Это фрукт, он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, сладкий и мягкий…»
для детей 5 – 7 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий, мягкий. Из него можно приготовить джем, повидло, варенье, сварить компот. Он растёт на деревьях в тёплых странах….»
Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как
занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушка могут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка.
Примерные образцы рассказа:
для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп».
для детей 4 – 5 лет: «Это посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она нужна, чтобы варить суп, компот. Это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
для детей 5 – 7 лет: «Посмотрите, перед вами посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она железная и нужна, чтобы варить суп, компот, кашу. А это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).
-
Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку.
-
Например: «Это зайчик. У него пушистая серая шерстка, длинные уши, чёрные глаза. У Зайки весёлая мордочка. Он одет в зелёные штанишки. Мне очень нравится эта игрушка».
-
Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.
-
Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.
-
взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.
Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».
-
Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно.
После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом. Сравнивать можно:
– описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
-
описывая предметы параллельно. Для сравнения предметов этим способом, можно использовать игру «Теремок». Эту игру можно использовать при изучении любой лексической темы. Для этого стоит построить теремок из кубиков, конструктора или любого другого материала. Рядом расположите игрушки: лису, волка, медведя, ёжика, зайца.
Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:
-
внешний вид;
-
где живёт;
-
чем питается.
Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
-
всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем), что подходит для детей 4 – 5 лет;
-
или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т.д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Детям можно предложить составлять описательные рассказы по плану (по вопросам, которые уже заготовлены взрослым) и по схеме. В зависимости от возраста детей, можно маневрировать, как количество вопросов, так и количество картинок в схеме.
План рассказа.
-
Что это (овощ, фрукт или ягода)?
-
Какого цвета?
-
Какой формы?
-
Какого размера?
-
Какой на вкус?
-
Где растёт?
-
Какой он на ощупь?
-
Что можно из него приготовить?
Ещё можно предложить метод составления рассказа по опорным картинкам, которые можно рисовать схематично, не затрачивая на это большое количество времени. Такой метод удачно использовать при описании времен года. Увеличивая или уменьшая количество картинок, их можно использовать для детей разных возрастов.
Но составлять рассказы можно и по сюжетным картинкам. На картинках могут
быть изображены и времена года, и действия людей, и присутствовать сюжеты из жизни животных и птиц. Для детей среднего возраста используйте картинки с простым сюжетом.
Составлять описательный рассказ
по сюжетной картине можно,
опираясь на саму картинку
и рифмованный текст.
Этот метод хорошо использовать
для обучения детей 3 – 4 лет.
«Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)».
Можно составлять сравнительный рассказ, например, о временах года, отвечая на вопросы взрослого, детям 4 – 5 лет.
-
Какая листва летом? Зимой?
-
Какое небо летом? Зимой?
-
Какие дни летом? Зимой?
-
Что происходит с деревьями летом? Зимой? и т.д.
Примерный рассказ: «Летом листва зелёная, а зимой листвы на деревьях нет. Летом небо светлое, зимой пасмурное. Летом дни длинные, а зимой короткие.
Детям 5 – 7 лет можно предложить составлять рассказ по картине по следующим этапам:
-
объединение предложений в рассказ
-
придумывание названия рассказа («О чём мы составляли рассказ?», «Как его
назвать?»). Желаем успехов!
Попова Людмила Александровна
МБДОУ д/с№84
воспитатель
Как научить детей составлять описательные рассказы.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Основная задача развития связной речи- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, проверки своих знаний, представлений, оценок. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказ и рассказ. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание- это изложение характерных признаков отдельных предметов и явлений, в нем много точных определений и обстоятельств.
Приемы обучения рассказыванию.
Совместное рассказывание.
Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу ,а ребенок ее заканчивает.
Образец рассказа.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания детям. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру рассказа, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм.
Анализ образца рассказа. Этот прием направлен на формирование умения составлять план рассказа.
План рассказа.
План рассказа – это 2-3 вопроса определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.
Коллективное составление рассказа.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения , начатые воспитателем. В процессе обсуждения выбираются наиболее интересные высказывания и объединяются в целостный рассказ. Разновидностью этого приема является составление рассказа по подгруппам – «командам».
Составление рассказа по частям.
Составление рассказа по частям по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает свою часть текста.
Оценка детских рассказов.
Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа ( интересное содержание , необычное начало, диалоги героев, образные слова и выражения и т.д. ).
Моделирование.
Наглядные модели выступают в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа. В качестве условных заместителей
( элементов модели ) могут выступать:
➢ Предметные картинки
➢ Силуэтные изображения
➢ Геометрические фигуры
➢ Контрастная рамка ( прием фрагментарного рассказывания ).
В качестве символов- заместителей на начальном этапе используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминаемые замещаемый объект. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок- мышонок. На последующих этапах выбирают заместители без учета внешних признаков, ориентируясь на качественные характеристики объектов. Работа по составлению рассказов с помощью метода моделировании предполагает формирование следующих умений:
➢ Усвоение принципа замещения героев или действий различными предметами или схематическими изображениями.
➢ Развитие умение передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.
Рекомендуется начать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок («Маша и медведь»,»Три медведя») или коротких рассказов В.Сутеева, В.Бианки, Л.Н.Толстого.
Для работы по составлению описательных рассказов могут быть использованы « Схемы для составления описательных рассказов « Т.А.Ткаченко. Элементами модели становятся символы-заместители качественных характеристик. Например, для описания игрушек предлагается следующая схема :
➢ Цвет
➢ Форма
➢ Величина
➢ Материал
➢ Части игрушки
➢ Действия с игрушкой
Использование этих схем позволяет детям:
➢ Самостоятельно выделять главные признаки и свойства предметов
➢ Установить последовательность изложения.
Для составления описательных рассказов можно использовать предметно-графический план В.К.Воробьевой. Педагог предлагает детям графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности, которая включает в себя 3 части :
1 часть- перечень символов ,обозначающих сенсорный канал
2 часть – представляет собой перечень признаков
3 часть – изображение самого предмета
Для составления описательного рассказа по сюжетной картинке эффективно использовать мнемотехнику.
Мнемотехника- искусство запоминания. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст рассказа.
На занятиях с использованием серии сюжетных картинок дети учатся рассуждать, накапливают знания, овладевают навыками составления рассказа. Приемы дошкольников многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.
Этапы обучения.
1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.
3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.
4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
– совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
– образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);
– план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);
– рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;
– модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);
– вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);
– указания (например, “говори
выразительно”)
В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.
Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.
На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные
предложения с однородными членами; - закреплять грамматический строй речи (название
детенышей животных); - учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.
“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.
На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.
Программное содержание:
– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;
– закрепить словарь;
– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:
“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.
По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.